Все о тюнинге авто

Уголовная политика рф как вид и направление политики государства - реферат. Направления уголовной политики Основные направления российской уголовной политики

Концепция уголовной политики может быть определена как совокупность основополагающих идей и практических положений, основанных на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, которые определяют стратегические цели и оптимальные средства, задачи и ресурсы для достижения эффективного правопорядка и минимального уровня преступности. Ближайшая цель концепции современной уголовной политики - разработка задач и практических мер на основе принципов правового государства и гражданского общества, формирования позитивных явлений, подходов к сдерживанию преступности, противодействия ей путем:

  • - принятия федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и иных нормативных правовых актов, реализуемых в сфере борьбы с преступностью и обеспечивающих оптимизацию уголовного судопроизводства;
  • - совершенствования системы государственных и муниципальных органов власти, осуществляющих обязанности по противодействию преступности, созданию оптимальных условий для реализации их полномочий, а также осуществлению системы мер, направленных на повышение эффективности такой деятельности;
  • - совершенствования научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности, их внедрение в правоприменительную деятельность и уголовное судопроизводство;
  • - оптимизации среды функционирования, смягчения тенденций нигилистического отношения населения к закону и правоохранительной деятельности, определения пределов участия граждан в противодействии преступности и иным формам правонарушающего поведения;
  • - создания финансовой и материально-технической базы для деятельности органов государственной и муниципальной власти, негосударственных организаций и населения при противодействии преступности.

Все указанные направления и средства формирования уголовной политики должны носить правовой характер и базироваться на соответствующих нормативных правовых актах. Остановимся на некоторых положениях, характеризующих современное состояние и закономерности развития концепции уголовной политики.

В последние годы, примерно с начала 90-х гг. прошлого столетия, многие тенденции в силу инерционности действия социальных процессов имеют место до настоящего времени, значение уголовной политики резко возросло. Дело в том, что в стабильном обществе направления, связанные с формированием и реализацией уголовной политики, находятся на втором плане решаемых государством проблем. В этих условиях уголовная политика является вспомогательной (обеспечивающей) по отношению к экономической, идеологической, социальной и другим направлениям деятельности государства. В условиях политической и социально-экономической нестабильности резко возрастает дестабилизирующее влияние преступности и уголовно-политические решения становятся одним из важных и актуальных средств стабилизации государства и общества, повышения авторитета власти.

Причинами усиления роли уголовной политики в этих условиях являются:

  • - качественное изменение системы базовых ценностей общества с общественным развитием и переход государства к новым экономико-социальным реалиям; значительная часть населения не нашла себя в новых условиях, что порождает крайний индивидуализм, ведет к социальной апатии, к резкому падению активности участия граждан и общественных организаций в борьбе с преступностью;
  • - изменения качественного и количественного состояния преступности, которая оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества. На несколько порядков возросли преступные доходы, они как никогда велики и оказывают негативное влияние на легальную экономику, доля которой уменьшается. Представители преступного мира стремятся получить доступ к власти и использовать ее для увеличения преступных доходов, в этих же целях активно используется сращивание, коррумпирование чиновников;
  • - дестабилизационные тенденции в экономике, социальной сфере, культуре, политике, нередко порождающие недоверие к власти и законодательный нигилизм. Кроме того, появилась часть населения, нацеленная на получение доходов любыми, в том числе противозаконными, способами;
  • - происходящие изменения внутри правоохранительных органов и некоторые критерии оценки их деятельности: не всегда продуманные сокращения, снижение профессионализма, связанное с оттоком опытных кадров из правоохранительных органов.

Концептуальные положения уголовной политики, таким образом, формируют перспективные направления, на основе которых определяются ее задачи. Такими стратегическими задачами уголовной политики России на современном этапе являются обеспечение социально приемлемого уровня безопасности общества и населения от преступности, а на тактическом уровне - снижение темпов роста и стабилизация преступности и отдельных ее видов до минимально приемлемого уровня. По оценкам ООН, рост преступности 2-4 % в год является вполне нормальным и допустимым явлением. Конечно же, речь идет о реальных, а неискаженных статистических показателях преступности. Соответственно этим задачам надо определять оптимальный баланс стратегических и тактических целей, возможности государства и общества, определять основные направления использования средств, форм и методов борьбы с преступностью. Такой баланс в конечном счете определяется «разработанностью» правовых вопросов, уровнем организации и возможностями ресурсного обеспечения реализации уголовной политики.

Алгоритм разработки концепции уголовной политики может быть следующим:

  • - оценка того, действительно ли возникшие новые криминальные ситуации являются проблемными, требующими первоочередного воздействия путем средств уголовной политики, например, существенный рост преступности или преувеличение фактов коррупции, терроризма, иных форм экстремизма;
  • - оценка того, действительно ли такие ситуации требуют уголовнополитического реагирования либо их можно разрешить активизацией деятельности правоохранительных органов по применению правовых средств борьбы с преступностью.

При разработке концепции уголовной политики важное значение имеют оценки, характеризующие собственно криминальную ситуацию и деятельность правоохранительных органов. В частности, должны быть оценены:

  • - параметры (показатели) преступности в целом или ее определенных видов, которые свидетельствуют о значительном ухудшении, стабилизации или улучшении криминальной ситуации либо указывают на реальную возможность развития соответствующих тенденций;
  • - возможности, которыми на данном направлении работы располагают правоохранительные органы соответствующего уровня, выражающиеся в реальной результативности их деятельности, уровне латентности, «сдерживании» организованной преступности, коррупции, рецидива, другими важными показателями преступности, а также объемом возмещения вреда, причиненного преступлением, обеспечением справедливого наказания преступников и т. п.;
  • - факторы, связанные с криминальной ситуацией или влияющие на нее: экономическая ситуация, доля безработных в регионе, уровень решения социальных задач, ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности, использование возможностей информационного, методического и непосредственно организационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит позитивное воздействие на преступность и факторы, ее порождающие;
  • - состояние среды функционирования, в частности, уровень правосознания населения, его отношение к деятельности правоохранительных органов, степень готовности поддержать деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, состояние профессионального мастерства и правосознания субъектов реализации уголовной политики;
  • - государственно-политические цели и задачи, определенные Концепцией национальной безопасности, иных концептуальных документах высших органов государственной власти и закрепленные в законодательных и иных правовых актах федерального и регионального уровней как обязательные и приоритетные для участников реализации уголовной политики.

Сопоставляя эти обстоятельства как основания для разработки концептуальных положений уголовной политики при анализе и оценке результатов деятельности за определенный период времени (полугодие, год и более), руководители правоохранительных органов получают возможность правильно оценить тенденции преступности и наметить обоснованные стратегические и тактические решения на последующий период деятельности. Обязательным является также оценка комплекса обстоятельств, которые должны стать основой для принятия новых оптимальных стратегических решений доктринального, правового или собственно управленческого уровня, а также разработки и реализации тактических решений (о средствах, формах и методах) для эффективного воздействия на преступность и оздоровления криминальной обстановки в стране или регионах.

Директивные и организационные документы правоохранительных органов, в значительной степени основанные на анализе выявленных проблемных ситуаций, определяют основные направления деятельности с классификацией их по приоритетности. Проблемные ситуации на стратегическом уровне влияют на формирование задач уголовной политики, которые имеют долговременный характер и должны быть направлены на улучшение криминальной ситуации средствами уголовной политики.

На уровне реализации уголовной политики для правоохранительных органов выделяются две группы приоритетов, связанные:

  • - с направлениями их деятельности;
  • - со средствами, имеющимися в распоряжении правоохранительных органов, необходимыми для реализации задач уголовной политики на данном этапе. В частности, выделяются приоритеты, связанные с информационно-аналитической базой и методическим обеспечением уголовной политики, включая единую систему соответствующих материальных носителей информации, новые параметры отчетности и аналитической работы, последовательную ориентацию на выявление реального уровня преступности и оценки эффективности воздействия на нее.

Представляется оправданным дифференцированное определение приоритетов для следующих подсистем уголовной политики:

  • - оптимизация специальной профилактики; могут ставиться задачи восстановления на новых основах территориальной системы специальной профилактики, повышения эффективности профилактики в отношении организованной, профессиональной, коррупционной, рецидивной преступности, терроризма и экстремистских преступлений, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;
  • - повышение эффективности уголовно-правового воздействия - обеспечение неотвратимости реагирования на каждое совершенное преступное деяние, дифференциация ответственности и индивидуализация наказания за совершенное преступление, обеспечение правильной квалификации преступлений, криминализация новых видов общественно опасного поведения;
  • - оптимальное уголовно-исполнительное воздействие как единый процесс в рамках реализации задач уголовной политики.

Кроме того, дифференциация приоритетов в управлении подсистемами уголовной политики осуществляется и по направлениям борьбы с преступностью. В частности, таковыми на современном этапе являются максимальные ограничения масштабов преступности и смягчение ее последствий применительно к следующим видам и группам преступлений:

  • - посягающих на личность;
  • - посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, прежде всего, террористической и экстремистской направленности;
  • - посягающих на экономические отношения;
  • - посягающих на малолетних и несовершеннолетних;
  • - организованных и профессиональных форм и коррупционной направленности;
  • - связанных с незаконным распространением наркотических средств и др.

Названные приоритеты могут уточняться во времени и применительно к регионам страны.

В современный период в сфере уголовной политики все более актуальными становятся вопросы международного сотрудничества в борьбе с международной и транснациональной преступностью.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3 А.Ю. Епихин

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Представлено сопоставление содержания основных направлений современной уголовной политики: криминализации, декриминализации, гуманизации и либерализации. Соотношение этих понятийных категорий позволило выделить их самостоятельность и специфику.

Ключевые слова: уголовная политика, реализация уголовного закона, криминализация, декриминализация, гуманизация, либерализация, дифференциация, категории.

Под уголовной политикой принято понимать действующую в государстве систему взглядов, идей, направлений борьбы с преступностью. От того, какие методы, средства и способы использует государство, зависит эффективность действия уголовного закона, его влияния на позитивные для развития общественные отношения.

Предпосылки изменения уголовной политики

Статистика двух последних десятилетий свидетельствует о катастрофической ситуации, сложившейся в России, подтверждением чего является наличие огромного количества лиц, осужденных за преступления различной тяжести, в том числе отбывших наказание в виде лишения свободы. Так, по данным Федеральной службы исполнения наказания следует, что по состоянию на 1 июля 2009 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 887,0 тыс. человек (в том числе в исправительных колониях - 735,2 тыс., в следственных изоляторах - 144,5 тыс., в воспитательных колониях для несовершеннолетних - 7,3 тыс. человек)1.

По мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992 по 2007 г.) в стране осуждены свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Даже в неустроенные годы, предшествовавшие рождению современной России (с 1987 по 1991 г.) были осуждены 2,5 млн. человек. Получается, что среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек - это четверть взрослого мужского населения. Ежегодно из колоний и других мест изоляции освобождается в среднем 600 тыс. человек, прошедших школу «тюремного воспитания». С учетом освобожденных из мест заключения в советские годы таких сейчас в стране около 8 млн. человек2.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что количество заключенных в местах лишения свободы очень огромно, хотя в последние годы наблюдается устойчивая тенденция их сокращения. Тем не менее, по числу заключенных в царской России, в сравнении с современной Россией, их было меньше в десятки раз.

Некоторые ученые связывают увеличение осужденных с принятием УК РФ в 1996 г. и вступлением его в силу с 1 января 1997 г. Так, по мнению Н.А. Колоколова, «к 1 января 1997 года россияне получили самый суровый в их истории Уголовный кодекс, правда, острие этого грозного инструмента было заточено преимущественно против мелких воришек... Что делать с осужденными, количество которых в отдельные годы превышало миллион человек, в руководстве страны не знали. Однако выйти из искусственно созданного правоприменительного тупика удалось лишь после 8 декабря 2003 года путем исключения целого ряда явно надуманных квалифицирующих признаков, наличие которых в действиях мелких правонарушителей превращало их в социально опасных монстров»3.

1 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. URL: http://www.fsin.su/ mam.phtml?tid=6.

3 Дарымова Ю. Уголовная политика на «ручном управлении» [Интервью с Н.А. Колоколовым] // Юрид. газ.

2011. № 15. С. 6-7.

Основные этапы изменения уголовного закона

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Первое существенное изменение уголовного законодательства произошло 8 декабря 2003 г. с принятием закона «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»4. По мнению профессора Т.В. Кленовой, этим Законом расширены возможности применения штрафа, самого мягкого наказания, как это следует из ст. 44 УК РФ. Увеличено число преступлений, где штраф определен альтернативным лишению свободы наказанием. Тем самым в неравном положении оказываются материально состоятельные лица, которым с учетом их платежеспособности за совершенное преступление может быть назначен штраф (ч. 3 ст. 46 УК РФ), и бедные люди, которым по правилам альтернативной санкции за аналогичное преступление будет назначено наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. из системы наказаний исключена конфискация имущества. Соответственно тот, кто имеет значительный частный капитал, в случае осуждения за преступление избегает больших материальных потерь, с которыми была связана конфискация имущества5. Вместе с тем мы полагаем, что в целом введение штрафов предоставило судьям при определении вида наказания применять штраф и не отказываться от применения лишения свободы, то есть расширило возможности назначения наказания, не связанного с лишением свободы.

Кроме отмеченных нововведений, был исключен институт неоднократности, который позволял (при определенных основаниях обязывал) при повторном малозначительном деянии признавать лицо рецидивистом, что в свою очередь вынуждало суд назначать более строгое наказание, как правило, лишение свободы.

Второй этап связывается с принятием Федерального закона № 26-ФЗ от 7 марта 2012 г.6 Всего изменению подверглись санкции 68 статей Особенной части УК, предусматривавших нижнюю границу наказания в виде лишения свободы, и санкции 118 статей, в которых устанавливалась минимальная граница наказуемости в виде ареста и исправительных работ. Также, в качестве основного наказания в санкции 11 статей введен штраф, а в 12 статьях санкции дополнены альтернативным основному наказанием в виде исправительных работ7. Такое исключение минимальных пределов санкций в статьях позволяло назначать минимальное наказание в виде лишения свободы. Кроме этого, устранение минимума в санкции статьи привело к снижению так называемой средней величины санкции статьи, что в свою очередь направлено на снижение сроков лишения свободы, которые определялись в судебных приговорах.

Третий этап выражен в принятии Федерального закона № 420 от 7 декабря 2011 г.8 На основании этого правового акта в УК изменился институт категорий преступления: введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы; исключен перечень отдельных составов преступления с переводом их в разряд административных правонарушений; введены новые виды отсрочки наказания; санкции многих статей изменены либо дополнены таким видом наказания, как принудительные работы и т.д.

4 Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газ. № 252. 2003. 16 дек.

5 Кленова Т.В. Проблема равенства в уголовном праве // Рос. судья. 2011. № 7. С. 34-37.

6 Федеральный закон от 07.03.2011г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газ. № 51. 2011. 11 марта.

7 Кибальник А. К чему приведет «гуманизация» уголовного законодательства? // Законность. 2011. № 9. С. 22-25.

8 Федеральный закон от 07.12.2011г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. № 278. 2011. 9 дек.

Перечисленные изменения уголовного закона являются отображением основных направлений уголовной политики современного российского государства, к которым относятся такие процессы, как: 1) криминализация, 2) декриминализация, 3) гуманизация, 4) либерализация9.

Криминализация - признание деяния уголовно наказуемым и придание ему общественной опасности под угрозой применения уголовного наказания.

В ст. 6 протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, термин «криминализация» рассматривается как признание государством какого-либо деяния в качестве уголовно наказуемого, «когда оно совершается умышленно.»10. А.В. Наумов понимает под «основанием криминализации <...> существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. Основанием криминализации (как и декриминализации) деяний является переоценка степени их общественной опасности»11. В качестве примера криминализации можно отметить, например, установление и усиление уголовной ответственности за ряд преступлений террористического характера, сексуальные преступления, педофилию, нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть, установление уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве и т.д.

Декриминализация - процесс, обратный криминализации, состоит в исключении уголовной ответственности и наказания за деяния, ранее признаваемые как общественно опасные, преступные. Отметим, что, как правило, декриминализация выражается в исключении той или иной статьи из Уголовного кодекса. Однако так бывает не всегда. Например, ст. 152 УК РФ «Торговля несовершеннолетними» исключена из текста УК на основании Федерального закона № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г.12 Одновременно с этим в гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» была введена новая ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми», которая включает в себя при квалификации и торговлю несовершеннолетними. В этой связи следует говорить не о декриминализации, так как состав преступления «перекочевал» из одной статьи в другую, а о дифференциации уголовного закона13.

Кроме этого, декриминализация может осуществляться в двух формах: исключение уголовной наказуемости деяния сопровождается либо признанием такого поведения правомерным, непорицае-мым, либо переводом его в разряд административного правонарушения, дисциплинарного проступка или гражданско-правового деликта14.

Примером декриминализации могут рассматриваться такие исключенные из текста УК составы, как: клевета и оскорбление личности; клевета и оскорбление участников суда; контрабанда; основные составы (без отягчающих обстоятельств) нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина, а также причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения и др.

Гуманизация (от латинского humanus - человеческий, человечный)15 - выделение оснований и условий применения более мягкого уголовного наказания (освобождения от него) при наличии определенных условий и обстоятельств совершения преступления, учет личности виновного лица.

Еще в 2002 г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации впервые поставил задачу гуманизации уголовного законодательства и системы исполнения наказаний: «...уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные меры наказания. Однако этой

9 Изменение уголовно-правовых норм может выражаться также в дифференциации, то есть в уточнении объективных или субъективных признаков уже существующей нормы в УК РФ.

10 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. Ст. 3883.

11 Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 1997. С. 124.

12 Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газ. № 252. 2003. 16 дек.

13 Дифференциация уголовного закона, как менее значимая форма, способ его изменения, выражается в уточнении, как правило незначительном, отдельных уголовно-правовых норм.

14 Проценко С.В. О декриминализации деяний в сфере безопасного функционирования транспорта, повлекших по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека // Рос. следователь. 2008. № 18.

15 См.: Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С.Зенович. М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 167.

возможностью они пользуются редко. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы, там, где, конечно, это обоснованно, где есть основания для этого, должно стать широкой судебной практикой. Наша главная цель - и об этом мы много раз говорили, все об этом хорошо знают - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости. <...> За преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди - только ожесточаются»16.

Гуманизация уголовного закона является отображением в целом протекающих в общественной жизни социальных процессов. Например, в Положении о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека отмечено, что к основным задачам его деятельности относится «содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов»17.

Справедливости ради отметим, что не все ученые пишут хвалебные строки по поводу процесса гуманизации уголовного законодательства в том виде, какой он имеет в свете мартовских18, декабрьских19 изменений и дополнений уголовного законодательства РФ20.

Другие справедливо видят в подобном направлении уголовной политики целесообразное поступательное движение. Так, например, О.П. Сауляк, позитивно оценивая изменение уголовной политики, пишет: «Гуманизация системы наказания за преступления небольшой и средней тяжести, видимо, должна стать одним из ключевых направлений модернизации уголовно-правовой политики Российского государства»21. Мы согласны с мнением С. Борсученко, справедливо отмечающего, что «логика гуманизации уголовного наказания строится на том, что при всей тяжести вины осужденного нельзя забывать, что это гражданин государства, а цель наказания не месть и кара, а воспитание и исправление. Осужденные только на определенное время теряют право на свободу и ограничиваются в других правах в соответствии с законодательством государства. Пройдет время, и человек вновь обретет свободу. Но каким он вернется и что принесет с собой?»22.

В подтверждение гуманизации уголовного закона можно привести, например, исключение нижних пределов санкций или введение альтернативных лишению свободы видов наказания в более чем 180 составах преступления, установление кратности штрафов за взяточничество и др.

Либерализация (от французского liberalisation - касающийся свободы, свободный)23 - процесс изменения действующего уголовного законодательства, выражающийся в установлении системы средств и правил назначения наказания, не связанного с лишением свободы, в улучшении положения виновного лица при назначении наказания (выбор его видов), в ослаблении уголовной репрессии при назначении наказания и условий его отбывания. При либерализации бремя уголовной ответственности остается, но предлагаются альтернативы лишению свободы.

Исходя из содержания термина «либерализация» следует, что этот процесс тесно связан с категорией свободы личности, и интерпретация этого понятия в сфере уголовного права позволяет сделать вывод о том, что как самостоятельное направление уголовной политики оно выражается в расширении видов уголовного наказания, не связанных с лишением свободы человека и введении новых, дополнительных способов замены лишения свободы, отсрочки, прекращения уголовного преследования и наказания по отдельным категориям составов преступления (налоговые, экономические и т.п.).

16 Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Рос. газ. № 71. 2002. 19 апр.

17 Указ Президента РФ от 01.02.2011г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека») // Рос. газ. № 23. 2011. 4 февр.

18 Федеральный закон от 07.03.2011г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газ. № 51. 2011. 11 марта.

19 Федеральный закон от 07.12.2011г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. № 278. 09.12.2011.

20 См., например: Кибальник А. К чему приведет «гуманизация» уголовного законодательства? // Законность.

2011. № 9. С. 22 - 25; Тасалов Ф.А. УК гуманизируется, дисбаланс остается // ЭЖ-Юрист. 2011. № 26. С. 1, 3.

21 Сауляк О.П. О гуманизации уголовно-правовой политики в части назначения наказания за преступления небольшой и средней тяжести // Общество и право. 2009. № 4. С. 116 - 118.

22 Борсученко С. Лишение свободы, но не веры // ЭЖ-Юрист. 2011. № 41. С. 10.

23 См.: Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С.Зенович. М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 342.

2012. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Процесс либерализации, например, по мнению А.Кибальника, может иметь место, когда «несколько изменены основания отмены испытательного срока при условном осуждении и применения условно-досрочного освобождения. Однако основной акцент такого рода «либерализации» сделан на устранении нижнего предела санкций в виде лишения свободы, ареста и исправительных работ»24. Такие условия позволяют суду при назначении наказания не лишать подсудимого свободы и исследовать вопрос о применении наказания, не связанного с его последующей изоляцией от общества.

Вместе с тем, некоторые авторы, по нашему мнению необоснованно, совмещают понятия «либерализация» и «декриминализация». Так, например, Г.А. Русанов утверждает: «Не так давно в России на государственном уровне была провозглашена политика либерализации уголовного законодательства в экономической сфере, заключающаяся в двух основных аспектах: декриминализация целого ряда составов экономических преступлений и снижение наказания за экономические преступления»25. То есть автор дает определение либерализации через другой термин - «декриминализация». Позволим себе не согласиться с подобными доводами. Либерализация и декриминализация уголовного закона - два отдельных, самостоятельных и отличающихся друг от друга направления уголовной политики, имеющие свои особенности и специфику содержательной стороны процесса изменения уголовного закона. Если декриминализация отменяет преступность и наказуемость того или иного деяния, признаваемого прежде преступлением, то либерализация предполагает смягчение процесса отбывания уголовного наказания осужденным, признанным виновным в совершенном им преступлении.

В качестве иллюстрации этого направления укажем, например, введение запрета назначения наказания в виде лишения свободы в случае, если преступление совершено впервые, небольшой тяжести и отсутствуют отягчающие обстоятельства; установление новых видов наказания (принудительные работы) и отсрочки (отсрочка лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании), прекращение уголовного судопроизводства по ряду налоговых и экономических преступлений; уточнение процедуры применения домашнего ареста как меры пресечения; ориентирование правоохранительных органов чаще применять залог как меру уголовно-процессуального пресечения; дополнение оснований прекращения производства по уголовному делу по ряду налоговых и экономических преступлений и т.д.

В заключение считаем целесообразным отметить появившееся в последнее время уточнение исследуемой нами терминологии. Согласно мнению Президента РФ Д.А. Медведева, «разумная уголовная политика - та, которая сочетает в себе карательный и воспитательный элементы. Наказания за такого рода преступления должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию, и при этом мера пресечения не является наказанием»26. То есть уточнение термина выражается в разумности, сбалансированности криминализации и декриминализации, ужесточении уголовного наказания и его смягчения. По мнению С.А. Боголюбова, когда говорится о криминализации и декриминализации, то возникает вопрос о балансе этих подходов, сочетании правоохранительных и предупредительных действий, решении проблем, связанных с судебным контролем за деятельностью правоохранительных органов, органов расследования, о соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля, о понимании принципов, заложенных в Конституции РФ и в УК РФ. Неисполнение судебных актов подрывает авторитет правосудия, влечет обращение граждан в международные организации, в Европейский суд по правам человека27. Такое равновесие, несомненно, будет только способствовать объективному и адекватному применению уголовных репрессий тогда и там, где в них действительно нуждается российское общество и государство.

Поступила в редакцию 16.03.12

24 Кибальник А. Указ. соч.

25 Русанов Г.А. Политика либерализации уголовного законодательства в экономической сфере и проблемы пределов уголовно-правового воздействия государства на экономику // Рос. юстиция. 2011. № 3. С. 59-61.

26 Стенограмма встречи Президента РФ с представителями предпринимательского сообщества «Малый и средний бизнес должен стать основой для инновационного развития экономики страны». 26 февраля 2010 года. Московская область. Барвиха.

27 Боголюбов С.А. Концепции развития российского законодательства: обсуждение в парламенте // Журн. рос. права. 2011. № 9. С. 107-118.

ЭКОИОМИКЛ И ПРЛВО

Main trends in modern criminal policy

This paper describes a comparison of the content of the main trends in modern criminal policy: criminalization, decriminalization, humanization and liberalization. The ratio of these conceptual categories allowed to allocate their autonomy and specificity.

Keywords: criminal policy, realization of criminal law, criminalization, decriminalization, humanization, liberalization, differentiation, categories.

Епихин Ллександр Юрьевич, доктор юридических наук, профессор Институт экономики, управления и права (г. Казань) 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 42 E-mail: [email protected]

Yepikhin A.Ye., doctor of law, professor Institute of economics, management and law (Kazan) 420111, Russia, Kazan, Moskovskaya st., 42 E-mail: [email protected]

Уголовная политика – это определяемая органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями стратегия и тактика в области борьбы с преступностью.

Криминализация – установление уголовной ответственности за деяния, которые ранее не относились к числу преступлений.

Декриминализация – исключение уголовной ответственности за деяния, которые ранее признавались преступными.

Пенализация – установление критериев, видов и пределов мер наказания за совершение преступления.

Депенализация – исключение или ограничение применения отдельных видов наказания, предусмотренных за конкретные преступления.

Гуманизация (от латинскогоhumanus – человеческий, человечный) 15 – выделение оснований и условий применения более мягкого уголовного наказания (освобождения от него) при наличии определенных условий и обстоятельств совершения преступления, учет личности виновного лица.

Либерализация (от французскогоliberalisation – касающийся свободы, свободный)23 – процесс изменения действующего уголовного законодательства, выражающийся в установлении системы средств и правил назначения наказания, не связанного с лишением свободы, в улучшении положения виновного лица при назначении наказания (выбор его видов), в ослаблении уголовной репрессии при назначении наказания и условий его отбывания. При либерализации бремя уголовной ответственности остается, но предлагаются альтернативы лишению свободы.

11. Российский уголовный закон: понятие, признаки.

Уголовный закон – это нормативно-правовой акт, принятый высшими органами государственной власти, который состоит из взаимосвязанных юридических норм, определяющих основание и принципы уголовной ответственности, деяния, признаваемые преступлениями, порядок назначения наказания за их совершение либо при наличии определенных условий основания освобождения от него.

Порядок принятия уголовного закона:

    Законодательная инициатива

    Принятие закона Государственной думой

    Одобрение советом федерации

    Подписание закона президентом

    Обнародование закона

Общие признаки уголовного закона:

    Результат правотворчества государства, состоящий из норм (правил поведения), обязательных для вех граждан и организаций.

    Принимается постоянно действующим законодательным органом государственной власти РФ – федеральным собранием. Имеет высшую юридическую силу на территории РФ.

Особенности уголовного закона:

    Уголовный кодекс РФ – это единственный источник уголовного права.

    Юридической основой уголовного закона является конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы.

    Уголовный закон имеет свои теоретическую, практическую и юридическую базы.

Теоретическая база уголовного закона – философские учения о праве и политике.

Практическая база – данные правоприменительной деятельности суда, прокуратуры, внутренних дел, исследования ученых-юристов, обобщения судебной практики.

Юридическая база – Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ.

В последние десятилетия криминологическая ситуация в России характеризуется как крайне тревожная. Об ϶ᴛᴏм свидетельствуют и данные официальной статистики об уровне и структуре зарегистри­рованной преступности, и исследования латентной (скрытой) пре­ступности. По некᴏᴛᴏᴩым оценкам в России в период 90-х годов на одного осужденного приходилось 3-4 зарегистрированных преступ­ления и около 10-20 фактически совершенных деяний.6 Из числа же зарегистрированных преступлений в 1999 г. 47,1% составили кражи; 7,0% - преступления, связанные с незаконным оборотом наркоти­ков; 6,0% - грабежи и разбои; 4,3% - хулиганство; 2,4% - убий­ства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасило­вания; 0,5% - вымогательства.7 Эти цифры позволяют охаракте­ризовать преступность в России как преимущественно корыстную и корыстно-насильственную, а потому крайне вредоносную. В по­следнее время происходит утяжеление структуры преступности: в 1994 г. по сравнению с 1995 г. на 18,4% возросло число тяжких и особо тяжких преступлений. Негативную тенденцию обнаруживает и динамика преступности. В 1999 г. прирост зарегистрированных преступлений в РФ составил 146% от уровня 1998 г.8 По экспертным

6 Лунев В. В. Указ. соч. С. 126.

ру Там же. С. 4.

7 Преступность и правонарушения (1995-1999) Статистич. сб. М., 2000. С. 10.

оценкам рост преступности будет продолжаться и в дальнейшем. Предполагается, что к 2005 г. число зарегистрированных преступле­ний может составить более 4 млн, причем к ϶ᴛᴏму времени относи­тельно 1995 г. число убийств может возрасти на 37%, случаев при­чинения тяжкого вреда здоровью - на 30%, корыстно-насильст­венных преступлений - на 41%, преступлений, совершенных организованными группами, - на 250-270%.9

В подобных условиях особую актуальность и социальную зна­чимость приобретают разработка и реализация эффективных мер противодействия преступности и преодоления криминальной на­пряженности в обществе, кᴏᴛᴏᴩые осуществляются в рамках уголов­ной политики государства.

Как известно, политика есть взаимодействие людей, групп, на­ций, классов посредством осуществления государственной власти, при ϶ᴛᴏм в случае, когда государство опирается на право в процессе властного регулирования, мы имеем дело с правовой политикой. Го­сударство регулирует все основные сферы жизнедеятельности обще­ства, а поскольку данные сферы теснейшим образом переплетаются и взаимозависят друг от друга, то и регулирующая данные сферы политика представляет собой единое целое. Практически невозможно выделить и обособить какое-либо направление в политике государства, можно исключительно говорить о ее отдельных аспектах. Так, в рамках внутренней политики государства можно выделить социальный аспект, в рамках соцального-правовой, а в нем - уголовно-правовой.

Уголовная политика не может быть противопоставлена другим направлениям единой государственной политики, поскольку стаби­лизация криминогенной обстановки возможна исключительно в результате действия всего комплекса экономических, социальных, идеологиче­ских, воспитательных и правовых мер. При этом, «учитывая объект, на кᴏᴛᴏᴩый призвана воздействовать уголовная политика, и опреде­ляемые ею средства воздействия на преступность, есть все основа-ния говорить о ее относительной самостоятельности».

В уголовно-правовой науке понятие уголовной политики опре­деляется различным образом. Так, Н. А. Беляев под уголовной поли-

9 Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Отметим, что теоретическая

модель. М., 1997. С. 19-20.

10 Сенцов А. С. Уголовная ответственность и ее роль в реализации советской уголов­

тикой понимает «направление деятельности государственных и об­щественных органов по охране интересов трудящихся от преступ­ных посягательств путем применения наказания или заменяющих его мер к лицам, их совершившим, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания».11

А. А. Герцензон считает, что уголовная политика, являясь ча­стью общей политики государства, «направляет деятельность орга­нов государственной власти и общественности в борьбе с преступ­лениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов».12

Л. В. Быкодорова полагает, что «уголовная политика есть науч­но обоснованная политика противодействия преступлениям, осно­ванная на уголовном и смежном с ним законодательстве, реализуе­мая правоохранительными органами в тесном взаимодействии с иными государственными органами и организациями, а также с на­селением, и по ϲʙᴏему содержанию представляющая собой страте­гию и тактику данной деятельности, ее основные направления, принципы и методы».13

Ю. Е. Пермяков определяет уголовную политику как организа­цию человеческих взаимоотношений посредством норм и институ­тов уголовного права. Он утверждает, что субъектом уголовной по­литики будет не государство, а общество, поскольку именно общество формирует сами государственные структуры и определяет направления их деятельности.
Указанный автор не признает объек­том уголовной политики преступность, поскольку преступности, как особой сферы, вне государства, не существует. По мнению Ю. Е. Пермякова только само общество может выступать объектом осуществляемой им политики.14

Оценивая приведенные научные позиции, крайне важно отметить следующее.

Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.

12 Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 178.

13 Быкодорова Л. В. Линия законности в уголовной политике и направления дальней­

шего совершенствования уголовного законодательства. Автореф. дис. ... канд. юрид.

наук. Ставрополь, 1999. С. 9.

Пермяков Ю. Е. Введение в основы уголовной политики. Учеб. пос. Самара, 1993. С 7-8.

1. Определение общества в качестве объекта и одновременно субъекта уголовной политики мало что дает для уяснения ее струк­турно-функциональной характеристики, а потому подход, по кото­рому объектом уголовной политики выступает преступность, выгля­дит более предпочтительным. В то же время нецелесообразно включать в содержание объекта уголовной политики антиобщест­венные поступки, поскольку их предупреждение осуществляется в рамках иных направлений государственной политики.

2. Уместно отметить, что оптимальное определение субъекта уголовной политики да­но А. А. Герцензоном, поскольку в нем не акцентируется внимание на том, что таким субъектом выступают правоохранительные орга­ны (органы представительной власти также участвуют в выработке и реализации уголовной политики), а также не упоминаются общест­венные органы, дефиниция кᴏᴛᴏᴩых не ясна.

3. Неоправданно включение в определение уголовной полити­ки указания на то, что она основана на законах (уголовных законах), поскольку политика не только основана на законах, но и сама де­терминирует их появление и содержание.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уголовную политику можно определить как научно обоснованное направление деятельности органов госу­дарственной власти и общественности, состоящее в выработке стратегии и тактики противодействия преступности.

Поскольку уголовная политика будет одним из видов соци­ально значимой деятельности, ее исследование оправданно прово­дить на базе структурно-функционального подхода, предпола­гающего определение объекта, субъекта, содержания и форм ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Объектом уголовной политики выступает преступность как «от­носительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имею­щее уголовно-правовой характер явление классового общества, сла­гающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем государстве в определенный период времени». "5

5 Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 173.

Понятие, система и задачи уголовного права

Субъектом з"головной политики выступает в первую очередь го­сударство в лице его федеральных и региональных органов. Прежде всего ϶ᴛᴏ представительные органы власти, устанавливающие нор­мативные основы уголовной политики, затем - органы исполни­тельной власти и судебные органы, непосредственно реализующие нормативные предписания. Исключая выше сказанное, учитывая, что эффектив­ность предупреждения преступлений во многом зависит от общест­венной активности, в реализации уголовной политики задействова­ны и другие организации: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, благотворительные организации и фонды и др.

Деятельность указанных субъектов осуществляется в несколь­ких направлениях:

быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение ви­

новных и обеспечение правильного применения закона;

правильная квалификация совершенного преступления и на­

значение справедливого наказания;

исполнение наказания и закрепление его положительного ре­

зультата;

предупреждение преступлений.

Исходя из данных направлений, определяется и структура уголов­ной политики государства. Ряд юристов (Н. И. Загородников, Ю. И. Ляпунов)16 выделяют в рамках уголовной политики три ее компонента: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и уго­ловно-исполнительный. Другие ученые (Н. А. Беляев)17, наоборот, считают, что для деления уголовной политики на три ветви нет дос­таточных оснований, поскольку не всякое направление деятельности государства можно назвать политикой. Исключая выше сказанное, Н. А. Беляев пишет, что данные три направления имеют общую цель (ликвидацию преступности), единую сущность (борьба с преступностью мерами уголовно-правового воздействия) и тесную взаимосвязь. Именно такая по­зиция, в принципе, не вызывает возражений (за исключением пред­лагаемого определения цели уголовной политики), учитывая преж­нее утверждение о взаимосвязи всех сфер общественной жизни. При этом вычленение направлений в рамках единой уголовной поли-

16 Загородников Н. И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутрен­них дел. Учеб. пос. М., 1979. С. 14; Уголовное право. Общая часть. Учебник/ Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1997. С. 10

тики целесообразно как для ее теоретического анализа, так и для уяснения ее практической направленности.

В последнее время обсуждается вопрос и о существовании кри­минологической политики. Так, М. М. Бабаев, считая ее самостоя­тельным видом социальной политики, полагает, что она не входит в уголовную,18 Р. Р. Галиакбаров, Ю. Е. Пермяков определяют ее как часть уголовной политики,19 Ю. И. Ляпунов, признавая значение профилактики преступлений, утверждает, что она будет содержа­нием уголовной политики, функцией отраслей права криминального цикла.20 Стоит сказать - полагаем, что в приведенной дискуссии наиболее приемле­мой будет позиция Р. Р. Галиакбарова и Ю. Е. Пермякова, по­скольку, во-первых, появление ряда законов, специализирующихся на предупреждении отдельных видов преступности, свидетельствует о нормативном оформлении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей деятельности госу­дарства, а, во-вторых, их вторичный по отношению к уголовному закону уровень позволяет рассматривать эту деятельность как часть более широкой, уголовной, политики.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в структурном отношении уголовная политика представляет собой единство уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и криминологической политики. Следует признать, что именно уголовно-правовой поли­тике принадлежит ведущая, определяющая роль в деле противодей­ствия преступности. Кстати, эта роль детерминирована в первую очередь содержанием уголовно-правовой политики, кᴏᴛᴏᴩое составляет дея­тельность государства по:

определению принципов, лежащих в основе противодейст­

вия преступности;

выработке основных направлений противодействия преступ­

выработке критериев криминализации деяний;

определению направлений деятельности законодательных

органов по созданию уголовного законодательства.

18 Бабаев М. М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы

социологии уголовного права. М., 1982. С. 12.

19 Галиакбаров Р. Р. Уголовное право. Общая часть. Учебник. Краснодар, 1999. С. 13;

Пермяков Ю. Е. Указ. соч. С. 8.

20 Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова.

Понятие, система и задачи уголовного права

Содержание уголовной политики, ее цели и задачи отражаются в уголовном праве, уголовном законодательстве.

Взаимосвязь уголовной политики и уголовного права будет двусторонней. Правотворчество выступает формой реализации уго­ловной политики, а потому в праве отражаются и в нормативном порядке закрепляются политические идеи противодействия пре­ступности. При всем этом формой реализации уголовной политики выступает правоприменение, следовательно, эта форма реализации политики детерминируется содержанием уголовно-правовых норм.

При оценке соотношения уголовной политики и уголовного права следует учитывать, что право - более устойчивое явление. Уголовная политика чутко реагирует на изменяющиеся социально-экономические условия и потому может меняться даже при относи­тельной стабильности уголовного законодательства. Уголовная по­литика может меняться и в том случае, когда установившаяся прак­тика разрешения уголовно-правовых вопросов не решает задач, поставленных перед уголовным правом. И тогда политика направля­ет применение закона в новое русло либо обосновывает изменение уголовного закона.

При всей ϲʙᴏей подвижности и изменчивости уголовно-правовая (как и уголовная) политика в определенные исторические отрезки времени обладает некᴏᴛᴏᴩыми качественными характеристиками, позволяющими создать ее типологию. В уголовно-правовой науке выделяют три модели уголовной политики:21

модель внесудебного террора (для кᴏᴛᴏᴩой характерен отказ

от уголовного закона и законности в целом в угоду классовым инте­

ресам, пренебрежение принципом субъективного вменения, широ­

кое использование теории опасного состояния и др.);

репрессивную модель (характеризующуюся верховенством

политики над законом, пренебрежительным отношением к правам

человека, сужением сферы судебного усмотрения при допущении

аналогии, опорой на насилие и т. д.);

гуманистическую модель (в рамках кᴏᴛᴏᴩой реализуется все­

стороннее и целостное понимание преступности, признание прав

человека высшей ценностью, забота о ресоциализации осужденных

21 Пермяков Ю. Е. Указ. соч. С. 73-77.

Анализ современного российского уголовного законодательства позволяет утверждать, что оно демонстрирует сущность гуманистической модели уголовной политики, провозглашая задачами Уголовного кодекса охрану «прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, собственно­сти, общественного порядка и общественной безопасности, окру­жающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности чело­вечества» (ч. 1 ст. 2 УК РФ), а также утверждая, что «уголовное за­конодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека» (ч. 1 ст. 7 УК РФ)

Отметим тот факт - что в современной сложной криминогенной обстановке трудно оп­ределить приоритеты уголовной политики государства. Отметим, что тем не ме­нее специальные исследования позволяют в качестве таковых про­возгласить: максимальное обеспечение безопасности личности, прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина от преступных посягательств; ак­тивное противодействие организованной преступности; активную борьбу с коррупцией; обеспечение экономической безопасности государства; защиту основ конституционного строя и безопасности государства.22

В целом, государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение ϶ᴛᴏго негативного явления, сведение его к такому уровню, при кᴏᴛᴏᴩом преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять.23 Цель такой политики заключается в том, ɥᴛᴏбы на основе четко­го определения приоритетов и путей борьбы с преступностью в ус­ловиях планомерного наращивания усилий не только государства, но и всех здоровых сил общества, совершенствования законодатель­ства, организации, средств и методов предупреждения и раскрытия преступлений, всей деятельности уголовной юстиции обеспечить активное, наступательное противодействие преступности и добиться перелома криминальной ситуации.

Достижению указанной цели должны способствовать меры, на­правленные на:

Понятие, система и задачи уголовного права

создание атмосферы общественной нетерпимости к преступ­

минимизацию действия криминогенных факторов, постепен­

ное устранение некᴏᴛᴏᴩых из них из жизни общества;

пресечение сращивания криминальных и властных структур,

дальнейшего распространения и консолидации организованной и

других наиболее опасных форм проявления преступности;

недопущение вовлечения в нее новых социальных групп, вы­

теснение преступности из некᴏᴛᴏᴩых сфер социальной жизни, в пер­

вую очередь ограничение ее в подростковой среде;

снижение уровня коррупции и криминализации экономики;

создание надежных заслонов эскалации криминального на­

Решению поставленных задач в ряду прочих мер должно спо­собствовать совершенствование отечественного уголовного законо­дательства и права.


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Уголовная политика РФ /


А. Е. Русецкий.

Русецкий, А. Е.
1999
Полный текст документа:

Уголовная политика (правоохранительная политика) есть политика государства в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина мерами борьбы с преступностью и устранение причин её порождающих, духовно-правовыми, социально-экономическими и политико-юридическими средствами и методами.

Уголовная политика является составной частью социальной политики государства, она связана с внутренней и внешней политикой государства. С содержательной стороны уголовная политика представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами её порождающими, а также комплексная программа социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения. Формулируются цели, принципы и формы реализации уголовной политики, а также нормативно устанавливается исчерпывающий круг субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью. Форма реализации уголовной политики – закон. Механизм практического пополнения содержательной стороны уголовной политики государства и внедрения в практику комплекса криминологических мер - принятие законодателем и применение органами уголовной юстиции на практике норм материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающих декриминализацию и депенализацию общественно-опасных деяний. Криминализация – это процесс и результат признания определенных видов общественно-опасных деяний уголовно-наказуемыми. Декриминализация есть отмена уголовной ответственности за те или иные деяния ранее признававшиеся преступными. Пенализация – это установление уголовного наказания, признанного преступлением. Депенализация – снижение или отмена уголовного наказания за деяния признаваемые преступными.

Уголовная политика характеризуется следующими направлениями:

· уголовно-правовая политика.

· Криминологическая политика.

· Уголовно-процессуальная политика.

· Уголовно-исполнительная политика.

· Все эти элементы составляют уголовную политику РФ.

Преступность в РФ за 98г. (данные пресс-центра МВД РФ).

«Российская юстиция» №5,6 1999г.

Анализ показывает, что опросы населения показывают, что милиции доверяют только 50% населения.

Увеличилось общее число совершенных преступлений. Темпы прироста преступности – 24-18%, а темпы снижения – 7-6%. Возросло число тяжких и особо тяжких преступлений на 10%. Возросли убийства, грабежи, разбои от 12 до 25%. Возросло количество совершенных краж. С применением огнестрельного, газового оружия и взрывчатых веществ совершено 18,5 тысяч преступлений. Растет число преступных посягательств в сфере экономики. Наибольшие темпы прироста данных преступлений зарегистрированы в Приморье. На 2,9% увеличился преступный оборот наркотиков. Выявлено около 155 млн. 30 тысяч совершенных преступлений, что на 8% больше, чем в 97г. нераскрыто с выше 600 тысяч преступлений, в том числе тяжкие и особо тяжкие (568 тысяч). Доля преступлений, совершаемых студентами и учащимися составляет 7%, несовершеннолетних – 10,3%, при их соучастии 32%. В состоянии алкогольного опьянения совершено 495 преступлений, в состоянии наркотического опьянения – 1%.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 31 тысяча преступлений. В отношении иностранцев совершено 9 тысяч преступлений.

Цели и средства уголовной политики.

Уголовная полтика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в целях совершенствования нравственного и экологического здоровья личности и общества, формирование свободного демократического гражданского общества и справедливого правого государства, защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и возмещения вреда жертвам преступлений, устранение причин и условий, порождающих преступность и фоновые явления ее порождающих.

Средства уголовной политики – применение уголовной ответственности в объеме и пределах, установленных уголовных законодательством, предупреждение преступности и другие антисоциальных явлений, исправление осужденных способами, средствами и методами уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства. Ресоциализация оступившихся, их социальная реабилитация и адаптация в условиях жизни в демократическом обществе и правовом государстве.

Формы реализации уголовной политики – закон, т.е. Конституция, федеральные законы и нормы международного права.

Субъекты реализации уголовной политики – государственные (правоохранительные) органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные организации, добровольные формирования и добровольны граждане, осуществляющих борьбу с преступностью. Их деятельность основывается на Конституции и федеральных законах. За решения и деяния, нарушения закона и принципов уголовной политики, злоупотребление властью, ущемляющих права и свободы граждан, субъекты уголовной политики несут ответственность, предусмотренную уголовным законодательством, нормами международного права. Государство гарантирует возмещение вреда и устанавливает юридический механизм, основания, порядок, объем и пределы, а также правовые процедуры возмещения вреда.

Ноябрь 1999г.

Источник информации :
Правовой ресурс Русецкого Александра ¨Правовед¨. (http://www.rusetsky.com/ugpol.htm)

Информация обновлена :01.01.2008

Сопутствующие материалы:
| Персоны