Все о тюнинге авто

Основные методы пропаганды в российских средствах массовой информации. Игорь панарин - сми, пропаганда и информационные войны

Во все времена пропаганда являлась одной из неотъемлемых частей политики государства, особенно тогда, когда государство переживало не лучшие свои времена. Не стала исключением и современная Россия.

У самих россиян слово «пропаганда» вызывает, кроме негативных эмоций, ещё и следующие ассоциации: «навязывание, внушение, воздействие на сознание» (12%), «ложь, дезинформация, пустословие» (6%), «информирование», «реклама», «агитация» (по 4%). Наименее популярные - это ассоциации, как ни странно, с политикой, антироссийской деятельностью, деятельностью СМИ, продвижением чьих-то интересов и отдельными странами (США, СССР).

Получается, что население способно распознать и увидеть в большинстве своем лишь наиболее примитивную и явную форму пропаганды, не замечая её в деятельности СМИ, политике и не связывая с продвижением интересов. Тем не менее, примитивные и явные формы пропаганды постепенно уходят в прошлое, уступая место более изящным приемам. Современные информационные технологии, развивающиеся опережающими темпами, дают беспрецедентные возможности, но основная часть пропаганды идет всё равно с помощью телевидения.

Основная часть телепередач, в рамках которой проводится пропаганда - это либо новости, либо ожесточенные ток-шоу с приглашенными экспертами и достаточно известными людьми. Периодически, когда подходит очередная годовщина некого важного события, либо непосредственно после этого события, выходят и специальные фильмы, претендующие на документальность, с интервью первых лиц и участников.

АНАЛИТИЧЕСКИ-НОВОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ

Все эти фильмы построены вокруг одной фигуры - Президента, и формируют именно его имидж. Привлекательность создается за счет переклички с традиционно положительными русскими образами: в фильме о Крыме его представляют как «собирателя земли Русской», что перекликается со временами Ивана Третьего, во время правления которого, что символично, Русь освободилась от власти Орды. К слову сказать, ярко выраженный антиамериканский настрой фильма, и создание впечатления сильной независимой политики тоже имеет некую перекличку, вроде как освободились от мирового гегемона. В фильме «Президент» главное лицо предстает в образе сильного и самостоятельного правителя, но что интересно - советский период осуждается. Хотя у сторонников идеи строительства СССР-2 под руководством В.Путина в преддверии выхода фильма были весьма большие надежды. Видимо, позиция осуждения СССР выбрана, чтобы не возникло непредвиденных и нежелательных ассоциаций. Вдруг сравнивать начнут результаты индустриализации советских времен и состояние промышленности сегодня, и окажется какая-то уж совсем неудобная картина.

«Миропорядок» - это уже претензия на то, чтобы представить Президента защитником Русского мира и проводником миссии России в мире. Именно в таком порядке и выходили эти фильмы, весьма логичном - сначала «собирание земель», потом сильная рука, потом вызов внешнему миру. Неизвестно, каким был бы эффект, если бы фильмы пустили в обратном или хаотическом порядке. И наверняка эффект был бы меньшим, если бы в текстовом варианте опубликовали интервью Президента, да и сценарий фильма. Одно дело - когда и видео, и аудиоряд отвлекают и оказывают влияние на эмоции зрителя. Другое - когда можно взять карандаш и вдумчиво прочитать, что было сказано. Например, про внезапность и незапланированность присоединения Крыма, что совершенно не сочетается со всей патриотической риторикой о Русском мире. Или оговорки про решение о присоединении Крыма, которое принималось единолично 23 февраля, а вовсе не по результатам референдума.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Общим для любых манипулятивных приемов является, во-первых , использование психологических особенностей большинства людей. Например, в России в последнее время активно используется апелляция к большинству, начиная от введения понятия «путинского большинства» и заканчивая таким построением кадра при освещении провластных событий или сторонников, которая демонстрировала бы большое скопление людей. Цель этого приема - использовать особенность, которая была выявлена экспериментально ещё в ХХ веке Соломоном Ашем: под давлением большинства почти 40% людей меняют свое мнение на заведомо ошибочное. В СССР тоже был аналогичный эксперимент, где испытуемым предлагалось определить цвет пирамидок. Эксперимент получил название «обе белые»: несмотря на различные цвета двух пирамидок, большинство и детей, и взрослых под давлением подставного большинства обе пирамидки называли белыми.

Во-вторых , внедрение четких и ясных установок, в том числе в «свернутом виде» - т.е. в виде закладок, постоянного наполнения информационного окружения человека аналогичной по характеру информацией, где целевая установка содержится лишь по частям, отдельными аспектами. Впоследствии, при столкновении уже с конкретной и открытой установкой, состоящей из ставших привычными для человека мыслей, человек сравнительно легко усвоит её как часть собственного сознания. Это связано с особенностями человеческой психики, которая привычную и знакомую обстановку/установку воспринимает как безопасную, что ведет уже к восприятию такой обстановки/установки как правильной, хорошей, естественной для этого человека.

А в-третьих , создание системы устойчивых ассоциативных связей и гибких ассоциативных связей, которые способны меняться в зависимости от уровня и порядка воздействия на приобретенные установки. Устойчивые ассоциативные связи связаны с лояльностью и позитивным восприятием власти - вне зависимости от коррупционных скандалов, кризиса и так далее, с одновременным формированием негативного восприятия внешних акторов, но не конкретных. Конкретные внешние акторы могут изменяться - главное сохранить сам настрой населения. А вот для такой смены и необходимы «гибкие» ассоциативные связи - когда человек имеет одну или несколько установок, которые задействуются эпизодически и сообразно обстоятельствам. Например, установка «критика власти всегда ведет к свержению власти».

В зависимости от использования (к России или США), можно создавать возможность наталкивать людей на мысли «внешний актор/оппозиционер критикует нашу власть - значит, хочет свергнуть её и оставить Россию совсем без власти», либо «американский народ критикует свою власть - американский народ устал и хочет избавиться от своей деградировавшей власти и жить по-новому».

Но самое главное, что стоит за всеми этими приемами - это стремление оправдать любые действия, бездействия, слова и позиции власти. Самая главная установка, которая дается населению, заключается в том, что всё идет так, как надо, проблемы в России - некритичны, Россия занимает наиболее взвешенную позицию и ведет крайне профессиональную политику. Дается представление о нашей стране как стране, которая именно в таком состоянии и с такой политикой способна формировать нужный ей миропорядок - с разваленной промышленностью, сельским хозяйством, зависимой от импорта. В то же время, совсем скрывать факты невозможно, поэтому всю вину за системные по своей сути ошибки вешают на отдельных, конкретных людей, которые чаще всего не более чем исполнители, а то и вовсе не имеющие какого-либо влияния на проводимую политику. Вполне логичным продолжением такой линии является и предложение создать «шкалу патриотизма» для регионов - выявлять менее предрасположенные к влиянию пропаганды регионы.

Причем ответственными за патриотизм сделать руководителей образовательных учреждений и муниципальных образований. Мало влияния СМИ - надо наращивать пропаганду и в других органах.

С 2012 года интерес к новостям, общественно-политическим программам и ток-шоу вырос. Население, окруженное необходимой для пропаганды информационной оболочкой, с трудом замечает то влияние, которое оказывают на него средства массовой информации, в значительной степени доверяя информации, передающейся по телевидению.

Известен один афоризм, приписываемый американскому президенту Аврааму Линкольну: «Можно недолго обманывать весь народ. Можно долго обманывать часть народа. Но нельзя вечно обманывать весь народ». Пропаганда, даже в случае полуправды, будет всё больше и больше расходиться с реальным положением дел. И тот недолгий период, за который население находилось в состоянии информационного опьянения, невозможности трезво оценить информацию, рано или поздно закончится. Доверие как к власти, так и к представителям СМИ будет подорвано. То, что на просторах Сети давно называют «соловьёвщиной» и «киселёвщиной», в будущем способно обернуться одним из факторов, усиливших разочарование населения во власти. А революции и бунты, обусловленные разочарованием, как правило, самые трудно контролируемые и опасные.

Игорь Панарин

СМИ, пропаганда и информационные войны

Предисловие

Идея написать эту книгу родилась 30 декабря 2010 года. Прошло всего несколько дней после моего возвращения из Пекина. В ходе поездки были проведены встречи с Чрезвычайным и полномочным послом России в Китае С. С. Разовым, советником-посланником Е. Ю. Томихиным, заместителем Исполнительного секретаря Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) М. А. Конаровским, руководителями, а также аспирантами и преподавателями Пекинского Института международных отношений. А в Пекинском Университете была рассмотрена проблематика ведения информационной войны против Китая и России, с участием представителей Университета национальной обороны, ЦК КПК, ряда других государственных структур.

И я после возвращения на родную землю стал изучать информационную обстановку, связанную с сайтом ВИКИЛИКС. Дело в том, что в начале декабря 2010 года я был единственным из мировых политологов, который выдвинул версию о том, что Ассанж является агентом британской разведки МИ-6, но агентом нетрадиционным, агентом-нелегалом информационной войны. Моя гипотеза стала публичной (интернет-портал КМ.Ру, радио ГОЛОС РОССИИ, телекомпания МИР, RT). Проанализировав в конце декабря 2010 года информационную ситуацию, я убедился в верности своего подхода. Более того, с моей точки зрения, господин Ассанж – индикатор или маркер начала Второй мировой информационной войны. Напомню, что первая мировая информационная война шла с 1943 по 1991 год, с целью развала СССР. Но благодаря эффективным действиям режиссера-идеолога информационной войны Сталина (сына генерала русской разведки Н. Пржевальского), сначала в 1946 году рухнула Британская империя. А затем свою независимость получили Индия и Китай. Именно благодаря Сталину мир видит сегодня возможность альтернативного развития, более справедливого развития мира, чем модель Либерального колониализма, основанная на бездуховности, работорговле и наркоторговле, финансовом мошенничестве. Сталин – самый успешный отечественный проект 20 века, разработанный лучшими русскими разведчиками в конце 19 века, в целях обеспечения национальной безопасности Отечества нетрадиционными методами.

Главная же цель второй мировой информационной войны – ликвидация альтернативной модели мирового развития, в корне отличающейся от модели Либерального Колониализма. Все попытки глобалистов развязать третью мировую войну (ядерная война Индии против Пакистана, Израиля против Ирана т. д.) провалились. И тогда в бой за спасение Либерального колониализма (модели основанной на рабстве и наркоторговле) пошло старое испытанное тысячелетиями средство – информационная война. Конечно же, информационная война гуманнее, чем ядерная. Но вместе с тем, именно с помощью технологий информационной войны британскими колонизаторами в 19 веке были уничтожены ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ людей в Китае и Индии. А затем методами информационной войны были организованы ДВЕ МИРОВЫЕ ВОЙНЫ в 20 веке, в ходе которых погибло около 100 миллионов человек. В результате первой мировой информационной войны (1943–1991) был уничтожен СССР, что принесло неисчислимые страдания сотням миллионов людей.

Поэтому целесообразно сделать вывод о том, что ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА есть основное средство мировой политики на протяжении всей истории человечества, доминирующий способ достижения духовной, политической, финансовой и экономической ВЛАСТИ в мире.

Информационная война 21 века – это СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ НООСФЕРЫ И МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СВОИХ ИНТЕРЕСАХ и ЦЕЛЯХ.

Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше многострадальное Отечество, невозможна без эффективного ведения национальной политической элитой России информационного противоборства в сфере мировой политики.

Мы должны уметь вести активное и жесткое информационное противоборство, защищая свои национальные интересы (прежде всего духовные и экономические), реализуя глобальный проект интеграции Евразии на основе духовно-нравственных ценностей и славяно-тюркского союза. Это – основная стратегическая задача национально-ориентированной элиты союзного государства Россия-Беларусь до 2020 года.

Первую мировую информационную войну (1943–1991 гг.) советская политическая элита проиграла. Проиграла потому, что после смерти генералиссимуса Сталина, к власти в стране в результате глобальной информационной операции АНТИ-СТАЛИН (режиссер и организатор операции директор ЦРУ Аллен Даллес) помогли прийти некомпетентным, внешне управляемым людям (Хрущев, Горбачев).

Сейчас уже идет вторая мировая информационная война – война информационно-интеллектуальная и смысловая. Ведется она на новых фронтах (ноосферном, психофизиологическом, инновационном, цивилизационном и т. д.). Это война является духовно-творческой. А духовность и творчество – сильные черты нашего великого народа – духовного лидера человечества на протяжении всей мировой истории. Настало время их проявить.

Торжество Русского Духа – это начало восстановления Отечества в 2012 году, путем создания Евразийского Союза, с дальнейшей глобальной духовной интеграцией Евразии.

Эволюция средств передачи информации

1.1. От древних писем до газет

На протяжении тысячелетий происходила эволюция средств передачи информации. Длительное время основным средством коммуникации между людьми была устная речь. Веками совершенствовалась техника передачи устного слова до возможно большего количества людей. Этой цели была подчинена и архитектура культовых и религиозных сооружений древнего мира.

Тысячи лет назад люди стали использовать знаки для записи устной речи. Первым шагом к письму, вероятно, было узелковое письмо. На самом деле оно не было письмом, узелок был лишь напоминанием о чем-то, что человек должен был сделать или запомнить. До сих пор мы сохранили память об этом письме в выражении: «Завязать узелок на память».

После узелкового письма появились зарубки на деревьях, стрелах, бирках. Счетные шнуры люди древности применяли для правильного счета. Затем появилось письмо в рисунках. Это был второй шаг человечества к созданию письменности. Первые рисунки появились около сорока тысяч лет назад. Постепенно рисунки становились похожими на рассказ в картинках. Это стало называться в науке пиктографией.

Постепенно рисунок стал упрощаться и распадаться на отдельные графические знаки. Их наносили на различные предметы и материалы. Например, в Египте – на папирусе или камне. На основе пиктографии возникло ребусное письмо, затем – слоговое и, наконец, – звуковое. Первый алфавит был создан во втором тысячелетии до нашей эры. И вот уже почти три тысячи лет человечество пользуется буквенно-слоговым письмом. Сегодня наука знает о существовании пятисот видов письменности.

Первым крупнейшим технологическим достижением, имевшим огромное значение для эволюции средств передачи информации, было изобретение в 15 веке печатного станка с использованием подвижных металлических литер.

Изобретение книгопечатания, т. е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу . Настоящая фамилия майнцского первопечатника – Генсфляйш , но он предпочел взять фамилию матери. Значительную часть жизни он провел в Страсбурге, где занимался шлифовкой полудрагоценных камней и зеркал. В 1448 году Гутенберг появился в Майнце, где, взяв в долг 150 гульденов, продолжил работу над отливкой литерного набора и конструированием печатного станка. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий – называются даты от 1445 до 1447 года. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

Из ранних гутенберговских изданий сохранились так называемый «Фрагмент о Страшном суде» – напечатанный с двух сторон лист, представляющий собой отрывок из «Сивиллиной книги», латинская грамматика Элия Доната (экземпляры которой хранятся в Парижской библиотеке).

Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице). В 1456 году двухтомная 42-строчная Библия была завершена, по праву став подлинным шедевром книгопечатания.

Затем книгопечатание появилось в Страсбурге, где Иоганн Ментелин в 1460–1461 гг. выпустил латинскую Библию в двух томах, а в 1466 году – так называемую 49-строчную Библию, первую Библию на немецком языке. Зять Ментелина, Адольф Руш, впервые ввел в Германии шрифт «антиква» и, занимаясь типографским делом, стал одним из настоящих подвижников немецкого гуманизма.

С развитием медиа информационная война становится все более наглядной. Она продолжается и тогда, когда "пушки молчат". Появляются новые методы пропаганды. О пяти из них мы и хотим рассказать.

Расчеловечивание

В 1994 году после военного переворота власть в Руанде захватили представители хуту - одного из двух, наряду с тутси, крупнейших этносов страны. Близкородственные народы столетиями жили бок о бок, говорили на одном языке, исповедовали христианство. Однако общая история и культура не смогли предотвратить одну из самых страшных катастроф новейшего времени - массовые убийства в Руанде, когда в течение ста дней было вырезано, по разным оценкам, от 500 тысяч до миллиона тутси. Репрессиям подвергались также и хуту, выступавшие против геноцида соотечественников.

Причиной невиданного разгула террора во многом стала оголтелая пропаганда насилия через национальные СМИ. Например, журналисты руандийского радио (прочие виды медиа-коммуникаций жителям одной из беднейших африканских стран были не доступны) вместо этнонима «тутси» систематически употребляли эвфемизм «тараканы», а вместо слова «убивать» - глагол «обрабатывать».

Таким образом, перед нами худшие примеры использования технологии расчеловечивания. Обывателю психологически некомфортно думать о физическом убийстве себе подобного, каким бы плохим того ни изображала пропаганда. А вот прихлопнуть даже не млекопитающее, а насекомое, таракана - это уровень насилия, вполне допустимый для человека даже с очень жёсткими моральными установками. Таким образом, после многократного повторения (ещё один механизм пропаганды), у аудитории создаётся бессознательная ассоциативная связь между двумя объектами, в данном случае, обработкой тараканов - и убийством тутси.

Другой недавний пример расчеловечивания - так называемая интерактивная инсталляция «Осторожно, русские!», состоявшаяся 25 апреля 2014 года в Киевском центре современного искусства и широкого освещавшаяся в блогосфере и СМИ. Арт-композиция состояла из нескольких сидящих за решётчатым забором неряшливо одетых людей с георгиевскими ленточками, балалайкой и водкой, бросавших мусор на пол и матерившихся на «великом и могучем».

Однако публицистам, увлекающимся методом расчеловечивания, стоит помнить о судьбе радиоведущего Жоржа Руджу, отсидевшего, согласно приговору Международного трибунала по геноциду в Руанде, 8 лет за призывы в эфире к массовым убийствам.

Подмена конструктивной повестки на оппозиционную

«Планируете ли вы нацепить георгиевскую ленточку на день победы?»
Максим Кац, соучредитель фонда «Городские проекты», пост в «Живом журнале» от 5 мая 2014 г. (орфография автора сохранена).

В некоей стране бывшего СССР есть много реальных проблем - коррупция, плохое состояние экологии, некомфортность мегаполисов. На политической арене появляется группа молодых и обаятельных людей, ранее уже добившихся успеха, например, в бизнесе, и теперь создавших общественные проекты, направленные, скажем, на защиту Химкинского леса или на улучшение улиц Москвы.

Использование актуальной повестки (ибо ни один человек в здравом уме не будет выступать против ликвидации свалки в лесополосе или создания безбарьерной городской среды) позволяет новым лидерам быстро обрести сторонников, получить широкую медийную поддержку. Некоторое время ребята делают вполне правильные вещи: устраивают субботники, предлагают идеи по развитию общественного транспорта, привлекают общественное финансирование со стороны неравнодушных граждан.

Однако затем, когда количество сторонников превосходит определённую критическую массу, происходит плавная коррекция предлагаемой повестки: от созидательной деятельности, приносящей реальную пользу, - к узконаправленному политическому протесту. Неожиданно выясняется, что важнейшее условие реализации их благих начинаний - это радикальные перемены государственного строя, желательно, благодаря силовому захвату власти.

Нет, разумеется, молодые лидеры (по крайне мере, наиболее адекватные из них) не призывают к революции напрямую. Но, если их послушать, всё время почему-то получается, будто корень всех бед - «неправильная» власть. В Москве до сих пор нет скоростного трамвая? Так это лишь потому, что все (?!) чиновники - идиоты. Плитку в пешеходной зоне положили криво? Так это из-за того, что в мэрии - сплошь воры и жулики… Подмена конструктивной повестки на оппозиционную происходит неспешно. Подумаешь, слово «день победы» с маленькой буквы написал. И аудитория, увидевшая в новых лицах безусловных авторитетов благодаря их реальным делам, корректирует взгляды вслед за лидерами.

Иллюзия поддержки большинства

«Мы декоммунизацию в России не проводили… ни Ленина не сбросили, ни улицы почти не переименовали, ни города; до сих пор у нас Ульяновск и Ленинградская область, что возмущает любого нормального человека».
Профессор Андрей Зубов, интервью от 28 мая 2014 г.

Одна из важнейших идей, вбиваемых в сознание аудитории при любом политическом противостоянии, заключается в том, что с нами, якобы - всё хорошее, светлое и чистое (в очень больших количествах), в то время как против нас - исключительно всё плохое, гадкое и отвратительное (да и то - в виде немногочисленных отщепенцев).

Каким изображался украинский Майдан осенью 2013 года? На площадь вышли мирные студенты, мечтающие о европейской интеграции. При показе массовки Майдана активно используются приёмы «атаки любовью»: посмотрите, как много на майдане красивых девушек, цветов и креативных плакатов, а также молодых людей с детьми. Вечером все зажигают свечи и вместе поют гимн страны. По телевизору показывают схожие акции протеста во всех (!) крупных городах, в том числе и за рубежом. Приезжают авторитетные фигуры - ведущие западные политики. Многократно вбрасывается тезис, что на Майдан вышли сотни тысяч, если не миллионы.

А кто противостоит? В ход идут все приёмы демонизации противника, очернительства и навешивания ярлыков. Против нас мрачные, чёрные, злые солдаты. Старики и старухи в ватниках и со вставными зубами. Запуганные бюджетники. Хулиганы, бандиты и бомжи, поддерживающие власть за деньги. По крайней мере, такую картинку мы видим в поддерживающих Майдан СМИ.

Разумеется, формируется образ врага - «титушки», непременно - тупые, с уголовным прошлым провокаторы, которые за деньги избивают несчастных женщин и детей, стоящих на протестных митингах (излишне говорить, что реально существующих «титушек» в сколько-нибудь значительных количествах нам так не было предъявлено). Интересно заметить, как после падения режима Януковича это колоритное словцо практически сразу исчезло из украинского медиа-лексикона за дальнейшей ненадобностью; с углублением политического кризиса на юго-востоке страны - появился новый образ врага: «террористы» и «колорады» (вспоминаем приёмы расчеловечивания).

Апелляция к предрассудкам

Многие люди, особенно малообразованные, к сожалению, склонны к стереотипам мышления, худший из которых - ксенофобия, неприятие «иных».

Например, желая заполучить симпатии электората, тему борьбы с нелегальными мигрантами эксплуатировали практически все оппозиционные кандидаты на выборах Мэра Москвы 2013 года.

На Украине противники Евромайдана в качестве контраргумента восклицали: «Не хотим в Гейропу!», играя на гомофобных настроениях и игнорируя тот факт, что далеко не все жители данной части света имеют нетрадиционную ориентацию.

Другой пример - эксплуатирование жажды справедливости, в особенности присущей нашему народу. Скажем, у руководителя одной государственной корпорации обнаруживается большой загородный дом, где, по сообщениям ряда блогеров, есть и комната-шубохранилище. Это фонетически отталкивающее, переполненное шипящими звуками слово начинает упоминаться в каждом посте о любом чиновнике вообще (те же приёмы многократного повторения, очернительства, навешивания ярлыков).

Распознать подобную пропаганду очень легко: она практически всегда построена на негативных, мусорных эмоциях («Страна катится к чёрту! Пора валить!») и крайне редко ссылается на конкретные, поддающиеся проверке цифры и факты. Однако, разумеется, на неподготовленного, слабо образованного человека такая «атака ненавистью» оказывает сильнейшее влияние.

Достоверная, но неполная информация

«Если преступление совершили сербы, мы это показываем. Если преступление совершили албанцы, мы это не показываем. Если мы не знаем, кто это сделал, мы показываем и говорим, что это сделали сербы».
Из разговора с американским журналистом во время войны в Югославии.

Благодаря развитию интернета, сегодня в медиа-пространстве крайне опасно врать совсем уж нагло - комментаторы твоего собственного сайта всегда поймают за руку и поднимут на смех. Гораздо проще давать информацию строго дозированно.

Например, западный телеканал делает сюжет о митинге сторонников евроинтеграции в некоем восточноукраинском городе. В ход идёт выгодное одной из сторон оформление визуального ряда: в эфир выводятся красивые, модно одетые юноши и девушки, на хорошем английском рассказывающие о европейском выборе. Разумеется, есть и другая сторона, игнорировать мнение которой нельзя, и затем нам показывают какого-то оборванца, который, запинаясь, что-то невнятно рассказывает.

На самом же деле в восточноукраинском городе проходят сразу два митинга, причём численность вышедших в поддержку федерализации примерно в сто раз больше, чем количество участников первого события. Однако замалчивание информации - не ложь; формально упрекнуть журналистов не в чем.

Конечно, «чёрные» методы пропаганды не ограничиваются пятью вышеперечисленными. Как только мы вырабатываем иммунитет к одной её форме, тотчас возникают новые. Но чем выше ваш уровень образования, и чем охотнее вы готовы изучить точку зрения оппонента, прежде чем видеть в нём врага, - тем лучше ваше сознание сможет противостоять манипуляции. Впрочем, последняя фраза - тоже пропагандистский приём. Попробуйте угадать, какой?

Миниатюра: Борис Арцыбашев

Пропаганда - один из «трех китов», на которых держится журналистика, могучий фактор ее влияния на общественное сознание.

Пропаганда в средствах массовой информации, как и любая целенаправленная деятельность, опирается на свои методологические принципы, имеет свои предмет и объект, функции, цели и задачи.

Метод пропаганды определяется спецификой ее объекта (мировоззрение общества), предмета (распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов), функций (политическое просвещение, идейное воспитание, регулятивные задачи), целей (формирование политического сознания, стимулирование социальной активности), общих и организационных принципов (научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела; широта и массовость охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность и последовательность пропагандистской работы, комплексный подход, централизация, специализация, взаимодействие и координация).

Совокупность объекта, предмета, функций, целей, основных принципов составляет фундамент метода пропаганды. Однако этим категория метода пропагандистской деятельности не исчерпывается. Метод - это не только методология, но и методика, т. е. пути практического осуществления социального назначения деятельности. Существенными факторами любой целенаправленной деятельности являются методические принципы, средства и инструменты ее осуществления, способы и приемы ее проведения.

Принцип системности в освещении действительности обусловлен сущностью пропаганды, формирующей прежде всего системные представления человека об окружающем мире.

Системность - это неотъемлемая черта всей пропаганды в целом. Коммунистическая идеология являлась стройной системой взглядов и идей рабочего класса. Отражение мира с позиций этой идеологии предполагает создание полной и объективной картины жизни на основе выявления внутренних закономерностей реальной действительности.

Важным методическим принципом пропагандистской деятельности советских средств массовой информации является популярность и доходчивость материалов. Популярность означает понятность текстов самым широким слоям населения. Доходчивость выражает умение пропагандиста ясно, четко, последовательно и логично излагать свою мысль.

Степень популярности и доходчивости варьируется в зависимости от уровня образованности, информированности, компетентности населения.

Одним из методических принципов журналистской пропаганды является дифференцированный подход к различным группам и слоям населения. Пропаганда как совокупность идеологических влияний обращается ко всему населению в целом. Но каждый отдельный пропагандист имеет дело с вполне конкретной аудиторией, обладающей своими специфическими признаками. Если пропагандист хочет эффективно влиять на свою аудиторию, он должен учитывать ее особенности и общего, и конкретного плана. Необходимо принимать во внимание установки и ценностные ориентации, сложившиеся в каждом социальном слое или группе населения, социальные, национальные, этнические, образовательные, возрастные, профессиональные и другие характеристики.

Любая организованная, целенаправленная деятельность предполагает наличие как тех или иных принципов, так и определенных средств. Пропаганда использует самый разнообразный «материал», участвующий в массовом общении,- все разновидности информации - как вербальной, так и аудиовизуальной. Однако в инструментарии журналистской пропаганды следует выделить ряд основных, определяющих элементов. К ним относятся факт, оценка и призыв. Значение этих средств обусловлено способами отражения, присущими пропаганде.

Б. Н. Пшеничный называет три способа или уровня освоения пропагандой действительности: описание, оценивание, предписание. Каждому из трех способов пропагандистского воздействия соответствует определенное, основное «средство производства»: описанию - факт, оцениванию - оценка, предписанию - призыв.

Факт, оценка и призыв - три основных средства пропагандистского воздействия. Однако для того чтобы воздействие осуществилось, необходимо воплотить его в определенную форму. Факт должен быть изложен, оценка сформулирована, призыв обозначен. Иначе говоря, необходимы определенные средства выражения. Журналистская пропаганда использует все выразительные средства, применяемые в массовом общении: устное и письменное слово во всех его стилистических разновидностях, включая образно-художественные тропы (метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу и др.), различные невербальные знаковые системы передачи информации, визуально-изобразительные и акустические средства.

Любая целенаправленная, организованная деятельность предполагает наличие не только определяющих, исходных позиций - принципов, но также объекта и предмета этой деятельности. Объект - это то, на что направлена деятельность. Объект пропаганды - мировоззрение общества, мировоззренческие суждения, которые связаны с актуальными политическими и социально-экономическими потребностями общества. Газета, радио, телевидение могут вести речь о любом вопросе (политике, экономике, культуре, спорте и др.), однако вопрос этот будет рассматриваться под углом зрения тех насущных задач, которые решает сегодня общество.

Формируя мировоззрение, пропаганда создает идеологический фундамент, на котором строятся оценки текущих событий, т.е. общественное мнение.

Специфика пропаганды как целенаправленной общественно-политической деятельности обусловливает наличие не только конкретного объекта этой деятельности, но и ее предмета. В своем философском значении категория «предмет» выражает назначение деятельности. Пропаганда имеет задачу не столько получить новое, неизвестное ранее знание, сколько повлиять на сознание общества, распространяя идеи, суждения и взгляды.

Но пропаганда распространяет не любые идеи, суждения и взгляды, а только те, которые соотносятся с определенной идеологией, иными словами, с определенными партийно-классовыми интересами.

В то же время идеологическое воздействие для пропаганды вообще и журналистской пропаганды в особенности - не самоцель. Пропаганда направлена на решение задач, стоящих перед обществом, иными словами, она подчинена потребностям социального управления. Таким образом, предмет пропаганды - распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов, стимулирование осознанной активности масс в целях социального управления обществом.

Журналистская пропаганда проявляет свою специфику в том, что она ежедневно, во многих случаях с большой оперативностью, анализирует с партийно-классовых позиций актуальные явления и факты, прямо и непосредственно участвуя в социальном управлении. Отсюда мы перейдем к рассмотрению функций пропаганды.

Пропаганда занимается не просто просвещением, не распространением знаний вообще, а утверждением таких идей, представлений, установок и ценностных ориентации, которые имеют политическое значение, т. е. знаний, необходимых для решения стоящих перед обществом актуальных задач и проблем. Для пропаганды важна информация, которая способна повлиять на образ мыслей и поступки людей в соответствии с классово-политическими потребностями. Знания, которые распространяет пропаганда, представляют собой политическую информацию. Политическая информация выходит далеко за пределы собственно политической жизни как отношений между классами на международной арене и внутри страны. Политическая информация - это информация о событиях и явлениях в любых областях общественной жизни, имеющих политическое значение. Политическая информация - именно то знание, которое распространяет пропаганда. Поэтому ведущей функцией пропаганды является не просвещение вообще, а политическое просвещение.

Функцию политического просвещения с использованием современных технических средств массового общения взяла на себя журналистская пропаганда. Газеты, телевидение, радио ежедневно дают политическую оценку происходящим в стране и за рубежом событиям, анализируют представляющие общественный интерес явления в области экономики, культуры, науки, искусства, спорта. Это и есть политическое просвещение средствами журналистской пропаганды.

Как уже отмечалось, основным объектом пропаганды являются мировоззренческие аспекты сознания. А ядро мировоззрения - идеология. Пропаганда направлена, прежде всего, на идеологическую сторону воспитания, иными словами, она выполняет идейно-воспитательную функцию.

Разумеется, что в своей воспитательной работе пропаганда обращается к самым различным вопросам - этическим, эстетическим, морально-нравственным и другим, но все они имеют идеологическую направленность. В числе основных функций пропаганды обычно называют также организаторскую. Действительно, пропаганда по своей природе призвана служить стимулятором общественного действия. Механизм организаторской роли пропаганды: от знаний - к убеждениям, от убеждений - к действию. Значительный мобилизующий потенциал пропаганды заключается в том, что она воздействует как на рациональную (утверждение мировоззренческих суждений), так и на эмоционально-волевую сферу общественного сознания (обращенность к актуальным потребностям и интересам). В силу этого во всем многообразии организаторской деятельности журналистики пропаганда выполняет прежде всего функцию социального управления. Она активно участвует во всех социально-экономических, политических и культурных мероприятиях, проводящихся в стране. Иными словами, журналистская пропаганда выступает одним из регуляторов общественного развития. Таким образом, в структуре организаторской деятельности средств массовой информации пропаганда выполняет регулятивную функцию: 1. Разъяснение директивных партийно-государственных документов и участие в их реализации . 2. Распространение социального опыта . Средства массовой информации анализируют и делают всеобщим достоянием опыт передовых предприятий, трудовых коллективов, пропагандируют научные формы организации труда, оправдавшие себя на практике способы проведения социалистического соревнования. 3. Указание путей решения проблем, стоящих перед обществом. Пропаганда может стимулировать социальную активность не только распространением передового опыта, но и нахождением решений тех или иных проблем, возникающих в ходе общественного развития. В поле зрения журналистской пропаганды оказывается, скажем, конфликтная ситуация в трудовом коллективе, проблема трудоустройства выпускника вуза, жалоба по поводу недоброкачественного ремонта радиоприемника и др. Находя пути решения конкретных ситуаций, пропаганда обнаруживает закономерные связи между явлениями, дает ответы на волнующие общество вопросы. Тем самым указываются четкие ориентиры для социальной активности.

Функции журналистской пропаганды лежат в основе ее целей и задач. Цели пропаганды носят конкретно-исторический характер, они предопределяются классовыми, социальными отношениями в обществе, его потребностями, особенностями идеологической борьбы.

Важнейшие перспективные, долгосрочные задачи пропагандистской деятельности, вытекающие из решений КПСС, связаны с практическим претворением в жизнь генеральной линии внутренней и внешней политики партии - линии на ускорение социально-экономического развития страны, упрочение мира на Земле. Например, газета «Правда» от 15.05.1986, 3 полоса: рубрика «Сбережем нашу планету» содержит заметки: «Против «звездных войн», «Посвящается Году Мира», в колонке комментатора статья «За мирную Европу и против нее»: «…однако мировой общественности широко известна роль Советского Союза, его конкретные предложения в деле освобождения человечества от…угрозы». Здесь наблюдается и прием обращения к авторитету – «широкая общественность»; «Труд» от 20.10.1984 – статья «Память Белграда» в рубрике «Пульс планеты» посвящена освобождению столицы Югославии от фашистских захватчиков, т.е. косвенно говорится о борьбе за мир русскими.

Итак, стратегические и тактические цели и задачи пропаганды изменяются, модифицируются под влиянием конкретно-исторических условий. В то же время пропаганда имеет кардинальные положения, которые отличаются стабильностью и действуют независимо от социально-экономических особенностей развития общества. Именно к таким задачам относится:

1.Формирование политического сознания масс. Р. Яновский дает следующее определение политическому сознанию: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение

Выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран».

Газета «Труд» 10.11.1984, 1 полоса имеет рубрику «Последние телеграммы из-за рубежа» с заметками: «Волна террора», «Чад: сохраняется напряженность», «Классовые сражения» – эти заметки говорят о тяжком положении трудящихся в капиталистических странах. Рядом находится статья «Прирост по всем показателям» - о хорошем экономическом положении советского предприятия, успехов его трудящихся. Обязательны на 1 полосе материалы о деятельности партии: «В политбюро ЦК КПСС», «В Центральном Комитете КПСС» - о постановлениях, о работе с трудящимися, о решениях по обращениям граждан.

2. Стимулирование и формирование осознанной социальной активности, организация деятельности общества.

Основой для воспитания норм поведения служат ценностные ориентации, составляющие необходимый элемент сформированного политического сознания. Утверждая идеологически обусловленные представления о «добре» и «зле», о «полезном» и «вредном» для личности и общества, пропаганда прокладывает путь к культивированию социальных привычек и норм поведения. Важное значение в этом отношении имеет пример, распространение пропагандой определенных образцов поведения. Журналистская пропаганда настойчиво воспитывает такие нормы поведения, как бережное отношение к социалистической собственности, добросовестный труд на пользу общества, взаимопомощь в трудовом коллективе и др.

Итак, основная цель пропаганды - формирование политического сознания и стимулирование социальной активности: образует систематизированные взгляды и представления общественного сознания; утверждает убеждения мировоззренческого характера; организовывает и направляет осознанную общественную деятельность; воспитывает социально значимые привычки и нормы поведения.

Например, материалы на 1 полосах: «Призваны обновлять землю», «На радость покупателям», «Есть годовое задание», «Оператор А.Н. Якименко» («Труд») – дают пример, ориентир для социальной полезной деятельности общества.

Функциями, целями и задачами пропаганды предопределяются основные содержательные направления ее деятельности:

1. Производственно-экономическая пропаганда в средствах массовой информации охватывает практически все аспекты организации, планирования и управления производством, функционирования всех отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.). Основными объектами приложения пропагандистских усилий стали техническая реконструкция народного хозяйства, осуществление Продовольственной программы СССР, перестройка хозяйственного механизма, приведение в действие резервов экономического роста, проблемы эффективности производства, дисциплины труда, качества продукции.

К производственно-экономической пропаганде относятся очерки о передовиках, победителях социалистического соревнования, корреспонденции и репортажи с мест новостроек, проблемные статьи по вопросам экономики и др. Материалы производственно-экономической пропаганды включаются в такие рубрики, как «Трибуна ударника пятилетки», «Люди трудовой славы» «Сегодня – коммунистический субботник», «Покажем образцы труда» («Труд»).

Производственно-экономическая пропаганда включает освещение не только хозяйственной практики, но и вопросов теории.

2. Решающую роль в ускорении социально-экономического развития страны играет научно-технический прогресс. В связи с этим особую важность приобретает научно-техническая пропаганда. Повысилась действенность пропаганды, направленной на внедрение в производство новой технологии, последовательнее и обстоятельнее ведется рассказ о перестройке народного хозяйства на основе научно-технического прогресса: рубрика в «Труде» так и называется «Наука ведет поиск», статья «Двигатель 21 века» говорит о новой модели микроавтобуса.

3. В последнее время заметно возрос удельный вес пропаганды по проблемам социального развития общества. Пропаганда по проблемам социального развития общества включает также материалы, посвященные совершенствованию социально-классовых и национальных отношений, дальнейшей демократизации социалистического общества, деятельности Советов народных депутатов, общественных организаций. В этом тематическом направлении выделяется пропаганда советского образа жизни - утверждение духовных ценностей социалистического общества, норм и форм жизнедеятельности, отвечающих природе социализма: рубрика «Пульс планеты», газета «Труд», содержит заметки как о советском общественном развитии, так и других социалистических стран: «Крепить единство», «За мир и социальный прогресс», «Оздоровить политический климат». Там же, рубрика «Два мира – два образа жизни», статья «Дело по душе» - о «конституционном праве советского человека на труд, на социальное благополучие», а в противовес статья «Ради куска хлеба» - о безработице в Вашингтоне. Статьи сопровождаются фотографиями, которые оказывают эмоциональное воздействие на читателя.

4. Средства массовой информации являются действенным инструментом культурного просвещения народа. Культурно-просветительная пропаганда - неотъемлемый компонент работы печати, телевидения, радиовещания. Пропагандируя литературу и искусство, средства массовой информации проводят целенаправленный отбор произведений, знакомя общественность с лучшими образцами отечественной и мировой культуры. Политический подход, классовая оценка, учет потребностей социального управления играют при этом важную роль.

Но для нас в данном случае больший интерес представляет журналистская деятельность в культурно-просветительной пропаганде. Она составляет важную часть политического просвещения. Задача средств массовой информации в культурно-просветительной пропаганде - формирование духовно развитой личности, политически зрелого гражданина социалистического общества.

Речь идет о регулярном журналистском комментировании новинок в области литературы и искусства, о нахождении форм широкого общения журналистов, выступающих по этим проблемам, с различными возрастными и профессиональными группами населения, о более целенаправленном формировании журналистикой эстетических взглядов и вкусов. Здесь же помещаются и спортивные новости и достижения, и материалы о знаменитых людях. Например, «Труд», рубрика «Из блокнота журналиста», статья «Там, где жил Коперник», рубрика «Клуб: будни и праздники» - «Живое слово» (о пользе интересной лекции), «Песни в каждом доме» - о деятельности агитбригад во время посевной работы, помещена фотография с комментариями. Можно сказать, что это направление разрабатывается со всех сторон, как научной, так и популярной.

5. Пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношенийявляется одним из постоянных и ответственных направлений пропагандистской деятельности средств массовой информации. В этой сфере идеологической работы можно выделить, во-первых, пропаганду миролюбивого внешнеполитического курса Коммунистической партии и Советского государства. Во-вторых, значительное место в этой пропагандистской работе занимает отражение международного положения в целом. Журналисты ежедневно анализируют события, происходящие в различных частях земного шара, дают им политическую оценку, обобщают и разъясняют наиболее существенные явления международной жизни. В условиях сложной международной обстановки и острой идеологической борьбы журналистская пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношений приобретает особую важность. Большая часть материалов посвящена этой теме: «Труд» - «Не надо ядерной войны» (письма американцев президенту США)», «Крепнет солидарность»: «…международная солидарность трудящихся – непреодолимая сила… Уверены, что она поможет британским шахтерам одержать победу в их борьбе за право на труд, за жизнь, за мир на земле...», рубрика «На фронтах классовых сражений», «горизонты братского сотрудничества» и т.д.

6. Пропаганда участвует в трудовом воспитании, прививая людям уважение к труду, готовность работать для пользы общества. Газеты публикуют рассказы о различных профессиях; телевидение проводит соревнования и конкурсы, в которых применяются трудовые навыки; радио транслирует заседания «клубов трудовой славы» и др. Культивируя заинтересованность в общественно-полезном труде, журналистская пропаганда вносит свой вклад в профессиональную ориентацию молодежи, способствует развитию инициативы и творчества в работе, укреплению начал коммунистического отношения к труду. Добиваясь утверждения авторитета честного, высокопроизводительного труда, пропаганда подвергает общественному осуждению проявления тунеядства, получение нетрудовых доходов, иждивенческого, потребительского отношения к народному достоянию. Провозглашается отсутствие в Советском союзе эксплуатации человека человеком, высокий статус «рабочего человека», который чувствует себя активной силой, что отражается на его нравственности, моральном, психологическом облике: «Право работать и право искать работу», «Требования профсоюзов», «Успех марша батраков» («Труд»). Обязательно на 1 полосах газет публикуются рекорды производства, Указы о награждении за трудовой подвиг. В «Правде» печатаются достижения пятилетки, трудовые новости зарубежных стран: «Пришли на помощь», «Электроника на полях», «Бройлеры – самолетом».

7. С формированием научного мировоззрения и трудовым воспитанием тесно связано такое направление пропагандистской деятельности, как утверждение коммунистической морали. В социалистическом обществе, основанном на сознательном участии миллионов людей во всех сферах социальной деятельности, мораль - система нравственных принципов человека - приобретает особое значение. Коммунистическая мораль - мораль коллективистская, гуманистическая, активная и деятельная. На культивирование именно этих качеств направлены усилия журналистской пропаганды. Внутренняя тематика советской печати распространяется на такие стороны жизни, как политическое руководство страной, трудовая сфера, спортивная жизнь, взаимоотношения с социалистическими странами.

Например, вопрос отношения человека и власти решен так: в СССР существует депутатская система, право избирателей, всестороннее обсуждение на сессиях и съездах вопросов государственного управления, в то время как буржуазная демократия служит интересам лишь господствующего класса: «Известия», статья «США: накануне выборов» - о пустых обещаниях кандидатов, об интересах кандидатов, большинство из которых – миллионеры. «Правда» - рубрика «С разных широт» - факты об экологических катастрофах, преступности и т.п. в капиталистических странах. «Труд», рубрика «Там, где правит капитал», статья «Под окнами Белого дома» - о митингующих против нищеты и бездомности в Америке. Статья «Два мира – два типа профсоюзов» сравнивает их и нашу жизнь, труд, права, приводятся цифры, статистика.

В целом, показывается высокая моральность советского человека и, следовательно, аморальность капиталиста.

8. Темы патриотического и интернационального воспитания находят свое отражение во многих материалах прессы. Газетные рубрики «На фронтах классового сражения», «Их нравы», «В защиту мира», «Пульс планеты» содержат материалы о братских странах, о забастовках и митингах в капиталистических странах. Существенной составной частью патриотического и интернационального воспитания является утверждение пропагандой чувств дружбы и братства, объединяющих нации и народности СССР, формирование в общественном сознании нетерпимости к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и национального эгоизма. Значительное внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию. Пропаганда прививает молодым людям готовность защищать социалистическое Отечество от любых посягательств на его свободу и суверенитет.

Внешняя направленность подразделяется на два аспекта: с одной стороны, материалы положительные о деятельности СССР, с другой стороны – критические, о деятельности США. Затрагиваются такие темы, как «холодная война», гонка вооружений, борьба за мир, разоружение, восхваление прав и свобод человека в СССР, профсоюзная жизнь соц.стран, помощь Советского Союза нуждающимся в других странах, инфляция и безработица на Западе, бедность населения капиталистических стран, мораль и нравы двух полярных систем.

В Советском Союзе средства массовой информации и пропаганды – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства – являлись мощным инструментом коммунистической партии в большом деле формирования нового советского человека, в единении всех прогрессивных сил современности. В СМИ информационный ряд незаметно переходит к идеологическому (политическому) ряду. По существу, как это подчеркивается в коммунистической теории пропаганды, политический ряд по своему содержанию неразрывно связан с информационным, ибо информация, и тем более информация политическая, является как бы «хлебом» пропаганды, публицистики.

Пропаганда всегда направлена на понятие «образа жизни», т. к. в нем сходятся все основные черты и свойства той или иной общественной формации, преломляясь в жизнедеятельность людей. В нем проявляются все главные ценностные установки доминирующей идеологии. А доминирующая идеология определяет взгляды людей на окружающий мир. Поэтому идеологическая борьба – это показ всех сторон ценностной ориентации общества, в том числе политической, трудовой, духовной культуры.

Статьи, репортажи, комментарии о советском строе должны носить проблемный характер, т.е. вводить читателя в курс насущных задач и проблем, стоящих перед советским обществом. Задача авторов - убедительно показывать, что социалистический строй надежно защищает как отдельных граждан, так и интересы всего общества, не сглаживая при этом острых углов. Производственная сфера призвана служить фоном, на котором идет рассказ о человеке, где на первый план выступает не мир вещей, а мир духовный. Особенно рельефно должны быть показаны такие исторические преимущества социалистического образа жизни, как коллективизм и товарищество, дружба всех наций и народностей страны, нравственное здоровье и социальный оптимизм. Что с успехом и воплощалось на страницах газет.

Во время холодной войны СМИ СССР и США вели активную пропаганду населения, главной задачей которой было показать обществу, насколько ужасной и беспощадной является держава оппонент. В результате мощной агитационной и пропагандистской программы, в СССР было получено сильное, мотивированное на труд во благо государства общество, что указывает на то, что работа СМИ Советского Союза была успешна. Обе враждующие стороны Холодной Войны вели приблизительно одинаковую агитационную программу, направленную на создание мнимого образа страны оппонента. Сейчас еще ощущается остаток недоверия между двумя, уже мирными, странами, а в народе до настоящего времени бытуют порой неправильные представления о той или иной стране, что можно считать остатками влияния СМИ периода Холодной Войны.

Основные функции СМИ

Информационная

Образовательная

Пропагандистская

Социализация

Критики и контроля

Мобилизационная

Инновационная

Оперативная

Американский исследователь Г. Лассуэлл выделил четыре основные функции средств массовой информации:

Наблюдение за миром (сбор и распространение информации),

«редактирование» (отбор и комментирование информации).

Формирование общественного мнения

Распространение культуры.

Общественное мнение трудно объяснить без учета психических состояний людей. Основой психологического подхода к анализу общественного мнения являются работы Г. Лебона, Г. Тарда, В. Бехтерева, З. Фрейда, Ч. Кули, А. Лоуэлла, У. Липпмана, Л. Ферстингера, Э. Фромма, Б. Ананьева, В. Ядова.

Характерно, что первый опрос общественного мнения в ходе избирательной кампании был проведен еще в 1824 году (США). Однако научно обоснованные опросы связывают лишь с президентскими выборами 1936 года и созданием Американского института общественного мнения. Победивший в тот год на выборах Франклин Д. Рузвельт был первым президентом, к которому стали регулярно поступать результаты проводимых в стране опросов. Руководство США использует институт опросов прежде всего для поиска путей совершенствования системы социального контроля: опросы призваны помочь обнаружению сфер и масштабов недовольства, способствовать корректировке и способов воздействия на американское массовое сознание. Этому служат все виды опросов, особенно закрытые, т. е. результаты которых известны только заказчикам.

Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений широких народных масс, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой – тщательное изучение общественного мнения.

Опросы являются важным источником для изучения долговременных тенденций в американском общественном мнении. Аккумулированные за многие годы результаты опросов дают обширный эмпирический материал, к которому обращаются исследователи различных аспектов общественно-политической жизни страны.

В условиях создания информационного общества, единого мирового информационного пространства это крайне необходимо. Более того, на наш взгляд, именно система диагностики общественного мнения (причем как в США, так и в мире в целом) позволяет США добиваться успеха в глобальном информационно-психологическом противоборстве за доминирование в мировой информационной среде, развернувшейся между ведущими странами мира.

Если рассмотреть сам процесс формирования общественного мнения, на наш взгляд, его можно представить следующим образом.

Когда где-то происходит какое-либо событие, явление, то индивид или социальная группа могут выразить к нему отношение только после получения информационного сообщения (ИС) об этом событии, явлении. Как правило, ИС поступает с помощью средств массовой информации (однако это может быть и кино, театр, школа и т. д.).

Очень важен для выработки определенной оценки и комментарий , который будет дан данному информационному сообщению. Например, диктор радио (или телевидения) может после самого текста сообщения дать какие-то свои оценки. Комментарии по отношению к самому ИС, могут быть следующими: К1 – очень позитивными, К2 – позитивными, К3 – нейтральными, К4 – негативными, К5 – очень негативными.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации». Американским исследователем Г. Лассуэллом для изучения для убеждающего воздействия средств массовой информации, была предложена модель коммуникативного процесса:

1). Кто? (передает сообщение) – коммуникатор.

2). Что? (передается) – сообщение (текст).

3). Как? (осуществляется передача) – канал.

4). Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

5). С каким эффектом? – эффективность.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

Открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;

Отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

Закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном действии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Таким образом, любой человек получает вместе с самим ИС еще и комментарий (в случае его отсутствия, это К3, т. е. нейтральный).

На основании полученной информации человек (социальная группа) выражает определенное отношение к какому-либо явлению, событию. На наш взгляд, оно тоже может быть различным: О1-очень позитивное, О2 – позитивное, О3 – нейтральное, О4 – негативное, О5 – очень негативное.

В целом, процесс формирования общественного мнения можно представить в следующем виде:

Д? ИС +К? СГ = О

Д – диктор (радио или телевидения);

ИС – информационное сообщение;

К – комментарий (от К1 до К5);

СГ – социальная группа;

О – отношение (от О1 до О5).

Практически комментарий является манипуляцией. К манипуляции относятся специальные действия по формированию стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к тому или иному факту, событию.

Основной объект воздействия КОММЕНТРИЯ-МАНИПУЛЯЦИИ – ЭТО МАТРИЦЫ СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ и всего российского населения.

КОММЕНТРИИ-МАНИПУЛЯЦИИ К4, К5 являются негативными информационными потоками.

Способы манипулирования общественным мнением опираются прежде всего на средства массовой информации (СМИ), позволяющие корректировать, регламентировать и проектировать массовое сознание и психику людей. При этом упор делается на использование законов психологии, некритическое восприятие, политическую неопытность.

Анализ зарубежных и отечественных источников свидетельствует, что способы, применяемые для обработки общественного мнения посредством СМИ в разных странах во многом идентичны.

В целом манипулирование основано на лжи и обмане. Основой для манипулирования служат мифы (фактически – дезинформация).

В США, по мнению профессора Г. Шиллера, для утверждения господства тайно правящей с помощью ФРС (Федеральной резервной системы) британской элиты, используется пять основных мифов (от авторов – эти мифы и являются КОММЕНТРИЯМИ-МАНИПУЛЯЦИЯМИ, только ДЕЗИНФОРМАЦИОННЫМИ) :

1. Об индивидуальной свободе и личном выборе граждан.

2. Об объективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, суда, Президента, СМИ.

3. О неизменной эгоистической природе человек, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству.

4. Об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и унижения.

5. О плюрализме СМИ, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и лондонскими банкирами.

Газеты информационно влияют, т. е. навязывают читателю КОММЕНТРИИ-МАНИПУЛЯЦИИ, просеивая и отбирая подлежащие опубликованию материалы, преподнося их в нужном виде читателю.

Они акцентируют и соответствующим образом снабжают их броскими заголовками и иллюстрациями, печатая их соответствующим шрифтом и форматом, уделяя им бросающееся в глаза место в газете, а также подготавливая к печати и художественно оформляя их на должном уровне профессионального мастерства.

В данном случае упор делается на избирательность внимания человека . Так, например информация, напечатанная в газете мелким шрифтом, не привлекает такого внимания, как информация, напечатанная крупным или жирным шрифтом.

А информация, помещенная на первой и последней полосе газеты, имеет значительно больше шансов привлечь внимание читателя, чем помещенная на внутренних полосах.

Даже такими простейшими техническими приемами можно придать информации повышенную социальную значимость, т. е. добиться уровня К1, К2, либо, наоборот, уменьшить эту значимость (уровень К4, К5).

Этого же эффекта добиваются и помещением рядом с «неважной» информацией броского материала, скандальных фотографий. В радио и телепередачах снижение важности информации достигается тем, что сообщения помещают в конце передачи. Здесь учитывается то, что люди, как правило, ассоциируют важность информации с порядком ее изложения. Российские телеведущие часто используют пугающие темы и сообщения, для того чтобы добиться определенного результата – «подавить» психику россиян. Как правило, более 80 % всех новостей на любых телеканалах России – негативного характера. И это – стало нормой на наших телеканалах, хотя такого нет ни в одной стране мира.

Поэтому, проанализировав новостные программы телеканала НТВ можно прийти к выводу о том, что они ОЧЕНЬ ЧАСТО начинаются с негативных событий. КОММЕНТРИИ-МАНИПУЛЯЦИИ НТВ являются негативными информационными потоками, воздействующими НА СТАБИЛЬНОСТЬ МАТРИЦ СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ и всего российского населения.

Среди СМИ наибольшими манипулятивными возможностями обладает телевидение. Для российского телевидения характерным средством манипулирования является ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ создание абсолютно чуждой России языковой среды, информационная операция «вытеснения русского языка» американизированным сленгом.

Автор провел один небольшой эксперимент, проанализировав в течение одной недели количество кинофильмов на пяти ведущих российских телеканалах. Так вот, количество американских художественных кинофильмов на РОССИЙСКИХ ТЕЛЕЭКРАНАХ СОСТАВЛЯЕТ абсолютное большинство (в основном сцены насилия, секса, употребления наркотиков и т. д.). Их иногда «разбавляют» в утренние часы латиноамериканскими телесериалами или нашими кинофильмами. Но ведь в США наших фильмов (в которых чистота и светлость являются доминирующими) вообще не показывают!

Неугодная информация о проблемах Запада замалчивается, наклеиваются ярлыки государственникам и патриотам России. К сожалению – это российская телереальность, обусловленная АМЕРИКАНСКИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ДОМИНИРОВАНИЕМ В РОССИЙСКИХ СМИ.

Проведенные опросы общественного мнения показывают, что большинство граждан России считают телевидение наиболее достоверным источником информации. Это связано с тем, что телевидение обладает тем качеством, что социальные психологи именуют «парасоциальным» характером. Суть его в создании иллюзии «присутствия» при действии, которое показывается на телеэкране. Соответственно этому в сознании зрителя формируется устойчивая иллюзия «объективности» и достоверности телевидения. Накладывая свои ощущения подсознательно на ощущение происходящего на экране, зритель зачастую воспринимает видимую информацию как абсолютно достоверную.

Именно это угрожает НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. Государство слабо контролирует СВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО. И принятие Доктрины информационной безопасности России в 2000 году мало что изменило, так как затем не были приняты соответствующие федеральные законы.

СМИ используют различные методы негативного информационного воздействия на психику россиян.

Наиболее часто использовались следующие:

1. Использование компрометирующих сведений в целях создания негативного образа политика или бизнесмена.

2. Специальное доведение определенным образом подобранных негативных фактов о российской действительности, создание специальных телепередач и рубрик в газетах (типа – «Независимое расследование», «Суд идет», «Криминал» и т. д.).

СМИ являются мощнейшим средством информационного воздействия на политическую элиту и население, и это должны хорошо понимать в Кремле.

Если Российское государство не будет контролировать свои СМИ, то их будут контролировать ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА.

Российским журналистам целесообразно выполнять требования Кодекса профессиональной этики российского журналиста, Хартии теле-радиовещателей, Московской хартии журналистов:

Обязательная проверка материала перед публикацией;

Отделение факта от мнения;

Уважение чести и достоинства людей;

Соблюдение принципа «не виновен», пока судом не доказано обратное;

Обязательное исправление ошибки при обнаружении того, что выпущенный в свет материал содержал ошибки или искажения.

А главное – ОНИ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ РОССИЮ!

Журналисты должны выполнять требования статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», которая требует от представителей СМИ при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

В этой связи остро встала проблема отсутствия у российских СМИ механизмов саморегулирования, а у журналистов – кодекса профессионального поведения.

Анализируя процессы, происходящие в российских средствах массовой информации, можно увидеть тенденцию превращения СМИ в специфическую группу, обладающую следующими характеристиками:

Ярко выраженная клановость;

Повышенная требовательность к своей стране;

Некритичность по отношению к себе;

Отсутствие ротации кадров;

Подверженность иностранному влиянию;

Круговая порука.

Это опасная тенденция угрожает становлению российского гражданского общества и национальной безопасности России.

По мнению Э. Фромма, манипуляция общественным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем современной политической жизни. «Гипнотические методы, используемые в рекламе и политической пропаганде, представляют собой серьезную угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости. Я нисколько не сомневаюсь в том, что тщательные исследования покажут, что употребление наркотиков наносит здоровью человека гораздо меньший вред, чем различные методы «промывания мозгов» – от подпороговых внушений до таких полугипнотических приемов, как постоянное повторение».

В конце 20 века широкое распространение получили психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики, эриксонианского гипноза, НЛП. Все они отличаются высокой эффективностью информационного воздействия на подсознание человека.

1. Фрагментация информационного потока состоит в подаче огромного количества информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически невозможно.

2. Метод семантического манипулирования. Суть его в тщательном отборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом влияющих на восприятие информации (наш человек – разведчик, их – шпион и т. д.).

Существуют и другие приемы манипуляции: сенсационная подача материала, использование мифов и стереотипов, цензура и т. д. Признавая объективный характер манипулирования, необходимо отчетливо осознавать, что расширение его масштабов ведет к деградации мирового сообщества.

Из книги Концептуальная власть автора Ефимов Виктор Алексеевич

3. Единый механизм противостоящих друг другу идеологий, политиков и средств массовой информации, как инструмент концептуальной власти. Функции этого механизма в Библейской концепции управления Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом

Из книги Об имитационно-провокационной деятельности автора СССР Внутренний Предиктор

2.6. Корректор и предиктор в полной функции самоуправления общества Ранее (и в настоящей работе, и в остальной деятельности нашей общественной инициативы) хотя речь шла об осуществлении полной функции управления в жизни общества, но в самой связке «предиктор-корректор»

Из книги Кризис коммунизма автора

Функции государства Коммунистическое государство выполняет функции, общие ему с государствами иного типа, и специфически коммунистические. Общими функциями являются такие, как поддержание общественного порядка, отношения с другими странами, оборона страны, денежная

Из книги Коммунизм как реальность автора Зиновьев Александр Александрович

Специфические функции коммунистического государства Коммунистическое государство выполняет различные функции в обществе. Среди них есть функции, общие ему с государствами в других обществах. Это, например, поддержание общественного порядка (борьба с ворами,

Из книги О текущем моменте», № 11(71), 2007 г. автора СССР Внутренний Предиктор

Идеологические функции науки и искусства Марксизм образует основу, ядро и доминирующее содержание идеологии коммунистического общества. Это ядро обволакивается идеологическими образованиями другого рода и сосуществует с ними, вступая с ними в разнообразные

Из книги Русский национализм. Семнадцать ответов автора Крылов Константин Анатольевич

4. Самоуправление общества по полной функции Полная функция управления начинается с выявления факторов, воздействие которых (по мнению субъекта-управленца) требует управления. Далее она включает в себя целеполагание в отношении этих факторов и разработку частной

Из книги WikiLeaks. Разоблачения, изменившие мир автора Горбатюк Надежда

13. Как русский националист относится к понятию империи, ее культурной и цивилизаторской функции? «Империя» - типичный симулякр, да простится мне такое учёное (в плохом смысле) слово. Россию испокон века обвиняли в «деспотизме» и, в частности, в «империализме». Делали

Из книги СМИ, пропаганда и информационные войны автора Панарин Игорь Николаевич

Основные источники http://www.wikileaks.ch/ WikiLeakshttp://www.guardian.co.uk/ Guardian News and Media Limitedhttp://www.nytimes.com/ The New York Timeshttp://www.foreignpoiicy.com/FOREIGN POLICY of The Washington Posthttp://ru.wikipedia.org/ Википедияhttp://www.rian.ru/ РИА НОВОСТИhttp://econo.com.ua/ компания «Открытые ресурсы»http://www.inopressa.ru/ lnoPressa.ruhttp://www.inosmi.ru/ Интернет-проект

Из книги Россия будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Основные функции 1. Новая система подготовки информационной элиты стран ОДКБ, которая должна формировать такие личностные качества, как профессионализм, патриотизм, информационную грамотность и активность, инновационное поведение.2. Интеграция усилий государственных

Из книги Наталья Бехтерева – какой мы ее знали автора Медведев Святослав Всеволодович

Основные потребности Но, может быть, какие-то основные потребности людей в советское время удовлетворялись лучше? В число основных потребностей человека входят три: еда, одежда, жилье. Как обстоит дело с ними? Какова, выражаясь на научном жаргоне, «экономическая

Из книги ШОА. Ядовитая триада автора Мише Аб

Когнитивные функции базальных ганглиев Поступив в 1972 году в аспирантуру к Наталье Петровне, я стал читать книги по физиологии мозга и был несколько обескуражен почерпнутой информацией. Дело в том, что клинические наблюдения, доступные к тому времени, однозначно

Из книги Мужчина всегда прав автора Сардаров Амиран

Основные источники 1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Хельсинки, Финляндия, 1991.2. Р. Нудельман. Загадки, тайны и коды Библии. Ростов-на-Дону, 2005.3. Л. Дымерская-Цигельман. Свобода жить вне горечи и мести... (Юлий Марголин на страницах альманаха

Из книги Как почувствовать себя парижанкой, кем бы вы ни были автора Берест Анна

Основные моменты Опыт. - Это самое главное. Чем раньше молодой парень начнёт его набирать, тем легче потом ему будет жить, общаться, взаимодействовать, соблазнять и флиртовать с женщинами. Надо разбираться в женщинах. Сделать это по книгам не получится. Опыт надо

Из книги Евразийский реванш России автора Дугин Александр Гельевич

1 Основные принципы © Annemarieke Van DrimmelenModel: Caroline de Maigret

Из книги Фашизм. Тоталитарное государство. 1991 автора Желев Желю

Радикальная трансформация геополитической функции Турции в 1990-е - 2000-е годы: кризис атлантизма Беглый анализ новейших изменений в геополитической картине мира показывает контекст, в котором меняются геополитические функции всех основных игроков. В огромной степени

Из книги автора

2. Структура и функции Проведя этот анализ, мы подошли- к вопросу об отношении между построенной уже структурой и закономерно следующим из нее способом функционирования. Речь идет о принципиальном положении, которое даст нам возможность лучше и полнее понять природу