Все о тюнинге авто

Доклад. "Безопасность детей в информационном пространстве. Требования законодательства в деятельности библиотек, обслуживающих детей". Обеспечение информационной безопасности детей Концепция информационной безопасности детей

Безопасность детей в информационном пространстве.

Требования законодательства в деятельности библиотек,

обслуживающих детей

Для рассмотрения вопроса о безопасности детей в информационном пространстве нужно определить само понятие «информационное пространство». Что это такое?

В 1995 году во исполнение Указа Президента РФ разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов». Согласно данной концепции «единое информационное пространство» складывается из следующих главных компонентов:

    информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

    организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

    средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы».

Информационное пространство постоянно меняется и увеличивается в объеме. Способствует этому повсеместное использование Глобальной сети Интернет.

Одна из главных задач цивилизованного общества – безопасность детей. Данная проблема актуализируется в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет.

Сегодня детям доступно то, что лет пятнадцать-двадцать назад было под силу лишь профессионалу или даже государству.

С развитием Глобальной сети постоянно растет и число тех, кто использует её возможности в преступных целях, появились новые преступления, порожденные Интернетом.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, включает в себя:

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №124-ФЗ ОТ 24.07.1998 ГОДА

«ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №2124-1 ОТ 27.12.1991

«О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №38-ФЗ ОТ 13.03.2006 ГОДА

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

«ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 №152-ФЗ

«О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 436-ФЗ

«О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»

устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.07.2012 N 139-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Согласно законодательству, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.06.2012 Г. № 761

«О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012–2017 ГОДЫ» (утратил силу), но

«В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., постановляю объявить 2018–2027 гг. в РФ Десятилетием детства», - Президент Российской Федерации В.Путин

«ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕТСТВА»

В плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, разработка механизмов обеспечения информационной безопасности в сети Интернет, исключающих риск причинения несовершеннолетним вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информационная безопасность детей признана одним из национальных приоритетов современной государственной политики России. Это четко обозначено в Национальной стратегии действий в интересах детей и Концепции информационной безопасности детей утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 года № 2471-р.

Концепция способствует реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей, созданию современной медиасреды, учитывающей риски, связанные с развитием Интернета и информационных технологий.

Концепцией определены основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области, ожидаемые результаты.

Положения Концепции базируются на принципах признания детей и подростков активными участниками информационного процесса, ответственности государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере, воспитания у детей навыков самостоятельного и критического мышления, создания в информационной среде благоприятной атмосферы для детей и подростков вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности.

К приоритетным задачам государственной политики в области информационной безопасности детей в том числе относятся:

    повышение уровня медиаграмотности детей и подростков,

    формирование у них чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве,

    удовлетворение познавательных потребностей и интересов,

    минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантных и противоправных действий подростков.

Результатом реализации Концепции должно стать формирование к 2020 году поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Планируется, что будет создана медиасреда с такими основными характеристиками, как свободный доступ детей к историко-культурному наследию, увеличение числа детей и подростков, разделяющих ценности патриотизма, популяризация здорового образа жизни, формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву.

Не следует забывать и о требованиях к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях, которые устанавливают

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ"

Нормы времени нахождения детей за компьютером:

Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.

Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Первоклассники – 10 минут.

Ученики 2-5-х классов – 15 минут;

6–7-го – 20 минут;

8–9-го – 25 минут;

10–11-го в течение дня разрешается сидеть за компьютером не больше полутора часов.

После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.

Для того чтобы обеспечить безопасность ребёнка в киберпространстве, специалистам, работающим с детьми, необходимо в первую очередь самим хорошо знать эту зону.

Изучение проблем безопасного для детей интернета в последние годы - одно из ведущих направлений научно-исследовательской и методической деятельности.

По последним данным, в России: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 5 лет. 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 7-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.

Мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.

    Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым.

    39% детей посещают порносайты,

    19% наблюдают сцены насилия,

    16% увлекаются азартными играми.

    Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей,

    Экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей

Эксперты выделяют следующие виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка:

    Самая распространенная угроза для детей в Интернете, это обилие откровенных материалов сексуального характера.

Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику, вызвать нарушения психосексуального и нравственно-духовного развития, воспрепятствовать построению нормальных социальных, в том числе межполовых и семейных отношений в будущем.

2. При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья.

Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом.

Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Для ребенка такие переживания могут оказаться критичными, поскольку он более раним, чем взрослые люди.

В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор.

Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи.

Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д ., а также хеппислепинг (Happy Slapping - счастливое хлопанье, радостное избиение) - видеоролики с записями реальных сцен насилия.

    Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой психики несовершеннолетних электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами .

Главная проблема деструктивных сект в сети – это предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через сайт очень легко – если ребенок читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото-информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком секты, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость.

5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры.

Несовершеннолетние нередко переходят по присланным им злоумышленниками ссылкам без подозрений, скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.

Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики.

Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Например, о том, как лучше покончить с собой или от приема каких таблеток «станет веселее», как без обращения к врачу избавиться от нежеланной беременности и т.д. Этим пользуется немало людей, использующих детей в корыстных и иных личных целях.

7. Помимо указанной выше информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

Bad Language - Ненормативная лексика

Игра содержит грубые и непристойные выражения.

Discrimination - Дискриминация

Присутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы.

Fear - Страх

Материалы игры могут оказаться страшными и пугающими для маленьких детей.

Gambling - Азартные игры

В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе - реальными деньгами.

Sexual Content Непристойности

В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями.

Violence - Насилие

Игра изобилует сценами с применением насилия.

8. Психологами отмечается распространенность в среде пользователей, в том числе несовершеннолетних, случаев болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах, так называемой "Интернет-зависимости", проявляющегося в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости:

Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, избыточность друзей в Сети.

Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Способы защиты от интернет-угроз включают:

    Административные (нормативно-правовые) меры, которые обеспечивает государство посредством создания/изменения законопроектов. (О них было сказано выше )

    Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией.

    Обучение ребенка работе в сети Интернет родителями и педагогами.

    Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет (использование специального программного обеспечения, контент-фильтра).

Контент-фильтр – это программное обеспечение, предназначенное для управления доступностью содержимого читателям, в частности для фильтрации доступных через Интернет или электронную почту ресурсов.

Сегодня детско-юношеские библиотеки ведут большую просветительскую работу, связанную с Интернетом и его безопасным использованием. Как правило, мероприятия, направленные на развитие информационной культуры школьников, проводятся систематически в течение года.

Библиотеки организовывают творческие конкурсы, медиапроекты, конференции, круглые столы с привлечением специалистов из разных областей (программистов, врачей, психологов), а также родителей. За последние годы благодаря работе детских библиотекарей тысячи детей и взрослых стали более грамотными пользователями Интернета.

С 2014 года в общеобразовательных учреждениях проходит Всероссийский Единый урок по безопасности в сети Интернет, цель которого заключается в воспитании у детей и подростков информационной культуры. Активное участие в акции принимают и детские библиотеки страны.

В последнюю неделю октября прошлого, 2017 г., более 70 детских библиотек страны провели мероприятия, посвященные теме безопасности и этики поведения в сети Интернет. В библиотеки пришли тысячи участников. Это были дошкольники, школьники всех возрастов, а также учащиеся колледжей, педагоги и родители юных читателей. Пропаганда знаний о правилах безопасной жизни в интернет-среде сегодня продолжает оставаться актуальной темой для общения библиотекаря с читателем.

Осознавая важность работы в данном направлении, мы включили в реализуемый ЦГДБ в 2018 году проект «Детская библиотека-навигатор в мире полезной информации» тематический блок по повышению информационной безопасности детей и подростков «Книги, Интернет и я - вместе лучшие друзья». Он предполагает серию мероприятий, посвященных безопасному использованию сети Интернет и защите детей и взрослых от угроз, связанных с ней, и уроков медиабезопасности, задачи которых:

    Информирование читателей о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних

    Информирование о способах незаконного распространения такой информации

    Ознакомление с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации

    Обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации

    Профилактика формирования у детей интернет - зависимости и игровой зависимости

    Предупреждение совершения в отношении детей правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

Проект «Разбираем Интернет» -

посвящен тому, как получить доступ к знаниям, находить нужную информацию, критически оценивать контент, создавать собственные интернет-проекты, общаться, соблюдая правила безопасности. На сайте также можно пройти тест на знание правил поведения в сети и получить сертификат за его успешное прохождение.

Линия помощи «Дети он-лайн» - бесплатная всероссийская служба телефонного и он-лайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

Общероссийский сайт «Помощь рядом» -предназначен для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Основная его цель – помочь несовершеннолетним в сложных вопросах, с которыми они могут столкнуться в своей жизни, путем предоставления безопасной информации и бесплатной психологической он-лайн помощи, в том числе по вопросам, возникающим при использовании сети интернет.

Он-лайн-игра «Прогулка через Дикий Интернет Лес» посвящена вопросам обеспечения безопасности в Интернете: http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru Проект «Что ты знаешь о персональных данных?» http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/ Роскомнадзора содержит информационные и развлекательные материалы (тесты, игры видеоролики, раскраски), посвященные защите персональных данных.

Потребность в информации является сегодня одной из основных потребностей человека. Она так же важна, как и тепло, еда, сон. С самой древности человек искал, обобщал и передавал сведения об окружающих его вещах. Всякая деятельность тесно связана с обменом информацией. В ходе него усваиваются модели поведения, социальные нормы, азы наук, права, искусства.

Когда взрослые объясняют что-то ребенку, они способствуют формированию особого информационного поля вокруг него. Между тем условия жизни постоянно меняются, изменяется содержание и объем получаемых людьми данных. Это, в свою очередь, вызывает необходимость обеспечивать информационную безопасность населения в целом и несовершеннолетних в частности. В нашей статье попробуем разобраться, какие существуют риски для детей и как их можно устранить.

Актуальность вопроса

Не секрет, что современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Сегодня человек получает разные сведения из самых разных источников. Далеко не всегда получается отфильтровать информацию, выбрать действительно нужные данные. Особенно сложно приходится детям.

Чтобы понять масштаб проблемы, давайте сравним получение информации с потреблением пищи. Такое сравнение вполне обосновано. Ведь потребность в информации столь же важна сегодня, как и потребность в пище. Существуют продукты, которые нельзя употреблять или которые не подходят организму. То же самое можно сказать и об информации. Далеко не все сведения нужно воспринимать ребенку. Любая информация будет оказывать на него влияние: слабое, сильное, вредное, полезное. Соответственно, необходимо быть избирательным при использовании тех или иных сведений. Но если взрослым в целом удается справиться с этой задачей, то у детей это не получается. Поэтому обеспечение информационной безопасности детей возлагается на взрослых. Особую роль в этом играют родители и учителя.

Глобальные изменения в информационном пространстве обуславливаются техническим прогрессом. Развитие технологий не только способствует появлению новых возможностей, но и несет разного рода риски. Еще относительно недавно об информационной безопасности детей так часто не говорили. Дело в том, что раньше поток сведений, поступающих к ребенку, строго контролировался взрослыми. Родители не разрешали разговаривать с незнакомыми людьми, дружить с "плохими сверстниками".

С появлением домашних компьютеров и безлимитного интернета ситуация кардинально изменилась. Дети получили свободный доступ к социальным сетям, чатам, форумам, сайтам, играм и прочим ресурсам разного качества. В итоге на них обрушился просто огромный объем информации, фильтровать которую умеет далеко не каждый. Проблема усугубляется тем, что зачастую ребенок остается с интернетом один на один, а многие родители недостаточно хорошо умеют пользоваться ПК.

Опасность интернета

Как показывают опросы, Всемирная сеть у большинства старшеклассников является вторым по значимости источником информации. Третье место занимает школа, на первом месте пока находятся родители с небольшим отрывом. Интернет в настоящее время играет существенную роль в воспитании детей. Формирование картины мира, модели поведения, образа мыслей осуществляется под влиянием информации из Сети.

Интернет вполне заслуженно называют виртуальным миром. Безусловно, он достаточно тесно связан и с реальностью. В Сети можно зарабатывать, заказывать продукты, одежду, обсуждать новости и т. д. В интернете тоже, как и в жизни, есть "плохие" компании, форумы, чаты. Здесь часто показывают запрещенные фильмы, клипы и пр.

Любому нормальному родителю небезразлично, с кем общается его ребенок, какие источники информации использует, какие книги читает, смотрит фильмы, какую слушает музыку. Что касается интернета, то очень часто взрослые забывают о важности информационной безопасности. Дети находятся дома, а не на улице - это и успокаивает родителей. Между тем несовершеннолетний остается наедине с виртуальным миром - с чужими ему людьми, способными оказать влияние на его поведение.

Нельзя не сказать и о том, что авторитет людей в Сети существенно выше авторитета учителей. Это весьма тревожный факт. Ведь раньше школа играла если не ключевую, то значительную роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время влияние педагогов существенно ниже. Если такая тенденция будет продолжаться и далее, то формирование личности будет происходить не в реальном мире, а в виртуальном. При этом под угрозу будет ставиться и авторитет родителей.

Концепция информационной безопасности детей

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей.

Информационная безопасность - это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети Интернет, но и о других источниках - ТВ, радио, книги и пр.

Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Немалое значение имеет участие власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом учебном заведении должны действовать локальные акты, отражающие и конкретизирующие федеральные положения, адаптирующие их под конкретные условия.

Родительский контроль

Как можно сохранить информационную безопасность детей? Этот вопрос беспокоит многих взрослых. Одним из эффективных способов защиты считается сегодня родительский контроль. Эта опция присутствует в функционале большинства антивирусных программ. Кроме этого, родительский контроль можно установить с помощью специальных программ.

Эта опция позволяет настраивать ПК так, чтобы конкретный пользователь, т. е. ребенок в данном случае, не имел доступа к каким-либо интернет-ресурсам, не мог запустить приложения (к примеру, игры) либо мог пользоваться компьютером только определенное время.

Достоинства и недостатки родительского контроля

Такое решение, безусловно, имеет массу плюсов. Во-первых, информационная безопасность детей при установленной опции родительского контроля гарантирована. Взрослые могут не волноваться о том, что их ребенок будет открывать нежелательные сайты, тратить на игры весь день и т. д. Надо отметить гибкость инструментов настройки. Чтобы совсем не ущемлять ребенка, можно настроить доступ к играм на определенный временной промежуток, создать список разрешенных ресурсов и т. д.

Есть, однако, у этого решения и негативные стороны. Если ребенку запрещено открывать определенные ресурсы дома, он вполне может сделать это в гостях у какого-нибудь друга. Кроме того, родительский контроль вполне можно обойти. Если ребенок справляется с этим, то, возможно, стоит отметить его способности и направить их в нужное русло? К примеру, его можно заинтересовать программированием, исследованием компьютерной сети и пр.

Блокировка сайтов

Родительский контроль, безусловно, хорошая опция в антивирусной программе - информационная безопасность детей будет обеспечиваться на необходимом уровне (во всяком случае, когда ребенок с компьютерными настройками на "вы"). Между тем рано или поздно несовершеннолетний сможет попасть на запрещенные когда-то сайты. Он может оказаться не готов к информации, содержащейся в них.

Ставить блокировку или нет - решать каждому родителю. Несомненно, есть контент, доступ к которому должен быть однозначно запрещен. Это порнографические сайты, реклама, ведущая на них, чаты знакомств и пр. Блокирование рекламы полезно не только детям, но и взрослым. Ведь без надоедливых баннеров работать на компьютере гораздо приятнее.

Мнения специалистов

Многие эксперты полагают, что родительский контроль - важнейший инструмент, позволяющий обеспечить и сохранить информационную безопасность детей в сети Интернет. Однако специалисты делают важную оговорку. Подходит этот инструмент для детей младшего возраста. Информационную безопасность в Сети для детей старшего возраста можно обеспечить другими способами. О них - далее.

Контроль пользования ПК

Необязательно ставить пароль на компьютер. Зачастую достаточно разместить ПК так, чтобы он был на виду у взрослых. В этом случае несложно контролировать процесс пользования компьютером. При этом действия родителей будут более корректными и тактичными. Взрослые смогут незаметно для ребенка наблюдать за его действиями и координировать их.

Эксперты не рекомендуют ставить компьютер в комнате ребенка, покупать ему современные гаджеты, в т. ч. планшеты и смартфоны. Как показывает статистика, в настоящее время почти половина детей младшего школьного возраста пользуются модными телефонами и имеют доступ в сеть Интернет. При этом совершенно неясно, зачем им такие гаджеты. Ведь дети имеют неконтролируемый доступ к интернету, могут стать жертвой грабителей. Если нужна связь с ребенком, достаточно купить ему обычный телефон. Если же родители решают приобрести модный смартфон, целесообразно установить на нем родительский контроль.

Направляем энергию ребенка в нужное русло

На родителей сегодня возлагается большая ответственность. Взрослым приходится прививать детям культуру, повышать ее уровень. Это очень сложная задача. Дело в том, что сегодня идет непрерывная пропаганда культа денег, потребления, бескультурья, "крутизны". Устранить ее негативные влияния трудно. Родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, обсуждать события, происходящие в его жизни.

К примеру, если ему нравится смотреть в интернете фильмы, вполне можно поговорить об этом, заодно рассказать об истории кинематографа или интересных фактах. Важно показать ему действительно качественные и хорошие фильмы, наполненные смыслом.

Если ему интересны гаджеты, стоит приобрести полезный предмет. Например, электронную книгу. Возможно, она поможет привить любовь к чтению.

Если ребенок интересуется структурой сайтов, содержимым компьютера, вполне вероятно, что из него вырастет хороший программист. Возможно, стоит отдать его в кружок юных программистов.

Нужно помогать ребенку раскрывать свои таланты. Кроме родителей, никто этого не сделает.

Формирование единого информационного поля

Ребенок и его родители должны находиться в едином информационном пространстве. Это не означает, что взрослым надо во всем потакать детям. Напротив, нужно постоянно взаимодействовать с ребенком, договариваться с ним, изменять его окружение в лучшую сторону. Разумеется, необходимо стараться проводить с ним как можно больше времени.

Важный момент

Надо сказать, что нередко родители сами возводят перед детьми стену. Иногда это обусловлено нежеланием понять ребенка, безразличием к нему, к его интересам, чувствам, переживаниям. Преодолевать стену очень сложно. Важно создать такие условия в семье, в которых ребенок спокойно смог бы делиться своими переживаниями. Взрослым, в свою очередь, необходимо чутко относиться к ним.

Заключение

В настоящее время перед родителями стоит непростая задача. Им нужно самим формировать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не будет пропадать в интернете, если будет занят интересными для него делами.

Разумеется, в процессе учебы ему придется пользоваться Сетью. Возможно, стоит составить памятку по информационной безопасности. Для детей очень важно участие родителей в их жизни. Нужно объяснить им, почему те или иные ресурсы использовать нежелательно. Важно дать понять детям, что взрослые заинтересованы в их нормальном развитии.

6 декабря ряд крупнейших российских торрент-порталов, среди которых Rutracker.org, Kinozal.tv и Rutor.org решили провести (и провели) акцию по обучению российских пользователей инструментам и методам восстановления доступа к информации в случае блокировок интернет-ресурсов.

По другую сторону баррикад был подписан документ, включающий фразу:

В настоящий момент доказала свою высокую эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации, доступ к которой безусловно должен быть запрещен, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», показал свою достаточно высокую эффективность.