Все о тюнинге авто

Интересные факты о египетских фараонах. Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов Чем занимался фараон

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся

К египетским царям относились как к настоящим живым богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, жили в роскоши, и в их руках находилась доселе невероятная для одного человека власть.

Египетские правители жили припеваючи, пока целые сотни или даже тысячи людей погибали во время строительства величественных пирамид и статуй в их честь. А когда умирали сами фараоны, их хоронили в гигантских гробницах, которые скрывали их тела от посторонних глаз почти 4000 лет.
В истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и влиятельности и не жил в таком достатке, как фараоны. Порой такое всемогущество очень портило царей, что вполне неудивительно для несовершенной человеческой натуры.

10. Одержимость пигмеями и фараон Пепи II



Пепи (Pepi) Второму было примерно 6 лет, когда он стал царем Египта, то есть когда ему было поручено править целым царством, он был всего лишь маленьким ребенком. Несомненно, в руках Пепи было сосредоточено намного больше власти, чем стоит доверять 6-летнему несмышленышу.
Неудивительно, что юный царь с детства был очень испорченным ребенком. Вскоре после своего вступления на трон, Пепи получил от исследователя по имени Харкуф (Harkhuf) письмо, в котором тот рассказал фараону историю о встрече с танцующим пигмеем (представитель низкорослого африканского народа, обитающего в экваториальных лесах). Это послание настолько поразило и воодушевило фараона, что он захотел увидеть диковинного пигмея лично.
«Бросай все и приезжай с ним ко мне во дворец!», – написал в ответ Пепи. Ребенок распорядился, чтобы с Харкуфом ничего не случилось, и серьезно позаботился об охране. «Когда вы будете садиться в лодку, собери доверенных слуг, и пусть они обступят пигмея со всех сторон во время ходьбы по трапу, чтобы тот ни в коем случае не упал в воду! Когда пигмей будет ложиться спать в свой гамак, вокруг него тоже должны лежать преданные тебе люди. Каждую ночь проверяй его по 10 раз!», – строго приказал фараон. В итоге Пепи заполучил своего пигмея в целости и сохранности.
С детства он привык получать все желаемое и считать себя намного более важным, чем кто-либо еще на Земле. Ко времени, когда он достиг более зрелого возраста, фараон был уже настолько испорченным и капризным человеком, что даже заставлял своих рабов обмазываться медом и ходить вокруг него голышом, чтобы Пепи не беспокоили мухи.

9. Гигантские генитальные памятники царя Сесостриса



Сесострис (Sesostris) был одним из самых великих военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и армии во все концы известного ему мира и распространил египетское царство дальше, чем кто-либо из других правителей этой империи. После каждой битвы в честь своего успеха Сесострис устанавливал огромные колонны с изображением половых органов.
Царь оставлял эти столбы на месте всех своих сражений. На многих из них были выгравированы тексты про то, кем он был, как он поборол своего врага, и про свою уверенность в божественном одобрении его политики вторжения во все чужеземные страны.
Вдобавок, Сесострис оставлял на этих колоннах деталь, которая была призвана характеризовать армию поверженного противника. Если соперники были сильны и сражались достойно, он добавлял на монумент изображение полового члена. Но если враг был немощен, на памятнике появлялась гравировка в виде женского полового органа.
Эти колонны возводились по всему материку, и просуществовали еще немало времени. Даже знаменитый древнегреческий историк Геродот видел несколько позорных столбов Сесостриса. 1500 лет спустя некоторые из них все еще стояли в Сирии, напоминая о поражениях их предков.

8. Умывания мочой и фараон Ферос



Сын Сесостриса, Ферос (Pheros), был слепым. Возможно, это было наследственное заболевание, но официальная версия египетских хроник гласила, что наследника престола прокляли. Согласно легенде Нил стал затапливать берега империи, и Ферос разозлился, что река причиняет ущерб его царству. В ярости он бросил в нее свое копье. Фараон надеялся, что так он проткнет дно Нила и спустит всю воду, но возмущенные его дерзостью боги прокляли правителя слепотой.
Спустя 10 лет оракл сказал Феросу, что его зрение можно вернуть. Все, что для этого требуется, – умыться уриной женщины, которая никогда не спала ни с кем, кроме собственного мужа.
Ферос попробовал мыть глаза мочей своей жены, но это не помогло. Он так и не прозрел, а жена лишь разводила руками, уверяя, что не изменяла ему. Тогда фараон собрал всех женщин в городе, приказал им всем по очереди сходить в туалет в один и тот же кувшин, и поочередно выливал его содержимое себе на глаза.
Это сработало. Спустя несколько десятков женщин Ферос нашел самую верную египтянку и исцелился. На радостях царь женился на этой девушке, а свою прежнюю жену сжег. По крайней мере, именно так гласит легенда. Хотя вряд ли зрение фараона спасла волшебная урина, и может быть, такую историю сочинили, чтобы оправдать его странное пристрастие к женской моче.

7. Поддельная борода Хатшепсут



Хатшепсут (Hatshepsut) – была одной из немногих женщин, удостоившейся царствования над древним Египтом. У нее были большие планы на империю, но на пути к успеху царице нужно было преодолеть некоторые преграды. В то время Египет хоть и был намного более прогрессивной страной, чем другие, но и здесь к женщинам относились не на равных, и поэтому царице приходилось нелегко.
Чтобы упростить свое положение, она даже приказала своим людям, чтобы они всегда рисовали ее мужчиной. На всех изображениях Хатшепсута должна была быть представлена публике с мускулистым телом и с бородой. Царица звала себя «Сыном Ра» и на людях предположительно тоже всегда носила поддельную бороду. Ей казалось, что так простые подчиненные и знатные египтяне будут воспринимать ее серьезнее.
Хатшепсут удалось немало хорошего совершить для своего царства, и она думала, что во многом причиной этому были ее уловки и переодевания в мужчину. Однако в итоге ее сын сделал все возможное, чтобы стереть наследие своей матери из истории страны, чтобы никто не знал, что Египтом управляла женщина. Это удалось ему настолько хорошо, что до 1903 года никто и не подозревал, что Хатшепсут была женщиной.

6. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса



Амасис (Amasis) был не самым вежливым и воспитанным царем в истории древнего Египта. Он был не только алкоголиком, но и клептоманом – фараон воровал вещи своих друзей, а потом убеждал их, что это никогда не были их вещи.
Трон он заполучил силой. Прежний царь империи послал его подавить восстание, но когда Амасис прибыл на место, он понял, что у бунтарей очень большие шансы на победу. Тогда же он и решил возглавить их, вместо того чтобы исполнить поручение законного фараона. Амасис не был утонченным дипломатом, поэтому войну он объявил очень грубо – поднял ногу, пукнул и сказал гонцу: «Передай это своему царю!».
Все непристойные привычки Амасиса имели свои важные последствия. Когда он был простым клептоманом, Амасиса отправили предстать перед жрецами, чтобы те решили, виновен ли он или нет. Когда же Амасис стал фараоном, он наказал всех провидцев, которые оправдали его ранее. Царь считал, что если жрецы на самом деле разговаривали с богами, они должны были бы знать, что он был воришкой, а не позволить ему спастись от суда.

5. Город безносых преступников и правитель Актисанес

Народ Амасиса не смог долго выносить такого царя. Он был очень грубым и суровым фараоном, поэтому вскоре его свергнули с трона. В этот раз египетскую революцию возглавил эфиоп по имени Актисанес (Actisanes), который собирался править намного мудрее и милосерднее своего предшественника.
К преступникам у него был свой подход. Каждому, кто совершил какое-то преступление, палачи отрезали нос, а затем виновного отправляли жить в город Риноколура (Rhinocolura), что буквально так и переводится – город отрезанных носов.
Там проживали исключительно безносые преступники, которым приходилось выживать в самых суровых условиях в стране. Вода в Риноколуре была очень грязной, а свои дома покалеченные жители строили из осколков щебня.
На первый взгляд все это не вяжется с обещанием нового фараона быть мягче Амасиса, но для 6 века до нашей эры это на самом деле считалось вершиной щедрости в отношении преступников. Римляне писали про Риноколуру, что это пример очень хорошего отношения Актисанеса к своим подчиненным. В древние времена, если за преступление тебе отрезали нос, это считалось большой удачей.

4. 100 детей царя Рамзеса II



Рамзес (Ramses) Второй жил так долго, что люди даже начали переживать, что он не умрет никогда. Во времена, когда большинство царей убивали в течение первых лет их правления, Рамзес прожил очень много – 91 год. И все это время он хорошо проводил время. За всю свою жизнь он не только построил больше статуй и памятников, чем другой царь Египта, но и переспал с большим количеством женщин, чем кто-либо еще в стране.
К своей глубокой старости у Рамзеса было не меньше 100 детей от 9 жен. Чтобы произвести на свет столько наследников, в постели нужно провести немало времени. Рамзес женился почти на каждой девушке, в которую он влюблялся. Когда он вторгся в Хетское царство, фараон отказался заключать мир с правителями этих земель, пока они не отдадут ему свою старшую дочь. Также он не стеснялся обращать свой взгляд на собственных дочерей. Рамзес женился на трех из них, включая свое первое дитя.
Возможно, таких жен у фараона было четыре. Историки пока не уверены, была ли Генутмир (Henutmire) его дочерью или его сестрой, но поскольку речь идет о Рамзесе II, нет никакой разницы, кем она была до того, как стала его женой.

3. Ненависть фараона Камбиса к животным



Камбис (Cambyses) не был египтянином, он был персом и сыном Кира (Cyrus) Великого. После того, как его народ покорил Египет, Камбиса поставили главой над захваченной землей. За свое правление он особенно прославился ненавистью к животным.
Почти в каждой истории египтян про Камбиса есть отрывок про убиение какого-нибудь зверя. В самом начале своего царствования фараон отправился навестить Аписа (Apis), быка, которого египтяне боготворили. Прямо перед жрецами, ухаживающими за живым божеством, царь выхватил кинжал и принялся бить им животное, смеясь в лицо сановникам со словами: «Это бог, достойный египтян!».
Как бы не казалось, но причиной убийству несчастного быка не было его отношение к египтянам. На самом деле сыну Кира просто очень нравилось смотреть на страдания зверей. Во времена своей власти Камбис устраивал бои между львятами и щенками, и заставлял свою жену смотреть, как животные раздирают друг друга на части.

2. Город царя Акенатена, построенный на сломанных спинах



Акенатен (Akhenaten) полностью изменил Египет. До того как он занял свой трон, у египтян было много богов, но Акенатен запретил политеизм и оставил только одного кумира – Атона, бога солнца. Это означало серьезные перемены в жизни Египта, на внедрение которых ушло очень много сил. Так много, что фараон утомил свой народ буквально до смерти.
В честь единого бога Атона царь Акенатен построил целый новый город – Амарну (Amarna). Фараон согнал на стройку 20 000 человек, и ему было не важно, какой ценой им дастся участие в этой миссии, и как они будут себя чувствовать. Несчастные египтяне должны были перенести все нагрузки или умереть. Основываясь на анализе костей с городского кладбища, археологи заключили, что свыше двух третей умерших здесь рабочих ломали кости, и у целой трети из них был сломан позвоночник.
Людей очень плохо кормили. Почти каждый житель нового города был истощен, и никому не позволялось заняться лечением или отдыхать слишком долго. Если кто-то нарушал правила, пытался урвать себе лишний кусок еды или ленился, непослушного подчиненного приговаривали к казни и закалывали ножом.
Все эти страдания египтян оказались тщетной жертвой, потому что сразу после смерти Акенатена все его начинания были уничтожены, а его бесславное имя было почти стерто из истории Египта.

1. Отказ фараона Менкура умирать



Даже фараон умирает. И хотя великие имена египетских царей всегда сопровождались титулом «вечный» или «бессмертный», каждый правитель знал, что придет и его черед покинуть этот мир. Они строили для себя пирамиды, чтобы комфортно провести загробную жизнь, но все же каждый из фараонов однажды испытывал сомнения в том, что ждет человека после того, как его веки сомкнутся в последний раз.
Менакур (Menkaure), фараон, правивший в 26 веке до нашей эры, точно сомневался в том, что произойдет после его смерти. Когда к нему пришел оракл и сообщил, что царю осталось жить всего 6 лет, тот был поражен до глубины души и повергнут в истинный ужас. Менакур делал все возможное, чтобы избежать смерти.
Однажды он решил, что сможет перехитрить богов. Фараон думал так: если ночь никогда не наступит, не придет и новый день, а если следующий день не наступит, время не сможет двигаться вперед, и это значит, что Менакур не умрет. Поэтому каждый вечер он зажигал как можно больше ламп и свечей, и убеждал себя в том, что продлевает светлое время суток. Весь остаток своей жизни ночью царь почти не спал, проводя время при свете рукотворных светильников, распивая алкоголь и веселясь до утра, одновременно боясь, что вот-вот наступит тот самый момент, когда «погаснет его свеча».

К фараонам в Египте относились как к богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, живущими в условиях абсолютной роскоши и владычествующими над империей, подобной которой мир никогда не видел. Они питались молоком и медом, в то время, как тысячи людей гибли во время строительства огромных статуй в их честь. А когда их собственная жизнь подходила к концу, фараонов хоронили так, что их тела сохранялись в течение более 4000 лет.

1. Гигантские памятники с гениталиями

Сесострис был одним из величайших военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и войска в каждый уголок известного мира и расширил свое государство больше, чем кто-либо в истории Египта. И после каждой битвы он отмечал свой успех путем установки большой колонны с изображением половых органов. Сесострис оставлял такие столбы на месте каждой битвы.

Причем Сесострис делал это довольно забавно: если противостоящая ему армия доблестно сражалась, то он приказывал выгравировать изображение пениса на колонне. Но если противника побеждали без малейших проблем, то на колонне вырезали изображение влагалища.

2. Умывания мочой

Сын Сесостриса, Ферос был слепым. Скорее всего, это была какая-то врожденная болезнь, которую он унаследовал от своего отца, но официальная египетская история гласила, что он был проклят, оскорбив богов. Десять лет спустя после того, как Ферос ослеп, оракул сказал ему, что он может вернуть свое зрение. Все, что Ферос должен был сделать, это промыть глаза мочой женщины, которая никогда не спала с кем-либо другим, кроме своего мужа.

Ферос попытался проделать подобное с помощью своей жены, но это не сработало. Он все еще был слепым, а к жене появился ряд вопросов. После этого Ферос заставил всех женщин в городе по очереди помочиться в горшок и выплеснуть ему мочу в глаза. После многих десятков женщин, случилось чудо - зрение вернулось. В итоге Ферос сразу же женился на этой женщине, а предыдущую жену приказал сжечь.

3. Город, построенный на сломанных спинах

Эхнатон полностью изменил Египет. Перед тем как он вступил на престол, у египтян было много богов, но Эхнатон запретил веру во всех богов, кроме одного: Атона, бога солнца. Он также построил целый новый город, Амарну, в честь своего бога. Для постройки города было задействовано 20000 человек.

На основе костей, найденных на местном городском кладбище, ученые определили, что более двух третей этих работников сломали во время стройки минимум одну кость, а у трети людей был перелом позвоночника. И все это было зря. Как только Эхнатон умер, все, что он делал, было разрушено, а его имя было вычеркнуто из истории Египта.

4. Поддельная борода

Хатшепсут была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Хатшепсут стала известной тем, что при ней были построены некоторые из величайших чудес Египта, но далось ей это вовсе не легко. Египет, возможно, был немного более прогрессивным, чем другие страны вокруг него, но в этой стране по-прежнему не относились к женщинам как к равным. Поэтому женщине было очень нелегко править Египтом. Неудивительно, что Хатшепсут приказала своим людям изображать ее как мужчину.

На всех картинах ее рисовали с рельефной мускулатурой и окладистой бородой. Она называла себя «сыном Ра» и (как утверждают некоторые историки) носила поддельную бороду и в реальной жизни. В итоге ее сын в конечном итоге сделал все, чтобы «стереть» память о Хапшесут из истории, чтобы скрыть, что женщина была фараоном. Он сделал это так хорошо, что об ее существовании никто не знал до 1903 года.

5. Вонючая дипломатия

Амасис явно не был самым вежливым фараоном, который когда-либо сидел на троне Египта. Он был алкоголиком и клептоманом, который воровал вещи своих друзей, приносил себе в дом, а затем попытаться убедить друзей в том, что эти вещи всегда принадлежали ему. Он получил трон силой. Предыдущий правитель отправил Амасиса, чтобы подавить восстание, но когда тот приехал к мятежникам, то понял, что у них довольно неплохие шансы на победу. Поэтому, вместо того, чтобы подавить мятеж, он решил возглавить его.

Амасис отправил фараону объявление войны очень экстравагантным способом, подняв ногу, испустив газы и сказав гонцу: «передай фараону все, что у меня за спиной». Во время правления Амасис продолжил воровать вещи у приближенных, но теперь он он отправлял за оракулами, чтобы те сказали, виновен он или нет. Если оракул говорил, что фараон невиновен, то его казнили как мошенника.

6. Город безносых преступников

Амасис недолго пробыл на троне. Он был илишне суровым правителем, и вскоре его свергли. На этот раз революцию возглавил нубиец по имени Актисанес. Когда он пришел к власти, Актисанес начал бороться с преступниками, причем очень оригинальным способом. Каждому человеку, который совершал преступление по время его правления, отрезали нос.

После этого их ссылали в город Риноколура, название которого буквально переводилось, как «город отрезанных носов». Это был очень странный город. Он был заселен исключительно безносыми преступниками, вынужденными существовать в одних из самых суровых климатических условий в стране. Вода здесь была загрязненной, а жили люди в домах, которые строили сами из разбросанных повсюду кусков щебня.

7. 100 детей от девяти жен

Рамзес II жил так долго, что люди начали всерьез беспокоиться насчет того, что он никогда не умрет. В то время, когда большинство правителей убивали в течение первых нескольких лет их правления, Рамзес II прожил 91 год. За свою жизнь он построил больше статуй и памятников, чем кто-либо из египетских фараонов.

Также, естественно, у него было больше женщин, чем у кого-либо. К времени его смерти у Рамзеса II было, по крайней мере, 100 детей от 9 жен. Когда он вторгся в Хеттское царство, то отказался подписать мирный договор, если ему не отдадут в жены старшую дочь правителя. Также он не «брезговал» своими дочерьми, женившись как минимум на трех их них.

9. Одержимость пигмеями

Пепи II было около шести лет, когда унаследовал престол Египта. Он был всего лишь маленьким ребенком, правящим огромным царством, поэтому неудивительно, что его интересы были примерно такими же, как у обычного шестилетнего мальчика. Вскоре после того, как Пепи II стал фараоном, исследователь по имени Харкхуф написал ему письмо, в котором известил, что встретил танцующего пигмея. С тех пор для Пепи II это стало навязчивой идеей.

Пепи II приказал немедленно отбросить все дела и привезти к нему в дворец пигмея, чтобы тот развлекал его танцами. В итоге целая экспедиция все же доставила мальчику-фараону пигмея. Когда он вырос, он уже был настолько испорчен, что он приказывал своим рабам обнажаться, намазываться медом и ходить за ним. А делалось это для того, чтобы фараона не беспокоили мухи.

10. Отказ от смерти

Хотя фараонов и называли бессмертными, тем не менее они умирали. И, хотя они строили пирамиды для загробной жизни, каждый фараон на самом деле сомневался по поводу того, что произойдет, когда он в последний раз закроет свои глаза. Когда к фараону Микерину, который правил в XXVI веке до нашей эры, пришел оракул и сказал, что правителю осталось жить всего 6 лет, фараон пришел в ужас.

Он сделал все возможное, чтобы избежать этого, решив обмануть богов. Микерин посчитал, что можно остановить время, сделав день бесконечным. После этого он каждую ночь зажигал столько ламп, чтобы казалось, что в его покоях продолжается день, и никогда не спал, устраивая по ночам пиршества.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

Жизнь правителей всегда кажется чем-то загадочным и увлекательным, но что если речь идёт о людях, со дня смерти которых прошли тысячи лет? Точно сказать, как жил фараон в Древнем Египте мы не можем, но некоторые «косвенные улики» помогают нам сделать выводы касательно быта людей, ради погребения которых построили величественные пирамиды.

Роль фараона в Древнем Египте

К фараону относились не просто как к правителю определённого региона. Для своих подданных он был не царём, а настоящим посланником богов, содержащим в себе их великую силу и мудрость. По мнению древних египтян именно фараон:

  • Регулировал смену дня и ночи.
  • Заставлял воды Нила течь.
  • Дарил богатые урожаи.
  • Обеспечивал божественную помощь во время военных походов.
  • Оберегал от эпидемий и прочих кар.

В такой ситуации, можно припеваючи жить и даже не думать об укреплении собственной власти, ведь всё население в буквальном смысле боготворит правителя.

Но положение дел резко менялось, когда приходил черёд бед:

  1. Неудача в военном деле.
  2. Бунт рабов.
  3. Страшная эпидемия, «выкосившая» четверть населения.
  4. Неурожайный год и, как следствие, голод.

Всё это тоже «списывалось» на фараонов. Мол, утратил наш правитель божественное покровительство и теперь ничего хорошего случиться не может. Чтобы не попасть в опалу приходилось действительно заботиться о благополучии собственного государства.

Как поддерживалась дисциплина в войске фараона?

Война во все времена считалась одним из вариантов решения проблемы. Благодаря удачному набегу на соседей можно было:

  • Захватить тысячи рабов. В дальнейшем они попадали на невольничьи рынки и до конца своих дней прислуживали в домах зажиточных египтян или трудились на возведении монументальных построек.
  • Присоединить к своему царству немного территории. Власти мало не бывает.
  • На протяжении десятилетий получать с покорённых территорий налоги и контрибуции. Победить необходимо всего один раз, а вот выплаты от новых подданных будут поступать регулярно.
  • Распространить свою религию среди ближайших племён. Особенно приятно, что в качестве одного из божественных существ, в случае с Древним Египтом, выступает сам фараон.

Для достижения всех этих целей фараоны содержали многочисленные армии, костяк которых составляло местное население. Помимо этого в войске служили наёмники и негры.

В период феодальной раздробленности было сложно говорить о какой-то дисциплине. Но после объединения, судя по всему, её уровень несколько возрос.

Предполагается, что эффективность и полное подчинение было обусловлено:

  1. Постоянными воинскими тренировками.
  2. Введением системы поощрений за успехи в «ратном деле».
  3. Жёсткие наказания за провинности.

Стоит отметить, что речь идёт о «бронзовом веке», так что всё вооружение и броня выполнялись из этого материала. Во всяком случае, у египетской армии. Противники не всегда были оснащены даже этими «новинками» вооружения.

Как умер Тутанхамон?

Смерть большинства правителей Древнего Египта не вызывает у общественности особого интереса. За одним исключением и имя ему - Тутанхомон. И прежде чем перейти к его смерти, стоит сказать пару слов о жизни царя:

  • В 10 лет взошёл на престол.
  • Правил 9 лет.
  • Восстановил культ старых богов.
  • Справлялся с противоречиями двух религий.
  • Не принимал непосредственного участия в военных кампаниях, что не мешало войску, под предводительством приближенных лиц, одерживать победы.

А вот умер фараон в возрасте 19 лет, при невыясненных обстоятельствах. На теле правителя были обнаружены:

  1. Переломы рёбер.
  2. Множественные повреждения грудной клетки.
  3. Травмы головы.
  4. Переломы верхних конечностей.

Самая распространённая версия - гибель во время охоты . Молодой фараон выпал из колесницы и попал под колёса, что и привело к множественным повреждениям.

Неврологи высказывают мнение, что возможно гибели поспособствовала эпилепсия, которая могла возникнуть из-за частого кровосмешения. На протяжении многих столетий фараоны предпочитали брать в жёны только своих сестёр, дабы «не разбавлять» божественную кровь.

Как хоронили фараонов?

Подготовка к похоронам начиналась ещё при жизни правителя:

  • Возводился монументальный некрополь - пирамида.
  • Сразу после смерти тело фараона подвергалось бальзамированию.
  • Извлекались внутренние органы, дабы избежать процессов гниения.
  • Тело обрабатывалось специальными бальзамами и растворами.
  • Труп оборачивали бинтами, дабы замедлить процесс разложению и перекрыть доступ воздуха к плоти.
  • На церемониальной ладье тело фараона доставлялось к подножию пирамиды.
  • Внутрь святилища заходили лишь жрецы и их приближённые лица.
  • После проведения всех церемоний гробница опечатывалась.

Сама погребальная церемония дошла до нас в неполном виде и по большому счёту состоит из набора ритуалов и заклинаний, которые, по мнению жрецов, должны были провести владыку в загробную жизнь.

Как и все язычники, древние египтяне оставляли рядом с прахом фараона вещи, которые должны были пригодиться ему «на том свете». Именно эти реликвии на протяжении тысячелетий привлекали «охотников за сокровищами».

Жизнь Египетского правителя

По большому счёту, фараоны жили как посланники богов на земле:

  1. К общению с ними допускался лишь ограниченный круг людей.
  2. Прислуживали царям дети жрецов.
  3. К правителям относились как к непосредственному продолжению божественной воли.
  4. Фараон имел право получить всё, что ему захочется в пределах своих владений.
  5. Власть царя была абсолютной, её не ограничивал никакой свод правил или законов.
  6. Подобно крестьянам, фараоны могли страдать от инфекционных заболеваний. Хоть они и получали наилучшее, по тем временам, медицинское обслуживание, но это была медпомощь образца 2-3 тысячелетия до нашей эры.
  7. Были центральными фигурами религиозного культа.

Но на самом деле картина была не столь радужной, как может показаться на первый взгляд. Царю приходилось придерживаться ритуалов, сформировавшихся за всё время существования династии. Участие в религиозных обрядах было одним из обязательных моментов, ведь так постановили сами боги.

Мода на мумии и пирамиды уже прошла, но до сих пор многие люди интересуются, как жил фараон в Древнем Египте и могли ли египтяне самостоятельно построить одно из чудес света. Археология даёт нам ответы лишь на часть вопросов, кое-что остаётся на откуп фантазии.

Видео о временах правления Тутанхамона

В данном ролике будут описаны все интересные факты о жизни фараонов в Древнем Египте: