Все о тюнинге авто

Политические права и свободы человека и гражданина в российской федерации. Что такое политические права человека? Что такое политические права и свободы

Политические права принадлежат гражданам конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, коллективе, общественном объединении, в отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку в мире. Политические права гражданина связаны с организацией и осуществлением государственной политической власти. При помощи политических прав человек может занимать определенное место в политических отношениях, быть привлеченным к народовластию, то есть участвовать в осуществлении власти.

Закрепление политических прав в Конституции РФ

В основном документе страны закреплены политические права и свободы. В России большинство прав и свобод политического характера принадлежат только гражданам России. Два вида политических прав принадлежат всем людям без исключения: право на свободу мысли и слова и право на объединение.

Определение 1

Свобода мысли – это духовная свобода, внутреннее содержание, через которое определяется отношение человека к окружающему миру.

Мысль – основа любой деятельности, социальной активности, взаимоотношений человека с обществом. Гарантия свободы мысли значит, что государство не может вмешиваться в процесс формирования и выражения мнения, а также гарантирует защиту от иного вмешательства.

Определение 2

Свобода слова – возможность выражать свое мнение по разным вопросам в письменном и устном виде на собраниях, митингах и при помощи других публичных средств, гарантированная государством.

Человек свободен в формировании своего мнения и может его придерживаться, не встречая препятствий. Человек свободен в поиске, получении и распространении информации любыми средствами, при этом вмешательства публичных властей быть не должно. Это правило действует вне зависимости от государственных границ. В основе других политических прав и свобод граждан РФ лежит именно свобода выражения мнения: свобода совести, творчества, право на участие в выборах, на образование и пр.

Но свобода не может быть без границ. Слово может иметь как созидательное, так и разрушительное воздействие. При помощи слова возник социальный прогресс и словом призывали к насилию, слово обогащает человека, слово же может унизить его достоинство. Становится ясно, что необходимо правовое ограничение свободы слова. В Российской Федерации запрещена пропаганда и агитация, которая разжигает национальную вражду, религиозную и расовую ненависть. Также запрещается пропаганда языкового превосходства в любой области. Свобода слова гарантируется при передаче, поиске, распространении информации законными способами. Свобода СМИ закреплена в Конституции РФ и в ФЗ «О средствах массовой информации», изданном в 1991 г.

Право на объединение

Свобода слова тесно связана с правом на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении делами государства и общества.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, в том числе и на создание профсоюзов для защиты интересов рабочих. Гарантирована также свобода деятельности объединений.

Замечание 1

Граждане могут создавать объединения для защиты интересов и достижения целей, вступать в объединения либо не вступать в них добровольно, выходить из объединений.

Право на свободу объединения в зарубежных источниках называется правом на свободу ассоциации. В России в детское объединение можно вступить с 10 лет, в молодежное – с 14 лет, в профсоюз – с 18 лет. Право на объединение имеют иностранцы. Они могут быть членами общественных объединений, а вот членами политических партий они быть не могут. Для того, чтобы создать общественное объединение, гражданину не требуется разрешение гос. органов. Объединение регистрируется в соответствии с пунктами ФЗ «Об общественных объединениях». Объединение самостоятельно разрабатывает свой устав. Устав должен пройти процедуру регистрации в Минюсте России, который осуществляет контроль законности целей и задач ОО, источники доходов контролируют финансовые органы. В Конституции и законодательстве РФ существуют ограничения на организацию объединений. Запрещено создание ОО, пропагандирующих идеи насилия, направленных на свержение государственного строя, подрыв безопасности, разжигание розни в любой области.

Участвовать или не участвовать в ОО – личное дело каждого человека. Любые действия направленные на принуждение, являются противоправными. По причине принадлежности к ОО права человека не могут быть нарушены или ограничены, этот фактор не может быть условием для предоставления государством льгот и преимуществ, если это не предусмотрено законом. Общественные объединения создаются в нескольких формах: общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это форма политической партии, а общественное движение – это форма политического движения. ФЗ определяет особенности каждой из этих форм.

Право на проведение публичных мероприятий

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты. Граждане имеют широкие возможности для выражения своего мнения. Публичные мероприятия популярны среди граждан, общественных организаций для решения вопросов, а пикеты и митинги используются для предъявления требований, которые, как правило, касаются улучшения условий труда, повышения заработной платы, улучшения условий жизни. Публичные мероприятия часто проводятся во время предвыборных кампаний.

Когда человек реализует право на проведение публичных мероприятий, он пользуется гарантированной свободой выражать свои мысли, правом на создание объединений, на участие в управлении государственными делами. Проведение публичных мероприятий укрепляет связи гос. органов и органов на местах с населением. В России издан ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где дано определение публичного мероприятия и порядок его проведения.

Определение 3

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в разных формах акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений.

Целью данной акции является свободное выражение мнения, выдвижение требований по различным сферам жизни общества. В законодательстве определены также некоторые виды публичных мероприятий.

Определение 4

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.

Митинг – массовое нахождение граждан в определенном для этого месте для публичного выражения общественного мнения по поводу назревших общественно-политических проблем.

Демонстрация – публичное выражение общественных настроений с использованием плакатов, транспарантов и другой наглядной агитации.

Шествие – организованное прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к насущной проблеме.

Пикетирование – публичное выражение мнения без передвижения и использования громкоговорителей путем размещения у объекта, который пикетируется, одного или группы граждан, использующих плакаты, транспаранты и другую наглядную агитацию.

Участие граждан в государственном управлении

Конституция РФ гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как лично, так и через представителей. Это право тесно связано с принципом народовластия, смысл которого заключается во вовлечении граждан в сферу принятия государственных решений. Это способ преодоления отчуждения гражданина от государства. В ст. 32 Конституции изложен целый ряд прав, которые являются конкретными формами реализации права граждан на участие в государственном управлении. Прежде всего, это выражение своей воли на выборах, референдумах. Граждане также могут участвовать в осуществлении народовластия – опосредованно, через представителей. Право участия в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ, иностранные граждане такого права не имеют. Конституция РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют право:

  • избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • принимать участие в референдумах;
  • иметь одинаковый доступ к гос. службе;
  • участвовать в отправлении правосудия.

Эти права являются всеобщими и граждане участвуют в их осуществлении на равных основаниях. Все граждане РФ избирают или избираются независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, религиозных взглядов, политических убеждений и других факторов. Не имеют избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах заключения по решению суда. Иностранные граждане не имеют избирательных прав и не могут участвовать в референдумах. Однако есть исключения в отношении иностранных граждан. Те иностранцы, которые постоянно проживают на территории муниципального образования в России имеют избирательные права и могут участвовать в выборах и референдумах на тех же условиях, что и граждане РФ.

О праве на равный доступ к гос. службе говорит ст. 32 ч.4 Конституции РФ. Поступить на гос. службу могут граждане РФ, достигшие совершеннолетия, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям, которые установлены для гос. служащих. Конечно, огромную роль играют способности и профессиональная подготовка. Для того, чтобы обеспечить равный доступ, введена конкурсная составляющая при поступлении на гос. службу. Если гражданин признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишен судом права занимать государственные должности, имеет заболевание, препятствующее исполнению государственных обязанностей и в ряде других случаев, доступ к государственной службе для него закрыт.

Конституция РФ дает право гражданам РФ участвовать в отправлении правосудия. В России существуют институты присяжных и арбитражных заседателей. Имеются и другие формы реализации этого права. Например, гражданин может стать судьей при соответствии всем необходимым требованиям.

Право на обращение

Политические права и свободы человека включают в себя право обращения. Человек может обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения. Данное право является средством защиты других прав граждан. Также при реализации этого права укрепляются связи населения и органов государственной власти. Обращения усиливают контроль за деятельностью гос. органов, способствуют борьбе с бюрократией и коррупционными проявлениями. Органы и должностные лица обязаны рассмотреть обращение и принять обоснованное и законное решение. Более конкретно данная обязанность раскрыта в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяют три основных вида обращений:

Заявление – просьба о содействии в реализации конституционных прав гражданина, либо сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе конкретных органов или должностных лиц, критика в адрес служб, органов, должностных лиц.

Жалоба – просьба восстановить или защитить права гражданина, его законные интересы.

Граждане реализуют данное право свободно и добровольно. Право на обращение не должно нарушать права других граждан. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Жалобы по делам, касающихся осуществления правосудия, рассматриваются по правилам специального законодательства.

Обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его статус регулируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

совокупность принципов, норм, обеспечивающих участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. К П. п. относятся: предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства: 1. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в отправлении правосудия. Эта группа прав определяет характер отношений государства и гражданина, принципы участия последнего в формировании государственных органов, в осуществлении государственной власти. 2. Права, обеспечивающие свободу выражения мнений. К ним относятся: свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, право искать информацию законным способом. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры, т. е. отсутствие специальных государственных органов, которые наделены правом разрешать или не разрешать выход в свет, публикацию какой-либо информации. 3. Права, обеспечивающие свободу объединения граждан в различные организации - партии, общественно-политические движения, общественные организации и объединения. Как правило, право на объединение гарантируется конституцией страны, а процедуры их создания регламентируются соответствующим законодательством. 4. Свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования. Эта группа политических прав предоставляет возможность гражданам собраться вместе, выразить коллективное мнение по общезначимым вопросам.

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности : они связаны с обладанием гражданством государства; служат отражением суверенитета народа; и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие права.

· Право участвовать в управлении делами государства
(ст. 32 Конституции РФ) выражающееся в следующем:

¨ участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (так называемое непосредственное участие);

¨ воздействие на деятельность представительных (законодательных) органов власти всех уровней через своих представителей (депутатов);

¨ равный доступ граждан к государственной службе;

¨ участие в отправлении правосудия – привлечение граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

· Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложение в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

· Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники прокуратуры). При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

· Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) – граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

4.4. Социально-экономические права и свободы человека
и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

· Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.


· Право частной собственности , зафиксированное ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.

· Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но делом общественным, требующим государственной поддержки. В учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.

· Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

· Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В тоже время, право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий. В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей – за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность, гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для населения профессиональной фармацевтической помощи.

· Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Гарантируется также бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

· Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В тоже время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.