Все о тюнинге авто

Тренинговое занятие по развитию учебной мотивации у подростков « Добьемся успехов. Тренинг Нематериальная мотивация персонала Тренинг по мотивации упражнения

Мотивирование персонала


«…, а если будете хорошо себя

вести, в бассейн воды нальют!»


В одной торговой организации жил-был «Продавец, который классно продавал».

По фамилии, скажем, Филюгин. Объем продаж у него в 3 раза больше остальных.

Конечно же, запрос заказчика на тренинг был: «Сделайте нам Филюгиных».

И мы занялись разведыванием филюгинских тайн - для клонирования Филюгина в тренинговом режиме.

Секрет Филюгина оказался прост. Он отлично общался с людьми и был сильно внутренне замотивирован. Хотел стать «лучшим продавцом на побережье».

В тренинге можно научить участников правильно общаться, можно научить не бояться клиента, но мотивации не научишь. Чтобы появилась та внутренняя сила, которая заставляла бы людей качественно выполнять свою работу, зачастую надо менять что-то внутри компании, создавать правильный мотивационный климат.

Для этого в тренинге анализируются мотивационные теории и модели.

Менеджеру интересно получить на тренинге ответ на вопрос, какие из методик воздействия на персонал помогут достичь того типа поведения, который соответствовал бы организационным целям. Поэтому рассматриваются также способы и приемы мотивации сотрудников в организации. Обсуждается, какие психологические феномены нужно учитывать работодателю при материальном стимулировании работников.

Деньги – мощный мотивирующий фактор. Однако известно, что деньги мотивируют персонал в определенных пределах, есть критическая масса, после которой они мотивировать перестают. К тому же не всегда они есть.

Вспоминается тренинг для начальников отделов крупного комбината.

Их задача была мотивировать людей в ситуации, когда «финансы поют романсы», т.к. денег на эту статью не выделяли.

«Как управлять людьми без денег и битья» - был их отчаянный запрос.

Нематериальное мотивирование должно обязательно опираться на конкретные потребности сотрудников, учитывать индивидуальные различия людей. Все сотрудники одинаковы в том, что если дать им стимул – они начинают двигаться. А стимулы бывают разные. То, что хорошо для одного, совсем не годится для другого. Одних сотрудников хорошо мотивировать самостоятельностью в проектах и неинтенсивным контролем, других - возможностью стать наставником для других. Необходимо понимать, кому что подойдет и корректировать модель на уровне личного взаимодействия.

Одним из критериев выбора форм нематериального стимулирования может быть учет того, как сотрудник реализует свою потребность достижения. Это может быть стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудач.

Сотрудников, стремящихся к достижению успеха, необходимо

мотивировать профессиональным развитием, карьерным ростом, усложняющимися заданиями. Давать им обратную связь о результатах работы. Поручать задания, результат которых очевиден и оценим.

Если же человек стремится к избеганию неудач , то мотивировать его надо стабильностью, надежностью, безопасностью (пенсией, социальными льготами, стабильностью компании, постоянством условий). В случае сопротивления исполнению - применять наказание.

Иногда руководители не могут определить, мотивирован их персонал или нет. Здесь необходимо обучение экспресс-диагностике мотивированности и пониманию того, на что надо опираться, мотивируя.

Спрогнозировать готовность работников трудиться эффективно важно еще на этапе отбора кадров. Взаимодействуя с организациями, приходится сталкиваться с ошибками отбора, которые откликаются в недалеком будущем халатным, разгильдяйским отношением к организации и к труду вообще.

Главный же секрет мотивирования персонала:

Чтобы мотивировать других, руководитель должен быть замотивирован на работу сам!

Если руководство «все достало- надоело», то это отношение к работе быстро начинает транслироваться сотрудникам на уровне невербалики и корпоративной культуры. Послание, которое получают подчиненные в этом случае, звучит примерно так: «Руководству на самом деле не надо, чтобы мы хорошо работали». И они даже не пытаются.

Менеджеру в такой ситуации необходима работа (возможно с коучем) на понимание себя. Прежде всего нужно прояснить собственные цели и ценности, честно ответить себе на вопрос: «Зачем мне все это надо?».

Еще одна важная вещь!

Мотивируя сотрудников, менеджер должен помнить, что цели организации и личные цели сотрудников - совсем не одно и то же. Задача мотивирования - найти их пересечения и сделать так, чтобы цели сотрудников были хоть сколько-нибудь близки к организационными целям.


Упражнения:


Упражнение 1. «Не сойти со стула».

Упражнение носит разминочно-разогревающий характер. Оно позволяет участникам включиться в тему тренинга, а также обеспечивает осознание и творческое нарабатывание разнообразных мотивационных форм.

Упражнение обеспечивает эмоциональный подъем участников и почти всегда проходит в в атмосфере юмора и смеха.

Описание упражнения.

В центр круга ставится стул, который предлагается занять одному из участников. Это может быть доброволец или человек, выбранный тренером. Во втором случае тренеру имеет смысл выбрать участника с наличием демонстративного радикала в характере.

Инструкция человеку на стуле.

«Ваша задача - не вставать с этого стула до тех пор, пока вам действительно этого не захочется».

Инструкция группе.

«Ваша задача - сделать так, чтобы этот человек встал со стула. Применять меры физического воздействия и выдергивать стул запрещается».

Обсуждение.

После завершения анализируется, кто был успешен и почему. Заслушивается также отчет «человека на стуле» о его желании и нежелании вставать с места в ответ на каждое обращение. Обсуждение упражнения следует перевести в обсуждение возможностей нематериального стимулирования сотрудников вообще и обсуждение способов мотивирования персонала, успешно и неуспешно применяемых в конкретной практике участников.

Размер группы: 8-15 чел.

Время: 15-30 минут.

Необходимые материалы: отсутствуют

Упражнение 2. «Может, но не хочет»

Цели и возможности применения.

Упражнение предназначено для менеджеров среднего звена. Оно позволяет перевести теоретическую информацию в методические и практические разработки.

Описание упражнения.

Группе прочитывается мини-лекция о существующей четырехкомпонентной схеме классификации сотрудников по принципам «может - не может, хочет - не хочет»

Время работы - 15-20 мин.

Результаты работы подгруппы выносят в виде доклада на общегрупповое обсуждение.

Обсуждение.

Обсуждается адекватность сформулированных предложений, их эффективность и выполнимость.

Варианты.

Можно продолжить упражнение. На втором этапе разрабатываются предложения вышестоящему руководству по реализации тех мер, которые участники считают эффективными, но не могут реализовать на своем уровне.

Размер группы: 12-15 человек.

Время: 30-50 минут

Необходимые материалы: бумага, ручки, листы ватмана, фломастеры.

Упражнение 3. « Виды влияния»

Цели и возможности применения.

Упражнение проводится после мини-лекции о видах влияния. Оно позволяет участникам тренинга в игровой форме освоить виды влияния.

Описание упражнения.

Тренер дает группе инструкцию:

«Все мы - менеджеры фабрики по производству валенок. Положение нашей фабрики весьма бедственное. Зарплаты очень маленькие. Перспективы неясные. Сотрудники от рук отбились, работать не хотят.

- эмоциональное

- экспертное

- властное.

Во время выступления представителя каждой из подгрупп, все остальные члены группы становятся рядовыми сотрудниками фабрики».

Обсуждение.

Группа анализирует каждое выступление с помощью вопросов:

§ Какое обращение было наиболее эффективным?

§ Кто из выступавших был убедительнее?

§ Кому поверили и почему? За кем готовы идти подчиненные?

Варианты.

На корпоративном тренинге можно работать над реальной проблемой конкретной организации.

Размер группы: 10-15 чел.

Время : 20-30 мин.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Упражнение 4. «Индивидуальный подход»

Цели и возможности применения.

Это упражнение иллюстрирует индивидуальный подход к мотивированию. В нем можно потренировать навык понимания чужой мотивации, а также осознать свои собственные профессиональные мотивы.

Оптимальный вариант для использования упражнения - открытые тренинги, на которых присутствуют сотрудники из разных организаций.

Описание упражнения.

Участники получают текст опросника и, разделившись на пары, опрашивают друг друга.

После опроса они обобщают и анализируют полученный материал для того, чтобы подготовить свои предложения по мотивированию партнера на работу.

Предложения оглашаются в кругу в форме мини-доклада.

Обсуждение.

Анализируя упражнение, участники соотносят пожелания «разработчика» с мнением самого «объекта мотивирования». Кроме того, обсуждаются теоретические аспекты мотивирования сотрудников.

Размер группы: 8-15 чел.

Время: 30-35 мин.

Необходимые материалы.

Текст опросника, размноженный по количеству участников.

Приложение.

Опросник

1. Почему вы выбрали именно эту работу?

2. Что побуждает вас приходить по утрам в офис?

3. Что вам больше всего нравится в этой работе?

4. Что не нравится?

5. Что огорчает вас?

6. Что дает вам возможность почувствовать свою значимость?

7. Где вам нравилось работать больше всего и почему?

8. Чего вы ожидаете от работы?

9. Чего вы хотите от жизни через год? Через пять лет?

Упражнение 5. Деловая игра «Мотивационный климат в организации».

Цели и возможности применения.

Упражнение иллюстрирует эффективность создания и поддержания единого мотивационного климата в организации.

Описание упражнения.

Инструкция:

«Перед вашей группой ставится задача смоделировать абстрактную организацию.

Каждый член группы должен занять одну из иерархических ступеней в этой виртуальной организации, например: генеральный директор, директор, руководитель подразделения, начальник отдела и т.д. При этом роли рядовых сотрудников не задействуются.

Каждый из вас, получив ту или иную руководящую должность, должен будет разработать систему мер по мотивации своих подчиненных.

Обсуждение.

Возможно обсуждение проделанной работы по следующим вопросам:

- Какие сложности возникли при разработке такой концепции?

- Какие формы мотивирования преобладают и почему?

- Меняются ли мотивирующие методы на разных ступенях иерархической лестницы?

Варианты.

Возможно разворачивание упражнения в многоступенчатую игру с координационными совещаниями, консультациями, докладами.

Размер группы: 6-10 чел.

Время: 1- 1,5 часа.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Упражнение 6. «Несовпадение целей».

Цели и возможности применения.

В результате проведения упражнения участники приходят к осознанию того, что организационные цели, разделяемые всеми сотрудниками, являются для них мощным мотивирующим фактором.

Описание упражнения.

Упражнение лучше проводить после мини-лекции на тему: «Цели организации и цели сотрудников».

Основные тезисы мини-лекции:

§ Конкретизация цели повышает интенсивность труда.

§ Принятые исполнителями сложные цели обеспечивают более высокие результаты, чем простые.

§ Цели достигаются лучше, если исполнителя постоянно информируют о степени успешности продвижения к целям.

Группа делится на подгруппы и получает инструкцию:

«Ваша задача сейчас - прописать цели своего отдела и своих сотрудников».

Обсуждение.

Участники обсуждают, насколько эти цели понятны подчиненным и могут ли они служить мотивирующим фактором.

Варианты.

Можно построить упражнение нO абстрактном материале, например «Цели сотрудников парфюмерной фабрики».

Размер группы: 6-12 чел.

Время: 40-50 мин.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Упражнение 7. «Стимулы».

Цели и возможности применения.

Упражнение позволяет увидеть разнообразие стимулов, побуждающих людей лучше работать.

Описание упражнения .

Участники просматривают список стимулов и отмечают, какой из них годится для индивидуального применения, а какой - для группового (что-то относится к обоим вариантам).

Обсуждение.

Обсуждаются стимулы, реально используемые в данной организации, их эффективность.

Размер группы: 8-15 чел.

Время: 15-20 мин.

Необходимые материалы: Каждый участник должен иметь распечатанный текст Приложения.

Приложение.

Общие стимулы, побуждающие людей лучше работать:

§ возможность учиться

§ возможность сделать карьеру

§ товарищеские отношения в коллективе

§ признание заслуг

§ вознаграждение

§ возможность работать дома

§ бесплатная газировка в столовой

§ скидки в магазинах компании

§ пенсионные льготы

§ независимость

§ наличие премий

§ творческая атмосфера

§ благодарность за сверхурочную работу

§ чувство уверенности в себе

§ возможность сотрудничества с другими людьми

§ устоявшийся рабочий процесс

§ доверие со стороны руководства

Упражнение 8. «Ученье – свет!»

Цели и возможности применения

Упражнение можно использовать в начале тренинга - как «разогрев» к теме «мотивирование персонала» и наоборот, в окончании тренинга – как приложение, практическое применение полученных знаний.

Описание упражнения.

Группа делится на две части, которым дается одинаковая инструкция.

«В течение 10 минут вы должны придумать, как мотивировать соседнюю подгруппу на обучение в тренинге, исходя из имеющихся ресурсов и представлений о мотивации».

Обсуждение.

После завершения упражнения вся группа обсуждает следующие вопросы:

Посмотреть, правильно ли переформулирование

§ Удалось ли обеим подгруппам придумать эффективный комплекс мотивирующих мер?

§ Адекватны ли актуальной ситуации предложенные меры?

Размер группы: 8-15 чел.

Время: 20-30 мин.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Упражнение 9. «Работа подразделения»

Цели и возможности применения.

Это упражнение, задействуя потенциал группы, готовит участников к решению практических задач, проведенное в конце тренинга - дает членам группы возможность обобщить полученные знания.

Описание упражнения.

Группа делится на тройки и получает инструкцию .

«Работая в тройках, вы должны:

1. Разработать список стимулов, которые реально можно использовать в вашем подразделении.

2. Разработать план действий по мотивированию сотрудников подразделения на год вперед».

Обсуждение.

Обсуждается реалистичность разработанных предложений, а также возможные помехи на пути их осуществления.

Варианты.

В ходе упражнения можно поставить перед участниками задачу проработать проблему одного из конкретных, реально существующих в организации подразделений (кто больше заинтересован).

Размер группы: 8-15 чел.

Время: 20-30 мин.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Упражнение 10. «С волками жить…».

Цели и возможности применения.

Упражнение позволяет участникам в игровой форме попробовать себя в мотивировании персонала.

Описание упражнения .

Упражнение начинается с инструкции :

«Мы находимся в сказке «Волк и семеро козлят». Роль волка не традиционна. Он вегетарианец. Ест свежие овощи со своего огорода. Козлята, однако, в это не очень верят и побаиваются волка.

Огород у волка очень большой. Волку надо прополоть капусту, морковку и редиску. Он хочет использовать для этого наемную рабочую силу – козлят.

Козлятам не хочется работать, но они не прочь полакомиться капустой.

Поделите, пожалуйста, роли – кто из вас будет волком, а кто - козлятами».

Инструкция «волку».

Ваша задача - замотивировать козлят так, чтобы они пошли к вам на работу и честно ее выполняли.

Инструкция «козлятам».

Вы согласитесь на работу только в том случае, если предложение волка будет отвечать вашим потребностям, интересам, желаниям.

Роль волка выполняют последовательно 3-5 участников.

Успешность выполнения задачи определяется простым голосованием «козлят».

Обсуждение.

После разыгрывания ситуации обсуждаются следующие вопросы:

§ Кто был успешен и за счет чего?

§ Какие мотивирующие приемы использовались?

§ Что было самым серьезным в этом упражнении?

Варианты.

Для того, чтобы разнообразить упражнение, нанимателями козлят можно сделать не только волка, но и других зверей (по выбору, например: медведя, зайца, хорька и т.д.). В таком случае группа обсуждает, что как при этом меняются формы и методы мотивации.

Упражнение проводится после мини-лекции по формам и методам мотивации

Перед тем, как предлагать участникам это упражнение, надо разогреть группу на ролевую игру.

Размер группы: 10-15 чел.

Время: 25-30 мин.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Один из самых сложных тренингов в нашем арсенале - тренинг по мотивации. В тренинге, группа прорабатывает упражнения на выявление и структурирование собственных целей. Мы уверены, что говорить с подчиненными про их мотивацию и предлагать какие-то инструменты имеет смысл только попробовав всё это на себе. После тренинга участники расходятся с заданием выполнить некоторые из упражнений повторно, через определенный промежуток времени. Мы, со своей стороны, помогаем разбирать накопившиеся вопросы и анализируем результаты полученные во время и после тренинга.

Я очень хорошо запомнил участника, который на входе в тренинг проговорил проблему с собственной мотивацией («стеклянный потолок, куда расти непонятно»), а во время этого упражнения вдруг «вспомнил» про заброшенное увлечение электрогитарой. После тренинга он приобрел новую гитару, маленький «комбик» и стал по вечерам заново учиться играть. Интересен его отзыв, который он прислал через месяц. Он рассказал про гитару и отдельной строкой отметил:
- И на работе как-то пободрее пошло.
Далее он перечислил список выполненных за месяц задач в отношении команды и заказчика, до которых раньше «просто не доходили руки» и «сил сделать не было».

Парадоксальный эффект, если вдуматься. Отсутствие времени и большая загруженность по работе, ощущение «стеклянного потолка». Не самое хорошее состояние для менеджера, который хочет работать с мотивацией команды, согласитесь. Люди вокруг это состояние «считывают» практически моментально: «моему менеджеру это всё не надо». Из таких позиций начинать работу с командой крайне и крайне сложно.

Находясь в этой точке человек не «сбавляет обороты», а наоборот - добавляет себе активность по изучению чего-то нового. Находится время. Голова загружается чем-то другим. И работать становится легче.

Дело в еще одной «степени свободы» или еще одном уровне матрицы «Интерес - компетентность», который создается в тот момент, когда вы начинаете изучать что-то новое.

Мы уже неоднократно рассказывали об этом простом инструменте, поэтому сейчас просто обозначим как им пользоваться.

Нарисуйте на листике матрицу 2×2 как показано ниже.

Матрица показывает как человек обучается какому-либо навыку и что происходит с его интересом к работе. Например, вы взяли на работу нового сотрудника. Он еще не знаком с особенностями вашего процесса разработки или ведения проектов, может не знать чего-то в вашем бизнес-домене (то есть компетенция у него, относительно вашей сферы деятельности, пока низкая), но при этом ему интересно и «глаза горят» (вы его, скорее всего по этому признаку и отбирали - будущая работа кандидату должна быть интересна: квадрант высокого интереса). Когда человеку интересно то, что он делает, он начинает учится. Его компетенция растет, он остается в правой части матрицы, но сдвигается по ней вверх. Высокий интерес и высокая компетентность.

Отличное состояние. Устойчивое, интересное.

Потом человек делает то, что умеет год или два. Опыт накоплен. Задачи решаются. Но интерес постепенно спадает. Сдвигаемся влево. Человек знает и умеет, возможно, больше всех в команде или компании. От работы немного «укачивает», но авторитет, должность, деньги и зона комфорта могут удерживать человека достаточно прочно.

Последний пустой квадратик «как бы намекает»:) Нет, человек не глупеет, но перестает развиваться, потому что крайне сложно заставить себя учить что-то новое, когда тебе совсем не интересно то, что ты делаешь.

Знакомое ощущение?

Много опыта. Большой объем знаний. Монотонность задач. Ваш мозг трактует это состояние как усталость, «бег по кругу», отсутствие нового. Ему нужна новая степень свободы. Новое направление «куда копать». Потому что ваш мозг просто не может ничего не делать - так он спроектирован от природы.

Начиная изучать что-то новое, вы накладываете поверх основной матрицы 2×2 новый уровень точно такой же матрицы, где вам снова интересно и вам снова хочется «копать».

Возвращаясь к профессии, о которой мы говорим с вами последнюю неделю. Бизнес-тренер и тренинги, как обучение других навыкам которые помогают работать проще и лучше.

С одной стороны, само по себе обучение новому делу, новой профессии оказывает на человека самое позитивное влияние: вы снова в квадрате «высокий интерес» и вокруг вас много нового и неизученного. Вы только что нашли новый пласт полезных ископаемых, который можно разрабатывать, анализировать и структирировать. Вы начинаете видеть новые вещи в, казалось бы, давно изученном деле. Вы заново прорабатываете понятия, которые уже давно воспринимаете «как должное», чтобы иметь возможность ответить на вопрос своего студента «А почему так?». В самом деле - почему? Я ведь когда-то это уже пробовал и так и по другому. Отличное ощущение. Просто отличное.

С другой стороны, обучение взрослых людей - как область межличностных взаимодействий, является пространством с высокой степенью свободы: учиться тому, как объяснять, доносить, убеждать, учить других людей можно всю жизнь.

Вы выбираете свой стиль преподавания. Вы выбираете чему и как учить, исходя из своего понимания сложности тех или иных задач. Вы выбираете формат, модель обучения и структуру подачи материала. Вы выбираете наиболее удобный для себя график проведения и проектирования новых тренингов. Тренинг - авторская область знаний. Сложная. Интересная. Позволяющая вам высвободить в себе Автора и работать над созданием нового. Над созданием структуры знаний, позволяющей учиться другим.

Просто подумайте над этим пару минут.

Игры для тренинга «Нематериальная мотивация»

Название игры

Описание игры

Специальный реквизит

«Мотивация к обучению»

Участники делятся на две группы. Им необходимо придумать, как замотивировать соседнюю подгруппу на обучение

Не требуется

«Мотивирующее обращение»

Инструкция

«Все мы - менеджеры фабрики по производству валенок. Поло­жение нашей фабрики весьма бедственное. Зарплаты очень малень­кие. Перспективы неясные. Сотрудники от рук отбились, работать не хотят. Поделитесь, пожалуйста, на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна подготовить мотивирующее обращение к подчиненным»

Во время выступления представителя каждой из подгрупп все остальные члены группы становятся рядовыми сотрудниками фаб­рики

Не требуется

«Мотивация сотрудника»

Инструкция

«Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломался ксерокс, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса - убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель говорил о предстоящем концерте».

Не требуется

«Вырвись из Круга»

Все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из круга выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог этого сделать, считается погибшим. Круг не име­ет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг выпус­тит только того, кто докажет свое желание жить

Не требуется

«Волк и 7 козлят»

    Тренер озвучивает вводную: «Мы находимся в сказке «Волк и семеро козлят». Роль волка не традиционна. Он вегетарианец. Ест свежие овощи со своего огоро­да. Козлята в это не очень верят и побаиваются волка. Огород у волка большой. Волку надо прополоть капусту, морковку и редиску. Он хочет использовать для этого наемную ра­бочую силу - козлят»

    Тренер раздает участникам инструкции «волков» и «козлят». Роль «волка» выполняют последовательно 3-5 участников

    Тренер отдельно инструктирует «волков»: «Ваша задача - замотивировать козлят так, чтобы они пошли к вам на работу и честно ее выполняли»

    Тренер отдельно инструктирует «козлят»: «Вы согласитесь на работу только в том случае, если предло­жение волка будет отвечать вашим потребностям, интересам, же­ланиям»

    «Волк» и «козлята» садятся за стол и обсуждают условия сотрудничества. Через некоторое время «волка» сменяет другой участник и т.д.

    Успешность выполнения задачи определяется простым голо­сованием «козлят» за того или иного волка

Обсуждение

    Кто из «волков» был наиболее успешен и за счет чего?

    Какие потребности «волки» определили у «козлят»?

    Какие мотивирующие и стимулирующие приемы использовались?

    Были ли вещи, которые мотивировали одних «козлят», но демотивировали других?

    Что является основной идеей игры?

После обсуждения данных вопросов тренер может выйти на демотивирующие факторы и на примере того или иного козленка сослаться на соответствующие тренинговые материалы

Инструкции для участников

(см. приложение: Игра «Волк и 7 козлят»)

«Спасение медведя»

Тренер объединяет участников в 2 группы, описывает им ситуацию и обозна­чает проблему, которую надо разрешить:

«Некоему зоопарку был нужен медведь. Медведя отловили в си­бирских лесах. Посадили в просторную клетку и водным путем, сна­чала по реке, потом по Северному морскому пути и каналам, доста­вили к месту назначения. В силу объективных причин путешествие заняло несколько месяцев. К прибытию медведя в зоопарке была под­готовлена новая, тщательно оборудованная, обширная территория. Однако за время путешествия медведь так привык к своей клетке, что, когда ее поставили в этот новый вольер, не захотел ее покидать. Дальнейшее пребывание медведя в клетке грозило ему ги­подинамией, ожирением и т. д. Поэтому срочно была созвана груп­па экспертов для разрешения проблемы».

После этого группы получают инструкцию: «Вы - та самая группа экспертов. В течение 20 минут вы дол­жны, обсудив проблему, разработать программу действий для со­трудников зоопарка. По итогам реализации этой программы медведь должен добровольно, без психических травм, покинуть клетку и начать осваивать территорию вольера».

Через 20 минут группе предлагают доложить итоги работы - огласить программу.

Не требуется

«Создание программы мотивации»

Перед группой ставится задача смоделировать абст­рактную компанию. Каждый член группы должен занять одну из иерархических сту­пеней в этой виртуальной компании, например: генеральный ди­ректор, директор, руководитель подразделения, начальник отдела и т.д. При этом роли рядовых сотрудников не задействуются. Каждый из членов группы, получив ту или иную руководящую должность, должен разработать систему мер по мотивации своих подчиненных. Далее будет проведено общее совещание по принятию единой концепции мотивационного климата в компанииТренинг «Конфликты и способы...

  • Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ

    ... игры появилось первое объяснение ее мотивации , а также мотивации упражнения, необходимого для ... ролевого), а также различные тренинги , позволяющие корректировать поведение, обеспечили... - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, ...

  • «Стимулирование сотрудников в производственных компаниях (на примере компании «Питерформ»)», представленной в службу обеспечения программ бакалавриата для последующей передачи в государственную аттестационную комиссию для публичной защиты, не содержится элементов плагиата

    Документ

    Им материальные и нематериальные стимулы для усиления их мотивации . Понятие системы... безопасности. Осознание защищенности играет существенную роль для сотрудников. Кроме защищенности... Отдел персонала проводит для меня вступительные тренинги , а также...

  • Тест для измерения масштаба вашего мышления помните, что масштабное мышление выгодно всегда и во всем! 5 Как научиться мыслить и мечтать творчески

    Документ

    Несколько лет назад, проводя тренинг для продавцов, я открыл прекрасную... было определение уровня мотивации будущих выпускников, сможет... на продажу карточные игры для детей от четырех... конкуренция, делать бизнес на нематериальных вещах намного труднее. ...

  • 1. Упражнение "Работа над ошибками".

    Проанализируйте неудачу, которую вы пережили в прошлом. Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, что полезного вы приобрели в результате этой неудачи (опыт, качества характера, понимание каких-то процессов в жизни и т.д.). Подумайте, что стало для вас возможным в результате пережитой неудачи?

    2. Упражнение "Попроси самого себя".

    Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.

    1. Попросите себя выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. В зависимости от ваших личностных особенностей и ситуации вы можете использовать как убеждения в необходимости деятельности, так и просьбы и ласковые слова.
    2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.
    3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

    Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности).

    3. Упражнение "Похвали самого себя".

    Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

    1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.
    2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов.
    3. Убедите себя и дальше так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).

    4. Упражнение "Полезный предмет".

    Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества. Например, если ваша цель – сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п.

    1. Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес. Опишите его от первого лица (похвалите самого себя). Опишите, каким чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему хозяину. «Запускайте» воображение на полную мощность.

    2. Спустя некоторое время станьте самим собой и ещё раз рассмотрите ваш предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой. Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нём что-то новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать?



    3. Потом опять станьте этим предметом. Отождествитесь с ним. Осознайте свои (предмета) преимущества. Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими людьми.

    4. Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный (желательно опираться на явные преимущества).

    Выполняя данное упражнение несколько раз в различных вариациях, вы найдёте много интересного и привлекательного в том предмете, с которым идентифицировались. Стремясь убедить и заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере можно найти столько интересного и неожиданного).

    5. Упражнение "Мне удалось!"

    Упражнение направлено на создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Выполняется в группе.

    Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. После рассказа они отвечают на два вопроса:
    1. Где может пригодиться это умение?

    2. Как им удалось этому научиться?

    Обсуждение.

    Все участники группы отвечают на вопрос: чему из того, про что рассказали другие участники, вам захотелось научиться? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?



    6. Упражнение "Самомотивация"

    В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?

    Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:

    А - на работе


    _______________________________
    _______________________________
    Б - дома
    _______________________________
    _______________________________
    _______________________________

    Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:
    А
    _______________________________
    _______________________________
    _______________________________
    Б
    _______________________________
    _______________________________
    _______________________________
    1. Настраивайтесь на положительный итог.
    2. Преуменьшайте проблемы.
    3. Приступайте к работе сразу.

    В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:
    А
    _______________________________
    _______________________________
    _______________________________
    Б
    _______________________________
    _______________________________
    _______________________________

    Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:
    А

    Б
    Первый шаг_________________________
    Время_______________________________

    Акцент на положительном аспекте защищает от мрачного пессимизма, от опасений, настраивает на успех.

    7. Упражнение "Начать действовать".

    Если вы постоянно откладываете на неопределенный срок выполнение какой-либо работы, то вам необходимо регулярно себя мотивировать: заставить себя приступить к работе и поверить в то, что эта работа незаметно заинтересовала вас. В этом случае мотивация связана с первым толчком к началу работы, а не с самой работой.
    Попробуйте мотивировать себя, занимаясь рутинным и надоевшим делом: написанием длинного делового письма, разработкой презентации, чтением сложной специфической книги, и т.д.

    Сядьте за стол, возьмите все, что вам понадобится для выполнения работы. Затем сосредоточьтесь на начале; на первом шаге, который вы делаете, приступив к работе. После вы уже просто доведете работу до конца. Вы заметите, еще сидя за работой, что вас охватывает приятное чувство того, что с одним делом на сегодня вы покончили.

    ТЕСТ «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ»

    Целью данного упражнения является проведение студентом самотестирования и оценка им своих возможностей быть руководителем.
    Мотивация к успеху
    Задание. Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху.
    На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +.
    Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в вашей жизни.
    1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, лучше сделать быстрее, не откладывая.
    2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
    3. Я работаю так, будто сама жизнь поставлена на карту.
    4. Если возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
    5. Если у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
    6. В некоторые дни мои успехи ниже среднего.
    7. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
    8. Я более доброжелателен, чем другие.
    9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
    10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
    11. Усердие - это не основная моя черта.
    12. Мои достижения в учебе не всегда равномерны.
    13. Меня больше привлекает другое, чем я сейчас занят.
    14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
    15. Я знаю, что мои однокурсники считают меня дельным человеком.
    16. Препятствия укрепляют мои решения.
    17. У меня легко вызвать честолюбие.

    18. Если я выполняю задание без вдохновения, это обычно заметно.
    19. Выполняя задание, я не рассчитываю на помощь других.
    20. Бывает, что я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
    21. Нужно полагаться только на самого себя.
    22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
    23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
    24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
    25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро снова пойду в вуз.
    26. Когда я расположен к учебе, я делаю все лучше, чем другие.
    27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые умеют упорно работать.
    28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне как-то не по
    себе.
    29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
    30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
    31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
    32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
    33. Бессмысленно противодействовать воле начальника.
    34. Иногда не знаешь, что придется делать.
    35. Когда что-то не ладится, я нетерпим.
    36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
    37. По сравнению с другими я учусь более результативно.
    38. Многое, за что я берусь, не довожу до конца.
    39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
    40. Я не завидую тем, кто стремится достичь власти и положения.
    41. Когда я уверен в своей правоте, то готов отстаивать ее до конца, вплоть до крайних мер.
    Вы получили по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

    Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
    Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
    Подсчитайте сумму набранных баллов.
    от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху;
    от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации;
    от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации;
    свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху.
    Результат теста «Мотивация к успеху» анализируется вместе с результатами теста «Готовность к риску».
    Люди, умеренно или сильно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска. Te, кто боится неудач, предпочитают малый, или, наоборот, слишком большой уровень риска.
    Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
    К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

    Подборка практических упражнений для самомотивации. Методы мотивации, самомотивация, мотивация поведения, мотивация человека.

    Подборка упражнений по самомотивации ниже, предназначена для Участников онлайн курсов "Школы Управления Судьбой" .

    Закономерность такова - начальный эмоциональный подъем "Это то, что я давно искал!!!", сменяется противоположными эмоциями, наподобие "Все бесполезно... Я таким останусь навсегда...".

    Эти эмоции, конечно, не выражаются в такой четкой форме, а проявляют себя общей апатией, потерей желания что-либо делать, неверием в то, что изменения возможны и т.д. и т.п.

    Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ этап личностного роста. И нормальная ситуация в нашем эмоциональном мире. Дело в том, что эйфория, рожденная надеждой, что жизнь можно изменить в лучшую сторону, сталкивается с жизненным опытом. А он говорит, что ты уже много раз пытался, и что? Вот примерно так.

    А через некоторое время ситуация в душе снова прыгает в зону "супер", и Участник с радостью продолжает путешествие по курсу.

    Чтобы облегчить прохождение эмоциональных спадов, я и предлагаю подборку упражнений ниже.

    Темы статьи: методы мотивации, самомотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Упражнение на самомотивацию 1. Идентификация с любимым животным.

    Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности.

    Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое влияние на нашу личность.

    Темы статьи: методы мотивации, самомотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.

    1. Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели.
    2. Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.
    3. Ответьте на вопросы:

    С каким животным вы отождествлялись (ассоциировались)?

    Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?

    Что вы ощущали, переживали в этот момент?

    Упражнение на самомотивацию 2. Указывая ошибки - отметьте улучшение.

    Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка. Всем мы родом из детства и воспитывали нас с помощью одних и тех же приемов, которые мы сейчас применяем сами к себе.

    Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом компоненте деятельности:

    1. Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
    2. Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперёд.
    3. Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал, и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

    Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определённых аспектов деятельности, в нашем случае - это онлайн тренинг. Ведь у Вас не совсем все не получается. Есть и успехи?

    Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребёнку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребёнку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям).

    Для того чтобы побуждать ребёнка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

    Замечая свои недостатки и ошибки, акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

    Упражнение на самомотивацию 3. Хвастун.

    Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества.

    Например, если вы стремитесь развить интерес (свой или детей) к биологии, то станьте на некоторое время пчелой и опишите, какая она чудесная труженица и совершенное живое существо. А если ваша цель - сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п.

    1. Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес. Опишите его от первого лица (похвалите самого себя). Опишите, каким чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему хозяину. «Запускайте» воображение и творческую способность.
    2. Спустя некоторое время станьте самим собой и ещё раз рассмотрите ваш предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой. Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нём что-то новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать?
    3. Потом опять станьте этим предметом. Идентифицируйтесь (отождествитесь) с ним. Осознайте свои (т.е. предмета) преимущества. Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими людьми.
    4. Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный (желательно опираться на явные преимущества).

    Пример. Александр, выполняя предложенное задание и стремясь развить интерес к своей будущей профессии (машиностроению), вообразил себя автомобилем «Вольво» и восхвалял свои преимущества: «Я наилучший автомобиль в Европе. Взгляните только на меня, какой я чудесный и удобный в пользовании. Мой комфорт и дизайн пленяет всех. Попробуйте только сесть и завести двигатель - и вы навсегда полюбите меня. А проехав - вы почувствуете такое наслаждение! Сколько привлекательных женщин и сильных мужчин я обворожил».

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Выполняя данное упражнение несколько раз в различных вариациях, вы найдёте много интересного и привлекательного в том предмете, с которым идентифицировались. Стремясь убедить и заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере можно найти столько интересного и неожиданного).

    Упражнение на самомотивацию 4. Анализ своих оправданий.

    Большинство причин неудач являются внутренними, т.е. вы сами виновны в том, что недостаточно работали и не достигли успеха. Но и на внешние факторы (например, когда вы оправдываетесь тем, что никто не помогал) можно влиять. Ведь, вполне вероятно, вы и не обращались ни к кому за помощью, не искали людей, которые могли бы помочь. В этом случае вам следует поразмышлять над тем, что можно обратиться за помощью к конкретным людям и получить её.

    Когда вы ссылаетесь на то, что у вас очень много дел и вы очень перегружены, то это может свидетельствовать:

    А) о неумении организовать свою деятельность;

    Б) о неумении определить приоритеты (что главное, а что второстепенное);

    В) об отсутствии привычки систематически работать (ведь можно хотя бы 20-30 минут выделять на дело, до которого обычно «не доходят руки»).

    1. Попытайтесь объяснить (оправдаться), почему вы не выполнили то, что задумали, почему не приложили достаточных усилий для достижения поставленных перед собой целей.

    2. Запишите подробно все оправдания. Например: «Я не выполнил задание потому, что:

    1) Очень много дел,

    2) Не достаточно способностей,

    3) Никто не помог».

    3. Проанализируйте ваши оправдания. Подумайте:

    1) Почему вы используете именно такие оправдания?

    2) Зависит ли от вас или от внешних обстоятельств (которые вам неподконтрольны)?

    4. Поразмышляйте, какие мероприятия следует провести, чтобы исправить положение.

    Упражнение на самомотивацию 5. Похвала самому себе.

    Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

    2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа! Так и дальше держать!»

    Пример. Михаил похвалил себя за заметный прогресс в изучении иностранного языка, которого он достиг благодаря систематической, настойчивой работе:

    Упражнение на самомотивацию 6. Попроси самого себя.

    Это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то важное, но вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).

    Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности). Человек накапливает опыт влияния на других людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.

    1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. Используйте:

    Убеждение в необходимости деятельности;

    Просьбы и ласковые слова.

    2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.

    3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

    Отметьте эффективность упражнения в баллах.

    Выясните, какая именно форма просьбы (формула самопобуждения) наиболее эффективна для вас.

    Пример. Наталия (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель - в совершенстве овладеть английским языком. Осознавая необходимость систематических занятий, она, однако, не могла себя организовать на ежедневную работу. Позже, взявшись за дело серьёзно, девушка стала убеждать и просит сама себя:

    «Наташа, я тебя прошу, перестань бездельничать! Берись за ум, ты же способная и такая умница! Я тебя умоляю, работай ежедневно над английским. Ты же знаешь, что только систематические занятия принесут результаты. Ты же молодчина и всегда сможешь найти хотя бы часок для этого важного дела. Ты же настоящая красавица, а будешь нравиться окружающим ещё больше, когда овладеешь английским.

    Я всё поняла и обещаю себе, что буду добросовестной, буду работать ежедневно, осознавая, что только систематические занятия гарантируют успех. Я обязательно выполню свою просьбу».

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Таким образом, прося и убеждая саму себя, студентка смогла преодолеть свои трудности в самоорганизации и впредь ежедневно (а не эпизодически, как это было раньше) работала над совершенствованием английского языка.

    Упражнение на самомотивацию 7. Источник энергии.

    Представьте вашу деятельность, к которой стремитесь развить интерес, как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т.п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

    Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные центры.

    Вдыхайте, воспринимая эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как лёгкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

    Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

    Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Замечание: это упражнение выполняйте легко, непринуждённо, без напряжения, не стремитесь ускорить события или усилить эффект прямолинейными действиями.

    Упражнение на самомотивацию 8. Упорядочивание сада.

    Данное упражнение заимствовано из психосинтеза.

    Процедура

    1. Представьте себе, что ваша жизнь, ваши дела - это заброшенный сад, в котором вы стремитесь навести порядок. Вы пытаетесь возродить его, оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не видно земли и тропинки.

    2. Представьте себе, что вы начали с определённой части сада, подрезаете ветви, пересаживаете деревья, поливаете их (т.е. делаете всё, чтобы оживить, возродить сад). Вы стремитесь к тому, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы лучше развивались.

    3. Вы пытаетесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада.

    4. Вы стремитесь придать саду эстетический, гармоничный вид. Вы делаете всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль.

    По аналогии с упорядочиванием сада пытайтесь упорядочить свои научные (профессиональные) дела. Стремитесь, чтобы отдельные виды вашей деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.

    Пример. Анатолий (студент второго курса экономического факультета) после «упорядочивания сада» попробовал разобраться и навести порядок в своих делах.

    Всё, чем он занимался (а это и экономика, и шахматы, и психология) требовало много времени и незначительно согласовывалось друг с другом. Ему необходимо было, в первую очередь, определиться: какому виду деятельности предоставить приоритет (что должно быть основным).

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Поразмышляв, взвесив все «за» и «против», Анатолий пришёл к выводу, что гроссмейстером ему не стать, а экономика - это его профессия. Следовательно, следует все усилия сосредоточить на экономике, а шахматам уделять меньше времени (поскольку, имея в 19 лет только первый разряд, рассчитывать на высокие спортивные достижения не приходится), Анатолий понял, что шахматы можно использовать как модель планирования, стратегического расчёта, тактических действий, что может существенно помочь в анализе экономической ситуации. Далее Анатолий больше рассуждал именно в этом направлении, ища аналогии между шахматами и экономикой. Воспользовавшись шахматной моделью, он мог глубже анализировать экономические ситуации.

    Упражнение на самомотивацию 9. Эстетические ассоциации.

    Выполнение этого упражнения даст возможность перенести энергию, мотивационный заряд и позитивные эмоции с приятного для вас объекта на предмет вашей деятельности.

    Процедура.

    1. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность, её предмет с определённым, приятным для вас объектом. Закройте глаза. Пытайтесь вызывать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом, например, цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.

    2. Потом вызовите из памяти образы, связанные с вашей деятельностью. Пытайтесь ассоциировать вашу деятельность с образами, которые появлялись в ходе предыдущего задания (цветок). Не оценивайте образы, которые возникают у вас. Пусть они сами по себе свободно всплывают. Запишите ассоциации и образы, которые возникли в связи с деятельностью.

    3. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с другими символами, объектами, существами и явлениями природы (например, с солнцем, мифологическими героями, которыми вы восхищены, приятными звуками и т.п.).

    4. Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего ассоциировались с вашей деятельностью? Запишите их и используйте в дальнейшей работе.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Упражнение на самомотивацию 10. Позитивное отношение к ошибкам (не ошибается только тот, кто ничего не делает).

    Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди.

    Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

    Работая над своими ошибками, Михаил, будущий педагог, записал:

    1. Ты ошибся? Но это не так уж и страшно, ведь есть над чем работать.

    2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития, ведь ты теперь знаешь, в каком направлении следует работать и что необходимо совершенствовать.

    3. Эта попытка является не очень удачной, но она тебя многому научит. Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, что ты достигнешь успеха.

    4. Неудачи и ошибки - это хорошая наука для того, кто хочет развиваться.

    Очень важно положительно (с позитивным пафосом) относиться к ошибкам других людей. Это поддерживает их мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями.

    Некоторые зарубежные компании материально поощряют своих работников за творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление экспериментировать и нестандартно мыслить.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.

    2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей. Заполните следующую таблицу:

    1. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например, Андрей (студент 2-го курса) написал: «Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».

    2. Ваш сын (ученик) неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?

    Упражнение на самомотивацию 11. Схема управления своими делами. Легко и эффективно.

    Недавно наткнулась на схему управления временем С. Кови.

    Возможно, вы уже читали эти или подобные материалы, но хочу еще раз обратить на них ваше внимание. Стивен Р. Кови делит все дела на срочные - несрочные и важные - неважные.

    Получается 4 группы дел: 1) срочные и важные; несрочные и важные; срочные, но неважные и, наконец, несрочные и неважные. Как вы думаете, на какой группе дел Кови предлагает нам концентрировать свои усилия? Я поначалу решила, что на первой - очень уж солидно звучит ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ! И была неправа!

    Кови утверждает, если человек концентрируется только на таких делах (иначе называемых «кризисами» и «проблемами»), то его ждут стрессы, истощение жизненных сил, кризисное управление и вечный аврал, - короче говоря, ничего хорошего.

    В этом месте мне стало грустно, потому что знаю кучу людей, живущих именно так и гордящихся как раз своей способностью «решать проблемы». Им безумно интересно жить в цейтноте и каждый раз оказываться в состоянии за несколько часов справиться с задачей, на которую в норме отводится 2-3 месяца.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Вспомните студенческие годы: разве были люди, во время сессий хвастающиеся тем, что весь семестр потихоньку готовились к экзаменам и поэтому ночью перед экзаменом могли спокойно выспаться, будучи уверенными, что знают весь материал?

    Звучит довольно фантастично. Зато как можно гордиться собой, успевая в последнюю секунду, решая то, что решить уже практически невозможно, потушив то, что годы тихо тлело и вот уже горит синим пламенем!

    Воистину, как говорит моя любимая Муми-мама, «подвиг одних - это, как правило, головотяпство других». И поэтому мудрый Кови, прямо как наше министерство здравоохранения, настаивает: главное, братцы, - это профилактика!

    Будешь все, что можно, делать заранее - не придется потом впопыхах геройствовать. Соберешь с вечера все, что нужно взять с собой утром - отпадет риск выскочить из дома без ключей или важных документов; будешь следить за машиной - она будет заводиться и на морозе и вряд ли встанет посреди дороги и т.п.

    «...решение несрочных, но важных вопросов - это ядро эффективного управления собой. В него попадают такие вопросы, как укрепление взаимоотношений с окружающими, составление личной формулы жизненного предназначения, долгосрочное планирование, профилактические мероприятия, подготовка, - словом, все те вещи, которые мы признаем необходимыми, но не первостепенными.»

    «...можно сказать, что эффективный человек мыслит не проблемами, а благоприятными возможностями. Он мыслит с перспективой. У него тоже случаются требующие срочного внимания кризисы и экстренные ситуации, но их число сравнительно невелико.»

    Так вот, если мы будем уделять особое внимание делам важным и несрочным, наша жизнь неуклонно будет меняться к лучшему. Элементарный пример - если человек, придя на работу, делает не только то, что ему положено делать по должностной инструкции, но еще и старается повысить свою квалификацию - насколько увереннее он будет чувствовать себя на своем рабочем месте!

    Или еще - все дома рано или поздно начинают нуждаться в ремонте; поэтому насколько легче запланировать косметический ремонт раз в несколько лет - и не искать потом судорожно деньги на поклейку некстати запятнавшихся обоев.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Очень люблю позитивные изменения, с кем бы они ни происходили! Поэтому прошу вас: выберите на выходных хотя бы полчаса, чтобы продумать, выполнение каких дел может принести вам существенную пользу в будущем (между прочим, душевный комфорт - это тоже польза!), и со следующей недели начните претворять эти дела в жизнь.

    Не надо составлять список на десяти страницах - сделайте что-нибудь одно для начала. Тогда вам понравится, и вы захотите больше:) . Представляете, как интересно самому выбирать, что для тебя важно - и делать это!

    Для справки - если кто считает, что ему жизненно важно ночами напролет резаться в Quake - не верю. Продвинутые хакеры уже давно имеют прямую спину, ясные глаза и кучу знакомых в реале. Если подумать об отдаленных последствиях всяких неполезных привычек... хе-хе... даже продолжать не буду! Сами знаете.

    Так к чему это я - хочу, чтобы нам всем было хорошо! А знаете, что этому весьма способствует? - Вот и не угадали, я говорю об определении своих собственных целей. Когда знаешь, что делаешь то, что тебе нужно, чувствуешь себя очень здорово. Предлагаю следующую неделю посвятить осмыслению своих целей в жизни - и мелких, и крупных.

    Упражнение на самомотивацию 12. Дамоклов меч. Мотивация ОТ.

    У тысяч людей, прошедших курс до тебя, и тысяч, которые пойдут этой дорогой после твоего путешествия, часто возникает вопрос: «А как себя замотивировать на выполнение того, или иного упражнения? Вроде и понятно, что сделать бы его стоило, а лениво. Что делать?».

    Для самомотивации можно предложить несколько приемов:

    Мотивация «ОТ». Проговорить про себя, прочувствовать, проникнуться идеей того, что - «если я этого для себя не сделаю, то я всю свою оставшуюся жизнь, все своих оставшихся 30-40 лет жизни так и буду жить: не умея любить, попадая в депрессуху по любому поводу, не пользуясь уважением, не умея планировать время и деньги, оставаясь внутренне несвободным...».

    И здесь, если действительно прочувствовать весь ужас того, что вся оставшаяся жизнь может быть такой:-) - то может возникнуть вполне хороший стимул, чтобы что-то начать делать уже сейчас.

    Мотивация «К». Представить в красках, вживую, свое возможное счастливое будущее. Буквально почувствовать, какого это жить в шкуре успешного человека. «Когда я умею...». И если картинка достаточно яркая и привлекательная - то возникает желание к ней тянуться, возникает желание делать эти славные, милые и добрые упражнения.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека

    Сделать себе «дамоклов меч». Если ты хочешь что-то сделать, например, выучить английский язык, но чувствуешь, что тебе может не хватить энергии - то делай следующее: всем своим друзьям и знакомым расскажи про этот твой план; со многими из них спорь на шоколадки и конфеты, что ты таки сумеешь за 2 месяца выучить 3000 слов на английском и т.д.

    И тогда через некоторое время, все твои друзья при встрече будут тебя спрашивать: «Ну как? Как идут дела? Сколько слов выучил?»... И зная, что за это свое «хвастовство» придется отвечать - волей-неволей, но упражнения делать будешь...

    Оценить приобретаемый навык в деньгах. Подходит к тебе некто и говорит: «Если вы проглотите эту таблетку - то у вас к завтрашнему утру появиться умение «печатать вслепую», или «читать быстро», или «писать статьи»... Сколько ты готов заплатить за такую таблетку? (можно в кредит)». И почувствовав, что за получаемый навык не жалко отдать и...0000, что он действительно стоит хороших денег, - можно добавить себе желания работать над упражнениями, развивающими этот навык. Денег платить не надо. Экономия, однако... :-)

    «На слабо». «Если я этого не сделаю - то я слабак, ничтожество, не способный сделать ничего достойного в этом мире, хиляк, тупица, ленивая скотина... Или я одолею это дело, или оно меня...». Ну и так далее... Можно как следует себя накачать, и на волне агрессии вполне с выполнением упражнений справиться.

    «Залезь в долговую яму». Если хочешь начать ходить в бассейн - то покупаешь абонемент на целый год. Если хочешь изучить иностранный язык - то платишь за пол-года вперед, или покупаешь самый дорогой лингафонный курс. В общем, грохаешь кучу денег на это дело, а потом ты же сам себе не простишь, если эти деньги уйдут насмарку, жалко их будет. И чтобы отработать их трату перед самим собой - делать упражнения будете... В чем-то этот прием похож на «дамоклов меч», в чем-то также не очень экологичен, но если знаешь, что на тебя такая мотивация действует хорошо - то загоняй себя в подобные «долговые ямы», себе же на благо.

    А как общий совет - вспомни какое-то дело, которое ты сделал, и которое было сложно делать. Какая мотивация тогда тебя подталкивала к тому, чтобы его завершить? То есть - вспоминая свое прошлое - определи тот способ мотивации, который лучшим образом работает именно для тебя.

    Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека