Все о тюнинге авто

Александр Подопригора: «У Челябинска будет новый мэр. Политолог Александр Подопригора - о том, когда и почему сменится власть в Челябинской области. Дизайнер Артемий Лебедев запустил видеоблог на YouTube

Александр Васильевич, есть ли жизнь после прошедших выборов, или все только начинается?

Выборы прошли – это тот ритуал, который было необходимо соблюсти, дабы формализовать и легитимизировать нового главу области, а теперь их стоит забыть как страшный сон и работать дальше. Все прекрасно понимают, что выборами «это» можно было назвать лишь очень условно – скорее искусственной политтехнологической конструкцией, когда у главного претендента на пост губернатора не было конкурентов и главной проблемой было любой ценой затащить народ на участки при отсутствии интриги и конкуренции. Так что хвастать тут нечем и пора заканчивать «награждать непричастных и наказывать невиновных», как у нас водится.

Но ведь в итоге задачу эту решили?

Да, слава Богу. Хотя, насколько я знаю, во многом она была решена в промежуток с 15 до 20 часов в день голосования (когда основной поток избирателей прошел, а явка была в Челябинске меньше 20%) самоотверженной работой избиркомов и районных администраций, которые «стояли на ушах» и усердно, скажем так, чистили списки избирателей... Там, конечно, были изначальные недоработки избиркома – много было случаев нахождения в списках избирателей, которые уже не живут по этим адресам, сдают квартиры, или просто - уехали, умерли, ушли в армию и так далее. Кстати, серьезно в этом плане пострадали районы челябинских новостроек – Парковый, Чурилово, Тополиная аллея и так далее…Все это нужно было делать, конечно, задолго до выборов, но власть сама поверила в собственные публикации о том, что все и так хорошо и люди рвутся голосовать за Дубровского…

Вас удивили 86 с лишним процентов голосов за Дубровского?

Нет, нисколько. В таких выборах «референдумного типа», чем меньше приходит народа, тем больший процент голосов получает победитель, то есть в нашем случае Дубровский. Если бы явка была бы 20 процентов, то за него проголосовало бы все 95 процентов. Но такого плана результат был бы в некоторой степени даже позорным для власти.

Потому что уровень явки – это вопрос реальной легитимации победителя?

И поэтому тоже. Но это вопрос даже не политических технологий, но собственно политики. Сейчас поясню. Я у себя в блоге приводил пример Трехгорного, где одновременно шла реальная борьба на конкурентных выборах главы города и где партия «Единая Россия» оказалась в оппозиции действующему главе города Ольховской. И там получилось, что пришло на выборы более 60 процентов избирателей. При этом почти 90 процентов проголосовало за Дубровского, а представитель ПСЗ и «ЕР» Сычев победил с результатом в 67 процентов против семи у действующего главы.

Такое возможно?

Вполне. Местные элиты, начиная с руководства Приборостроительного завода, были настроены против Светланы Ольховской, считая, что она неэффективно ведет городское хозяйство, и не учитывает целый ряд возможностей, которые есть у города, он приходит в запустение, начал «проседать». Против нее выступил даже экс-мэр города Лубенец, который в свое время сам и выдвигал Ольховскую.

Но, с другой стороны, даже учитывая, что это, в общем-то местные разборки, нельзя не отметить, что такое стало возможным из-за ошибок областных властей. Именно они сначала долго давили на Ольховскую, настаивая, чтобы в городе ликвидировали прямые выборы мэра. Но люди хотят сами избирать своего главу! Ольховская возглавила «протестное движение» за прямые выборы и оглушительно их проиграла.

В итоге имеем парадокс: «Единая Россия» набрала 100-процентный результат (21 из 21 кандидата, новый мэр) именно там, где вопреки желанию партии, прошли открытые, конкурентные и честные выборы! А там, где все «задавили» - результат наскребали кое-как.

Возникает вопрос: а чего эта партия так боится, что всюду, где возможно, продавливает отмену прямых выборов? Опыт показывает, что «Единая Россия» способна уверенно и чисто побеждать при нормальной конкуренции. Согласитесь, разница в явке все-таки показательна: честные 60 процентов в Трехгорном против натянутых 35 процентов в Челябинске. И 90 из этих 60 процентов - за Дубровского. Уверен, конкурентные и честные выборы «партии власти» сегодня только на руку: они делают ее положение по-настоящему легитимным, люди знают, что сами, лично отдали свои голоса. Просто это требует реальной и тщательной политической работы в каждом городе, а готовности к такому, видимо, еще нет. Пока торжествует привычка закидывать народ глупыми листовками, а глав территорий – компроматом и уголовными делами. Это бесперспективно в новых условиях.

И чего же партия власти боится, по-вашему?

Многие наши «политические руководители» давно и привычно больше всего боятся того, что в Москве не одобрят какой-то результат их работы или не заметят их рвения. И потому предпочитают действовать «наверняка», как в старину действовали, «показывая результат». По-другому не умеют.

Это связано, конечно, не с содержательными политическими вопросами, а с потребностью конкретных персоналий «проявить себя», показать, что вот, мы полигон, экспериментальный город, а мы, тутошние политики – самые крутые. А потом их должны заметить, и наградить пряником или карьерой. Все просто.

Реформа МСУ – из того же ряда?

- Думаю, да. Тут вот у нас в региональных СМИ хором выступают (видимо с подачи областных политических кураторов) депутаты, в частности, господа Бодров и Мительман, которые уверяют, что с реформой МСУ у нас все просто прекрасно. Правда, в показаниях путаются, не зная толком, ни сколько полномочий отдадут в районы, ни каких именно, ни собственно те полномочия, которые уже есть на этом уровне. И никто не знает точно, как будут финансироваться районы, когда будут приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и так далее. Не могут ответить на простой вопрос: что дали в итоге эти реформы? Впрочем, ответа на это нет. Именно поэтому, насколько я знаю, после ликвидации Минрегиона и «челябинского опыта», вопросы с агломерациями и МСУ на федеральном уровне закрыты. Все будет передано на региональный уровень: «вам надо - вы и занимайтесь». То есть никакого финансирования не будет, а «инициаторы реформы» наживут себе проблемы.

Действительно, когда Семен Аркадьевич Мительман говорит, про «власть, приблизившуюся к народу»… Знаете, глядя на Курчатовский район Челябинска, где господа Мительманы уже лет как десять более чем приближены к народу (и в Гордуме депутат-сын, и в Заксобрании области депутат-отец, и помощников множество на территориях, и с администрацией района прекрасные отношения), появляется простой вопрос: а что вам до сих пор мешало успешно решать проблемы жителей своих избирательных округов? Что, непременно надо еще 25 депутатов (по большей части тех же собственных помощников или партнеров-предпринимателей)? Ну давайте в каждом доме депутата избирать, что совсем близко эта власть была… Это же просто профанация политической работы – вопрос не в том, сколько депутатов мы разведем, а что эти депутаты смогут сделать. Иначе чем ближе эта неэффективная и развращенная власть станет к народу, тем быстрее он до нее в один прекрасный момент дотянется…

«Сандаков знает не больше, чем ему положено»

А что насчет Главы Челябинска и сити-менеджера областного центра? Это ведь, по сути, было единственной интригой всего политического сезона. По некоторым вещам – хотя бы по тому, что анонсы мероприятий с участием Сергея Давыдова распространяют по СМИ через пресс-службу губернатора – напрашивается вывод, что сити-менеджер, похоже, остается прежним.

Я не так уверен в этом, у меня есть совсем другая информация. Насколько я понимаю, ситуация по главам Челябинска максимально засекречена, и точный расклад, как по мэрам, так и по будущему Правительству области знают лишь несколько человек – включая губернатора Бориса Дубровского, руководителя его администрации Ивана Сеничева и тех, с кем они ведут на этот счет переговоры.

Даже «политический» вице-губернатор Николай Сандаков?

Каждый знает то, что ему положено знать. Николай Дмитриевич переназначен на свой пост, у него свое «поле» работы и сфера полномочий – выборы, работа со СМИ, отношения с политическими партиями, общественными организациями и т.п. Я думаю, что для Бориса Дубровского это был удобный кадровый ход. Возможно, потому, что он сам не любит заниматься тем, что называется или считается сейчас «политикой». При этом понимая, что реальной политикой он все равно занимается сам. Просто для него настоящая, реальная политика – это разговоры с Виктором Филипповичем [Рашниковым], с Александром Михайловичем [Аристовым], еще с парой-тройкой ведущих «силовиков». Вот здесь – политика, здесь заключаются договоренности и принимаются решения. Остальное – вопрос технологий и эти технологии отданы в ведение Сандакову, который показал себя достаточно грамотным оператором этого рынка в его нынешнем состоянии. Все, что касается выборов, медиа или там политических партий – в это Дубровский категорически лезть не хочет, видимо, считая это делом не очень приличным для хорошего руководителя области. Не царское это дело, глава области не должен этого касаться, мараться этим, давать какие-то обязательства несопоставимым с ним людям.

А вот насчет того, кто должен стать главами Челябинска – для Дубровского это очень серьезная тема. Думаю, что до последнего времени был выбор в диапазоне между решениями радикальными – от того, что Мошаров и Давыдов остаются вместе хотя бы на какой-то срок (в конце концов, поменять сити-менеджера можно всегда, при желании главы области и депутатов), до замены обеих глав, на представителя магнитогорской команды в качестве сити-менеджера (Сеничев или Тефтелев), и на Барышева как главу Челябинска.

Теперь, по моим данным, вопрос решен. Давыдов уходит, а его место занимает представитель «магнитогорской команды» - наибольшие шансы у Ивана Сеничева. Но то, что это будет не челябинец – совершенно точно. Его «уравновесят» челябинцем Мошаровым – в конце концов, избранный (ну, хоть так) глава города – именно он, так что политес соблюден. А сити-менеджер – наемный специалист, хоть из Лондона вези, если эффективен. Но он прибудет не из Лондона, он будет «в доску свой».

Челябинск, как ни крути, для любого губернатора – ключевой город, столица области, средоточие электоральных и иных ресурсов. Впереди череда серьезнейших избирательных кампаний – выборы в Заксобрание, в Госдуму, а там и до президентских недалеко. Более того, я уже не из одного источника слышал, что следующий мэр Челябинска вновь будет всенародно избранным. И идти на выборы должен «человек губернатора», нарастивший политический вес и популярность – а не представитель команды экс-губернатора Юревича, ничем особым здесь себя не проявивший. Кроме целой череды громких скандалов, конечно.

А чем Давыдов-то плох? Финансово-промышленные группы он, вроде бы, устраивает, договороспособный, перестраивается под нужные темы моментально, исполнительный…

- Да, он многих устраивает. Как устроил бы любой человек, который уже долгие годы на этом месте и успел со всеми перезнакомиться, договориться. Но, насколько я понимаю, минимизация его шансов на продолжение нынешней работы основаны, в том числе, на трезвой оценке результатов выборов в Челябинске.

С одной стороны, Давыдов никогда не был фаворитом у Дубровского, с другой – не вызывал откровенной аллергии. Но сейчас, после выборов (а, думаю, Дубровский владеет более, скажем так, выверенными данными, нежели те, которые обсуждались в СМИ), оказалось, что, в общем-то, нет никаких решительных аргументов в пользу переназначения Давыдова. Он не контролирует электоральную и политическую ситуацию настолько, чтобы это было главным аргументом для его сохранения, он – не лидер челябинцев, к нему просто привыкли. Привыкнут и к другому – новому, импозантному и обаятельному. Быстро привыкнут.

Вместе с тем, мы все хорошо помним многочисленные политические и прочие огрехи Сергея Викторовича. Если вспомнить историю его правления, то, что сразу придет в голову, чем оно запомнилось? Переносы автовокзалов, планы вырубки бора, безобразный спил деревьев на улицах, «дорожная революция», строительство на карьере «Изумрудный», шлагбаум на улице Татьяничевой и так далее. Он запомнится вот этими вещами.

А вот сказать, что при Давыдове Челябинск сделал какой-то качественный рывок вперед, преобразился внешне, или, что качество жизни челябинцев и их среды обитания выросло настолько, что горожане прямо-таки влюблены в своего градоначальника (что кое-где случается) – это вряд ли.

Оставить Челябинск на годы вперед в этих руках? Ни одного аргумента за такое решение у Дубровского нет. И из Москвы просить за Давыдова теперь точно не будут.

«А кого из «баронов» Челябинска обделили?»

Одной из центральных тем реальной городской политики должны были стать взаимоотношения между новым руководством области и челябинскими «районными баронами» - условными Барышевым, Овчинниковым, Рыльских, Видгофом и так далее. Многие даже считали, что это станет новой точкой некоего противостояния…

Истерия в СМИ по этому поводу есть, и большая. Но она скорее напоминает не самое ловкое приглашение к торгу, нежели анонс еще не состоявшихся решений. Просто к торгу приглашают одни, а торги ведутся в других местах, и их результаты… Посмотрим, словом.

У Бориса Видгофа, насколько я понимаю, все будет более чем неплохо. Проблемы там были анонсированы тогда, когда в ноябре прошлого года глава администрации Тракторозаводского района Горбунов принес на совещание с участием вице-губернатора Сандакова и председателя областной исполкома «Единой России» Мотовилова список потенциальных кандидатов в депутаты гордумы от «ЕР» района, утвержденный местным Советом директоров (большая часть из них стала депутатами 14 сентября). У «политических руководителей» были другие фамилии – активистов «Молодой Гвардии» , в частности. И ссылки на авторитет губернатора Юревича – главный аргумент. Потом было больше. Вся эта информация – в том числе о том, как выдавливали с должности не самого плохого главу Тракторозаводского района Горбунова – она у всех на памяти, люди все видели и слышали. И как давили на мэра Давыдова, чтобы он снял Горбунова – в том числе.

И, кстати - вынося Видгофа за скобки – а кого из, как вы их называете, «районных баронов» обделили? Скорее, наоборот! Барышев, Овчинников, Рыльских – все будут в Гордуме, как и раньше, причем вместе со своими сторонниками. А фитнесс-тренер (как говорят) Виталия Павловича Рыльских главой района станет. Или тот же Барышев: что он потеряет, если станет главой комиссии по градостроительству – самой «вкусной» из того, что есть в Гордуме?

Посмотрите, кстати, по какому району избрался в депутаты райсовета кандидат в губернаторы от КПРФ Константин Нациевский? По Советскому. И в Гордуму пройдет, как член «команды района». И КПРФ, которая находится в, скажем так, партнерских отношениях с некоторыми авторитетными предпринимательскими сообществами, на уровне области ничего не потеряет (Нациевского как депутата ЗСО заменит кто-то из партийцев), и на уровне Гордумы приобретет опытного человека. И еще – Нациевский давно сотрудничает в качестве помощника с депутатом Госдумы челябинцем Вадимом Куминым, зампредом комиссии по финансовым рынкам ГД. Это не шутка. Это группы настоящего влияния. Те, кто хоть что-то помнят насчет этих фамилий из середины 90-х, меня поймут. Не видеть эти серьезные процессы (я не маркирую их сейчас как положительные или отрицательные – это реальность) и заниматься всякой чушью.

«Районные бароны» становятся политической силой. (Не говорю, что это плохо – как правило, эти люди заслужили право на уважение и влияние). Они скоро будут называться иначе, потому что станут выразителями интересов реальных сообществ. И это будет новая политическая реальность. Просто общество начинает выглядеть по-другому. Те, кто этого не замечают, проиграют.

Молоток и микроскоп

Между тем буквально в первые же дни Борис Дубровский переназначил значительную часть будущего Правительства области и анонсировал возврат к «одноглавой» системе исполнительной власти, когда Губернатор лично возглавляет кабинет министров региона…

Существенная часть этой работы еще впереди. Но я бы обратил внимание вот на что. Была «оптом» переназначена существенная часть министров – образования, здравоохранения, культуры, в том числе финансов. Это, как мне думается, во многом связано с теми приоритетами в работе, которые выбрал для себя Борис Дубровский.

Сфера политики и политтехнологии – они отданы Сандакову, в том числе потому, что эти вещи для губернатора не так важны и интересны. На условную «социалку» есть другой вице-губернатор – «свой» Евгений Редин, от которого эффектно и красиво убрана в Совет Федерации Ирина Гехт – в целом профессиональная, умная и опытная, но которая в силу того, что занималась той же тематикой, лишь вызывала конфликты. А в Совфеде она будет на своем месте. Не нашлось места в новой конструкции и Ивану Феклину – но просто в силу того, что «на промышленности» уже есть Сергей Комяков.

А вот что касается министерств экономического «профиля» - здесь будут изменения. Принципиальные и небыстрые. Во многом именно потому, что эту сферу глава региона считает ключевой для себя и для области. Небезосновательно, если учитывать то, что происходит в стране. Именно поэтому он будет со всем этим разбираться во многом лично, и прежде всего – перестраивать ту структуру полномочий, которая сложилась на сегодня, и которая кажется ему малоэффективной. Будут меняться и персоналии.

Прежде всего – это Минэкономразвития, где на 99,99 процента свой пост покинет Елена Мурзина. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства точно будет разделено, а нынешний министр не останется. И, кстати, одним из вариантов для Сергея Давыдова считают именно переход в одну из новых структур. Например, на дорожное строительство. Он ведь в этом поднаторел за годы сити-менеджерства (улыбается).

Минпром будет преобразован. Хотя бы потому, что министерство промышленности там только в названии – структура занимается в основном вопросами имущества, выдачи лицензий на месторождения и так далее. И там явно требуется более четкое понимание, чем же оно вообще должно заниматься. Как и по Министерству радиационной и экологической безопасности, которое занимается вообще не пойми чем, вроде свалок, но зато имеет в штате больше ста чиновников.

Вообще, надо понимать, что Правительство – это прежде всего инструмент, который подбирается исходя из целей той работы, которую ты делаешь. Если гвозди забивать – то это должен быть молоток, если бактерии рассматривать – то микроскоп, а не наоборот, и так далее.

И в случае с кабмином, если вы хотите понять, как именно оно будет трансформировано, то надо четко представлять себе, какие задачи ставит перед собой Борис Дубровский, и есть ли у него концепция их решения.

Концепция точно есть – его «СТРАТЕГИЯ-2020».

- Эта «стратегия» - скорее этакий пиар-документ, который вряд ли стоит рассматривать всерьез профессиональным людям. Я знаю, что уже даны поручения её переписывать, причем как местным, так и иногородним экспертам. Хотя бы потому, что реально ставить задачу удвоения ВРП в свете последних событий в политике и экономике России сейчас вряд ли возможно. Это скорее предвыборные вещи, и не более того. И сначала надо определиться по структуре, которая будет заточена на решение реальных задач(даже если они не декларируется публично, что само по себе плохо), а потом уже по людям.

Обеспокоенность же стратегией, которую выражал с самого начала Борис Дубровский – это как директор, у которого отсутствует план работы: смерти подобно. Поэтому он хочет понять, разобраться, определиться.

Потому определенный блок министров и ключевые вице-губернаторы переназначены сходу, а возня с «экономическими» структурами правительства будет продолжаться еще несколько месяцев. Хотя не исключены и «казусы Петриди».

Что вы имеете ввиду? И при чем здесь Иван Петриди?

Объясню. С одной стороны, пост советника несколько вольный – можно его слушать, можно не слушать. Но с другой стороны, назначение на, в общем-то, публичный и высокий пост, связанный с экспертной работой, человека, скажем так, неоднозначного с репутационной точки зрения.

Ничего не имею против Ивана Петриди лично. Но разворачивающийся публичный скандал с ситуацией вокруг обманутых дольщиков в микрорайоне «Просторы» и фирме «Грин парк», где до назначения советником директорствовал Петриди, репутации не добавляют ни советнику, ни самому губернатору.

Понимает это Борис Дубровский или нет, но такие казусы – штука политическая, это знаки, сигналы. И повторение такого надо исключить. Потому что кто такой Петриди, в любой момент можно забыть за месяц-другой, а вот то, что первый же скандал при Дубровском связан с обманутыми дольщиками и формально ближайшим членом его команды – запомнится.

Муниципалитеты – это еще одна головная боль. И дело не только в постоянно возникающих уголовных делах, как в Чебаркуле, Коркино или в Кыштыме (насколько я знаю, по Шеболаевой тоже уже возбуждено дело).

Взять ситуацию в Чебаркуле. Там, по сути, сейчас вообще де-факто власти нет. Опальный глава города Орлов в Таиланде отдыхает (по версии губернаторских СМИ), его первого зама Сафонова «вяжут» по уголовным делам. И в этот же момент из города отозван спецпредставитель губернатора Александр Раевский, который, казалось бы, и был послан туда для наведения порядка. Что, в городе уже настолько все хорошо, все налажено и подконтрольно, что можно отзывать?

Взаимодействие с муниципалитетами – штука, о которую в чем-то обломал зубы предыдущий глава региона Михаил Юревич. Взять хотя бы вечно «мятежный» Миасс, или Златоуст, или «закрытые города».

Не без этого. И в то же время это ключевой вопрос, особенно в условиях межбюджетной политики, когда регион вынуждены дотировать города и районы, а как-либо контролировать «взбесившегося» главу областные власти просто не имеют полномочий.

Отношения с главами надо выстраивать в любом случае. И выстраивать грамотно. Да, конечно, можно идти методом давления или на крайний случай, возбуждения уголовных дел, благо повод, увы, дают многие. Но как при этом выглядит сама власть, ее авторитет в глазах жителей? Особенно если поводом для тех или иных действий становится какие-то записи в соцсетях (во всяком случае, так это выглядит).

И все это идет по накатанной, и уже не с первым губернатором – но эффект какой? В Озерске это, помнится, не дало никакого результата в итоге – местные депутаты все равно сами решили, какого Главу города им выбрать. Без оглядки на отдельных представителей областных властей и их «хотелки».

От того, что в Чебаркуле, Коркино или Кыштыме жители будут плеваться в своего мэра, не повысится ни его эффективность, ни авторитет областной власти.

Инструмент на самом деле есть – это выборы. И если мэр города некомпетентен, то на следующих выборах, как показывает практика, люди в состоянии сами такого сменить. Доверьте часть той работы политическим партиям, оппозиции, пусть они критикуют глав, пусть выводят людей на митинги, готовят общественное мнение. Это будет нормально!

И такой метод – это политика, а не политтехнологии, (которыми в последнее время слишком увлекаются, и которые совершенно непродуктивны). Странные рейтинги или еще что-то сомнительное в информагентствах со ссылкой на «анонимный источник в правительстве» - все-таки это не совсем политика. Ей еще только предстоит вернуться в нашу область (улыбается).

Вчера в местных СМИ было много шума вокруг дела , возбужденного следственным отделом Советского района Челябинска СКР в отношении фирмы А.Никитина «Стройсвязьурал 1» из-за якобы неуплаченных налогов: за такой медиа-шумихой обычно стоят большие коммерческие разборки ; сам Никитин видит здесь интересы известных предпринимателей-депутатов Заксобрания от «ЕР» Ю.Карликанова и К. Струкова, а настоящей причиной конфликта - долг Карликанова в сотни миллионов рублей и вывод в оффшор Струковым многоэтажного бизнес-центра на челябинской Кировке.

Мы довольно долго обсуждали вчера с Артуром Никитиным эту тему и вот что вырисовывается, если очень коротко. Структуры Карликанова должны структурам Никитина 490 миллионов рублей (а еще 170 миллионов - налоговой службе и 170 миллионов - бюджету Челябинска), состоялось множество судов и Никитин арестовал почти все имеющееся в наличии имущество Карликанова; совершив сделку по продаже К.Струкову бизнес-башни Карликанова на Кировке, предприниматели вывели владение этим объектом в гибралтарский оффшор, оставив регион без налоговых поступлений. Однако эти прегрешения почему-то скрываются от бдительного взора налоговиков и следователей Советского района Челябинска. Конфликт с Никитиным очень серьезен по своим последствиям для депутата-единороса и он увидел шанс уйти от претензий на сотни миллионов рублей, обанкротив фирму своего оппонента через налоговые претензии.

Тут-то и появляются на сцене питерская фирма «Стремберг», налоговая и СК Советского района . Дело в том, что «Стройсвязьурал» А.Никитина построил в 2012 году в Петербурге вместе со «Стрембергом» крупнейший в Европе (170 тыс. кв. метров) аквапарк и развлекательный центр «Питерлэнд» (деньги и проект были Никитина, земля - владельца «Стремберга» А.Кожина). Однако вскоре партнеры разошлись - владение центром было зафиксировано 50 на 50, но Кожин не выплатил Никитину ни рубля, сдавая все эти годы его долю в аренду и регулярно зарабатывая на этом многомиллионные прибыли. Все эти годы шли суды - Никитин побеждает, уже отсудив у «Стремберга» в целом около 4 миллиардов рублей; теперь он очень близок к тому, чтобы получить уже не половину «Питерлэнда», а весь комплекс целиком.

У Кожина, как и у Карликанова, единственный шанс на спасение заключается в том, чтобы вывести из игры Никитина, обанкротив «Стройсвязьурал» и перехватив управление этой фирмой. На этом они и сошлись, а встречался с Кожиным К.Струков, партнер Карликанова.

В результате появилось «дело» (немедленно «слитое» в СМИ), в основе которого лежит претензия налоговиков о том, что «Стройсвязьурал» якобы не заплатил налоги с продажи части отсуженного у «Стремберга» долга, которая составила 1 млрд 200 млн рублей. Однако правда в том, что никаких 1 млрд 200 млн фирма Никитина от «Стремберга» не получала: было официально признано, что взыскать этот долг не представляется возможным (к огромному сожалению кредитора Никитина), так как фирма-должник имеет активы стоимостью в 1,6 млрд рублей при долге в 9 млрд - к тому же они находятся в залоге у оффшорной фирмы владельцев «Стремберга». Поэтому независимая оценка определила реальную стоимость этого долга в 11 миллионов рублей, а Никитин смог реализовать его за 25 миллионов - с которых и были уплачены все налоги.

То есть никаких 1 млрд 200 млн, с которых, по мнению следователей Советского района не были уплачены налоги, у фирмы Никитина просто никогда не было .
Даже следователь, по словам предпринимателя, был немало удивлен странным фактом, лежащим в основе «обвинения». Надо заметить, что такого рода «дела», становясь публичными и известными федеральному начальству силовых ведомств, сильно сегодня там не поощряются: об этом всем заинтересованным лицам хорошо известно.

Все, кратко здесь описанное - довольно сложные бизнес-материи (за плечами «Стройсвязьурала» и «Стремберга» 8 тысяч (!) судебных заседаний, имеются все документальные подтверждения), однако в их основе, как обычно, жесткий коммерческий конфликт из-за больших денег. Главные герои этого сюжета - люди публичные, депутаты Заксобрания области от «Единой России» Карликанов и Струков, при этом Карликанов задолжал, всячески уклоняясь от выполнения своих многомиллионных обязательств, всем, кому только было можно - от города Челябинска до федеральной Налоговой службы - и это тоже всем хорошо известно.

Наши государственные структуры часто очень вяло защищают интересы общества там, где им противостоят прожженные коммерсанты, умеющее находить общий язык с чиновниками; однако в лице Артура Никитина Карликанов и Струков нашли серьезного оппонента: отсюда накал борьбы и размеры ставок. Так что закончиться эта история может очень интересно, но в любом случае она обещает быть весьма резонансной.

Что следует принять во внимание, оценивая политический кризис в Челябинской области, разразившийся после решения ФАС о возбуждении дела о сговоре в отношении губернатора Дубровского, а также ряда местных чиновников и коммерсантов?

Эта ситуация носит необратимый характер , ее невозможно «переждать» или купировать, так как комплексное федеральное расследование в отношении губернатора и его «команды» ведут сейчас по разным направлениям все ключевые контрольные и силовые ведомства: прокуратура, полиция, ФСБ, ФАС. Решение антимонопольного ведомства от 30 августа лишь вывело это масштабное расследование в публичную политическую плоскость.

Напомним, что жесткое антикоррупционное поручение зам генпрокурора РФ Пономарева прокурору области Лопину (по фактам, не имеющим прямого отношения к претензиям ФАС) датировано 18 августа, серьезные нарушения закона губернаторской командой и ранее; УФАС «победные» для семьи Дубровского конкурсы уже давно, а ответственный за подготовку саммита ШОС замминистра Бахаев задержан ФСБ полтора месяца назад.

Официальные материалы ФАС дают формальную основу для принятия процессуальных решений другими силовыми структурами, а также готовят общественное мнение к принципиальным кадровым решениям. Расследование антимонопольного ведомства не может быть прекращено и завершится конкретным решением (напомним, что глава ФАС Артемьев входит в узкий круг руководства госорганов страны и никогда не принял бы решение о персональном расследовании в отношении главы крупного региона, не имея на руках неоспоримые аргументы и не согласовав его в политической инстанции). А там «верхняя граница» наказания - уголовная статья со сроком до 15 лет. И даже если в отношении губернатора обойдется без «уголовки», то личное участие в сговоре - более чем достаточное основание для отставки (причем такой сценарий должен видеться Дубровскому предельно оптимистичным - по нашим данным, он готов уйти хоть завтра, но надеется выторговать у Москвы некие «почетные условия»).

Во второй половине сентября в регионе ожидается новая волна громких расследований в сфере дорожного ремонта, а также, скорее всего, работы областного ФОМС (хорошо известно, что строительством и ремонтом объектов здравоохранения в регионе также занимаются почти исключительно коммерческие структуры, связанные с губернатором). В это же время контрольные и правоохранительные органы вплотную займутся деятельностью администрации Челябинска, возглавляемой ближайшим соратником Дубровского Тефтелевым (так что его сегодняшняя проговорка про возможный уход, "сменщиков" и "сменщиц" вовсе не случайна: вот только не он будет решать вопрос о следующем главе города).
Региональный ОНФ, давно критикующий социально-экономическую политику правительства Дубровского, также планирует активизировать мероприятия по публичному контролю расходования в регионе бюджетных средств - часть материалов уже находится в прокуратуре.

Понимая, как устроена работа громоздкой и неповоротливой государственной машины, было бы крайне наивно полагать, что вся эта массированная кампания затеяна (в момент решения вопроса о следующем челябинском губернаторе) «случайно» или имеет целью лишь «погрозить пальцем» Дубровскому.

Очевидно, что речь идет о смене правящей в регионе команды, скомпрометировавшей себя недееспособностью, а также регулярно и открыто нарушающей антикоррупционное законодательство - и даже прямо залезающей в карманы населения. Этот вопрос назрел давно, мы не раз об этом здесь писали. То, что «окно» для смены челябинского губернатора открывается после завершения сентябрьских региональных выборов в стране, подчеркивал и Фонд «Петербургская политика», назвавший область в числе регионов, где замены глав наиболее вероятны; мы полагали, что наиболее удобный момент для этого - период вокруг Нового года.

Однако, похоже, что весь «пазл» сложился раньше. Возможно, принятие решения по Дубровскому ускорило осознание центром того факта, что работа по подготовке саммита ШОС в регионе провалена и обеспечить его проведение может только срочное и качественное обновление правительства области, приход туда людей, которым можно доверить бюджетные деньги.

Надо понимать, что ключевые кадровые решения вовсе не обязаны быть сиюминутными. Но они не могут быть и отложены «в долгий ящик», так как де-факто легитимной власти в регионе больше нет. Дубровский и его замы и прежде не были авторитетом ни для бизнеса, ни даже для местных чиновников и депутатов (ситуация в Миассе и других городах области это наглядно подтверждает). Теперь с губернатором, находящимся под серьезным федеральным расследованием, никто и вовсе не станет ни о чем предметно разговаривать.

Ситуацию по скорой замене губернатора делает очевидной и полное отсутствие у Дубровского и его команды рейтинга доверия со стороны челябинцев (по нашим данным, федеральные агентства определяют этот рейтинг на уровне не более 5%).

Гадать о персоналии сменщика Дубровского бессмысленно, однако известно, что «линейка» таких людей (как имеющих прямое отношение к Уралу, так и работающих вне региона) сформирована давно. Каждый из них способен достаточно быстро принять регион и вывести его из глубокого кризиса, в котором оказался сейчас Челябинская область.

Символично, что 26 сентября будет вынесен приговор бывшему вице-губернатору Н.Сандакову, назначенному М.Юревичем и больше года работавшему заместителем Б.Дубровского: теперь у следователей новые «герои» из этой администрации. Расследование деятельности челябинских губернаторов, уде давно идущее здесь в режиме non - stop , должно, наконец, послужить основательным уроком для следующих претендентов на это кресло.

P . S . В Москве непременно оценят нелепый комментарий Б. Дубровского, возмутившегося тем, что федеральное ведомство вынесло определение о его участии в сговоре, предварительно с ним же его детально не обсудив. И вообще, всем этим его «отвлекают от праздников»: губернатор спрогнозировал, что сможет понять что-то в этом решении «года через три».

Тут, конечно, только М.Е.Салтыков-Щедрин справкой поможет: «несть глупости горшия, яко глупость» . Общеизвестно, что для понимания простых вещей (например: нехорошо, когда большинство крупных бюджетных контрактов выигрывают фирмы членов семьи губернатора и их партнеров) Дубровскому требуется непропорционально много времени; однако очень мало сомнений в том, что через три года он будет продолжать осмысливать произошедшее совсем в другом месте.

картелизации дорожного строительства региона в интересах конкретных коммерческих групп.

За этим не может не последовать вопрос о политическом доверии главе региона, обвиняемом в столь серьезном нарушении закона. К тому же нужно учесть, что в распоряжении ФАС (и не только этого ведомства) есть и другие истории о конкурсах на многие сотни бюджетных миллионов, которые постоянно выигрывали фирмы, связанные с губернатором Дубровским или прямо принадлежащие членам его семьи.
В Челябинске об очередном губернаторе-коммерсанте давно презрительно говорят на каждом углу, а потому любые решения федеральной власти будут восприняты здесь, как говорится, «с полным пониманием».

Скандал вокруг преследования местными чиновно-силовыми кланами директора знаменитого челябинского физико-математического лицея N31 Александра Попова вышел на федеральный и международный уровни, по сути, превратившись в политический. Хотели этого его участники или нет. Искренне не желая такого развития событий, я достаточно долго воздерживался от высказываний на эту тему.

В пятницу 13 сентября, сразу после предъявления Попову обвинения в покушении на взятку и мошенничество http://news.mail.ru/inregions/ural/74/incident/14752964/?frommail=1 , лицей посетили в сопровождении журналистов организаторы и участники (Максим Карпов и его коллеги) международного турнира по тхеквондо, завершающегося сегодня в Челябинске – среди них оказались именитые ученики Попова. Вторую неделю в городе работает съемочная группа телеканала НТВ, необычайно тщательно готовящая развернутый сюжет о «деле учителя» для передачи «Профессия - репортер». Федеральные СМИ не раз и не два обращались к этой теме и продолжают ее отслеживать
http://www.aif.ru/society/article/66777 , http://rusrep.ru/article/2013/09/11/oldboy
http://svpressa.ru/society/article/73054/ , http://shtab31.livejournal.com/36938.html
и т.д.

Сегодня в «дело Попова» оказались вовлечены десятки очень известных людей – от писателей Прилепина http://svpressa.ru/blogs/article/72677/ , Шаргунова и Быкова (они, кстати, скоро будут в Челябинске) до продюсера Канделаки и губернатора Юревича http://chelyabinsk.ru/text/newsline/690682.html (с журналистами НТВ, беседовал, на всякий случай, вице-губернатор Сандаков). За громким «делом» внимательно наблюдают в Москве.

Никакая другая тема не звучит сейчас на федеральном уровне в связи с Челябинской областью так внятно, как эта. Понятно, почему она приобрела такой общественный резонанс, однако пришло время сформулировать эти причины более четко.

Страна застыла сейчас на краткий миг в точке бифуркации, в ожидании сигнала. Куда дальше? Вниз, в традиционное и бессмысленное «затягивание поясов» и «закручивание гаек» – или вверх, подтягиваясь к имеющимся штучным образцам постиндустриальной «экономики знаний» вместе с цивилизованным миром? Лицей Попова, один из лучших в стране – символ второго пути. Приговор директору по высосанному из пальца «коррупционному делу» станет знаком того, что власть самоубийственно выбрала первый.

В Челябинской области нет более яркого достижения «индустрии знаний», чем физико-математический лицей, созданный Поповым (ЮуРГУ не вошел даже в топ-100 вузов РФ, а 31-й лицей – третий среди лучших). Молодые следователи, брошенные полицейскими начальниками перетряхивать бумаги лицея, семьи учеников и сотрудников Попова в поисках корысти директора, с изумлением обнаружили, что этот «коррупционер» весьма скромно живет с супругой в двухкомнатной квартире на первом этаже панельной пятиэтажки, а деньги из лицея он не уводил, а приносил их туда – лично заработанные.

Можно много спорить о юридических нюансах этого дела (хотя от самого факта взятки обвинение уже отказалось, подтверждается также, что деньги Попов соглашался взять именно на нужды школы). Но, в сухом остатке, это выглядит именно так: все силы государства брошены здесь не на поощрение, а на уничтожение первых и, возможно, последних настоящих достижений современной «экономики знаний» в стагнирующей старо-индустриальной Челябинской области; борьба с коррупцией профанируется при этом самым постыдным и разрушительным для общества образом .

Утверждают, что необходимо жестко и показательно наказать желание директора принять у настойчивого (подозрительно настойчивого : это поняли задним числом) просителя 25 тысяч рублей, которые были нужны, чтобы профинансировать поездку сопровождающего ученика на олимпиаду во Владивосток. При этом у всех на глазах безнаказанно расхищаются сотни миллионов бюджетных рублей через безумные траты на бесконечный и бестолковый ремонт одних и тех же участков дорог, многочисленные конкурсы на поставку дорогостоящего и ненужного оборудования, закупки и эксплуатацию элитных авто и утвари для чиновников, новых шикарных офисных площадей, «ремонт» и «модернизацию» больниц (оборачивающихся добротной покраской стен), многомиллиардные бюджетные вложения в частный бизнес избранных коммерсантов и тому подобное.

Но главным и едва ли не единственным коррупционером региона, заслуживающим суда, оказывается директор школы Попов, не укравший ни одной копейки государственных денег!

Преследование математика Попова – знак того, что власть в лице чиновничьих кланов переходит в регионе к открытому подавлению уже даже не политических оппонентов и коммерческих конкурентов. Она называет своим врагом совершенно не политизированное гуманитарное сообщество (тех самых квалифицированных «врачей и учителей», аполитичность которых долгое время служила ей опорой), ставя ему в вину профессиональную независимость и не прощая способности к нравственным оценкам. Слишком много людей в Челябинске и вне него активно против этого грубого давления – их становится все больше http://shtab31.livejournal.com/ , http://slo-vo.ru/obshchestvo/delo-popova , http://www.kp.ru/daily/26125/3017491/ .

В кулуарах сейчас много говорят о версиях и подоплеках: о том, что полиция не простила Попову его эмоциональной реакции на требование сообщать о национальности своих учеников http://www.novayagazeta.ru/society/52788.html , что в истории просматриваются интересы вознесенного властью преподавателя И.Иоголевича и его влиятельного брата – генерала МВД, а также давняя дружба экс - вице - губернатора А.Уфимцева с получившим от Попова символическую пощечину физруком Пузыревым (это позорное «дело» тоже в суде http://bkjournal.org/poshchechina-ot-poetov/); о том, что имела место банальная провокация взятки с целью освободить кресло директора лицея и так далее. Эти и другие версии, каждая из которых в отдельности ничего не стоит, вместе обозначают критическую массу реакции, вполне способную породить это чудовищное по нелепости и общественному вреду «дело» http://chelyabinsk.ru/text/person/689410.html?first

Теперь ясно одно: любой, кто сядет в кресло директора 31-го лицея после таким образом смещенного Попова, будет обречен очень долго доказывать всем, что он не подлец. И ему будет непросто это сделать.

Участникам конфликта отступать некуда – на кону погоны одних и человеческая, профессиональная репутация других. Суд, который начнется, видимо, в конце осени и придется на горячий политический сезон, обещает стать максимально публичным, знаковым для страны событием. Одновременно он либо похоронит окончательно репутацию Челябинской области, либо заставит говорить о ней с уважением. Впервые за долгое время - без упоминания «суровых металлургов», «красных труселей», экологических бедствий, коррумпированных чиновников и «летающих макаронных монстров».

https://www.сайт/2017-06-09/politolog_aleksandr_podoprigora_o_tom_kogda_i_pochemu_smenitsya_vlast_v_chelyabinskoy_oblasti

«Просто придут другие люди. Это неизбежно, потому что логично»

Политолог Александр Подопригора - о том, когда и почему сменится власть в Челябинской области

Ярослав Наумков

Политолог и публицист, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и Челябинского госуниверситета Александр Подопригора не считает себя «сетевым» человеком. И действительно, кроме дневника в «Живом журнале», который он завел еще в конце «нулевых» и который не бросает до сих пор, у него нет аккаунтов ни в одной из социальных сетей. Он очень избирательно подходит к потреблению продуктов медиаповестки, на собственном опыте убедившись, что забытый в углу телевизор не сделает современного человека менее информированным. Зато даст возможность привести в порядок голову и более трезво воспринимать окружающий мир.

— Александр Васильевич, известна ваша довольно критичная позиция и к «позднему» Сумину, и к сменившему его на неполные четыре года Михаилу Юревичу, и к сегодняшнему губернатору Борису Дубровскому. Иногда приходится слышать, что Челябинской области фатально не везет с руководителями. Вы готовы с этим согласиться?

— Здесь нет никакой фатальности, никакого «проклятия». Просто в свое время были допущены политические просчеты. Если бы губернатор Сумин и его команда вовремя озаботились политической преемственностью и провели соответствующую работу, то «казус Юревича» просто не состоялся бы. Как и многое другое.

«Будут оргвыводы». Дубровский прокомментировал неудачу своего экономического блока

Потому что когда в 2014 году пришлось срочно отстранять Юревича, оказалось, что в регионе есть единственная системообразующая структура, которая может «подхватить» ситуацию и взять на себя ответственность за то, чтобы все тут просто не рухнуло в одночасье. Это ММК.

Ну и конечно, были субъективные факторы, как без них? Но Дубровский — не политик и не губернатор по сути своей, по биографии, подготовке, ментальности. Это было ситуативное решение, ему дали шанс. И есть вполне счетные результаты его работы — во всех сферах. Все это обусловит приход нового человека, который будет подобран Москвой в гораздо более спокойной обстановке.

— Сейчас и вас в связи с вашим прогнозом обвинят в «работе на олигархов»…

— «Олигархи» как раз ничего против Дубровского не имеют, да и сам он сюда вовсе не «из народа вышел»… И я не говорю, что губернатор уйдет со дня на день. Но, повторюсь, хотя надежды были большие, но теперь с ним все стало более-менее понятно. Люди, способные его заменить, есть, а сменяемость власти —это нормальный процесс.

— Хотите сказать, что за три года, помимо ММК, в области появились другие «системообразующие структуры»?

— Общая ситуация не сильно, но поменялась. Политика вообще дело очень живое, переменчивое, это неправда, будто где-то лежит «инсайд», который нужно только хитро узнать и все станет ясно — как и что будет. Но то, что еще вчера было реальным сценарием, сегодня может резко измениться под влиянием самых разных факторов, которые никто и не думал учитывать вчера. Которых, возможно, вчера просто не было. И никто, ни каких уровнях, поверьте, не знает достоверно «как оно будет» через полгода.

Могу ошибаться, но как я понимаю, ММК может скоро изменить свой статус, став частью большого федерального холдинга. Это объективный процесс, его уже прошли все другие крупные предприятия.

Соответственно, меняется роль компании в регионе. Кто-нибудь слышал, например, о том, что «Мечел» или «Фортум» активно участвует в региональной политике? Это им не интересно, не нужно, даже было бы вредно. То же будет и здесь. Виктор Рашников как владелец конкретного комбината генетически тесно связанный с руководством области (причем с Христенко и Суминым он был связан гораздо больше, чем сегодня с Дубровским) — это одно. Дивизион федерального холдинга в Магнитогорске — совсем другое. Пока процесс не завершен, здесь нужен Дубровский. Но он близок к завершению, как мне кажется.

— И кто в таком случае?

— Не будем гадать. Скажу только, что область сегодня малопривлекательна для серьезных групп влияния, так что особой борьбы за кресло губернатора не будет: здесь нет значительных денег, ограничены ресурсы развития, здесь трудно сделать карьеру. Но все же такие интересы есть. Это группы, контролирующие выжившие остатки челябинского машиностроения (прежде всего «Ростех»), а также добывающие корпорации. Центры этих групп интересов — Москва и Екатеринбург. Вот отсюда и надо исходить. И, думаю, это повод для оптимизма — всегда лучше «пристегиваться» к федеральным локомотивам, чем к периферийным лидерам. Там есть хорошее понимание ситуации, серьезные ресурсы и заинтересованность в долгосрочных перспективах работы в регионе, а не в этих сказках про ВСМ и ШОС.

— Челябинская область будет «пристегиваться» к Екатеринбургу? Евгений Ройзман как-то назвал каслинское литье екатеринбургским брендом, чем вызвал праведный гнев среди челябинской публики. Понимаете, у скольких людей сейчас вы своими словами вызвали негодование?

— «Область» — это фантом. Люди живут в городах и селах, а не в областях. Было время, когда Челябинской области не было, но люди всегда жили в Челябинске, Златоусте, Троицке и не чувствовали себя чем-то обделенными. Можно гордиться своим древним или, наоборот, современным городом, но никак не административными границами на карте, которые нарисовал Сталин или перерисовал Хрущев.

Если завтра та или иная область объединится с другой, трагедией это не станет ни для кого, кроме областных чиновников, многие из которых окажутся не нужны.

Я писал об этом в своей книге — в стране давно сформировались новые культурно-экономические регионы (кстати, первой в начале «нулевых» этот факт подтвердила исследовательская группа, работавшая по поручению Сергея Кириенко — в то время еще полпреда президента в Приволжском федеральном округе), которые реально существуют поверх границ «советских» областей. Они объединяют территории с общей историей, культурой, ментальностью людей, демографией, структурой экономики и так далее.

Можно спорить о разных областях Урала, но то, что таким, достаточно однородным регионом являются Свердловская, Челябинская и Курганская области, очевидно. И лидерство Екатеринбурга не вызывает здесь сомнений. Мне часто доводится бывать в Екатеринбурге по работе и не только. Главное ощущение от сравнения с Челябинском — там очень сильно чувствуется динамика и масштабы столичного города. Во всем, от нового строительства до культурной, интеллектуальной жизни. Например, в конце июня в Ельцин Центре пройдет большой научный симпозиум по проблеме цикличности развития России, меня пригласили сделать там сообщение. Представить себе обсуждение такого рода тематики в Челябинске для меня просто невозможно.

Мы очень пафосно, на губернаторском уровне, обсуждаем строительство овощехранилища. Это — масштабы повестки, возможностей, амбиций…

Но это понятно — нынешний Челябинск рождался как агломерация рабочих поселков, а индустрия прошлого века умирает. Поэтому включение в орбиту более мощного современного центра неизбежно и в целом позитивно. Уже лет 10 назад я видел карты стратегии развития Екатеринбурга, где в стокилометровую зону «Большого Екатеринбурга» включен, например, Озерск. И Уфалей там, и Снежинск…

— Тогда вы должны приветствовать строительство ВСМ «Челябинск — Екатеринбург», а вы все ее критикуете…

— Я вовсе не против магистрали как таковой. Если завтра сюда придет некий могучий частный инвестор и скажет: я построю вам ВСМ, я знаю, как на этом заработать — флаг в руки. Хотя конечно, надо понимать, что любое улучшение транспортной связности межу этими городами будет значить в сегодняшних условиях ускорение оттока людей и денег в Екатеринбург и, соответственно, деградации Челябинска. Но такого инвестора в природе нет, что показательно. И когда нам предлагают строить, а потом и эксплуатировать ВСМ так или иначе за счет бюджетов, пенсионных и страховых фондов (как будто у этих денег нет более насущного применения) — извините. Тут все предельно просто: у вас очень мало денег и вам предлагают купить жутко дорогую вещь, которая вам не нужна. Купите?

— Вряд ли. Так нам все же ждать укрупнения регионов в границах УрФО? Или челябинского губернатора из Екатеринбурга?

— Менять административные границы сейчас нет никакой нужды — мы живем в глобальном мире, где они имеют очень малое значение: теперь работают совсем другие силы, инструменты и аргументы. Да и у губернатора вовсе не обязательно должна определенная «прописка», пол и возраст. Впрочем, не будем загадывать — ведь так интереснее, не правда ли?

— Конкретизирую уже заданный вопрос. В политических кругах активно обсуждается фамилия Сергея Носова, нынешнего главы Нижнего Тагила, но выходца из Челябинской области…

— Это просто показатель. Дело же не в конкретной фамилии.

Суть в том, что челябинская постсоветская «элита» провалилась в целом, не выдержала конкуренции. Оказалась в массе своей мелкотравчатой, плохо подготовленной, провинциально корыстной.

Для них «политика» — это передел нелегальных парковок и перевозок, лоббирование личного бизнеса. И «магнитогорский эксперимент» эту проблему не решил. При этом вызовы нарастают. Поэтому просто придут другие люди, лучше образованные, с общественно-политическим опытом, хорошим кругозором. Это неизбежно просто потому, что логично.

— Сейчас много говорят о разработке новой стратегии области до 2035 года. Кажется, вы и к этому довольно скептично относитесь? Почему?

Дубровский отобрал 45 человек в региональный стратегический комитет

— Стратегии нужны, но здесь есть принципиальный момент. Все наши «стратегии» нежизнеспособны, потому что их сочиняют чиновники. Даже если к этому делу привлекают «на общественных началах» отдельных ученых, именно местные власти задают все основные параметры и цели, определяют формат и содержание этих бумаг. Для них это некий «отчет» перед начальством.

Но главная часть такой работы — адекватный анализ и оценка базовой ситуации: что мы имеем на самом деле, каковы реальные ресурсы, тренды, шансы и риски? Без этого ничего нельзя прогнозировать, все эти планы будут очередной «пиар-пустышкой».

Но чиновники не заинтересованы в трезвой оценке — они воспринимают ее как то, что кто-то «ставит двойку» их работе, это прочтут в Москве и их уволят. Поэтому единственная правильная «стратегия», по их твердому убеждению, — это что все хорошо, а будет еще лучше. Но это профанация, серьезные специалисты под этим подписываться не станут.

— А что вы предлагаете?

— Анализ ситуации и выработку стратегий должно взять на себя само общество. Мы видим пример тому на федеральном уровне — этим занимается, конечно, правительство, но главная ставка делается на экспертные группы Алексея Кудрина и Столыпинского клуба, а финансирует работы бизнес.

Если бы у нас, скажем, региональный СПП или группа корпораций взяли на себя организаторскую функцию и поручили это дело ученым и экспертам, мы бы получили альтернативный сценарий, основанный на достоверной оценке положения дел. Но этого не делается по тем причинам, о которых я уже сказал.

Поэтому получим на выходе очередные фантазии о развитии у нас когда-нибудь, в 2035 году, «инновационных технологий двадцать пятого уклада», которые непонятно с чего сюда прибегут, а этот талмуд отправится вслед за своими предшественниками на полку. Но гораздо хуже то, что реальные возможности, а они совершенно точно у региона есть, могут быть упущены.

Новости России

Россия

В Сибири вынесен приговор сотрудницам детсада, которые «воспитывали» детей булавками

Россия

МИД России пообещал ответить на «враждебные» санкции против премьера Чечни

Россия

Задержанный Москве полковник ФСБ арестован на два месяца

Россия

Дизайнер Артемий Лебедев запустил видеоблог на YouTube

Россия

Нижегородским учителям платят надбавку в 1 рубль. Чиновники считают это нормальным

Танос, персонаж комиксов Marvel

Россия

В Google появилась Перчатка бесконечности, уничтожающая половину результатов поиска

Тем, что в планах властей Челябинской области (видимо, он хорошо знаком с ними) нет скорейшего избрания нового «полноценного» мэра Челябинска. Нельзя ждать с конкурсом по выборам главы до весны - руководить городом в сложный зимний период должен мэр, а не временно исполняющий обязанности, сказал полпред на совещании с председателями парламентов уральских регионов. Председатель Заксобрания В.Мякуш тут же (по крайней мере, на словах) «взял под козырек».

То, что недовольство федеральной власти челябинскими политическими играми было вынесено в публичную плоскость на столь высоком уровне, весьма показательно. Попробуем разобраться, что значит это «послание» полпреда челябинскому губернатору.

Администрация Б.Дубровского вовсе не случайно не торопится с процедурой избрания нового мэра столицы региона и хотела бы максимально долго (то есть примерно до мая, что позволяют Устав города и местное законодательство) держать на этом посту В.Елистратова в качестве «врио» главы города. Вот почему.

Во-первых, у «магнитогорской команды» просто нет удовлетворяющего соответствующим требованиям «проходного» кандидата, которого одобрила бы Москва и за которого проголосовали бы челябинские депутаты. «Миасский сценарий» - кошмарный сон Дубровского и Голицына, а его повторение в Челябинске теперь более чем возможно. Это был бы окончательный крест на политической карьере губернатора и всего его окружения - причем карьеры не только политической и не только челябинской.

Городские элиты ждут отставки губернатора и утверждать абы какого его ставленника не станут: здесь есть теперь обширное поле для торга и сильные местные кандидаты. Но кто бы ни был избран новым главой, этот человек (даже если им станет тот же Елистратов), утвердившись на своем посту, получив поддержку городских кланов и Москвы, уже не будет послушным исполнителем воли Дубровского в тот период, пока последний остается губернатором. Он, безусловно, станет ориентироваться на куда более надежные силы - местные элиты, федеральную власть и население: положение мэра будет в разы прочнее губернаторского. В таком случае Дубровский теряет город окончательно, а вместе с ним - последние, самые призрачные надежды получить шанс на участие в выборах.

К тому же, как достоверно выяснилось, реальных рычагов воздействия на авторитетных мэров у областных властей просто нет. Силовые ведомства им не подчиняются (сейчас дело обстоит скорее наоборот), а играть бюджетными трансферами в политических целях никто не станет: министр финансов области скорее подаст в отставку, чем откажет в плановых перечислениях тому или иному городу на тепло, ЖКХ или посевную лишь потому, что губернатору хочется «наказать» мэра. Глава области может сколько угодно топать ножкой и ругаться в СМИ, но никакой «вертикали власти» в регионах, на самом деле, не существует. А что такое политические методы руководства, Дубровский давно забыл, да и вряд ли когда знал.


Его администрация живет сейчас по принципу «день простоять да ночь продержаться»: отставка крайне непопулярного губернатора, на которого Москва просто не может сделать ставку на выборах 2019 года (особенно в свете хода и результатов нынешних избирательных кампаний в других регионах), с 99% вероятности возможна в любую минуту , критические даты здесь: ноябрь - начало декабря 2018-го, январь 2019-го и, крайний срок - апрель 2019-го (за полгода до выборов).

Поэтому Дубровскому выгодно, вне зависимости от того, как и когда решится его «персональный вопрос», иметь все это время во главе Челябинска не полноценного и самостоятельного мэра, а «подвешенного» в неопределенном статусе, зависимого от него и Тефтелева «врио», который поможет им завершить здесь множество важных личных проектов (не случайно Тефтелев будет заниматься в правительстве области имущественными вопросами, ровно тем же занимался в городе Елистратов - это по - своему весьма эффективный тандем). То есть в интересах губернатора тянуть с избранием мэра по - максимуму: если все будет для него складываться оптимально - именно до весны, до своего ухода.

Но это категорически неприемлемо для федеральной власти, чью позицию и озвучил вчера Цуканов. При слабом, не пользующемся доверием населения и поддержкой элит губернаторе, который находится на пороге отставки (полпреду это известно лучше нашего), центру важно иметь в регионе хотя бы одну политическую «точку опоры» накануне важной избирательной кампании (да и без того времена впереди весьма непростые, а социально-политическая ситуация в Челябинске очень сложная).

Терять еще один «милионник» из-за недееспособности Дубровского и в угоду его личным планам, в Москве явно не намерены. Поэтому федеральным властям нужен здесь полноценный, влиятельный и ответственный глава города (причем вовсе не «человек Дубровского») как можно скорее. То, что таких людей нет - миф политтехнологов губернатора, достаточно навскидку назвать имена Овчинникова, Мошарова, Котовой, Вяткина или Барышева, есть еще несколько совершенно реальных кандидатов, хорошо известных Москве; впрочем, это отдельная тема.

Вот почему полпред Цуканов был вчера резок и откровенен. Ситуация вокруг избрания нового мэра Челябинска становится политически ключевой для региона и мы будем ее внимательно здесь отслеживать. Сегодня ясно одно: эта повестка стала еще одной - пожалуй, решающей и последней «зоной конфликта» между федеральным центром и администрацией Дубровского. У пока еще главы области больше нет в этой сложной партии хороших ходов.