Все о тюнинге авто

Становление трудового права в ссср. Исторические аспекты развития трудового права в россии Становление советского трудового права

С установлением советской власти в октябре 1917 г. в условиях третьего этапа Великой российской революции (октябрь 1917 - 1922 г.) начался новый этап развития отечественного трудового права. Отныне Россия провозглашалась Республикой труда. Профсоюзы должны были стать партнером власти и отвечать за политику в области стимулирования труда путем заключения коллективных договоров между администрацией и рабочими организациями.

Одним из первых актов нового правительства стал Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», которым было установлено понятие рабочего времени (время, в течение которого согласно договору найма рабочий обязан был находиться на предприятии для исполнения работ). Нормальное рабочее время не должно было превышать восьми рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю. Декрет не разрешал привлекать женщин и несовершеннолетних к сверхурочным работам. Виновные в нарушении настоящего закона карались по суду лишением свободы на срок до одного года.

В принятой III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была введена всеобщая трудовая повинность, что было подтверждено в первой Конституции РСФСР. Труд был объявлен обязанностью всех граждан республики, и был провозглашен лозунг: «Не трудящийся да не ест» (ст. 18). Трудовая повинность как мера принуждения к труду распространялась сначала на «эксплуататоров», а затем на другие слои населения, в том числе и на самих рабочих.

Первым советским кодифицированным актом в сфере труда стал Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), принятый 10 декабря 1918 г. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих за вознаграждение. Все действующие и вновь издаваемые постановления по вопросам труда, а также отдельные договоры и соглашения могли применяться лишь постольку, поскольку они не противоречили Кодексу.

Первый и второй разделы КЗоТа РСФСР 1918 г. посвящены трудовой повинности и праву применения труда. Право на труд обеспечивалось отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждениями Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Помимо права на труд, Кодекс устанавливал трудовую повинность для всех трудоспособных граждан советского государства. Исключение составляли малолетние, старики и нетрудоспособные (инвалиды, больные и т.д.). Для лиц, не занятых общественно полезным трудом, Кодекс устанавливал трудовую повинность в форме принудительного привлечения их местными советами депутатов к выполнению общественных работ.

Третий раздел КЗоТа РСФСР регулировал порядок предоставления работы. Для этой цели создавались Отделы распределения рабочей силы, наделенные обширными полномочиями.

Четвертый и пятый разделы КЗоТа РСФСР утверждали порядок предварительного испытания, перевода и увольнения трудящихся.

В шестом разделе Кодекса регламентировались размеры вознаграждений за труд, а в седьмом - продолжительность рабочего времени. По КЗоТу РСФСР рабочее время устанавливалось продолжительностью не более восьми дневных или семи ночных часов.

Разделы восьмой и девятый КЗоТа РСФСР были посвящены обеспечению надлежащей производительности труда и охране труда. Устанавливались нормы выработки для каждого работника, а также правила внутреннего распорядка на предприятиях.

Надзор за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 128 Кодекса осуществляла инспекция труда, состоявшая в ведении Народного комиссариата труда и его местных органов. Инспекторы труда избирались соответствующими советами профессиональных союзов. При этом они наделялись правом привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

В качестве приложений к КЗоТу РСФСР 1918 г. выступал ряд нормативных правовых актов-правил: о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, еженедельном отдыхе и праздничных днях.

В условиях Гражданской войны при осуществлении политики военного коммунизма мобилизация трудовых ресурсов приобрела особое значение. С начала 1920 г. стали формироваться трудовые армии из мобилизованных на трудовой фронт для работы в различных отраслях народного хозяйства. Руководство данными формированиями осуществлял специально созданный орган - Главкомтруд.

В процессе перехода к новой экономической политике происходит существенная перестройка советского трудового законодательства. Декретом от 3 ноября 1921 г. все рабочие и служащие государственных предприятий, учреждений и хозяйств были освобождены от всех видов периодического привлечения к массовым трудовым повинностям. Основной организационно-правовой формой привлечения к труду рабочих и служащих вновь стал трудовой договор. В 1921 году был ликвидирован Главкомтруд и его местные органы, расформированы трудовые армии.

По Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1922 г издание нормативных актов, регулирующих труд и охрану труда, было возложено на Народный комиссариат труда. Повышение роли профсоюзов фиксировалось в постановлении СНК РСФСР от 23 августа 1922 г. «О коллективных договорах», в котором было дано определение коллективного договора как добровольного соглашения профессиональных союзов с работодателями. Документ также устанавливал порядок заключения коллективных договоров, нарушение которого могло повлечь уголовную ответственность нанимателя (ст. 133 УК РСФСР 1922 г.).

В 1922 году был принят и введен в действие новый Кодекс законов о труде РСФСР, который закреплял, углублял и расширял достижения в области трудового права первого КЗоТа 1918 г.

Кодекс сформулировал основные институты советского трудового права, нашедшие отражение в соответствующих его разделах: о найме, о коллективном договоре, о трудовом договоре, о правилах внутреннего распорядка, о нормах выработки, вознаграждении за труд, о компенсациях, рабочем времени, времени отдыха, об ученичестве, охране труда, о профессиональных союзах, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде, о социальном страховании.

Две главы КЗоТа РСФСР были посвящены договорному регулированию трудовых отношений, отсутствовавшему в КЗоТе 1918 г. Новация Кодекса заключается в признании договорного соглашения - индивидуального трудового договора. Статья 27 утверждала, что «трудовой договор есть соглашение двух и более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляла свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение». Условия трудового договора должны были определяться сторонами. При заключении трудового договора обязательно должна была выдаваться расчетная книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключался на срок менее одной недели). Трудовые договоры могли заключаться на определенный срок - не свыше одного года, на срок неопределенный, а также на время выполнения какой-либо работы. В соответствии со ст. 44 трудовой договор прекращался соглашением сторон, истечением срока договора, окончанием установленной работы, по заявлению сторон.

Большое внимание в КЗоТе РСФСР 1922 г. уделено регулированию продолжительности рабочего времени и отдыха трудящихся. Закон подтверждал восьмичасовой рабочий день. Шестичасовой день был у подростков 16-18 лет, у лиц, занятых на подземных работах, а также «у лиц, занятых умственным и конторским трудом, за исключением тех, работа коих связана непосредственно с производством». Допускался сокращенный день в отраслях особо вредного и опасного для здоровья производства. Ночное время по новому трудовому законодательству определялось с десяти часов вечера до шести часов утра. Всем трудящимся предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. Раз в году - очередной отпуск не менее двух недель; для рабочих особо вредных производств - дополнительные отпуска составляли не менее двух недель. Запрещалось заменять отпуск денежной компенсацией.

Однако уже во второй половине 1920-1930 гг. в условиях становления и утверждения тоталитарного государственного режима и административно-командной системы управления в регулировании трудовых отношений все большую роль играли нормы публичного права в ущерб частному. Регулирование укрепления «социалистической трудовой дисциплины» и воспитание «социалистического отношения к труду» осуществляется публично-правовыми методами административного права. За нарушение трудовой дисциплины администрации государственных предприятий разрешалось самостоятельно налагать на работников взыскания, предусмотренные табелью взысканий. Устанавливалась дисциплинарная ответственность за попустительство нарушителям трудовой дисциплины вплоть до смещения с должности. Этим вопросам были посвящены Обращение ЦК ВКП(б) (апрель 1926 г.), постановление Совета труда и обороны СССР (май 1926 г.), постановление СНК СССР (сентябрь 1926 г.), декрет (август 1926 г.), постановления СНК СССР (март и июль 1929 г.).

Происходит и вытеснение договорного способа регулирования трудовых отношений. 20 октября 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях по плановому обеспечению народного хозяйства рабочей силой и борьбе с текучестью». Постановление содержало целый ряд новаций. Так, например, предлагалось вместо регистрации «несуществующей» безработицы проводить регистрацию как бывших, так и новых работников для предоставления им работы. В целях сохранения кадров квалифицированных рабочих на производстве было предложено воздержаться в течение двух лет от выдвижения рабочих «от станка» во всякого рода управленческие аппараты. Осуществляя борьбу с «текучестью» рабочих и технического персонала, было рекомендовано поощрять постоянный рабочий состав и производить «чистку» промпредприятий от «чуждых элементов».

Действие энтузиазмического фактора тоталитарного государственного режима влекло к законодательному закреплению льгот за ударниками труда, активными участниками социалистического соревнования, заключавшихся в улучшении материально-бытовых условий (преимущественное снабжение ударников, первоочередное направление их в дома отдыха и санатории, предоставление им жилой площади из жилищного фонда предприятия и т.п.), получении ударниками различных видов страховой помощи на более.льготных условиях. Шире стали применяться поощрительные формы оплаты труда (различные системы премирования, прогрессивная сдельщина), стимулировавшие рост ударничества.

В 1930 году СНК СССР ставит задачу подготовки общесоюзного Кодекса законов о труде, объясняя это наступлением новых производственных условий. Однако на практике в регулировании трудовых отношений не используется трудовое право. Например, постановление СНК СССР от 15 ноября 1932 г. предусматривало в качестве мер наказания за прогул немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади, а с 1933 г. - исключение из жилищного кооператива.

Конституция СССР 1936 г. провозгласила право работника самостоятельно выбирать себе работу и увольняться по своему желанию. В конце 1930-х гг. государство поставило задачу за короткий срок наладить оборонную промышленность, выпуск новых видов вооружения, осуществить новый резкий подъем всего народного хозяйства. Решение этой задачи затруднялось в связи с хроническим дефицитом рабочей силы, поэтому в 1938-1940 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности общественного производства за счет интенсификации труда каждого работника и укрепления трудовой дисциплины. Так, например, в середине 1940 г. продолжительность рабочего дня повсеместно увеличилась на один час. Был уменьшен список предприятий с сокращенным рабочим днем. Лица в возрасте от 16 лет обязывались работать полный рабочий день. Также было сокращено число праздничных дней. Кроме того, с 1940 г. работникам запрещалось увольнение по собственному желанию, а инженеры, мастера, квалифицированные рабочие и востребованные специалисты могли переводиться с одного на другое предприятие (в том числе и в другой регион) без их согласия.

Борьба с прогулами и опозданиями на работу в этот период достигла особой остроты. Под прогулом стало подразумеваться не только отсутствие на работе в течение дня (КЗоТ РСФСР 1922 г.), а отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 20 минут. С июня 1940 г. за прогул устанавливается уголовная ответственность.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гт. происходят дальнейшие существенные изменения в регулировании трудовых отношений. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. увеличиваются сверхурочные работы на предприятиях (учреждениях) на один-три часа ежедневно. Были отменены очередные и дополнительные отпуска, которые заменялись денежными компенсациями.

Осуществлялось возвращение к мобилизационному способу обеспечения предприятий трудовыми ресурсами. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. проводилась мобилизация для обеспечения бесперебойной работы предприятий военной промышленности. Также трудовые мобилизации использовались и в сельском хозяйстве (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г.).

В послевоенные годы постепенно отменяются нормы, регулировавшие трудовые отношения в чрезвычайных условиях военного времени. Так, в июне 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы и трудовая мобилизация, вновь вводится восьмичасовой рабочий день и др. Однако до 1956 г. сохранялась уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с работы.

В период «оттепели» (1955-1965) начинается либерализация советского трудового права. Чрезвычайные законы военного времени были признаны утратившими силу, и осужденные по ним лица были освобождены от отбывания наказания, возбужденные уголовные дела прекращены, а судимости сняты. Действенные меры были предприняты по дальнейшему сокращению продолжительности рабочего дня, увеличению продолжительности отпусков по беременности и родам, повышению заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим.

Советское государство предоставляло новые, демократические права работникам и устанавливало гарантии их реализации. К таковым относится право работников предприятий и учреждений вести трудовые споры с администрацией по вопросам применения трудового законодательства согласно положению Президиума Верховного Совета СССР (31 января 1957 г.). На всех предприятиях, в организациях, учреждениях должны были создаваться комиссии по трудовым спорам, решения которых могли быть обжалованы в фабрично-заводском, местном комитете профсоюза, а постановления последнего - в народном суде. Вновь были расширены полномочия профсоюзных организаций в защите и охране трудовых прав работников.

Следующим этапом развития советского трудового права стало принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. Закона «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде СССР, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права.

Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новаций. Это относилось ко многим институтам трудового права, в том числе и к трудовому договору. Например, запрещался необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 9); ограничивались права администрации при временном переводе работников на другую работу в случае производственной необходимости (ст. 14); увеличивалась материальная ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93) и др. Вместе с тем отдельные положения, введенные Основами, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде СССР явились правовой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их. Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Количество глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений - нормы, относящиеся к работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик.

Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г., с многочисленными поправками и дополнениями, в течение трех десятилетий действовал как основной законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в России. В соответствии с Кодексом были приняты Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда о порядке заключения коллективных договоров (1971), Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1972), Положение о постоянно действующем производственном совещании (1973), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974), Положение о правовой инспекции труда (1976).

Существенным в развитии трудового права было принятие в июле 1983 г. Закона о трудовых коллективах, в котором закреплялось усиление роли трудовых коллективов при регулировании различных сфер трудовых отношений.

  • Слово табель (от лат. tabula - доска) пришло в русский язык при Петре I из голландского tabel - таблица; до середины XX в. употреб.лялось в женском роде (например:согласно «Табели о рангах»).

Формирование советского трудового законодательства было ознаменовано принятием декрета СНК о восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г 1 . Однако, в истории формирования отечественного трудового законодательства, целесообразно выделить четыре основных периода:

– 1917–1922 гг. – формирование фундамента для последующего развития трудового законодательства и принятие первого КЗоТа РСФСР;

– 1922–1950 гг. – этап совершенствования трудовых отношений посредством принятия второго КЗоТа и одновременным ужесточением трудового законодательства в период военных событий Великой Отечественной войны;

– 1950–1970-е гг. – гуманизация трудовых правоотношений;

– 1970–по наши дни – этап либерализации трудовых правоотношений и приведения в соответствие с новыми социально-экономическими условиями.

Итак, чем знаменовался каждый период?

1917 – 1922 гг. послужили началом заложения крепкой основы трудового законодательства и принятием в декабре 1918 г. КЗоТа РСФСР 2 , который стал первым систематизированным кодифицированным актом «в духе социалистического и коммунистического строя» с легализацией принудительного труда, закреплением принципа равенства привлечения к труду, отсутствием понятия трудового договора и запретом труда по совместительству 3 . Кроме этого, в 1920 году вводится приказ о всеобщей трудовой повинности, по которому трудовая повинность осуществлялась независимо от наличия постоянной работы в форме выполнения труда фактически сверхурочно и бесплатно.

1922 – 1950 гг . Существование большого массива подзаконных актов, корректирующих, вытесняющих или изменяющих нормы первого КЗоТа, стало толчком к принятию нового КЗоТа 1922 года 4 , в котором реабилитировались договорные начала и признавалась недействительность условий всех договоров и соглашений о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами КЗоТ. КЗоТ 1922 г. был гораздо менее идеологизирован, носил в целом компромиссный характер, выполняя не только социально-защитную, но и экономическую функцию, тем самым впервые правовую регламентацию получили коллективные договоры, гарантии и компенсации, профсоюзы, расширялся круг оснований увольнения (ст. 47 КЗоТ 1922 г.) 3 .

В связи с началом Великой Отечественной войны КЗоТ 1922 г. фактически перестал функционировать, вводилось чрезвычайное положение и в трудовом законодательстве. Лиц моложе 16 лет разрешалось привлекать к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. С 12 лет уже начислялись трудодни, а определённый срок рабочего времени не был регламентирован.



Таким образом, улучшение положения работника в 20-е годы, резко перешло в «антирабочее» законодательство конца 30-х – середины 50-х годов, с минимальной гуманистической составляющей.

1950 – 1970 гг. принимаются Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде 5 , а также КЗоТ РСФСР 1971 г. 6 , направленные на защиту прав работников: переход на семи- и шестичасовой рабочий день, увеличение минимального размера оплаты труда, закрепление права работников расторгать трудовой договор в любое время, предупредив работодателя за две недели, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др. Возраст принятия на работу был повышен по общему правилу до 16 лет, была подробно прописана процедура заключения, изменения и прекращения трудового договора 3 .

Большинство норм улучшали положение работников и ограничивали права администрации. Гуманистическая составляющая трудового законодательства вновь вошла в своё правового русло.

1970 – по наши дни. Постепенный отказ от социалистической системы хозяйствования и переход к рыночным капиталистическим отношениям, несоответствие КЗоТа 1971 г. реалиям нового, а далее и постсоветского времени поставили на повестку дня вопрос о реформации трудового законодательства. Впервые формулируются цели, задачи и основные принципы трудового права, регламентируются трудовые отношения; закрепляется индивидуальное трудовое право, стороны трудовых отношений, социальное партнерство; защищаются персональные данные работника и так далее. Нововведения и изменения носят либеральный характер и находят своё полное отражение в Трудовом Кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 г. 7 , который сохраняя лучшее, приспосабливает к новым условиям нормы прежнего законодательства.



Таким образом, в целом в советский период трудовое законодательство развивалось неравномерно и противоречиво: 20-е годы были периодом благополучия, 30-начало 50-х стали периодом застоя и оттоком развития трудового права назад, в 70-е годы начался новый виток изменений и развитий, итогом которого стал ТК РФ, изменения и дополнения в который вносятся и по сей день.

Литература:

2. КЗоТ РСФСР 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 87 – 88. Ст.

3. Лушников М.В., Лушникова А.М. Курс трудового права. М.: Статут, 2009. С. 165-196.

4. КЗоТ 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 203.

5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятые Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. Ст. 265.

6. Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР Закон от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

© Первушина Ю.Ю., 2013

Порошин В. Л.

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Головина С. Ю.

Уральская государственная юридическая академия

В первые, же дни своего существования Советская власть устанавливала, как исходный момент формирования законодательства о труде, основные требования рабочего класса: 8-ми часовой рабочий день, полное социальное страхование за счет нанимателя, полную охрану труда и т.д. Подобное законодательство преследовало скорее политические, нежели практические цели и носило в целом декларативный характер.

Дальнейший этап развития законодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основным нормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде, опубликованный 10 декабря 1918 г. «Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение». В основу метода правового регулирования первый КЗоТ 1918 г. закладывал принцип всеобщей трудовой повинности.

Регулирование условий труда иных категорий работников, не подпадавших под действие данного Кодекса, также осуществлялось преимущественно императивными методами в централизованном порядке: условия труда в создаваемых или поддерживаемых советскими учреждениями коммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных или иных коммунах) - особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров, инструкциями Народных Комиссариатов земледелия и труда; Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 47с. условия труда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, - Кодексом законов о земле; условия труда самостоятельных ремесленников - особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.

Характерной чертой трудового законодательства того периода было то, что регулирование всех условий труда, в частности, размера вознаграждения за труд, совершалось жестко установленными нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписаний государственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. Многие нормы трудового законодательства этого периода имели только декларативное значение. Так, например, далеко не всегда осуществлялись на практике нормы, ограничивающие применение сверхурочных работ, гарантирующие предоставление ежегодного обязательного отпуска и т.д.

Подобная сложная политическая и экономическая обстановка в стране, характер трудового законодательства и вытекающая отсюда практика трудовых отношений не позволили выработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данного периода.

Последовавший далее переход к новой экономической политике, установившей свободу товарооборота, привел и к свободе распоряжения своим трудом. Стабилизация экономических и социальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований в области трудового права. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48с.

Кодекс законов о труде РСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК 9 созыва 30 октября 1922 г., в вопросе о сфере действия исходил из той же позиции, что и КЗоТ 1918 г. Постановления Кодекса распространяются «на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе и раздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой наемный труд за вознаграждение».

Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48-49с.

Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиум восстанавливались с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства.

В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 51-52с.

Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий.

Развитие отрасли трудового права определялось Конституцией, Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.

Большие меры проведены по упорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 1968 г. повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной и цветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте).

Конец XX века ознаменовался бурным развитием трудового законодательства России, было принято несколько основополагающих законов: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РСФСР"9, Закон РСФСР от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"10, Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 52-53с. Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"11, от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"12, от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Перестройка с ее экономическими и идеологическими преобразованиями потребовала кардинального пересмотра не только отдельных норм трудового законодательства, но и самой концепции отрасли. Появление нового типа работодателей - коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость отказа государства от вмешательства в хозяйственную деятельность работодателей, в том числе и в сфере регулирования отношений наемного труда. С другой стороны, следовало решить задачу сохранения достигнутого уровня социальной защищенности трудящихся.

Переходный период от социалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу ознаменовался поиском новых механизмов правового регулирования трудовых отношений, который не всегда приводил к удачным решениям. В этот период принимаются отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие особенности регулирования труда в новых условиях хозяйствования. Развитию арендной формы организации труда сопутствовало появление новой модели правового регулирования трудовых отношений.

Четвертый в истории России Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1 февраля 2002 года. Работа над его проектом заняла около 10 лет. Первоначальный проект был опубликован для широкого обсуждения с целью учета интересов всех заинтересованных субъектов - работников, работодателей, профсоюзов. За этот период Россией было ратифицировано несколько важнейших конвенций Международной организации труда (в частности, Конвенция № 81 "Об инспекции труда", Конвенция № 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация", Конвенция № 156 "О равном обращении и равных возможностях трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", Конвенция № 155 "О безопасности и гигиене труда в производственной среде") и новый Кодекс изначально создавался с учетом принципов и положений международного трудового права.

По истечении года жизни России по новому Трудовому кодексу все стороны констатировали: документ реально работает, однако практика выявила необходимость усовершенствования отдельных его положений. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 53-54с.

Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Вме­сте с тем трудовое законодательство, учитывая «физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, а также активное участие женщин в общественном про­изводстве, устанавливает специальные нормы охраны труда и здо­ровья женщин. Эти нормы служат созданию безопасных условий и благоприятных режимов труда. В соответствии со ст. 68 «Основ законодательства о труде» запрещается использовать труд женщин на тяжелых работах и с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме работ нефизнческих или по санитарно­му и бытовому обслуживанию).

Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредны­ми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Прези­диумом ВЦСПС 25 июля 1978 г. В соответствии с этим списком в полиграфическом производстве запрещен труд женщин в слово­литнях, на участках переплавки типографского сплава, отливки и отделки стереотипов из типографского сплава, в печатных отделе­ниях цеха глубокой печати, в котельных (в качестве кочегара) при загрузке вручную твердого минерального и торфяного топлива.

Статья 160 КЗОТ РСФСР запрещает переноску и передвиже­ние женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Масса поднимаемых и перемещаемых тяже­стей не должна составлять более 15 кг.

Не допускается привлечение женщин к работам в ночное вре­мя, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве вре­менной меры. «Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и на­правление в командировки беременных женщин и матерей, кормя­щих грудью, а также женщин, имеющих детей в возрасте до од­ного года» (КЗОТ, ст. 162).

«Женщины, имеющие детей в возрасте от одного года до восьми лет. не могут привлекаться к сверхурочным работам или на­правляться в командировки без их согласия» (КЗОТ, ст. 163).

На основании медицинского заключения администрация обязана предоставить беременным женщинам более легкую работу с сохранением за ними в установленном порядке среднего заработ­ка, получаемого на прежней (основной) работе.

Женщинам предоставляются отпуска по беременности и ро­дам - по 56 дней до и после родов с выплатой за этот период по­собия по государственному социальному страхованию в размере 100% среднего заработка. Кроме отпуска по беременности и ро­дам, работающим матерям, имеющим общий трудовой стаж не ме­нее одного года, предоставляется (по их просьбе) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. За время этого отпуска матерям, проживающим на Дальнем Востоке, в Си­бири и в северных районах страны выплачивается пособие в раз­мере 50 р. в месяц, а в остальных районах - 35 р. в месяц. Сверх того они имеют право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы но уходу за ребенком до достижения им возра­ста полутора лет.

Матерям, кормящим грудью, и женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, не реже чем через каждые три часа пре­доставляются дополнительные перерывы (не менее 30 мин каж­дый) для кормления ребенка. Эти перерывы включаются в рабо­чее время и оплачиваются по среднему заработку (КЗОТ, ст. 169). По желанию матери такие перерывы можно суммировать и при­соединять к обеденному перерыву или переносить на конец рабо­чего дня с соответствующим сокращением рабочего времени.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и сни­жать им заработную плату по мотивам, связанным с беременно­стью или кормлением ребенка. Увольнение беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, по инициативе администрации не допускается. В случае полной ликвидации учреждения (предприятия, организа­ции) увольнение допускается, но с обязательным трудоустройст­вом (КЗОТ, ст. 170).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2201.81 г. (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75) введен ряд дополнитель­ных льгот для работающих женщин, имеющих двух или более детей в возрасте до 12 лет. В частности, этим женщинам (независи­мо от места и рода их работы) предоставляется ежегодный допол­нительный трехдневный оплачиваемый отпуск. Этот отпуск предо­ставляется одновременно с ежегодным отпуском или (по жела­нию женщины) - в любое другое, удобное для нее время. Кроме того, предусмотрено право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель но согласованию с администрацией в период, когда позволяют производственные условия.

В соответствии с Положением, утвержденным в июне 1984 г. Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, для женщин, имеющих детей, могут быть установлены скользящие графики работы, которые предусматривают личное участие женщин, имеющих детей, в определении режимов своей работы. Скользящий график может быть установлен как без ограничения срока, так и на любой удобный для работницы срок: до достижения ребенком определенного воз­раста, на период учебного года, летних школьных каникул и др. По такому графику работницы могут работать на предприятиях всех отраслей народного хозяйства при любых режимах работы.

Скользящий график работы устанавливается по согласованию между администрацией и работницами при приеме их на работу, а также в процессе работы, если в связи с необходимостью ухода за детьми они не могут работать по обычному графику, установлен­ному на данном предприятии. Указанный график вводится прика­зом администрации по согласованию с профкомом. При этом дол­жны учитываться особенности производства, технологического процесса, организации и условий труда, а также мнение трудово­го коллектива данного предприятия. Режим такого графика зави­сит от производственных и местных условий.

Скользящий график работы, как правило, должен предусмат­ривать время, в течение которого работницы обязаны находиться на своем рабочем месте, время, в пределах которого работницы вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению, а также перерывы не менее 30 мин и не более 2 ч, которые работ­ницы должны использовать для отдыха и питания. Этот перерыв в рабочее время (время нахождения на предприятии) не засчитывается.

Работницы, пользующиеся правом работать по скользящему графику, могут в определенный период времени с учетом их лич­ных интересов трудиться и по общеустановленному графику. Не­пременное условие при работе по этому графику - точное выпол­нение его режима, учет рабочего времени, соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка.

В нашей стране уделяется много внимания вопросам вовлече­ния молодежи в общественно полезный труд. В трудовых отноше­ниях несовершеннолетние (не достигшие 18 лет) приравниваются - в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными трудовым законодательством.

Трудовое законодательство запрещает прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. Лишь в исключительных случаях, по согласованию с профкомом предприятия, могут быть приняты на работу лица, достигшие пятнадцати лет. Несовершеннолетних при­нимают на работу после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем для своевременного выявления противопоказании к работе, а также необходимой лечебной профилактики, медосмотры необходимо повторять не реже одного раза в год до достиже­ния работником восемнадцати лет.

Предприятиям в пределах плана по труду устанавливается обязательная минимальная норма (броня) приема на работу и производственное обучение молодежи, окончившей общеобразова­тельные школы, профессионально-технические и технические учи­лища.

В целях охраны здоровья лиц моложе восемнадцати лет запре­щается использовать их труд на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (отливка шрифта, стереотипов, работа в цехах глубокой печати, обслуживание грузо­подъемных механизмов и механического транспорта, сварочные работы и др.). а также на подземных работах.

Трудовое законодательство запрещает переноску и передвиже­ние несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы Для юношей от 16 до 18 лет предель­ная масса груза при переноске тяжестей составляет 16, а для де­вушек- 10 кг. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 16 лет до­пускаются к переноске и передвижению тяжестей лишь в исклю­чительных случаях. Для них нормы грузов, установленные для несовершеннолетних от 16 до 18 лет. снижены вдвое.

Для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет установле­на сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а в возрасте от 15 до 16 лет – 24-часовая. Труд молодежи за сокращенный рабочий день оплачивается как за полный рабочий день взрослых работни­ков соответствующих категорий.

Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, а также к работам в выходные дни.

Рабочим и служащим моложе 18 лет ежегодные отпуска предо­ставляются в летнее время или в любое время года по их желанию (КЗОТ, ст. 178). Продолжительность ежегодного отпуска - один календарный месяц.

По инициативе администрации рабочие и служащие моложе 18 лет могут быть уволены, помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (КЗОТ, ст. 183).

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы иДекрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде.

Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха

(отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике - сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования.КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда. В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (СТО) был создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда. Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья.

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ 1918 г . - в РСФСР единый систематизированный законодательный акт, предназначенный для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Труд землевладельцев и лиц, работавших в коммунах, регулировался законодательством о земле и иными нормативно-правовыми актами.

КЗоТ 1918 г. подготовлен специальной комиссией Наркомюста с участием Наркомтруда и ВЦСПС. Проект рассматривался на заседании ВЦИК 4.11.1918 г., был принят за основу и передан для доработки в комиссию из председателей ВЦИК, Наркомтруда, Наркомюста, ВЦСПС и ВСНХ. Без повторного рассмотрения во ВЦИК в декабре 1918 г. Кодекс был опубликован в Собрании узаконений РСФСР и таким образом введен в действие.

При составлении КЗоТ 1918 г. использовались нормативно-правовые акты, изданные различными гос-ными органами, документы профсоюзных и иных общественных организаций, тарифные соглашения и практика регулирования трудовых отношений. КЗоТ аккумулировал правотворчество и правоприменение за 1-й год Советской власти. Он состоял из введения и 9 разделов («О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда»), содержащих 137 статей.

Приложениями к Кодексу являлись Правила о порядке установления нетрудоспособности , «О выдаче пособий трудящимся во время их болезни», «О безработных и выдаче им пособий», «О трудовых книжках», «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» (см.: История государства и права: словарь-справочник. - М., 1997).

9 ноября 1922 был принят, а 15 ноября 1922 введён в действие второй советский КЗоТ. Обновление трудового законодательства диктовалось условиями перехода к мирному строительству по окончании Гражданской войны 1918-20.

Действие КЗоТ РСФСР 1922 в силу договорных отношений РСФСР с др. советскими республиками было по их желанию распространено на территорию всех советских республик.

КЗоТ РСФСР 1922 действовал до принятия в 1970 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; в 1972 во всех союзных республиках были введены в действие новые КЗоТ. В РСФСР КЗоТ был утвержден 9 декабря 1971 и введён в действие с 1 апреля 1972.

КЗоТ регулирует трудовые отношения всех рабочих и служащих, содействуя росту производительности труда, повышению эффективности общественного производства и подъёму на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Кодекс устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих, закрепляя их основные трудовые права и обязанности, которые обеспечиваются социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Рабочие и служащие реализуют своё право на труд путем заключения трудового договора (См. Трудовой договор), они имеют право на гарантированную государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о ежегодно оплачиваемых Отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации, на объединение в профессиональные союзы, на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счёт государства в порядке государственного социального страхования (См. Социальное страхование), а также в случае болезни и потери трудоспособности. В КЗоТ закреплены такие важнейшие трудовые обязанности рабочих и служащих, как соблюдение трудовой дисциплины (см. Дисциплина трудовая), бережное отношение к народному добру, выполнение норм труда, установленных государством с участием профсоюзов.

КЗоТ РСФСР содержит 256 статей, объединённых в 18 глав: Общие положения; Коллективный договор; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Заработная плата; Нормы труда и сдельные расценки; Гарантии и компенсации; Трудовая дисциплина; Охрана труда; Труд женщин (см. Женский труд); Труд молодёжи (см. Несовершеннолетние, Детский труд); Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; Трудовые споры; Профессиональные союзы; Участие рабочих и служащих в управлении производством; Государственное социальное страхование; Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения.

В КЗоТ отдельных союзных республик учитывается разнообразие условий труда в различных отраслях народного хозяйства, а также исторические и национальные особенности, присущие каждой республике. Соответственно и система КЗоТ союзных республик, совпадая в целом с системой Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, имеет свои особенности.