Все о тюнинге авто

Внутренними водами прибрежного государства считаются морские бухты. Правовой режим внутренних морских вод. Исключительная экономическая зона

Международное морское право.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов).

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда входят во внутренние воды и порты по разрешению. Иностранные невоенным судам по общему правилу разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты; военные корабли иностранных государств обычно заходят во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных на море людей и пр.

Территориальное море и прилежащая зона.

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Государство устанавливает ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль . Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего отлива . В местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий . Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором.

В отличие от внутренних вод, судам иностранных государств предоставляется право мирного прохода через территориальное море . Проход должен быть непрерывным и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу) .

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем Конвенцией ООН по морскому праву и национальным законодательством прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море .

В прилежащей к территориальному морю зоне (шириной не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря .

Открытое море.

К открытому морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды .

Международное право провозглашает свободу открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, включая свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря .

На государства в открытом море возложен ряд универсальных обязанностей, в частности, обязанность оказания помощи на море, обязанность предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер .

Для осуществления этих обязанностей военный корабль вправе осмотреть встреченное в открытом море судно, только если это судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим на некоммерческой государственной службе .

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря . Прибрежное государство обладает рядом суверенных прав в своей исключительной экономической зоне, в соответствии с нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды . Например, в отношении искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство обладает исключительным правом на их сооружение, а также разрешает и регулирует их создание, эксплуатацию и использование в своей экономической зоне . В отношении живых ресурсов прибрежное государство определяет их допустимый улов в своей исключительной экономической зоне .

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .

Континентальный шельф.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты) или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние . Так что обычно континентальный шельф представляет собой дно под такими морскими пространствами как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона, или немного выдается в открытое море.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права целях его разведки и разработки его природных ресурсов , в соответствии с международным правом, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством. В частности, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей . На континентальном шельфе действует свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов .

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .

Проливы и международные каналы.

Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства, применяется право мирного прохода в порт прибрежного государства (например, Мессинский пролив около Сицилии).

Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого соря (исключительной экономической зоной) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоной), применяется право мирного прохода через территориальное море прибрежного государства (например, Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский государственный технический университет

им. А.Н. Туполева

Контрольная работа

по дисциплине Международное право

На тему: Внутренние морские воды и их правовые режимы

Выполнила: студентка группы 9281

Мусина А.Н.

Проверил: преподаватель

Посталюк М.П.

КАЗАНЬ 2011


Введение...............................................................................................................3

Глава IМорские пространства Российской Федерации...................................5

1.1. Виды морских пространств..……………………………......................5

1.2. Понятие внутренних морских вод….....................................................7

Глава II Иностранные суда в морских портах................................................11

2.1. Порядок захода иностранных судов в морские порты......................11

2.2. Порядок пребывания иностранных судов в морских портах...........16

Глава III Правовой режим внутренних морских вод...…………..................18

Заключение.........................................................................................................23

Список использованных источников и литературы.......................................24


Введение.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно- правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Режим морских пространств устанавливается под влиянием двух факторов: необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех государств, с одной стороны, и учета интересов прибрежных государств – с другой .

В данной работе подробно раскрывается понятие внутренних морских вод и их правовые режимы.

Объектом исследованияявляется определение понятия и содержания внутренних морских вод.

Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие понятие и содержание внутренних морских вод.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении внутренних морских вод, анализе законодательства, определяющего правовой режим внутренних морских вод, практики его применения, исследование проблем ее сущности и содержания. Решение поставленных проблем призвано не только определить, что следует понимать под правовым режимом внутренних морских вод, но и выявить практическую его ценность.

Задачи данной работы:

Рассмотреть классификацию морских пространств;

Раскрыть понятие внутренних морских вод;

Выявить порядок захода и пребывания иностранных судов в морских портах;

Рассмотреть правовой режим внутренних морских вод4

Изучить соблюдение международных соглашений во внутренних морских водах.

Данная работа состоит из введения, четырех глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Глава I Морские пространства Российской Федерации

1.1 Виды морских пространств

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каж­дого из них;

2) пространства, на которые не распро­страняется суверенитет ни одного из них.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регули­рующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в част­ности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными во­дами - оба термина равнозначны). В состав террито­рии государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположен­ные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчине­ны суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее име­ют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Право­вой режим внутренних морских вод в некоторых важ­ных аспектах отличается от правового режима террито­риального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибреж­ного государства, то есть имеют единообразный право­вой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящих­ся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфиче­ским правовым режимом (прилежащая зона, исключи­тельная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при класси­фикации морских пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходст­ва. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными соору­жениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опи­рается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.


1. 2 Понятие внутренних морских вод

Правовой режим внутренних морских вод с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается Федеральным законом от 31.07.1998 №155-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 250-ФЗ от 03.12.2008 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам.

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.

Конвенция ООН по морскому праву, как прежде и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., пред­усматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внут­ренних вод. Конвенция также гласит, что, за исключением случаев, предусмотренных в ее части о государствах-архипелагах, воды, распо­ложенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международ­ные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) мо­ря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и тому же государству (например, Азов­ское море. Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было отграничено воз­можно большее водное пространство. Это же правило приме­няется к морским бухтам, губам и лиманам.

В состав государственной территории некоторых морских государств входят также исторические воды. В частности, Кон­венция о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили международную прак­тику, согласно которой некоторые заливы, независимо от ширины входа, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. Такие заливы на­зываются „историческими". Исторические воды - вид внутренних морских вод, суверенитет прибрежного государства над которыми осуществляется в силу исторически сложившихся правовых оснований. Ни Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, ни Женевские морские конвенции 1958 г не предусматривают термина «исторические воды» В этих многосторонних договорах содержится лишь положение о том, что установленные конвенционные критерии квалификации залива в качестве внутренних вод не распространяются «на так называемые исторические заливы» (п 6 ст 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г; п 6 ст 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г) В национальном морском законодательстве значительное число прибрежных государств закрепили статьи, посвященные историческим водам. В них резервируется право прибрежного государства объявить какие-либо прилегающие к его побережью морские пространства своими историческими водами, а также установить их границы; в некоторых актах законодательства конкретные морские объявлены историческими водами. К примерам из практики реализации государствами своих прав на исторические воды следует отнести распространение по историческим основаниям суверенитета Канады на Гудзонов залив, США – на Чесапикский залив; Великобритании на заливы Бристольский и Мори Фёрт; Норвегии – на Варангер-Фьорд; Туниса – на залив Габес; Гватемалы – на бухту Аматике; Кении – на залив Унгвана; Ливия объявила своими историческими водами Большой Сирт (залив Сидра); Шри-Ланка объявила Полкский пролив, Полкский залив и часть Манарского залива историческими водами и тд Указание на исторические права выдвигалось в качестве правового аргумента в чилийско-аргентинском споре об островах в проливе Бигл. Россия также располагает морскими районами, являющимися ее историческими водами (залив Петра Великого, Чешская губа, проливы Лаптева, Дмитрия Санникова, Татарский и др) Некоторые представители отечественной доктрины международного права относят к историческим водам России все омывающие ее материковое побережье арктические моря

Понятие и принципы международного морского права.

Международное морское право – это совокупность правил использования ресурсов Мирового океана.

Международное морское право основано на следующих принципах:

1) свобода открытого моря;

2) принцип защиты и сохранения морской среды;

3) принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море;

4) принцип рационального использования ресурсов Мирового океана;

5) принцип иммунитета военных кораблей и иных судов, находящихся на государственной службе;

6) принцип мирного использования открытого моря.

Международные (внешние) источники морского права.

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95).

3. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

4. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г.

5. Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 (МАРПОЛ-73/78).

6. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72).

7. Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г.

8. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

9. Международная конвенция о спасании 1989 г.

10. Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2002 г.

11. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 г.

Российские (внутренние) источники морского и внутреннего водного права.

3. Гражданский кодекс.

4. Трудовой кодекс.

5. Таможенный кодекс.

6. Уголовный кодекс.

8. Федеральный закон «О морских портах РФ».

9. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

10. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ».

11. Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ».

12. Устав службы на судах морского флота СССР.

13. Устав службы на судах речного флота СССР.

14. Устав о дисциплине работников морского транспорта.

15. Устав о дисциплине работников речного транспорта.

Тема 2: Международно-правовой режим морских пространств.

Правовой режим внутренних морских вод.

Внутренние морские воды являются частью государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежного государства.

Прибрежные государства осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении иностранных судов, находящихся в их внутренних водах и не обладающих иммунитетом.

В состав внутренних морских вод входят:

1) акватории портов;

2) воды, находящиеся между берегом и прямыми исход­ными (базисными) линиями, служащими для отсчета ши­рины территориальных вод;

3) воды внутренних морей, т. е. морей, окруженных су­хопутной территорией одного или нескольких государств;

4) воды заливов, имеющих ширину входа не более 24 мор­ских миль;

5) исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.

42. Внутренние морские воды

Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа которых не превышает 24 морских миль.

Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Прибрежные государства вправе сами определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима либо наибольшего благоприятствования.

Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них. Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе обычая пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Внутренние разборки Как это было Новый год начался с больших проблем. Сначала все было спокойно, ничего особенного не намечалось. Группировка жила обычной жизнью, характерной для московской братвы, – разборки, «стрелки», вечером и ночью – отдых в ночных клубах и казино.

Из книги Международное право автора Вирко Н А

42. Внутренние морские воды Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:1) акватории

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

81. Внутренние войска В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Проектирование будущего автора Фреско Жак

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

Из книги автора

Из книги автора

6.3 Внутренние функции государства Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений,

Из книги автора

110. Акты, регулирующие морские перевозки Морские перевозки грузов могут быть следующих видов: –?линейные (регулярные) перевозки, когда известен точный маршрут судна, время отправки и прибытия в порт;–?трамповые, в основе которых лежит чартерный договор: а) рейсовый

Из книги автора

Из книги автора

§ 11. Древние морские сигналы Для подачи сигналов о наличии мелей, скал и других опасностей для мореплавания с древнейших времен практикуется установка вблизи таких мест маяков. Первые маяки на Средиземном и Черном морях – районах с развитой морской торговлей –

Из книги автора

Глава 2 Морские катастрофы по вине экипажа

Из книги автора

§ 12. Морские мошенники Капитан А. Боулалас, президент «Матрикс мэри-тайм» – независимой компании по морским исследованиям и консультациям, главная контора которой расположена в Нью-Йорке, заявил, что мошенничество только с танкерами обходится в миллиарды долларов. За

Понятие международного морского права.

Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.

Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.

Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.

Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.



Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства

Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.

В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.

Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.