Все о тюнинге авто

§3. Предупреждение преступлений против собственности. Основные направления предупреждения преступлений против собственности Предупреждение и раскрытие преступлений против собственности

Предупреждение имущественных преступлений связано прежде всего с совершенствованием существующих общественных отношений, главным образом в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения. Поскольку наше общество начинает ориентироваться на рыночную экономику, то имущественное неравенство как одно из основных противоречий в детерминации корыстной преступности является неизбежным и неустранимым. Однако и в этих условиях возможно определенное сглаживание, нейтрализация неравенства. Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной и своих детей жизнедеятельности. Государство должно оказывать более интенсивную помощь лишь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении, например, инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т.д.

При разработке конкретных профилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений следует отказаться от «приказных методов», шире использовать экономические стимулы, материальную заинтересованность, что послужит определенной гарантией их исполнения, а не будет просто декларированным правом.

Основная тяжесть по осуществлению специальнопрофилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений ложится на органы внутренних дел.

Специализированные подразделения ОВД осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, а также о структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития. Анализ статистических данных, дел и материалов о кражах и других преступлениях рассматриваемой группы позволяет определить наиболее распространенные способы их совершения и сокрытия, используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений. Освещение материалов в средствах массовой информации помогает сокращению виктимологических условий рассматриваемых преступлений. Специализированные подразделения подготавливают также обобщенную информацию в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства.

Подразделения вневедомственной охраны производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников, производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей, устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищаемой продукции, сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств, взаимодействуют с жилищно- коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц, снабжают их переговорно-замочными устройствами, домофонами, кодовыми замками и иными техническими устройствами, осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих.

Предупреждение краж включает комплекс мер: информационных, оперативно-розыскных, технических, организационных.

Информационные меры имеют два адресата - преступника и потерпевшего. В отношении потенциальных преступников сравнительно эффективны информационные сообщения о том, что объект находится под видеонаблюдением, имущество находится под охраной или имеет специальные маркировки. Потенциальным потерпевшим советуют, например, документы и деньги носить в разных карманах. Деньги человеку могут понадобиться в любой момент, а документы лишь изредка. Поэтому и то и другое надо хранить раздельно; нельзя держать свой кошелек с деньгами в пакете с другими вещами, да еще поверх них, носить в одном кошельке все деньги и т.п.

Оперативно-розыскные меры позволяют установить места сбыта похищенного, скупщиков краденого, лиц, систематически совершающих кражи.

Технические меры охватывают установку сигнальных противоугонных систем, домофонов и видеофонов, укрепление дверей, установку замков повышенной сложности, оборудование квартиры сигнализацией с ее подключением к пульту вневедомственной охраны и т.д.

Организационные меры включают создание охраняемых автостоянок, охрану гаражей, территорий дачных товариществ собственными силами, с привлечением ЧОПов и пр.

Большое значение имеет также формирование инфраструктуры по трудоустройству и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В последнее время 350-400 тыс. лиц, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежегодно возвращаются в общество. Именно они часто совершают имущественные преступления.

Профилактика мошенничества имеет преимущественно викти- мологическую направленность. В этом отношении всегда актуальны рекомендации не играть в азартные игры, не участвовать в «строительстве» пирамид по типу сетевых структур, уличных лотереях, не доверять предложениям быстро заработать, не вносить и не передавать деньги без серьезной и тщательной оценки ситуации и подстраховки.

Профилактический характер имеют интернет-кампании по профилактике мошенничества.

С учетом интересов профилактики краж, грабежей и разбойных нападений как наиболее распространенных видов преступлений определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы, проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества.

Профилактическое значение имеет осуществляемый участковыми инспекторами контроль за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений. Например, обязанность находиться дома в определенное время, запрещение пребывания в определенных местах, ограничение времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей.

Определенное профилактическое значение, особенно для разбойных нападений, имеет осуществляемый органами внутренних дел контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также пресечение попыток самовольного изготовления оружия, что сужает возможность их нелегального приобретения.

В связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в необходимых случаях оказывают им помощь в социально-бытовом устройстве, направляют в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, вызывающие одурманивание, посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проводят воспитательные беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков, контролируют поведение несовершеннолетних, осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора .

В целях общей профилактики краж, мошенничеств, грабежей, разбоев, угонов и вымогательств широко используются оперативнорозыскные возможности аппаратов уголовного розыска; проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступлений, принимаются меры по склонению этих лиц к отказу от их совершения. В плане общей профилактики грабежей и разбоев муниципальные органы власти должны уделять внимание освещенности улиц, зон отдыха, пешеходных дорожек и т.д.

Эффективное предупреждение вымогательства невозможно в условиях поиска компромиссов, а затем сотрудничества правоохранительных органов с организованной преступностью.

Элементарное чувство самосохранения указывает на то, что явная или скрытая передача власти криминалитету только усугубляет социальную ситуацию и будет означать превращение основной массы населения в заложников преступного мира.

Как показывает практика, привлечение вымогателей к уголовной ответственности сопряжено с решением ряда проблем, к числу которых следует в первую очередь отнести получение заявления от потерпевшего о том, что в отношении него совершены действия, предусмотренные ст. 163 УК РФ. Потерпевшие зачастую не склонны обращаться за помощью в правоохранительные органы, руководствуясь следующими мотивами:

  • боязнью мести со стороны вымогателей;
  • неверием в действительную помощь со стороны правоохранительных органов;
  • опасением, что в процессе возможного расследования станут известны факты, которые потерпевший желает сохранить в тайне.

Такая мотивация должна быть убедительно опровергнута в процессе деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию вымогательства. В этом плане действенным может оказаться информирование населения с помощью СМИ, что правоохранительные органы контролируют ситуацию, готовы эффективно пресечь любые действия преступников, представляющие угрозу интересам возможных заявителей и их близких родственников, в состоянии быстро и эффективно задерживать преступников.

Население должно быть проинформировано о том, по каким телефонам следует звонить в случае совершения вымогательства, а также о том, какие сведения необходимо запомнить при контакте с вымогателями, как вести себя при таких контактах (не теряя самообладания, вступать в переговоры, обговаривать условия, искать общих знакомых, убеждать в лояльности и стремлении договориться на разумных основаниях).

Важная проблема - обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей при совершении вымогательства организованными группами. До сведения граждан необходимо доносить, что соответствующие нормативные правовые акты предписывают принятие эффективных мер по защите потерпевших, свидетелей, их родственников, что эти меры на практике применяются, а контрдействия преступников блокируются.

Представляется актуальным и вполне оправданным предложение о развитии инфраструктуры личной безопасности. Необходимо хотя бы частично блокировать давление криминальной среды на граждан за счет:

  • 1) виктимологической профилактики преступлений с помощью СМИ, которые ориентировали бы граждан на определенные алгоритмы поведения в критических ситуациях;
  • 2) организации «школ безопасности» («выживания в городе»), которые могут быть инициированы муниципальными органами, ассоциациями предпринимателей и т. д.;
  • 3) разработки и внедрения специальных средств (бронежилетов, оружия травматического действия, электрошоковых устройств и т.п.);
  • 4) обучения граждан элементарным приемам самообороны .
  • Криминология и профилактика преступлений. Курс лекций: учеб, пособие / Т.Н.Горшенков и др.; под общ ред. В.П. Сальникова. СПб., 2001.
  • Абызов Р.М., Овчинникова С.Ф. Корыстные преступления несовершеннолетних:характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999. В начале 1990-х гг. среди ряда политиков была популярна точка зрения, чтокриминологическая обстановка должна контролироваться структурамиорганизованной преступности, которая в состоянии обеспечить должныйправопорядок, позволяющий рядовым гражданам чувствовать себя в безопасности.
  • Клейменов М.П. Указ. соч. С. 383.

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
  • Виктимологическая характеристика преступлений против собственности

    В соответствии с экономическими и социально-политическими особенностями развития страны законодатель по-разному квалифицировал и оценил преступные деяния, направленные на завладение чужим имуществом. Например, российское «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных», которое представляло собой новый Уголовный кодекс, детально дифференцировало ответственность за преступления. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней, расположенных по степени тяжести (от смертной казни до внушения). Уложение неоднократно редактировалась. В последней редакции в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тыс. составов преступлений.

    Виктимологическую характеристику преступлений против собственности проведем на примере квартирных краж. Прежде всего, следует отметить, что криминологическое понятие «квартирные кражи» уже, чем понятие «кражи, совершенные с проникновением в жилище», так как оно не охватывает кражи, совершаемые из гостиниц, общежитий, садовых домиков, домов отдыха, пансионатов, санаториев и других временных жилищ. Далее, криминологическое понятие «квартирные кражи» охватывает кражи, совершенные и при отсутствии специального проникновения в жилище (например, соседями по коммунальной квартире, родными, знакомыми, проживающими постоянно или находящимися в гостях) или сопряженные с законным вхождением в жилище. Поэтому под квартирной кражей следует понимать совершение этих преступлений именно в квартирах, домах и других помещениях, в которых люди проживают постоянно.

    География виктимности жертв квартирных краж связана с городскими «спальными» районами и «спальными» населенными пунктами, где разобщенность жителей — одно из важных условий совершения этих преступлений. Взлом дверей и запирающих устройств как способ преодоления преграды является наиболее распространенным при квартирных кражах. Поэтому в настоящее время наблюдается сдвиг в сторону увеличения корыстных преступлений, связанных с проникновением в жилище граждан.

    Квартирные кражи относятся к так называемым городским преступлениям: большинство их совершается в городах. Условия жизни в городе в этом отношении более виктимогенны, чем в сельской местности. Это объясняется высокой плотностью населения в городах, интенсивными миграционными процессами внутри города, изолированностью городских жителей. Еще П.А. Кропоткин отмечал, что в «городах мы живем в чересчур большом разъединении друг от друга... каждый заботится лишь о себе или, самое большое, о ближайших своих родных». Сейчас жильцы многоквартирных домов часто малознакомы или вообще не знают друг друга.

    На распространенность городских квартирных краж влияет и гот фактор, что в столичных городах возникли так называемые «спальные» районы. Эти жилые массивы выстроены на окраинах городов, вдали от места работы основной массы населения. Жители этих районов уезжают на работу рано утром и возвращаются только вечером. Квартирные воры учитывают это обстоятельство. Кроме того, в городах преступники имеют возможность быстрого передвижения благодаря широкой сети государственных транспортных средств и наличию большого количества личного или попутного транспорта.

    Виктимологическая характеристика квартирных краж начинается с анализа социально-демографического состава пострадавших. Исследованием установлено, что женщины (87,6%) в 7 раз чаще, чем мужчины (12,4%), выступают в качестве заявителей о совершенных преступлениях. Это объясняется, с одной стороны, лидерством женщин в домашней хозяйственно-бытовой сфере, а с другой — отсутствием у нас такой практики, которая существует, например, в США: относить преступления против дома к главе семьи. Женщины чаще присутствуют в доме и по сравнению с мужчинами владеют наибольшим объемом информации об имуществе, ставшем предметом преступного посягательства. Сопоставление возрастов потерпевших и преступников показало, что чаще всего жертвами краж становились лица одного пола с посягателями.

    Социальное положение и сфера деятельности жертв квартирных краж неоднозначны. Так, из 14 категорий граждан, выделенных по сферам деятельности, наиболее виктимными (15—20%) оказались официально работавшие в сфере торговли, а также представители всевозможных коммерческих частных организаций; наименее виктимными (около 1%) — работники правоохранительных и административных органов, а также других властных структур. Требует более глубокого изучения категория «временно не работающих» жертв, а точнее — «работающих на себя». Основным источником их существования является различная коммерческая деятельность без соответствующего оформления и регистрации в финансовых органах с сокрытием при этом доходов от налогообложения. Данная категория, по нашим исследования, составила 15,7%.

    Опытные преступники, отбирая претендентов на роль жертвы квартирных краж, исходят из ряда определенных признаков, среди которых:

    1) обладание лицом значительными материальными средствами (наличные деньги, престижные автомашины, дорогие жилье и обстановка), легальность, которая порой сомнительна и неизбежно привлекает внимание преступного мира;

    2) совершение лицом противоправных, в частности уголовно-наказуемых деяний, выявленных преступниками, но оставшихся вне поля зрения правоохранительных органов;

    3) факты аморального или безнравственного, как, впрочем, и преступного, поведения жертвы.

    Создание виктимогенных ситуаций при совершении квартирных краж связано в первую очередь с поведением жертвы. Анализ следственной и судебной практики позволяет выделить типичные виктимогенные ситуации либо лиц, подающих идею совершить то или иное экономическое преступление.

    В их числе:

    а) употребление жертвой алкоголя или наркотиков, ведущее к неспособности противодействовать преступникам, похищающим имущество;

    б) неразборчивость в связях, создающая возможность беспрепятственного доступа к собственности жертвы;

    в) беспечность в отношении своей собственности в таких формах, как оставление незапертых дверей, окон, форточек, а равно хранение ключей в условленном месте;

    г) доверчивое и некритичное поведение жертвы характерно для краж, совершаемых под вымышленным предлогом;

    д) укрытие жертвами известных преступников из родственных, дружеских и иных соображений. Ситуации такого рода напрямую связаны с уровнем латентности краж, а кроме того, создают возможность виктимного рецидива.

    Соблюдаются ли вами правила:

    • не садиться в лифт с незнакомыми людьми иметь наготове ключи, подходя к двери войдя, сразу закрывать дверь на замки (не раздеваясь);
    • не открывать двери без повода незнакомым людям;
    • держать дверь на цепочке, получая телеграмму не «отключаться» полностью, погрузившись в свои мысли, при выходе к соседям, на лестничную клетку.

    Вина потерпевшего, которую обычно усматривают в вышеперечисленных виктимогенных ситуациях квартирных краж, не совпадает с содержанием и объемом вины в уголовном праве. Нельзя исключать из числа потерпевших в уголовно-процессуальном смысле жертв, обманутых по собственной воле, введенных в заблуждение в результате своей неосмотрительности, самонадеянности и т.п. Виновно виктимное поведение жертвы не может служить достаточным основанием для лишения ее процессуального статуса потерпевшего, а тем более для отказа в защите от экономического преступного посягательства со стороны государства.

    Целенаправленное проведение виктимологического предупреждения преступлений против собственности в целях сокращения количества квартирных краж можно улучшить при получении конкретной виктимологической характеристики исследуемой группы преступлений, личности жертвы, а также виктимологических детерминант экономической преступности.

    Конкретное поведение жертвы в сочетании с его условиями жизни зачастую определяет будущий характер преступления. В связи с этим всесторонняя и объективная оценка поведения жертвы наряду с ее личностными особенностями представляет особую важность для понимания механизма совершения преступления, распознания виктимогенных факторов, способствующих развитию опасных взаимоотношений с преступником, и установления других возможных жертв.

    Потребность тщательного исследования данных, относящихся к личности жертвы и ее поведению, ощущается и в правоприменительной деятельности. Из анализа судебной практики видно, что Верховный Суд РФ и суды второй инстанции систематически обращают внимание нижестоящих судов и органов предварительного следствия на необходимость подробного изучения личности потерпевшего. В своих постановлениях и определениях Верховный Суд указывает, что сведения о потерпевшем следует учитывать при определении характера и степени общественной опасности содеянного, размера и вида наказания назначаемого виновным; в ряде случаев такие сведения могут иметь значение и для раскрытия обстоятельств преступления (в частности, мотивов его совершения). Кроме того, уголовный закон указывает на то, что поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающим наказание, или основанием квалификации преступления как менее или более тяжкого.

    Познанию личности жертвы преступных посягательств против собственности способствует разработанная в виктимологии классификация, которая позволяет создать типологию жертв, выделив присущие им специфические признаки и особенности:

    1) по социально-демографическим, правовым и культурно-образовательным признакам, раскрывающим структуру личности жертвы;

    2) по признакам типичного поведения жертвы, образующим типологию жертв преступлений.

    Изучая преступления против собственности, в первую очередь необходимо найти ту совокупность виктимологических признаков определенной группы лиц, которая наиболее полно охарактеризовала бы ее предрасположенность (виктимность) оказаться в роли жертвы. Соответствующие признаки характеризуются внешней, внутренней, правовой и демографической стороной личностной структуры потерпевшего.

    Следует акцентировать внимание на виктимологической характеристике физических лиц, которым преступлениями против собственности причинялся вред. Данная характеристика рассматривается в виде совокупности признаков о личности жертвы и различных сторонах и проявлениях ее жизни, которые прямо или косвенно связаны с преступным посягательством. Такая система представляет собой виктимологическую структуру личности жертвы, подразделяемую на несколько подструктур.

    К основным институализирующим признакам личности жертвы следует отнести:

    Социально-демографические;

    Культурно-образовательные;

    Семейно-бытовые;

    Нравственные;

    Психологические;

    Уголовно-правовые характеристики.

    Отмеченные признаки сами по себе не имеют виктимологического значения, так как характерны для любого индивида (за исключением уголовно-правового), а не только для личности жертвы. Однако в зависимости от конкретного содержания признаков, их положительного или отрицательного социального значения такие признаки могут способствовать либо препятствовать преступному посягательству.

    Виктимологический анализ преступлений против собственности позволил установить, что в этом сегменте экономики можно вести речь о виктимологической характеристике потерпевших от корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Корыстно-насильственные преступления в виде вымогательств и совершения убийств из корыстных побуждений в большинстве случаев направлены на отчуждение жилья, а корыстные — в виде мошенничеств — на завладение иным имуществом при попытке граждан приобрести или арендовать жилье.

    В связи с этим при исследовании виктимологической характеристики жертв преступлений против собственности целесообразно классифицировать в зависимости от предмета преступного посягательства на:



    1) потерпевших, вред которым причинен в результате отчуждения недвижимости;

    2) потерпевших, вред которым причинен в результате посягательства на иные предметы (в частности, деньги).

    Взаимоотношения потерпевшего и преступника характеризуют ситуацию, предшествующую совершению преступления. Она может быть способствующей, сдерживающей или препятствующей этому. Незнакомыми с преступником на момент начала выполнения преступных действий были 81% жертв. Находились в дружеских отношениях 14% жертв и в неприязненных — 5%.

    Задачи и основные субъекты виктимологического предупреждения преступлений против собственности

    Ожидает своего комплексного решения проблема виктимологического предупреждения квартирных краж на стадии проектирования и строительства жилых массивов совместными усилиями криминологов, архитекторов, проектировщиков и других специалистов. Защита от квартирных краж практически полностью отдана на откуп населению, а ее эффективность в основном зависит от использования гражданами различных технических средств, выполняющих роль преграды на пути преступников и затрудняющих проникновение в жилище. Однако большинство людей не обладают специальными знаниями и поэтому не в состоянии ориентироваться в продукции, предлагаемой для виктимологической безопасности жилого помещения.

    Одной из неотложных задач субъектов виктимологического предупреждения является избавление граждан от бурного потока рекламируемого технического примитива: от запирающих устройств до автономных систем сигнализации, не отличающихся надежностью. Следовательно, необходимы основанная на криминалистической экспертизе, широкая виктимологическая разъяснительная работа среди населения, информирование граждан о наиболее эффективных формах и методах защиты от квартирных краж.

    Существует необходимость формирования у населения твердого убеждения в том, что задача виктимологической безопасности своего имущества и личности является собственной задачей каждого гражданина. Процесс виктимологического предупреждения экономических преступлений представляет собой взаимодействие субъектов и объектов предупредительного воздействия. Поэтому следует содействовать объединению потенциально виктимных собственников.

    В решении проблемы виктимологического обеспечения информацией потенциальных жертв должны активно участвовать сотрудники органов внутренних дел, выезжающие на осмотр места происшествия. Это особенно полезно, так как совершенное преступление может стать побуждающим виктимологически полезным мотивом к укреплению квартир гражданами. Однако подобный мотив ослабевает до минимума уже в течение двух-трех дней после обнаружения преступления.

    Предупреждение виктимогенных ситуаций, связанных с излишней доверчивостью, некритичным поведением жертв, их беспечностью в отношении своего имущества, можно организовать на основе всесторонней виктимологической разъяснительной работы субъектов предупредительной деятельности. Кроме того, фактор страха перед насилием и сложность восполнения ущерба при всеобщей дороговизне приблизят население к соблюдению элементарной осторожности. Необходимо использовать всевозможные каналы ежедневного воздействия, напоминать о соблюдении элементарных правил предосторожности (СМИ, справочные телефонные службы, реклама).

    Специальное виктимологическое предупреждение преступлений против собственности — это устранение виктимогенных детерминант преступности правоохранительными органами, поскольку поведение жертвы может детерминировать поведение преступника и тем самым выступать в роли либо причины, либо условия преступления.

    Условия реализации специальных виктимологических мер по предупреждению квартирных краж в условиях крупного города следующие:

    1) география виктимности, т.е. знание органами внутренних дел мест, где наиболее часто совершаются квартирные кражи (микрорайоны, улицы);

    2) виктимологическая характеристика домов (многоэтажные, индивидуальные) и квартир (изолированные, коммунальные), из которых совершаются кражи;

    3) виктимогенные часы — знание времени, когда наиболее часто совершаются кражи;

    4) виктимологический портрет — знание типов жертв квартирных краж в условиях крупного города.

    На первое место среди специальных виктимологических мер по предупреждению преступлений против собственности необходимо поставить проведение широкой разъяснительной работы среди населения в целях информирования граждан о наиболее виктимогенных районах, где наиболее часто совершаются, например, квартирные кражи, а также о способах их совершения и об элементарных мерах виктимологической безопасности. Изучение судебной практики, а также работ других авторов, посвященных этой проблеме, позволяет сделать вывод, что многие преступления можно было бы предупредить, если бы граждане знали и выполняли самые элементарные условия и приемы виктимологического предупреждения преступлений.

    Как показывает судебная практика, нападению чаще подвергаются квартиры, двери которых имеют один замок, так как закрытую на два или три замка дверь взломать или открыть бесшумно труднее. Но несмотря на данный факт многие граждане не придают должного внимания оборудованию квартир надежными замками, а, следовательно, и виктимологическому предупреждению квартирных краж. В настоящее время, правда, стали учащаться случаи выбора квартир в качестве объекта преступного посягательства по внешнему виду квартирной двери, то есть чем богаче выглядит дверь, чем больше замков и к тому же если они хорошие и дорогие, тем вероятнее, что такая квартира подвергнется преступному посягательству.

    Говоря о виктимологическом предупреждении квартирных краж в условиях особо крупного города важно отметить, что порой воры, чтобы убедиться в том, что в квартире нет хозяев, проверяют почтовые ящики. Поэтому в тех случаях, когда гражданам приходится уезжать на длительное время, целесообразно просить соседей, чтобы те забирали почту из почтового ящика.

    Часто несознательность и невнимание соседей способствуют совершению квартирных краж — бывает, они видят воров до совершения кражи, когда они осматривают почтовые ящики, звонят в квартиры, чтобы проверить, нет ли в них людей, но, однако, не придают этому значения и не сообщают об этих лицах в милицию. Если бы граждане тут же сообщили в органы внутренних дел, многие квартирные кражи в Москве можно было бы предотвратить, а многих квартирных воров задержать на месте преступления или по горячим следам.

    В районах новостроек и в современных многоэтажных домах квартирные воры учитывают и тот факт, что жильцы одного дома или даже подъезда не знают в лицо даже ближайших соседей.

    Некоторые ученые указывают, что виктимогенными факторами посягательств на собственность граждан являются:

    1) несоблюдение мер сохранности потенциальными жертвами собственного имущества — 33,6%;

    2) излишняя доверчивость — 32,5%;

    3) халатное отношение к использованию запирающих устройств и хранению ключей от них — 17,3%.

    Необходима, прежде всего, разъяснительная работа с населением о мерах виктимологического предупреждения квартирных краж:

    1) при знании и соблюдении населением самых простых мер виктимологического свойства, перечисленных выше, значительное количество квартирных краж действительно можно предотвратить;

    2) это наиболее экономичный и простой способ предупреждения квартирных краж. Для этого ведь не требуется ни особого усиления работы правоохранительных органов, ни укрепления их технической оснащенности, ни изменения законодательства и судебной системы или других материальных затрат и организационных мероприятий; виктимологические меры предупреждения квартирных краж доступны каждому.

    Среди виктимологических специальных мер особое место занимает совершенствование технических средств защиты от квартирных краж:

    Установка в квартирах охранной сигнализации;

    Установление замков с повышенной секретностью;

    Усиление прочности дверей, установление двойных, металлических дверей;

    Оборудование подъездных дверей кодами и домофонами, системами видеонаблюдения;

    Укрепление окон и балконов первых, вторых, предпоследних и последних этажей металлическими решетками.

    Пока существуют виктимологические детерминанты преступлений против собственности, только при помощи мер виктимологического предупреждения можно рассчитывать на успех в предотвращении преступности.

    Специальные меры виктимологического предупреждения преступлений против собственности

    Общесоциальные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля преступности в целом и в частности за экономической преступностью. Остановимся на существенных моментах предупредительной деятельности, ограничившись характеристикой системы специальных девиктимизирующих мероприятий.

    Основой формирования базы данных о потерпевших может и должна стать система статистического учета и отчетности в правоохранительных органах, прежде всего в органах внутренних дел. В то же время деятельность государственных структур по поиску информации виктимологического характера не должна ограничиваться отчетностью. Практика свидетельствует о необходимости виктимологического мониторинга и комплекса специально-организованных статистических наблюдений в обозначенной сфере.

    Если лицо относится к группе агрессивных жертв, провоцирующих конфликты, то виктимологическое предупреждение будет строиться по тем направлениям, которые характерны для предупреждения насильственных преступлений. Основная задача — убедить человека отказаться от агрессивного поведения, причиной которого может быть злоупотребление алкоголем, отсутствие элементарных социально-бытовых условий. Так, мерой виктимологического предупреждения может стать размещение в доступных местах (на остановках, стендах в организациях) информации для населения о правомерных способах защиты своих прав. Это будет способствовать повышению правовой грамотности населения и поможет убедить хотя бы часть граждан отказаться от силового разрешения конфликта. Для решения этих задач во многих городах созданы кризисные центры.

    Мерой виктимологического предупреждения в отношении потерпевших, чья виктимность связана с особым процессуальным положением, причастностью к событию преступления, может стать применение норм об обеспечении безопасности участников уголовного процесса, предусмотренных УПК РФ и в дальнейшем в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».

    Если лицо уже ощутило на себе последствия преступного посягательства, испытав физические, нравственные страдания, то должны применяться меры специального виктимологического предупреждения, включающие психологическую и социальную реабилитацию (помощь в лечении, трудоустройстве пострадавшего, компенсация причиненного вреда, работа с психологом по преодолению стрессовой ситуации и др.).

    Возможно, необходима и такая мера виктимологического предупреждения, как примирительная процедура между жертвой и виновным. Сейчас в России проходят эксперименты по досудебному (примирительному) правосудию. Центры восстановительной юстиции уже работают в Арзамасе, Дзержинске, Петрозаводске, Великом Новгороде, Иркутске, Тюмени, Москве. Как показывает практика, жертвы часто хотят рассказать правонарушителям, как на них сказалось преступление. На случайного (неорганизованного) преступника встреча с пострадавшим действует сильнее наказания.

    При осуществлении неотложного виктимологического предупреждения, которое оперативно проводится в отношении замышляемых или подготавливаемых преступлений, основное внимание должно быть сосредоточено на выявлении преступного замысла и предотвращении посягательства против собственности. Значительную роль в этом играет оперативно-розыскная деятельность, поскольку в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве одной из ее задач обозначено выявление, предупреждение, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих.

    Так, меры виктимологического предупреждения преступлений против собственности могут включать просветительскую работу, оперативное реагирование на сигналы о готовящемся преступлении и другое. При этом конкретные меры проводятся с учетом виктимологической классификации и типологии жертв.

    Существуют следующие этапы виктимологического предупреждения:

    1) помощь в восстановлении прав жертвы;

    2) выявление потенциальных жертв для выдачи им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

    Пункт 27 Венской декларации о преступности и правосудии гласит: Мы решаем принять, где это уместно, национальные, региональные и международные планы действий в поддержку жертв преступлений, такие как механизмы посредничества и реституционного правосудия, строящихся на уважении прав, потребностей и интересов потерпевших, правонарушителей, общин и всех других сторон. Мы определяем год как срок для проведения государствами обзора их соответствующей практики, укрепления служб по оказанию помощи потерпевшим и проведения кампаний по ознакомлению с правами потерпевших.

    Одна из форм реализации цели восстановления справедливости — программа посредничества между жертвой и правонарушителем. Программа реализует эту цель через примирение сторон и возмещение ущерба преступником потерпевшему. Программы посредничества рассматриваются как движение к справедливости, дополняющее сложившуюся систему правосудия и сокращающее применение уголовной репрессии.

    На втором этапе виктимологического предупреждения на основе изучения личностных качеств реальных потерпевших, внешних обстоятельств преступлений, взаимоотношений с преступником осуществляется выявление потенциальных жертв преступлений и выдача им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

    Эффективность данного этапа зависит, прежде всего, от полноты и качества информации, источником которой могут быть материалы уголовной статистики, судебно-следственной практики и оперативно-розыскной деятельности, сообщения государственных органов, должностных лиц и представителей общественности, ученых-криминологов, сообщения, письма и жалобы граждан, материалы средств массовой информации, результаты судебно-медицинской, судебно-психиатрической, криминалистической и других экспертиз.

    1) разъяснение гражданам, выделенным по признакам пола, района проживания, давности проживания и другим виктимологическим характеристикам правил, обеспечивающих максимальную виктимологическую безопасность в процессе жизнедеятельности;

    2) разъяснение оптимального антивиктимного образа действий при столкновении с преступником, включая точное описание адресатов и порядка обращения в правоохранительные органы;

    3) разъяснение родственникам и коллегам мер, необходимых для контроля виктимо-генного поведения родных и знакомых,

    При совершенствовавшими мер, направленных на снижение уровня латентности экономических преступлений, особое внимание должно быть уделено виктимологическому предупреждению преступлений и деятельности правоохранительными органами, направленной на выявление новых способов совершения преступлений. На современном этапе должна быть активизирована работа с «группами риска». Так, лица, входящие в «группу риска» (одинокие пенсионеры, инвалиды и лица, состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере), должны быть взяты на профилактический учет органами внутренних дел.

    Таким образом, виктимологическое предупреждение экономических преступлений характеризуется комплексом общесоциальных и правовых мер, направленных на обеспечение должного уровня виктимологической защищенности имущественных прав граждан. В то же время современная правоприменительная практика страдает от недостатка индивидуального виктимологического предупреждения с лицами — носителями ярко выраженных виктимных свойств.

    Подводя итог виктимологическому исследованию экономической преступности, следует отметить, что граждане, принадлежащие к «группе риска», имеют достаточные возможности противостоять преступным посягательствам ненасильственного характера при условии должной информированности о путях и средствах нейтрализации собственных виктимных свойств и коррекции поведения. Задача государства в лице правоохранительных органов — обеспечить доступность этих средств и своевременно реагировать на поступающую информацию о виктимогенных угрозах, возникающих на обслуживаемой территории.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Понятие хищения. Современное состояние преступлений против собственности. Личность корыстного преступника. Причинный комплекс преступлений. Профилактика хищений.

      дипломная работа , добавлен 11.02.2004

      Общая характеристика преступлений против собственности. Собственность как системообразующая категория преступлений. Виды преступлений против собственности по законодательству Республики Казахстан. Индивидуальные особенности личности преступника.

      курсовая работа , добавлен 22.12.2011

      Проблема предупреждения преступлений против собственности как одна из самых сложных криминологических проблем. Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Специфика детерминации и причинности преступлений против собственности.

      контрольная работа , добавлен 13.08.2008

      Характеристика преступлений против собственности по уголовному законодательству России. Виды, формы хищения чужого имущества. Отграничение смежных составов преступлений: грабеж и разбой. Регулирование ответственности за преступления против собственности.

      курсовая работа , добавлен 26.07.2013

      Понятие и криминологическая характеристика корыстных преступлений против собственности. Основные черты личности преступника, совершающего корыстные преступления. Причины корыстных преступлений против собственности, их предупреждение и профилактика.

      курсовая работа , добавлен 24.06.2011

      Понятие ненасильственных преступлений против собственности. История развития законодательства о преступлениях против собственности. Собственность как системообразующая категория преступления. Виды ненасильственных преступлений против собственности.

      дипломная работа , добавлен 16.06.2010

      Понятие и криминологическая характеристика корыстных преступлений против собственности, их причины и условия совершения. Характеристика личности преступника, совершающего хищения. Предупреждение и профилактика корыстных преступлений против собственности.

      курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    1. Криминологическая характеристика преступлений против собственности

    Преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и др.) посягают на важные сферы жизнедеятельности граждан и государства. Ведущее место в борьбе с ними отводится правоохранительным органам. Эффективность этой борьбы во многом зависит от знания состояния и основных тенденций этих преступлений, понимания их причин, учета особенностей личности корыстного преступника.

    Преступления данной группы всегда занимали и занимают в настоящее время значительное место в структуре преступности России, определяя ее количественную сторону. Их доля в конце прошлого - начале нынешнего века составляет свыше 50% всех совершаемых в стране преступлений.

    Тем самым преступления против собственности в значительной мере определяют общее состояние и тенденции преступности, а значит, в целом и всю криминальную ситуацию в стране.

    В структуре преступлений против собственности определяющее место принадлежит краже, доля которой варьируется от 75% до 80%. В общем же объеме регистрируемых преступлений удельный вес краж достигает 40% (в отдельные годы - 45%). Число регистрируемых краж в настоящее время приближается к 1 млн., а в отдельные годы и превышало этот показатель. При этом не следует забывать, что кража является одним из наиболее латентных преступлений.

    В общем числе краж преобладают посягательства на личное имущество граждан. Более трети таких краж совершается из квартир; ежегодно похищается около 40 тыс. автомашин, принадлежащих гражданам. Большое распространение имеют кражи готовой продукции, сырья, стройматериалов, грузов, денежных средств, произведений искусства, антиквариата и т.п.

    Кражи опасны не только своей распространенностью, но и тем, что они часто сопряжены с другими более тяжкими преступлениями, такими, как умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т.п. Кроме того, значительное число краж (до 80%) совершается при отягчающих обстоятельствах. Так, при некотором сокращении их общего числа за последнее десятилетие возросло количество лиц, совершивших кражи. Об этом свидетельствует увеличение (до 40%) группового характера совершения краж, что делает их более опасными по сравнению с преступлениями, совершенными в одиночку.

    Весьма разнообразны способы совершения краж, выбор которых обусловливается объектом и предметом посягательства, личностью виновного, его криминальным опытом. В частности, при кражах из помещений широко используются подбор ключей, выбивание дверей, пролом стен, проникновение через окна, чердаки, отключение сигнализации и т.п. Карманные кражи чаще всего совершаются в местах массового скопления граждан группами профессиональных преступников часто с использованием предметов, режущих карманы, сумки.

    Лица, совершающие кражи, как правило, живут на преступный доход. Более 50% из них не имеют постоянного источника дохода. В совершении краж принимает участие значительное количество рецидивистов (около 20% привлеченных к ответственности), женщин (свыше 12%), несовершеннолетних (около 18%).

    В 90-е гг. отмечался также количественный рост грабежей и разбоев, хотя темпы прироста грабежей по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века уменьшились более чем в 3,5 раза, а разбоев - наполовину.

    Грабеж в структуре преступлений против собственности занимает второе место после краж и в среднем составляет около 8%. Уголовная статистика чаще всего фиксирует грабежи с отягчающими обстоятельствами, среди которых преобладают повторность, предварительный сговор, проникновение в жилище, совершение организованной группой, применение насилия и т.п. Среди совершивших грабежи число лиц без постоянного источника дохода составляет примерно 60%. Грабеж очень часто совершается группой лиц (свыше 50%), рецидивистами (40%), несовершеннолетними (25%).

    Разбой - одно из наиболее опасных преступлений, направленных не только против собственности, но и против личности. В последние годы насилие получило широкое распространение и стало частым явлением в повседневной жизни. Значительная часть корыстно-насильственных преступлений совершается с применением или угрозой применения огнестрельного или иного оружия.

    Грабежи и разбои чаще всего совершаются в отношении личной собственности (80%), в условиях города (до 80%), на улицах, в общественных местах (до 60%), в подъездах, лифтах домов (10%). В последние годы возросло количество грабежей (на 10%) и особенно разбоев (на 80-85%) с проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Совершению этих преступлений (особенно рецидивистами) предшествует тщательная подготовка: подыскание объекта посягательства и соучастников, изучение обстановки, приобретение оружия, транспортных средств, нахождение мест укрытия похищенного и преступников и т.п.

    Разбой, как и грабеж, чаще всего совершают лица без постоянного источника дохода - 65%, лица, ранее совершавшие преступления, - 40-45%, лица в возрасте 18-24 лет - 40%.

    В 90-е гг. структура преступлений против собственности несколько изменилась. В настоящее время она характеризуется более широким спектром форм проявления, что, видимо, обусловлено переходом к рыночным отношениям. Все большее место в структуре этих преступлений стали занимать мошенничество, вымогательство, присвоение или растрата вверенного имущества и др.

    Мошенничество составляет незначительную долю всех регистрируемых преступлений: от 2% до 5%. Но его динамика крайне неблагоприятна, т.к. за последние 10 лет количество этих преступлений увеличилось почти в шесть раз. При этом около половины мошенничеств относится к преступлениям экономической направленности.

    Если раньше мошенничество чаще всего обусловливалось дефицитом товаров народного потребления и заключалось в обмане потребителей, то в настоящее время его сфера расширилась за счет использования азартных игр, проводимых в местах скопления людей, сделок с недвижимостью и т.п.

    Анализ этих преступлений показывает, что более 40% мошеннических действий совершается в группах с четким распределением ролей участников, применяющих различные уловки для обмана потерпевших. При этом чаще всего осуществляются такие действия, как сбыт поддельных драгоценностей, карточное шулерство, завладение ценностями под предлогом оказания услуг, обман при игре в наперстки, в лотереи; использование поддельных документов, обсчет при размене денежных купюр, вручение в счет расплаты так называемых "кукол"; гадание, привораживание, брачные аферы, выдача себя за представителей власти, построение финансовых пирамид.

    Чаще всего мошенничество совершают лица без постоянного источника дохода (свыше 50%), для которых оно все больше становится средством обеспечения довольно высокого уровня жизни. Среди мошенников около 15% имеют высшее, а около 20% - среднее профессиональное образование. Это преступление больше всего распространено среди лиц старше 30 лет (55%). Характерно, что за последние годы число частных предпринимателей, совершивших мошенничество, увеличилось в 8 раз. Выше среднего в составе мошенников удельный вес женщин (до 40%). Необходимо отметить, что личность мошенников отличается значительной спецификой. Это своеобразные интеллектуалы преступного мира.

    Вымогательство в годы реформ также получило достаточно широкое распространение и даже новое наименование - "рэкет". В последнее десятилетие на территории России число зарегистрированных фактов вымогательства возросло почти втрое.

    Проведенные исследователями опросы показали, что многие владельцы частных предприятий, особенно торговых, предпочитают заключать "соглашения" с рэкетирами, ибо на защиту правоохранительных органов они не рассчитывают. В таком виде вымогательство выступает как некоторое новое явление, когда представители криминального мира, собирая определенную "дань", осуществляют охрану подопечных от других преступников. Характерно, что исполнителями этого преступления чаще всего выступают лица без постоянного источника дохода.

    Рассмотрение отдельных видов преступлений против собственности позволяет определить общие для них тенденции развития и криминологические особенности. Такими общими тенденциями являются:

    Абсолютный и относительный (к численности населения) рост количества этих преступлений (речь идет о среднестатистической тенденции - независимо от того, что по отдельным видам преступлений против собственности в какие-то периоды их количество стабилизируется или даже сокращается);

    Рост их удельного веса в общем объеме преступности;

    Высокие темпы прироста, превышающие, как правило, в 2-3 раза соответствующие показатели насильственной преступности;

    Возрастание уровня латентности.

    Указанные негативные тенденции действуют продолжительное время и, по оценкам экспертов, будут проявляться в обществе достаточно долго.

    На увеличение числа зарегистрированных преступлений против собственности и лиц, их совершивших, на наш взгляд, повлияли социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и другие перемены, произошедшие в российском обществе. Свою роль сыграло и изменение законодательства. Так, в частности, Федеральным законом в 1994 г. была установлена единая ответственность за все преступления против собственности без разделения ее на государственную и личную, а с января 1997 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации, установивший более мягкие наказания за ряд преступлений против собственности.

    Наряду с количественными произошли и качественные изменения преступлений против собственности, состоящие в дальнейшем увеличении в их структуре доли наиболее опасных групповых, организованных деяний, что свидетельствует о повышении степени их общественной опасности и возрастания причиненного ими ущерба. Исполнители групповых и организованных преступлений специализируется главным образом на корыстных и корыстно-насильственных преступных посягательствах. Это прежде всего кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательства. Более 50% преступлений этих видов относится к разряду тяжких.

    Неблагоприятные особенности отмечаются в посягательствах на собственность несовершеннолетних: 2/3 совершенных ими преступлений - корыстно-насильственные. Анализ структуры этих преступлений несовершеннолетних свидетельствует, что они чаще стали совершать кражи и вымогательства. Причем наблюдается тенденция к повышению (почти в два раза) криминальной активности несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет относительно совершения таких преступлений, как грабежи, разбои, вымогательства, кражи, в том числе из квартир.

    Сравнительный территориальный анализ преступлений против собственности свидетельствует о том, что их общие закономерности присущи всем регионам России; различия в этих видах преступлений в регионах незначительны - около 5%.

    К числу криминологических особенностей преступлений против собственности относятся также их ярко выраженный корыстный характер, значительная распространенность, большое количество лиц, совершающих эти деяния, разнообразие применяемых приемов и способов, повышение криминального прогрессионализма преступников; большой разброс их социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых характеристик при особо ярко проявляющемся эгоцентризме, неуважении к интересам чужой личности и общества, корыстной мотивации.

    2. Основные причины и условия совершения преступлений против собственности

    Непосредственное воздействие на характеристики как преступлений против собственности, так и лиц, их совершивших, оказывают социально-экономические, социально-политические и социально-психологические факторы.

    Причины негативных тенденций в совершении этих преступлений связаны прежде всего с социально-экономическими факторами, с переходом России к рыночным отношениям, общей нестабильностью экономической ситуации в стране, дальнейшим спадом производства, ростом фактической безработицы, углублением дифференциации населения по доходам, массовыми невыплатами заработной платы, ростом социальной напряженности.

    Разрушительное воздействие этих криминогенных факторов на занятость населения, материальное состояние граждан привело к их обеднению, лишило большинства привычных норм жизнедеятельности. За последние годы доходы значительной части населения сократились. Снижение жизненного уровня подавляющего числа граждан способствовало росту количества лиц, совершающих преступления против собственности. С учетом дальнейшего роста безработицы создается резерв для воспроизводства экономической и других видов преступности. Поэтому не случаен рост почти в три раза за последние годы доли трудоспособных, но нигде не работающих и не учащихся преступников в общем числе лиц, совершивших преступления.

    Продолжается активное перераспределение собственности, в котором участвуют в той или иной форме значительные массы экономически активного населения и большое количество финансовых структур. При этом изменение владельцев собственности зачастую сопровождается различными формами криминальных проявлений, подавляющее число которых остается латентным.

    В условиях развития рыночных отношений повысилась виктимность граждан в связи с отсутствием у большинства из них опыта гражданско-правовой деятельности. В частности, разрушение большого количества банковских структур и финансовых "пирамид", интенсивно создававшихся в начале 90-х гг., спровоцировало цепную реакцию в развитии преступности. Вкладчики потеряли не только свои вложения, но и взятые в долг деньги, в результате чего после внезапного прекращения выплат вопросы возврата долгов и кредитов часто стали решаться криминальным путем. Если учесть, что только в 1994 г. ущерб граждан от рассматриваемых мошеннических действий составил 20 трлн. руб., а число пострадавших достигло 3 млн. человек, то, несомненно, такое массовое явление усилило социальную напряженность, способствовало укреплению финансовых и иных позиций преступников.

    Созданию конфликтных ситуаций способствовали также отсутствие достаточных правовых норм при проведении приватизации, изменение форм собственности, создание определенного слоя лиц, сумевших воспользоваться результатами и недостатками приватизации и ставших богатыми на фоне обнищания большей части населения.

    Кризисные явления в экономике способствуют разрастанию криминогенного потенциала общества. Широкое распространение получили криминальные формы поведения субъектов экономических отношений. Стало обычным делом решение ими экономических задач в обход существующих законов. К настоящему моменту сформировался значительный (по оценкам экспертов, до 20% трудоспособного населения) социальный слой, состоящий из предпринимателей, активно включенных в криминальное или предкриминальное экономическое поведение.

    Массовый характер приобрели хищения и присвоения чужой собственности с использованием похищенных паспортов, подложных платежных документов, неконтролируемый перелив капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, легализация криминальных денег и т.д. Подобные явления способствовали росту корыстных настроений среди населения.

    Развитие технического прогресса привело к широкому использованию компьютерной техники, что повлекло за собой рост преступных посягательств против собственности с использованием электронных средств. Количество зарегистрированных в России хищений, связанных с несанкционированным внедрением в компьютерные сети банков и иных кредитно-финансовых учреждений, еще невелико. Однако с каждым годом их число растет. Кроме того, зарубежный опыт свидетельствует, что подобные преступления наносят наибольший ущерб. Например, по данным ФБР США, "среднестатистический" ущерб от одного такого преступления составляет 650 тыс. долларов США, в то время как аналогичный показатель ущерба от ограбления банка - только 9 тыс. долларов.

    Влияние социально-политических факторов на неблагоприятные тенденции рассматриваемых преступлений также весьма значимо. Демократические реформы осуществляются вяло и крайне противоречиво. К тому же они не обеспечены четкой и понятной долгосрочной либо среднесрочной программой, из которой было бы видно, какими путями идет развитие, какие механизмы при этом действуют, какие способы поведения им соответствуют и т.п. Все это неизбежно обостряет социальное напряжение в обществе.

    Политические процессы, влияющие на криминальную обстановку в стране, в значительной степени связаны с состоянием экономики, методами решения экономических проблем. В этом смысле одними из самых важных и политически значимых следует считать противоречия, связанные с перераспределением собственности, формами и методами приватизации. Основная масса населения утратила иллюзии и надежды на "приобщение" к собственности. Достояние, считавшееся общенародным, оказалось во владении сравнительно узкого круга частных лиц. Естественно, это рождает у большинства граждан разочарование, неудовлетворенность, неприятие сложившегося положения, стремление к более справедливому перераспределению собственности.

    На криминальную обстановку продолжают оказывать влияние последствия распада Советского Союза. Самоопределение бывших союзных республик, возникшие при этом межнациональные конфликты привели к появлению на территории России миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, социальная неустроенность и правовая незащищенность которых превращает их в группы повышенного криминального и виктимологического риска. Положение усугубляется за счет многочисленной группы лиц из стран СНГ и бывшего социалистического лагеря, которые находятся на территории России в поисках работы.

    При анализе социально-психологических факторов в первую очередь следует отметить, что в обществе резко сменились критерии ценностей. Если раньше труд представлял ту ценность, на которую следовало ориентироваться, то ныне материальное благополучие, независимо от способов его достижения, определяет ценность человека в значительно большей мере, чем его труд.

    Резко растущее богатство узкого круга лиц порождает не только зависть, но и стремление получить такие же или хотя бы суррогат таких же благ. Корысть формирует и определяет поведение многих слоев населения. Именно корысть - наиболее характерный признак совершения преступлений, причем не только против собственности.

    Происходит усиление криминального профессионализма преступников, объединение их под прикрытием различных легальных структур, повышение технической оснащенности организованных преступных групп, более активное "самовоспроизводство преступности", рост числа рецидивистов, возрастание влияния корпоративной морали и распространение криминальных стереотипов поведения. При этом бытующие циничные выражения типа: "Воруют все", "Все мы преступники, только одни попались, а другие нет" - признаются достаточными для самооправдания преступного поведения.

    Продолжает оставаться высоким порог терпимости населения к преступным проявлениям. Это обусловлено, с одной стороны, превращением преступника в общественном сознании в удачливого, богатого, достойного подражания человека, с другой - привыканием к повсеместно наблюдаемым правонарушениям и неверием в способность правоохранительной системы навести порядок, надежно защитить население от преступных посягательств.

    Моральным критериям поведения человека в обществе государство в настоящее время не уделяет должного внимания, в значительной мере переложив обязанность развивать и внедрять в сознание людей заповеди типа "Не убий", "Не укради" и др. на религиозные конфессии. Однако едва ли можно считать, что церковь и ее догматы стали внутренней потребностью общества, несмотря на то, что влияние ее сильно распространилось, особенно в местах лишения свободы. К сожалению, этого мало. Должны "работать" такие заложенные в Конституции (но для большинства граждан оставшиеся нереализованными) положения, как право свободы выбора рода деятельности и профессии, право на образование, социальное обеспечение, на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, и т.п.

    На сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточный потенциал правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие, расследование преступлений против собственности. Ограниченность ресурсного обеспечения правоохранительной системы значительно снижает ее функциональные возможности.

    На развитие криминальной ситуации негативно влияют также недостатки системы социального контроля над преступностью, которая в период осуществления реформ существенно ослабла, в результате чего значительная часть криминальной сферы вышла из-под влияния государства и общества. В настоящее время предпринимаются определенные шаги к восстановлению разрушенных звеньев системы социального контроля, исходя из новых реалий. Однако этому мешает ряд объективных и субъективных трудностей.

    Так, одним из трудно преодолимых препятствий для образования новой системы социального контроля следует считать падение престижа правоохранительной деятельности, утрату уважения к правоохранительным органам значительной частью населения. Многие россияне убеждены, что правоохранительные органы неэффективно выполняют функцию обеспечения безопасности и защиты прав граждан, а порою сами выступают в роли их нарушителя.

    В то же время значительно усилился тотальный контроль над преступностью со стороны самой криминальной среды. Неправые методы ею применяются в целях своей защиты от криминальной активности конкурентов, для решения имущественных проблем и конфликтов (при невозврате долгов, кредитов и т.п.). Таким образом, происходит подмена и вытеснение государственного контроля контролем криминальных структур.

    3. Предупреждение преступлений против собственности

    Предупреждение преступлений против собственности является одной из важнейших задач правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел.

    Целью такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем органы внутренних дел решают следующие задачи.

    1. Обеспечение охраны собственности.

    2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте.

    3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения.

    4. Своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в том числе организованных, с целью прекращения их преступной деятельности.

    5. Оперативное с использованием всех имеющихся сил и средств реагирование на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытия преступлений.

    6. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.

    7. Активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности.

    8. Информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность.

    9. Внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.

    Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявлять не только причины и условия, обусловливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.

    Переработанная и проанализированная криминологическая информация служит информационной базой для служб и подразделений органов внутренних дел, позволяющей сосредоточивать усилия по предупреждению преступлений на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной деятельности, прогнозировать тенденции преступлений против собственности.

    На основе прогнозов планируется работа по борьбе с преступлениями против собственности и разрабатываются на федеральном и региональном уровнях программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для успешного выполнения этих программ осуществляются координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной деятельности.

    Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.

    Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.

    Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным милиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.

    Участковые уполномоченные милиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых участках, докладывают руководству горрайоргана внутренних дел предложения о направлении руководителям организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей для принятия конкретных мер по их устранению.

    Они периодически проверяют состояние технической укрепленности и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а также принимают необходимые меры к устранению выявленных недостатков.

    При обследовании жилого сектора обслуживаемого участка они выявляют недостатки в его охране и информируют заинтересованных лиц о необходимости укрепления дверей квартир, установки кодовых замков на дверях подъездов, домофонов, организации дежурств в подъездах, принятия других мер защиты собственности граждан от преступных посягательств в жилых домах. Совместно с сотрудниками инспекций безопасности дорожного движения они принимают меры для защиты частного автотранспорта от угонов и краж (организация маркировки частей автотранспорта, ходатайство перед органами местной администрации о строительстве охраняемых стоянок, гаражей и т.п.).

    Осуществляя виктимологическую профилактику, участковые уполномоченные милиции информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств на их собственность путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, распространения памяток.

    Одной из основных обязанностей участковых уполномоченных милиции является индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний.

    К числу основных задач патрульно-постовой службы милиции относятся охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Любые формы решения этих задач в той или иной мере включают предупреждение преступлений против собственности.

    В этих целях наряды патрульно-постовой службы ведут наблюдение за расположенными в зоне своих постов и маршрутов патрулирования промышленными, торговыми и иными предприятиями, учреждениями, организациями, где имеются ценности; принимают необходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усилению их охраны; выявляют лиц, покушающихся на собственность. Осуществляют они и разъяснительную работу среди граждан и должностных лиц по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах имущества собственников.

    Сотрудники подразделений инспекций безопасности дорожного движения проводят (в том числе с использованием средств массовой информации) большую профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта. Во взаимодействии с аппаратами уголовного розыска они осуществляют розыск угнанных и похищенных автомототранспортных средств.

    Основная роль в охране имущества собственников на основе договоров отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел, решающей перечисленные ниже задачи.

    1. Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), представляющая собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности, в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц. Для этого сотрудники вневедомственной охраны осуществляют на охраняемых объектах установленный контрольно-пропускной режим, вносят предложения по оснащению контрольно-пропускных пунктов оборудованием для контроля прохода (проезда) и досмотра выносимых (вывозимых) ценностей. В настоящее время расширяются не только объем, но и перечень услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной. Речь идет об охране перевозимых грузов и денежных средств, взятие объектов на инкассационное обслуживание.

    2. Непосредственная охрана личного имущества граждан, которая может быть, во-первых, централизованной, т.е. осуществляемой с помощью приборов, подключенных к пультам наблюдения, во-вторых, солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. В условиях автономной охраны при проникновении посторонних лиц в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и тому подобные места включается световая и звуковая сигнализация. В двух последних случаях вневедомственная охрана только блокирует помещения средствами сигнализации за счет граждан, но не берет на себя обязательств по обеспечению сохранности имущества.

    В последнее время вневедомственная охрана стала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие предметы. Многие подразделения вневедомственной охраны развернули работу по установке и эксплуатационному обслуживанию на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.

    3. Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное решение этой задачи позволяет в значительной степени сделать технологию охраны "безлюдной", что в свою очередь экономит средства, расходуемые на охрану, и обеспечивает минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан. При защите объектов различных форм собственности вневедомственная охрана использует в настоящее время более 4,5 млн. ультразвуковых, оптико-электронных, радиоволновых, емкостных и других извещателей и приборов сигнализации.

    4. Инспектирование и проверка службой вневедомственной охраны на договорной основе состояния сохранности материальных ценностей на неохраняемых объектах (их техническая экспертиза), целью которых являются повышение надежности охраны, устранение причин и условий, способствующих совершению краж, выявление и взятие под свою охрану новых объектов. По результатам инспектирования составляется акт о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. При этом вносятся конкретные предложения по улучшению охраны собственниками объектов с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

    5. Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов, в процессе которого осуществляются меры предупреждения преступлений против собственности. Эту задачу решают милицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам милиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

    Предупреждение преступлений против собственности является одной из основных задач подразделений криминальной милиции (уголовного розыска и по борьбе с экономическими преступлениями).

    Сотрудники этих подразделений органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности, и на основе полученной информации вносят своему руководству предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения этих причин и условий.

    Сотрудники криминальной милиции выявляют также лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений против собственности, принимают меры по склонению этих лиц к отказу от со

    Целью предупреждения преступлений против собственности - является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем органы внутренних дел решают следующие задачи:

    Обеспечение охраны собственности;

    Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте;

    Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения;

    Своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в том числе организованных, с целью прекращения их преступной деятельности;

    Оперативное с использованием всех имеющихся сил и средств реагирование на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытия преступлений;

    Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;

    Активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности;

    Информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность;

    Внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности. 11

    Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов.

    Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.

    Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.

    Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным полиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.

    Участковые уполномоченные полиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых участках, периодически проверяют состояние технической укрепленности и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а также принимают необходимые меры к устранению выявленных недостатков.

    Осуществляя виктимологическую профилактику, участковые уполномоченные полиции информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств на их собственность путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, распространения памяток.

    Одной из основных обязанностей участковых уполномоченных полиции является индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний.

    К числу основных задач патрульно-постовой службы полиции относятся охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Любые формы решения этих задач в той или иной мере включают предупреждение преступлений против собственности.

    В этих целях наряды патрульно-постовой службы ведут наблюдение за расположенными в зоне своих постов и маршрутов патрулирования промышленными, торговыми и иными предприятиями, учреждениями, организациями, где имеются ценности; принимают необходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усилению их охраны; выявляют лиц, покушающихся на собственность.

    Обобщая вышеизложенное стоит отметить, что к предупредительным социальным мерам можно отнести:

    Правовую пропаганду деятельности правоохранительных органов;

    Разработку мер по повышению уровня материальной базы сиротских, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств к существованию;

    Разработку и реализацию мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, не имеющих постоянных доходов и иных средств к существованию;

    Создание центров реабилитации для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

    Осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий. 12