Все о тюнинге авто

Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере. Что грозит нарушителям за преступления в сфере компьютерной информации. Эти правила должны устанавливаться управомоченным лицом, в противном случае каждый работающий с компьютером будет у

Характеристика преступлений в сфере информационных технологий. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; нарушение изобретательских и патентных прав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

По дисциплине «Уголовное право»

Тема: «Уголовная ответственность за преступления в сфере научных (информационных) технологий»

4. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их систем(ст. 274)

1. Общая характеристика преступлений в сфере информационных технологий

Правовое регламентирование использования информации, в том числе и компьютерной, содержится в Законе РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992г. №3523-I, а также ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ. Данные нормативно-правовые акты содержат определения понятий «информация», «информационная система», «информационные ресурсы», «конфиденциальная информация», «программа для ЭВМ», «база данных», «распространение программы для ЭВМ», и др.

Ст.20 ФЗ №24-ФЗ перечисляет цели защиты информации:

1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

4) защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

5) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

6) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Причем защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства (ст.3 Закона №3523-I).

Использование информации осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Следовательно, иное использование информации, которое может нанести ущерб её собственнику, является несанкционированным и преследуется по закону. Ст. 20 рассматриваемого закона помимо гражданской ответственности называет также уголовную ответственность за нарушение авторских прав (ст. ст. 146, 147 УК РФ).

В данных законах речь идет не только о защите самой информации, но и о защите права на доступ к информации.

Глава 28 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации. Данная глава содержит три статьи: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274).

Субъект указанных преступлений общий, т.е. любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Исключение составляет только ч.2 ст.272, которая в череде квалифицирующих признаков называет совершение неправомерного доступа к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения, т.е. речь идет о специальном субъекте преступления.

Объектом преступлений являются общественные отношения в области охраны компьютерной информации, а также обеспечения нормальной работы ЭВМ, их систем и сетей.

Субъективная сторона характеризуется исключительно прямым умыслом, т.е. виновное лицо осознавало преступный характер своих действий, предвидело и желало наступление общественно опасных последствий.

Объективную сторону преступлений составляют активные действия виновного, направленные на достижение преступного результата. Преступления, предусмотренные ст. ст. 272-274, имеют материальный состав, т.е. преступление считается оконченным в момент, когда наступили общественно опасные последствия: уничтожение информации, нарушение работы ЭВМ, причинение существенного вреда.

2. Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ)

Объективную строну данного преступления составляют действия виновного по проникновению в компьютерную систему путем:

· использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты;

· незаконного использования действующих паролей или кодов для проникновения в компьютер, либо совершении иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя;

· хищения носителей информации, при условии, что были приняты меры их охраны, если это деяние повлекло уничтожение или блокирование информации.

Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой. Причем в отношении этой информации либо системы должны приниматься специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

Состав данного преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из следующих последствий:

- уничтожение информации - приведение ее полностью либо в существенной части в непригодное для использования по назначению состояние;

- блокирование информации - обеспечение недоступности к ней, невозможности ее использования в результате запрещения дальнейшего выполнения последовательности команд либо выключения из работы какого-либо устройства, а равно выключения реакции какого-либо устройства ЭВМ, системы или сети ЭВМ при сохранении самой информации;

- модификация информации - внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе;

- копирование информации - перенос информации на другой материальный носитель, при сохранении неизмененной первоначальной информации;

Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, что может выразиться как в нарушении работы отдельных программ, баз данных, выдаче искаженной информации, так и в нештатном, т.е. не предусмотренном специальными инструкциями либо правилами, функционировании программно-аппаратных средств и периферийных устройств либо нарушении нормального функционирования сети.

Важным является установление причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением последствий.

Данное преступление считается оконченным в момент наступления предусмотренных в комментируемой статье последствий.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. В случае если в результате неправомерного доступа к системе ЭВМ, управляющей процессами, связанными с повышенной опасностью, например системе расчетов полетов космических аппаратов, в результате уничтожения, блокирования, модифицирования информации была нарушена работа системы навигации спутника, что привело к тяжким последствиям в форме гибели дорогостоящего аппарата, даже если наступление этих последствий не охватывалось умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Субъектами данного преступления в основном могут являться лица, имеющие опыт работы с компьютерной техникой, поэтому в силу профессиональных знаний они обязаны предвидеть возможные последствия уничтожения, блокирования, модификации информации либо нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ и их сети. По общему правилу субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, однако ч. 2 этой статьи предусматривает наличие специального субъекта, совершившего данное преступление с использованием своего служебного положения, а равно имеющего доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети. Под доступом в данном случае понимается фактическая возможность использовать ЭВМ при отсутствии права на работу с защищенной информацией. Например, инженер по ремонту компьютерной техники имеет доступ к ЭВМ в силу своих служебных обязанностей, но вносить какие-либо изменения в информацию, находящуюся в памяти ЭВМ, не имеет права.

3. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ)

Вредоносная программа - это программа, приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, их системы или сети. Достаточно если программа рассчитана хотя бы на единичное достижение этого результата. Понятие вредоносной программы шире понятия "вирусная программа", которая кроме вредоносности должна обладать способностью самораспространения.

"Компьютерные вирусы" - это программы, которые умеют воспроизводить себя в нескольких экземплярах, модифицировать (изменять) программу, к которой они присоединились и тем самым нарушать ее нормальное функционирование.

"Логические бомбы" - это умышленное изменение кода программы, частично или полностью выводящее из строя программу либо систему ЭВМ при определенных заранее условиях, например наступлении определенного времени.

Принципиальное отличие "логических бом" от "компьютерных вирусов" состоит в том, что они изначально являются частью программы и не переходят в другие программы, а "компьютерные вирусы" являются динамичными программами и могут распространяться даже по компьютерным сетям.

Объективную сторону данного преступления составляет факт создания программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.

Создание (включая изменение существующей программы) вредоносной программы означает любую деятельность, направленную на написание такой программы. Это не только творческая деятельность ее автора, но и техническая помощь, оказанная ему другими лицами. Созданием вредоносной программы будет и написание вредоносной программы, лишенной свойства новизны. Создание программы будет оконченным с момента получения объективной формы представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств.

Под использованием вредоносной программы понимается ее непосредственное использование для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, нарушения работы ЭВМ, их системы или сети.

Распространение вредоносной программы означает как распространение ее с помощью средств связи, так и простую передачу ее другому лицу в любой форме (в том числе и виде записи на бумаге). Распространение машинных носителей вредоносной программы означает передачу носителя другому лицу, включая копирование или дозволение копирования программы на носитель другого лица.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, может быть совершено только с прямым умыслом, так как в этой статье определено, что создание вредоносных программ заведомо для создателя программы должно привести к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ.

Использование или распространение вредоносных программ тоже может осуществляться только умышленно, так как в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК.

Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 273) - оценочный признак, наличие которого устанавливается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела (например, смерть человека, причинение вреда здоровью, реальная опасность технологической или военной катастрофы, снижение обороноспособности государства, дезорганизация работы транспорта или связи, причинение крупного имущественного ущерба). В ч. 2 ст. 273 предусматривается ответственность в случае причинения тяжких последствий по неосторожности. Разработка вредоносных программ доступна только квалифицированным программистам, которые в силу своей профессиональной подготовки должны предвидеть возможные последствия использования этих программ.

4. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их систем (ст. 274)

Компьютерные системы в настоящее время все больше влияют на нашу жизнь и выход из строя ЭВМ, систем ЭВМ или их сети может привести к катастрофическим последствиям, поэтому законодателем установлена уголовная ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. Данная норма является бланкетной и отсылает к конкретным нормативным актам, а также инструкциям и правилам, устанавливающим порядок работы с ЭВМ в ведомстве или организации.

Эти правила должны устанавливаться управомоченным лицом, в противном случае каждый работающий с компьютером будет устанавливать свои правила эксплуатации.

Применительно к комментируемой статье под правилами эксплуатации глобальных сетей типа Интернет понимаются нормативные акты, регламентирующие работу данной сети, в частности, Федеральный закон от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи", регламентирующий порядок создания и подключения к сети, или Закон РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от 11.12.02), определяющий правила присвоения доменных имен.

Объективная сторона данного преступления состоит в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ при условии, что в результате этих действий был причинен существенный вред.

Между фактом нарушения и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь и полностью доказано, что наступившие последствия являются результатом нарушения правил эксплуатации, а не программной ошибкой либо действиями, предусмотренными в ст. 272, 273 УК.

Понятие существенного вреда определяется самим потерпевшим и оценивается судом с учетом не только материального, но и морального ущерба, ущерба деловой репутации, вынужденных финансовых потерь и затрат на восстановление рабочего состояния ЭВМ, систем ЭВМ и их сети.

Субъективную сторону ч. 1 комментируемой статьи характеризует наличие умысла, направленного на нарушение правил эксплуатации ЭВМ. В случае наступления тяжких последствий ответственность по данной статье наступает только в случае неосторожных действий.

Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ и их сети влечет уголовную ответственность в соответствии с наступившими последствиями, и нарушение правил эксплуатации в данном случае становится способом совершения преступления.

Действия военного специалиста, поставившего полученную по сетям программу без предварительной проверки (что говорит о преступной неосторожности) на наличие в ней компьютерного вируса, что привело к отказу работы системы расчетов траекторий полетов космических аппаратов, должны квалифицироваться по признаку наступления тяжких последствий по неосторожности.

Субъект данного преступления - специальный, это лицо, в силу должностных обязанностей имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ и их сети и обязанное соблюдать установленные для них правила эксплуатации.

5. Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ)

Ст. 147 УК РФ ведет речь о нарушении прав в отношении изобретения, промышленного образца и полезной модели.

Изобретением может являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Полезная модель - новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства, предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющего его внешний вид, являющееся новым, оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) аргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

Данная статья Уголовного кодекса называет несколько способов совершения преступления: незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.

1) Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца - это внедрение их (пуск в работу) без согласия или уведомления автора или лица, которому уступлен патент, без оплаты причитающегося за внедрение вознаграждения, передача их для внедрения или использования в других целях или иные действия, запрещенные нормативными актами или договорами.

2) Разглашение - доведение любым способом до третьего лица сущности, т. е. основных положений, раскрывающих содержание изобретения, полезной модели или промышленного образца, без согласия автора или заявителя до официальной публикации.

3) Присвоение авторства - объявление себя автором изобретения, полезной модели или промышленного образца с целью использования авторских прав.

4) Принуждение к соавторству - оказание любым способом давления на автора с целью получить его согласие на включение кого-либо (необязательно самого принуждающего) в соавторы.

Последствия - крупный ущерб, который может быть как имущественным, так и моральным. Он устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. При принуждении к соавторству путем физического воздействия на автора или его близких ущерб может быть и в виде физического вреда, например причинения вреда здоровью, за что должна следовать дополнительная ответственность.

Повышенная ответственность установлена ч. 2 ст. 147 УК за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // СПС «Гарант»

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004. // СПС «Гарант»

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004 г. // СПС «Гарант»

4. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., "Гардарика", Фонд "Правовая культура" 1996 г. // СПС «Гарант»

5. Уголовное право России. Часть общая: учебник для вузов / От. ред. проф. Л.Л. Кругликов. - М.: Издательство БЕК, 200.

Подобные документы

    Характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ, создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2013

    Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Изучение конкретных видов компьютерных преступлений: неправомерный доступ к информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Способы защиты информации.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение различных вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Изменения в файловой структуре, в конфигурации компьютера.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Понятие преступлений в сфере компьютерной информации, их предмет, объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Их виды: неправомерный доступ к информации, создание и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2010

    Информационная безопасность как предмет уголовно-правовой защиты. Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2008

    Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Совершение действий по неправомерному доступу к информации.

    реферат , добавлен 02.11.2005

    Правовое регулирование отношений в области компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ. Понятие несанкционированного доступа к информации, хищения. Способы совершения данных преступлений, их предупреждение.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Информация как объект правовых отношений, порядок ее защиты. Уголовно-правовая характеристика преступлений в компьютерной сфере. Ответственность за неправомерный доступ к защищенным данным. Создание, использование и распространение вредоносных программ.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2010

    Преступления в сфере компьютерной информации в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка: история развития и уголовная ответственность. Характеристика различных составов преступлений в сфере компьютерной информации.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2010

    Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ) .

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:

  • - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
  • - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
  • - изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
  • - умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
  • - непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
  • - непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
  • - нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
  • - отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
  • - незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
  • - сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
  • - невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
  • - сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболевании животных (ст. 10.7);
  • - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);
  • - воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
  • - нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
  • - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
  • - нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
  • - непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.

Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации" . Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

Иное правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако, только по итогам правоприменительной практики - в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве - можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразится на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной, и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.

Ответственность за следующий состав административного правонарушения - нарушение правил распространения обязательных сообщений - заключается в наложении административного штрафа на граждан - от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Не подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения признается распространение продукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовления или распространения продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административный штраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Что же касается ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка была проведена в отношении размера штрафов. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:

  • - предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимого в письменной форме;
  • - административный штраф - денежное взыскание;
  • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - лишение специального права;
  • - административный арест;
  • - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • - дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в исполнительных органах управления юридических лиц;
  • - административное приостановление деятельности.

Статья 17 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в т.ч. ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторскогоправа . Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права, а также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.

В соответствии со статьей 18 этого же Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

  • - признания прав;
  • - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • - возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;
  • - выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного до 50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков;
  • - помимо возмещения убытков или выплаты компенсации по усмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере десяти процентов от суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход республиканского бюджета РФ;
  • - принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд, который может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета РФ либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется, исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается .

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов, отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения: сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом: исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы, умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ .

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16 лет (ст. 20 УК).

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных .

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УК РФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая, что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случае наказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание в худшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК РФ преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными . Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и не должностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

Гражданско-правовая ответственность (ч. 2 ст. 139 Гражданского кодекса) - ответственность за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений (исключительные права в авторском праве), а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений.

При предъявлении при регистрации требований, не предусмотренных в Законе о СМИ, нарушителем законодательства о СМИ выступают регистрирующие СМИ органы. Они будут нести гражданскую ответственность в случае причинения вреда в связи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

Особо следует выделить ответственность в области массовой информации:

1) ответственность за распространение запрещенной рекламы.

Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируем товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно, распространяет.

Рекламодатель несет ответственность за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении . Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил "не" либо, наоборот, убрал "не" в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственность за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространять вблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого также несет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона "О рекламе").

Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако, редакции не нарушают закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь-то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламе самого рекламодателя, рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель - предоставить лицензию, либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и так далее.

Получается, что все, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, и рекламировать можно только после ее получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле, это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламе есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ .

Следующий вид нарушения законодательства о СМИ - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.

Незаконное распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

Предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ).

За нарушение правил распространения обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).

Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.

Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.

  • 2. Целями защиты информации являются:
  • 1) Предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации.
  • 2) Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации.
  • 3) Реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации, защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

В случае нарушения прав и законных интересов лица в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае, если этим лицом не принимались меры по соблюдению конфиденциальности информации или были нарушены требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер. Несоблюдение обладателем обязанности по введению режима коммерческой тайны ведет к невозможности привлечения к ответственности лиц, разгласивших такую информацию.

  • 3. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
  • 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
  • 2) если они получены от информационных агентств;
  • 3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  • 4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • 5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
  • 6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в т.ч. подпадающем под действие ст. 24 Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов .

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

Основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «О персональных данных» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и зашита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывании противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

Краткая справка из Википедии (свободной интернет-энциклопеции) относительно преступлений в области информационных технологий. Статьи 272-274 главы 28 УК РФ. Преступления в сфере компьютерной информации. За последние годы количество осужденных за нарушение авторских прав в России выросло в десятки раз. За 6 месяцев 2007 года возбуждено 5216 дел данной категории и 3182 дела направлено в суд. Отношения, складывающиеся в сфере функционирования глобальной сети Интернет, интересы различных субъектов, затронутые такими отношениями, как и в любых других сферах, охраняются правом. Сущность нарушений авторских и смежных прав в сети та же, что и нарушений за ее пределами: посягательства совершаются как в отношении личных неимущественных прав, так и в отношении прав на использование охраняемых объектов. Однако такие нарушения обладают определенной спецификой, выражающейся, в частности, в сложности контроля над использованием размещенных объектов, в особенностях пресечения совершаемых нарушений. Здесь отсутствуют материальные носители, которые можно было бы признать контрафактными и конфисковать. Установление того, кто именно является нарушителем и в каком объеме осуществляется незаконное использование, связано со значительными трудностями. Выдержка из КоАП РФ об ответственности за нарушение правил защиты информации и незаконную деятельность в области защиты информации. Отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации Статья 138 УК РФ. Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Положения Закона «О персональных данных» предусматривают следующие виды ответственности: Статья 24 Закона № 152-ФЗ: «Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность». Федеральный закон № 152 и нормативно-правовые акты, развивающие его положения, обязывают оператора принять множество мер для построения системы защиты персональных данных, как организационного, так и инженерно-технического характера. За нарушение этих требований предусмотрена ответственность, весьма критичная для бизнеса. Сколько раз в кино мы видели сюжеты о свободном и безнаказанном применении негласных методов получения информации: слежкке за людьми и машинами, ведение скрытого наблюдения при помощи всевозможных технических средств. Можно раскрыть небольшой секрет шоубизнеса - все "реалити шоу" снимаются по жескому отрепитированному сценарию, а возмущенные, удивленные, злые лица репетируются часами у зеркала. Применение скрытых камер в ток щоу согласовывается с правоохранительными органами и в реальности они не являются скрытыми. Настоящее применение негласным методов, а именно скрытых видеокамер для получения информации о личной жизни, как например в популярной передаче о проверке верности супругов, неменуемо бы повлекло за собой уголовное преследование. На этой странице представлены основные законы и разьяснения к применению скрытого видеонаблюдения и слежки, также правомерность приобритения камер скрытого наблюдения. Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Изменения Статьи 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных вступают в силу с 01 июля 2017 г.

В наше время стремительного развития информационных технологий (ИТ) для преступников просто раздолье. Различная телекоммуникационная техника и возможность сохранить анонимность способствуют развитию всё новых видов преступной деятельности в ИТ сфере.

Субъективная сторона этого преступного деяния – умысел, согласно ст. 272 и 274 рассматриваемой нами главы. Иными словами, это желание злоумышленника совершить именно преступление, осознавая, что это приведёт к опасным последствиям для общества. При этом, он должен преследовать какие-то свои цели по получению выгоды для себя от совершения данного деяния. А стороной субъекта, согласно ст. 273 , будет возможность совершения преступного деяния по неосторожности.

Объективной стороной, согласно главе 28, будет действие или же бездействие, повлёкшие за собой причинение вреда объектам в связи с нарушением их прав в сфере использование компьютерных систем или же сетей. Но чаще всего это всё-таки действия такие, как: или программ, проникновение в систему, заражение компьютерными вирусами и пр.

В составе преступления, рассмотренного ст. 272 гл. 28 УК РФ, стороной объекта будут: способы сбора информации, технические каналы утечки, закладные устройства («жучки»). А особенностью состава преступления по статье 273 будет его наступление уже в момент создания самого вредоносного программного обеспечения (ПО), даже ещё до момента наступления потенциального вреда, причинённого этим ПО.

Субъектом преступления в сфере ИТ будет адекватное лицо, старше шестнадцати лет. Согласно статьям 272 и 274, специальным признаком данного субъекта будет наличие доступа к сетям и ЭВМ.

Ответственность

В Российской Федерации ответственность за киберпреступления, как вы уже наверно поняли, предусмотрена отдельной главой, под номером 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». Она состоит из четырёх статей, каждую из которых мы подробно рассмотрим ниже.

Статья 272

Название: «Неправомерный доступ к информационным данным».

За нелегальный доступ к какой-либо информации, которая охраняется законодательством, повлёкший этим блокирование, изменение, уничтожение или же копирование каких-либо данных, наказание следующее:

  • штрафные санкции — до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за 18 месяцев;
  • исправительные работы — до одного года;

За такое же деяние, что и в части первой, но повлёкшее за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.) или же совершенное из корыстных побуждений, мера наказания следующая:

  • штрафные санкции – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или доход злоумышленника за период до трёх лет;
  • исправительные работы — до двух лет;
  • ограничение свободы — до четырёх лет;
  • лишение злоумышленника свободы – до четырёх лет.

За деяния, рассмотренные в первой и второй частях этой же статьи, но уже совершенные должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или же организованной группировкой, предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции – до 500 тыс. руб. или доход злоумышленника за период до трёх лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до пяти лет.

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых трёх частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой тяжкие последствия или же способствовали созданию угрозы их наступления, мера наказания будет одна:

  • лишение злоумышленников их свободы — до семи лет.

Статья 273

Название: «Создание, а также распространение и использование вредоносных программ.»

За создание, использование или реализацию каких-либо программ для компьютерных устройств или какой-то другой компьютерной информации, предназначенных для осуществления несанкционированного блокирования, копирования, уничтожения и модификации любой компьютерной информации, и также направленных на нейтрализацию средств защиты этой информации на компьютерных устройствах, меры наказания следующие:

  • штрафные санкции — до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за полтора года;
  • ограничение свободы осуждённого — до четырёх лет;
  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до четырёх лет.

За деяние, рассмотренное в первой части этой же статьи, но уже совершенное должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или какой-либо организованной группировкой, или же повлёкшее за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.), а также совершенное из корыстных побуждений предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за период от двух до трёх лет;
  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или снятие его с должности – до трёх лет;
  • ограничение свободы злоумышленника — до четырёх лет;
  • принудительные работы — до четырёх лет;

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых двух частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой тяжкие последствия или же способствовали созданию угрозы их наступления, мера наказания будет одна:

  • лишение злоумышленников свободы — до семи лет.

Статья 274

Название: «Нарушение правил передачи или обработки компьютерной информации и сетей телекоммуникаций, а также эксплуатации средств хранения.»

За нарушение правил передачи или обработки компьютерной информации и сетей телекоммуникаций, а также эксплуатации средств хранения, которое повлекло за собой блокировку, копирование, удаление или же редактирование какой-либо информации, или же причинившее ущерб в крупном размере предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции — до 500 тыс. руб. или доход злоумышленника за полтора года;
  • исправительные работы – от полугода до одного года;
  • принудительные работы — до двух лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до двух лет.

За то же деяние, что мы уже рассмотрели в первой части данной статьи, в случае, если оно тем самым повлекло за собой тяжкие последствия или же способствовало созданию угрозы его наступления, меры наказания такие:

  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение злоумышленника его свободы — до пяти лет.

Статья 274.1

Название: «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ.»

За создание, использование или (и) распространение (реализацию) вредоносного ПО или приложений для компьютерных устройств или иных компьютерных сведений, заведомо предназначающихся для нелегального воздействия непосредственно на критическую информационную инфраструктуру РФ, меры наказания следующие:

  • принудительные работы — до пяти лет;
  • ограничение свободы злоумышленника — до двух лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – от двух и до пяти лет.

За нелегальный доступ к информации, содержащейся в инфраструктуре России, о которой шла речь выше, и находящейся под охраной законодательства, в том числе и с использованием ПО или различных приложений для компьютерных устройств или какой-либо другой компьютерной информации, которые заведомо предназначаются для оказания неправомерного воздействия непосредственно на данную инфраструктуру России, или других вредоносных программ для компьютерных устройств, в случае, если оно повлекло причинение вреда этой критической информационной структуре нашей страны, меры наказания следующие:

  • штрафные санкции – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. или доход злоумышленника — от одного года до трёх лет;
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • ограничение свободы осуждённого — до двух лет;
  • лишение преступника свободы – от двух и до шести лет.

За нарушение эксплуатационных правил для средств обработки или хранения, а также передачи компьютерной информации (охраняемой), которая содержится в критической информационной инфраструктуре РФ, или же информационных систем, автоматизированных систем управления, информационно-телекоммуникационных сетей, сетей электросвязи, которые относятся к этой инфраструктуре РФ, а также самих правил доступа к указанной информации, системам и сетям, если это причинило вред данной инфраструктуре РФ, наказание следующее:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или же снятие его с должности – до трёх лет;
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение преступника его свободы – до шести лет.

За деяние, рассмотренное в первых трёх частях этой же статьи, но уже совершенные должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или организованной группировкой, или же повлёкшие за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.), а также совершенные из корыстных побуждений, предусмотрены следующие меры наказания:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или снятие его с должности – до трёх лет;
  • лишение преступника его свободы – от трёх до восьми лет.

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых четырёх частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой уже тяжкие последствия наказание следующее:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или же снятие его с должности – до пяти лет;
  • лишение злоумышленников их свободы – от пяти до десяти лет.

Заключение

Для того, чтобы ваша личная информация не оказалась в руках злоумышленников, необходимо защищать свои электронные устройства. Устанавливайте только проверенные программы, не открывайте подозрительную почту, установите хороший антивирус и контролируйте, у кого есть доступ к вашим гаджетам.

Все мы уже, можно сказать, живём в электронном мире. На первый взгляд простые вещи уже давно находятся в оболочке ИТ. И от этого нам уже никуда не деться. Но, защитить себя от преступлений в сфере информационной безопасности всё-таки можно.