Все о тюнинге авто

Преступления в сфере экономики. Меры профилактики экономической преступности Правовое регулирование предупреждения экономической преступности

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный , многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, фискально-финансовых и других специальных мер непосредственно направленных на блокировку, нейтрализацию, ослабление причин и условий организованной преступности в сфере экономики и финансов.

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах и может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций).

В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры.

2. Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

3. Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

4. Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ);

5. Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Транскрипт

1 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В.А. Беседина На сегодняшний день мы видим, что стремительно увеличивается число краж, динамика экономических преступлений приобретает качественный характер, они становятся все сложнее и изощреннее. При существующей стратегии и уровне борьбы с экономическими преступлениями, скорее всего, нас ожидает разрастание организованной преступности, усиление ее попыток войти во власть, появление коррупционных слоев общества, постепенное криминальное разъедание общества изнутри, еще большая виктимилогизированность населения, его неспособность противостоять преступности. Все это приведет к затяжному экономическому кризису. Борьба с экономической преступностью выходит далеко за рамки правоохранительных мер. Она требует кардинального изменения подходов к экономической безопасности всего общества и единой программы экономической безопасности государства, в создании которой приняли бы участие экономисты, юристы, политики, криминологи, культурологи и другие специалисты. Кардинальное изменение стратегии заключается в приоритете предупредительных мер по сравнению с мерами правоохранительными, в изменении всего комплекса причин, вызывающих экономическую преступность от внедрения эффективной экономической концепции общества до экономической защиты конкретной фирмы, конкретного юридического и физического лица. Во-первых, обществу надо остановиться на той макроэкономической модели, которая позволила бы в наших условиях дать максимальное развитие экономики и создать благоприятную ситуацию для предупреждения экономических преступлений. До последнего времени в реальность нашего общества активно внедрялась макроэкономическая модель А.Смита. Она подразумевает самоуравновешивание спроса и предложения в рыночной экономике, саморегулирование рынка, невмешательство государства в рыночные отношения. Америка сумела воплотить данную концепцию в жизнь своего общества и в течение ряда десятилетий показать всему миру ее достоинства и недостатки. Внедрение данной концепции привело к спаду экономической деятельности государства, к экономической депрессии, к массовой безработице, к крушению всей банковской системы США. Надеется на то, что рынок сам себя урегулирует наивно и безосновательно. Роль регулятора стали играть крупнейшие монополии и криминальные силы. Фактически они стали рваться к власти в США. И только новый экономический курс Ф. Рузвельта на гибкую поддержку предпринимательской деятельности государством, мягкое регулирование экономики без намека на командную систему положил начало новой эре эре экономического расцвета США. Многие западные страны сегодня используют эту макроэкономическую модель для реализации интересов своей собственной экономической безопасности. К сожалению, мы воспользовались устаревшей макроэкономической моделью, использовав современную микроэкономическую модель с ее конкретными формами экономической деятельности. У нас, как и во всех современных государствах, существует предпринимательство, частная собственность, нормы права, дающие возможность проявления предпринимательской инициативы. Но сама макроэкономическая модель устарела и провоци- 69

2 рует любые злоупотребления в сфере экономики, создание монополий, процесс криминализации России особенно в сфере экономики. Во-вторых, корректировка экономического курса нацеливает нас и на корректировку правовой системы. Право является наиболее адекватной формой экономических отношений. Экономические отношения могут развиваться только в правовой форме. Любые социальные взаимосвязи, а тем более экономические отношения, должны быть выражены в нормативной форме. Вмешательство государства в данные отношения возможно лишь при условии, что посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон. Создание системы эффективной правовой защиты экономических интересов юридических и физических лиц в судебном процессе является важнейшей задачей государства на сегодняшний день. Не секрет, что многие арбитражные процессы затянуты. Арбитражные суды не имеют эффективных способов исполнения судебных решений. Существуют многочисленные уловки фирм, злоупотребляющих правом для ухода от ответственности. Не развит институт судебных исполнителей. Данная картина провоцирует обращение многих бизнесменов к криминальным структурам для разборки ситуации. В результате сами эти бизнесмены нередко оказываются жертвами тех криминальных структур, к чьей помощи они обратились. Возникает замкнутый круг усиления экономической преступности и преступлений против личности, провоцируемый слабостью нашей судебной системы. Поэтому важнейшим звеном экономической безопасности является совершенствование всей правовой системы и судебной системы, в частности. Важно, чтобы само законодательство не тормозило рыночные процессы и предпринимательство, а способствовало ему. Однако до сих пор еще не созданы механизмы налоговой и иной поддержки для начинающих предпринимателей, нет правовой защиты от волокиты и бюрократизма чиновников. Эта ситуация провоцирует процессы взяточничества и коррупции. В-третьих, экономическая безопасность России невозможна без целенаправленного воздействия общества на причины и условия преступности. Оно представляет собой многоуровневую систему государственных и общественных мер, которые направлены на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий экономической преступности. Предупреждение экономической преступности включает в себя ряд мер воздействия на весь причинно факторный ее комплекс. Она включает в себя противодействие экономической преступности в полном объеме. Основные меры по противодействию экономической преступности: 1. Информационная деятельность о проявлениях экономической преступности, сбор банка данных относительно типичных схем преступных действий, результатов борьбы с нею. 2. Аналитическая деятельность по экономической преступности, криминологический прогноз ее развития. На основе таких прогнозов и строятся законопроекты. При этом необходимо учитывать реагирование преступности на принимаемые меры борьбы с нею. 3. Определение максимально эффективной стратегии по противодействию экономической преступности. Эта стратегия предусматривает приоритет предупредительных мер с помощью воздействия на причины и условия преступности по отношению к мерам привлечения к уголовной ответственности. 4. Дифференцированный подход к разным видам преступности. Особое место занимает организованная и профессиональная преступность. При правильной 70

3 стратегии наносится удар по самим организованным формированиям, их лидерам и по преступным капиталам. 5. Разработка тактики борьбы с отдельными видами экономических преступлений. Она является частью стратегии и учитывает ограниченность кадров, проблемы финансирования, технического оснащения, профессионального искусства представителей исполнительных органов. 6. Создание программы борьбы с экономической преступностью всего общества, всех его структур. Эта программа включает в себя цель, задачи, средства борьбы с экономической преступностью, этапы, исполнителей, характер ресурсного обеспечения этих средств 7. Законотворчество в целях предупреждения экономической преступности и борьбы с нею. 8. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с нею и для предупреждения экономической преступности. Статья 8 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации предусматривает координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, налоговой полиции, других правоохранительных органов. Высшим органом координации борьбы с преступностью является Совет Безопасности. Он определяет наиболее явственные внутренние и внешние угрозы обществу, организует подготовку целевых программ. 9. Организация научных исследований в борьбе с экономической преступностью. 10. Реализация основных методических принципов борьбы с преступностью: ограничение свободы только по фактам нарушения закона, обеспечение неотвратимости наказания, осуществление борьбы с экономической преступностью всем обществом, осуществление предупредительных мер в режиме законности, обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом, опережение преступности в техническом плане, сборе информации и в профессиональных знаниях, осуществление международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности. Осуществление мер экономической безопасности происходит на трех уровнях: 1. общегосударственном, 2. уровне предприятия, 3. личностном. Поэтому вопрос о степени вмешательства государства в рыночную экономику получает естественный ответ. Оно, прежде всего, устраняет те причины экономической преступности, которые само же и порождает. Этот причинный комплекс экономической преступности включает в себя политический блок, правовой, экономический, организационный, психологокультурологический, медицинский, технический. Политический комплекс причин экономической преступности выражается в следующих факторах: 1) нестабильности политического режима, 2) нестабильности уголовной политики, 3) коррумпированности государственной службы, 4) в отчуждении большей части населения от управления государственными делами, 5) в геополитической неустойчивости России, 71

4 6) в отчуждении населения от контроля над системой мер борьбы с преступностью, 7) в слабости социальной политики. Социальные меры предупреждения экономической преступности выражаются в следующих факторах: 1. Социальной политики благотворительности. 2. Социальной политики поддержки пенсионных фондов и иного пенсионного обеспечения. 3. Политике уменьшения степени дифференциации населения по уровню дохода. Социальные преобразования в России включают в себя изменение отношения общества к низшим слоям населения. Западные страны давно включили в систему борьбы с экономическими преступлениями поддержку необеспеченного населения. Ночлежки, бесплатное питание, бесплатная раздача поношенной одежды привычны для европейского образа жизни. Такие расходы на необеспеченных граждан с лихвой окупаются уменьшением краж и других видов экономических преступлений. У нас подобная социальная политика нуждается в материальной поддержке не только государственной, но и различных фондов. К сожалению, общий экономический кризис в стране не позволяет на сегодняшний момент организовывать в достаточной мере те благотворительные организации, которые могли бы помочь бедным людям. В то же время государство не поощряет в должной мере саму благотворительную деятельность, ограничивая ее различными условиями и количественно. Потому в России закон о благотворительности крайне необходим. Он нужен в первую очередь для предотвращения краж и других экономических преступлений, совершаемых малообеспеченным населением. В России большое количество пожилого населения. Именно оно становится объектом различного рода домогательств со стороны мошенников. Пожилые люди, застигнутые "врасплох" рыночной экономикой, не в состоянии приспособиться к ней. В результате они готовы поверить различным обещаниям фирмоднодневок, подписать контракт, не вникая в его суть. Вот тут их и ожидают различного рода аферисты, использующие слабость нашего законодательства и готовые нажиться за счет чужой беды и юридической безграмотности. Поэтому социальная политика поддержки пожилого населения, пенсионеров это значительный шаг в предупреждении экономической преступности. Поляризация доходов населения у нас чрезвычайно велика, ни в одной стране мира нет такой поляризации доходов как у нас. Этот факт приводит к практическому исчезновению среднего слоя, который представлен в западных странах в качестве основного. Такое положение ведет к социально нестабильной ситуации и появлению значительного числа лиц, недовольных своим социальным положением. Это увеличивает возможность социального взрыва, провоцирует криминализацию общества и увеличение экономической преступности. Политические меры предупреждения экономической преступности: 1. Борьба с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти. 2. Приход к власти сильной партии или создание двух-трехпартийной системы, которая гарантировала бы курс на построение правового государства, развитие демократических реформ в стране, экономическую мощь России. 3. Выработка государственной стратегии борьбы с преступностью при условии межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. 72

5 В каждой западной стране существует своя двух-трехпартийная система. А там, где число партий практически неограниченно, как правило, существуют лидирующие партии, которые занимают ведущее положение в парламенте. Мы находимся в ситуации, когда сам факт возникновения в качестве лидирующей ранее никому не известной партии воспринимается обществом как норма. Норма потому, что население чаще ориентируется не на программу партий и даже не на их имидж, а на харизматических лидеров. Хотелось бы, чтобы ведущие политические силы в России, наконец, полностью определились и стабилизировались. Первая задача наших политиков, желающих создать сильное демократическое правовое государство и обеспечить экономическую безопасность нашей страны, создать в ней стабильную власть. Экономический комплекс причин преступности обусловлен в целом тем экономическим кризисом, в котором находится наша страна. Он реализуется в следующих факторах: 1. Объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями общества. 2. Неумение правительства и Госдумы своевременно выбрать и применить наиболее оптимальную для России экономическую концепцию рыночной экономики. 3. Низкий уровень жизни большинства населения. 4. Поляризация населения по уровню доходов. 5. Безработица. 6. Криминализация экономической деятельности. 7. Экономическая необеспеченность приоритета предупреждения преступления перед применением мер уголовной ответственности. К сожалению, все эти факторы действуют одновременно и приводят страну к катастрофическим последствиям. Экономические причины ведут к глубокой дестабилизации общества, к росту экономических преступлений. Одна из важных причин экономической преступности, которая более подробно была рассмотрена выше, это экономическая дестабилизация в стране, вызванная применением устаревшей модели рыночной экономики А.Смита. Многие развитые страны отказались от нее. Однако мы предпочли модель неуправляемой дикой рыночной экономики, при которой происходит саморегулирование рынка. В результате криминализация экономики, расцвет монополий, экономическая депрессия и экономический кризис. Отсутствие средств к существованию, естественно, толкает безработных граждан на противоправные поступки. Достаточно сказать, что по данным судебной статистики, основной портрет преступника это лицо без определенных средств к существованию. Экономические меры предупреждения преступности: 1. Обеспечение приоритета легальной экономической деятельности, 2. Внедрение макроэкономической модели, наиболее соответствующей России это модели с механизмами гибкой поддержки государства основных институтов рыночной экономики. 3. Помощь государства в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности. 4. Борьба с безработицей. 5. Компенсирование жертвам экономических преступлений наносимого им ущерба. 73

6 6. Обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения. 7. Стабилизация экономики. 8. Материальное обеспечение правоохранительных органов. Экономические факторы играют важнейшую роль в предупреждении экономических преступлений. Мы не можем существовать без развитой экономики. Материальное обеспечение является основой жизни цивилизации. Поэтому так важно, чтобы демократическое общество создавалась не в условиях нищеты, а условиях постепенной стабилизации жизнедеятельности общества. Среди факторов весьма важным является фактор поддержки предпринимательства со стороны государства. Пока что мы не имеем картины такой поддержки. Предприниматель предоставлен сам себе. Он вынужден создавать собственную систему защиты. Он, честно выплачивая налоги, оказывается в весьма затруднительном положении. Он не может в той степени, как ему хотелось бы, выделить средства на благотворительность. Он даже в самом начале своего существования не имеет тех льгот, которые имеют предприниматели других стран, которые освобождены от налогов в течение определенного срока. Предпринимательство воспринимается населением без должного понимания и принятия этого явления. Многие живут еще по старинке, не спеша проявлять инициативу, настороженно относясь к тем, кто решается на инициативу в бизнесе. Экономические преступления совершаются чаще всего именно по отношению к добросовестным предпринимателям, которые надеются на честность своего делового партнера и цивилизованные рыночные отношения. Защитить их задача государства. В частности, это возможно, если субъектам предпринимательской деятельности физическим лицам будут даны соответствующие знания с помощью государства. Например, можно организовать для них курсы по проблемам безопасности предпринимательства с помощью преподавателей органов МВД. Правовой комплекс причин преступности представлен такими явлениями как: 1) нестабильность законодательства, его неопределенность, 2) неправомерное лоббирование, 3) законодательная недооценка общественной опасности отдельных видов преступлений, например, коммерческого подкупа, 4) приоритет правоприменения над мерами законодательного характера, правоохранительных мер над предупредительными, 5) слабость института судебных исполнителей, 6) фактическое отсутствие института защиты свидетелей. Неправомерное лоббирование, например, возникает благодаря неустойчивой политики и благодаря введению в обиход общественных норм, порожденных стихийным регулированием рынка, где побеждает сильнейший, ориентируясь только на свои потребности. До сих пор мы не видим программы борьбы с экономической преступностью. Слова борьба с коррупцией, взяточничеством стали привычными для лексикона высшего руководства, собирающегося поднять свой имидж. Однако, например, руководители коммерческих структур, берущие взятки и привлекаемые по ст.204 УК РФ, фактически выведены из-под уголовной ответственности, так как возбудить уголовное дело возможно лишь по заявлению самой коммерческой организации (ст. 27 УПК РФ). Высокая латентность экономических преступлений объясняется сложностью их раскрываемости и доказательства умысла. Пока не создана система защиты свидетелей, в условиях криминализации бизнеса добраться 74

7 до субъектов экономических преступлений достаточно сложно. А подчас это невыполнимая задача. Экономическая безопасность общества обеспечивается на трех основных уровнях: социальном, конкретного предприятия, личностном. На социальном уровне важно включение в жизнь общества наиболее современной модели рыночной экономики, а также включение всех рычагов, которые способны нейтрализовать различные причинные факторы преступности, находящиеся на уровне общественной жизнедеятельности. Обеспечение экономической безопасности на уровне конкретного предприятия важно осуществить таким образом, чтобы предприниматели и бизнесмены могли создавать свои системы безопасности, которые бы тесно сотрудничали с правоохранительными органами. Личностный уровень подразумевает уменьшение виктимологизированности населения и выработку нового правого сознания и правовой экономической культуры законопослушных граждан в целях охраны их интересов от преступников и недобросовестных конкурентов. Одна из важнейших идеи нашей статьи необходимость перехода к новой макромодели общества. В условиях ее функционирования государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю защиту рыночной экономики, обеспечивает единство общества и его относительную стабильность. Само государство выступает в качестве субъекта экономических и правовых отношений, реализуя определенные экономические функции, которые обеспечивали бы экономическую безопасность страны. Например, именно оно вправе включить в бюджет расходы на предупреждение экономической преступности и обеспечить приоритет предупредительных мер над правоохранительными. В ХХI столетии международное сообщество уже разработало определенные подходы к рыночной экономике и экономической безопасности общества. Наша задача использовать их с максимальным учетом специфики России, ее особенностей. 75


УКАЗ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010-2011 ГОДЫ" Указ (в ред. Указа Президента

Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (В редакции указов Президента Российской Федерации

П.А. Карелов руководитель ст. преп. Д.Б. Раднаев Организованная преступность Для России в настоящее время одна из наиболее серьёзных внутренних угроз национальной безопасности и социально-экономической

Симпозиум 5. Современные проблемы правового обеспечения функционирования российской государственности Секция 1. Современные проблемы конституционного строительства России (кафедра конституционного права

Государственная стратегия в противодействии коррупции Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Не

Ярушин Максим Алексеевич магистрант ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина» г. Челябинск, Челябинская область КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАНТ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КОРРУПЦИЯ препятствие стабильности, росту и конкурентоспособности экономики Нарушение антикоррупционного законодательства имеет серьезные последствия для

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И.Р. Веренчиков Практика убеждает, что возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принципиально

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ 1 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ Право на жизнь в обществе, свободном от коррупции, является одним из фундаментальных прав современного человека. Коррупция в нашей стране стала серьезной угрозой

ПОНЯТИЕ «КОРРУПЦИЯ», ЕЁ ВИДЫ И СУЩНОСТЬ Коррупция это сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать до настоящего времени. Различные трактовки понятия коррупции:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 сентября 2009 г. 263 г. Сыктывкар Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике (2010

130 Н.В. Довголюк Коррупция в деятельности субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков: уголовно-правовой и криминологический анализ С катастрофической скоростью наркотики распространяются

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.И. Юсупова Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа, Россия [email protected] В современном мире проблема

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка До недавнего времени исследованию организованной преступности в криминологии и уголовном праве уделялось недостаточного внимания. В нынешних

Лист 1 из 15 Лист 2 из 15 Вариант1. Тестовые задания 1. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом а) эволюционного развития общественных отношений; б) революционных

Дмитрий Терехов консультант МОО «АКБ» по экономической безопасности (Тверь, Россия) Система корпоративной безопасность предприятия это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних

О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата Указ Президента Республики

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О противодействии коррупции в Республике Крым Принят Государственным Советом Республики Крым 9 июля 2014 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные направления и формы

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация рабочей программы учебного плана по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности Б1.В.ДВ.01.02 «Экономическая безопасность» (составитель аннотации - кафедра гуманитарных

Закон Самарской области от 10.03.2009 23-ГД О противодействии коррупции в Самарской области Принят Самарской Губернской Думой 24 февраля 2009 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные

Неофициальный перевод Указ Президента Украины О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2008 "О состоянии противодействия коррупции в Украине" Согласно статье 107 Конституции

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Гетман Илья Борисович Старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права Омской академии

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Бабук Виталий Геннадьевич МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

О сотрудничестве в сфере экспертно-аналитического обеспечения экономической безопасности региона 1 Современная действительность такова, что в основе эффективного управления регионом должна лежать эффективная

Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму на территории Архангельской области На протяжении последних двадцати лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистким

О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ В КАЧКАНАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Социологический опрос уровня восприятия коррупции в Качканарском городском округе проводился в период с

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ КАРДОНИКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21.03.2014г. ст. Кардоникская 24 О муниципальной программе

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Р.Э.Аветисов, Ш.В.Маргарян Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры философии В.В.Памятушева Финансовый университет при Правительстве Российской

Амбарцумов Аркадий Леонидович студент Гуманитарный институт ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Ставропольский край ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. МЕРЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Закон Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области" Принят постановлением Самарской Губернской Думы от 24 февраля 2009 г. N 975 Настоящий Закон определяет

Приложение 1 к Постановлению Главы Крутинского муниципального района Омской области 870 от 01.12.2011 г. Долгосрочная целевая программа Крутинского муниципального района «Профилактика правонарушений и

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская

ЧОУ ВО «Владикавказский институт управления» Приемная комиссия Утверждаю Ректор И.Д.Цопанов 28 сентября 2017 г. Программа по обществознанию Содержание программы Общество Общество как сложная динамическая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Доклад Проблемы реализации антикоррупционных мер в Республике Коми Коррупция представляет серьезную проблему в области функционирования государственного аппарата, противоречит принципам демократии и законности,

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА 2016-2017 ГОД направление 080100.68-«Экономика» программа «Экономическая безопасность» 1. Понятие «экономическая безопасность»: определение,

Программах для автомобилистов (например, репортаж в передачах «Колеса» на ОТВ, «Автоэлита» на АТН, «В мире дорог» на 10 канале). Таким образом, организация может решить свою проблему и в дальнейшем успешно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 103 г. Липецка ПРИКАЗ 05.09.2014 66/1 Об утверждении Положения и Плана мероприятий по противодействию коррупции в ДОУ

УДК 504 А.Г. Качина СГГА, Новосибирск РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Природные ресурсы важнейший фактор, без которого невозможно существование человеческого общества.

Кабанов Павел Александрович доктор юридических наук, г.казань e-mail: [email protected] Виктимологический мониторинг статистических показателей коррупционной преступности в республике Беларусь В работе

Организация Объединенных Наций CAC/COSP/2015/L.11/Rev.2 Конференция государств участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Distr.: Limited 6 November 2015 Russian Original: English

Содержание программы: 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2) Содержание учебного предмета. 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УДК 343.9.018: 323.22-053.6 И. В. Макогон, доцент кафедры предварительного расследования УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Экономика ЭКОНОМИКА Ковалева Светлана Александровна канд. экон. наук, докторант ФГБОУ ВПО «Госуниверситет УНПК» г. Орел, Орловская область РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Основные проблемы и перспективы государственной поддержки экспорта в России Исаченко Т.М., МГИМО (Университет) МОТИВАЦИЯ n Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного

Для открытия и ведения собственного бизнеса. Регистрация самозанятости (покупка патента на самозанятость) без постановки на учет в качестве безработных простимулирует как предпринимательскую активность

Экономика ЭКОНОМИКА Воронина Светлана Игоревна магистрант Ломов Евгений Евгеньевич канд. экон. наук, доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» г. Москва АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК

Комплексная безопасность предприятия На сегодняшний момент ни одна компания не застрахована от различного вида угроз, которые способны нанести бизнесу существенный урон. Система безопасности предприятия

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

ACN Cеть по борьбе с коррупцией в Восточной Европе и Центральной Азии Отдел по борьбе с коррупцией Директорат по Финансам и Предпринимательству Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OЭСР)

С. С. Боголюбский *1 Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности Для криминологического анализа наиболее достоверным источником информации, позволяющим

Кто такой белорусский предприниматель Мария Акулова Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) 30 ноября 2012 Важность предпринимательства Повышает конкурентоспособность Стимулирует

Экономический анализ коррупции в России Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной

«Проблемы методологии современной экономической науки и ее практических аспектов в сфере конкурентной и промышленной политики». Конкуренция и проблемы взаимодействия рынка и государства 15 марта 2016 года.

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Белозерова В. А. Научный руководитель к.э.н., доцент Ерошкин С.Ю. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

УДК 336.02 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аллахверанов С. К. студент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия Аннотация Статья посвящена исследованию

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Мазур Сергей Филиппович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра организации финансово-экономического и тылового обеспечения. E-mail: [email protected]

Аннотация: В научной статье раскрываются некоторые проблемы совершенствования правового и организационного потенциала противодействию преступлениям экономической направленности и ставятся вопросы их соотношения с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их понятия и места в классификации преступлений.

Ключевые слова:

Понятие экономических преступлений, преступлений в сфере экономики, экономической деятельности и преступлений экономической направленности;

Проблемы совершенствования правового и организационного потенциала противодействия преступлениям экономической направленности;

Соотношение преступлений экономической направленности с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их место в классификации преступлений.

SOME QUESTIONS OF COUNTERING ECONOMIC CRIMES

AND THEIR PLACE IN THE CLASSIFICATION OF CRIMES

Mazur Sergey Filippovich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: organization of financial-economic and logistic management chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In a scientific article describes some of the problems of improving the legal and institutional capacities countering economic crimes and pose questions of their correlation with economic crimes and other economic activities; concepts and their place in the classification of crimes.

Notion of economic crimes, economic crimes, economic activity and economic crimes;

Problems of improving the legal and institutional capacity to counter economic crimes;

Ratio of economic crimes against crimes of economic orientation, economic activities and others; their place in the classification of crimes.

Правоохранительная практика по противодействию преступлениям в сфере экономики (и других, тесно связанных с экономическими интересами, преступлений) в

достаточной степени противоречива. Если уголовное (и, следом за ним, уголовно-процессуальное) законодательство классифицирует преступления по их объекту (так, например, под преступлениями в сфере экономики понимаются преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в соответствии с их видовыми объектами), то ведомственное законодательство, регулирующее компетенцию правоохранительных органов и организуя уголовную статистику, то, следуя этому законодательству, правоприменительная практика при разграничении преступлений, относящихся к подведомственности тех или иных подразделений правоохранительных органов, применяет иные классифицирующие признаки данных преступлений.

Видимо, нам следует определиться как с самим понятием преступлений в сфере экономики, экономической деятельности и т.д., так и с разновидностями преступлений, которые отнесены правоохранительной практикой к преступлениям анализируемого вида, а также с их местом среди других преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. в разделе V111 законодательно закрепил перечень преступлений в сфере экономики и в сфере экономической деятельности, но не дал их определения, что вызывает в науке разногласия при выяснении содержания соответствующих понятий. Представляется, что одной из причин подобных разногласий является употребление в законе терминов «сфера экономики» и «сфера экономической деятельности». Очевидно, что «сфера деятельности», в нашем случае экономическая, - очень широкое, неопределенное (мало конкретное) по своему объему понятие, не отражающее сути экономических отношений, защищаемых нормами раздела V111 УК РФ. Очевидно также, что в сфере экономики могут быть совершены преступления самых разных видов. Поэтому по-своему правы те ученые, которые относят к экономическим преступные деяния, предусмотренные не только разделом V111, но и другими разделами УК РФ.

Так, А.Ю. Чупрова считает, что данный вид преступлений выражается в совершении как преступлений, предусмотренных разделом V111 УК РФ «Преступления в сфере экономики», так и любых иных преступлений, имеющих экономическую направленность и являющихся базой «черной» экономики1.

Множество формулировок понятия экономических преступлений вызвано, по мнению ученых, невозможностью абсолютного совпадения их уголовно-правовой и криминологических классификаций, поскольку криминологический подход к анализу экономической преступности лишь относительно ограничен рамками действующего уголовного законодательства1 2.

1 Чупрова А.Ю. Экономические преступления: понятия и классификация// Организованная преступность и коррупция. Исследования, обзоры, информация: Социально-правовой альманах. Специальный выпуск 1. - Екатеринбург, 2001. С. 73.

2 См.: Ривман Д.В. О некоторых аспектах виктимологии экономической преступности//Право. Бизнес и население: Материалы всерос. науч. - практ. конф.: в 3 ч. Часть 1. Бизнес и население: правовые аспекты. - Н. Новгород, 2000. С. 54.

Мазур С.Ф.

П.С. Яни по этому поводу отмечает, что «... границы понятия «экономическое преступление» вообще очень трудно четко определить в уголовно-правовом смысле, поскольку за ним (понятием) всегда будет подразумеваться известная условность»3 4.

Шведский ученый Бу Свенссон понимает под экономическим преступлением длящееся систематическое наказуемое деяние корыстного характера, осуществляемое в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния5. Такая формулировка, видимо, соответствовала в момент ее выдвижения автором законодательному перечню экономических преступлений в уголовном законе Швеции. Однако в полной мере «подвести» под нее перечень аналогичных деяний, предусмотренных российским уголовным законом, - невозможно.

Эту мысль развивает Н.А. Лопашенко, утверждая: «.любое преступление может быть сведено к категории экономического, т.е. такого, от которого его субъект получает прямую или опосредованную материальную выгоду. Экономический характер носят многие убийства, доведения до самоубийства, посягательства на свободу, семью, несовершеннолетних; на конституционные права. Экономическими, очевидно, является значительная часть экологических преступлений, преступлений международного характера. Экономическая подоплека присуща целому ряду посягательств на общественную безопасность, общественный порядок (например, захвату заложника, бандитизму, незаконному обороту, хищению либо вымогательству радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиратству и др.). Явную экономическую выраженность имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, большинство должностных преступлений, компьютерные преступления и т.д.6. По ее мнению, практически любое преступление может быть отнесено в категорию экономических, так как субъект в 99% случаев получает прямую или косвенную материальную или нематериальную выгоду7.

В.Д. Ларичев считает, что в криминологическом плане для таких категорий как преступления в сфере экономики, экономической деятельности, экономической направленности и экономические преступления можно использовать идентичные названия. Однако термин «преступления экономической направленности» он считает наиболее удачным8.

Наиболее точное и емкое понятие преступлений экономической направленности дал А.В. Шмонин. Он не только подробно исследует это понятие, но и рассматривает его через соотношение составляющих его кате-

3 Яни П.С. Экономические и служебные преступления. - М., 1997. С. 33.

4 Жалинский А.Э. Уголовный закон и экономика в условиях перемен// Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. - М., 1990. С. 96.

5 Свенссон Бу. Экономическая преступность. - М., 1987. С. 31.

6 Лопашенко Н.А. Экономическая преступность: понятие, состояние и проблемы борьбы//Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сб. науч. от. - Саратов, 1999. С. 13.

7 См.: Там же.

8 Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения престу-

плений в сфере экономики. - М., 2010. С. 22: Он же: Преступность

экономической направленности. - М., 2011. С. 28.

горий, таких как преступление, экономика, направленность. По его мнению, под преступлениями экономической направленности понимаются «уголовно наказуемые деяния, ориентированные на причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материально опосредованного продукта или под видом таких отношений, либо обусловленные ими»9.

«Ведомственный» подход к определению изучаемых преступлений нашел отражение в нормативном формулировании перечня преступлений экономической направленности. Отнесение преступлений к данной категории осуществляется нормативными правовыми актами правоохранительных органов и Генеральной проку-прокуратуры России. Исторически он нашел отражение в распоряжении МВД России № 1/1157 от 28 января 1997 г. «О порядке определения экономической направленности выявляемых преступлений». В этом документе имелся раздел «О перечне «преступлений экономической направленности», в котором выделялось три группы таких преступлений, установленных в 67 статьях УК РФ. Затем были приняты распоряжение МВД России от 26 декабря 2001 г. № 1/23401 и указаниями Генеральной прокуратуры и МВД России от 16 декабря 2008 г. № 268/85/2, от 28 декабря 2009 г. № 399/11/1, от28 декабря 2010 г. № 450/85/№, от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 с идентичными названиями «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». К сожалению, такой категории, как преступления экономической направленности, законодательство России не формулирует, однако эта дефиниция используется в ряде нормативных актов, направленных на совершенствование противодействия преступности (см. указ Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел»10, приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»11, Государственную программу РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»12).

В настоящее время действующим классификатором преступлений экономической направленности является приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 11 сентября 2013г. № 387-11/2 (в редакции указания от 24 апреля 2014 г. № 228-11/2) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»13, который закрепляет перечень преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия.

9 Шмонин А.В. Преступления экономической направленности: понятие и генезис уголовного законодательства. - М., 2013. С. 18, 33.

10 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316//СПС «Консультант Плюс».

11 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195//СПС «Консультант Плюс».

12 Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2013 г. //СПС «Консультант Плюс».

13 Сайт Следственного Департамента МВД России//СПС «Консультант Плюс».

Пробелы в российском законодательстве

В этом указании закрепляются не только перечни «безусловных», «условных» и «условно-попутных» преступлений экономической направленности, предварительное расследование по которым производится в форме дознания и предварительного следствия, но и сами условия, при которых деяние может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности14.

К первому виду таких преступлений относятся преступления экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится:

а) без дополнительных условий - 65 преступлений, «безусловно экономические». К ним относятся два преступления против свободы, чести и достоинства личности (п. «в» ч. 2 от. 127-1, п. «в» ч. 2 от. 127-2 УК РФ), три преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (от. 145-1, 146 и 147 УК РФ), большинство преступлений в сфере экономической деятельности (от. 169, 170-1, ч. 2 от. 171, ч. 2 от. 171-1, от. 171-2, 172, 173-2, 174, 174-1, 176, 178, 179, ч. 3 от. 180, ч. 2 от. 181, от. 183-193-1, ч. 3 и 4 от. 194, 195-199-2, ч. 2 от. 200-1), большинство преступлений против интересов коммерческих и иных организаций также преступления против интересов службы в коммерческих и иных организаций, за исключением злоупотребления положением частными нотариусами и аудиторами - от. 201, 202, 204), ряд преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (п. «в» ч. 2 от. 215-2, от. 238, ч. 2 от. 243, ч. 3 от. 243-2, ч. 2 от. 243-3), девять преступлений против государственной власти (от. 285-1 - 285-3, 287, 289 - 291-1, ч. 1 от. 292-2, от. 304, ч. 2 от. 327-1 УК РФ).

Из этих преступлений выделяются те, отнесение которых к анализируемому перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела: ч. 2, 3 и 4 от. 188 (дата ранее 8 декабря 2011 г.), от. 194 (дата между 8 декабря 2011 г. и 30 июня 2013 г.).

б) вторую группу преступлений экономической на-

правленности («условно экономической направленности») составляют преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке дополнительных условий, при которых выявленное

преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности - всего их 89.

К преступлениям экономической направленности также относятся экологические преступления, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия (всего их 21).

Особое место занимают преступления экономической направленности, относящиеся к категории налоговых преступлений по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия. Из них к преступлениям экономической направленности без дополнительных условий относятся преступления, предусмотренные чч. 3 и 4 от. 194, от. 198 - 199-2 и ч. 2 от. 327-1 УК РФ. При наличии отметки в статистической карточке отметки об отнесении к налоговым преступлениям к преступлениям экономической направленности относятся еще 50 преступлений (в основном совершаемые в сфере экономики).

в) к последней, третьей группе (называемые «попутно экономической направленности») отнесены преступле-

14 Еремин А.А. Факторы и условия, определяющие управление органами предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности. - М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 71.

ния при выполнении дополнительных условий: преступления против собственности, хищение или вымогательство взрывчатых веществ и взрывных устройств, преступления в сфере компьютерной информации, халатность и ряд других при условии, что они были сосовершены:

а) лицами:

Должностными, материально ответственными и иными лицами, выполняющими на предприятиях, учреждениях или организациях независимо от формы собственности и организационно-правовых форм организационно-распорядительные или административнохозяйственные обязанности;

Лицами, не наделенными указанными полномочиями, но имеющие доступ к предмету посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы;

Лицами, выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности;

б) в процессе осуществления производственнохозяйственной и финансовой деятельности в отношении:

Предприятий, учреждений, организаций и иных структур, являющихся юридическим лицом, независимо от форм собственности, организационно-правовой формы и объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическим лицом;

Физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность и официально зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Возможно отнесение к числу преступлений экономической направленности преступлений только в случае их выявления при раскрытии экономических преступлений:

Вымогательство, особо квалифицированный вид приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, похищение или повреждение документов и др.15.

Оценивая «ведомственный» подход при классификации преступлений, следует отметить неясность критериев, по которым его авторы определяют их экономическую направленность, относя к ним и корыстные и имущественные, и насильственные, и преступные деяния в сфере экономической деятельности, и другие виды преступлений. При этом с позиций уголовного права представляется не вполне понятным, насколько могут быть преступления обозначены как совершаемые в той или иной сфере либо как имеющие ту или иную направленность, если речь идет о криминологическом понятии.

Разделение преступлений по сферам или направленности объясняется в данном случае, по нашему мнению, узковедомственными интересами и потребностями правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с ними.

Дело в том, что традиционно борьбу с преступлениями экономической направленности осуществляли в основном подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России) органов внутренних дел, а также иные подразделения правоохранительных органов, - по направлениям их деятельности.

15 См.: Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. - СПб., 2000. С. 246-247.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Мазур С.Ф.

Относясь с пониманием к необходимости разделения полномочий «силовых структур», нужно, однако, заметить, что компетенция правоохранительного органа не должна влиять на правовую квалификацию деяний, борьбу с которыми он осуществляет. Так, в настоящее же время официальная уголовная статистика отмечает «мошенничества экономической направленности» - как будто мошенничества могут быть еще какой - либо иной «направленности».

Очевидно, что компетенция правоохранительных органов и их подразделений может включать в себя борьбу с преступлениями любых видов, независимо от их направленности и сферы деятельности, где эти преступления совершаются (и вряд ли целесообразна дискуссия о направленности, например, взяточничества: общеизвестна закрепленная уголовным законом направленность этих преступлений, - это государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а не экономика, хотя дополнительным непосредственным объектом конкретного преступления могут быть также и экономические отношения).

Таким образом мы может придти к выводу, что понятие «преступления экономической направленности» недостаточно определено, нечетко и, главное, включает в себя разнородные виды преступлений, имеющих различные родовые и видовые объекты преступлений (нормы о которых включены в различные разделы и главы УК РФ). Однако официальная уголовная статистика так называет рассматриваемые нами в настоящей работе преступления и мы вынуждены именно так их называть16.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие краткие выводы. Расхождение между классификацией преступлений, закрепленной в Уголовном законе и в ведомственном законодательстве, направленном на упорядочение компетенции правоохранительных структур и улучшение статистической отчетности, во многом носит объективный характер, вызванной особенностями правоприменительной (и, в первую очередь, правоохранительной) деятельности. Однако приоритет в классификации преступлений остается, безусловно, за Уголовным законом и одной из задач как законодателей, так и правоприменителей, должно являться упорядочение такой классификации в целях совершенствования противодействия преступности. Говоря же конкретно о так называемых преступлениях экономической направленности хотелось бы либо вообще исключить из применения данную криминологическую категорию, либо, по крайней мере, сформулировать понятие данного вида преступлений в полном соответствии с доктриной Уголовного закона - что совсем

16 См. подробнее по вопросам классификации преступлений в сфере экономики: Мазур С.Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы: Монография. - М., 2006. С. 14-20; Он же: Вопросы совершенствования уголовного законодательства, направленного на противодействие криминогенному потенциалу экономической деятельности в частном предпринимательстве//Бизнес в законе. 2006. № 1; Он же: Совершенствование деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступности в сфере эко-номики//Бизнес в законе. 2009. № 4; Он же: Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел//Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6; Он же: Понятие российского потребительского рынка, его субъектов, а также преступлений, совершаемых на нем/Организационно-экономическая психология: Моногра-

фия/Под ред. В.Р. Шлычкова: Московский государственный психолого-педагогический университет: - М., 2014.

не исключает необходимость дальнейшего совершенствования действующего уголовного законодательства (тем более в преддверии разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразность чего уже давно назрела).

Рецензия

на научную статью профессора кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, доктора юридических наук, профессора С.Ф. Мазура «Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений», представленную в журнал «Пробелы в российском законодательстве»

Рецензируемая научная статья представлена на очень интересную и, главное, перспективную как для научной, так и для прикладной разработки, тему. Поднимаемые автором проблемы и пути развития рынка России уголовноправовыми средствами представляют значительный интерес и перспективу для их дальнейшего научного и практического развития. Очень важным поднимаемые проблемы и перспективы их разрешения представляются для практической деятельности правоохранительных органов, специализирующихся на пресечении и расследовании преступлений экономической направленности. Анализируемая работа представляет собой самостоятельное, завершенное исследование. Оно характеризуется научной новизной, постановкой и решением значимых для теории и практики проблем совершенствования изучаемой сферы. В работе представлен интересный анализ различных точек зрения по исследуемой проблеме, конкретно формулируются авторские позиции по ним, даются интересные и оригинальные определения дефиниций по изучаемой теме. Автором раскрыто соотношение преступлений экономической направленности с экономическими преступлениями, преступлениями в сфере экономики, экономической деятельности и других; их место в классификации преступлений, а также предлагаются соответствующие дополнения и изменения в аппарат действующего уголовного законодательства. В ходе работы автор изучил и использовал широкий круг научных источников по теме исследования.

Особенный интерес представляет произведенный в рецензируемой научной работе анализ реализации указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, направленных на противодействие совершению анализируемых в настоящей работе преступлений экономической направленности.

К замечаниям и пожеланиям по работе можно отнести необходимость четкого определения полного списка преступлений, отнесенных к перечню преступлений экономической направленности. Кроме того, хотелось бы услышать от автора данной научной статьи более полный объем его собственных выводов и предложений по теме исследования.

Вывод: С учетом произведенных предложений и замечаний по анализируемой научной статье представляется, что она подготовлена на высоком научном, методологическом уровне и, безусловно, будет полезна для улучшения практической деятельности следственных подразделений, направленных на раскрытие и расследование анализируемого вида преступлений, а также для использования в научной и педагогической деятельности.

Вследствие сказанного научная статья С.Ф. Мазура «Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений» может быть рекомендована для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Рецензент:

Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России доктор юридических наук, профессор А.А. Магомедов