Все о тюнинге авто

Смертная казнь ук рф. Применение смертной казни как вида уголовного наказания в россии. За что могут назначить смертную казнь

Полный текст ст. 59 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 59 УК РФ.

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарий к статье 59 УК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает в качестве вида наказания смертную казнь.

Смертная казнь является исключительной мерой наказания. Право на жизнь - важнейшее право человека и гражданина, предусмотрено ст. 20 Конституции РФ. Человек может быть лишен этого права только в исключительных случаях по решению суда при совершении особо тяжких преступлений против жизни. Смертная казнь УК РФ предусмотрена по пяти составам преступлений, а именно ч.2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317, ст. 357.

Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены ст. 184-186 УИК РФ.

2. Смертная казнь не может быть применена к лицам, перечисленным в ч.2 комментируемой статьи.

В связи с тем, что Россия была принята в феврале 1996 года в Совет Европы (требование которого к государствам - членам Совета - отмена смертной казни), возник вопрос о приостановлении приговоров, по которым назначено рассматриваемое наказание, а также об отмене смертной казни. Согласно ч.2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательство отменить смертную казнь, был подписан Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий, что смертная казнь отменяется, и никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). То обстоятельство, что после подписания названного Протокола Россия до настоящего времени не внесла изменения в УК РФ и не отказалась от смертной казни как вида наказания, не может расцениваться как невыполнение принятых на себя Россией международных обязательств.

3. Подробнее о возможности применения смертной казни в РФ см. постановление КС РФ от 02.02.99 N 3-П и определение КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р, а также определение КС РФ от 15.05.2007 N 380-О.

Консультации и комментарии юристов по ст 59 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 59 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарии к ст. 59 УК РФ


1. Смертная казнь, замыкающая приведенный в ст. 44 УК перечень, является самым тяжким наказанием: она заключается в лишении осужденного самого важного блага - жизни.

2. Одно из условий приема России в Европейское сообщество - отмена смертной казни в нашей стране. В связи с этим в 1998 г. Президент РФ наложил мораторий на исполнение приговоров, которыми была назначена смертная казнь. Но 2 февраля 1999 г. Конституционный Суд РФ дал заключение о несоответствии комментируемой статьи ст. 20 Конституции РФ, устанавливающей, что смертная казнь "впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". Поскольку суды присяжных созданы пока не во всех субъектах РФ, в стране не гарантируется рассмотрение судом присяжных всех уголовных дел о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь, как того требует Конституция РФ. После опубликования упомянутого заключения Конституционного Суда РФ суды страны прекратили выносить смертные приговоры. Вместе с тем положения Уголовного кодекса, касающиеся смертной казни, сохраняют свою силу, а после чудовищных актов терроризма в Буйнакске, Волгодонске, Москве, Беслане число сторонников практического применения смертной казни значительно увеличилось.

3. Хотя УК, введя смертную казнь в систему наказаний, не называет ее временной, однако временный характер этого наказания вытекает из ст. 20 Конституции РФ, где право законодателя устанавливать смертную казнь сопровождается оговоркой: "впредь до ее отмены".

4. Смертная казнь определена в ст. 59 как исключительная мера наказания. Ее исключительный характер состоит в следующем.

Во-первых, она предусмотрена только за пять особо тяжких преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК).

Во-вторых, сфера ее применения ограничена кругом лиц по полу и возрасту виновных; она не назначается: женщинам; лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, независимо от их возраста на момент вынесения приговора; мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, независимо от того, в каком возрасте было совершено преступление.

В-третьих, смертная казнь может быть заменена лишением свободы пожизненно или на точно обозначенный в законе срок - 25 лет. Обращение осужденного с ходатайством о помиловании составляет его право и влечет обязательное рассмотрение комиссиями по помилованию при главах субъектов РФ, а затем - Президентом РФ.

В-четвертых, уголовно-исполнительным законодательством установлен ряд дополнительных гарантий против исполнения необоснованных смертных приговоров: обязательная дача заключений Председателем Верховного Суда РФ и Генеральным прокурором РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора.

5. По закону основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, упомянутые выше заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ).

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, ставит в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного.

В представленном исследовании будет проведен анализ правовых оснований исключения смертной казни из Уголовного Кодекса Российской Федерации. Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России, и существует уже много веков. В 1875 г. известный дореволюционный ученый в области уголовного права А.Ф. Кистяковский в «Элементарном учебнике общего уголовного права» писал, что ни один вопрос «не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь». Нельзя не согласиться с вышеуказанным тезисом, т.к. и в современной России вопрос об отмене смертной казни является актуальным и дискуссионным. Существует немалое количество сторонников смертной казни, так и ее противников. Среди сторонников смертной казни можно отметить: В. И. Колесников, С. В. Кургинян, В.Ф. Жириновский и др. Противники смертной казни: Г. М. Резник, А.М. Макаров, В.Д. Зорькин, Г.А. Гаджиев, В.П. Лукин и др.

В ч. 2 ст. 20 акта высшей юридической силы - Конституции РФ 1993г установлено, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Так же смертная казнь как один из видов наказания закреплена в п. «и» ст. 44 УК РФ. Ст. 59 УК РФ определяет смертную казнь как исключительную меру наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Проанализировав санкции специальной части Уголовного Кодекса РФ можно утверждать, что анализируемое наказание применяется в ч.2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317, ст. 357 УК. Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) отражается в ч. 2 ст. 59 УК: сфера применения смертной казни ограничена кругом лиц по полу и возрасту виновных; она не назначается: женщинам; лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, независимо от их возраста на момент вынесения приговора; мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, независимо от того, в каком возрасте было совершено преступление.

Для осуществления своих международно-политических, экономических, ряда юридических интересов Российская Федерация в 1996 г. вступила в Совет Европы. Условием вступления РФ в СЕ было признание и ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ст. 2, а так же Протокол N 6, исключает для стран - участников этого международного договора возможность предусматривать в своем законодательстве смертную казнь за любые преступления. Исключением являются преступления, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Подписание данного Протокола и введение моратория на применение смертной казни в мирное время - важнейшее условие членства в Совете Европы. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.05.1996 N 724 Россия подтвердила эти свои намерения со ссылкой на то, что ст. 20 Конституции допускала применение смертной казни лишь временно, и в 1997 г. подписала Протокол N 6. Однако, до настоящего времени вышеуказанный протокол не ратифицирован. Данной коллизией пользуются некоторые сторонники смертной казни, ошибочно ссылаясь на незаконность действия Протокола на территории РФ. Ошибкой же является то, что Венская конвенция 1969 года (признанная РФ) устанавливает, что государство, подписавшее договор должно вести себя в соответствии с договором до его ратификации.

С введением моратория, начиная с 1997 г., вынесенные судами приговоры о смертной казни не исполнялись, а Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П запретил и назначение наказания в виде смертной казни до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, как того требует ст. 20 Конституции РФ. Иное противоречило бы принципу равенства перед законом и судом, требованию законного состава суда для каждого дела и могло бы привести к тому, что обеспечение права на справедливое правосудие перед законным судом дискриминировало бы тех, кому предоставлялась возможность воспользоваться судом с участием присяжных, в их конституционном праве на жизнь в сравнении с другими виновными в аналогичных же преступных деяниях.

Однако с 2010 года на всей территории РФ были введены суды с участием присяжных заседателей, последним субъектов, который ввел данный институт судебной системы - Чеченская республика, в связи с этим возник вопрос о применении смертной казни в РФ. Конституционный суд на основании запроса Верховного суда вынес определение: тот факт, что протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь. Так же судьи истолковывают часть 2 статьи 20, указывая, что в России действуют гарантии права на жизнь, комплексный мораторий на смертную казнь, который, по смыслу составляющих его правовых актов, первоначально предполагался в качестве краткосрочного. И раз уж этот мораторий действует более 10 лет, то за это время он оказался легитимен в правоприменительной практике и судебными решениями. При вынесении вышеуказанного определения дискуссии в КС получилось. Все выступавшие однозначно высказались за то, чтобы смертные приговоры больше не выносились. Причем полномочный представитель Правительства РФ Михаил Барщевский особо отметил, что общественность порой требует вынесения смертных приговоров террористам, педофилам, наркоторговцам и крупным взяточникам, но за их деяния согласно УК РФ казнить нельзя. А Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин напомнил, что наша недавняя история, наполненная бессудными или псевдосудными смертными казнями, превратила "эту исключительную, как везде говорят, меру в совершенно не исключительную, а наоборот ритуально обыденную". Представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов сказал, что глава государства "выступает за поэтапную отмену смертной казни", однако не уточнил, когда же должно "заработать" положение 20-й статьи Конституции, где предусмотрена со временем полная отмена смертной казни. Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает принятие Федеральным Собранием - закона о ратификации Протокола N 6, проект которого был уже дважды отклонен нижней палатой парламента. Необходимо также внесение соответствующих изменений в УК, с тем чтобы уже не применяемая судами смертная казнь - как альтернативная мера наказания наряду с предусмотренными за те же деяния иными санкциями - была исключена из текста закона.

В современной юридической науки существует спор о том, дает ли норма Конституции РФ свободу усмотрения для законодателя (Федерального Собрания) по поводу сохранения в РФ такого вида наказания как смертная казнь. А.С. Михлин считает, что высшая мера наказания, т.е. институт смертной казни рассматривается как действующий на постоянной основе. В свою очередь председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин в изданном им Комментарии к Конституции РФ указывает, что норма Конституции ориентирована на устранение смертной казни из закона и практики. Поэтому нельзя согласиться с мнением о том, что Конституция предопределяет свободу усмотрения для законодателя по поводу сохранения в России такой меры наказания. В момент принятия Конституции были существенно сужены допустимые рамки использования данной исключительной меры наказания: она могла предусматриваться только за особо тяжкие преступления против жизни - во всех других случаях в силу Конституции она была исключена из уголовного закона.

До сих пор в УК не внесены соответствующие изменения, и в его тексте по-прежнему среди возможных видов наказания фигурирует смертная казнь (ст. 44, 59), что повлекло включение в новый УПК дополнительных процедур для уголовных дел о преступлениях, с которыми УК связывает возможность применения смертной казни (например, требование единогласия при назначении ее судом). Направленность таких нововведений на гуманизацию процессуального регулирования не служит заменой конституционно-правовых обязанностей России по отмене смертной казни. Тем более что, согласно ст. 3 Протокола N 6, отступления от его положений не допускаются, а Совет Европы уже предупредил государства, не только являющиеся его членами, но и имеющие в нем статус наблюдателей, что они будут лишены своего статуса в этой организации, если не исключат практику применения смертной казни.

По данным ВЦИОМа 70% населения страны считают, что смертная казнь должна применяться как один из видов наказания. В РФ сложилась конфликтная ситуация, это объясняется тем, что представители высшей исполнительной, судебной власти, Президент, а так же определяющее большинство членов партии-власти выступают за отмену смертной казни или же сохранение моратория. Данный тезис подтверждается указанными в работе актами КС РФ, ВС РФ, мнениями представителей высшей власти государства, статистическими данными ВЦИОМа.

По-мнению автора работы вопрос об отмене смертной должен решаться на всенародном референдуме, это соответствует духу Конституции РФ, демократическим принципам на которых базируется построение нашего государства последних 20 лет. Мы считаем, что именно народ должен решить такой достаточно сложный и дискуссионный вопрос.

Предполагается, что до проведения референдума в СМИ будут отражены точки зрения сторон на данную проблематику, проведены теле - дебаты и т.п. Следствием решения референдума должен быть специальный федеральный закон. Данная процедура полностью снимет вопрос о сохранении или же отмене смертной казни.


Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 4. Россия XI-XIX вв. - М.: Мысль, 1999. C. 720.

Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2012.

Уголовный Кодекс РФ: от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. — 1996. — 18 июня. (№ 113).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод: от 04.11.1950 г. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. - М: Эксмо, 2010.С.75.

См. там же.

Нагорный С. Высшая мера противоречия [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/print.asp?id=53553&type=view— (Дата обращения: 19.02.2012).

Михлин, А.С. Смертная казнь - быть ли ей в России // Журн. рос. права. - 1998. - № 10.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. - М: Эксмо, 2010.С.75.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Казнить нельзя помиловать: где поставить запятую? [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13123 — (Дата обращения: 19.02.2012).

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарии к статье 59 УК РФ

Конституцией Российской Федерации установлены приоритеты ценностей нашего общества. Высшими из них в соответствии со ст. 2 являются человек, его права и свободы. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Среди основных прав особо выделяется право на жизнь, которое в случае его нарушения не может быть восстановлено. Данное обстоятельство обусловливает необходимость наиболее тщательного подхода к решению вопросов, связанных с возможностью лишения человека жизни. Именно исходя из приведенных выше положений, российское уголовное законодательство шло по пути сокращения условий, при наличии которых за совершенное преступление могло бы назначаться наказание в виде смертной казни. Во-первых, это проявлялось в сокращении видов преступлений, за которые могло бы быть назначено это наказание, и во-вторых, в сокращении категорий лиц, к которым применяется смертная казнь. Кроме того, Уголовным кодексом РФ предусмотрены и иные ограничения применения смертной казни. Так, например, последовательно наказание в виде смертной казни исключалось из статей УК, предусматривающих ответственность за хищение в особо крупных размерах, нарушение правил о валютных операциях, взяточничество и т.д. В настоящее время УК РФ предусматривает возможность назначения смертной казни лишь за преступления, связанные с посягательством на жизнь человека. К их числу относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и геноцид (ст. 357 УК РФ). Если до 1993 г. наказание в виде смертной казни не могло быть назначено только несовершеннолетним, не достигшим к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, и женщинам, находившимся в состоянии беременности к моменту совершения преступления, вынесения или исполнения приговора, то действующий УК РФ устанавливает запрет на назначение смертной казни любой женщине, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Запрет применения смертной казни в отношении отдельных категорий осужденных имеет своим истоком принцип гуманизма и определенную социальную обусловленность. Так, неприменение этого вида наказания в отношении несовершеннолетних связано с тем, что в юном возрасте они еще не обладают устоявшейся психикой, не всегда адекватно воспринимают сложившиеся обстоятельства, не имеют достаточного жизненного опыта, в большей мере, чем взрослые, подвержены чужому влиянию. В силу этого оценка социальной значимости своих поступков со стороны несовершеннолетних нередко затруднена.

Что касается женщин, то практика показала, что они редко совершают преступления, за которые законом предусмотрена смертная казнь. При этом учитывались большая эмоциональность, возбудимость женской психики. Принималась во внимание и практика назначения наказания женщинам - исключительная мера наказания назначалась им судами крайне редко.

Запрет смертной казни в отношении мужчин, достигших преклонного возраста, также сопряжен с редчайшими случаями совершения ими соответствующих преступлений, практическим отсутствием рецидива и иными обстоятельствами, говорящими о нецелесообразности сохранения смертной казни для этой категории лиц.

Смертная казнь не назначается также и лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Ограничения в назначении смертной казни связаны и с иными обстоятельствами. Например, смертная казнь не назначается при вердикте присяжных о снисхождении за приготовление к преступлению и покушение на преступление. Если же смертная казнь назначена, то в порядке помилования она может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Неприменение смертной казни за неоконченное преступление также основано на принципах гуманизма и справедливости. При этом законодатель исходит из того положения, что смертная казнь может назначаться лишь в случаях причинения смерти другим лицам. И наконец, обстоятельства совершения преступления могут быть таковыми, что назначение смертной казни будет являться явно несправедливым. Поэтому и снисхождение присяжных является фактором, налагающим вето на применение исключительной меры наказания.

Конституцией РФ смертная казнь признана исключительной мерой наказания, которая впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом только за особо тяжкие преступления против жизни. При этом обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Исключительность смертной казни как меры наказания подчеркнута и в Уголовном кодексе РФ (ст. 59 УК РФ). Таким образом, действующее законодательство допускает возможность применения смертной казни при соблюдении указанных выше условий, и следовательно, данный вид наказания является легитимным. Тем не менее в России он уже длительное время не применяется. И это неприменение вовсе не связано с отсутствием преступлений, за совершение которых возможно назначение смертной казни. Что же является запретом назначения и исполнения рассматриваемого вида наказания. В юридической литературе можно встретить утверждение об установлении моратория на применение смертной казни. При этом под мораторием обычно понимаются положения, содержащиеся в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Однако этим Указом запрет на применение смертной казни не установлен, да и не мог быть установлен, поскольку Президент не обладает подобным правом. Поэтому единственным законным основанием неприменения смертной казни является Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П, с момента вступления в силу которого и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Но указанный запрет на применение смертной казни является временным. Формально это наказание в Российской Федерации сохранено. Поэтому в обществе до настоящего времени ведется дискуссия о целесообразности сохранения смертной казни в уголовном законе.

Здесь же следует отметить, что Россия является членом Совета Европы. Протоколом N 6 "Относительно отмены смертной казни" (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) предусмотрено, что государства - члены Совета Европы, подписавшие этот Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, пришли к соглашению о том, что смертная казнь отменяется и что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). Россия подписала Протокол 16 апреля 1997 г. (распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 N 53-рп). 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон N 54-ФЗ "О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней". Этим Законом была ратифицирована Конвенция и ряд протоколов, в число которых Протокол N 6 не вошел. Не ратифицирован он и в настоящее время.

Таким образом, наличие в УК РФ наказания в виде смертной казни является вполне легитимным.

Однако по вопросу о применении смертной казни в настоящее время высказана правовая позиция Конституционного Суда РФ.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р установлено, что положения п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Таким образом, смертная казнь в России не может применяться и в будущем.

Как отмечалось выше, смертная казнь является исключительным наказанием. Исправление судебной ошибки в случае исполнения смертной казни невозможно. Поэтому законодателем предусмотрены не только особые условия назначения смертной казни, но и особая процедура исполнения смертной казни, которая в максимальной степени позволила бы такую ошибку исключить. Эта процедура регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.

При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.

Наступление смерти осужденного констатируется врачом. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается лицами, присутствующими при исполнении наказания.

Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного.