Все о тюнинге авто

Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности российской федерации. Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации Под обеспечением национальной безопасности рф понимается

С началом XXI века в России исследованиям проблем национальной безопасности стало уделяться более существенное внимание.

Это объясняется:

Во-первых, тем, что проблема особенно остро проявилась с распадом Советского Союза, подлинные геополитические последствия которого пока еще трудно предвидеть,

Во-вторых, наличием в мире сверх разрушительных средств вооруженной борьбы, которыми начинают обладать все новые и новые страны;

В-третьих, объективными изменениями, происходящими в мире:

· критическое состояние окружающей среды,

· бурные демографические процессы на планете,

· практически неконтролируемую антропогенную деятельность,

· видимые пределы истощения природных ресурсов при недостаточности во многих странах должного внимания развитию ресурсосберегающих технологий и ряд других глобальных проблем.

Все это предопределяет необходимость системного (комплексного) подхода к исследованию проблем национальной безопасности

Учитывая, что Россия является многонациональным государством, нередко поднимают вопрос о правомерности использования термина «национальная безопасность».

Понятие «безопасность» непосредственно связано с понятием «опасность». В современных изданиях утвердилось такое понимание явлений опасностей и безопасностей общества, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность». Все люди, организации и учреждения, государство и общество в целом считают обеспечение безопасности одной из важнейших задач. Наличие большого многообразия опасностей в обществе порождает проблему ликвидации их причин или защиты от них, то есть создания обществу в целом и его составляющим структурам условий для существования и функционирования без опасности.

Отсюда и происхождение первых определений понятия безопасности в начале 90-х годов в России.

Под безопасностью кого-либо или чего-либо понималось такое их положение или состояние, при котором их существованию и коренным интересам не угрожает опасность. Иначе говоря, это пребывание субъектов в состоянии защищенности.

Состояние защищенности кого-либо или чего-либо может быть следствием:

Во-первых, отсутствия вообще источника опасности,

Во-вторых, обеспечения им гарантированной защиты от опасностей.

Примечательно, что подобное понимание безопасности порождает необходимость разведения двух подходов к содержанию понятия «безопасность».

Первый подход связан с абсолютным толкованием этого понятия, которое предусматривает идеальное положение, идеальную ситуацию, при которой нет вообще никакого источника опасности, а, следовательно, и самой опасности. Однако, абсолютная безопасность принципиально недостижима.

Следовательно, нужен другой подход , который исходит из относительности понятия «безопасность». Но при этом следует всегда помнить, что чем сложнее тот или иной социальный организм, тем больше число опасностей может возникать при его функционировании. Однако только при втором подходе можно адекватно отражать имеющиеся и предвидеть новые опасности.

«Национальная безопасность» - понятие американского происхождения. Используется оно многими странами, в том числе и западноевропейскими, не в смысле безопасности какой-то отдельной национальности, а в смысле безопасности всей страны. Во-первых , этому соответствует смысл слова «nation», которое переводится с английского не только как «нация», но и как «страна».

Во-вторых , западные страны в основном соответствуют стандарту: одна нация – одна страна (одно государство).

Заимствование этого понятия многонациональными государствами порождает на первый взгляд определенную некорректность.

Например , в нашей многонациональной стране понятие «национальная безопасность» вынуждены каждый раз использовать с оговоркой, что речь идет о безопасности всей страны. Дело в том, что у нас не просто десятки национальностей. Многие из них имеют свою государственность в виде республик, свою конституцию и даже свои советы безопасности, занимающиеся опять-таки обеспечением национальной безопасности. Получается, что у нас в Российской Федерации не одна, а несколько национальных безопасностей. Однако в современных условиях применимость этого термина по отношению к России вполне обоснована. Дело в том, что мировое сообщество функционирует как система национальных государств, вместе с тем национальности (народности, этносы), выступающие в государственной оболочке, различаются между собой не только по степени своего развития, но и по типу национальной консолидации, уровню гомогенности. Целый ряд государств, помимо России, также являются многонациональными государствами, что не мешает им вместо термина «государственная безопасность» применять термин «национальная безопасность» для обозначения необходимых условий их существования, нормального функционирования и дальнейшего развития.

Если продолжать мысль об американском происхождении понятия «национальная безопасность, то надо иметь в виду и другой аспект этой проблемы. Даже поверхностный исторический анализ внешней политики США показывает, что рассматриваемое понятие возникло в недрах геополитики, в ходе разработки различных геополитических концепций, призванных обеспечить процветание американцев и защиту их интересов в различных районах мира. При этом политики США не считают нужным соотносить свои интересы с интересами стран и народов, расположенных в этих регионах, и объявляют о своей решимости всеми силами защищать эти интересы, обеспечивая таким путем свою безопасность.

При подобном подходе понятие «национальная безопасность» по существу приравнивается к понятию «национальные интересы». Это, в свою очередь, порождает своего рода охранительный подход к проблемам обеспечения безопасности, так как в основе этого обеспечения лежит только необходимость защиты национальных интересов от происков врагов.

Теория и практика национальной безопасности базируется на определенной совокупности принципов, вытекающих из анализа триады : интересы угрозы (опасности) – возможные пути обеспечения безопасности (защиты).

Рассмотрим содержание интересов нашего государства в современном мире и определим субъекты национальной безопасности.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных областях, характерных для рассматриваемого периода. Они носят относительно долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в духовном обновлении России, в поддержании общественного согласия.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Функции защиты населения, объектов производственного и социального назначения и окружающей среды от поражающих воздействий оружия, возникающих катастроф (чрезвычайных ситуаций), сформировались в системе государственного регулирования России как насущная и объективная потребность, как и в других странах мира. Они обусловлены накоплением вооружений, применением самых мощных и точных средств поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, существованием потенциальных опасностей и угроз возникновения природных и техногенных катастроф, ежегодным возрастанием их количества и разрушительной силы. Примечательно то, что наше государство вследствие сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций раньше и острее многих других стран осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека, общества и государства от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровень государственной политики.

Проанализируем вторую составляющую триады – угрозы (опасности).

С точки зрения НБ, под угрозой понимается состояние той или иной системы, объекта, при котором жизненно важные интересы личности и общества, окружающая среда находится в опасности. Угрозы в широком смысле рассматриваются как возможные опасности. При этом под опасностями понимаются объективно существующие возможности нанесения какого-либо ущерба личности, обществу, государству. Таким образом, понятие угрозы и опасности близки по своему смыслу и могут применяться в сочетании.

Так, на Западе интересы России, занимающей центральное место на Евразийском континенте, объективно не могут во всем совпадать с интересами других государств, прежде всего США. Восстановление политической и военной мощи России, рост ее влияния в странах СНГ, в Европе не соответствует стремлению Вашингтона закрепить свое лидирующее положение в мире. Следовательно, необходимо учитывать усиление взаимодействия этому процессу. В таких областях, как миротворчество, торговля оружием и некоторых других российско-американские противоречия уже носят острый характер. Источником угрозы является и возможное обострение противоречий в самой Европе. Здесь существуют две культурно-исторические общности – западноевропейская и восточноевропейская, развитие которых характеризуется противоположными тенденциями. В Западной Европе в отличие от Восточной доминирует тенденция к формированию единого в культурно-историческом плане региона, идентификации населения как жителей единого континента. Эта, в какой-то мере, обособленность западных стран и одновременно с этим непонимание проблем интеграции России с ними, очевидно, предполагает создание в перспективе собственной системы безопасности и реализацию своей военной политики.

Возрастает так же вероятность межгосударственных трений и конфликтов из-за территориальных претензий.

В частности, в Польше есть силы, которые способны поставить на повестку дня вопрос о возвращении Белоруссией части Гродненской, Брестской и Минской областей Украиной – части Львовской и Волынской.

претензии к Украине со стороны определенных кругов Словакии (на территорию так называемой Подкарпатской Руси),

в Венгрии (на районы компактного проживания венгров в Закарпатской области – Мукачевский, Береговский, Виноградовский),

в Румынии (на Бессарабию, Северную Буковину, округа Герца, Хотин и острова Змеиный).

а в Норвегии – о пересмотре разграничения континентального шельфа в Баренцевом море.

государствами Балтии претензии к России: со стороны Эстонии – на Печорский район и Заморовье, территорию Кингисеппского района Ленинградской области на восточном берегу реки Нарва; Латвии – на Пыталовский и Палкинский районы Псковской области; Литвы на местность в районе озера Виштитис, Куршскую косу и город Советск.

На Востоке главный узел противоречий лежит в сфере отношений Китай – США – Япония – Россия – и возможно КНДР. С одной стороны, эти государства объективно призваны быть партнерами в конструктивном решении важных политических проблем Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что является главной базой для развития сотрудничества и добрососедства. В частности, Россия и Китай заинтересованы в предотвращении военно-политического доминирования в АТР какой-либо одной державы, а также в недопущении распространения ядерного оружия. С другой стороны, по оценкам экспертов, через 10-15 лет Китайможет оказаться на пороге серьезного демографического и сырьевого кризиса. Очевидно, этим можно объяснить его заинтересованность в сырьевых ресурсах Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Юго-Восточной Азии. И, как следствие продолжает расти нелегальная миграция с территории Китая в стратегически важные районы Забайкалья, Приморья и Хабаровского Края.

Позиция Японии в контексте отношений с Россией постоянно усиливается. Добившись надежного положения на рынках сырьевых ресурсов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Япония уже не проявляет прежнего интереса к оказанию помощи России в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, развитию широкомасштабных экономических и торговых отношений. Вместо этого активизируются попытки использовать экономические и политические рычаги в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Непредсказуемо могут влиять на обстановку в регионе и отношения между такими государствами, как СШАи КНДР.

На Юге угрозу национальной безопасности России несут противоречия, связанные с культурно-историческим и социально-экономическим развитием стран Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока. Обстановка здесь в значительной мере определяется развязыванием 20 марта 2003 года военных действий США и Великобританией против Ирака, а также усилением влияния исламского фундаментализма и попытками реализовать идеи «истинного ислама» не только в регионе, но и за его пределами.

Американский ультиматум Саддаму и начало войны в Ираке смяли международную систему безопасности, основанную на принципах и Уставе Организации Объединенных Наций. Восстановить значение Совета безопасности до прежнего уровня становится практически невозможным. Однополюсный мир с началом войны стал объективной реальностью и России, очевидно, для обеспечения своей собственной безопасности необходимо разрабатывать более гибкую и рациональную политику. Необходимость этого подтверждается военной мощью группировки вторжения в Ирак и высокой оперативностью ее развертывания.

США и их союзники

Сухопутная группировка насчитывала около 255 тыс. чел.

Боевых самолетов - более 1000, из них: стратегических бомбардировщиков - около 50; тактической авиации - 450; палубной авиации – 420; авиации специального назначения - более 70; крылатых ракет воздушного базирования - более 250; беспилотных летательных аппаратов – 5.

Боевых кораблей -125, из них: авианосцев - 6; носителей КР -35 (атомных подводных лодок - 14, надводных кораблей - 21); крылатых ракет морского базирования - более 870.

Прикрытие созданных группировок многонациональных сил от ударов с воздуха осуществляют около 40 зенитных ракетных комплекса («Патриот», «Усовершенствованный Хок», «Шаин-2»). Из них: Кувейт и Саудовскую Аравию прикрывают более 20 ЗРК, юго-восточную часть Турции-3 ЗРК; Израиль и Иорданию-10 ЗРК.

Вооруженные силы Ирака (исключение-численность СВ) значительно уступали по военной мощи антииракской коалиции.

Сухопутные войска: более 250 тыс. человек.

ВВС: боевых самолетов - 22, из них: бомбардировщиков - 5; истребителей ПВО - 120; истребителей-бомбардировщиков -90; разведчиков - 5;

ВМС: боевых кораблей - 6; боевых катеров - более 200.

В боевом составе войск ПВО Ирака имеется ПУ ЗУР - 106, из них: С-75 - 62; С - 125 - 44; орудий зенитной артиллерии, включая СВ, - более 1800.

Война существенно ударила по престижу и интересам России. Она, безусловно, затронула судьбы всех стран и народов СНГ.

Например, можно ли исключать вариант размещения части антииракской группировки в Грузии, так как именно грузинский парламент с началом войны в Ираке законодательно уже предоставил американским военным право полновластного хозяина в стране.

Следовательно, американские интересы в ближайшем будущем будут непосредственно представлены и в российском Северном Кавказе и защита их будет, вероятнее всего, обеспечиваться силовым давлением.

У России, безусловно, есть и политические, и экономические, и военные интересы в Ираке, поскольку он является узловым звеном, связывающим в политике самые различные регионы: Ближний Восток, Индостанский полуостров, Среднюю Азию...

Таким образом, с учетом проведенных исследований и анализа, под национальной безопасностью следует понимать такое состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее жизненно важных интересов. Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

При этом термин «национальная безопасность» является составной частью «региональной» и «международной безопасности». Он включает такие понятия как военная, общественная, экологическая, промышленная, информационная безопасность, а также безопасность жизнедеятельности населения государства.

Отметим, что основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

Соблюдение законности;

Поддержание баланса жизненно-важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Следует подчеркнуть, что изменение взглядов на характер природных и техногенных опасностей и угроз, способы ведения современных войн и вооруженных конфликтов предопределяет необходимость в формировании новых подходов к обеспечению национальной и военной безопасности.

Это можно рассмотреть на примере обеспечения военной безопасности.

В период глобального противостояния двух политических систем требовалось учитывать последствия массированного применения ядерного оружия. В новых же условиях после прекращения «холодной войны» для решения проблем военной безопасности необходимы более гибкие и многовариантные пути, учитывающие возможность агрессии против России с массированным применением высокоточного оружия, широкомасштабный характер разведывательно-подрывных действий в глубине страны, применение новых способов и средств вооруженной борьбы, а также воздействие вторичных поражающих факторов.

К основным особенностям современных войн и вооруженных конфликтов следует отнести:

· широкомасштабное применение высокоточного оружия для огневого поражения важнейших объектов экономики и инфраструктуры;

· массированное информационное воздействие;

· интенсивное проведение террористических актов иррегулярными формированиями в глубине страны.

Особенности ведения современных боевых действий можно проследить на примере Югославии.

В воздушных налетах на Югославию США испытали новейшее оружие Пентагона: «малозаметный» стратегический бомбардировщик В-2А "SPIRIT" и управляемые авиационные бомбы нового поколения «JDAM», в которых используется космическая навигационная система «NAVSTAR», обеспечивающая точность наведения в любых погодных условиях.

За полтора месяца проведения операции стратегические бомбардировщики В-2А совершили 45 вылетов и применили 550 управляемых бомб «JDAM» (в одном вылете самолет может поднять 16 авиабомб).

Впервые в Югославии были применены глубинные управляемые бомбы «GBU » с массой взрывчатого вещества свыше 2200 кг, предназначенные для уничтожения защищенных подземных сооружений.

Бомбы сбрасывались самолетом-носителем с удаления 60-80 км от объекта с рубежа, находящегося вне зоны воздействия большинства комплексов ПВО средней дальности.

Для вывода из строя объектов энергоснабжения и линий электропередач широко использовались специальные авиабомбы - «графитовые бомбы».

Их применение позволяло в ходе одного налета парализовать обеспечение электроэнергией всей территории Югославии.

Снаряжение «графитовых боеголовок» авиабомб легкими и длинными электропроводящими углеводородными волокнами вызывало массовые короткие замыкания, отключения электроснабжения в радиусе «зоны поражения» 200-500 м и создавало колоссальные трудности в работе объектов жизнеобеспечения населения больших городов из-за нарушений систем энерго-, водо-, теплоснабжения, коммунального и медицинского обеспечения, снабжения продуктами питания и работы транспорта.

Для уменьшения влияния метеоусловий на применение высокоточного оружия ВМС и ВВС США использовали системы оружия с лазерным наведением, имеющие комплексные блоки инерциальных навигационных систем.

Для уничтожения запасов топлива и других объектов топливно-энергетического комплекса (бронетанковой техники сухопутной армии Югославии), находившихся на территории Косово, командование ВВС НАТО применило новейшие кассетные противотанковые боеприпасы с инфракрасными системами наведения типа «CBU-97 SFW».

Каждая такая авиационная кассета CBU-97 "несла" 10 суббоеприпасов, с четырьмя независимо действующими малоразмерными поражающими элементами «SKIT».

После раскрытия кассеты и разлета суббоеприпасов в воздухе эти элементы отделяются от них и спускаются к земле на парашютах. Во время спуска инфракрасный датчик «SKIT» ведет поиск цели, обнаруживает ее по тепловому излучению и выдает команду на пуск.

Захватив цель, «SKIT» с помощью специального ракетного ускорителя выстреливается в направлении танка и с колоссальной скоростью (1500 м/с) пробивает его сверху, где броня имеет минимальную толщину.

В целом особенностями боевых действий в Югославии являлись:

· не объявление состояния войны;

· широкое применение новых средств поражения, в т.ч. графитовых авиабомб, бомб электромагнитного импульса и глубокого проникающего воздействия;

· проведение воздушной наступательной операции без ввода сухопутной группировки войск;

· массированное применение высокоточного оружия по объектам тыла и войскам;

· мощное информационно-психологическое воздействие на войска и население;

· высокая интенсивность воздушных налетов (31,3 тыс. вылетов, 24 тыс. сброшенных боеприпасов, в т.ч. 3,8 тыс. управляемых авиабомб и 445 крылатых ракет);

· участие в вооруженном конфликте «иррегулярных» формирований;

· бесконтактные формы боевых действии;

· первоочередное подавление систем ПВО, государственного управления и наиболее важных объектов экономики.

В результате нанесения ударов по объектам экономики и жизнеобеспечения было выведено из строя:

· до 70% объектов оборонной промышленности;

· 70 % мостовых сооружений (11 железнодорожных и 34 автомобильных);

· 35 % объектов энерго- и водоснабжения;

· 40 % жилого фонда Косово, 32 % школ и 88 % больниц.
Всего было поражено 900 целей, в т.ч. 30 - незапланированных.

Общие экономические потери Югославии составили свыше 100 млрд. долларов. Опыт ведения боевых действий против Югославии показывает, что основными проблемами защиты в условиях применения высокоточного оружия являются:

· обеспечение комплексной защиты объектов экономики и жизнеобеспечения с использованием мероприятий по комплексной маскировке и повышению их устойчивости;

· необходимость оказания помощи пострадавшим в режиме «скорой помощи»;

· проведение «локальной эвакуации» из районов, в которых размещены потенциально опасные объекты;

· воздействие вторичных поражающих факторов;

· усиление внимания к оповещению населения и автономному электроснабжению;

· обеспечение жизнедеятельности беженцев;

· обеспечение психологической устойчивости населения в зонах военных действий.

Структура военной безопасности и роль различных государственных структур и МЧС России в обеспечении защиты и выживания населения в военное время показаны на рис. 1.2.1 .

На схеме видно, что «активными компонентами» обеспечения национальной безопасности в военное время являются Минобороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, федеральные органы исполнительной власти (в плане обеспечения мобилизации экономики и поставки мобилизационных ресурсов). Силы этих ведомств призваны отражать агрессию, локализовывать и ликвидировать вооруженные конфликты, охранять границу и вести контртеррористическую борьбу на своей территории.

К «пассивным компонентам» относятся силы МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решающих задачи гражданской обороны.

Основными задачами системы гражданской обороны являются .

· оповещение населения об опасностях;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, которые необходимы для выживания населения и устойчивого функционирования экономики в военное время;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение мероприятий в соответствии с требованиями световой и других видов маскировки.

Совершенно очевидно, что гражданская оборона должна быть готова к защите населения в условиях применения, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения.

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления(функции):

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

В соответствии с указанными направлениями Концепция национальной безопасности определяет задачи в обеспечении национальной безопасности РФ:

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

– подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

– обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной вла– сти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– обеспечение равноправного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

– подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;

– коренное улучшение экологической ситуации в стране. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью и криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.


Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: А. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Б. Единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.

В. Приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

Г. Реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

Д. Соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

Е. Сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

2. Цель и задачи обеспечения национальной безопасности РФ.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;

Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

Адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

Развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

3. Внешние, внутренние и трансграничные угрозы для РФ.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы. Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Трансграничные угрозы включают в себя:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Сущность и содержание национальной безопасности

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.

Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в . В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.

В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

  • безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
  • общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;
  • государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».

В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией, «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

* Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей. национальный безопасность угроза

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

  • * реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • * обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • * обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • * укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • * обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • * подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • * укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • * принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • * выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
  • * усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
  • * укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
  • * привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
  • * расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;
  • * содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
  • * достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
  • * выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
  • * адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
  • * содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
  • * развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;
  • * противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
  • * пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
  • * осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;
  • * предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  • * предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • * экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • * безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • * создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;
  • * совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;
  • * совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  • * противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности5.

В структуру системы национально-государственной безопасности входят:

К органам национальной безопасности относятся:

  • * органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
  • * органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
  • * органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
  • * органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;
  • * органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
  • * органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

К силам национальной безопасности РФ относятся:

  • * внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
  • * внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.

Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

  • 1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.
  • 2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.
  • 3. Осуществление силовых операций мирного времени.
  • 4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

  • * способность осуществить стратегическое сдерживание;
  • * высокая боевая и мобилизационная готовность;
  • * стратегическая мобильность;
  • * высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;
  • * высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

  • 1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.
  • 2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.
  • 3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).
  • 4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
  • 5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
  • 6. Совершенствование военной науки и военного образования.
  • 7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

  • * несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;
  • * Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;
  • * существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России.

А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности его Вооруженных Сил.

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера6.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

  • * государственной защите национальных интересов;
  • * национальной дипломатической политике;
  • * поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;
  • * быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;
  • * готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:

  • * мирного времени;
  • * повышенной готовности;
  • * чрезвычайного положения;
  • * военного времени.

^ Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

^ Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

^ Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.


Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.


Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на взаимосвязи Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.


Стратегия является базовым документом по планированию развития всей системы обеспечения национальной безопасности РФ, в ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.


Основная задача Стратегии НБ состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.


В Стратегии даны следующие ключевые понятия, важные и для курса БЖ:

  1. "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;
  2. "национальные интересы РФ" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
  3. "угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства;
  4. "стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
  5. "система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
  6. "силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
  7. "средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах:

  1. внутриполитической,
  2. экономической,
  3. социальной,
  4. в сфере науки и образования,
  5. в международной,
  6. духовной, информационной,
  7. военной, оборонно-промышленной
  8. в экологической сфере,
  9. в сфере общественной безопасности.

В Стратегии НБ РФ отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.


На обеспечение национальных интересов РФ негативное влияние будут оказывать: вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.


Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.


Внимание международной политики будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.


В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников.


Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.


Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.


Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.


В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.


Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо:

  1. обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие;
  2. повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики;
  3. поднять качество работы органов государственной власти;
  4. сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами РФ права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

В Стратегии четко определены Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты


Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

  1. в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  2. в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
  3. в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.


Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

  1. повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  2. экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  3. наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  4. экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  5. стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Важнейший посыл Стратегии - состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения НБ.


В Стратегии выделены девять сфер жизнедеятельности, внутри которых реализуются усилия по обеспечению НБ страны. Причем внутри каждой сферы в Стратегии рассматриваются несколько подсистем НБ (мы их выделяем полужирным шрифтом: военная, государственная, общественная, пограничная, энергетическая, продовольственная и т.д.). В качестве первой сферы жизнедеятельности страны названа оборонительная. Без нее все остальные теряют смысл, если чужой субъект подчинит себе ресурсы страны.