Все о тюнинге авто

Предмет финансовых правоотношений. Классификация и структура финансовых правоотношений. Виды финансово-правовых норм

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично­правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Бюджетные ассигнования;

Субсидии;

Бюджетные кредиты;

Дотации;

Субвенции;

50% прибыли ЦБ РФ;

Свободный остаток прибыли казенных предприятий;

Штрафы, недоимки, пени;

Проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

Бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

Законы (постановления), плановые акты и их проекты.

Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Государственный финансовый контроль,

Деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

При изучении любого правоотношения в юридической науке уделяется значительное внимание их классификации по различным основаниям, поскольку это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категория правоотношения и представить полную картину явления.

Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.

Исходя из функций, выполняемых нормами права, финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью данного вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений является регулятивной.

Охранительные финансовые правоотношения обозначают правовую связь между государством в лице специального органа и правонарушителем в процессе выявления факта нарушения финансового законодательства, а также применения к нарушителю санкций и иных мер финансово-правового принуждения. Охранительные финансовые правоотношения выполняют обеспечительную функцию, способствуя реализации регулятивных финансовых правоотношений.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кматериальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).



Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков). Относительными финансовые правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на бюджетные, налоговые, в области государственного страхования, государственного кредита, финансовые правоотношения по поводу государственных расходов, регулирования денежного обращении, расчетов, в сфере валютного регулирования

Финансовое правоотношение является сложным общественным отношением, складывающимся из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание.

Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. В юридической науке существуют две противоположные точки зрения на соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». С.Ф. Кечекьян полагал, что эти понятия тождественны: «Становясь обладателем определенных прав, лицо только реализует ту способность, которая ему была присуща и раньше, и не приобретает никаких новых качеств, кроме тех, которые целиком связаны с содержанием приобретаемых им прав и возлагаемых на него обязанностей… Таким образом, под субъектом права следует понимать: лицо, а) участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении. Поскольку под субъектом права понимается лицо, могущее быть участником правоотношения, понятие это сливается с понятием правоспособности» [Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1958. С. 84 ]. В настоящее время более распространена иная трактовка, согласно которой категория «субъект права» считается шире категории «субъект правоотношения», так как помимо области реализации права включает в себя такую характеристику лица, которая предопределяет саму возможность его участия в правоотношении, о чем писала еще Р.О. Халфина [Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 114 ].

Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект финансового правоотношения» в русле трансформации возможности в действительность, которая происходит при переходе субъекта финансового права в субъект финансового правоотношения. В то же время не стоит противопоставлять данные категории, которые соотносятся как общее и частное. Понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения» взаимосвязаны, поскольку, как правило, субъекты финансового права становятся субъектами финансовых правоотношений при реализации своих юридических прав и обязанностей.

В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответствии с которой они подразделяются на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные (общественно-территориальные) образования [Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 Т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 1. С. 147 ]. Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.

В рамках финансово-правовой литературы субъекты финансового права, как правило, классифицируются следующим образом: государство и его территориальные подразделения; коллективные субъекты и индивидуальные субъекты [Химичева Н.И. Субъекты финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 72 ].

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются: Эту классификацию обдумать еще раз, может налоговые агенты, банки – участвующие и способствующие осуществлению финансовой деятельности госдурства.

Республика Беларусь и ее территориальные образования;

Президент Республики Беларусь;

Органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

Органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

Органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

Бюджетные учреждения;

Субъекты хозяйствования;

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений -то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

Необходимо отметить, что в юридической науке вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным, что предопределило параллельное существование двух теорий. Согласно монистической теории (О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Егоров), единственным объектом правовых отношений может выступать только человеческое поведение. Сторонники плюралистической теории (А.П. Дудин, М.С. Шаргородский, В.С. Основин, В.П. Божьев) признают объектами правоотношений как объекты материального мира (имущество, деньги и т.д.), так и результаты поведения участников правоотношений (например, перечисление налогового платежа).

В теории права принято давать определенную классификацию объектов правоотношения, которыми могут быть: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности и т.п.); поведение, действия субъектов и их результаты; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы и т.п.) [Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова. М., 2001., с. 530 ].

Вопрос о классификации объектов финансового правоотношения широко не изучен, в связи с чем трудно говорить о научных позициях по этому поводу. Отчасти распространена точка зрения М.В. Карасевой, которая подразделяет объекты финансового правоотношения на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты – это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира (налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, проекты бюджетов и др.). Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания (финансовый контроль и др.) [Карасева М.В. Объекты финансового правоотношения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006. С. 136 ].

Некоторые ученые поднимают вопрос о необходимости наряду с понятием «объект финансового правоотношения» выделять категорию «предмет финансового правоотношения». Так М.В. Карасева под объектом финансового правоотношения понимает то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей, а под предметом вышеуказанным автором понимается тот «предмет», с которым «работает» субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. При этом в большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 145-146 ]. В научно-методологическом аспекте, развивая данную мысль О.А. Дмитрик предлагает под объектом финансовых правоотношений признавать централизованные и децентрализованные фонды средств, а предметом – финансовые ресурсы (денежные средства), которые поступают в соответствующие фонды в форме различного рода платежей – трансфертов, налогов, сборов, кредитов и т.д. [Дмитрик О.А. Централизованные и децентрализованные фонды как объекты финансовых правоотношений // Финансовое право. 2004. № 6. С. 45 ].

Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, котороераскрывается через субъективные права и обязанности их участников.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Се­годня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках на­учные взгляды на объект правоотношения более или менее опре­делились .

В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения.

Согласно первой позиции , выражен­ной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются ма­териальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляе­мое в рамках их прав и обязанностей 1 .

Согласно второй позиции , главное в определении объекта пра­воотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его инте­ресами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного лица). Среди представи­телей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения на­правлены либо активные действия обязанного лица (в правоотно­шениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .

Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроу­ровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .

Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.

В частнос­ти, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко ус­тановить, какая сторона правоотношения является управомочен­ной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финан­сового правоотношения является всегда государство (муници­пальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко слива­ются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .

Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законо­дательства, право государственного органа одновременно сформу­лировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что опре­деляет объект контрольного правоотношения с участием налого­вого органа: интерес управомоченного или обязанного лица.



Вмес­те с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удов­летворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуа­цию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпош­лины, например в связи с подачей искового заявления в суд: го­сударство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкрет­ное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязан­ной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей иско­вого заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпош­лину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Итак, под объектом, финансового правоотношения следует по­нимать то, на что направлено поведение участников финансо­вого правоотношения, детерминированное их интересами в рам­ках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .

Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .

Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафик­сирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не рег­ламентируются (С.С. Алексеев).

В связи с этим, все объекты фи­нансовых правоотношений могут быть подразделены на две груп­пы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вы­текают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относят­ся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) до­тации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штра­фы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

2. Неотделимые объ­екты - это те, которые не зафиксированы в финансово-право­вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений отно­сятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде­ления прибыли и т.д.

III. Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансо­вых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, вза­имосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регуля­тивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».

Основная масса финансовых правоотношения является регу­лятивными , ибо главная задача финансово-правового регули­рования - непосредственное упорядочение, закрепление и раз­витие финансовых отношений с участием государства.

Однако ох­ранительным правоотношениям также принадлежит весьма су­щественная роль в финансово-правовом регулировании, ибо за­дача непосредственного упорядочения финансовых правоотноше­ний не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного при­нуждени я.

Особенности прав и обязанностей субъектов в:

1. Регулятивных правоотношениях:

А. Активного типа складываются на основе обязыва­ющих норм и характеризуются тем, что активный центр право­отношения находится в юридической обязанности . Основная масса регулятивных финансовых правоотноше­ний - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулиро­вания, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Со­ответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обя­занного субъекта.

К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет налогов и сборов, обязательных взносов во внебюджетные фонды; по бюджетному финансированию; меж­бюджетные отношения и др. 1

Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .

Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях актив­ного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном фи­нансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возни­кает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при на­личии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязан­ность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной фи­нансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменени­ем или принятием нового правового акта .

Примером может яв­ляться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отноше­нию к ранее существовавшим.

Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулиро­вания . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным орга­ном заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъ­ектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представ­ляет собой главным образом индивидуализацию требований со­держащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.

Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуаль­ный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогопла­тельщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обя­занность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.

В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муни­ципальные образования в лице соответствующих органов , упол­номоченные государством органы, а также прочие государствен­ные органы.

В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные органы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом тре­бования уплаты налогов и сборов.

В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государствен­ного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государ­ству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требо­вания названных государственных органов могут быть условно на­званы «права-обязанности».

Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюд­жетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих от­ношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федера­ция в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно при­нимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъ­ектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обя­занностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.

Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-пра­вовым отношениям по поводу государственных расходов . Соглас­но ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Россий­ская Федерация . Соответственно, в этих финансовых правоотно­шениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ве­домства, другие органы исполнительной власти .

Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит ис­ключительно названным субъектам и всегда имеет характер пра­ва-обязанности . Анализ действующего законодательства показы­вает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых право­отношениях активного типа право требования принадлежит про­чим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требова­ния имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоот­ношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К при­меру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъек­тивное право требования от налогового органа соблюдения нало­говой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъектив­ное право требования налогоплательщика в регулятивных финан­совых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязы­вает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогопла­тельщика.

Таким образом, в финансово-правовом регулировании , посколь­ку оно обеспечивает собирание, распределение и использование го­сударством финансовых ресурсов и для этого берет на вооруже­ние метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъек­тивным правом требования в этих правоотношениях преиму­щественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, му­ниципальные образования, уполномоченные государством орга­ны, а также прочие государственные органы. Поэтому для боль­шинства субъектов финансового права субъективное право тре­бования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требова­ния в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным обра­зом - налогоплательщики . Для них это право не является одно­временно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом пра­воотношении, оно является не основным, а производным.

В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивно­го финансового правоотношения активного типа. Она харак­теризуется тем, что поведению обязанного лица в таком пра­воотношении противостоит право требования управомоченного лица, которое в большинстве случаев (кроме главным об­разом права требования налогоплательщика) является одно­временно и обязанностью.

Б. Пассивного типа. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотноше­ния находится в субъективном праве .

Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают глав­ным образом публично-территориальные образования : Российская Федерация, субъекты РФ, а также упол­номоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .

Так, в со­ответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.

Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых право­отношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательст­во дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .

Напри­мер, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязаннос­тью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношени­ях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделя­ются и государственные органы .

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансо­вом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключа­ется в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу­ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотноше­ниях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных слу­чаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятство­вать осуществлению этого права.

В. Со сложной структурой. Финансовое правоотношение со сложной структу­рой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :

- Правоотношение со сложной динамической структурой В финансовом праве им является бюджетно-процессуальное правоот­ношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юри­дических фактов его структура изменяется, переходя из одной ста­дии в другую .

К примеру, факт составления проекта бюджета об­разует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта об­разует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. От­сюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основ­ных правоотношений , к которым привязаны производные. В ка­честве одного из основных может быть выделено, например, пра­воотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмот­рению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.

- Обычное сложное финансово-правовое отношение. Им явля­ется межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое ис­пользование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.

- Система правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, ба­зирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все дру­гие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязан­ностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми и налоговыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля и т.д.

Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , про­водить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Со­ответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, за­крепленные в законодательстве.

В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основ­ное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязан­ности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .

Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структу­ре сложного регулятивного финансового правоотношения функ­цию основного правоотношения , несущей конструкции всегда вы­полняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибобазируется на фактически корреспондирующих друг другу обя­занностях : обязанность - (право требования - обязанность.)

Это обусловлено императивным методом финансово-правового ре­гулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а друго­го - требовать его уплаты через наделение его в правоотноше­нии императивным правом требования.

При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых пра­воотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .

Этот режим свободы поведения может выра­жаться в трех формах:

В сфере влияния государства на отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, поэтому им присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношений вообще:

1) финансовые правоотношения возникают на основании финансово-правовой нормы, а значит является результатом действия правовой нормы;

2) финансовые правоотношения имеют волевой характер, т.е. они обусловлены государственной волей, интересами государства.

Финансовые правоотношения - это общественные экономические отношения, базирующиеся на финансово-правовой норме и возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, имеют властно-имущественный характер и выражают финансовый интерес государства.

Функции финансовых правоотношений в механизме правового воздействия на государственные финансы:

1) Указывают на круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы.

2) Закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которой они должны следовать.

3) Есть условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения имеют специфические особенности (обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования):

1) Возникают и развиваются исключительно в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

2) Возникают, изменяются и прекращаются на основании финансово-правовых актов.

3) Есть властными отношениями (императивные), поскольку одной стороной этих отношений является государство в лице определенных органов, имеющих властные полномочия. Так что в данных отношениях отсутствует равенство сторон.

4) Есть экономическими отношениями (отношения, имеющие стоимостную форму: отношения по уплате налогов, по поводу получения кредите и др.. Данные отношения определены состоянием экономики. Так, утверждая бюджет учитывают нормативы с учетом требований современной экономики).

5) Есть формой реализации публичных интересов, поэтому, выражающих общественные интересы.

6) Имеют имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансово-правовых отношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы).

7) Носят распределительный характер, который заложен в функциях финансов (создание денежных фондов; направления средств на удовлетворение потребностей общества).

8) Особенностью является планомерность (отношения складываются на основе нормативно-правовых актов в четко предусмотренные сроки).

Выделяют материальный и юридический смысл финансовых правоотношений.

Материальное является поведение субъектов (например внесение платы).

Юридический - субъективные юридические права и обязанности, установлении финансово-правовыми нормами. Субъективные права - это надлежащая финансовом или кредитном органа для удовлетворения его интересов, мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны. Юридическая обязанность - это приписана обязанному субъекту и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект.

Важными элементами финансового правоотношения является субъект и объект.

Субъектами финансовых правоотношений являются юридические лица и общест ¬ мадяны, которые на основании правовых норм могут быть участника ¬ ми финансовых правоотношений. Субъект финансовых правоотношений связан с субъектом финансового права (как общее и конкретное), который реализовав свою правосубъектность становится субъектом финансового правоотношения. Правосубъектность - способность быть носителем прав и обязанностей, осуществлять их и отвечать за их реализацию, что противоречит установленным правовым нормам. Она включает правоспособность и дееспособность. В большинстве случаев данные субъекты совпадают в одном лице. Однако, в определенных случаях субъект финансового права и субъект финансовых правоотношений не совпадают. Это имеет место когда государство как субъект финансового права вступает в финансовые правоотношения. Украина при вступлении в правоотношения вступает в лице конкретного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они имеют финансовую правосубъектность, которая определяется его компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность приходится на долю органов, которые ее представляют.

Субъект финансового права - это лицо, участник финансово ¬ вых отношений, по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Так, в силу статьи 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Субъекты финансового права - это юридические и физические лица ¬ бы, имеющие правосубъектность, то есть могут потенциально быть участниками финансовых правоотношений, а субъект финансовых правоотношений - это реальный участник данных правовых отношений. Так, в нашем примере, гражданин является безусловным носителем финансовых прав и обязанностей в силу действия норм Конституции Ук ¬ раины, то есть субъектом финансового права, но, подавая дек ¬ ларацию в налоговую администрацию, он вступает в конкретные финансовые правоотношения, потому реализует предоставленные Конституцией Украины права и обязанности, становится субъектом финансовых право ¬ отношений, но не теряет своих свойств, как субъект финансово ¬ ного права.

Субъектами финансового права являются: 1) государство, 2) административно-территориальные образования, 3) юридические лица - предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации, т.е. коллективные субъекты, 4) граждане, как индивидуальные субъекты.

1. Государство выступает, как правило, в лице уполномоченного им своего органа - Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов, Национального банка (а в международных финансовых отношениях государство выступает субъектом отношений).

2. Субъектами финансового права выступают административно-те-риториальни единицы - Автономная Республика Крым, области, города, районы, поселки, села.

Государство и административно-территориальные образования висту ¬ пают в бюджетных правоотношениях, поскольку они Конституцией Украины наделяются правом на бюджет, а отсюда вытекает их право на получение доходов и финансирования расходов, связанных с осуществлением функций, возложенных на них Конституцией.

Эти субъекты участвуют и в правоотношениях, связанных с государственным кредитом, потому что им предоставлено право выпуска государственных и местных займов.

3. К коллективным субъектам финансового права относятся органы законодательной и исполнительной власти - Верховный Совет, Счетная палата, Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственное казначейство. Эти государственные органы не только могут, но и со ¬ зан участвовать в финансовых правоотношениях, поскольку это возлагается на них Конституцией.

В финансовых правоотношениях участвуют органы местного ¬ ного самоуправления и их исполнительные органы. Они собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят вне ¬ бюджетные фонды и т.п..

Большой круг участников финансовых правоотношений состоит ¬ ют предприятия различных форм деятельности и форм собственности. Хозяйствующие субъекты юридические лица - активные участники финансовых правоотношений, ибо они являются налогоплательщиками, пользователями банковских ссуд, участниками торгов на биржах и т.д.,

4. И, наконец, индивидуальными субъектами финансового права являются граждане. Статья 67 Конституции Украины возлагает на всех граждан обязанность уплачивать налоги и сборы в порядке и раз ¬ мерах, установленных законом, ежегодно представлять декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год. Граждане всту ¬ пают в правоотношения с государством.

В настоящее время можно выделить два взгляда на объект:

1. Это материальные и нематериальные блага, на которые направлена поведение всех участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

2. Согласно второй позиции - основное в определении объекта правоотношения - это уполномоченное лицо, а именно ее интересами

Определение объекта правоотношения через интерес уполномоченного лица является в значительной степени ориентированным на цивилистической модель правоотношения, где реализуются частные интересы резких субъектов, то есть интересы микро уровня. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно определить объект правоотношения: через интерес уполномоченного лица. В частности, в финансовом правоотношения часто трудно бывает установить, какая сторона правоотношения является уполномоченным, а какая обязанной. Н-д, право налогового органа на проведение проверки является его обязанностью. сформулированным как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Итак, под объектом финансового правоотношения необходимо понимать, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений, вызвана их интересами в пределах принадлежащих им правах и обязанностях.

Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Все объекты финансовых правоотношений могут быть разделены на две группы:

И) отделимы от материального содержания правоотношений - где такие объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) мира, который нас окружает. К ним относятся:

а) налоги:. ,

в) пошлина

г) бюджетные ассигнования;

д) субсидии - помощь в денежной форме или натурой, дается

государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, др.. государствам;

е) бюджетные кредиты;

ж) бюджетные ссуды;

з) дотации, субвенции;

к) штраф, пеня;

л) проекты бюджетов;

м) бюджеты (как законы) и др..

2. Неотделимы - это те объекты, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансовых правоотношений, неотделимых от их материального содержания. Их виды:

а) государственный и финансовый контроль;

б) деятельность по поводу установления предприятию коммунальной формы собственности порядка распределения прибыли и др..

Объект финансовых правоотношений связан с интересом государства, которую представляет уполномоченный орган.

Объект финансовых правоотношений - это фонды средств, которые формируются, распределяются и ис ¬ стовуються результате реализации субъективных прав финансово-кредитных органов и юридических обязанностей другой стороны финан ¬ вых правоотношений. Объект финансовых правоотношений связан ¬ ный с интересом государства, которое представляет уполномоченный орган.

Для возникновения финансового правоотношения издания нормативного акта недостаточно, поскольку они устанавливают лишь типичные признаки для возникновения финансовых правоотношений, Так, налоговое законодательство устанавливает. Типичную признак налогового субъекта - наличие самостоятельного источника доходов. Но чтобы гражданин: стал субъектом налоговых правоотношений необходим определенный юридический факт, а именно - индивидуальный финансовый акт - декларация о доходах, которые получил этот гражданин.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникновение, изменение и прекращение в отдельных юридических или физических лиц финансовых прав или обязанностей.

В финансовых правоотношениях юридические факты делятся на:

1. действия

А) правомерные - волевое поведение, предусмотрена финансово-правовой нормой. В свою Черч они делятся на: а) юридические акты, которые могут быть индивидуальными - правомерное действие участника финансовых отношений, направленная на получение правового результата (например: смета бюджетного учреждения, представление в налоговую инспекцию декларации о доходах), б) юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которое не зависит от желания субъекта отношений (например: налогоплательщик заявляет о сокрытии им дохода, который подлежал налогообложению) в) правомерные действия, которые направлены на поддержку финансовых интересов государства (например спонсорские взносы);

Б) неправомерные - поведение, не соответствует требованиям финансово-правовых норм (нецелевое использование бюджетных средств);

2. события - обстоятельства, не зависящие от воли их участников, но влекут за собой финансовые правоотношения (например: рождение ребенка предоставляет одному из родителей право на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум).

Изменение финансовых правоотношений не может быть проведена за волеизъявлением их участников. Она осуществляется на основании нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. (Например: факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения).

Прекращение финансовых правоотношений происходит также в строго установленных нормативными актами случаях (например погашения финансового долга в срок, использование выданных бюджетных ассигнований).

Финансовые правоотношения - это урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.