Все о тюнинге авто

Список современного нормативно правового обеспечения. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда. Консультации для воспитателей по разделам программы

Законодательством регулируются отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты закреплены в законодательстве Российской Федерации в «Декларации прав ребенка», «Конвенции ООН о правах ребенка». Важным событием явился факт принятия народами мира (и, наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые; теория Я. А.Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребенка Н.К. Вентцеля- 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в; 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29–30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы ХХ столетия.

Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности образовательных учреждений; профессиональная педагогическая деятельность отражены в Законе «Об образовании»: специальных статьях; государственных образовательных стандартах и образовательных программах. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений - это обязательное лицензирование образовательного учреждения, его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно-правовыми актами в управлении образовательным учреждением, которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса отражены в содержании документов Болонского процесса и в современной российской практике в качестве реформирования образовательной системы. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к «Декларации о европейском пространстве для высшего образования» (Болонская конвенция, 1999). Основная цель Болонского процесса заключается в том, чтобы создать в масштабах всей Европы единую, сильную, конкурентоспособную, привлекательную для всех студентов мира систему высшего образования, повысить академическую мобильность между вузами, чтобы можно было свободно прослушать курс лекций в любом университете. Для полноценного участия в «Болонском клубе» РФ предстоит до 2010 года принять ряд мер по модернизации высшего образования: ввести сопоставимые с общеевропейскими системами многоуровнего высшего образования (бакалавр - магистр); внедрить кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин; создать соответствующую требованиям Европейского сообщества государственную систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов; ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании и др.

Закон РФ «Об образовании» в ст. 5 устанавливает равную возможность гражданам России получить образование любого уровня независимо от различий между людьми (пола, расы, национальности и т. д.).

Конституция РФ в ст. 43 устанавливает право каждого человека на образование.

Отношения в области образования регулируются законодательством РФ, а именно законом «Об образовании» (ст. 3).

Правоотношения возникают весьма специфично. В заключение договора может участвовать ребенок вместе со своими родителями. Если обучающийся совершеннолетний, он вправе сам заключить договор с образовательным учреждением. Согласно ст.50 Закона РФ «Об образовании» совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Ст.46 п.З - взаимоотношения негосударственных образовательных учреждений регулируются договором.

В ст. 19 п.8 - для проведения в школе начальной профессиональной подготовки необходимо получить согласие обучающихся.

Отношения между образовательным учреждением, обучающимся и его родителями могут быть других видов: командно-административные (родители оформляют поступление ребенка на основе односторонних правил, установленных школой) и договорные, в которые стороны вступают как равноправные партнеры, участвуя в формировании содержания договора, корректируя программу обучения и воспитания своего ребенка.

Права ребенка и формы его правовой защиты определяются Законом РФ «Об образовании» (ст.50, ст.51), уставом образовательного учреждения и иными локальными актами.

Учебная деятельность регулируется следующими документами:

Государственные образовательные стандарты - основной нормативный правовой акт, устанавливающие основные государственные требования к структуре, содержанию и организации образования в России. Стандарт

определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и т. д. Понятие «государственный образовательный стандарт» впервые введено Законом РФ «Об образовании».

Образовательные программы - локальный нормативный правовой акт, определяющий в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание образования определенных уровней и направленности, который

принимает каждое образовательное учреждение.

Учебный план - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.

Рабочая программа учебного курса и дисциплины - локальный нормативный правовой акт.

Годовой календарный учебный график - локальный нормативный правовой акт.

Расписание - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется распределение занятий и перерывов между занятиями в течение дня, недели, семестра, года.

Нормативно-правовое обеспечение программы

· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

· Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа опирается на современные концепции воспитания детей и молодежи. Ее содержательный компонент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской

Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной

программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

на 2010-2015 гг.», где отражаются актуальные и перспективные задачи

обучения и воспитания молодежи в России.

Психолого-педагогической основой программы является отечественный опыт организации воспитательной деятельности, а также результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно - исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно - смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности «Играй-класс: школа юного затейника» требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 323 будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.



Режим занятий

Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет (1-4 классы).

Срок реализации - 3 года.

Количество учебных часов и режим занятий:

1-й год - 33 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 5 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

2-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 3 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

3-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 4 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

Наполняемость групп: до 12 человек по каждому году обучения.

В соответствии с требованиями к организации внеурочной деятельности, занятия по программе проводятся не ранее, чем через час после уроков основного расписания. Продолжительность академического часа занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут – в 1-м классе, 45 минут – во 2-м и 3-м классах.

Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися и способы их измерения

Реализация программы отражает приобретение личностных и метапредметных результатов, которые могут быть представлены как:

· результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений (1-й год обучения);

· результаты второго уровня - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (2-й год обучения);

· результаты третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (3-й год обучения).

Личностные результаты

Освоив программу, учащиеся будут

Знать

· правила безопасного поведения во время игр;

· названия, содержание и правила народных и театральных игр;

· малые формы фольклора: считалки, дразнилки, пословицы, прибаутки, загадки и т.д.;

· термины, используемые в игровой и театрализованной деятельности: правила игры, ведущий, водящий, шеренга, колонна, круг, врассыпную, шахматный порядок, страховка, пантомима, мимика, интонация, дикция, игровая программа, сценарий, режиссер, реквизит, декорации и др.

иметь представление

· о базовых культурных и духовно-нравственных ценностях народных и современных игровых традиций;

· об основах актерского мастерства;

· об игровой программе как театральном жанре;

· о способах самоорганизации игрового досуга.

уметь

· соблюдать правила безопасного поведения в игровой деятельности;

· ориентироваться в пространстве игрового зала;

· объяснить содержание и правила знакомой игры;

· использовать малые фольклорные формы во время проведения игр;

· пользоваться выразительными средствами речи, выполнять простейшие упражнения речевого тренинга;

· мимикой, интонацией, жестами передавать различные эмоциональные состояния;

· пользоваться сценическим костюмом, атрибутами и реквизитом;

· выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств с помощью педагога и самостоятельно.

Получатразвитие такие физические параметры, как ловкость, быстрота, выносливость, улучшатся показатели памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др.

Воспитательный результат

Дети научатся

· вступать в процесс общения, согласовывая свои действия, мнения с потребностями товарищей;

· доверять, помогать и поддерживать участников игрового общения, применять свои умения при решении совместных задач;

· оценивать результаты собственной деятельности и коллективной работы;

· делиться своими чувствами, интересами, настроением;

· проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к участникам общения.

Будут совершенствоваться навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Школьники получат начальный опыт самостоятельного общественно-значимого действия (участие в подготовке и проведении игровой программы для младших товарищей).

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога;

· проговаривать последовательность действий во время игр;

· работать по предложенному педагогом плану;

· давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД:

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

3. Коммуникативные УУД :

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им;

· выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Способы и формы проверки результата освоения обучающимися программы:

· Собеседование (начало учебного года);

· Педагогическое наблюдение (в процессе занятий, выступлений);

· Самооценка (в процессе занятий, по просьбе педагога);

· Отзывы детей и родителей (устные и письменные);

· Коллективное обсуждение работы (после репетиции, выступления);.

· Анкетирование (в конце 3-го года обучения);

· Тестирование (в конце 1-го и 2-го годов обучения);

· Творческая практика (проведение игр на занятиях и в игровой программе).

Способы фиксации результата:

· Карта педагогического наблюдения

· Анкета-опросник

· Результаты тестирования

· Фото и видео отчет, мультимедийная презентация о занятиях и творческой практике

Учебный план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п Наименование тем 1 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Играй - класс: что это такое? 0,5 3,5
1.1 0,5 0,5
1.2 -
1.3 -
1.4 -
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть!
2.1 Подвижные игры 0,5 2,5
2.2 0,5 1,5
2.3 В слова и со словами 0,5 2,5
2.4 Игры-соревнования 0,5 2,5
2.5 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину
3.1 Русские народные игры
3.2
3.3 «В гостях у тетушки Арины» -
3.4 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник
4.1 0,5 1,5
4.2 0,5 3,5
5. -
6. Итоговое занятие 0,5 0,5
ИТОГО

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п Наименование тем 2 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Новости играй-класса 0,5 0,5
2.
2.1 Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности 0,5 2,5
2.2 Игры и упражнения на развитие речи 0,5 2,5
2.3 Игры на развитие творческой фантазии 0,5 2,5
2.4 Сценки-малютки 0,5 2,5
2.5 Игры вокруг елки -
2.6 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину 2.5 7,5
3.1 Игры народов мира
3.2 Вокруг земного шара (малые формы фольклора народов мира)
3.3 Что такое игровая программа. Готовим программу вместе. 0,5 0,5
3.4 «Несмеяна, не плачь» -
3.5 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник:день рождения – своими руками! -
4.1 Театр-экспромт -
4.2 Игры-аттракционы -
4.3 Игры с карточками и картинками -
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
6. Итоговое занятие -
ИТОГО

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п Наименование тем 3 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Нынче мы – выпускники 0,5 0,5
2. Сам себе поставь «пятерку»! (развивающие игры)
2.1 Смотрю и слушаю внимательно (игры на развитие слухового и зрительного внимания) -
2.2 Запомню все! (игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти) -
2.3 Говорю четко и выразительно (игры на развитие речи) -
2.4 Я на сцену выхожу (правила поведения на сцене, работа с микрофоном) 0,5 - 0,5
2.5 Праздник «Посвящение в первоклассники» (репетиции участия в качестве ведущих) 0,5 0,5
2.6 Проведение праздника «Посвящение в первоклассники» -
3. Превращаемся, перевоплощаемся (театральные игры)
3.1 Жест, мимика, пантомима…а что это? -
3.2 Играем в театр (сказка - пантомимой) -
3.3 Новогодние игры и забавы для классной вечеринки
3.4 Здравствуй, новый год! -
4. Отличники играй-класса
4.1 Знаешь ли ты русские народные игры? -
4.2 Конкурс знатоков малых форм русского фольклора -
4.3 Репетиция и коллективное проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников
4.5 «Сударыня-масленица» -
5. Сам себе затейник: игры на улице 1,5 8,5
5.1 Ловишки, салки, догонялки 0,5 2,5
5.2 Школа прыжков 0,5 1,5
5.3 Скачи, скачи, мячик! 0,5 2,5
5.4 Веселые состязания - 1,5
6. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
7. Итоговое занятие (анкетирование) -
ИТОГО
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР
1.
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Цель и задачи программы. Как появилась игра. Ее роль в развитии человека. Виды игр. Техника безопасного поведения в игровой деятельности. Затейник – кто это? Практика: просмотр презентации. Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по тематике программы М/м презентация «Школа затейников в стране Нескучалии!» (авт.) 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике -/1/1
2.
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3.
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: 0,5/0.5/1
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов теория/ практика/ всего
1. Играй - класс: что это такое? 0.5/3,5/4
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Практика: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть! 2/10/12
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Работать по предложенному педагогом плану. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: участие в школьном новогоднем празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3. Так играли еще в старину 2/7/9
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: самостоятельное проведение любимых игр Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: выполнение тестов на усвоение теоретической части программы Работать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. 0,5/0.5/1

Образовательная пресса

1. Учительская газета

2. Газета «Первое сентября»

3. Газета «Начальная школа»

Информационные ресурсы

Нормативные документы

Литература

Электронные ресурсы

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео - и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). Структура курса должна содержать:

· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

· разделы программы;

· темы занятий,

· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

· дополнительная литература;

· цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемаярезультативность курса:

· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

· портфель достижений школьника.

При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников п

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– методы профессиональной и народной педагогики, в том числе празднично-игровой культуры;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

– для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;.

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

Определённое участие в образовательном процессе взрослых (родители детей) позволяет расширить диапазон воспитательных средств. Организация тематических праздников, подготовка учащимися домашних заданий, оснащение самих занятий обогащается за счёт взаимодействия с родителями, их активной помощи.

С первого года занятий начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с игровым искусством: заучивание стихов о природе и различных явлениях, пересказ сказок и мифов, поиск в книгах загадок и рассказов о природе, о Вселенной. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

Благотворное воздействие оказывает соединение на занятиях с 7-8-летних ребят с более старшими. Малыши стараются подражать старшим, в то время как последние, в процессе совместного решения задач, что-то объясняя и проговаривая для младших, активнее начинают развиваться сами.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы , которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма занятий позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

В первый год обучения больше внимания и времени приходится уделять неподготовленным детям, а для того, чтобы не пострадал весь педагогический процесс, выбирается такая форма передачи знаний, когда будут удовлетворены интересы обеих групп детей, но при этом каждый ребёнок приобретет необходимые ему навыки

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Многочисленные настольные игры, альбомы-раскраски, проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Так, типичное занятие имеет следующую структуру:

– в начале занятия группа вспоминает, что проходили на предыдущем занятии (особенно важно для тех, кто его пропустил), – около 5 мин;

– затем обсуждается план текущего занятия – около 5 мин;

– 30 мин занимает знакомство с новым материалом;

– перерыв 10--15 мин с подвижными играми по пройденной теме;

– 15-20 мин – знакомство с новым материалом;

– 10-20 мин – на закрепление нового материала;

– обсуждение задания на дом – около 5 мин.

Занятия проводятся в зрительном зале или игровой комнате.

Для реализации данной программы имеются:

1) Игровой реквизит

2) Магнитофон, диски

3) тематическая библиотечка, дидактические разработки.

Продукт проекта:

1. Мультимедиа-презентация «Так играли еще в старину».

2. Сценарий театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с использованием русских народных игр.

3. Игровой реквизит и декорации из природного материала, текстиля.

4. Русские народные костюмы для ведущих театрализованной игровой программы.

5. Организация «школы ведущих» для наиболее активных детей - участников проекта.

6. Проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников, где в роли ведущих - дети-участники проекта.

Контроль и оценивание:

1. Результаты психолого-педагогического наблюдения за детьми - участниками проекта.

2. Проведение театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для воспитанников подготовительной группы ДОУ № 15, отзывы воспитателей.

3. Анкетирование участников проекта «Чему я научился»

4. Фото-отчет о проведенной игровой программе

5. Видео-отчет

6. Представление опыта на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» (показ игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с участием детей - ведущих)

Техника

Интернет-сервисы

Использованная литература для обучающихся и педагога

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и

средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой

внеурочной деятельности:

1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по

данному вопросу,

2) упражнение,

3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4) методы игры в различных вариантах,

5) составление плана и

Каковы важнейшие принципы построения игр?

1. В каждом мероприятии, в каждой игре должен сквозить ясный принцип: общество – стоящая вещь (даже с эгоистической точки зрения). Если к игре присоединяется еще один приятель – тем лучше для меня. В одиночку мне не добиться того, чего я добьюсь вместе с другим. Если в игру включается третий, то наши силы возрастают еще больше, а значит, и я достигну большего. И так далее.

2. Ребенок должен понимать, что с помощью товарищей он добьется то

Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 697 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы"

I. Нормативно-правовое обеспечение

I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ │ по разделу I │ 6,7 5,4 │ │ ассигнования из │ │ │ федерального │ │ │ бюджета │ │ └───────────────────────────┴─────────────┘ I.1. Анализ законодательных актов Совершенствование правовой ГКРП России 1998 - 4 3 Российской Федерации и субъектов базы развития малого Минэкономики 1999 Российской Федерации, предпринимательства. России годы нормативных правовых актов Включение предложений в план Минфин России федеральных органов законодательных инициатив Минобразование исполнительной власти в части, Правительства Российской России касающейся субъектов малого Федерации Комитет предпринимательства, в том Государственной числе: Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (по согласованию) I.1.1. составление перечня Формирование пакета законов, ГКРП России 1998 - 2 1,5 законодательных актов, способствующих развитию Минэкономики 1999 регулирующих деятельность малого предпринимательства России годы субъектов малого предпринимательства, требующих внесения в них изменений и дополнений; I.1.2. выработка рекомендаций по Подготовка отчета по ГАК России 1998 - 2 1,5 устранению административных результатам выборочного ГКРП России 1999 барьеров в сфере малого обследования регионов. Минэкономики годы предпринимательства Создание благоприятных России условий для деятельности Минюст России малых предприятий I.2. Разработка проектов федеральных законов: I.2.1. о внесении изменений и Приведение Закона в ГКРП России 1998 - 0,2 0,2 дополнений в Федеральный закон соответствие с Гражданским Минэкономики 1999 государственной поддержке кодексом Российской Федерации России годы малого предпринимательства в и другими федеральными Минфин России Российской Федерации" законами. Уточнение критериев ФФПМП отнесения предприятий к Минтранс России субъектам малого ГАК России предпринимательства, Комитет изменение заказчика Государственной Федеральной программы, Думы по собствен- определение функций и ности, полномочий ГКРП России, приватизации и Федерального фонда поддержки хозяйственной малого предпринимательства деятельности (по (ФФПМП) и региональных согласованию) фондов, конкретизация Минюст России положений по преодолению административных барьеров в части упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства и др. I.2.2. о едином налоге на вмененный Определение условий по Минэкономики 1998 0,2 - доход для определенных видов введению системы России год деятельности, осуществляемых налогообложения субъектов Минфин России субъектами малого малого предпринимательства по ГКРП России предпринимательства принципу вмененного дохода Госналогслужба России Минюст России I.2.3. о внесении дополнений в проект Определение приоритетов Мингосимущество 1998 - - закона Российской Федерации о поддержки малого России год государственной программе предпринимательства в ГКРП России приватизации государственного государственной программе Минфин России имущества в Российской Федерации приватизации; ФФПМП преимущественное право выкупа Минюст России арендуемых малыми предприятиями площадей в процессе приватизации государственной собственности I.2.4. об обществах взаимного Создание нормативно - ГКРП России 1998 0,4 - страхования правовой базы кооперации Минэкономики год финансовых средств малых России предприятий, развитие Минфин России страхования малого ФКЦБ России предпринимательства от рисков Минтранс России предпринимательской Комитет деятельности и стандартизация Государственной страхового дела Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (по согласованию) Минюст России I.3. Внесение в проект Налогового Увеличение собираемости Минфин России 1998 - - кодекса Российской Федерации налогов в бюджеты всех ГКРП России год дополнений и изменений, уровней Минэкономики предусматривающих введение России специального налогового режима Госналогслужба для субъектов малого России предпринимательства Минюст России I.4. Подготовка проекта указа Создание правовых условий для ГКРП России 1998 0,2 - Президента Российской Федерации, привлечения свободных Минэкономики год регулирующего деятельность финансовых средств субъектов России кредитных потребительских малого предпринимательства, Минфин России кооперативов граждан (кредитных снижения ставок по денежным ФКЦБ России союзов) кредитам Минюст России I.5. Разработка проектов постановлений Правительства Российской Федерации: I.5.1. о внесении изменений и Упрощение доступа малых ГКРП России 1998 - - - дополнений в Положение об оценке предприятий к Минэкономики 1999 эффективности инвестиционных инвестиционным ресурсам России годы проектов при размещении на (государственным гарантиям) Минфин России конкурсной основе Минюст России централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470, в части, относящейся к субъектам малого предпринимательства; о создании подкомиссии по малому предпринимательству в составе Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России I.5.2. о мерах по вовлечению в малое Адаптация военнослужащих в ГКРП России 1998 - - предпринимательство малом предпринимательстве, Минобороны год военнослужащих, увольняемых в формирование имущественных России запас, и членов их семей в основ предпринимательской Минэкономики условиях реформирования деятельности, поддержка России Вооруженных Сил Российской инвестиционных проектов, Минтруд России Федерации реализуемых на базе военных Минобразование городков России Минюст России I.5.3. о мерах по совершенствованию Получение оперативной, полной Госкомстат 1998 - - статистической отчетности и и достоверной информации для России год координации информационных оценки состояния малого ГКРП России ресурсов по малому предпринимательства и Минэкономики предпринимательству эффективности мер его России государственной поддержки Госналогслужба России Минюст России I.6. Подготовка предложений о Улучшение технической ГКРП России 1998 0,6 - внесении дополнений и изменений оснащенности и Минэкономики год в проект федерального закона о фондовооруженности малых России лизинге предприятий. Привлечение ГТК России кредитов коммерческих банков для развития лизинговых сделок и лизинговых технологий I.7. Разработка предложений по 1998- 0,6 1,2 совершенствованию 1999 законодательства Российской годы Федерации и государств - участников СНГ: I.7.1. таможенного законодательства Совершенствование системы ГКРП России 1998 0,6 - правового регулирования для Минэкономики год интеграции малого России предпринимательства России и ГТК России государств - участников СНГ Минтранс России I.7.2. налогового законодательства ГКРП России 1999 - 1,2 Минэкономики год России Госналогслужба России Минтранс России I.8. Разработка предложений по Упорядочение процедур ГКРП России 1998 - 0,5 1,0 совершенствованию ипотечных и заключения договоров залога и Минфин России 1999 залоговых правоотношений в сфере исполнения обязательств по годы малого предпринимательства нему, гарантирование возврата вкладываемых в малое предпринимательство средств. Создание нормативных документов для гарантийных фондов по кредитованию малого бизнеса ┌───────────────────────────┬─────────────┐ │ Финансирование │ │

Открыть полный текст документа

Отношения в сфере образования согласно статье 4 Закона об образовании регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.



Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы. Федеральные законы в области образования:

ƒ разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

ƒ регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

ƒ вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона представляется вполне логичной. Она включает в себя 15 глав, в которых последовательно закрепляются правовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в данной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образования. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализуется в полном объеме.

Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне действует и Федеральный государственный образовательный стандарт, так называемый ФГОС II поколения. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования:

впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию

образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям

реализации программ

В отличие от стандартов первого поколения нормируются:

· результаты образования

· структура основных образовательных программ

· условия и ресурсы реализации основных образовательных программ

· впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель

· впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость

· впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в области образования, представлены указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минобрнауки Российской Федерации.

Поскольку в структуре системы образования значительное место занимают муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления также обладают некоторыми нормотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут принимать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т.д.).

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативных актов, т. е. актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц. Примерами локальных нормативных актов образовательных учреждений могут служить правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и др. На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда).

Ядром отношений в образовательном праве является взаимодействие между его субъектами: образовательное учреждение - обучающийся; педагог - обучающийся; родители (осуществляющие семейное образование) - ребенок.

К ситуациям правового взаимодействия относятся, к примеру, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся. Эти взаимоотношения регулируются ст. 19 Закона РФ «Об образовании», уставом и локальными актами образовательного учреждения. Соблюдение законных прав участников образовательного процесса и выполнение ими своих обязанностей составляет основу защиты их чести и достоинства, базу для установления гуманитарных отношений.

Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка установлены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Нормативно-правовая база социального педагога

1. Конвенция ООН о правах ребенка 1995 года;

2. Российские документы федерального значения:

Конституция РФ,-Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы,-трудовое законодательство,

Закон РФ «ОБ образовании» с изменениями и дополнениями,-Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,-Закон «Об общественных объединениях»,

Закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений»,

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».-ведомственные документы «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»;3. Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает;4. Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления);5. Внутриучрежденческие документы: Копия Устава образовательного учреждения, копия плана работы образовательного учреждения, должностная инструкция социального педагога.

Введение

Сущность регламентации труда

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Заключение


Введение

Актуальность темы данной работы определяется социальной важностью задач регламентации труда. Определить свое место в общественной организации труда возможно только через конкретное разделение труда. Оптимальный уровень кооперации и разделения труда между работниками может быть найден и обоснован с помощью регламентации труда.

В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией определяется не только уровнем их технического оснащения и инновациями технологий, но и наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления, цель которого заключается в использовании научных основ, теоретических и методологических положений, а также практического опыта в области регламентации и нормирования труда персонала предприятий при формировании социально-экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Проблемам нормирования труда в зарубежной и отечественной литературе уделяется достаточно внимания, можно отметить труды следующих авторов: Л.И. Абалкина, Г.Я. Кипермана, В.П. Москаленко, В.М., Федоточкина, Н.В. Кочкиной, М.Е. Панкина, Н.А. Иванова, Файоля А., Роберта Г. Геста, Генри Минцберга и др.

Цель данной работы: изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

Задачи, определяемые указанной целью, заключаются в следующем:

) изучение сущности и механизмов регламентации и нормирования труда на предприятии;

) изучение регламентации и нормирования труда как основы формирование экономических условий роста эффективности труда.

1. Сущность регламентации труда

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.

Основой, регламентации является «регламент» (от фр. reglament- правило) - совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия (а также порядок проведения заседаний и конференций).

В условиях становления экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников.

В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций в основном носит локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. В то же время, регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Трудовой кодекс РФ и др.

Таким образом, регламент -это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. При этом, регламентация труда требует определения совокупности регламентирующей документации. Проблема определения форм регламентации труда обуславливается, с одной стороны, спецификой труда, а с другой - неопределенностью границ делимости составляющих процессов. В следующей главе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение регламентов труда.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Эффективному управлению предприятием, фирмой и т. п., тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности.

В практике регулирования трудовых отношений и организации труда чрезвычайно важна регламентация трудовой деятельности работников, четкое формализованное описание должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.

Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой - упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации труда - т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные.

К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы оргструктур управления, различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д.

Регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, оргструктуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.

К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, трудовой договор и т. д.

Трудовая деятельность служащих, занятых в органах государственного управления, - это специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом управления и документально закреплены законодательным или нормативно-правовым актом.

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления (субъекта управления), организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, служащий) вносил свой вклад в их решение в соответствии с его ролью и статусом.

В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законы о государственной службе субъектов РФ, Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», Положение «О проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.

Для регламентирования труда характерны не только качественные, но и количественные показатели трудовой деятельности, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В связи с этим особое внимание уделяется к нормированию труда - установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. То есть регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно - совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов.

Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям.

) Организационно-правовое регламентирование отражается в ряде документов, имеющих:

нормативный характер (например, Положение о структурном подразделении, Положение об организации, Порядок составления политики компании, должностные инструкции и др.;

характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);

) Экономическое регламентирование определяет границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: Положение об оплате труда, Положение о материальном стимулировании работников организации, Положение о премировании и т. п.

) Социально-психологическое регламентирование устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.

Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них - четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.

Результатом регламентирования трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника является комплекс документов (кадровой документацией).

Созданиенеобходимых правовых условий для согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и в том числе отношений по организации труда и управлению трудом отнесенок числу основных задач трудового законодательства, а именно Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Положения ТК РФ, регламентирующие трудовые отношения, обязательны для каждого работодателя:

Так, статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников в порядке, как правило, являются приложением к коллективному договору.

График сменности. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (статья 103 ТК РФ);

График отпусков (статья 123 ТК РФ). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под подпись до сведения работников (статья 212 ТК РФ).

Кроме того, ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по документированию трудовых правоотношений с работником:

трудовой договор должен быть заключен в письменной форме (статья 67 ТК РФ);

прием на работу, увольнение оформляются приказом (распоряжением) работодателя, с которыми работник знакомиться под подпись (статьи 68, 84.1 ТК РФ);

обязательно издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания (статья 193 ТК РФ);

на всех работников ведутся трудовые книжки (статья 66 ТК РФ).

Таким образом, весь комплекс документов можно разделить на:

Обязательные документы, наличие которых прямо предусмотрено ТК РФ для всех работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

Факультативные кадровые документы, которые работодатель может принимать в рамках локального нормотворчества, их перечень, порядок ведения работодатель определяет самостоятельно.

При этом, факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации трудовых отношений. К факультативным кадровым документам можно отнести, например, положения о структурных подразделениях, положения о персонале, должностные инструкции.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др.

Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.

Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность.

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих.Штатное расписание - документ, утверждаемый руководителем организации и содержащий сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Должностная инструкция - это не только руководство к действию для самого работника, но и основа для проведения оценки результатов его трудовой деятельности, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке. Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности.

Должностная инструкция должна быть разработана для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, она составляется на основе положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее уставом, а руководителей подразделений - положениями о них.

Таким образом, организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

2 Значение регламентации труда персонала в организации

регламентация нормирование труд

Стимулирование должно быть направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников. Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.

Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

При этом, регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу.

Регламентация содержания выполняемой работы сотрудников предприятия должна решать следующие задачи:

определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

обеспечение работников необходимой им для выполнения возложенных на них задач информацией;

распределение работ и операций между подразделениями предприятия по принципу рациональности;

установление конкретных должностных обязанностей для каждого работника в соответствии с его квалификацией и уровнем образования.

Регламентация содержания труда служит повышению эффективности выполняемой работы, поэтому с точки зрения стимулирования выполняемой работы регламентация результатов выполняемой работы играет очень важную роль. Она включает в себя:

определение ряда показателей, характеризующих деятельность подразделений предприятия и каждого работника в отдельности, которые учитывали бы вклад подразделений и отдельных работников в общий результат деятельности предприятия;

определение количественной оценки по каждому из показателей;

Таким образом, регламентация играет очень важную роль в деятельности организации, поскольку ее эффективная работа не может быть достигнута без регламентирующих документов, с помощью которых осуществляется результативная работа персонала. От правильно разработанной регламентации труда персонала напрямую зависит успех организации.

Заключение

Таким образом,завершая работу, кратко отметим следующее:

Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации.

Регламентация деятельности - это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала этопреждевсегомодели выполнения работ.

Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Нормативно-правовая деятельность по регламентированию и нормированию труда можно классифицировать на:

регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор);

по информационному обеспечению: формы документов - делопроизводство;

регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение);

нормирование процесса управления - организационные процессы, графики производства;

регулирующие работу персонала - положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск.

Организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

Список используемых источников

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1) - Ст. 3.

2.Савельева Е.А. Регламентация и нормирование труда / Учебное пособие - М.: Издательство МАРТИТ, 2012. - 69 с.

.Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб.пособие / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.

.Ворожейкин И.Е. Управление персоналом организации: учебник / И.Е. Ворожейкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.

.Ворохоб О. Регламенты в компании / О. Ворохоб // Управление корпоративной культурой. - 2009. - №4. - С. 24-29.

.Жданов О.И. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе / О.И. Жданов // Психология управления. -2009 . - №6. - с. 23-29.

.Заказнов А. Регламентации в управлении персоналом / А. Заказнов // Менеджмент качества. - 2009. - №2. - С.14-19.

.Иванова А. Регламенты / А. Иванова // Управление развитием персонала. - 2008. - №2. - С. 10-15.

.Ивановская Л.Сущность и виды регламентации труда персонала / Л.Ивановская // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2009. - № 7. - С. 6.

.Казаков М. Регламенты: их назначение / М. Казаков // Управление развитием персонала. - 2009. - №3. - С. 16-22.

.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 279 с.

.Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: Проспект, 2008. - 238 с.

.Хаттоева Т. Регламенты: нужны ли они? / Т. Хаттоева // Управление развитием персонала. - 2005. - №3.- С. 25-31.