Все о тюнинге авто

Графическая работа 1 2. Практические и графические работы по черчению. «Моделирование по чертежу»

Инженерная графика

Методическое пособие к контрольной работе №1 для студентов заочной формы обучения специальности

Екатеринбург

Составил________________препод. спец. дисциплин

Анискина П.М.

Рецензенты______________доцент кафедры «Инженерная графика»

УГТУ-УПИ Кириллова Т.И.,

ст. препод. кафедры технологии УрГПУ

Оконишникова Н.С.

Методическое пособие содержит указания к самостоятельной работе студентов по выполнению контрольной работы №1, составлено на основании рабочей программы по дисциплине «Инженерная графика» и призвано помочь им выполнить домашние задания и контрольную работу по ним в соответствии с содержанием государственного стандарта СПО по специальности

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Пособие содержит большое количество иллюстрированного материала, что помогает студентам получать теоретические знания, необходимые для выполнения графических работ.

Методическое пособие содержит краткие сведения по темам 1… 3 разделов рабочей программы дисциплины «Инженерная графика», а также задания и образцы выполнения графических работ, необходимых для изучения основ геометрического, проекционного, технического черчения; приобретения практических навыков, необходимых для выполнения курсовых и дипломных работ, работы по специальности.

Каждый студент выполняет работы в соответствии с вариантом, определяемым по последней цифре номера студенческого билета (в случае, когда последняя цифра 0, выполняется вариант 10). Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.

Подготовка к выполнению графических работ предполагает изучение теоретических основ изучаемых тем, представленных в данном пособии, а также применение знаний, получаемых при работе с учебными пособиями, предлагаемыми в списке рекомендуемой литературы.

Чертежи выполняются в карандаше, в соответствии с требованиями ЕСКД. Надписи и цифры должны быть выполнены чертежным шрифтом.

В случае затруднений с выполнением отчетных работ студент может обратиться за консультацией к преподавателю колледжа.

Введение

Графика – это способ отображения окружающей нас действительности на плоскости.

Чертеж – это графическое изображение, выполненное при помощи специальных чертежных инструментов и принадлежностей.

Чертежныеинструменты :

· рейсшина с головкой, рейсшина роликовая – применяются для выполнения параллельных, преимущественно горизонтальных прямых (рис.1);

· линейки – применяются для проведения прямых линий и измерения линейных размеров;


· треугольники – применяются для построения прямых углов. Точность работы угольником проверяют перед выполнением построений (рис.2). Рекомендуется для работы иметь два треугольника с разным набором углов.

· лекала – применяются для построения и обводки лекальных кривых (рис.3);

· разметочный циркуль (измеритель) – предназначен для измерения и откладывания линейных размеров (рис.4,а);

· циркуль чертежный – предназначен для вычерчивания окружностей и дуг (рис.4,а). Приёмы работы циркулем показаны на рисунке 4,б.

Рис. 4

Чертежные принадлежности:

· бумага

Графические работы выполняются на чертежной бумаге, имеющей с одной стороны шероховатую поверхность, а с другой – гладкую. Выполнять чертежи следует на гладкой стороне. Эскизы и упражнения допускается выполнять на писчей бумаге. Чертежная бумага выпускается определенного размера, или формата (см.п.1.1). В методических указаниях к каждому заданию приводится рекомендуемый формат чертежной бумаги.

· чертежная доска, имеющая ровную и гладкую поверхность, устанавливаемая под углом к горизонтальной поверхности стола.

· карандаши, обеспечивающие необходимое качество выполняемых чертежей. Рекомендуется:

Для выполнения различных построений применять карандаши с твердым грифелем Т, 2Т (Н, 2Н);

Для обводки – карандаши средней твердости (ТМ, НВ) и мягкие (М, В);

для выполнения надписей – карандаши средней твердости и мягкие.

Карандаш к работе необходимо подготовить, т.е. правильно заточить (рис. 5).

· резинка для удаления карандашных линий. Она должна быть мягкой и эластичной.

Раздел 1. Правила оформления чертежей

1.1 Форматы (ГОСТ 2.301-68). Основная надпись

Основные форматы

Обозначение формата Размеры сторон формата, мм
А0 841х1189
А1 594х841
А2 420х594
А3 297х420
А4 210х297

Размер формата определяется размерами внешней рамки, выполняемой на листе тонкой линией (рис. 6). Рамка поля чертежа выполняется основной сплошной линией см. п.1.2.

Формат А4 располагать вертикально.

В нижнем правом углу формата выполняется основная надпись (рис.7).

Основная надпись заполняется шрифтом №5 (см. п. 1.3).

1.2 Линии чертежа

Все чертежи выполняются в соответствии с ГОСТ 2.303 – 68, который устанавливает основные типы линий (см. таблицу 1).

Графическая работа №1

Наименование «Линии чертежа».

Формат А4.

Таблица 1

Наименование Начертание Толщина линий Каран- даш Назначение
1. Сплошная толстая, основная S = 0,5 …1,4 (мм) М, ТМ 1. Линии видимого контура 2. Линии перехода видимые 3. Линии контура вынесенного сечения 4. Линии рамки чертежа и основной надписи
2. Сплошная тонкая S/2… S/3 Т, 2Т 1 . Линии размерные, штриховые, выносные 2 . Линии выноски 3 . Полки линий выносок 4 . Линии переходов воображаемые 5 . Линии построения проекционной связи
3. Сплошная волнистая S/2… S/3 Т, ТМ 1 . Линия обрыва 2 . Линия разграничения вида и разреза
4. Штриховая S/2… S/3 Т, ТМ 1 . Линии невидимого контура 2 . Линии перехода невидимые
5. Штрихпунктирная S/2… S/3 Т 1 . Линии осевые, центровые
6. Разомкнутая S…1,5S М, ТМ 1 . Линии сечений
7. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая S/2… S/3 Т, ТМ 1 . Линии сгиба на развертках

Графический практикум.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы правила нанесения номеров позиций на сборочных чертежах?

2. Как штрихуются граничные детали на сборочных черте­жах в разрезе?

3. Какие размеры наносят на сборочном чертеже?

4. Что называется деталированием?

5. Должно ли соответствовать количество изображений на детали на

сборочном чертеже количеству изображений этой же детали на рабочем чертеже?

1. Построить профиль двутавровой балки или швеллера. Варианты заданий взять из таблиц 1,2,3.

2. Построить плоский контур, имеющий сопряжения. Варианты заданий – таблица 4.

3. Выполнить чертеж лекальной кривой, взяв данные из таблицы 5.

Задание выполняется на формате А3. Пример выполнения задания на рисунке 5.3.

Методические указания.

1. При выполнении чертежа профиля швеллера или двутавровой балки все размеры берутся из таблицы 2 или 3 и на чертеже вместо буквенных выражений ставят цифровые. Для построения заданного уклона рядом с профилем строят прямоугольный треугольник, тангенс угла которого равен уклону, затем через точку, положение которой на профиле определяется размерами:

(b – d) /2 - для швеллера и (b – d) /4 - для двутавровой балки, проводят прямую параллельную гипотенузе построенного прямоугольного треугольника. На рис. 5.1 показан чертеж полки швеллера. Определяют положение точки D , рассчитывая размер (b – d) /2 и откладывают в этой точке значение t .

Варианты заданий.

Варианты задания для вычерчивания профиля проката. Таблица 1.

Швеллер. Таблица2.

Таблица 3. Двутавровая балка.



2. Задание на построение плоского контура выполняется после изучения раздела «Сопряжения».

Построение чертежа технической детали начинают с анализа геометрических элементов, составляющих деталь, и определения ее габаритных размеров. Затем определяются геометрические построения и сопряжения на данном чертеже. Соответственно габаритным размерам детали выбирают масштаб изображения. Построения выполняют в такой последовательности:

1. наносят осевые и центровые линии;

2. проводят окружности, центры которых расположены на пересечении центровых линий;

3. проводят прямые линии;

4. выполняют сопряжения с указанием вспомогательных построений, необходимых для определения центров и точек сопряжения;

5. наносят размерные линии и проставляют размерные числа. Вспомогательные построения рекомендуется оставить на чертеже.

Пример построения чертежа детали, имеющей элементы сопряжения.

Контур прокладки (рис. 5.2 а). Проводят вертикальную ось симметрии и центровые линии. Вычерчивают две окружности Æ 20 мм на расстоянии 110 мм друг от друга и из этих же центров проводят окружности радиусами R32 (рис. 5.2 а,б).

В тонких линиях выполняют внешний контур прокладки, имеющий форму равнобедренной трапеции с основаниями 130; 65 мм и высотой 120 мм. Используя размеры 36 и 38 мм, проводят параллельные прямые верхнего выреза. Выполняют внешнее сопряжение окружностей радиусов R32 дугой радиуса R84 (рис. 5.2 а, в). Центр дуги сопряжения – точка пересечения вспомогательных дуг, проведенных из центров О 1 и О 2 радиусами R = (32 + 84) мм. Выполняют внутреннее сопряжение этих же дуг дугой радиуса R108. Центр О 3 этого сопряжения лежит в точке пересечения дуг, проведенных из центров О 1 и О 2 радиусами R = (108 – 32) мм. Строят сопряжения острых углов при верхнем основании трапециидугой радиуса R25 и сопряжение боковой наклонной стороны трапеции с дугой радиуса R108 при помощи вспомогательной дуги радиуса R28 (эти сопряжения обозначены на рис. 2 в) сответственно римскими цифрами I и II). Сопрягают параллельные прямые верхнего выреза дугой радиуса R18 (сопряжение III на рис. 5.2 в). Обводят чертеж и проставляют необходимые размеры (рис. 5.2 а). рис.яжениелельные прямые верхнего выреза дугой радиуса иуса центров за. Выполняют внешнее сопряжение окружностей радиусов 20

Рабочая тетрадь

Введение в предмет черчения

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

Разновидности графических изображений

Задание: подпишите названия изображений.

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

Задание 1

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1



Вариант №1.

1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)



Типы шрифтов:

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Геометрические построения

Деление окружности на 5 и 10 частей

Деление окружности на 4 и 8 частей

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

Деление отрезка на 9 частей

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

Вариант №1

Вариант №2

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

Закрепление материала

Вариант №1 Вариант №2

Закрепление материала

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

Вариант №3 Вариант №4

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Овал -

Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D4, который будет равен радиусу дуги R.

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4.

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R1, которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

1. Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.


Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

Ребус

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

1. В переводе с французского языка «вид спереди».

2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

4. Геометрическое тело.

5. Чертежный инструмент.

6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

7. Геометрическое тело.

8. Наука о графических изображениях.

9. Единица измерения.

10. В переводе с греческого языка «двойное измерение».

11. В переводе с французского языка «вид сбоку».

12. На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

Технический словарь черчения

Термин Определение термина или понятия
Аксонометрия
Алгоритм
Анализ геометрической формы предмета
Бобышка
Буртик
Вал
Вершина
Вид
Вид главный
Вид дополнительный
Вид местный
Винт
Втулка
Габарит
Гайка
Галтель
Геометрическое тело
Горизонталь
Готовальня
Грань
Деление окружности
Деление отрезка
Диаметр
ЕСКД
Инструменты чертежные
Калька
Карандаш
Компоновка чертежа
Конструирование
Контур
Конус
Кривые лекальные
Кривые циркульные
Лекало
Линейки
Линия – выноска
Линия выносная
Линия перехода
Линия размерная
Линия сплошная
Линия штриховая
Линия штрихпунктирная
Лыска
Масштаб
Метод Монжа
Многогранник
Многоугольник
Моделирование
Надпись основная
Нанесение размеров
Обводка чертежа
Обрыв
Овал
Овоид
Окружность
Окружность в аксонометрической проекции
Орнамент
Оси аксонометрические
Ось вращения
Ось проекций
Ось симметрии
Отверстие
Паз
Паз шпоночный
Параллелепипед
Пирамида
Плоскость проекций
Призма
Проекции аксонометрические
Проекция
Проекция изометрическая прямоугольная
Проекция фронтальная диметрическая косоугольная
Проецирование
Проточка
Развертка
Размер
Размеры габаритные
Размеры конструктивные
Размеры координирующие
Размеры элемента детали
Разрыв
Рамка чертежа
Ребро
Рисунок технический
Симметрия
Сопряжение
Стандарт
Стандартизация
Стрелки
Схема
Тор
Точка сопряжения
Транспортир
Угольники
Упрощения и условности
Фаска
Форматы чертежей
Фронталь
Центр проецирования
Центр сопряжения
Цилиндр
Циркуль
Чертеж
Чертеж рабочий
Черчение
Число размерное
Чтение чертежа
Шайба
Шар
Шлиц
Шраффировка
Шрифт
Штриховка Штриховка в аксонометрии
Эллипс
Эскиз

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных заданий

по дисциплине

ОП.01«Инженерная графика»

для специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

для заочной формы обучения

(базовая подготовка)

Рассмотрено на заседании ЦМК

Технико-экономического направления

Протокол №__ от «___» ______2015г.

Председатель ЦМК

О.В.Кобелева

Методическое пособие по «Инженерной графике» для специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для заочной формы обучения

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский профессионально-технический техникум.

Казанникова Валентина Григорьевна , преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического техникума.

Рецензенты:

Шартынова Евгения Сергеевна , преподаватель инженерной графики высшей квалификационной категории Кемеровского профессионально-технического техникума

Машкина Валентина Владимировна , преподаватель инженерной графики высшей квалификационной категории Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В.И.Заузелкова

Введение
Содержание учебного материала дисциплины
Общие методические указания
Графические работы
Графическая работа № 1Титульный лист альбома графических работ
Графическая работа № 2 Построение сопряжений, уклона, конусности
Графическая работа № 3 Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела
Графическая работа № 4 Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция
Графическая работа № 5 По двум данным видам модели построить третий вид, необходимые разрезы, аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
Графическая работа № 6 Выполнение эскиза детали с резьбой с применением простого или сложного разреза
Графическая работа № 7 Выполнение резьбовых соединений деталей при помощи болта и шпильки
Графическая работа № 8 Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи со шпоночным соединением вала и колес
Графическая работа № 9 Выполнение эскизов деталей сборочной единицы, состоящей из пяти, шести деталей
Информационное обеспечение
Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин: умение читать и выполнять чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи схем.

Методические указания по выполнению контрольных заданий составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.01 «Инженерная графика» по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для заочной формы обучения, которая предусматривает самостоятельное изучение студентом теоретических основ и выполнение ряда контрольных заданий, чтобы выработать навыки чертежной работы. Выполнение графических работ помогает овладеть техникой черчения, развивать пространственное мышление, без которого невозможна активная творческая работа студентов при выполнении курсовых, дипломных работ и при дальнейшей работе по специальности.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

Выполнять деталирование сборочного чертежа;

Решать графические задачи.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Основные правила построения чертежей и схем;

Способы графического представления пространственных образов;

Возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

Основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

Основы строительной графики.

Методические указания включают содержание учебного материала дисциплины для самостоятельного изучения теоретического материала с указанием ссылки на учебную литературу и тематику контрольных работ, методические указания и задания к графическим работам, которые студент выполняет под руководством преподавателя на уроках практического цикла и самостоятельно при подготовке контрольной работы.

В состав каждого практического задания пособия входят методические указания, где оказывается методическая помощь при выполнении задания, для каждой работы приведены образцы оформления чертежа. Все варианты заданий выполнены в одном стиле, подбор заданий охватывает материал основных разделов программы, что позволяет объективно оценивать знания, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Инженерная графика». Описание порядка выполнения задания облегчает и ускоряет процесс его выполнения.

Под заголовком «Об­ратите внимание» в методических указаниях сообщается, какие именно произош­ли изменения в стандарте и важное при выполнении чертежа.

В приложении включены необходимые для выполнения графических работ справочные материалы.

Итоговая оценка выводится по результатам проверки каждой графической работы, критериями оценивания которых являются следующие показатели:

Выбор масштаба и расположение формата чертежа;

Компоновка чертежа;

– правильность выполнения задания;

Простановка размеров;

– линии чертежа;

Заполнение основной надписи.

Темы раздела, занятий Кол.-во часов Литература
Раздел 1. Изучение геометрического черчения
Тема 1.1.Основные сведения по оформлению чертежей Форматы чертежей - основные и дополнительные. Линии чертежа - начертание, название, назначение, толщина. Рамка и основная надпись. Масштабы - определение, обозначение и применение.
Тема 1.2.Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах. Сведения о стандартных шрифтах, размерах и конструкций букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах. Графическая работа № 1Титульный лист альбома графических работ студента
Тема 1.3.Основные правила нанесения размеров Правила нанесения размеров. Линейные и угловые размеры. Стрелки. Правила нанесения выносных и размерных линий и размерных чисел. Знаки применяемые при нанесении размеров.
Тема 1.4.Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей. Деление окружности на равные части. Сопряжения, применяемые в контурах технических деталей. Сопряжения дуг с дугами, дуги с отрезком прямой, прямой с прямой. Уклон и конусность на технических деталях: определение, правила построения по заданной величине и обозначение. Графическая работа № 2Построение сопряжений, уклона, конусности
Раздел 2. Изучение проекционного черчения (основы начертательной геометрии)
Тема 2.1.Проецирование точки Методы проецирования. Плоскости и оси проекции. Проецирование точки на две и три плоскости проекции. Координаты точки. Чтение чертежа точек.
Тема 2.2.Проецирование отрезка прямой Расположение отрезка прямой линии относительно плоскостей проекции. Проецирование отрезка прямой линии на две и на три плоскости проекции.Чтение чертежей отрезка прямой.
Тема 2.3.Проецирование плоскости Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положения. Проекции точек и прямых, расположенных на плоскости. Чтение чертежей плоскости.
Тема 2.4. Аксонометрические проекции Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Изображения в аксонометрических проекциях плоских фигур и объемных тел.Выполнение изображений плоских фигур и объемных тел.
Тема 2.5.Проецирование геометрических тел Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, конуса, цилиндра, пирамиды) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. Графическая работа № 3 Комплексные чертежи и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела.
Тема 2.6.Сечение геометрических тел проецирующими плоскостями. Понятие о сечении. Сечение тел проецирующими плоскостями. Нахождение действительной величины отрезка и плоской фигуры способами вращения, совмещения и перемены плоскостей проекций. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях Комплексные чертежи усеченного многогранника или усеченного тела вращения; развертка поверхности усеченных тел; аксонометрия усеченных тел
Тема 2.7.Взаимное пересечение поверхностей те л Общие сведения о линии пересечения поверхностей геометрических тел.Способы нахождения точек линии пересечения. Комплексный чертеж и аксонометрия пересекающихся геометрических тел.
Тема 2.8.Проекции моделей Последовательность построения чертежей моделей в системе прямоугольных проекций. Выполнение комплексных чертежей моделей по натуральным образцам Графическая работа № 4Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция
Раздел 3. Изучение машиностроительного черчения
Тема 3.1.Изображения на машиностроительных чертежах. Виды – определения, назначение, расположение и обозначение основных местных и дополнительных видов. Разрезы – образование, назначение, расположение и обозначение. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Сечения вынесенные и наложенные. Обозначения и надписи. Графическое обозначение материалов в сечениях и разрезах Графическая работа № 5По двум данным видам модели построить третий вид, необходимые разрезы, аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
Тема 3.2.Резьба, резьбовые изделия Основные сведения о резьбе. Классификация резьб. Параметры резьбы. Элементы резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Условное изображение и обозначение резьбы Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей по их действительным размерам согласно ГОСТ (болты, шпильки, гайки, шайбы).Изображение и обозначение резьбы на чертежах
Тема 3.3.Эскизы и рабочие чертежи деталей Форма детали и ее элементы. Измерительные инструменты и приемы измерения деталей. Понятие о нанесении на чертеже обозначений шероховатости поверхностей, материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение и порядок выполнения эскиза деталей. Рабочий чертеж детали. Чтение рабочих чертежей. Графическая работа № 6Выполнение эскиза детали с резьбой с применением простого или сложного разреза
Тема 3.4.Разъемные и неразъемные соединения деталей. Виды разъемных соединений: резьбовые, шпоночные, зубчатые и т.д. Их назначение. Изображение соединений с помощью болтов, шпилек, винтов. Виды неразъемных соединений деталей. Условное изображение и обозначение сварных швов на чертежах. Выполнение чертежа сварного соединения деталей Графическая работа № 7Выполнение резьбовых соединений деталей при помощи болта и шпильки
Тема 3.5.Зубчатые передачи. Основные виды передач. Конструктивные разновидности зубчатых колес.Расчет и порядок выполнения чертежа зубчатой передачи. Графическая работа № 8Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи со шпоночным соединением вала и колес.
Тема 3.6. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей. Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Последова - тельность выполнения сборочного чертежа.Выполнение эскизов деталей сборочной единицы. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сбороч-ных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. Упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Спецификация, ее назначе-ние и порядок заполнения. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже. Графическая работа № 9Выполнить эскизы деталей сборочной единицы, состоящей из пяти, шести деталей.
Тема 3.7.Чтение и деталирование сборочных чертежей. Назначение и работа сборочной единицы. Количество стандартных и нестандартных деталей, входящих в сборочную единицу. Чтение сборочных чертежей.
Раздел 4. Машинная графика
Тема 4.1Общие сведения о системе автоматизированного проектирования
Раздел 5. Изучение схем по специальности Тема 5.1Чтение схем Типы и виды схем. Условные графические обозначения элементов схем на чертежах. Правила выполнения схем в соответствии с требованиями ЕСКД. Чтение схем. Выполнение графической работы и чертежей
Раздел 6. Изучение элементов строительного черчения
Тема 6.1Общие сведения о строительном черчении Виды строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах. Разбивочная сетка осей. Нанесение размеров на строительных чертежах. Выполнение графической работы: Выполнение плана цеха
Всего

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Как показывает практика, наибольший эффект изучения инженерной графики может быть достигнут при выполнении студентами индивидуальных графических заданий, которые представлены в настоящих методических указаниях вариантами заданий. Вариант выбирается по номеру в списке классного журнала.. Все задачи решаются после самостоятельного изучения соответствующего раздела по учебнику. Ссылка на учебную литературу дается в разделе 2 данного пособия, где указаны изучаемые темы, их содержание и приведены страницы по имеющимся в библиотеке техникума учебникам, ниже список литературы приведен дополнительно.

Графические задания выполняются на стандартных листах чертежной бумаги, в карандаше. Каждый лист оформляется рамкой и заверяется основной надписью формы 1 по ГОСТ 2.104-2006 (см. приложение 11). Образец ее заполнения показан на рис. 1. В дополнительной графе размером 14х70, которую располагают в верхнем углу вдоль длинной стороны формата, указывают код чертежа в перевернутом расположении.

В коде указывают адрес изготовителя чертежа и записывают его шрифтом № 7:

КПТТ – Кемеровский профессионально - технический техникум; наименование дисциплины: ИГ - инженерная графика; номер варианта: 05- пятый вариант; номер графической работы: 10 - графическая работа № 10.

Например: КПТТ ИГ 05.10.00

Для некоторых листов вместо последних нулей указывают номер позиции детали, код схемы и т. д.

В основной надписи в графе «наименование» пишется название графической работы. Масштаб изображения указывают в основной надписи.

Для простановки размеров на чертежах используют шрифт № 3,5.

Принятые обозначения:

Точки на проекциях обозначаются одноименными строчными буквами русского алфавита со штрихами, обозначающими плоскость проекции (а, а", а");

Углы - строчными буквами греческого алфавита, с указанием градуса (α, β).

Все текстовые надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81, для удобства использования настоящего пособия в приложении № 2 приведена конструкция букв и размеры для номеров шрифта 3,5; 5; 7 и 10. По завершении выполнения всех графических заданий листы брошюруют в альбом, первым листом которого является титульный лист (его номер на листе не указывается). Альбом представляется на рецензию преподавателю.

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Задание «Типы линий»

Целью выполнения графической работы, является приобретение навыков работы с чертежными инструментами, а также закрепление линий чертежа, является приобретение навыков работы с чертежными инструментами, а также закрепление линий чертежа
Для выполнения графической работы 2 студенту необходимо знать тему «Правила вычерчивания контуров технических деталей» /1/§1..4, /2/ §3…§9, /3 / работа 2 .

2 .1 Выполнение линий чертежа

Для правильного выполнения заданий графической работы необходимо ознакомится с ГОСТ 2.303-68 и 2.304-68 ЕСКД.

Обвести линии чертежа по ГОСТ 2.304-81.

1. Сплошная толстая основная линия Применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза и имеет толщину S = 0,5…1,4 мм.

2. Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, линий штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии-выноски, линии для изображения пограничных деталей («обстановки»).

3. Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.


4. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов

5. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается примерно от 5 до 30 мм в зависимости от размера изображения. Расстояние между штрихами -3…5 мм.

6. Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («Наложенная проекция»), линий обозначающих поверхности, подлежащих термообработке или покрытию.

7. Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется в интервале 8…20 мм в зависимости от размеров изображения.

8. Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.

9. Штрихпунктирная линия с двумя точками применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях; линий сгиба на развертках; для изображения развертки, совмещенной с видом.

Учитывая степень сложности чертежей и величину их форматов, при начертании линий следует брать размеры, приведенные в таблице 1.1.

В таблице, также даны рекомендации для подбора карандашей, применяемых при обводке чертежа. Обводка придает чертежу четкость, контрастность и облегчает чтение чертежа. Для получения четких и черных линий карандаш нужно вести с достаточным нажимом. Рекомендуется прямые линии обводить двумя встречными движениями с одной установки линейки; окружности – делая два оборота циркуля. Так как окружности трудно проводить с сильным нажимом, то в циркуль следует вставлять грифель несколько мягче грифеля карандаша (не более чем на одну ступень). Все линии обведенного чертежа независимо от их структуры, должны иметь одинаковую яркость .

Задание (лист 1) Выполняется на листе формата А4, по своему варианту и посвящено проведению линий по ГОСТ 2.303-68 (см. табл. 1.1).

Указания по выполнению задания

Выполнение задания удобнее начинать с проведения через середину внутренней рамки чертежа тонкой вертикальной линии, на которой делают пометки в соответствии с размерами, приведенными в задании. Через намеченные точки проводят тонкие вспомогательные линии (рис. 1.2), облегчающие выполнение графической части задания. На вертикальных осях, предназначенных для окружностей, наносят точки, через которые проводят окружности указанными в задании линиями. Рисунок 1.2

Толщину основной сплошной линии предлагается брать в пределах 0,8…1 мм, а толщины всех остальных линий устанавливают в соответствии с данными табл. 2.1. При выполнении штриховых и штрихпунктирных линий нужно выдерживать их толщину, длину отдельных штрихов и расстояние между ними. Пример выполнения задания 1 на листе 1 показан на рис. 1.2;1..3.