Все о тюнинге авто

Муниципальное и местное самоуправление разница. Муниципальная власть и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия. Разновидности местных федеральных налогов

· Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.

· Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:

  1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
  2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
  3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
  4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

Особенность положения местного самоуправления в государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) — в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к. выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения общественных функций, возложенных на них. Отсюда и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по природе. Муниципальное хозяйство — акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.

Подчеркнем, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

  • Более 1800 муниципальных районов.
  • Более 500 городских округов.
  • 3 городских округа с внутригородскими районами.

По большому счету, муниципальные районы и городские округа – это прежние районы области и отдельные города, но есть и важные отличия. Реформа самоуправления окончательно утверждает разделение власти на исполнительную и представительскую, чего в советской системе не могло быть в принципе (совет фактически соединяет в себе обе ветви).

Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

Что такое муниципальный район?

Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

Полномочия управляющих органов муниципального района

К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

Администрации муниципальных районов также несут ответственность за состояние дорожной сети, ее ремонт и содержание, утилизирует или перерабатывает бытовые и прочие отходы, отвечает за снабжение населения электричеством и газом, имеет право заниматься опекой и попечительством, учреждать музеи местного значения.

В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

Что такое городской округ?

В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу , один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (

Порядок принятия устава МО.

Проект Устава, проект МПА о внесении изменений и дополнений в Устав могут быть внесены в городскую Думу главой МО, депутатами городской Дум, органами ТОС, гражданами в порядке правотворческой инициативы.

Проект устава, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного МПА, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Устав МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру ОМСУ, полномочия ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего МПА о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Устав МО принимается представительным органом МО. И только в малочисленных (до 100 человек) устав МО принимается непосредственно населением на сходе граждан. Устав МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат госрегистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ "О госрегистрации уставов МО". Устав МО направляется главой МО в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о госрегистрации устава МО принимается в 30-дневный срок со дня его представления для госрегистрации. Госрегистрация устава удостоверяется свидетельством о госрегистрации. Основаниями для отказа в госрегистрации устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" порядка принятия устава. Отказ в госрегистрации могут быть обжалованы гражданами и ОМСУ в судебном порядке.

7. Понятие и признаки муниципальной власти.
Муниципальная власть – вид публичной власти, основанный на установленных государством нормах права, представляющий собой систему властеотношений, складывающих в пределах МО, реализующихся от имени и в интересах местного сообщества в целях реализации функции МСУ.

Муниципальная власть – публичная власть.

Природа муниципальной власти:

1) это часть государственной власти

2) это самостоятельный и независимый вид публичной власти, власть общественная, осно-ванная на противопоставлении государства и общества;

3) дуализм – общественная и государственная (в идеале) – большинство учёных солидарно

Все 3 компонента – это эволюция от государственной власти к публичной через её дуализм. Никогда в переходные периоды государство не должно упускать из вида общественные отношения

Сходства и различия муниципальной и государственной власти

Сходства:

1) разновидность публичной власти;

2) наличие аппарата управления, наличие бюджета;

3) непрерывность во времени;

4) аппарат принуждения и т. д.

Различия:

1) социальная сущность: самоуправление всегда сопутствовало существованию человеческой цивилизации. Община – яркий пример самоуправления в догосударственный период. 2) государственная власть – власть верховная, суверенная, муниципальная – власть подзаконная действующая в порядке, пределах, установленных верховной властью.

3) государственная власть – территория всего государства, муниципальная власть - территория муниципального образования.

4) по решаемым вопросам: государственная власть – решение вопросов государственного значения, в которых отражается интерес государства в целом, муниципальная власть – интересы населения и самой территории

5) государственная власть – жесткая субординация

8. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
МСУ в РФ относится к числу важнейших элементов госустройства России, предусматриваемого Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее госустройство РФ от ранее существовавшего в части вопросов осуществления МСУ. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

1) гарантированность МСУ со стороны государства (ст. 12, 133);

2) самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий (ст. 12, 130, 131, 132);

3) организационную обособленность МСУ от системы органов госвласти (ст. 12);

4) осуществление МСУ с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131);

5) возможность наделения ОМСУ отдельными госполномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (ст. 132).

Особого внимания заслуживает также ст. 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения ОМСУ Конституции РФ и законов.

Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти и МСУ”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление МСУ населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что МСУ является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в ч. 1 ст. 130 Конституции, согласно которой МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением ВМЗ. Квалифицирующим признаком ВМЗ, указанным в ФЗ № 131 (ст. 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения МО.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция РФ, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о МСУ, на которой должны базироваться все остальные НПА. Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции РФ, регулирующие отношения в системе МСУ, является ФЗ № 131. Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции РФ.

9. Понятие, признаки местного самоуправления.
МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ ВМЗ исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

МСУ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ ВМЗ, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

МСУ (ст. 3 ЕХМСУ) – право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.
В понятии МСУ можно выделить несколько основных элементов (признаков):

2) МСУ - это самостоятельная деятельность населения. ОМСУ в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по ВМЗ. Самостоятельность МСУ определяется прежде всего его отделением от системы госвласти. Кроме населения МО нет субъекта, которому бы подчинялись ОМСУ. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура ОМСУ определяется населением самостоятельно (ст. 131), ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные ВМЗ (ст. 132);

3) МСУ осуществляется населением под свою ответственность;

4) МСУ осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания ТОС) и через ОМСУ (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение ВМЗ);

5) МСУ осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации - отсутствие единых, типовых подходов к управлению местными делами, так как каждое МО имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

10. Теории и модели местного самоуправления.
Теории МСУ - основные учения о МСУ, его сущности, организации и путях развития.

Основные теории МСУ:

Теория свободной общины

Общественная (хозяйственная) теория

Государственная теория

Теория дуализма муниципального управления

Теория социального обслуживания

Теория свободной общины.

Теория свободной община получила свое распространение в Германии, в начале XIX века, и опиралась на постулаты естественного права. Основной идеей теории свободной общины стало обоснование ограничение вмешательства государства в деятельность общины.

Основные положения теории свободной общины:

ОМСУ должны избираться населением

ОМСУ противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему.

Разграничение предметов ведения ОМСУ и органов госвласти

Право на независимость и самостоятельность ОМСУ, при осуществлении ими установленных полномочий.


Похожая информация.


Местное самоуправление - самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления. А также непосредственно – путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Но главным субъектом местного самоуправления является местное население. Представительные органы местного самоуправления выявляют волю, интересы местного населения и выражают их в виде решений, которые реализует местная исполнительная власть. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до25 делегатов) в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. Основная часть депутатов этих органов работает на непостоянной основе. В составе представительного органа местного самоуправления работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях – собраниях депутатов представительного органа (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).

  1. В чем отличие местного самоуправления от государственной власти и от общественных организаций?

Отличия МСУ от государства, установленные профессором Велиховым:

1. Различия в характере власти: местная власть – власть подзаконная, действующая в рамках, установленных верховной властью.

2. Разграничение сфер компетенции государства и МСУ. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

3. Самостоятельность источников средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

4. Теоретически ограниченный, выборный принцип, согласно которому МСУ – способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень – наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Наряду с различием местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление носит форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава. Жителя данного поселения исключить невозможно, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для этого органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, полученные от избравшего их населения.


Общественная организация - это неправительственное, негосударственное, добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

  1. Правовая основа местного самоуправления РФ.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.