Все о тюнинге авто

Система управления безопасностью труда. Курсовая работа: Управление безопасностью труда Принципы построения эффективной системы управления безопасностью труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Автономная некомерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации

Российский университет кооперации

Камчатский филиал

Курсы профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Управление персоналом»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Управление безопасностью труда в организации

Выполнила: слушатель

Тюкова Яна Витальевна

Петропавловск-Камчатский - 2016

Введение

1.2 Методы управления безопасностью труда на предприятии

Глава 2. Структура системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Глава 3. Пути повышения эффективности системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, а также нормы и требования по охране труда закреплены в Основах законодательства РФ об охране труда и КЗоТ. Конституционному праву гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, корреспондирует обязанность работодателя обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создать на них условия работы, исключающие воздействие вредных или опасных производственных факторов и возможность получения производственной травмы, профессионального заболевания или инвалидности .

В этих целях работодатель обязан принять меры к тому, чтобы производственные здания, сооружения, оборудование отвечали требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Эти требования включают:

рациональное использование территории и производственных помещений;

правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов;

устройство санитарно-бытовых помещений, обозначение опасных мест знаками безопасности и др.

Помимо этого работодатель обязан принимать меры по совершенствованию технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрению систем автоматического или дистанционного управления оборудованием во вредных и опасных производствах и другие меры.

Для организации работы по охране труда в организациях в случае необходимости создаются службы по охране труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда организаций определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основные функции службы охраны труда: выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; участие в подготовке предложений к плану мероприятий по охране труда, а также в подготовке раздела "охрана труда" в коллективных договорах; согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда и т.д. Организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях осуществляется службами охраны труда федеральных органов исполнительной власти.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников или их представителей в организациях с численностью работников более 10 человек должны создаваться совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Названные комитеты (комиссии) на основе предложений сторон разрабатывают программу совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; рассматривают предложения по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда; рассматривают результаты обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах и разрабатывают в необходимых случаях рекомендации по устранению выявленных нарушений, а также рассматривают многие другие вопросы.

Считается, что 20% общих заболеваний являются производственно-обусловленными. Контроль за расходованием средств на охрану труда, предусмотренных соглашением по охране труда, осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого информацию.

В целях повышения ответственности работодателей за надлежащее оборудование рабочих мест Правительством РФ предусмотрено проведение обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты, т.е. определение пригодности рабочих мест и соответствующих средств производства с точки зрения их безопасности для работников. Проведение сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах должно проводиться исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ежегодная разработка перечней постоянных рабочих мест на производственных объектах, подлежащих обязательной сертификации, и представление их на утверждение Минтруду России возложены на территориальные органы государственной экспертизы условий труда. Помимо рабочих мест и оборудования сертификации подлежат также используемые сырье и материалы. Применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека и не получивших гигиенический сертификат, не допускается. Виды продукции, на которые должен выдаваться такой сертификат, утверждены Госкомсанэпиднадзором России. К таким видам продукции относятся, например: химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения; товары бытовой химии; средства химизации сельского хозяйства, в том числе минеральные удобрения; полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода.

В организациях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, должны проводиться соответствующие организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников, а также выдаваться средства индивидуальной защиты. Особые требования к работодателю в связи с необходимостью обеспечения радиационной безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных или индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ.

О состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах работодатель обязан информировать работников как при приеме их на работу, так и впоследствии. Со своей стороны, работники вправе обращаться к работодателю за получением указанной информации. К условиям труда женщин, молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью предъявляются особые требования .

Таким образом актуальность темы данной дипломной работы не вызывает сомнений, так как любое уважающее себя предприятие, поставив перед собой такие цели, как недопущение смертельных случаев на производстве, снижение травматизма и профессиональных заболеваний, предотвращение аварийных ситуаций, оно уделяет пристальное внимание профилактической работе, направленной на недопущение предпосылок к крупным происшествиям (мелкая травма, не повлекшая потери трудоспособности, нарушение процедур, инцидент, возгорание, неаварийный разлив нефти и подтоварных вод и т.п.). Другим важным направлением данной профилактической работы является расследование всех без исключения происшествий (даже таких категорий, расследование которых не регламентировано законодательством). Всё это входит в понятие безопасности труда.

Задача данной дипломной работы - изучить основы управления безопасностью труда на предприятии.

Цели работы - рассмотреть теоретические основы управления безопасностью труда на предприятии, а также изучить структуру системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью "Поларис" (ООО "Поларис").

Для написания данной работы использовались материалы научной и учебной литературы, а также материалы периодической печати.

Глава 1. Теоретические основы управления безопасностью труда на предприятии

1.1 Понятие управления безопасностью труда на предприятии

Аналитические данные об условиях труда свидетельствуют о том, что за последнее время численность работающих, занятых на работах с неблагоприятным их состоянием систематически растёт. По данным статистики каждый третий работник в стране трудится в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам. И это притом, что общая численность работников производственных подразделений практически не увеличивается. Следовательно, прирост данного показателя происходит за счёт работников, занятых на вспомогательных работах или видах экономической деятельности, обеспечивающих процессы производства (транспортировка, погрузка-разгрузка, сопровождение, хранение (охрана) и т.д.). Статистика приводит цифры, но не вскрывает их истинных причин.

Положение дел в сфере организации профилактической работы и проведения мер предупредительного характера не может не беспокоить специалистов, призванных осуществлять контроль состояния условий труда. Вот почему специалистам, занятым вопросами организации работ по охране труда, контролем за состоянием условий труда, центрам санэпиднадзора и медицины труда необходимо обратить на эти проблемы первостепенное внимание. Одним из возможных рычагов воздействия на эту ситуацию является, безусловно, аттестация рабочих мест.

Сегодня существуют нормативные акты, которые позволяют целенаправленно проводить оценку состояния рабочих мест и точно знать истинные гигиенические критерии, характеризующие их соответствие или несоответствие допустимым нормативам. К сожалению, количественные и качественные показатели проведения аттестации рабочих мест не соответствуют современным требованиям . .

Вот уже много лет действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённое постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. №12, ряд федеральных органов исполнительной власти и некоторые корпорации приняли свои аналогичные положения.

Данные документы определили проведение работ по трём направлениям - гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Действует Руководство 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса». Это как раз те нормативные акты, на основе которых сформированы минимально необходимые требования, позволяющие обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников на каждом рабочем месте. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 14) и Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 212) определили ответственность работодателя за результаты аттестации рабочих мест и принятие соответствующих мер по приведению их в соответствие с действующими требованиями. Однако, в силу объективных и субъективных причин, эти законодательно установленные положения рядом должностных лиц не выполняются.

Сегодня активный переход и усиление мер профилактического характера должны занять главенствующее положение в общем комплексе работ в области охраны труда. Для того, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к жизни и здоровью сотрудников предлагается предпринять ряд мер воздействия.

Первая - исключить попустительство со стороны органов и организаций, призванных осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Вторая - необходимо ужесточить требования со стороны надзорных органов к руководителям (работодателям), которые игнорируют требования о приведении рабочих мест в соответствие с действующими «Гигиеническими критериями…».

Третья - организациям экономически неспособным обеспечить приведение рабочих мест за счёт своих средств предоставить возможность использовать средства Фонда социального страхования, но с последующим их возмещением Фонду. Для реализации этого предложения, очевидно, потребуется выработка механизма такого кредитования в рамках ежегодно формируемых предложений по использованию средств ФСС на меры предупредительного характера.

Четвертая - требуется повысить правовой статус действующих ныне Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест и Руководства Р - 2.2.755-99, предварительно внеся в них соответствующие корректировки, вызванные велением времени и соответственно переработать (доработать) методики проведения оценки отдельных показателей аттестации.

Пятая - ввести экономические меры воздействия на злостных нарушителей данных требований (т.е. работодателей длительно не занимающихся улучшением обстановки на рабочих местах или допустивших рост численности работников на работах с неблагоприятными условиями труда). Средства поступившие от таких мер экономического воздействия направлять в региональные отделения ФСС и использовать для оздоровления работников (улучшения условий труда).

Шестая - ввести «институт» экспертов по условиям труда в региональных отделениях ФСС,

Седьмая - для более полного отражения истинного положения дел внести изменения в форму статистической отчётности по условиям труда (форма 1-т), а также о расширении круга организаций её предоставляющих и получающих с целью более углубленного анализа динамики.

Если проанализировать все нормативно-правовые акты и все действующее законодательство, то надо сказать, что на сегодняшний день существенных изменений практически нет. Внесены незначительные изменения в ТК, касающиеся только органов, которые осуществляют управление системой охраны труда. Вместо органа по труду стал орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование, то есть вместо Минтруда - Министерство труда и социального развития.

В результате этой реформы на Министерство труда и социального развития РФ возложены функции по определению политики в области охраны труда и конкретные функции, связанные с нормативно-правовым регулированием (на федеральном уровне) .

Чем ограничены функции министерства? На службу труда и занятости возложены контроль и надзор в области охраны труда. Все прочее как было, так и осталось без изменения. Полномочия субъектов РФ никто не отменял. Законодательно ничего не изменилось. Есть 181 закон, есть разделение полномочий. В ТК в 6-й статье прописаны все полномочия. Есть положение № 244 по работе экспертизы условий труда, что ее проводят субъекты РФ. Здесь также все остается по-прежнему.

Административная реформа в первую очередь направлена на то, чтобы четко разделить функции (кто и чем должен заниматься). На практике реформа не совершенна, министерства не хотят отдавать свои полномочия, не хотят ограничиваться только нормативно-правовым регулированием.

Но в то же время реформа сопровождается сокращением численности сотрудников, и это касается всех.

Теперь то, что касается технической реформы. Закон о техническом регулировании вовсе не отменял стандарты, а лишь признает их, как и во всем мире, как добровольные. Есть технический регламент, и он обязателен для исполнения всеми, во всех отраслях. Технические регламенты принимаются на уровне не ниже правительства: могут утверждаться Правительством, законом и указом Президента.

В ближайшем будущем перед отделом политики охраны труда стоят несколько главных задач. За последние три года произошло снижение травматизма более чем на 30% - это хорошо. Но вместе с тем увеличивается количество мест с неудовлетворительными условиями труда. Поэтому основным направлением политики в области охраны труда становится проведение аттестации рабочих мест. Но действующая нормативно-правовая база еще не готова к этому. Даже если взять само положение об аттестации рабочих мест, основу этого положения - гигиенические критерии оценки условий труда - все они устарели, требуют пересмотра, что сейчас и делается. Просто административная реформа ударила по конкретным людям, и это привело к тому, что гигиенические критерии оценки труда и положение об аттестации в этом году не будут пересмотрены. Сейчас это планируется сделать в следующем году.

Планируется по результатам аттестации рабочих мест предоставлять компенсации за работу с вредными условиями труда, и вообще аттестация становится основным звеном экономического механизма управления охраной труда: компенсация за работу с вредными условиями труда, скидки-надбавки по социальному страхованию и в перспективе - обеспечение средствами индивидуальной защиты. Этот механизм необходимо довести до совершенства, чтобы на его основе можно было проводить эту работу.

Необходимо сказать несколько слов о компенсациях за работу с вредными условиями труда. Сейчас действуют все старые нормативно-правовые акты по дополнительному, сокращенному рабочему дню, по доплатам. Действуют, поскольку не принято новых нормативных правовых актов РФ. Почему сложилась такая ситуация? ТК, несмотря на то, что он сыграл положительную роль в решение социальных вопросов, имеет свои недостатки. Те три статьи, которые сейчас в ТК регулируют вопросы компенсации (93, 147 и 117) должны быть пересмотрены, поскольку в каждой из них заложен разный принцип, основанный на предоставлении компенсаций по централизованным перечням, которые разрабатывались раньше отраслями и федеральными органами и утверждались Министерством труда РФ. Сейчас это сделать невозможно. В федеральных органах исполнительной власти просто нет специалистов, которые могли бы проводить эту работу. Поэтому предоставление компенсации по результатам аттестации рабочих мест - это требование сегодняшнего дня, требование рыночных отношений и той системы государственного управления, которая сейчас имеется.

По дополнительному отпуску больше всего возникает вопросов, связанных с начислением стажа, дающего право на дополнительный отпуск за вредные условия труда. Если ранее туда входили такие периоды, как больничный, выполнение общественных обязанностей, то сейчас только за фактические условия труда (121 ТК). До ТК работодатели самостоятельно решали, какой продолжительности дополнительный отпуск за вредные условия предоставлять, с отменой постановления Верховного Совета, которое предусматривало такой порядок, сегодня работодатель обязан предоставлять отпуск той продолжительности, который указан в этом перечне. Но за фактические условия труда, то есть пропорционально отработанному времени в данных условиях.

Вторая компенсация - это повышенная оплата труда. Законодательство предусматривает предоставление этих компенсаций согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. Такого перечня нет и не будет, поскольку сейчас в эти статьи вносятся изменения, предусматривающие единый порядок предоставления компенсаций. Сейчас и размеры, и порядок устанавливаются непосредственно на предприятии.

Все те постановления, которые есть, действуют, но в связи с тем, что они противоречат действующему законодательству, вносят сумятицу в производственные отношения.

Сокращенный рабочий день. Формулировка в документе нас устраивает, поскольку позволяет осуществить единый подход к предоставлению компенсаций. Они предоставляются в порядке, установленном правительством РФ, и вся концепция будет основана на гигиенических критериях оценки условий труда и на результатах аттестации рабочих мест.

По травматизму мы все-таки вышли на приемлемый уровень, а в том, что касается состояния условий труда, переломить ситуацию не удается. Это определяется в первую очередь структурой экономики, поскольку основная доля предприятий связана горнодобывающей промышленностью, переработкой. Здесь износ основных фондов в среднем составляет около 50%. И перспективы быстрого изменения ситуации нет. Поэтому сейчас очень важны профилактические меры: компенсации, которые как-то могут сгладить вредные воздействия производственной среды, и обеспечение средствами индивидуальной защиты. У нас по-прежнему сохраняется порядок, который нам достался от Советского Союза. Если сравнить нормы, действующие сегодня, и самые первые постановления по нормированию средств индивидуальной защиты, то они мало чем отличаются как по структуре, так и по содержанию. И быстро изменить положение не удается. И в ГОСТах, и в технических условиях, может быть, и не надо ничего делать, поскольку нормы в настоящее время являются не распределительным механизмом, а за счет длительной работы над ними превратились в нормативно-правовые акты по охране труда, которые ставят нижнюю планку по обеспечению средствами индивидуальной защиты. Нормы - это тот самый необходимый минимум, который гарантирован государством .

Но в то же время по результатам аттестации рабочих мест работодателю должно быть дано право обеспечивать работника более современными средствами индивидуальной защиты. И с этой целью во 2-м чтении ТК в ст.221 вносятся изменения, которые впервые предусматривают право предприятия самостоятельно устанавливать и включать в коллективный договор нормативы, исходя из финансовых возможностей, но не ниже типовых норм.

Основное направление государства - облегчить экономическое бремя, которое несет в связи с этим работодатель, стимулировать его для приобретения им средств индивидуальной защиты. Поскольку рынок сейчас наводнен разными средствами защиты, сейчас не проблема приобрести СИЗ - проблема найти финансовые средства. Поэтому предусматривается ряд мер, которые нашли отражение в дополнениях к нормам и правилам выдачи средств индивидуальной защиты. Это постановление №7 от апреля 2004 г., которое сняло наболевшие вопросы: о выдаче второго комплекта, об использовании спецодежды и спецобуви, об ее вторичном использовании, право работодателя приобретать средства индивидуальной защиты сверх типовых норм, таких как сигнальный жилет, спасательный пояс и пр.

Проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми.

Из официальных данных Росстата следует, что к началу 2006 года численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась до 22,2%. Наибольшая часть охваченных статистическим наблюдением работников трудится в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, вибрации. Много людей занято тяжелым физическим трудом. При этом в последние 5 лет тенденция увеличения абсолютного количества работающих в этих условиях сохраняется.

Особенно неблагополучное состояние дел сложилось в таких отраслях промышленности, как угледобывающая, металлургическая, горнорудная и некоторые другие, где количество работников, занятых в неудовлетворительных условиях труда, составляет до 50%.

Практика работы государственных инспекций труда свидетельствует о том, что в организациях многих отраслей экономики на протяжении длительного периода традиционно сохраняются неудовлетворительные условия труда, в значительной мере обусловленные несовершенством применяемых технологических процессов, замена которых зачастую требует от работодателя крупных инвестиций.

Практика надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда свидетельствует о повсеместном нарушении работодателями постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162, утвердившего Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Исключительно в связи с несовершенством технологических процессов во многих организациях Российской Федерации весьма широкое распространение имеет применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, многократно превышающих предельно допустимые нормы.

Анализ надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда свидетельствуют об отсутствии у большинства работодателей реальных стимулов для создания здоровых и безопасных условий труда и реализации конкретных мер по устранению воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. Объективная необходимость значительных капитальных вложений на переоснащение производств в связи с физическим и моральным старением основных производственных фондов и технологий является экономически невыгодной, что в результате делает работников данных организаций заложниками ситуации на многие годы и в конечном итоге обусловливает высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. И даже в тех случаях, когда предоставляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно.

В 2015 году Фондом социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 91,6 тыс. человек, пострадавших от несчастных случаев на производстве (86583 чел) и профессиональных заболеваний (5012).

По оперативным данным федеральной инспекции труда из 4301 работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве в 2015 году, более 55% (2375 чел.) приходится на такие виды экономической деятельности, как строительство (21,4%), обрабатывающие производства (18,3%), сельское и лесное хозяйство (15,5%). Подобное соотношение на протяжении последних 3-х лет сохраняется и по тяжелым несчастным случаям на производстве.

Преобладающими видами происшествий при этом являются падение работников с высоты и воздействие движущихся, разлетающихся и вращающихся предметов, деталей машин и оборудования, которые в совокупности дают 57% (в абсолютных цифрах 13012) несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологических процессов, нарушения в обучении работников по охране труда и содержании рабочих мест. Немаловажными остаются вопросы, связанные с нарушением работниками трудовой и производственной дисциплины.

Наблюдается значительное количество случаев смерти работников на рабочих местах, классифицированных медицинскими работниками как смерть от общего заболевания.

При этом углубленные медико-экспертные исследования, позволяющие установить наличие причинно-следственной связи развития общего заболевания работника с реальными условиями труда, как правило, не проводятся.

По-прежнему государственными инспекциями труда выявляются несчастные случаи на производстве, скрытые работодателями от расследования и учета, количество которых на протяжении последних трех лет колеблется в пределах 2,8-3,6 тыс. ежегодно, из них 260-460 случаев со смертельным исходом.

Практика работы с многочисленными обращениями граждан свидетельствует, что работодателями повсеместно нарушаются возложенные на них Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, созданию на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Работники не информируются об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, многие пострадавшие работники и члены семей погибших на производстве лишаются законного права на соответствующие единовременные, ежемесячные выплаты из Фонда социального страхования Российской Федерации и другие полагающиеся им пособия.

Во многом это обусловлено отсутствием элементарных знаний работниками своих прав в сфере трудовых отношений, отсутствием в субъектах Российской Федерации системы информирования работников и работодателей по актуальным вопросам охраны труда.

При этом зачастую граждане не знают, что в каждом субъекте Российской Федерации имеется соответствующая государственная инспекция труда, являющаяся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которая осуществляет ежедневный прием работников и работодателей и оказывает им бесплатные консультационные услуги по вопросам трудового законодательства.

В ходе встречи с государственным инспектором труда любой человек может оставить письменное заявление, по которому будут проведены соответствующие проверки и при необходимости приняты меры инспекторского реагирования, направленные на защиту его нарушенных трудовых прав. Другой формой общения с государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации, часто применяемой работниками и работодателями, является письменное обращение в государственную инспекцию труда по почте. При этом и в первом, и во втором случаях работник в обязательном порядке получит письменное извещение о результатах рассмотрения его обращения и принятых мерах.

Следует отметить, что 2014 год и начало 2015 года характеризуются усилением внимания к проблемам охраны труда со стороны Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В частности, 5 октября 2014 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол», на котором обсуждались вопросы правоприменительной практики в сфере охраны труда и были приняты соответствующие рекомендации Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Прежде всего, учитывая комплексность проблемы и ее значение для настоящего и будущего Российской Федерации, требует немедленного решения вопрос о создании действенной системы государственного управления охраной труда, предполагающей формирование вертикали органов управления охраной труда на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи следует отметить, что вопросы разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда достаточно полно были урегулированы статьями 5 и 6 Федерального закона №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившего силу 6 октября 2006 года в связи с введением в действие Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ. При этом в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации статьи аналогичного содержания отсутствуют.

Создание действенной системы управления охраной труда требует наличия законодательной и нормативной базы, соответствующей уровню развития современных производств.

Между тем, в настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых Правил охраны труда и практически все межотраслевые Правила охраны труда фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для надлежащего решения вопросов улучшения условий и охраны труда требуется незамедлительное принятие комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей в этой сфере.

В этой связи представляется, что основой всех профилактических мероприятий, направленных на предотвращение производственного травматизма и риска нарушения здоровья работающих, должны являться объективные сведения о состоянии условий труда в организациях, базирующиеся на результатах проведенной работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако до сегодняшнего времени результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не увязаны с системой и принципами финансово-экономической деятельности организаций, в том числе с содержащимися в действующем законодательстве экономическими стимулами в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, в настоящее время результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не являются обязательным основанием для решения вопросов предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, которые работодатель может решать без учета реальных условий труда на рабочих местах, опираясь исключительно на отраслевые перечни профессий и должностей работников, имеющих право на те или иные гарантии, связанные с охраной труда.

Следует отметить также, что многолетняя практика и опыт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждают, что организация, механизм, порядок и нормативное регулирование этой работы требуют принципиального изменения и совершенствования. Именно это, в сочетании с большими финансовыми затратами на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, зачастую является причиной нежелания работодателей, и в первую очередь занимающихся малым и средним бизнесом, проводить аттестацию рабочих мест в организации.

В качестве перспективного направления повышения экономической заинтересованности и стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда следует рассматривать совершенствование системы обязательного страхования профессиональных рисков путем перехода к индивидуальным страховым тарифам для каждого вида экономической деятельности. Это означает, что размеры страховых взносов для каждой организации должны рассчитываться с учетом объективных особенностей ее производственной и экономической деятельности, состояния условий и охраны труда, а не каких-либо усредненных показателей.

Учитывая значимость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в части объективной оценки реальных условий труда в организации и надлежащего решения вопросов улучшения этих условий и предоставления работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, если условия труда неудовлетворительные, особенно важным представляется обеспечение действенного контроля за результатами и качеством проводимой работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, одним из инструментов которого может и должна являться государственная экспертиза условий труда. Надлежащая организация данной работы приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлена норма, позволяющая работодателю не устанавливать работникам компенсации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

Однако на сегодняшний день порядок проведения экспертизы Правительством Российской Федерации не определен, распределение полномочий между субъектами экспертизы не проводилось.

Реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда, должна сочетаться с усилением их ответственности за не обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также сокрытие информации о существующем производственном риске повреждения здоровья работающих в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.

В этой связи в настоящее время (в силу отсутствия реальных инструментов экономического стимулирования деятельности работодателей) решающее значение имеет повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, и, в первую очередь федеральной инспекции труда.

Федеральной инспекцией труда в соответствии с возложенными на нее полномочиями в случаях выявления правонарушений в сфере труда применяются меры административного воздействия на работодателей, предусмотренные ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в настоящее время в соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 500 до 5 тыс. рублей и на юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. рублей.

В то же время, за совершение других, менее социально опасных правонарушений, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, значительно превышающие указанные в ст.5.27 КоАП размеры. Так, например, в соответствии со ст.18.17 КоАП несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 45 до 50 тыс. рублей, а на юридических лиц - в размере от 800 тыс. до 1 млн. рублей.

В этой связи представляется необходимым законодательно увеличить размер штрафных санкций за допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда, налагаемых как на должностных лиц, так и на юридических лиц, в том числе за сокрытие работодателем от работников информации об условиях и охране труда на рабочих местах и существующих рисках повреждения здоровья.

Одновременно следует отметить, что в связи с продолжающимся увеличением численности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и произведенными сокращениями численности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации доля организаций, проверенных государственными инспекторами труда на протяжении последних 5 лет, изменилась с 4,2% до 2,1% , причем резкое уменьшение относительного количества проверенных предприятий произошло в 2010 году и продолжается в настоящее время.

Между тем анализ динамики изменения штатной и фактической численности госинспекторов труда и показателей производственного травматизма показывает, что между ними существует прямая зависимость, причем замедление темпов снижения общего производственного травматизма и травматизма со смертельным исходом фактически совпадает с произведенным сокращением численности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

В этих условиях требуется существенное усиление профилактической составляющей надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, основанное на оптимизации ее структуры и численности, а также технической оснащенности госинспекторов труда, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

Главная цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, что предопределяет само понятие “охрана труда”. Для достижения этой цели должна быть создана система управления охраной труда, обеспечивающая четкое функционирование всех звеньев управления на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом объектами управления являются предприятия, организации, учреждения.

В новой истории России пройдены два этапа формирования системы государственного управления охраной труда. Первый этап проходил в период действия Закона “Основы законодательства Российской Федерации об охране труда”, принятого в августе 1993 г., сменившего систему профсоюзного управления, существовавшую в течение 60 лет. Второй этап начался с принятием в июле 1999 г. Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, который действует и в настоящее время.

Формирование в стране системы государственного управления охраной труда сопровождалось созданием на федеральном уровне и в регионах нормативной правовой базы по охране труда. Более чем в 50 субъектах РФ приняты свои законы об охране труда, в которых предусмотрены полномочия органов исполнительной власти в этой области и полномочия органов местного самоуправления. В организациях формируются свои системы управления охраной труда, направленные на реализацию требований охраны труда, обеспечение его безопасности. Реализация этих требований законодательством, в частности ст. 212 ТК РФ, возлагается на работодателя. Он же должен финансировать работы по обеспечению указанных требований.

В целом созданная система подтвердила свою эффективность: наметилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма практически во всех отраслях экономики; снижается количество несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.

Однако процессы экономической интеграции России в международное сообщество выдвигают новые требования к системе управления охраной труда, ориентированные на международные стандарты. Эти требования нашли отражение в ГОСТ Р 12.0.006-2002 “ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации”, гармонизированным с международным стандартом OHSAS 18001-1999 и Руководством Международной организации труда ILO-OSH 2001.

Согласно указанному ГОСТу система управления охраной труда в организации создается в виде подсистемы в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента). Это позволяет более эффективно решать вопросы безопасности труда. В результате организация может обеспечить свою привлекательность для инвесторов, которые будут уверены в том, что система управления безопасностью в организации, соответствующая мировым стандартам, будет гарантом исключения внеплановых экономических потерь, возникающих в результате аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также улучшить свой имидж и повысить конкурентоспособность на рынке.

Это уже подтверждается практикой целого ряда организаций с иностранным капиталом, где такая система внедрена или находится в стадии внедрения. Их опыт показывает, что внедрение указанной системы и организация ее функционирования в порядке, предусмотренном стандартом, могут быть обеспечены только при условии, если это будет осуществляться всеми звеньями управления организации и при участии ее работников. Руководство организации несет ответственность за состояние охраны труда и должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

В организациях, где введена корпоративная система управления охраной труда в соответствии с указанным стандартом, разрабатываются стандарты предприятия, в которых четко определены должностные обязанности руководителей всех уровней: от генерального директора до мастера, включая главного бухгалтера, что прежде никогда не практиковалось. При этой системе руководитель службы охраны труда (а при отсутствии такой службы - специалист по охране труда) по существу выполняет управленческие функции от имени руководителя организации. Он осуществляет контроль за выполнением должностными лицами функций по охране труда, предусмотренных в их должностных инструкциях, и информирует о результатах руководителя организации, который принимает соответствующие меры к руководителям, не исполняющим надлежащим образом свои обязанности в сфере охраны труда.

Такое распределение обязанностей позволяет не только более грамотно решать текущие вопросы по обеспечению безопасности труда, но и определять перспективные направления деятельности в этой сфере, предвидеть возможные риски, которые могут привести к тяжелым последствиям, включая аварии, и нанести ущерб организации. С такой задачей могут справиться только высококвалифицированные профессионалы, какими являются главный механик, главный энергетик, главный технолог и т.д.

Инженер по охране труда, даже с большим опытом работы в этой области, не сможет разобраться в тонкостях деятельности, например, главного механика. Если внести в должностную инструкцию последнего вопросы охраны труда и установить ответственность за их исполнение, то он всегда сможет найти оптимальное решение. Контроль за надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей в области охраны труда должен осуществлять специалист по охране труда, наделенный приказом руководителя организации соответствующими полномочиями. Это уже не узкоинженерные функции, а функции управленца, т.е. менеджера. Специалист по охране труда не должен ограничиваться только инженерными вопросами или традиционными вопросами обеспечения работников СИЗ, мылом, молоком, направления их на медицинские осмотры и т.д., которые должны решать другие должностные лица. Он должен не считать, во что обходятся несчастные случаи на производстве в аспекте выплат временной нетрудоспособности (этим занимается Фонд социального страхования Российской Федерации) за счет страховых взносов страхователей, т.е. работодателей, а непосредственно определять упущенную выгоду организации в связи с несоответствием баланса расчетного рабочего времени и реального его использования.

Потери рабочего времени в связи с несчастными случаями на производстве наносят организациям убыток в виде снижения объемов выпуска продукции, исчисляемой крупными суммами. Однако руководители предприятий не замечают этого, считая мероприятия по охране труда убыточными. На самом деле такие мероприятия приносят организации дополнительную прибыль. Надо только научиться грамотно ее учитывать, и этим должен заниматься менеджер по охране труда. Если он не может или не хочет это делать, то руководитель организации должен принять соответствующие меры.

Традиционное толкование назначения специалистов по охране труда только с точки зрения техники безопасности в новых экономических отношениях неприемлемо. Именно так надо понимать ГОСТ Р 12.0.006-2002, в котором отражается суть международной политики в области управления охраной труда как системы экономического и социального развития. Уделять внимание здоровью и безопасному труду работающих нужно сегодня, чтобы в дальнейшем не пришлось изыскивать дополнительные средства на профессиональную и социальную реабилитацию работников, получивших на производстве увечье или профессиональное заболевание, а также на содержание инвалидов труда.

Однако нельзя не учитывать сложившееся у нас положение с управлением в области охраны труда непосредственно в организациях. Надо признать, что еще во многих организациях, осуществляющих производственную деятельность, не соблюдаются даже самые элементарные нормы законодательства об охране труда.

Например, согласно ч.1 ст.217 ТК РФ в организациях с численностью более 100 работников должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, но это требование, как правило, не соблюдается. Работодатели больше обращают внимание на ч. 2 ст. 217 ТК РФ, в соответствии с которой в организации с численностью 100 и менее работников работодатель может сам решать вопрос о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности организации.

Работодатель больше ориентируется не на специфику производства, а на предоставленную ему возможность не соблюдать норму закона. Мысль о необходимости иметь хотя бы специалиста по охране труда возникает, когда создается вполне очевидная угроза безопасности, или в связи с несчастным случаем на производстве и предписанием инспектора органа надзора и контроля, требующим устранить нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Такое отношение к охране труда особенно характерно для организаций коммерческого сектора экономики (акционерных обществ, банков, страховых компаний и т.п.), а также среднего и малого бизнеса, где, как правило, вообще отсутствует понятие о корпоративной системе управления охраной труда. В таких организациях работодатели и не помышляют о каком-то социальном партнерстве, системе управления охраной труда и общественном контроле за соблюдением требований охраны труда.

Формально требования действующего трудового законодательства должны соблюдаться организациями всех типов и размеров, независимо от сектора экономики, организационно-правовых форм и форм собственности. Фактически же эти требования многими работодателями, особенно в сфере среднего и малого бизнеса, вообще не воспринимаются.

В 2005 г. территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости проведено около 255 тыс. проверок соблюдения трудового законодательства в организациях. При каждой проверке были выявлены серьезные нарушения требований охраны и безопасности труда. За это привлечено к административной ответственности (штрафу) более 91 тыс. должностных лиц. Общая сумма штрафов составила свыше 108 млн. руб.

В этой ситуации возникает серьезное сомнение в возможности быстрой и повсеместной реализации положений ГОСТ Р 12.0.006-2002, так как его требования не обязательны и внедрение зависит только от намерения работодателя, а стартовые позиции для широкого внедрения этого стандарта надлежащим образом пока не обеспечены.

Вместе с тем независимо от этого должны быть найдены решения и приняты соответствующие меры по ускорению внедрения основных положений указанного ГОСТа, чтобы исключить возможные препятствия по этой позиции при интеграции России в международное экономическое сообщество и вступлении во ВТО.

Подобные документы

    Рассмотрение задач и инструментов PR-компании по безопасности и охране труда. Правила проведения инструктажей по технике безопасности среди персонала. Организация санитарно-бытового обслуживания работников. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

    реферат , добавлен 09.02.2012

    Статистика условий труда. Основные тенденции: демография, средний возраст. Управление безопасностью: законы, принципы, методы защиты. Правовые и организационные вопросы охраны труда. Обучение и инструктаж по технике безопасности. Воздух рабочей зоны.

    шпаргалка , добавлен 24.09.2010

    Правовые и нормативные основы безопасности труда. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда. Организация безопасности труда на предприятиях. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Обучение работников знаниям охраны труда. Безопасность труда в учебных заведениях. Инструктажи по охране труда и их проведение. Профессиональный отбор и допуск к работам с повышенной опасностью. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Система обучения безопасности труда, нормативные документы. Обучение безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях. Специальное обучение и проверка знаний рабочих. Инструктажи по безопасности труда, порядок его проведения на предприятии.

    практическая работа , добавлен 25.05.2009

    Понятие и виды несчастных случаев на производстве. Обучение и профессиональная подготовка кадров в области охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению рабочих условий. Оформление материалов расследования, учет и регистрация несчастных случаев.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2012

    Понятие, сущность, термины и определения безопасности труда. Условия и меры безопасности на рабочих местах. Цели и задачи, организация и проведение аттестации рабочих мест. Специфика систематизации результатов аттестации и особенности применения санкций.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Ознакомление с описанием вредных и опасных факторов при проведении строительно-монтажных работ. Рассмотрение и анализ процесса организации обучения и проверки знаний требований охраны труда. Характеристика техносферной безопасности на производстве.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

    Характеристика документов отдела кадров, содержащих вопросы по охране труда. Анализ основных требований по обеспечению охраны труда на предприятии. Описание правил внутреннего трудового распорядка. Особенности аттестации рабочих мест по условиям труда.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2010

    Структура службы охраны труда и численность ее работников. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение безопасности производственного оборудования. Средства индивидуальной защиты. Обучение безопасности труда и виды инструктажа.

Ключевым значением в системе обеспечения безопасности условий труда являются установленные работодателем и документально оформленные цели и задачи (обязательства) в области безопасности труда.

Нужно отметить, что необходимо устанавливать цели в области безопасности условий труда применительно к каждой функции организации и уровню управления внутри нее, по возможности в количественном выражении.

Применяемый сегодня алгоритм управления безопасностью условий труда на производстве существенно отличается от ранее существовавшего.

Нынешний работодатель не надеется на поддержку государства в данной сфере. Ему самому необходимо определять мероприятия исходя из своих финансовых возможностей. В таких условиях часто не удается найти правильное решение, при условии, что обеспечение безопасности условий труда охрану труда часто считают затратным элементом в экономической политике организации.

Безопасная работа требует наличия тщательно разработанной системы производственных и технологических процессов и рабочих процедур, включая регламенты проведения ремонтных работ.

Современная модель системы управления охраной труда основана на известном принципе: "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй". В основу методов безопасности условий труда положены общеизвестные международные стандарты системы управления (менеджмента):

· ИСО-9000 "Управление качеством",

· ИСО-14000 "Управление охраной окружающей среды",

· OHSAS 18001-99 "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала".

Модель такого подхода приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель системы управления охраной труда.

Требования системы обеспечения безопасности условий труда, к данной модели устанавливает ГОСТ 12.0.006-2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации".

Данные требования полностью соответствуют международным стандартам и ориентированы на создание системы управления безопасностью условий труда предприятия. Такая система управления охраной труда в качестве подсистемы могла бы выступать, как часть общей системы управления предприятием.

Создание системы по обеспечению безопасности условий труда предназначено для реализации предприятием политики и своих задач по охране труда.

Руководством предприятия должна быть определена политика, цели и задачи в сфере охраны труда.

Политика предприятия демонстрирует намерения и обязательства его руководства обеспечить соответствующие требованиям нормативно-правовых актов по охране труда условия труда. Принятая на предприятии политика должна быть оформлена документально, и быть доступной для заинтересованных сторон. В ней должны содержаться обязательства руководства по регулярному улучшению условий безопасности труда, формированию соответствующих органов и служб по охране труда, обеспечению социального партнерства, информированию сотрудников об условиях труда на их рабочих местах, о возникших рисках, о полагающейся компенсации за нанесение вреда здоровью.

Планирование на предприятии включает разработку программы улучшения условий труда. В программу необходимо включать мероприятия связанные с внедрением средств коллективной защиты, приобретением спецодежды для работников и средств защиты, организацией обучения опасности труда, проведением медосмотров, контролем вредных и опасных факторов производства.

Начало внедрения и обеспечения функционирования, системы обеспечения безопасности условий труда предполагает распределение между сотрудниками обязанностей и ответственности по безопасности труда. На предприятии необходимо назначить руководителя, несущего ответственность и обладающего полномочиями, позволяющими обеспечить функционирование системы безопасности условий труда, проведением мероприятий для улучшения условий труда и охраны труда, организацией аттестации рабочих мест, проверкой выполнения принятых решений.

Необходимо установить контроль над результативностью охраны труда. Предприятие должно периодически осуществлять оценку соответствия охраны труда требованиям установленных норм, и при выявлении несоответствий применять корректирующие действия. Руководством предприятия должен проводиться анализ функционирования системы по обеспечению безопасности условий труда (контроль эффективности или аудит системы безопасности условий труда).

Представленная модель системы безопасности условий труда адаптирована к международным стандартам.

Создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.

В настоящее время каждая организация разрабатывает положение или стандарт предприятия "Об организации работы по охране труда на предприятии". Положение должно включать следующие разделы:

· общие положения;

· обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов организации, в то числе службы охраны труда;

· организацию аттестации рабочих мест по условиям труда;

· планирование мероприятий по охране труда;

· обучение и проверку знаний по охране труда;

· обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты.

Во втором разделе "Положения" отражаются обязанности руководителя и специалистов.

Обязанности директора включают:

· организацию работ по охране труда в целом по организации;

· издание приказов, распоряжений, установление обязанностей заместителей руководителей и специалистов структурных подразделений;

· ответственность за охрану труда по организации;

· организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждение ее результатов;

· утверждение планов мероприятий коллективного договора;

· обеспечение финансирования мероприятий по охране труда;

· обеспечение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве;

· рассмотрение один раз в полугодие изменения плана мероприятия по охране труда,

· проведение один раз в год комплексного обследования состояния охраны труда;

· издание приказа о проведении медосмотра;

· обеспечение материального и морального стимулирования работников;

· создание совместно с профсоюзами комиссии по охране труда.

В обязанности технического директора (главного инженера) входит:

· осуществление общего руководства по охране труда;

· разделение с директором ответственности за обеспечение безопасности зданий,

· сооружений, оборудования, технических процессов, условий труда на рабочих местах;

· обеспечение назначения ответственных за безопасность эксплуатации ГПМ, сосудов и производства работ;

· разработка списков профессий, для которых необходим обязательный

· медицинский осмотр (предварительный и периодический);

· разработка инструкций по охране труда;

· организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

· оформление наряда-допуска на работы повышенной опасности;

· составление перечня рабочих мест и профессий, которым предусмотрены льготные пенсии.

В обязанности мастера входит:

· обеспечение безопасного производства работ, безопасной эксплуатации оборудования, электроустановок, ГПМ;

· осуществление 1-й ступени производственного контроля,

· контроль в течение смены за соблюдением требований безопасности труда;

· проведение инструктажа;

· обеспечение инструкциями по охране труда;

· руководство сложными и опасными работами;

· организация правильного складирования и хранения материалов, заготовок, деталей;

· организация при несчастных случаях первой медицинской помощи, сообщение о несчастном случае начальнику цеха и содействие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев.

Все работники организации обязаны:

· соблюдать правила охраны труда,

· правильно применять средства защиты;

· немедленно сообщать о несчастном случае или аварийной ситуации;

· оказывать помощь пострадавшим,

· проходить обязательный предварительный и периодический медосмотр.

Служба охраны труда принимает участие в работе других подразделений. Она участвует в составлении списков профессий и должностей работников, которые должны проходить медицинский осмотр, списков на льготы и компенсации за вредные условия труда, организует процесс обучения и проверки знаний по охране труда, согласование инструкций по охране труда, программ инструктажа, участвует в работе комиссий по охране труда.

Служба охраны труда имеет право:

· проверять состояние условий труда;

· предъявлять предписания должностным лицам для устранения нарушения;

· требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение и инструктаж, проверку знаний, грубо нарушающих правила ОТ, привлечения к ответственности за нарушение охраны труда;

· представлять к поощрению за активную работу по охране труда.

· сообщать о состоянии своего здоровья.

Работники службы охраны труда несут ответственность за:

· последствия, которые могут иметь место вследствие выданных предписаний, противоречащих законодательным и нормативным актам по охране труда;

· несвоевременный контроль обучения, проверки знаний по охране труда, инструктажа и несвоевременный контроль над выполнением предписаний органов государственного надзора;

· несвоевременную проверку знаний у руководителей, специалистов и членов экзаменационной комиссии по охране труда;

· искажение отчетных статистических данных;

· нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

· нарушение правил пожарной безопасности.

Мероприятия по охране труда включают:

· модернизацию производственного оборудования;

· внедрение систем автоматического и дистанционного управления, систем контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов;

· устройство новых, реконструкцию имеющихся вентиляционных систем, пыле- и газоулавливающих установок;

· приведение к нормам естественного и искусственного освещения на рабочих местах;

· снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, неионизирующих излучений и т.п. на рабочих местах;

· механизацию ручных, тяжелых физических работ при складировании, транспортировке сырья, заготовок, готовой продукции;

· приведение зданий, сооружений, оборудования к норам, расширение и реконструкцию санитарно-бытовых помещений.

В раздел "Охрана труда" коллективного договора включаются мероприятия по обеспечению прав и гарантий работников в сфере охраны труда:

· предоставление работникам информации о состоянии условий и охраны труда;

· предоставление работникам средств защиты, компенсаций за вредные условия труда;

· организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

· проведение обучения и проверки знаний по охране труда;

· профессиональную переподготовку и трудоустройство за счет предприятия в случае ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда или в связи с утратой трудоспособности в результате несчастного случая или профзаболевания.

В коллективном договоре предусматривается порядок финансирования и размер средств, выделяемых на охрану труда, страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве.

· список профессий и работ, дающих право на дополнительный отпуск,

· список профессий и должностей, требующих обеспечения молоком и спецпитанием,

· список работников, обеспечиваемых смывающими и обезвреживающими средствами, спецодеждой и средств защиты;

· список профессий работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение;

· перечень работ, для которых предусматриваются обязательные и периодические медосмотры.

На каждом предприятии должна быть разработана соответствующая ему определенная инструкция по технике безопасности, а также должна быть регламентированная программа обучения для каждого специалиста.

Важность данной проблемы для современных промышленных предприятий заключается в том, что в процессе трудовой деятельности определенного человека могут преследовать различного рода негативные факторы и необходимо учить человека для борьбы с ними. Работник должен быть подготовлен к различного рода ситуациям и должен уметь правильно вести себя в них. Травматизм на работе достаточно распространенное явление, особенно в наш век развития технологий, разработка и организация системы обучения по технике безопасности на предприятии одна из основных задач руководство любой организации. В свою очередь, государство как гарант основных прав и свобод человека защищает и его трудовую деятельность, разрабатывая определенную нормативную базу, определяющую те границы, в которых человек должен совершать свою трудовую деятельность.

Охрана труда на производстве начинается с организации управления охраной труда. Работодатель обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, для чего:

Создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возлагаются на них функций, а также контролирует их соблюдение

Разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

Внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.;

Обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

Организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам об охране труда в порядке и сроки, устанавливаемые законодательством;

Принимает по их итогам меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

Разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия;

Осуществляет постоянный контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;

Организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;

Принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушения указанных требований

Целью охраны труда является сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:

Соблюдение работающими требований безопасности и гигиены труда;

Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;

Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

Обеспечение безопасности производственных процессов;

Обеспечение пожарной безопасности;

Обеспечение радиационной безопасности;

Обеспечение лазерной безопасности;

Обеспечение безопасности дорожного движения;

Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

Нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

Санитарно-бытовое обеспечение работающих.

В процессе управления охраной труда на предприятиях машиностроения возникают два типа управленческих задач - это детерминированные, т.е. стабильные или стандартные, задачи управления и слабодетерминированные т.е. задачи из области неопределенности. Если решение первых не вызывает особых затруднений, то вторые требуют отдельной проработки и создания научно-методического аппарата для их реализации.

В практике управления безопасностью труда достаточно ярко проявляется взаимодействие различных групп факторов: технико-технологических, организационно-экономических, социально-правовых, экологических и т.п. Это и обусловливает «повышенную ситуационность», т.е. возникновение разнообразных типов ситуационных задач управления .

Организация охраны труда на предприятии подразумевает использование ряда обязательных документов, необходимых для проведения мероприятий по обучению сотрудников и контролю надлежащего исполнения требований к безопасности.

Одним из главных документов является инструкция по охране труда, разрабатываемая с учетом спецификации предприятия и с привлечением руководителей подразделений. Она составляется не только для каждой профессии, но и для конкретного участка работы. При этом все инструкции периодически пересматриваются силами службы охраны труда на предмет изменений условий, в которых работает персонал, и поправок в законодательстве, относящихся к конкретной специальности.

При составлении инструкции соблюдаются некоторые правила, например, в документе не указываются такие слова, как «обязательно», «особо», «категорически» и прочие, определяющие приоритет осуществления действия. Все требования, указанные в инструкции, должны выполняться неукоснительно в равной степени. Кроме того, в случае, если в нормах указаны определенные безопасные параметры, например, величина зазора или высота оборудования, в документе должно быть определено точное значение. Выдача инструкций осуществляется под роспись в журнале учета каждому работнику предприятия. Допустимо вывешивание документа на рабочих местах или информационных стендах, специально предназначенных для этих целей. Также минимум по одному экземпляру должно храниться у начальника подразделения.

Обязанности руководящего состава. Работодатель также обязан способствовать улучшению рабочих условий для своих сотрудников и участвовать в мероприятиях, которые предполагает охрана труда на предприятии.

Для этого выполняется ряд действий по нормализации обстановки на производстве и созданию благоприятной среды.

Работодатель обязан:

Наладить правильный режим смены труда и отдыха с учетом тяжести работы;

Обеспечить каждого сотрудника рабочим местом, соответствующим всем нормам безопасности;

Снабдить всех участников вредного производственного процесса средствами защиты в соответствии со степенью опасности;

Разработать систему реагирования при возникновении критических ситуаций;

Обеспечить соответствующее лечение сотрудников, пострадавших не по своей вине на производстве, а также в случае профессионального заболевания.

Кроме того, охрана труда на предприятии предполагает соблюдение требований и выполнение обязанностей со стороны работников и младшего руководящего состава.

Охрана труда на предприятии осуществляется силами одного или нескольких специалистов, которые решают большой спектр различных задач. В обязанности этих сотрудников входит не только разработка мер по обеспечению безопасности, но и анализ производства, составление различных документов, контроль и профилактика производственных процессов.

Безопасность рабочей деятельности на производстве обеспечивается с помощью следующих мероприятий:

Общая организация охраны труда на предприятии, что включает в себя безопасность оборудования, строений и производственного процесса;

Оценка потенциальной опасности предприятия и меры по устранению вредных факторов;

Информирование и обучение сотрудников предприятия по охране труда, с также проведение аттестации рабочих мест. Для этого разрабатываются специальные программы обучения и инструктажа;

Изучение норм законодательства и передовых технологий в вопросе безопасности труда и своевременное доведение новой информации до руководства и сотрудников предприятия;

Обеспечение безопасной работы в зданиях и на открытых площадках производства;

Разработка оптимального режима работы и отдыха сотрудников для повышения эффективности производственного процесса;

Контроль выполнения профилактических мер со стороны сотрудников по предупреждению возможных травм, связанных с особенностями производства;

Расследование и анализ несчастных случаев, произошедших на предприятии, и обеспечение мер по предотвращению подобных ситуаций.

Это далеко не полный список всех задач, которыми занимается охрана труда на предприятии. Документы и действия службы в обязательном порядке согласовываются с руководством организации и осуществляются под контролем комиссии. Требования к условиям определяет нормативная документация, которая регламентирует уровень вредных факторов производства, неопасных для здоровья человека.

Таким образом, охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература


Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

Познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

Выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

Рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

Принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

Содействие общественному контролю в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

Координация деятельности в области охраны труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

Установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;