Все о тюнинге авто

Правовой ликбез "кто не имеет право заниматься педагогической деятельностью". Кто не имеет права заниматься педагогической деятельностью Право на занятие пед деятельностью имеют лица

Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность - процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты - практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между "преследованием" и "делом". Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет - частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику. При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент. Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством. Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ - провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости. Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Татьяна Сердюкова
Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников»

Введение

Я считаю, что педагог - это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи , я пришла к выводу, что государство уделяет особое внимание педагогическим работникам и их деятельности . Педагогическим работникам предоставлен особый статус в обществе , и это говорит о важности данной сферы деятельности .

Во время изучения данной темы, мной были рассмотрены следующие документы :

Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;

"Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .

Педагогические работники

Педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность .

Для того, чтобы раскрыть данную тему, мной был проанализирован Федеральный Закон "Об образовании в РФ" и выделена следующая статья :

Статья 46 . Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица , имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках , и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций , осуществляющих образовательную деятельность , должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Также, о праве на занятие педагогической деятельностью упоминается в статье 331 ТК РФ :

Статья 331 . Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица , имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

К педагогической деятельности не допускаются лица :

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи ;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности .

(часть третья введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Правовой статус педагогических работников указан в статье 47 Федерального Закона "Об образовании в РФ". Мной выделены следующие пункты статьи :

Статья 47 . Правовой статус педагогических работников . Права и свободы педагогических работников , гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод , трудовых прав , социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности . Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы , меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда .

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами :

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм , средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ;

4) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности , участие в экспериментальной и международной деятельности , разработках и во внедрении инноваций;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность , в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

6) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления , в порядке, установленном уставом этой организации;

7) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

8) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

9) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников .

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии :

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

2) право педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Заключение

В процессе анализа статей , приведенных в данной работе мной были сделаны следующие выводы :

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с образованием не ниже среднего профессионального;

К педагогической деятельности допускаются лица не имеющие судимости и не имеющие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе ;

педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности .

Я считаю, что приведенные выше выводы являются плюсами для педагогических работников , общества, государства.

Список литературы :

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарии к ст. 331 ТК РФ


1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 331 ТК РФ

Статья 331 ТК РФ. Право на занятие педагогической деятельностью (действующая редакция)

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 331 ТК РФ

1. Педагогическая деятельность - это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в соответствующих образовательных организациях.

2. Порядок определения образовательного ценза, который является условием допуска к педагогической деятельности, установлен в ст. 46 Закона об образовании, согласно которой право на занятие указанной деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3. Квалификационные требования установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.

4. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

5. Для работы в образовательных организациях определенных типов и видов требуется не только образование соответствующего уровня, но и специальная подготовка. Так, образовательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанной организации, что предусмотрено в п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.

6. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).

Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК.

7. Согласно комментируемой статье к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие в прошлом судимость за отдельные преступления, к числу которых относятся: преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ), а также лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение указанных преступлений.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" признаны противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 данной статьи и ст. 351.1 ТК:

Судебная практика по статье 331 ТК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 55-КГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Вывод судебных инстанций о том, что преступление, по подозрению в совершении которого Чебокчинова Н.М. подвергалась уголовному преследованию, не указано в перечне преступлений, предусмотренном в абзацах третьем и четвертом части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, является ошибочным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 82-КГ14-3, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям. Согласно абзацу третьему части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие или имевшие судимость...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 12-АД16-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Согласно статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования...

+Еще...

Преподавательскую деятельность граждане могут вести в специализированных учебных заведениях или индивидуально. Действующее законодательство предусматривает ряд требований и ограничений для лиц, желающих работать в сфере образования. Основные из них установлены ст. 331 ТК РФ .

Ограничения

К педагогической деятельности не допускаются:

  • Лица , признанные в установленном порядке недееспособными.
  • Граждане, имеющие заболевания, указанные в специальном перечне. Речь идет о Перечне, утвержденном правительственным постановлением № 377.
  • Граждане, которым вступившим в действие приговором вменен .
  • Субъекты, подвергавшиеся/подвергающиеся уголовному преследованию, за посягательства на свободы, здоровье, достоинство, честь личности (кроем противоправного помещения в психиатрическую лечебницу, оскорбления, клеветы), половую неприкосновенность, семью и несовершеннолетних, общественную нравственность и безопасность. Исключение составляют граждане, в отношении которых прекращено преследование по реабилитирующим обстоятельствам.
  • Лица, имевшие судимость (или имеющие ее в настоящий момент) за указанные выше деяния.
  • Граждане, имеющие неснятую/непогашенную судимость за тяжкие/особо тяжкие посягательства, совершенные умышленно.

Указанные ограничения закреплены во 2 пункте ст. 331 ТК РФ .

Запрет на ведение преподавательской деятельности

Если было ограничено, а гражданин не отбыл вмененное наказание, при расторжении контракта с нанимателем в трудовую книжку вносится запись об основании и сроке действия ограничения.

Согласно УК, такая санкция предусматривается на 1-5 лет как основное наказание и на 6 мес. - 3 года как дополнительное. В некоторых случаях продолжительность ограничения в качестве дополнительной санкции может составить до 20 лет (47 статья УК).

Судимость и преследование

Гражданин, осужденный за совершение деяния, признается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Соответствующие положения закреплены 86 статьей УК. Субъект, освобожденный от наказания, признается несудимым.

Из указанного выше следует, что факт наличия судимости за некоторые виды посягательств у гражданина, вне зависимости от погашения/снятия, считается квалифицирующим признаком при определении основания для ограничения права вести преподавательскую деятельность.

Непогашенная/неснятая судимость

Подтверждение факта отсутствия судимости, ее погашения/снятия лицо может специальной справкой. Ее можно получить в ГИАЦ (Главном информационно-аналитическом центре) МВД или информцентрах УВД и ГУВД регионов.

За тяжкие деяния виновному может назначаться максимальное наказание не более чем на 10 лет, а за особенно тяжкие - больше 10 лет или пожизненное заключение.

Погашение судимости осуществляется в отношении граждан, осужденных за тяжкие посягательства - через 6, за особенно тяжкие - через 8 лет после отбытия назначенного наказания.

При безупречном поведении после завершения вмененного по приговору срока судимость может быть снята до указанных выше периодов по ходатайству лица.

Недееспособность

Не способные приобретать и реализовывать гражданские права, а также создавать своими действиями гражданские обязанности и выполнять их.

Необходимо учесть, что обстоятельства, в связи с которыми субъект был признан недееспособным, могут быть устранены. В таких случаях суд может принять решение о признании дееспособности лица. Для этого подается заявление:

  • опекуном;
  • членом семьи;
  • администрацией психоневрологического/психиатрического учреждения;
  • органом попечительства/опеки.

Принятие окончательного решения судом осуществляется с учетом медзаключения, выданного по результатам судебно-психиатрической экспертизы.

Заболевания

В перечне патологий, утвержденном Правительством, установлены общие медицинские психиатрические противопоказания для сотрудников:

  • домов ребенка;
  • учебно-воспитательных учреждений;
  • школ-интернатов;
  • детских домов;
  • интернатов при школах.

Противопоказаниями являются затяжные и хронические психические расстройства с часто обостряющимися либо тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Примером такого заболевания является эпилепсия.

К педагогической деятельности не допускаются лица , страдающие острыми и хроническими заразными болезнями, в том числе сифилисом и туберкулезом в открытой форме.

Освидетельствования

Противопоказания выявляются в ходе медосмотров. Согласно действующим нормам, педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические освидетельствования. Они организуются на средства учредителя. Порядок прохождения осмотров на средства регионального бюджета определяются законодательствами субъектов РФ. Сведения о результатах освидетельствований вносятся в медкнижки сотрудников.

Выраженные проявления пограничных состояний при психических расстройствах рассматриваются индивидуально в каждом случае.

Особенности допуска к преподавательской деятельности

В соответствии с ФЗ № 489, с 1 янв. 2015 г. КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) были наделены новыми полномочиями. Они принимают решения о допуске отдельных категорий лиц к педагогической деятельности.

Указанные полномочия распространяются на случаи приема граждан:

  • имеющих/имевших судимость;
  • в отношении которых велось/ведется уголовное преследование за деяния против здоровья, чести, жизни, достоинства, половой свободы и неприкосновенности личности, несовершеннолетних и семьи, здоровья населения, конституционных основ, общественной нравственности, безопасности государства.

Определяющими факторами при вынесении решений являются:

  • степень тяжести и вид преступления;
  • срок, истекший с момента совершения деяния;
  • форма вины;
  • характеристики личности;
  • обстоятельства, отражающие отношение к выполнению профессиональных обязанностей и пр.

Важные моменты

Наниматель обязан отстранить гражданина от педагогической деятельности в случае получения от правоохранительных структур информации об уголовном преследовании, открытом в отношении этого лица за преступления, указанные в 331 статье ТК. При этом отстранение действует на весь период преследования до его окончания или вступления в действие судебного решения.

В полномочия КДН не входит рассмотрение вопросов о допуске граждан, страдающих патологиями, предусмотренными в Перечне, утвержденном Правительством. Эти лица не допускаются к педагогической деятельности в соответствии с ТК.

Предварительное собеседование

По общим правилам, перед приемом гражданина в образовательное учреждение в качестве сотрудника проводится беседа.

В ходе собеседования наниматель определяет, подходит ли гражданин для работы в учебном заведении. Ответы на задаваемые вопросы позволяют оценить уровень профессиональной подготовки, личные качества соискателя.

Особое практическое значение имеет анкета. На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имеющие образовательный ценз. О нем говорится в п. 1 331 статьи ТК. В анкете на работу педагогом соискатель, кроме прочего, указывает специальность, сведения об институте, в котором было получено образование.

Педагогический ценз устанавливается квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития № 761н и приводятся в ЕКС (Едином квалификационном справочнике). Они предполагают не только наличие у педагогов определенного уровня профобразования, но и ряд требований к профилю специальности, полученной в вузе.

Отказ в приеме на работу

Причины, по которым наниматель решает не принимать соискателя, должны быть выражены в письменном виде. Между тем для юридически правильного оформления отказа руководитель или другое уполномоченный им сотрудник должен обладать определенными знаниями и навыками.

Чтобы избежать такой ситуации, при размещении вакансии следует детально описать все требования, предъявляемые к соискателю.

Документы

При поступлении на работу в образовательное учреждение гражданин предоставляет:

  • Паспорт (другой удостоверяющий личность документ).
  • Трудовую книжку. Исключением являются случаи поступления на работу впервые или по совместительству.
  • Страховое свидетельство.
  • Документы о воинском учете (если гражданин военнообязанный или подлежит призыву).
  • Диплом об образовании, документ о квалификации либо специальных знаниях (при необходимости).
  • Справку об отсутствии судимости.

Другие документы требовать от соискателя работодатель не вправе.