Все о тюнинге авто

Полный текст антитеррористического пакета яровой и его суть. Что такое закон яровой Закон яровой о терроризме демотиватор

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

  • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
  • один год – данные об электронной переписке россиян.

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N11, ст. 1146; N 31, ст. 3452; 2008, N 45, ст. 5149; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 29; 2010, N 31, ст. 4166; 2011, N 1, ст. 16; N 19, ст. 2713; N 46, ст. 6407; 2013, N 30, ст. 4041; N 44, ст. 5641; 2014, N 19, ст. 2335; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3385; 2015, N 1, ст. 58) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.";

б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

в) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

"4 1 . В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.";

г) в части 5 слова "частью 4" заменить словами "частями 4 и 4 1 ";

2) дополнить статьей 5 2 следующего содержания:

"Статья 5 2 . Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.";

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 - 19 настоящего Федерального закона.";

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.";

5) в статье 24:

а) в части 1 слова "282 1 - 282 3 и 360" заменить словами "282 1 - 282 3 , 360 и 361";

б) в части 2 слова "282 1 - 282 3 и 360" заменить словами "282 1 - 282 3 , 360 и 361".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; 2003, N 27, ст. 2700; 2006, N 17, ст. 1779; 2016, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;

2) в статье 15:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

"Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.";

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2013, N 51, ст. 6689) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:

"15. Получение компьютерной информации.";

б) часть четвертую после слов "со снятием информации с технических каналов связи," дополнить словами "с получением компьютерной информации,";

2) в статье 8:

а) абзац первый части второй после слов "оперативно-розыскных мероприятий" дополнить словами "(включая получение компьютерной информации)";

б) в части десятой цифры "8 - 11" заменить цифрами "8 - 11, 15".

Статья 4

Статью 6 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 143; 2011, N 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:

"Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.".

Статья 5

Часть восьмую статьи 25 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2003, N 2, ст. 159; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 21, ст. 2524; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; 2012, N 53, ст. 7628; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036; N 52, ст. 6955; 2014, N 16, ст. 1828; 2015, N 1, ст. 75; N 48, ст. 6709) после слов "религиозных связей и контактов" дополнить словами "(за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями)".

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2011, N 1, ст. 10; N 50, ст. 7351; 2012, N 29, ст. 3993) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

"К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.";

2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:

"При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.".

Статья 7

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:

"8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.".

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2877; N 27, ст. 3472, 3477; 2014, N 43, ст. 5800; 2015, N 1, ст. 58; N 14, ст. 2020; N 17, ст. 2478; N 29, ст. 4387; N 48, ст. 6707; 2016, N 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов "и иной религиозной деятельностью," дополнить словами "от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность";

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.";

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.";

4) дополнить главой III 1 следующего содержания:

"Глава III 1 . Миссионерская деятельность

Статья 24 1 . Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 24 2 . Порядок осуществления миссионерской деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

аве осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 24 1 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без ритории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность.

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5, 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.".

Статья 9

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3697; 2011, N 50, ст. 7351) следующие изменения:

1) в статье 17:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.";

2) в пункте "а" части первой статьи 22 слова "а также основные части огнестрельного оружия" заменить словами "основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей".

Статья 10

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 31, ст. 3993, 4011; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2335; N 30, ст. 4214; 2015, N 1, ст. 37, 58; N 27, ст. 3950, 4001; 2016, N 1, ст. 44) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3:

а) слова "279 и 360" заменить словами "279, 360 и 361";

б) после слов "Российской Федерации, либо" дополнить словами "для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо";

2) в статье 6:

а) в пункте 2 1:

в подпункте 5 слова "282 3 и 360" заменить словами "282 3 , 360 и 361";

б) в пункте 2 2:

в подпункте 2 слова "282 3 и 360" заменить словами "282 3 , 360 и 361";

в подпункте 4 слова "282 3 и 360" заменить словами "282 3 , 360 и 361";

в подпункте 8 слова "282 3 и 360" заменить словами "282 3 , 360 и 361".

Статья 11

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 20, ст. 2367; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745, 5748; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4284, 4289, 4290; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 45, ст. 6334; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1724; N 18, ст. 2126, 2128; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 25, ст. 3268; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст. 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4026, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327, 6341; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 11, ст. 1092, 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 14, ст. 2021; N 18, ст. 2614, 2619, 2620; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3370; N 27, ст. 3945; N 29, ст. 4346, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629, 5637; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1491, 1493; N 18, ст. 2509, 2514; N 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) в статье 5.26:

а) абзац второй части 1 дополнить словами "; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей";

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

"3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.";

2) дополнить статьей 11.14 3 следующего содержания:

"Статья 11.14 3 . Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.";

3) в статье 13.6:

а) наименование после слов "средств связи" дополнить словами "или несертифицированных средств кодирования (шифрования)";

б) абзац первый после слов "средств связи" дополнить словами "или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) статью 13.15 дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.";

5) в статье 13.30:

а) наименование дополнить словами ", или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов";

б) в абзаце первом слова "либо непредставление" заменить словами ", либо непредставление", после слов "с абонентом договора," дополнить словами "либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов,";

6) в статье 13.31:

а) в абзаце втором части 2 слова "от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей" заменить словами "от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей";

б) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.";

7) в части 1 статьи 15.27 1 слова "279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо" заменить словами "279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо";

8) в части 1 статьи 23.1 после слов "статьей 11.7 1 " дополнить словами ", частью 2 статьи 11.14 3 ", слова "частями 2 и 3 статьи 13.31" заменить словами "частями 2-3 статьи 13.31";

9) в статье 23.36:

а) в части 1 слова "статьями 11.14 2 , 11.15," заменить словами "статьей 11.14 2 , частью 1 статьи 11.14 3 , статьей 11.15,";

б) в части 2:

пункт 1 после цифр "11.14 2 ," дополнить словами "частью 1 статьи 11.14 3 , статьями";

пункт 2 после слов "частью 2 статьи 11.14," дополнить словами "частью 1 статьи 11.14 3 ,";

пункт 3 после слов "частью 2 статьи 11.14," дополнить словами "частью 1 статьи 11.14 3 ,";

пункт 4 после слов "частью 3 статьи 11.14," дополнить словами "частью 1 статьи 11.14 3 ,";

10) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр "5.22," дополнить цифрами "5.26,";

б) пункт 44 после слов "статьей 11.7 1 ," дополнить словами "частью 2 статьи 11.14 3 ,";

в) в пункте 56 слова "частями 2 и 3 статьи 13.31" заменить словами "частями 2-3 статьи 13.31".

Статья 12

Внести в Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

"1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.";

3) в пункте 1 статьи 6 слова "Российской Федерации и настоящим Федеральным законом" заменить словами "Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами".

Статья 13

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 31, ст. 4190; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 48, ст. 6162; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 15, ст. 2066) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:

"прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.";

2) в статье 64:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

б) дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.".

Статья 14

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2014, N 30, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".";

2) статью 22 дополнить частью 3 2 следующего содержания:

"3 2 . Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.".

Статья 15

Внести в статью 10 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2014, N 19, ст. 2302) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

2) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

"3 1 . Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.";

3) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

"4 1 . Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.".

Статья 16

Статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2011, N 30, ст. 4590; 2014, N 6, ст. 566) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.".

Статья 17

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6421; 2014, N 26, ст. 3360) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова "втором - девятом, одиннадцатом и двенадцатом" заменить словами "втором, шестом, седьмом и девятом";

2) дополнить абзацем следующего содержания:

"юрисдикция Приволжского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем - пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи.".

Статья 18

Статью 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4604) дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.".

Статья 19

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Публикуется по тексту Федерального закона N 374-ФЗ, размещенного на Официальном интернет - портале правовой информации по адресу:

Президент поручил правительству постараться минимизировать возможные расходы при его выполнении

Президент РФ Владимир Путин

Москва. 7 июля. сайт - Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в антитеррористическое законодательство, предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

"Президент подписал пакет документов, поправки к закону о мерах по противодействию терроризму", - сказал он журналистам в четверг.

Вместе с этим пакетом подписан перечень поручений правительству, которым кабинету министров поручается очень четко мониторить ход имплементации этого закона с тем, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, которые связаны с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации и так далее, продолжил Песков.

По его словам, в случае необходимости правительство может выступать с инициативами "по принятию соответствующих актов, которые бы эти риски минимизировали".

"Проще говоря, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, по поручению президента будет принимать соответствующие меры", - пояснил пресс-секретарь президента.

В июне Госдума и Совет Федерации одобрили "антитеррористический пакет" поправок, которые вводят уголовную ответственность за международный террористический акт и наказание за публичные призывы к насильственному свержению власти и нападению на посольства. Также вводится новый состав преступления - несообщение о преступлении террористической направленности.

Другой закон пакета обязывают операторов и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Операторы связи также должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков (т.н. метаданные) в течение трех лет, интернет-компании - в течение года.

Точные сроки, порядок хранения и другие детали исполнения закона будут определяться правительством. Поправки о метаданных должны вступить в силу уже с 20 июля этого года, о содержании звонков и переписки - с первого июля 2018 года.

"Мегафон" ранее оценивал сумму расходов на создание data-центров для исполнения закона более чем в 230 млрд рублей, в МТС заявляли, что затраты составят "триллионы рублей". Согласно оценкам рабочей группы "Связь и информационные технологии экспертного совета при правительстве и ПАО "Ростелеком", эксплуатация ЦОДов, хранение данных и дооборудовние сети обойдется в 949 млрд рублей в год.

Операторы и интернет-компании неоднократно заявляли, что на рынке нет целого ряда решений для реализации инициативы. Компании ранее также сообщали, что реализация закона приведет к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль в связи с потенциальными расходами на приобретение оборудования.

После одобрения поправок Советом Федерации мобильные операторы сообщили, что не исключают роста цен на услуги связи в 2-3 раза в результате соблюдения соответствующего законопроекта.

», были внесены депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым на рассмотрение в нижнюю палату парламента 7 апреля 2016 года. Инициативу раскритиковали правозащитники - Совет по правам человека при президенте нашел в документе «целый ряд норм, которые безосновательно расширяют действие уголовного законодательства». Операторы связи заявляли, что норму закона о хранении всех сообщений абонентов в течение трех лет невозможно выполнить технически и экономически - это приведет к коллапсу отрасли.

Тем не менее, 13 мая «пакет Яровой» прошел первое чтение, а в заключительный день работы Думы шестого созыва 24 июня был принят сразу во втором и третьем.

Согласно одному из законов, в уголовный кодекс вводятся две новые статьи. Действия, совершенные за пределами России для нарушения мирного сосуществования государств и народов или направленные против интересов РФ, подвергающие опасности жизнь, здоровье и неприкосновенность граждан РФ, теперь будут квалифицироваться по статье 361 УК (акт международного терроризма). Наказываться такие деяния будут лишением свободы на срок от 10 до пожизненного. Финансирование международного терроризма и вовлечение в подобные действия несовершеннолетних повлекут за собой наказание от 5 до 10 лет тюрьмы, а если в результате этого погибли люди - от 15 лет до 20.

Более того, изменены нормы УПК о процессуальных действиях за пределами РФ. Теперь российские следователи могут действовать за рубежом в рамках отечественных УПК и УК, не внося предварительно запрос в местные компетентные органы, то есть, фактически, без их ведома.

Также, по статье 205.6 УК будут карать тех, кто не сообщит о людях, которые готовят, совершают или совершили террористические преступления, а также захват заложников (ст. 206), угон воздушного судна или железнодорожного состава (ст. 211), насильственный захват власти (ст. 278). Кроме того, в списке преступлений, за несообщение о которых предлагается наказывать, присутствуют посягательство на жизнь государственного деятеля (ст. 277), незаконное обращение с ядерными материалами (ст. 220), организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208), вооруженный мятеж (ст. 279) и акт международного терроризма. Наказывать будут штрафом до 100 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

У СПЧ больше всего вопросов вызвала именно новая статья о недоносительстве. В экспертном заключении правозащитники заявляют, что авторы законопроекта по сути не привели никаких правовых и криминологических оснований этой инициативе, «фактически идет речь о криминализации бездействия». Набор преступлений, по мнению СПЧ, выбран произвольно, а примечание о том, что под действие статьи не подпадают близкие родственники преступников, сводит ее эффективность к нулю.

«Пакет Яровой» ужесточает наказание по всем преступлениям, связанным с терроризмом. Увеличены минимальные сроки за террористический акт (10 лет), пособничество террористам (15 лет), участие в террористической организации (10 лет), пропаганду терроризма в интернете (5 лет). Возрастной порог наступления ответственности по террористическим преступлениям и целому ряду статей УК, в том числе - по массовым беспорядкам, снижен до 14 лет. Также вводится уголовная ответственность за «вовлечение в массовые беспорядки» - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Ужесточаются наказания по экстремистским статьям УК. Первоначальная редакция закона предполагала оставить единственным наказанием по таким статьям лишение свободы, но в итоге инициативу смягчили, и в большинстве случаев возможность штрафа осталась. Теперь по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) может наступить наказание в виде штрафа в 300–500 тысяч рублей, принудительных работ или лишения свободы сроком до 5 лет. Статья о «склонении к экстремизму» в окончательном варианте законопроекта была исключена из текста.

Кроме того, поправки в федеральный закон «О связи» вводят для операторов связи обязанность хранить все данные абонентов о приеме и передаче информации в течение полугода. Это значит, что будут сохраняться все звонки, сообщения, изображения - весь обмен информацией. Изначально планировалось установить срок хранения на три года, но эксперты и участники рынка связи заявили, что это сопряжено с гигантскими расходами и техническими трудностями, поэтому время значительно урезали. Также, согласно поправке в «пакет Яровой» депутата Елены Мизулиной, «организаторы распространения информация» теперь должны предоставлять надзорным органам ключи для дешифровки зашифрованных сообщений в таких мессенджерах, как Telegram.

В самый последний момент авторы исключили из законопроектов самые одиозные инициативы о лишении гражданства за терроризм и запрещении выезда из страны для людей, которых ФСБ подозревает в экстремизме и которым вынесено соответствующее предупреждение.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский 22 июня, в день, когда Государственная Дума изначально планировала рассматривать законопроекты Озерова и Яровой,

Суть закона Яровой (пакет) в 2020 году. На какие сферы распространяется? В 2007 году был принят пакет законопроектов, который получил название «Яровой».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим понятие сути данного пакета остается актуальным и на сегодняшний день.

Что это такое простыми словами

Пакет Яровой – это два законопроекта, которые были разработаны с целью предотвращения развития экстремистских организаций.

Он включает в себя 2 Федеральных закона:

Данный пакет предусматривает поправки в Федеральном законодательстве, которые можно разделить на несколько частей:

  • расширение полномочий органов прав охранения;
  • введение новых требований к операторам связи и интернет-провайдерам;
  • введение требований к почтовой связи и перевозчикам-экспедиторам;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

После принятия законопроекта все вышеперечисленные сферы были реформированы в соответствии с новым законодательством.

Возникающие вопросы

Данный законопроект был принят совсем недавно, поэтому вокруг него возникает масса вопросов.

Наиболее важными из них можно выделить следующие:

  1. На какие сферы он распространяется?
  2. В какие сроки будет реализован?
  3. Соответствие пакета законов нормативно-правовым актам Российской Федерации и мировым резолюциям.

Внесение поправок

Закон Яровой вызвал массу обсуждений. Многие специалисты предполагали сложности дальнейшего оказания в своей сфере.

С самыми большими затруднениями на сегодняшний день столкнулись мобильные операторы, так как обязательство их хранить сообщения, передаваемые абонентами три года, требует особой организации с технической стороны.

В связи с этим в законопроект были внесены правки, согласно которым хранение данных, передаваемой клиентами информации должно обеспечиваться не на 3 года, а на 6 месяцев.

Это позволит сделать выполнение требований государства в рамках данного закона в отношении работы мобильных операторов вполне доступными.

Помимо этого, стоит отметить, что первоначальный проект пакета законов Яровой предусматривал пункты лишения гражданства лиц, состоявших на службе в иностранных государствах, но они противоречили действующей . В связи с этим были приняты правки, исключающие данные пункты.

Когда вступает в силу закон Яровой

В большинстве сфер, которые затрагивает пакет законов, именуемый как «Яровой», он уже вступил в силу.

Но как уже было сказано выше, для мобильных операторов обеспечение выполнения данного закона предусматривает обеспечение технической базы.

На ее разработку и введение требуется большое количество времени. В связи с этим данная отрасль получила отсрочку.

В первоначальном варианте закон должен был вступить в силу с 1 июля 2020 года, но даже за данный период мобильные компании не успели создать специальную техническую базу.

Выше было указано о возможности внесения правок в закон. На их разработку и принятие также необходимо время. В связи с этим вступление закона в силу будет отсрочено на данный период.

Мобильные операторы получат возможность оснащать свои коммуникации специальным техническим оборудованием с целью выполнения данного законодательства.

Но стоит отметить, что данные правки находятся пока что только в проекте. Если они не будут разработаны и внесены, то дальнейшей отсрочки операторы не получат.

Они обязаны будут выполнять поставленные условия – то есть сохранять сообщения, передаваемые их абонентами друг другу, с 1 июля 2020 года.

Условия работы

Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение условий работы определенных сфер. К ним относятся:

  1. Транспортная сфера.
  2. Сфера связи.
  3. Религиозная сфера.

Для транспортных компаний

Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение в деятельности транспортных компаний.

Они включены в данный проект с целью предотвращения взаимодействия транспортных компаний с экстремистскими организациями. Согласно закону, на компанию возлагается обязанность проверки своих клиентов.

Прежде чем заключить договор, экспедитор обязан проверить физическое лицо или юридическую компанию, с которой предполагается сотрудничество, используя основные реквизиты или личные данные.

Если лицо проверено, то экспедитор может заключать с ним сделку. Еще 1 пункт закона предусматривает то, что экспедитор не только документально должен быть осведомлён о перевозимом грузе, но и убедиться в его фактическом соответствии к бумагам.

Таким образом, деятельность экспедиторских компаний не особо расширяется, просто к ним вменяется несколько дополнительных требований.

Для операторов связи

Отрасль связи на сегодняшний день состоит из мобильных операторов и интернет-провайдеров.

Применение закона «Яровой» в отношении них основывается на возможности контроля и выявления заведомо опасных личностей.

Говоря простыми словами, правительство предусматривает, что используя средства связи, между собой могут общаться участники террористических организаций. Выявить это можно, проверив их диалоги.

Таким образом, правоохранительные органы, имея подозреваемого, получают возможность проверки его звонков, включая записи разговоров и сообщений, отправляемых другим абонентам, с целью доказательства его причастности к преступлению.

Введение закона предусматривает изменение одновременно для нескольких субъектов:

Из всех сфер, как уже было сказано выше, именно данная предусматривает большое количество затрат и работ для обеспечения поставленных задач.

Часть средств для этого предусмотрена бюджетом, но их может быть недостаточно, поэтому предусматривается вероятность подорожания услуг связи.

Стоит также обратить внимание, что введение закона «Яровой» в данной сфере может привести к нарушению международного законодательства. Каким образом это происходит, рассмотрим далее в статье.

Стоит заметить, что пакет законов коснётся не только услуг связи, но изменения предусмотрены также в работе мессенджеров и социальных сетей.

Все компании, которые ранее проводили шифрование данных, должны будут обеспечить полный доступ к ним правоохранительным органам.

О противодействии терроризму

В рамках борьбы с терроризмом законопроект «Яровой» предусматривает усиление координации действий между правоохранительными органами.

Данный нормативный акт позволяет повысить уровень информативности правоохранителей. В связи с этим появляется возможность предотвращать террористические акты.

О миссионерской деятельности

Не меньший ажиотаж вызвал принятие пакета «Яровой» в религиозной сфере. Как известно, миссионеры имеют большое влияние на общество.

В связи с этим их деятельность, по мнению авторов закона, должна строго контролироваться государством. По сути, законопроект не запрещает деятельность разных религиозных сообществ.

Но введение определённых норм предусматривает то, что они просто не смогут осуществлять ее.

Как известно, ряд религиозных направлений проводят свои собрания и учения не в специально отведенных местах, а просто в жилых строениях.

Закон «Яровой» предусматривает запрет проведения миссионерской деятельности в жилых помещениях. Исключением является только проведение религиозных обрядов.

При этом все религиозные организации, ведущие деятельность на территории Российской Федерации, должны быть зарегистрированы. Миссионеры должны получить разрешающие документы на выполнение деятельности.

Видео: пакет Яровой и удорожание интернета

В случае, если правила, предусмотренные пакетом законов «Яровой», будут нарушены, то данным нормативным актом предусмотрено в виде штрафов до 1 миллиона рублей.

В случае, если миссионерская организация имеет иностранное происхождение, а ее руководитель не является гражданином Российской Федерации, то она закрывается, а руководитель депортируется.

Противоречит ли он Конституции

При разработке законопроектов «Яровой» были допущены определенные ошибки. Часть из них была исправлена введенными правками, но ряд пунктов все еще идут вразрез с Конституцией.

Из них можно отметить следующие аспекты:

Статья Конституции Положение Противоречия закона «Яровой»
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права гражданства или права изменить его Предусматривает добровольный отказ от Российского гражданства лиц, работающих в иностранных государствах (данный пункт в связи с противоречием в конституции был отменен)
Ст. 6, ч. 2 Гражданин Российской Федерации имеет право на двойное гражданство и защиту прав по каждому из них Лицо, имеющее 2 гражданства, обязано сделать выбор в пользу одного из них (данный пункт в связи с противоречием с Конституцией был отменен)
Каждый имеет право на тайну общения (переписку, переговоры и т.д..) ограничивается оно только по решению суда Мобильные операторы и интернет-провайдеры обязаны обеспечить доступ правоохранительным органам к данным диалогов своих абонентов
Сбор хранение и распространение информации о жизни лица без его согласия не допускается Компании, предоставляющие услуги связи, обязаны сохранять сообщения и записи телефонных звонков в течение полугода

Из данных, указанных в таблице, можно сделать вывод, что текст закона «Яровой» противоречит Конституции.

Но опираясь на , в которой предусмотрено, что государство обязано обеспечить защиту свободы прав, а также безопасность своих граждан и учитывая то, что данный пакет законов принимается с целью борьбы с террористическими организациями, Совет Федерации постановил, что данные нормативные акты соответствуют законодательству РФ.

Но при этом остается под вопросом его соответствие международным правовым стандартам. Введение закона «Яровой» является противоречием Европейской правовой базе.