Все о тюнинге авто

Становление международного уголовного права. Международное уголовное право Становление международного уголовного права

Международное уголовное право - это система принципов и норм, регу­лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотрен­ными международными договорами.

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие :

* запрещение агрессивной войны;

* неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, ко­торое по международному праву считается преступным;

* если государство не устанавливает наказания за действия, которые меж­дународным правом отнесены к категории преступлений против мира и челове­чества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

* должностное положение лица, совершившего международное преступле­ние, не освобождает его от личной ответственности;

* исполнение лицом преступного приказа своего правительства или началь­ника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

* каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступ­лении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

* неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

* международные принципы осуществления правосудия по уголовным де­лам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)

Вопрос 71 Классификация уголовных преступлений международного характера Реализация этих общих задач и содержание международно-правовых норм обусловлены характером преступлений, которые делятся на две большие группы:

* международные преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым отно­сятся агрессивная война, апартеид и т.д. (см. выше);

* преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот нарк. и т.д.).

В соответствии с объектом международные преступления делятся на:

*преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);

* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение и т.д.);

* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).

Внутреннюю классификацию имеет и группа преступлений международного характера :

* преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные действия, совершаемые на борту воздушного судна; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; незаконное радио- и телевещание);

* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; неле­гальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);

* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работор­говля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);

* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской раз­бой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);

* военные преступления международного характера (применение запрещен­ных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).

Несмотря на большое количество разновидностей преступных деяний. вхо­дящих в две вышеозначенные группы, тем не менее в каждой из них можно выде­лить несколько наиболее важных, серьезных, представляющих повышенную опас­ность для государств .

1. Агрессия . В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи­мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

* вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой временный характер она не носила бы, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

* бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

* блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

* нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

* применение вооруженных сил одного государства, находящихся на терри­тории другого государства по соглашению с принимающим государством, в на­рушение условий, предусмотренных в соглашении или любое продолжение их продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия со­глашения;

действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

* засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения во­оруженной силы против другого государства, носящих серьезных характер.

2. Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра­совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез­ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко­торые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль­ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы­дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

3. Наемничество . - это лицо, которое: специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, глав­ным образом соображениями личной выгоды; не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в кон­фликте; не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выпол­нения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав воору­женных сил.

4. Борьба с “отмыванием” доходов , полученных от преступной деятель­ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон­фискации доходов от преступной деятельности содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно : конверсия или передача материальных ценностей с целью скрыть их неза­конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед­ствий деяния (напр. конфискации имущества); утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз­мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

5. Борьба с подделкой денежных знаков . Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен; покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предме­тов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

6. Борьба против незаконного оборота наркотических и психотропных ве­ществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом определяет преступления в этой области:

преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготов­ление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распро­дажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная пере­правка; культивирование опиумного мака, кокаинового куста или растения канна­бис в целях производства наркотических средств; хранение или покупка любого НС или ПС для вышеозначенных целей;

Вопрос 72 . Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью .

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных инди­видами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой та­кого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в дого­воре хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса 2 говорилось: “Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации по­стоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмени­ваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между госу­дарствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего право­охранительные органы различных государств не могут успешно бороться с от­дельными видами преступлений, прежде всего с организованной преступностью.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество . Здесь наибольшее распространение полу­чили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосудар­ственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ве­домств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением инте­ресов и характеров отношений стран определенного региона В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: страны Со­дружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система много­сторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Определить место и значение международной правоохранительной деятельности на международной арене.

3. Изучить структуру и функции и Интерпола.

4.Изучить структуру, состав и полномочия деятельности Международного уголовного суда.

Учебно-методическое обеспечение:

Лекционные тетради

Терминологические словари

Вопросы семинарского занятия по теме 11 :

1. Понятие и становление международного уголовного права

2. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью

3. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

4. Международный уголовный суд

1. Понятие и становление международного уголовного права

Важным условием прогресса государств является успешная борьба с преступностью, которая относится к их внутренней функции. Однако давно известны преступления, которые посягают не только на государственный, но и на международный правопорядок. Поэтому борьба с ними требует совместных усилий и особых форм международного сотрудничества.

В процессе сотрудничества государства решают задачи согласования вопросов квалификации отдельных преступлений, координации мер по их пресечению и предупреждению, определению юрисдикции, обеспечению неотвратимости наказания, оказанию правовой помощи по уголовным делам и т.п.

Эти отношения регулируются международным уголовным правом (МУП), котороепредставляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи по уголовным делам и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами.

Международное уголовное право имеет ряд особенностей, отличающих его от национального уголовного права:

1. Предметом его регулирования является сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью.

2. МУП носит комплексный характер, т.е. его источники включают нормы уголовного права, уголовного процесса и уголовно-исполни­тельного права. При этом в основе лежит предупреждение преступности, поэтому МУП включает в себя международную криминологию.

3. Нормы МУП, устанавливающие преступность и наказуемость деяний, в некоторых случаях имеют обратную силу.

4. Субъектами МУП являются не только физические, но и юридические лица и государства.

В зависимости от степени международной опасности, объекта преступного посягательства и других признаков уголовные преступления международного характера подразделяют на следующие основные группы:

1. Преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм, захват заложников, преступления на воздушном транспорте, хищения ядерного материала, наемничество, пропаганда войны и др.



2. Преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств: фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, нарушения правового режима исключительной экономической зоны и континентального шельфа, хищения культурных ценностей народов и др.

3. Преступные посягательства на личные права человека: рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, эксплуатация проституции третьими лицами, распространение порнографии, пытки, систематические и массовые нарушения прав человека и др.

4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство, разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание из открытого моря, столкновение морских судов, неоказание помощи на море, загрязнение моря вредными веществами и др.

5. Военные преступления международного характера: применение отдельными лицами запрещенных средств и методов ведения военных действий, насилие над населением в районе боевых действий, незаконное ношение или злоупотребление знаками Красного Креста, Красного Полумесяца, мародерство, плохое обращение с военнопленными, небрежное исполнение обязанностей в отношении раненых и больных, совершение действий, направленных во вред другим военнопленным, и т.д.

Международная борьба с преступностью осуществляется в следующих формах:

1) признание международной опасности определенных уголовных преступлений и принятие государствами обязательств о наказании и выдаче лиц, совершивших такие преступления, независимо от того, на какой территории преступление произошло, против кого оно было направлено и гражданином какого государства оно было совершено;

2) оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории преступников и передача их заинтересованному государству для суда и осуществления наказания;

3) оказание помощи в деле получения необходимых материалов по уголовному делу (выполнение различных следственных поручений других государств по собиранию и фиксации доказательств);

4) совместное изучение государствами проблем преступности и мер по борьбе с ней (созыв и проведение международных конгрессов, создание соответствующих международных организаций);

5) оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении их (осуществляется главным образом ООН путем направления соответствующих экспертов);

6) обмен информацией о приговорах, вынесенных гражданам другой стороны, и по иным вопросам;

7) исполнение приговоров (социальная реабилитация осужденного наиболее перспективна в его стране – для этого целесообразно заключение двусторонних соглашений о передаче иностранных заключенных).

Основными нормативными источниками МУП являются:

– Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.;

– Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г.;

– Европейская конвенция о международном признании судебных решений по уголовным делам 1970 г.;

– Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

– Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

2. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмена оперативной и правовой информацией, а также проведения совместных профилактических мероприятий.

В настоящее время большое распространение получили такие опасные для международного правопорядка деяния, как международный терроризм, преступления на воздушном транспорте, наемничество, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, рабство, работорговля и пытки. Рассмотрим подробнее международную борьбу с международным терроризмом и рабством как один из наиболее ярких примеров.

Международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами. Для современных международных отношений наиболее опасным видом терроризма является политический терроризм. В системе ООН был создан Специальный комитет по международному терроризму в составе 35 человек. В примерный перечень актов международного терроризма входят: убийства глав иностранных государств и правительств, дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой; взрывы и обстрелы помещений посольств, миссий, представительств, штаб-квартир международных организаций; нападения на жилые помещения и транспортные средства указанных лиц; диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.

Субъектами преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или преступные организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступлений. Форма вины может быть только умышленная, а целью является стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.

Нормы МУП обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которых совершены теракты, или судить их по своим законам.

Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество по борьбе с ними начало складываться в начале XIX в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. – договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. В 1926 г. была принята Конвенция о рабстве. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не учитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить своего состояния (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены каторжные работы даже по приговору суда.

3. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

В 1923 г. в Вене был созван Международный полицейский конгресс, в работе которого приняли участие 138 представителей из 20 стран, в основном европейских, а также Японии, Китая и США. Конгресс принял решение об учреждении Международной комиссии уголовной полиции, а также ее устав. Штаб-квартира организации разместилась в Вене.

Период с 1923 по 1941 г. характеризуется организационно-право­вым становлением Комиссии. Была создана система учета «особо опасных лиц», а также картотека «международных преступников», которая в 30-е гг. ХХ в. насчитывала свыше 100 тыс. человек. Сотрудничество стран в тот период ограничивалось только обменом информацией.

Вторая мировая война приостановила деятельность Комиссии, которая возобновилась только в 1946 г. Однако она уже не отвечала требованиям и реалиям современной жизни. Поэтому в 1954 г. участники сессии Комиссии приняли решение о разработке и принятии нового устава организации. Новый устав был принят в 1956 г. в Вене. Он закрепил новое название организации – Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая стала международной межправительственной организацией. Местом ее пребывания является г. Лион (Франция).

Целями Интерпола являются:

– обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках национального законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

– создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Интерпол осуществляет свою деятельность на основе принципов невмешательства во внутренние дела государств, уважения законодательства государств и международного права, недопустимости вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол прежде всего осуществляет преследование по уголовным преступлениям. Политические преступления, преступления против мира, человечности и военные преступления не являются предметом его интересов.

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

– обеспечение взаимодействия органов внутренних дел государств в борьбе с преступностью;

– собирание и систематизация уголовно-розыскной и иной криминалистической информации;

– участие в международном розыске;

– информирование национальных полицейских;

– борьба с преступлениями против личности и собственности;

– борьба с организованной преступностью и терроризмом;

– борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, драгоценных металлов и камней;

– борьба с торговлей людьми, проституцией;

– борьба с преступлениями сексуального характера и в отношении несовершеннолетних;

– борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством;

– борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-фи­нансовой деятельности.

Структура Интерпола включает в себя: Генеральную ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, национальные центральные бюро, институт советников.

Интерпол тесно сотрудничает с другими международными организациями, прежде всего с системой органов ООН, региональными и неправительственными организациями. В частности, он принимает активное участие в разработке проектов международных конвенций в сфере международной борьбы с преступностью в рамках работы различных международных организаций и конференций (например, Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).

4. Международный уголовный суд

Важнейшим фактором в деле придания системе международного уголовного права характера целостности и завершенности является учреждение независимого постоянно действующего судебного органа ООН – Международного уголовного суда. Международный уголовный суд (МУС) призван стать органом международной уголовной юстиции. Статут МУС был принят в Риме 17 июля 1998 г., в нем определены виды международных преступлений, порядок работы Суда и способы его взаимодействия с государствами.

Генеральный секретарь ООН в своем выступлении на церемонии подписания Статута МУС 17 июля 1998 г. сказал: «Учреждение Суда все еще дает надежду будущим поколениям и является гигантским шагом вперед на пути к торжеству всеобщего закона о правах человека».

Статут Международного уголовного суда должен был вступить в силу после ратификации его 60 государствами. 12 апреля 2002 г. этот рубеж был перейден – представители 10 государств на специальной церемонии в Нью-Йоркской штаб-квартире ООН передали Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану ратификационные грамоты. Число стран, которые ратифицировали Статут, было доведено до 66.

Статут МУС определил юрисдикцию в отношении следующих преступлений:

1) геноцид;

2) преступления против человечности;

3) военные преступления;

4) преступления агрессии.

Юрисдикция МУС распространяется только в отношении физических лиц.

Структура суда следующая:

1) Президиум;

2) Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства;

3) Канцелярия Прокурора;

4) Секретариат.

Местом пребывания МУС является г. Гаага (Нидерланды).

Темы для доклада:

1. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.

2. Правовой статус Интерпола.

3. Институт экстрадиции.

Международное уголовное право (МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.

Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность - оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Поэтому глава о МУП и поставлена вслед за главой о праве международной ответственности.

Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. В ходе Нюрнбергского процесса подчеркивалось, что преступления против международного права совершаются физическими лицами. Таким образом, речь идет о важном шаге в развитии механизма функционирования международного права и о его значительной зрелости.

В научной литературе встречаются концепции МУП, согласно которым оно включает не только международные нормы, но и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Распространенность таких концепций объясняется тесной связью международного и внутреннего уголовного права. Подобный конгломерат норм различной правовой природы невозможен. Однако в учебном процессе совместное изложение того и другого является вполне оправданным.

МУП - новая отрасль международного права. Вместе с тем задолго до появления международного права государства сотрудничали в борьбе с преступностью.

Для рабовладельческих государств наибольшую опасность представляли восстания рабов. Поэтому они заключали договоры о взаимном содействии в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1926 г. до н.э.) говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.

В литературе концепция МУП появилась на рубеже XIX-XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.

Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что МУП «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»1. Как видим, понятие МУП было весьма ограниченным.

Начало формированию МУП было положено принятием после Второй мировой войны уставов международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского). Уставы предусмотрели прямую ответственность физических лиц по международному праву за наиболее тяжкие преступления, на их основе были учреждены международные уголовные суды, реализовавшие эту ответственность.

В последующие годы были заключены десятки многосторонних конвенций о борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности ООН учредил международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. В 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда.

В становлении МУП важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь МУП, отмечает, что «во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад»2. Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим.

В наше время перед МУП встала новая задача большого значения - борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.

Особенно остро проблема стоит в России и других странах СНГ. Организованная преступность контролирует не менее 40-60% частных предприятий, 6% государственных предприятий и до 85% банков. Имеющиеся в ее распоряжении возможности используются для коррумпирования государственного механизма вплоть до высших эшелонов власти. Об уровне коррумпированности госаппарата и об ущербе, причиняемом ею экономике, говорит уже тот факт, что около 50% получаемой прибыли предприниматели тратят на взятки чиновникам. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире. Все это ложится тяжким бременем на плечи российского народа. Утечка капиталов из России превысила 350 млрд долл., сейчас ежемесячно она превышает 1 млрд долл.

Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается «расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере».

Организованная преступность сумела использовать в своих интересах не только экономическую, но также и политико-правовую систему современного общества. Она постоянно совершенствует свои формы и методы, ставит себе на службу новейшие достижения науки и техники, а также высококвалифицированные кадры. Характерной чертой организованной преступности является широкое использование международных связей.

В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: «Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам».

Борьба с организованной преступностью требует все более активного сотрудничества государств. Этой проблеме растущее внимание уделяет ООН. В 1994 г. впервые в истории в Неаполе была созвана конференция на высшем уровне, которая приняла Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.

Значительная роль МУП в рамках сотрудничества в борьбе с организованной преступностью ставит перед отраслью исключительно сложные задачи. Этим предопределяется интенсивность развития и рост значения этого права.

По мнению МНОГИХ ученых, МУП находится на стадии активного формирования и развития. Можно выделить несколько этапов становления в исторической прогрес­сии, поскольку некоторые из его институтов получили свое нача­ло еще в период возникновения государства и права.

I этап. Период рабовладельческого строя и феодализма, ко­гда появились отдельные межгосударственные нормы в отноше­нии конкретных преступлений. Характерно двустороннее со­трудничество, главной целью которого, в первую очередь, явля­ется защита внутренних государственных интересов. Еще в рабо­владельческих государствах правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний и других выступлений рабов.

Договор 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хаттушичем III и египетским фараоном Рамсесом II - содержит нормы о пресечении восстаний и выдаче преступников.

Подобные соглашения заключались и другими рабовладель­ческими государствами: Месопотамия, Рим, Греция. В этот же пе­риод появились нормы обращения с военнопленными и их обмене.

С момента образования государства восточные славяне за­ключали с соседними государствами договоры об оказании со­действия по уголовно-правовым вопросам.

Договор Князя Олега с Византией 911 г. - содержит вза­имные обязательства по уголовному преследованию и наказанию за убийства, телесные повреждения, кражи, грабежи и другие преступления.

В ряде договоров предусматривались вопросы выдачи пре­ступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Во­просы экстрадиции предусматривались договорами многих евро­пейских государств средневековья.

Договор 1303 г. между королями Англии и Франции.

Однако международные обычаи и договоры периода рабо­владения и феодализма не разрешали государствам распростра­нять свое право и юрисдикцию на территорию других стран. В этот период складывались основы международного обычая пре­доставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, в том числе иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства. Существенно изменяется содержание института вы­дачи преступников, что обусловлено узаконением права убежи­ща, которое включало невыдачу властям лиц, преследуемых за политические убеждения.

II этап. Период развития капитализма - развитие межгосу­дарственных отношений потребовал усиления международно- правового взаимодействия уже в интересах межгосударственных отношений, но ограниченного круга участников - в основном двусторонние соглашения. К тому же происходит постепенная гуманизация общества и появление норм, устанавливающих пра­вила ведения военных действий, нарушение которых рассматри­вается как преступление.

Активное формирование национального уголовного права свойственно периоду буржуазно-демократических революций, при этом во многих странах виды преступлений совпадали, и го­сударствам не составляло особого труда договориться о правовой помощи по уголовным делам.

Одним из древнейших преступлений международного ха­рактера является пиратство, за которое осуществлялось уголов­ное

преследование в древнем Риме и древнем Китае. Пираты за­нимались не только морским разбоем, но и работорговлей. Одна­ко в начале XIX века мировое сообщество стало активно осуж­дать еще существовавшую в ряде стран торговлю людьми. Под давлением общественности и произошедших в тот период раз­личных исторических событий (война Севера и Юга в Америке) впервые получила осуждение торговля африканцами на Венском Конгрессе 1815 г. А в 1842 г. Лондонский договор между Велико­британией, Пруссией, Россией и Францией приравнял работор­говлю к пиратству. Участники этого договора предоставили во­енным кораблям своих стран право останавливать и проводить обыск судов под флагом государства-участника в случае подоз­рения в работорговле, освобождать невольников и передавать виновных для привлечения к уголовной ответственности. Впо­следствии было принято еще несколько международных согла­шений, предусматривающих действия государств-участников по пресечению работорговли 4 .

Развивалось и международно-правовое регулирование во­просов выдачи преступников. Именно этот институт междуна­родного уголовного права был наиболее развит в тот период.

С возникновением буржуазии и развитием капиталистиче­ских отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появ­ляются нормы о преступлениях против мира, против добрососед­ства государств, именуемых сегодня международными преступ­лениями. Конечно, данные нормы того времени преследовали главным образом цель обеспечения национальной внешней безо­пасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами. В то же время они содействовали формированию международно-правовых норм и обычаев по борьбе с междуна­родными преступлениями против мира, поддержания дружеских отношений между государствами.

Французский Кодекс 1791 г., Кодекс Наполеона 1810 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. России.



Развитие национального уголовного законодательства госу­дарств в XIX в. происходит под влиянием международных свя­зей. Увеличивается число преступлений с иностранным элемен­том. Государства все больше предусматривают в своих законах уголовную ответственность за преступления, борьба с которыми требует координации и международного сотрудничества стран всего мирового сообщества.

В сферу международного сотрудничества государств в об­ласти борьбы с преступностью стали входить не только вопросы об экстрадиции, действии закона в пространстве, но и о противо­действии ряду преступлений международного характера, пират­ство, работорговля, подделка денежных знаков, столкновение морских судов и неоказание помощи на море.

В 1889 г. по инициативе европейских криминалистов был учрежден Международный союз уголовного права, который вы­ступил с призывом ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования международного уголовного права, изучать и подавлять международные преступления путем проведения со­гласованных государствами международных полицейских меро­приятий 5 .

Концепция международного уголовного права появилась на рубеже XIX-XX вв. Собственно международные уголовно- правовые нормы находились еще только на стадии зарождения, государства искали пути решения вопросов о подсудности, нака­зания, определения деяний, посягающих на интересы нескольких государств, представляющих угрозу стабильности межгосударст­венных отношений. В этот период активно развивается наука ме­ждународного права, в том числе в уголовно-правовых вопросах (Ф. Ф. Мартене, Н. С. Таганцев, И. М. Корнуков).

Концепция международного уголовного права основывалась больше логическими рассуждениями о необходимости такой от­расли международного права. Основными вопросами концепции были разграничение уголовной юрисдикции государств и право­вая помощь. По мнению профессора Ф. Ф. Мартенса, междуна­родное уголовное право включает в себя совокупность юридиче­ских норм, определяющих условия международной судебной по­мощи

государств друг другу при осуществлении ими своей кара­тельной власти в области международного общения.

III этап. Период двух мировых войн, результаты которых потребовали создания концепции международной безопасности, защиты гражданского населения, разработки общих межгосудар­ственных стандартов преследования военных преступников. По­слевоенное время характеризуется и развитием международно- правового регулирования преступлений международного харак­тера, которые мешают нормальному экономическому и социаль­ному развитию государств, влияют на их безопасность, что отра­жается и на мировом сообществе в целом. Активно развивается и доктрина международного уголовного права.

На развитие международного права вообще и международ­ного уголовного права в частности, повлияла Первая мировая война. Подтвердилась необходимость наказания виновников войны.

Версальский мирный договор 1919 г. - установил уголов­ную ответственность физических лиц за совершение преступле­ний против мира и других деяний, выходящих за рамки нацио­нального уголовного законодательства.

С учетом этого документа были разработаны проекты доку­ментов для привлечения к уголовной ответственности кайзера Вильгельма II и его соратников за военные преступления. Однако ввиду нечеткости формулировок преступных деяний, неясности порядка формирования и деятельности суда, полномочного рас­сматривать подобные дела, а также в силу того, что необрати­мость ответственности за агрессию не стала еще принципом ме­ждународного уголовного права, указанные лица остались безна­казанными.

В 1927 г. в Варшаве была проведена I Международная кон­ференция по унификации уголовного права. В результате ее дея­тельности к преступлениям международного характера, пося­гающим на международный правопорядок, были отнесены: пи­ратство, работорговля, торговля женщинами и детьми, порногра­фия, незаконные оборот наркотических средств, подделка метал­лических денег и государственных ценных бумаг. На последую­щих конференциях предпринимались попытки определить поня­тие международного терроризма, унифицировать нормы о выдаче преступников и праве политического убежища, о защите куль­турных ценностей народов.

Постепенно в этот период разрабатываются и нормы о меж­дународных преступлениях. В Декрете о мире 1917 г. Советской России впервые было заявлено, что агрессия является величай­шим преступлением против человечества. Первым многосторон­ним международным договором, запретившим агрессию и объя­вившим ее международным преступлением, был Парижский пакт 1928 г. (Пакт Бриана - Келлога), в котором нет самого понятия агрессии.

Началом кодификации международного уголовного права является принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. и вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом глав­ным нацистским преступникам. Уставом Нюрнбергского трибу­нала была проведена классификация международных преступле­ний. Выделены преступления против мира, военные преступле­ния и преступлениям против человечества. Эти нормы в послед­ствии получили закрепление и в Уставе Международного воен­ного Токийского трибунала 1946 г. А Генеральная Ассамблея ООН специальной резолюцией 1946 г. подтвердила принципы международного права, закрепленные в Уставе Нюрнбергского трибунала и воплощенные в приговоре трибунала в качестве об­щепризнанных.

Уточнение перечня международных преступлений было да­но в Конвенции 1968 г. «О неприменении сроков давности к во­енным преступлениям и преступлениям против человечества». Устав ООН подтвердил принципы международного права и за­претил применение силы в межгосударственных отношениях.

В настоящее время концепция международного уголовного права является общепризнанной в доктрине и закреплена в ряде решений ГА ООН. В одной из резолюций ГА ООН отмечается

необходимость дальнейшего развития МУП в целях обеспечения успешной борьбы с международной преступностью.

Во второй половине XX века были разработаны и приняты важные международно-правовые нормы в области международ­ного уголовного права. Определенный вклад в развитие институ­та международных преступлений внесла Комиссия международ­ного права (1947 г.), которая по поручению ГА ООН занимается, и по сей день, разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Этап IV. Период конца XX в. и по настоящее время - необ­ходимость пересмотра существующего порядка международной безопасности, усиления межгосударственных действий против международных преступлений, появление более жестких между­народно-правовых норм (Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция о борьбе с ме­ждународным терроризмом и др.).

Конец XX в. характеризуется развитием крупных нацио­нальных конфликтов, решение которых в результате перешло на международный уровень, поскольку в определенный момент воз­никла необходимость поддержать определенный уровень между­народной безопасности.

В 1993 г. Советом Безопасности ООН был принят Устав Международного трибунала по Югославии; в 1994 г. - Устав Международного трибунат по Руанде. В 1998г. на дипломати­ческой Конференции полномочных представителей государств под эгидой ООН был принят Статут Международного уголов­ного суда, основная цель которого привлечение к уголовной от­ветственности физических лиц, совершивших преступления про­тив мира и безопасности человечества (международные преступ­ления). Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г. На сегодняшний день уже несколько дел находится на стадии расследования меж­дународным уголовным судом.

Рассматриваемый период характеризуется и продолжением кодификации преступлений международного характера посред­ством принятия международных Конвенций:

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.;

Конвенция ООН против транснациональной организован­ной преступности 2000 г.;

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепара­тизмом и экстремизмом 2001 г.;

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. и другие международные соглашения.

Государства сотрудничают в области борьбы с международ­ной преступностью и на региональном, двустороннем уровне. Совет Европы принял Конвенцию о легализации доходов от пре­ступной деятельности 1990 г., Конвенцию об уголовной ответ­ственности за коррупцию 1999 г. и др.

В настоящее время существует большое количество между­народных соглашений государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы несколь­ких государств. Определенный толчок развитию межгосударст­венных отношений по борьбе с преступностью дали трагические события сентября 2001 г. и последующие террористические акты, произошедшие в разных странах мира. В результате было усо­вершенствованно национальное законодательство ряда госу­дарств, приняты международные конвенции, а по некоторым во­просам страны стали более активно и плодотворно сотрудничать.

В качестве заключения по рассмотрению вопроса становле­ния международного уголовного права следует привести пози­цию В. П. Панова: «Становление и развитие международного уголовного права осуществляется вследствие постоянного роста международной преступности. Являясь вынужденной и необхо­димой мерой, сотрудничество государств в этой сфере постоянно совершенствуется на правовой основе... Количество преступле­ний, посягающих на международный правопорядок растет. Ос­новным объектом их преступного посягательства является меж­дународное право как регулятор отношений и в сфере борьбы с преступностью».

Международное уголовное право представляет собой систему прин­ципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с пре­ступлениями, предусмотренными международными договорами.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что международное уголовное право сформировалось именно как отрасль международного права.

Становление данной отрасли международного права можно отнести к XIX в.

Однако отдельные институты этой отрасли международного права начали формироваться гораздо раньше. Прежде всего это относит­ся к институту экстрадиции (выдачи преступников). Еще в 1296 г. до н.э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов, которые по законам того времени являлись преступниками. Договор гласил: «Если кто-либо убе­жит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задер­живать, но вернет в страну Рамсеса»1.

Но наибольшую активность в вопросах сотрудничества по борьбе с уголовными преступлениями международного характера государства проявили именно в XIX в. Примером тому Венский конгресс 1815 г., на котором была принята специальная Декларация в отношении рабства и работорговли. В 1818 г. Аахенский конгресс рабство и работорговлю признал преступной. Буквально через два десятка лет договором между Россией, Австрией, Англией, Францией и Пруссией (1841 г.) работор­говля была приравнена к пиратству и военным кораблям стран - участ­ниц договора была предоставлена возможность останавливать и обыски­вать подозреваемые в работорговле суда, освобождать рабов и предавать виновных органам правосудия.

На рубеже вв. в отечественной науке международного пра-

ва вопросами становления международного уголовного права занима­лись Н. М. Коркунов и Ф. Ф. Мартене. Н. М. Коркунов обосновал необ­ходимость совершенствования международного уголовного права, а Ф. Ф. Мартене посвятил международному уголовному праву отдельную главу в своей книге «Современное международное право цивилизован­ных народов»2.

В целом в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права. В этом плане научная литература весьма обширна. Проблемы ме­ждународного уголовного права освещались А. М. Бастрыкиным, И. П. Блищенко, С. В. Бородиным, Л. Н. Галенской, В. Э. Грабарем, Н. В. Ждановым, Г. В. Игнатенко, Л. В. Иногамовой-Хегай, И. И. Карпе-цом, Е. Г. Ляховым, В. О. Меркушиным, Л. А. Моджорян, В. С. Овчин-

Цит. по: Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 8.

Коркунов Н. М. Опыт конструкции международного уголовного права // Журнал уголовного и гражданского права. СПб., 1889. № 1; Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб.. 1905. Т. 2.

§ 1. Понятие и становление международного уголовного права

ским, В. П. Пановым, Н. И. Пашковским, К. С. Родионовым, В. В. Усти­новым и др.

Следует отметить, что специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уголовно-право­вые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступно­го характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных от­ношений.

Можно сказать, что вопрос о преступности действий как госу­дарственных органов, так и физических лиц возник в рамках международного права прежде всего в связи с войнами, наносящими не­поправимый ущерб государствам и всему мировому сообществу. Пре­ступность войны, противоправные методы ведения вооруженных кон­фликтов - вот та база, на которой начали возникать международные нормы уголовной ответственности физических лиц.

Началом кодификации международного уголовного права можно считать принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала. Далее процесс кодификации нашел свое отражение в Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе Международного трибунала по Югославии 1993 г., Уставе Международного военного трибунала по Руанде 1994 г. и Статуте Международного уголовного суда 1998 г.

Огромную роль в становлении международного уголовного права сыграли конвенции о запрете рабства и работорговли; преступности и наказуемости фальшивомонетничества; терроризма; незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ и др. Данные до­говоры, а также соглашения о правовой помощи по гражданским, се­мейным и уголовным делам и соглашения о выдаче преступников со­ставляют основной массив источников международного уголовного права.

Фундаментом международного уголовного права, стержнем его систе­мы являются общие и специальные принципы. В качестве общих прин­ципов данной отрасли следует назвать принцип неприменения силы и уг­розы силой, принцип мирного разрешения международных споров, прин­цип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Ус­таве Международного военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод чело­века 1950 г. и др. Специальные принципы можно разделить на две груп­пы, в зависимости от источников закрепления.

К первой группе относятся принципы, признанные Уставом Между­народного военного трибунала 1945 г.: запрещение агрессивных войн; неотвратимость уголовного наказания за преступления против междуна­родного права; должностное положение лица, совершившего междуна­родное преступление, не освобождает его от персональной ответствен­ности; если государство не устанавливает наказания за действия, кото­рые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождаю­щим виновного от международной уголовной ответственности; непри­менение сроков давности к военным преступникам и др.

Глава XX. Международное уголовное право

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, ленные в актах, направленных на защиту прав и основных свобод чело­века. К ним относятся: презумпция невиновности; запрещение пропа­ганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; принуждение к даче показаний и признанию своей вины; осуществление правосудия только судом; гласность судебного разбирательства; равенст­во лиц перед законом и судом; право на защиту, на бесплатного перево­дчика в суде, на обжалование приговора суда; право лишенных свободы на гуманное обращение и уважение достоинства.

Таким образом, международное уголовное право представляет собой систему общепризнанных международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество между субъектами международного права по предупреждению преступлений и привлечению виновных физических лиц к ответственности за совершение международных преступлений и преступлений международного характера, оказанию судебной помощи, проведению расследования, уголовного преследования и судебного разби­рательства, применению и исполнению меры наказания, обжалованию и пересмотру судебных решений.

Еще по теме § 1. Понятие и становление международного уголовного права:

  1. § 2. Международное уголовное право в системе национального уголовного права России
  2. § 3. Международное уголовное право в системе национального уголовного права зарубежных государств

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -