Все о тюнинге авто

Глобализация и проблемы прав и свобод человека. Взаимозависимость процессов глобализации и защиты прав человека. Современная гуманитарная академия

Процессы глобализации, происходящие в современном мире, оказали существенное воздействие на режим прав человека, установленный в середине XX в. принятием Устава ООН и Международного билля о правах человека. Конец XX - начало XXI в. характеризуется созданием целого ряда международных структур в сфере прав человека, которые берут на себя надгосударственные функции, принимая решения, обязательные для государств - участников международных договоров, иногда даже в случаях, когда они не согласны с ними. Тем самым ограничивается суверенитет государств и сужаются границы их внутренней юрисдикции.

Права человека, закрепленные во Всеобщей декларации, в Международных пактах о правах человека и в ряде других международных документов, получают всеобщее признание и становятся нормами, имеющими характер jus cogens.

В международных отношениях признается, что все права взаимосвязаны, неделимы и взаимозависимы. Однако это не противоречит тому, что в глобализирующемся мире меняется отношение к вопросу о равенстве всех прав и свобод. Если раньше признавалось равенство прав и свобод, то сейчас делается упор на их определенную иерархию. Устав ООН не закрепил перечень прав и свобод человека. Они были позднее зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о правах человека и в других международных документах. Среди них следует выделить права, имеющие всеобщий или абсолютный характер: их нельзя не только отменить, но и ограничить, т. е. они должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

Международные договоры дают возможность установить определенную иерархию среди основных прав и свобод. Устав ООН провозгласил принцип равноправия и самоопределения народов (п. 2 ст. 1) и принцип уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1). Эти принципы, развитые затем в международных пактах о правах человека и в других международных договорах, являются обязательными и всеобщими. Согласно Уставу

ООН в случае, когда обязательства по нему вступают в противоречие с обязательствами государств по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103). При этом даже государства, не являющиеся членами ООН, обязаны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН (п. 6 ст. 2).

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах всеобщий или абсолютный характер имеют права, которые должны соблюдаться во всех обстоятельствах, даже когда «жизнь нации находится под угрозой» (п. 1 ст. 4). К таким правам Пакт относит: право на жизнь; запрещение подвергать кого-либо пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению и наказанию; запрещение рабства и подневольного состояния; запрещение лишения свободы за невыполнение договорного обязательства; запрещение признания кого-либо виновным в совершении уголовного преступления, которое согласно действовавшему в момент его совершения законодательству не являлось таковым; признание за каждым человеком его правосубъектности; право на свободу мысли, совести и религии. Нормы, запрещающие нарушать ряд основополагающих прав и свобод человека во время войны или иного чрезвычайного положения, содержатся и в региональных договорах (ст. 15 ЕКПЧ, ст. 27 Американской конвенции о правах человека и др.).

Наконец, к всеобщим или абсолютным правам следует отнести те из них, нарушение которых признано международным преступлением и в отношении которых государства обязаны принять национальные законы, устанавливающие уголовную ответственность индивидов. Преступный характер нарушений основополагающих прав человека закреплен соответственно в ст. 6 и 5 уставов Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., в Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и в Дополнительных протоколах к ним, Римском статуте МУС 1998 г.

Основополагающее значение имеют не только некоторые гражданские и политические права, но и ряд экономических, социальных и культурных прав. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выделяет из этой категории права, имеющие первоочередной характер и обладающие «особой важностью»: право на необходимую для жизни пищу, элементарное медицинское обслуживание, жилье и начальное образование. Данная категория прав является

jus cogens и действует как erga omnes. Их объем и число в глобализирующемся мире постоянно расширяются. При этом особенно важно, чтобы большинство государств признали приоритет международного права над национальными законами и тем самым взяли на себя обязательство соблюдать основополагающие права и свободы, которые должны быть обеспечены повсеместно.

Тенденции развития современного мира свидетельствуют о все возрастающем влиянии международного права на внутригосударственное. Эти тенденции особенно ярко проявляются, как уже отмечалось выше, в международном регулировании прав человека. За последние годы все большее признание получает положение о том, что права человека не входят исключительно во внутреннюю юрисдикцию государств. Речь идет не только о массовых и грубых нарушениях прав человека, имеющих систематический характер, но и об отдельных посягательствах на права личности.

Значение международно-правового регулирования прав человека возрастает за счет рассмотрения вопросов, которые ранее входили во внутреннюю юрисдикцию государств. На смену примату внутреннего права приходит верховенство международного права; увеличивается число новых международных договоров в сфере прав человека, и их нормы инкорпорируются во внутреннее право. Этот процесс стал четко отслеживаться после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В тот период государства создавали нормы международного права таким образом, чтобы они были совместимы с их внутренним правом. В настоящее время государства принимают многие международные соглашения, которые далеко не полностью соответствуют их национальному законодательству. Поэтому они все чаще и чаще вынуждены приводить свое внутреннее право в соответствие с новыми международными нормами. В связи с этим достаточно сослаться на Римский статут МУС, документы, принятые ЕС, СЕ, ОБСЕ, а также МОТ и ВТО. Процесс «вторжения» международного права во внутреннюю юрисдикцию государств приводит фактически к их «переплетению» и «сращиванию». При этом прослеживается все большее признание государствами примата международного права.

В условиях глобализации государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав и передают некоторые из них международным органам. В настоящее время происходит укрепление суверенитета индивида. Государственный суверенитет не может больше служить лицензией на попрание прав человека. Широко применяемые принципы и нормы международного права превалируют над суверенитетом государств и национальными законами. Даже в случаях отдельных посягательств на права человека суверенитет не действует в полном объеме, а если происходят массовые и грубые нарушения этих прав, официальные лица государства, виновные в их преступном совершении, несут уголовную ответственность, предусмотренную международными нормами.

Предупреждение преступных нарушений прав человека является обязанностью как государства, так и международного сообщества в целом. Выдвинутая главами государств и правительств на Всемирном саммите 2005 г. концепция «Обязанность государств и международного сообщества защищать права человека» состоит из четырех взаимосвязанных элементов:

  • 1) обязанность государств защищать свое население от преступных нарушений прав человека;
  • 2) обязанность международного сообщества предотвращать преступные нарушения прав человека;
  • 3) обязанность международного сообщества пресекать преступные нарушения прав человека;
  • 4) обязанность международного сообщества принимать меры по постконфликтному миростроительству .

В настоящее время принцип уважения прав человека обязывает государства не только соблюдать и защищать права личности, но и совместно с международным сообществом принимать меры для пресечения их преступных нарушений.

Возрастающее значение международного регулирования прав личности не означает, что роль государства в вопросах защиты прав человека отодвинулась на второй план. В условиях глобализации она становится значительно сложнее. Помимо своих классических функций в области защиты основных прав и свобод человека, правопорядка, повышения уровня здравоохранения и образования, государство должно брать на себя все большую ответственность за обеспечение равенства, справедливости, ликвидацию бедности и нищеты, обеспечение здоровой окружающей среды и многие другие сферы внутригосударственных отношений.

Глобальные процессы неизбежно приведут к выравниванию уровня развития многих стран, принятию и прогрессивному развитию многих норм и принципов в сфере прав человека. Международное право все в большей степени будет отражать интересы всего международного сообщества в целом. В этом процессе приоритетным направлением станет защита прав и свобод человека.

  • См.: Evans G. The Responsibility to Protect. Washington, 2008.

С. Бабенко, старший помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры.

В условиях глобализации среди тенденций развития прав человека выделяется их интернационализация, которая внешне выразилась прежде всего в том, что государства - члены ООН официально признали и документально зафиксировали важность и ценность прав человека не только на национальном, но и на международном уровне.

Свидетельством этого могут служить такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод, содержащихся в Декларации, и их всестороннему обеспечению и осуществлению как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., провозгласившая, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 1973 г., обязавшая государств - участников Конвенции принять любые меры законодательного или иного характера, необходимые для пресечения, а также предотвращения любого поощрения преступления апартеида и наказания лиц, виновных в этом преступлении.

С учетом современного состояния российского законодательства общепризнанные принципы и нормы международного права фактически не подлежат применению при производстве по уголовным делам в силу их неопределенности. Непосредственному применению в уголовном судопроизводстве подлежат лишь ратифицированные и официально опубликованные для всеобщего сведения международные договоры России. В связи с этим представляется целесообразным внести в УПК РФ изменения, которые конкретизировали бы конституционное положение об общепризнанных принципах и нормах международного права.

Первая попытка сформулировать общие правила для применения судами норм международного права по конкретным делам была предпринята Пленумом Верховного Суда РФ, в Постановлении которого от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права может также являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение норм международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права. Эта формулировка фактически воспроизводит ст. 363 ГПК "Нарушение или неправильное применение норм материального права" и не дает ответа на вопросы практики.

Очевидно, что для формирования эффективного механизма применения европейских стандартов в области прав человека в российском уголовном процессе необходимо принятие специального федерального закона, основное содержание которого могли бы составить положения о порядке толкования так называемых конвенционных прав с целью официального установления соответствия или несоответствия российских законов положениям Европейской конвенции.

Еще одна тенденция, характерная для российской правовой политики, в арсенале которой есть институт амнистии и помилования, это гуманизация законодательства. Об этом институте высказываются противоречивые суждения, поскольку, когда в стране часто применяются акты об амнистии, это формирует в общественном сознании, особенно у потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное. Следует также помнить о том, что мы имеем дело с милосердием, осуществляемым в основном за счет жертв преступления, а не за счет преступивших закон.

Явно выраженную тенденцию к гуманизации, в основу которой положены "европейские стандарты", имеет исключение норм уголовного законодательства, предусматривавших в качестве санкции по отдельным статьям Особенной части УК конфискацию имущества. Главным аргументом сторонников исключения конфискации имущества из числа наказаний стал тот факт, что этого вида наказания нет во многих "развитых" странах, следовательно, его не должно быть и в российской системе наказаний.

Но механический перенос на российскую почву подходов иных правовых систем к решению тех или иных вопросов вреден. Да и подход мирового сообщества к конфискации имущества не столь однозначен. Например , отказ от конфискации имущества не согласуется с Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.). В связи с чем отказ от конфискации имущества для российской уголовной политики как уголовного наказания вследствие колоссальных различий европейских и российских реалий представляется преждевременным.

Вызывает недоумение и поспешное, недостаточно продуманное реформирование целых институтов законодательства на западный манер. В качестве примера можно привести особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК) - широко распространенный за рубежом институт, известный под названием сделки о признании вины. Законодатель не последовательно, но достаточно настойчиво внедряет в российское уголовно-процессуальное законодательство институты или отдельные нормы англосаксонской системы права, в то время как преступность в нашей стране растет.

Анализ судебно-прокурорской практики свидетельствует о том, что российская уголовная политика отличается своей гуманностью в большей мере по отношению к лицам, совершившим насилие, а не предупреждает это насилие, не защищает права жертв. Принцип гуманизма не должен доминировать над иными принципами уголовного права, прежде всего - над принципом справедливости (ст. 6 УК). Тенденция гуманизации российского законодательства не должна противоречить концепции приоритетной охраны прав и свобод человека (ст. 2 УК).

Так, в январе 2007 г. в Ростовской области зарегистрирован рост числа выявленных преступлений на 19,8%, что составляет 7639 против 6377 за аналогичный период 2006 г. На 3,4% увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. На 60% увеличилось число учтенных изнасилований. За указанный период с 64,9% до 63,5% снизился показатель раскрываемости преступлений. При этом следует отметить наметившуюся тенденцию снижения с 71,8% за январь 2006 г. до 71,5% за аналогичный период 2007 г. показателей раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.

Таким образом, слепая ориентация законодателя на европейские стандарты, в конечном счете, ослабляет защиту интересов личности, общества и государства, подрывая тем самым авторитет государственной власти. Это в очередной раз заставляет вернуться к вопросу о пересмотре в уголовно-правовой политике России принципиальных положений, в которых должна идти речь не о снисходительности со стороны государства, а об адекватности наказания за совершенное преступление.

Тенденция либерализации российского законодательства находит свое непосредственное выражение и в Конституции РФ, нормы которой, указывая на явное доминирование прав граждан над их обязанностями, свидетельствуют о тенденции превалирования прав. Так, в ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, заботиться о детях и их воспитании, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу и защищать Отечество (ст. ст. 15, 38, 43, 44, 57 - 59). В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции только семь статей посвящено обязанностям граждан. Между тем на практике обязанности незримо "сопровождают" все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в "пустой звук". Ведь обязанности - это способ обеспечения прав.

Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей. Поскольку естественные права человека предполагают столь же естественные его обязанности, то эти два начала призваны взаимодействовать и уравновешивать друг друга.

К следующей тенденции развития прав человека следует отнести тенденцию расширения международного контроля за соблюдением прав человека с помощью судебных, а также негосударственных органов и организаций. В институциональном отношении Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека не связаны между собой и действуют автономно, независимо друг от друга. Однако в функциональном плане, в плане решения однородных задач и выполнения сходных (контрольных) функций их можно рассматривать как составные части единой системы международного контроля за соблюдением прав человека.

В условиях глобализации государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства.

Вполне обоснованно утверждение о проявлении тенденции нарастания разрыва между теорией и практикой соблюдения прав человека. Общепризнан факт, что круг прав и свобод человека с момента их появления и вплоть до наших дней постоянно расширяется и пополняется все новыми их видами и разновидностями, большинство из которых официально признается и законодательно закрепляется.

Однако это только одна, формальная сторона явления, именуемого правами человека. Она весьма важна, в том числе для более четкой фиксации и констатации прогресса в развитии прав человека. Но более важной представляется качественная, не формальная, а реальная сторона, суть которой заключается не в формально-юридическом провозглашении прав человека, а в их жизненном, фактическом воплощении.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы вернуть абстрактным, формальным конституционным установлениям их истинный смысл - "работающих" ценностей современности, сделать их обязательным достоянием повседневной общественной практики.

Читайте также:
  1. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  2. Анализ и классификация факторов, влияющих на здоровье человека.
  3. Биологическая роль эмоций. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека.
  4. Биохимический и близнецовый методы изучения генетики человека. Их задачи.
  5. Влияние научно-технического прогресса, демографического взрыва, урбанизации на состояние СО и процесс жизнедеятельности человека.

В современном мире все более заметно развивается процесс универсализации, интеграции, глобализации. Этот, ставший в последнее время популярным термин, обозначает широкую совокупность общественных процессов, развивающихся в сторону взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сообщества, результатом чего становится целостность бытия человечества, или бытия, человечества как целого.

Сторонники глобализации ценят ее за возможность установления и утверждения общечеловеческих ценностей, а их противники отвергают ее, видя в ней экспансию западных ценностей, нового империализма и неоколониализма.

Стремление к объединению человечества объясняется, скорее всего, тем, что логической вершиной самосознания, саморазвития общества является его объединение в единое со-общество. В этом свете со-трудничество народов, стран, людей на всем протяжении истории демонстрировало более положительные результаты, чем распри, раздоры, войны, автаркия и закрытость. Поэтому наиболее мудрые и прогрессивные люди всегда ценили единение народов и осуждали враждебность людей друг к другу.

Идея единой Европы совсем не нынешняя затея, как многие полагают. Она родилась много веков назад…

В поэтической форме идеи интеграции гуманист выражал, как время, когда все народы распри позабыв, в единую семью сольются. Но массовому сознанию намного труднее воспринять передовую идею, которая зачастую страшит и тревожит своей новизной, непривычностью. Лучше всего это состояние демонстрируют противники глобализации экономики, выступающие наиболее активно в дни встреч руководителей государств и забрасывающие их яйцами и разными овощами.

В их лозунгах и критике, безусловно, есть здравый смысл. Как всякое общественное явление глобализация экономики релевантна и имеет свои негативные стороны. Но опять же, как и всякое общественное явление, глобализацию следует рассматривать всесторонне, с точки зрения основной тенденции, и тогда можно будет убедиться, что эффективность соединения усилий различных факторов в достижении целей, всегда превосходит эффективность деятельности отдельных субъектов. При этом приходится мириться с некоторыми отрицательными последствиями интеграции ради множества положительных выгод!



Объективная необходимость глобализации еще ярче выглядит на проблеме экологической безопасности. Захороненные в мировом океане химические отравляющие вещества или ядерные отходы угрожают всему человечеству, всему живому на земле.

Другая сторона характеристики глобализации заключается в том, что эти проблемы могут решаться только сообща. Никакое отдельно взятое государство не обязано это делать менее других. Но самое главное, никакое отдельное государство не способно решать такие задачи самостоятельно из-за их сложности и дороговизны. Таким образом, глобальные задачи человечество способно решать только совместными усилиями.

Зачатки глобализации мы можем видеть в создании Европейского Союза (ЕС), НАТО, Совета Европы и множестве других объединительных тенденциях, направленных на выполнение общих задач некоего сообщества народов и государств.

Междисциплинарным явлением, которое в последнее время затрагивает всех и каждого, отражается во всех общественных процессах, сближает или разъединяет политические идеологии и становится лакмусовой бумажкой режима правления, а управляться может только с участием мирового сообщества, являются права человека и гражданские свободы.



Важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы.

А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан, власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти – народ, получается отчужденным от управления государством, и им управляют недемократичным способом. Значит, в этой стране надо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, а народ не способен сделать это из-за узурпации власти. Получается замкнутый круг.

Если бы мировое сообщество согласилось, что это внутреннее дело данного государства, то этот народ страдал бы от нарушения своих прав бесконечно долго. Прогрессивные и демократические силы не могут не видеть, что где-то попираются права человека и гражданские свободы, и потому выступают в защиту прав человека, где бы они ни нарушались.

Или возьмем проблему беженцев, которая может сложиться как из-за техногенных катастроф, погодных условий, но чаще всего наблюдается в результате гражданских войн, национальной распри, геноцида и политических преследований. Никто не станет бежать от хорошего. Бегут, увы, от неблагого, ненадлежащего управления. Но спастись эти несчастные люди могут лишь в соседних государствах. Как должно себя вести руководство государства, границы которого осаждают беженцы? Я не рассматриваю вариантов с закрытием границ или насильственного выдворения беженцев как негуманные или неприемлемые. С принятием беженцев количество проблем у этого государства возрастает неимоверно. Людей надо разместить и дать крышу над головой, надо одеть, накормить, обеспечить медицинским обслуживанием. Надо обеспечивать правовой порядок, ибо с беженцами прибывают не только законопослушные граждане, но и скрывающиеся преступники. И все это становится тяжким бременем даже для благополучных государств. Но таких как раз почему-то всегда меньше. Таким образом, беженцы превращаются в острейшую политическую, социальную, экономическую, правовую, культурную, медицинскую проблему. И разрешить ее принявшему государству в одиночку становится неразрешимой проблемой. Очевидно, поиск политического решения проблем беженцев возможен лишь с участием мирового сообщества, оказание гуманитарной помощи, содействие и сотрудничество в их судьбе наглядно показывает глобализацию прав беженцев. Право на убежище также может быть обеспечено только совместными усилиями.

Содействие мирового сообщества может остановить геноцид, пытки и истязания, преследования инакомыслящих и любые иные формы нарушения прав человека и гражданских свобод. И это безусловное благо для граждан неправового, закрытого, авторитарного государства, перед которым должен отступать принцип невмешательства.

Об этом интуитивно догадывался еще в XVIII веке великий Вольтер, первый правозащитник земли, рассылавший сотни писем, воззваний, протестов в защиту справедливости, гуманизма и свободы. Он писал королям, царям, императорам, и эти вельможи отступали перед доводами благоразумия и человеколюбия.

В пользу глобализации прав человека можно привести факты массового голода и детской смертности, распространения СПИД-инфекции и других заразных заболеваний, экологических катастроф и множество других, когда беду можно отвести только с участием мирового сообщества и других государств. И здесь глобализация выступает величайшим благом. Конечно, фарисействуя и лицемеря, можно выступать против использования наднациональных усилий и использовать принцип невмешательства во внутренние дела. И таким образом оставлять страждущих один на один со своими бедами. Но такие рассуждения пора прятать в сундуки с прочим хламом отживших времен.

Из сказанного вытекает еще одна сущностная сторона прав человека – ее международно-правовой характер!

· Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966году;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году.

§ Конвенция о статусе беженцев (1951 год);

§ Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год);

§ Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год).

§ Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948-1954 года);

§ Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965-1969 года);

§ Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Этими нормативно-правовыми актами установлены общие минимальные стандарты соблюдения и защиты прав человека независимо от страны проживания, цвета кожи, вероисповедания, пола и прочих личных качеств.

Наряду с международным законодательством и международным механизмом по защите прав человека народы и правительства континентов стали создавать свои нормы и органы. Были приняты: Межамериканская Конвенция о правах человека (1969г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Исламская Декларация прав человека (1990 г.), Арабская хартия прав человека (1994 г.), создан Европейский Союз и принята Европейская Хартия прав и свобод человека (2000 г.). Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая еще в 1950 году, была разработана и принята государствами-членами Совета Европы, которые с самого начала его создания объединились для «утверждения и дальнейшей реализации прав человека, уважения основных свобод и верховенства права».

Обратите внимание: 50 лет тому назад, начало холодной войны между социалистическим лагерем, отстаивающим мифические общественные интересы государства и будущего коммунизма, и Европа, которая стремится к единению под знаком верховенства права, защиты прав человека и гражданских свобод. Бессмысленное идеологическое противостояние советского блока всей Европе, идеологическая упертость, поиск несуществующих врагов и главное, постоянное создание себе противников, даже из бывших сторонников, все возрастающее раздражение по поводу критического отношения стран, от которых мы отгородились железным занавесом, было порождено не враждебностью Европы, как рисовалось, а амбициями, нетерпимостью, враждебностью ко всему новому коммунистической идеологии. Эти гуманные и созидательные принципы позволили государствам Европы все больше и больше сближаться, помогать друг другу, развиваться экономически и достичь благополучия. Их политические и правовые системы интегрировались, люди и страны Европы сблизились настолько, что легко понимают друг друга и действуют во благо своих народов.

В развитие Всеобщей Декларации, Европейская Конвенция о правах человека по лучшим мировым стандартам закрепила важнейшие права человека: право каждого человека на жизнь охраняется законом; никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию; каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины его ареста; каждое арестованное лицо незамедлительно доставляется к судье; каждый имеет право требовать справедливого суда; каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом и принципом презумпции невиновности.

Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни; неприкосновенность жилища и тайны корреспонденции, на свободу мысли, совести, религии. Каждый может свободно получать и распространять информацию, выражать свое мнение; мирно собираться на митинги и демонстрации, вступать в политические партии и общественные объединения; мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в браки.

Каждая страна, вступающая в Совет Европы, должна соответствовать этим стандартам. Вступая в Совет Европы, Россия взяла на себя целый ряд обязательств, среди которых наиболее актуальными остаются вопросы отмены смертной казни, введения альтернативной гражданской службы, реформы пенитенциарной системы. Существует много нарушений в вопросах свободы передвижения и выбора места жительства, в обеспечении права на полную и объективную информацию, в свободе мысли и убеждений и праве их высказывать и отстаивать. Необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, федеральным законодательством, с международными и европейскими стандартами законодательные акты многих субъектов Российской Федерации.

О глобализации прав человека свидетельствует весьма прогрессивное закрепление в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью национальной правовой системы. И само существование наднационального права, рецепция или имплементация общеевропейских нормативно-правовых актов и включение международного механизма в национальную правовую систему защиты прав человека и гражданских свобод наглядно демонстрирует глобализацию.

Кстати, создание ООН, Совета Европы, Европейского Суда, Европейского Союза, иных международных органов и их деятельность по защите прав человека, как приоритетная цель создания международных организаций и механизмов, говорит о защите общемировых ценностей, какими стали права человека.

В настоящее время Генеральный Секретарь ООН является депозитарием около 520 международных договоров. Многие из них оказывают глубокое воздействие на жизнь и деятельность людей в таких вопросах, как права человека, беженцы и лица без гражданства, международное уголовное правосудие, разоружение и окружающая среда. Специалисты ООН оказывают помощь правительствам в разработке внутригосударственных законов и осуществлении программ совершенствования правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, социальной сферы и иммиграционных служб.

Будучи глобальным центром решения всех важнейших проблем человечества, ООН определяет и «всеобщие права» для всех народов. Исторический опыт показывает, что одно, даже самое развитое национальное, законодательство не может сравниться по своей полноте и качеству с правотворческим массивом, созданным международными организациями. Качественное значение и социальную ценность придает этому законодательству то, что впервые и во всех нормативно-правовых актах международного характера закрепляется универсальное право, не зависящее ни от места рождения или проживания человека, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. Международно-правовые нормы стали столь универсальными, а международный механизм защиты прав человека настолько мощным и гибким, что любой человек планеты может воспринимать их как национальное достояние и воспользоваться для защиты своих прав и свобод.

Противники глобализации, в результате которой привносятся якобы чуждые ценности, обычно опасаются потери самобытности, национальной идентичности, традиции и обычаев своего народа и сомневаются, не служат ли они прикрытием экспансионистских устремлений вражеских сил. Хотя вокруг этих вопросов сейчас ведется множество дискуссий, на наш взгляд, следует склониться к отрицательному ответу на эти сомнения, мало подтверждаемые практикой.

Да, в понимании прав человека существует национально-культурная специфика. Да, не все народы так воспевают личные права и гражданские свободы, как европейцы. Впрочем, и не все европейцы едины в понимании социальной ценности прав человека. Но ведь и нет почти ни одного понятия или ценности, которые бы воспринимались одинаково всем человеческим сообществом. Как бы ни понимались разными народами права человека, не может быть сомнения в социальной ценности общепризнанных прав и свобод. Право на жизнь, на семейное благополучие, на жилище, на благоприятную среду, на достойный уровень, да какое бы право или гражданскую свободу мы не называли, не удается найти примера, чтобы для каких-то народов они не представляли социальную ценность. Отдельные исключения или иные оценочные явления, могущие быть в столь важном контексте, серьезного внимания не заслуживают. Приведем самый, пожалуй, характерный случай на эту тему.

В 1989 году на острове Крит прошло международное совещание руководителей неправительственных правозащитных организаций (НПО). Диалог возник и по поводу различного понимания прав человека, проистекающего из различия западной и восточной ментальности. Говорилось, что приверженцы западного либерализма больше ценят права отдельной личности, что на Востоке не столь значимо из-за слабости гражданского общества и преобладания общинного интереса. Все это правильно и не может не влиять на политическую активность граждан, развитие гражданского общества, состояние с соблюдением прав человека, на механизм защиты гражданских свобод, на деятельность НПО и прочее.

В обоснование существующих различий в подходе к правам человека был приведен такой пример. В Индии существует традиция, называемая «сати», то есть сожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. Было высказано суждение, что, исходя из особенностей общинного мировоззрения, «решение таких проблем» должно быть найдено внутри соответствующей общины, а не навязаны сверху государством. «Уважение» таких традиций, якобы, важнее «общечеловеческих» или «общепринятых» ценностей, которые абсолютно чужды для индусов.

На основе признания культурного релятивизма многие задаются теперь вопросом, а не пострадает ли национальная идентичность от принятия таких универсальных ценностей, как права человека и гражданские свободы. Но разве могут существовать обычаи, традиции, которые бы противоречили социальной ценности прав человека и его свобод? Можно представить, что существует. Но тогда логично задаться вопросом, зачем нужно сохранять такие традиции и обычаи? Ведь в истории каждого народа были традиции и обычаи, превратившиеся в архаичные, противоречащие развивающейся культуре, модернизирующемуся менталитету и, в конце концов, забытые. Поэтому, едва ли разумно превращать культурные традиции в фетиш и искусственно противопоставлять их таким безусловным ценностям как права человека и гражданские свободы, толерантность и ненасилие, гуманизм и демократия.


Интернационализация прав человека. С середины XX в. начинается
новый этап, давший интенсивный импульс распространению прав че-
ловека - этап интернационализации. Их форсированное международ-
ное развитие происходило по ряду причин, отчасти по политическим
мотивам, а также под влиянием гуманитарной катастрофы Второй ми-
ровой войны и в связи с крушением колониальной системы. Права
человека вновь стали лозунгом, под которым осуществлялась борьба с
тоталитарными идеологиями и государственными режимами, против
всякой диктатуры и неограниченного насилия.

В этот период права человека особенно динамично выходят за пре-
делы собственно европейского пространства и появляются в законо-
дательстве и отчасти в практике стран, освободившихся от колониаль-
ной и иной зависимости. Права человека и народов сопровождают
процесс деколонизации (1945-1960). Это не означает, что незападные
страны познакомились с данным институтом только в указанный пе-
риод. Колониализм много ранее наглядно демонстрировал европей-

! Миронов Б.Н. Указ. соч С. 175,182, 303.


152 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ский стандарт жизни, действие конституционно-демократических
прав, защищавших интересы собственников и достоинство каждого
гражданина, плюрализм политической жизни, ограничение роли ре-
лигии и т.п., в течение всего своего существования в этих странах.
В конце XIX в. благодаря усилиям национальной элиты, получившей
европейское образование и реально оценившей преимущества демо-
кратических инструментов, в них начались постепенные преобразова-
ния, которые ускорили свою динамику особенно зримо в период рас-
пада колониальной системы.

После Второй мировой войны отмечается активное правотворчест-
во в области прав человека во всем мире, национальные системы осу-
ществляют поиск оптимальных моделей, обращаются к международ-
ной практике, обмениваются собственным опытом. Правам человека
посвящаются первые статьи и пространные разделы конституций.
Так, практически треть от общего объема статей Конституции Италии
1947 г., Конституции Испании 1978 г., Конституции Венесуэлы 1999 г.
касаются прав человека, причем каталог последних выходит далеко за
пределы их классического перечня.

Национальные правовые системы фиксируют не только собствен-
ные наработки в деле защиты прав человека, но и широко используют
нормативный и доктринальный положительный опыт зарубежных
стран. Конституционные тексты, созданные в это время, заметно одно-
типны, законодатели пользуются унифицированными формулировка-
ми. Профессор В.В. Маклаков отмечает, что «появление какого-либо
нового вида прав в одной стране рано или поздно влечет появление
такого же или подобного вида в другой»". Использование как между-
народной практики, так и зарубежного опыта становится общеприня-
тым, что позволяет более конструктивно и сообща решать массу про-
блем по защите человека.



Однако при этом наблюдаются и другие тенденции: из норматив-
ных источников постепенно исчезают некоторые виды прав первого
поколения, например право на сопротивление угнетению, право на
восстание, право народов на государственное самоопределение, т.е. те,
которые с точки зрения правительств подвергают опасности консти-
туционный правопорядок в стране.

Государства, проводя кампании конституционализации прав на
общей основе, начинают сталкиваться с большими трудностями. За-
имствование друг у друга норм, юридических конструкций и техноло-

1 Конституции зарубежных государств Учебное пособие / Под рсд В В Маклако-
ва М, 1997 С VII


§ 3 Инюрнаиионалшация и мобилизация нрав чстовска 153

гий, оказывается, не гарантирует автоматического действия прав,
поскольку невозможно перенести в новую среду механизмы функцио-
нирования. Встала проблема гарантирования прав, т.е. кардинальной
трансформации общественных отношений в сторону их благоприятст-
вования действию прав. А это является долгим процессом, требующим
времени и терпения, результаты работы отодвигаются на какую-то пер-
спективу. Все это вызывает неудовлетворенность и соответствующую
критику против идеи прав человека в целом, охлаждение к ней.

Однако подобная позиция и выводы, как представляется, торопли-
вы и не объективны. Права человека по предназначению и функциям
являются вариантом организации жизнедеятельности общества (с ак-
центом и ставкой на индивида как основного субъекта - двигателя
общественных отношений, а также как объекта (бенефициария) вни-
мания и защиты). Они связаны с фундаментальными основами бытия
и требуют перестройки базовых социальных связей по определенному
формату. Грандиозность поставленной задачи, естественно, не может
привести к моментальным успехам.

Увеличение общих черт и принципиальных установок, усиление
сходства норм о правах, механизмов и процессов их защиты, а также
использование универсальных средств международно-правового
уровня постепенно сближает национальные правовые системы, фор-
мирует единое правовое пространство и интернационализирует сферу
прав человека.

Интернационализация прав человека означает «сближение, углуб-
ление, взаимодействие, взаимное влияние»", она осуществляется в
двух основных формах - гармонизации и унификации национальных
систем. Гармонизация происходит на базе общих принципов, а унифи-
кация - путем введения в правовые системы государств единообраз-
ных норм 2 . Интернационализация прав человека является следствием
стандартизации условий и образа жизни, чему активно способствуют
политическое и экономическое сотрудничество, средства массовой ин-
формации, обмен произведениями науки, литературы и искусства, де-
ятельность международных организаций, заключение международных
договоров, прямая рецепция и конвергенция правотворчества в сфере
прав.

Интернационализация прав человека оказалась возможной благо-
даря доброй воли государств, их правительств и народов сотрудничать
во имя развития всеобщего уважения достоинства человека. С этого

" ЛукашукИИ Глобализация, государство, право, XXI век М,2000 С 3
2 См там же С 44-45


154 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека

момента становится широко известным понятие «классический пере-
чень прав человека», который характеризует содержание конституций
с позиции отражения ими идеи правочеловеческой защиты и позво-
ляющий поэтому относить режим государств к демократическим либо
ориентирующимся на демократию.

Интернационализация прав человека является следствием глав-
ным образом международного сотрудничества государств. Начало
этому этапу было положено созданием Организации Объединенных
Наций и принятием ее Устава как многостороннего договора, обязы-
вающего государства-члены соблюдать основные права и свободы ин-
дивида, не допускать какой-либо дискриминации (ст. 3,55).

Этот важный шаг стал возможным благодаря существованию дву-
сторонних международных соглашений более раннего периода, так или
иначе затрагивавших права человека, например Вестфальские догово-
ры 1648 г. о свободе вероисповедания, документы об отмене рабства
(Вашингтонский договор 1862 г., акты Брюссельских конференций
1867 и 1890 гг., Берлинские документы 1885 г., Женевская конвенция
1926 г.), нормы о законах и обычаях войны (Парижская декларация
1856 г., Женевские конвенции 1864 и 1906 гг., Гаагские конвенции
1899 и 1907 гг.), Конвенции о защите беженцев 1933 и 1938 гг. и др.

Интернационализации и прогрессу в области прав человека спо-
собствовало учреждение в 1864 г. Международного Комитета Красно-
го Креста, а в 1919 г. - Международной организации труда и Лиги
Наций. И хотя Лига Наций не ставила перед собой специальных задач
в сфере прав человека, но под ее эгидой были заключены чрезвычайно
важные соглашения, касающиеся борьбы с рабством и работорговлей,
пресечении торговли женщинами и детьми, защиты религиозных, эт-
нических и языковых меньшинств, защиты человека в период воору-
женных конфликтов и т.д. 1

Следует отметить, что, несмотря на осуществлявшееся в опреде-
ленных рамках контакты по проблемам прав человека, все-таки до
ООН цель создания единой, всесторонней международной защиты
прав не ставилась, индивидуальные права продолжали рассматривать-
ся как исключительно внутреннее дело государств. Сотрудничество
по отдельным вопросам прав человека началось с конца XIX в., а ин-
тернационализация прав как результат такого сотрудничества на по-
стоянной основе относится не ранее чем ко второй половине XX сто-
летия.

* См Права человека Учебник для вузов / Отв рсд ЕА Лукашева М, 1999
С 461-462


§ 3 Ишсрнаццоналнзация и ыобалмзация нрав человека 155

Интернационализация прав человека на международном уровне
сопровождалась развитием принципа всеобщего уважения к правам
человека, который послужил толчком для выработки ряда других ос-
новополагающих принципов: принципа равноправия и запрета дис-
криминации, принципа равенства прав мужчин и женщин, принципа
соблюдения основных прав в период чрезвычайных ситуаций и воору-
женных конфликтов и т.д. Принцип уважения прав человека сегодня
стал одним из основных в международном праве.

На Московском совещании Конференции по человеческому изме-
рению СБСЕ (сентябрь 1991 г.) было заявлено, что права человека
представляют непосредственный интерес всех государств-участников
и не относятся к числу исключительно внутренних дел того или иного
государства. Встречи на высшем уровне в Хельсинки (1992 г.) и на
уровне министров в Копенгагене (1997 г.) еще раз подтвердили заяв-
ление о приоритетности принципа уважения прав человека. Генераль-
ный секретарь ООН К. Аннан отмечал, что суверенитет государств
«никогда не предназначался для того, чтобы служить правительствам
лицензией на попрание прав человека и человеческого достоинства.
Суверенитет предполагает ответственность, а не просто власть»".

Отношения на международном уровне по правам человека укре-
пились в результате создания и деятельности межгосударственных
и общественных структур, которые организовывались специально
для сотрудничества в сфере прав человека либо включали права че-
ловека в число своих приоритетных направлений. Сегодня создана
и существует общая всемирная связь государств и народов, сотруд-
ничающих на базе общечеловеческих интересов и ценностей, т.е.
универсальная система прав человека. Действуют и региональные
системы, которые появились в силу общей социокультурной иден-
тичности тех или иных народов и отражают тенденции самоутверж-
дения цивилизаций.

Признанным лидером среди них стала ООН, которая «представля-
ет собой объединение суверенных государств, но права, для защиты
которых она существует, принадлежат народам, а не правительст-
вам» 2 . Механизм уважения и защиты прав в рамках ООН многообра-
зен. Координирующие функции выполняют главные органы (Гене-
ральная Ассамблея, ЭКОСОС), а также Генеральный секретарь и его
заместитель - Верховный комиссар ООН по правам человека. От-
дельные контрольные функции лежат на специализированных учреж-

* Аннан Кофи А Проблемы вмешательства ООН 1999 С 5
2 Там же С 13


156 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

дениях (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, др.), Комиссии по правам человека,
Комиссии по положению женщин, Комиссии по предупреждению
преступности и уголовному правосудию, Подкомиссии по поощрению
и защите прав человека. Управлении Верховного комиссара по делам
беженцев, Международном чрезвычайном фонде помощи детям и т.д.

Региональное сотрудничество по правам человека представлено
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ -
ОБСЕ), Советом Европы, Европейским союзом, Организацией амери-
канских государств, Организацией африканского единства (Африкан-
ским Союзом), Содружеством Независимых Государств, Организа-
цией Исламская конференция.

Прекращение конфронтации между Востоком и Западом способ-
ствовало установлению диалога между странами, который получил
наименование «человеческое измерение». С его помощью отношения
в сфере прав человека были деидеологизированы.

Сотрудничество по правам человека на разных уровнях осущест-
вляется в многообразных формах, прежде всего, путем выработки еди-
ных стандартов, определяющих круг прав и свобод человека. К насто-
ящему времени принято более 100 универсальных договоров и свыше
200 региональных 4 . Среди них наибольшую значимость имеют доку-
менты, разработанные под эгидой ООН: Всеобщая декларация прав
человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль-
ных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о граждан-
ских и политических правах 1966 г. и два протокола к нему (Билль о
правах человека), Конвенция о предупреждении преступлений гено-
цида и наказании за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм
расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще-
ния и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. (всего
более 90 соглашений, деклараций и других документов) 2 .

Не менее чем 90 национальных конституций, принятых после
1948 г., воспроизводят положения Всеобщей декларации прав челове-
ка и других документов Билля о правах 3 . Так, Конституция Аргенти-
ны 1833 г. в редакции 1994 г. записала: «Американская декларация
прав и обязанностей человека, Всеобщая декларация прав человека,

) См.: Словарь прав человека и народов / Отв ред. RA. Тузмухамсдов, В.И. Кузне-
цов. М., 1993. С. 118.

2 См.: Азаров Л., Ройтер В., Хюфпер К. Защита прав человека. Международные и
российские механизмы. М., 2000. С. 12.

3 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред.
Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 266.


§ 3. Ингсрнацнонализация и глобализация прав человека 157

Американская конвенция о правах человека обладают конституцион-
ным рангом и должны толковаться как дополняющие права и гаран-
тии конституции» (п. 22 ст. 75). Положения Международного билля о
правах лежат в основе универсальной концепции прав человека.

Системы регионального нормативного уровня дополняют универ-
сальные положения, а в некоторых отношениях и повышают степень
требовательности к защищенности и эффективности реализации прав
и свобод. Регионализация в сфере прав началась как реакция на уни-
версальные стандарты, которые потребовали своей адаптации к спе-
цифике культур разных стран и цивилизаций.

В Европе, естественно, принято наибольшее количество таких
норм: в рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о
защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская соци-
альная хартия 1996 г.. Европейская культурная конвенция 1954 г.,
Конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Рамочная конвенция о
защите национальных меньшинств 1997 г., Конвенция о защите чело-
веческого достоинства в связи с применением биологии и медицины
1997 г. и др.

В декабре 2000 г. Европейский Союз принял Хартию об основных
правах.

Наиболее значимыми документами по правам.человека СБСЕ -
ОБСЕ стали Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Итоговый
документ Венской встречи 1989 г., Парижская хартия для новой Евро-
пы 1990 г., документы Копенгагенского и Московского совещаний
Конференции по человеческому измерению 1990 и 1991 гг.

Стандарты прав человека разработаны и в договорной практике
участников Содружества Независимых Государств (СНГ), это: Кон-
венция о правах и основных свободах человека 1995 г., Соглашение о
помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г., Конвенция
об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшин-
ствам 1994 г. и т.п.

В других регионах мира действуют: Американская декларация
прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о пра-
вах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов
1981 г., Каирская декларация по правам человека в исламе 1990 г.,
Арабская хартия прав человека 1994 г. и др.

Закрепление в международных документах стандартов прав чело-
века имело важное значение, поскольку, во-первых, помогло сложить-
ся представлению о том, какие именно субъективные права следует
относить к категории прав человека, во-вторых, способствовало фор-
мированию универсальной и социокультурных концепций прав чело-
века, в-третьих, облегчило процесс интернационализации прав, и


158 Г iaea 3 Эволюционная динамика прав чс-ювска

в-четвертых, существенно воздействовало на улучшение ситуации с
правами человека во всем мире.

Создание универсальной концепции прав человека, ее отражение в
Международном билле, широкое использование института прав в
международной практике политических, экономических, межкультур-
ных отношений, их включение в планетарные стратегии решения все-
общих проблем, проникновение идей правочеловеческой защиты в за-
конодательство и государственно-правовую сферу практически всех
стран мира и превращение их на новой почве в фактор внутренней
жизни - свидетельства приобретения правами человека универсаль-
ного характера, их задействованности в поиске демократической мо-
дели объединения человечества.

Значимой формой сотрудничества в области прав человека стало,
принятие на себя государствами добровольных обязательств по меж-"
дународным договорам и желание их добросовестного исполнения в
рамках национальных правопорядков. Это предполагает приведение.
внутреннего законодательства в соответствие с международными тре-
бованиями, создание или реорганизацию деятельности государствен-
ных структур, совершенствование административных и судебных про-
цедур обеспечения и защиты прав человека, формирование и реализа-
цию государственных программ и проектов поддержки прав человека.

В последние годы действительно был достигнут некоторый про-
гресс в этой части. Были созданы также национальные учреждения
мониторинга в области прав человека. Государственные власти зани-
мались образованием и просвещением, формированием культуры
прав человека.

Культура прав человека - новая задача, поставленная в связи с
проблемами укрепления действия прав. Она - одно из главных усло-
вий реализации прав. Эксперты, участвовавшие в разработке Хартии
Европейского Союза об основных правах, отмечали по этому поводу:

«Основные права полезны лишь тогда, когда граждане знают об их
существовании и о возможности их использования. Следовательно,
решающее значение имеет провозглашение и предоставление данных
прав, что позволит каждому их узнать и воспользоваться ими; други-
ми словами, основные права должны быть видимыми»".

Создание разветвленной сети международных механизмов и про-
цедур за соблюдением принятых на себя государствами обязательств
превратилось в важное средство воздействия международного сооб-

* Affirmation dcs droits fondamentaux dans 1"Union curopeenne ll cst temps d"agir
Raport du groupe d"cxpcrts en maticre dc droits fondamentaux Bruxclles Commission
europccnnc 1999 P 11


§ 3 Итсрнацпопалнэация и глоба низания прав чстовека 159

щества на национальные власти с целью заставить последних пере-
ориентироваться во внутренней политике, а также повысить уровень
ответственности за деятельность в сфере прав человека.

Мерами контроля и обеспечения стали: рассмотрение конвенцио-
нальными и иными международными структурами периодических до-
кладов государств - членов тех или иных соглашений о прогрессе,
достигнутом ими за отчетный период; рассмотрение жалоб, петиций,
обращений отдельных лиц или групп на нарушение их прав; изучение
или расследование докладчиками, рабочими группами, миссиями экс-
пертов ситуаций, касающихся грубых, массовых и систематических
нарушений прав; создание международных программ консультатив-
ных услуг по оказанию помощи правительствам в законотворчестве, в
профессиональной подготовке, в предупреждении конфликтов и обу-
чению методам их разрешения; полномочия и деятельность междуна-
родных должностных лиц в сфере защиты прав человека; механизмы
и средства разрешения споров о толковании или выполнении обяза-
тельств по правам человека; привлечение к международной уголовной
ответственности физических лиц за грубые нарушения норм о правах,
и др.

Некоторые нарушения прав человека стали рассматриваться как
международные преступления, т.е. как тяжкие посягательства на до-
стоинство человека и его права. В 1945-1946 гг. понесли наказания по
приговорам Нюрнбергского и Токийского международных военных
трибуналов высшие должностные лица государств, развязавших пре-
ступную агрессию против народов. В 1993 и 1994 гг. созданы Между--
народные уголовные трибуналы для преследования лиц, ответствен-
ных за геноцид, этнические чистки и другие тяжкие преступления
против человечности в Югославии и Руанде. В 1998 г. создан для
функционирования на постоянной основе Международный уголов-
ный суд, принят его Статут, позволяющий привлекать к международ-
ной ответственности за геноцид, агрессию, преступления против чело-
вечества и военные преступления. Комиссией международного права
разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности
человечества.

Наделение надгосударственных органов и лиц полномочиями при-
нимать решения от имени международного сообщества - свидетель-
ство приобретения институтом права человека новых качеств: с осо-
бым акцентом был поставлен вопрос о реальности прав, поскольку
теперь появился новый мощный механизм, которому можно пожало-
ваться на притесняющие граждан национальные власти. Интернацио-
нализация укрепила механизмы защиты прав, перевела разговор с их
признания на обеспечение


160 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

Широкое распространение получило привлечение неправительст-
венных организаций для обсуждения вопросов прав человека на меж-
дународной арене. «Говорить в один голос» 1 , формировать мнение ми-
ровой общественности, консолидировать совместные усилия стало
широкой практикой во второй половине XX в., способствующей пони-
манию и решению общих задач человечества.

Теоретически и практически к концу XX в. получила развитие
концепция универсального сотрудничества в сфере прав человека. На
Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) 170 уча-
ствовавших государств подтвердили свои обязательства по защите
прав человека, еще раз отметили, что обеспечение уважения прав че-
ловека остается их приоритетной целью. Принятая Программа дейст-
вий ориентирована в направлении от установления стандартов к их
реализации, ее усилия сконцентрированы на создании условий, необ-
ходимых для формирования всеобщей культуры прав человека.

Все эти тенденции и положительные сдвиги внушают определен-
ный оптимизм в части перспектив прав человека. Однако сохраняют-
ся и серьезные проблемы, замедляющие или даже блокирующие про-
гресс на этом поприще.

Профессор С.В. Черниченко приводит огромный перечень таких
проблем, возникающих только на международном уровне. Он считает,
что сохраняется опасность политизации вопросов прав человека при
их обсуждении на межгосударственной арене; несовершенство и рост
механизмов и процедур защиты прав усугубляются их хаотичностью,
дублированием, огромными финансовыми расходами, неэффектив-
ностью; отсутствуют критерии рассмотрения индивидуальных случа-
ев нарушения прав человека, когда заинтересованное государство воз-
ражает против этого; отсутствуют критерии, позволяющие опреде-
лить, совершаются ли в государстве грубые и массовые нарушения
прав; не решен вопрос о механизмах реагирования на неотложные
случаи нарушения прав; сохраняется тенденция рассмотрения про-
блем прав человека без учета социально-политической и экономичес-
кой ситуации в том или ином государстве; широкие слои населения и
должностные лица государств недостаточно информированы о ре-
зультатах обсуждения данных вопросов; международные органы
столкнулись с потоком жалоб, который не позволяет своевременно и
квалифицированно на них реагировать 2 .

1 Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 33.

2 См.: Черниченко С.В. ООН и права человека // Права человека в России: декла-
рации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конференции, посвящен-
ной 50-летию Всеобщей декларации нрав человека. М., 1999. С. 79.


§ 3. Интернационализация и глобализация прав человека 161

Итоги полувекового развития идеи прав человека, когда она стала
достоянием мирового сообщества, сегодня оцениваются крайне низко.
Отмечается, что задача обеспечения всеобщего уважения прав челове-
ка остается «трудноразрешимой», состояние положения дел с правами
в настоящем мире рисует «мрачную картину»", ООН не сумела пока
достичь заявленной цели остановить грубые нарушения прав, итоги
влияния Всеобщей декларации прав человека на правовое простран-
ство воспринимаются общественностью критически 2 , ситуация с пра-
вами человека скорее ухудшается, чем улучшается 3 .

Даже в государствах с устойчивой демократической системой, от-
мечает И.И. Лукашук, основная масса населения оказывает все мень-
шее влияние на политику государства, которая находится под контро-
лем крупного капитала. Право избирать и быть избранным, свобода
слова в значительной мере носят символический характер. Сложная
ситуация в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной
экономике. Основные права человека закреплены в конституциях, но
для их реализации необходим соответствующий уровень экономичес-
кого, политического и культурного развития, который не достигается
в одночасье. В развивающихся странах отсутствуют необходимые ус-
ловия для прав человека; могут ли свобода слова, создание партий и
политическое участие считаться основными принципами в стране, где
доминируют безработица, нищета и антисанитария? 4

Но эта критика свидетельствует и о другом, не менее важном: об-
щественное сознание доросло до понимания высоких гуманитарных
проблем, стоящих перед человечеством, мировое сообщество взялось
з,а решение чрезвычайно сложной задачи навести порядок в общежи-
тии, помня о человеке не как о его средстве, а как общественной цели.
И.И. Лукашук сделал вывод о том, что для прав человека сегодня «со-
зданы определенные международно-правовые и государственно-пра-
вовые предпосылки...» и прогнозирует, что «утверждение прав челове-
ка приведет к существенным переменам в большинстве государств и в
их правовых системах» 5 .

Глобализация прав человека. С 70-х гг. XX в. права человека по-
степенно стали приобретать глобальные черты, что явилось отражени-

1 Атшн Кофи Л. Годовой доклад о работе Организации Объединенных Наций за
2001 год. С. 87.

2 См.: Терновая JI.O Международная культурология (Политические реалии XX
века и проблемы их духовного отражения). М., 1999. С. 104.

3 Лукашук И И. Указ. соч. С. 15.

4 См. там же. С. 16.
;> Там же. С. 17.


162 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ем известной стандартизации витальных и социальных потребностей
людей. Усиливающаяся сходность условий жизни, складывающиеся
общие экономическое, информационное, культурное пространства,
интернационализация и транснационализация связывают индивидов
с системами больших масштабов. «Интернационализация вступила в
завершающую фазу, - пишет Э.Г. Кочетов, - мир становится единым
не только с философской точки зрения, но и в реальности» 1 . Происхо-
дит смена цивилизационной парадигмы развития, планетарная жизнь
становится взаимозависимой, мироцельной. Мировое сообщество
вплотную подошло к появлению нового феномена - всемирной циви-
лизации, охватывающей все человечество. Права человека, являясь
отражением и активным рычагом этих процессов, перешли на следую-
щий уровень своего развития - уровень глобализации. Они демон-
стрируют свою достаточную зрелость для участия в проблемах «гло-
бальной гармонизации» 2 мира.

Если интернационализация прав человека проявилась в том, что
этот институт стал широко распространяться на планете, усваиваться
национальными правопорядками, развиваться на основе универсаль-
ных принципов, а равно в социокультурных модификациях, то глоба-
лизация прав человека отразила тенденцию связанности отдельного
со всеобщим - статус и социальное самочувствие индивида стали не
только зависеть, но и активно влиять на жизнь народов, цивилизаций
и человечества в целом, и наоборот. Так, законодательство о правах
человека в той или иной стране сегодня отличается очевидным при-
сутствием черт универсальности, нарушение прав отдельного челове-
ка или группы людей приобретает характер опасности планетарного
масштаба (например, экологические катастрофы, терроризм), права
человека стали «терпящей стороной», а равно инструментом разреше-
ния всех глобальных проблем.

Права человека как основа мира и фактор устойчивого развития. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Основным фактором, влияющим на современный социальный и международный порядок является глобализация (усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире).

Глобализация является не просто экономическим процессом, но и включает социальный, политический, экологический, культурный и правовой аспекты, которые оказывают воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека. Процессы, ассоциируемые с глобализацией, высвободили энергию, которая стремительно выводит мировую экономику на качественно новую траекторию развития. При этом степень и характер участия различных категорий стран в глобальных рынках существенно различны. Поэтому восприятие глобализации в значительной степени зависит от способности людей воспользоваться создаваемыми ею возможностями .

Поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества. В преамбуле Устава ООН 1945 года подчеркивается: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости...вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» . С принятием Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 года права человека составляют существенную часть международного правопорядка. Признается универсальность этих прав и свобод. Правовой статус отдельных категорий индивидов подробно регулируется международными договорами (беженцы, трудящиеся-мигранты и др.). За индивидами признается право обращения в международные органы, включая суды, в случае нарушения их международно-признанных прав человека. Предусматривается международная уголовная ответственность физических лиц за международные преступления, вызывающие серьезную озабоченность всего международного сообщества. Тем самым индивиды становятся участниками некоторых международных отношений, регулируемых нормами международного права, в связи с чем в юридической литературе получает все большее распространение концепция специфической (или ограниченной) международной правосубъектности индивида.

Укрепление международного сотрудничества в области прав человека имеет существенное значение для обеспечения мира и устойчивого развития. Международное экономическое и социальное сотрудничество включает содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 55 Устава ООН). Усилия международного сообщества в деле обеспечения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех способствуют стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития . Права человека стали центральным элементом глобального диалога о мире, безопасности и развитии в деятельности Организации Объединенных Наций. В связи с этим договорные органы по правам человека и независимые эксперты по правам человека осуществляют постоянный мониторинг и расследования ситуаций в области прав человека с тематической и страновой точки зрения.

Международным сообществом признается, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций .

Экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права и право на развитие признаются универсальными, неделимыми, и взаимоукрепляющими правами каждого человека без дискриминации. Вместе с тем продолжаются споры вокруг предполагаемых культурных особенностей прав человека.

На национальном уровне расширяются права индивидов участвовать в принятии важных политических решений, влияющих на их жизнь на международном, национальном и местном уровнях. В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия детально регулируются права и свободы человека и гражданина на основе международно-правовых актов, ратифицированных подавляющим большинством государств мира. Современное конституционное регулирование статуса личности содержит обычно четыре стороны: гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, основные обязанности человека и гражданина и специальные права некоторых лиц, принадлежащих к отдельным категориям населения .

Конституция РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ) .

Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. В теории международного права были разработаны две основные концепции по данному вопросу. Согласно монистической концепции международное и национальное право выступают в качестве отдельных элементов всеобщего правопорядка, в котором преимущество действия принадлежит международному праву. Дуалистическая концепция исходит из того, что международное и внутригосударственное право функционируют раздельно, и международное право применяется на внутригосударственном уровне только в том случае, если это урегулировано национальным правом.

В последние десятилетия получает распространение точка зрения, что многообразие видов международно-правовых норм и внутригосударственных механизмов реагирования делает невозможным определение соотношения международного и внутригосударственного права на основании единого теоретического подхода . Поэтому в юридической науке и практической деятельности государств и международных организаций различные юридические ситуации рассматриваются с позиций как дуалистической, так и монистической теории.

Наиболее важной в области прав человека является проблема взаимодействия международного права и конституционного права. Выделяют три основные подхода к определению связи международно-правовых и конституционно-правовых норм в области прав человека в конституциях: 1) закрепление принципа прямого действия норм международного права в области прав человека, а также в признании их особой юридической силы; 2) увязка действия международно-правовых норм в области прав и свобод с фактом заключения международных договоров; 3) непосредственная ссылка на ведущие международные акты в области прав и свобод .

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Одновременно с этим в международном праве должны учитываться нормы внутригосударственного права, получившие всеобщее признание в национальных правовых системах (Решение Международного Суда ООН по делу о компании «Барселона трэкшн, лайт и пауэр лимитед» 1970 г.) .

Права человека как отрасль современного международного права. Международное право в области прав человека закрепляет обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав человека без всякой дискриминации, как в обычных правовых условиях, так и в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, а также устанавливает ответственность за нарушение основных прав человека.

В основе всей совокупности прав человека лежат следующие фундаментальные принципы: равенство; участие; подотчетность; недискриминация как на национальном, так и на международном уровнях; уважение многообразия; терпимость, а также международное сотрудничество и солидарность .

Формы международного сотрудничества в области прав человека. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод без ка-кого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека. Формами международного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются кодификация и прогрессивное развитие международного права в области прав человека, содействие всеобщей ратификации и соблюдению международных договоров в области прав человека, консультационные услуги и техническое сотрудничество в области прав человека, содействие укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, создание эффективных международных механизмов контроля за соблюдением прав человека, пресечение грубых нарушений прав человека и др.