Все о тюнинге авто

Суды общей юрисдикции их система и структура. Система судов общей юрисдикции в РФ (структура, подведомственность и подсудность). Суды общей юрисдикции: понятие, задачи и система

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся 1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);2. районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);3. мировые судьи.Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, осуществляя наибольший объем судопроизводства.

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи . Формально являясь судами субъектов, они, тем не менее, осуществляют правосудие от имени РФ и финансируются за счет федерального бюджета. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФКЗ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

1. уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч руб;

4. другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением:

Всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.);

О лишении и ограничении родительских прав;

Об усыновлении (удочерении) ребенка;

О признании брака недействительным;

5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением:

Дел о наследовании имущества;

Дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

6. дела об определении порядка пользования имуществом;

7. дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи.

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.


Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков , которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен.

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являютсясуды общей юрисдикции города или районав формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» - районный суд.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе , территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд).

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. В компетенцию районного суда входит:

I. осуществление правосудия, а именно :

1. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в первой инстанции;

2. пересмотр в апелляционном порядке решений мирового судьи;

3. пересмотр дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

II. Реализация иных видов судопроизводства, а именно:

1. рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

2. вынесение решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста или залога, а также – о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

3. осуществление судебного контроля на основании положений Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.;

4. вынесение судебных решений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действия, нарушающих конституционные права и свободы граждан;

5. обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

1. дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей,

2. апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

3. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.).

Судебные коллегии суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатель суда общей юрисдикции субъекта РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также - по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так, в первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам рассматривает:

1. гражданские дела, связанные с государственной тайной,

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права и свободы граждан;

3. дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности региональных отделенный политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

4. дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

5. дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

5. дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6. дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Подсудность уголовных дел , рассматриваемых судами общей юрисдикции субъектов РФ, установлена ч. 3 ст. 31 УПК в виде перечня дел о преступлениях, предусмотренных конкретными статьями УК РФ. В частности, к ним относятся дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), о похищении человека с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 126 УК РФ), об изнасиловании с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 131 УК РФ) и о некоторых других, как правило, тяжких преступлениях.

Кроме того, судебные коллегии рассматривает:

1. в качестве суда апелляционной инстанции дела:- по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;- по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;2. в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Судьи (в том числе председатели, заместители председателя) судов города, района или субъекта Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего уровня.

Кроме территориальных судов, к судам общей юрисдикции относятся военные суды, которые вошли в судебную систему РФ в 1999 году, сменив военные трибуналы, которые все время своего существования функционировали обособленно и не входили в единую судебную систему страны. 23 июня 1999 г. был принят ФКЗ «О военных судах РФ», который определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

В компетенцию военных судов входит рассмотрение следующих категорий дел:

1. гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2. дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Кроме того, военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Система военных судов на территории РФ построена не по территориальному, а по функциональному принципу, то есть военные суды дислоцируются по месту нахождения территориальных единиц органов военного управления - гарнизонов и военных округов (флотов).

Первым (основным) звеном военных судов является гарнизонный военный суд . Он создается на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Судом второго (среднего) звена подсистемы военных судов является окружной (флотский) военный суд в составе председателя, его заместителей, других судей. В нем образуется президиум, а также могут быть созданы судебные коллегии и (или) судебные составы. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Военная коллегия Верховного Суда РФ – суд высшего звена для военных судов. Она организационно входит в состав Верховного Суда РФ.

К судьям военных судов предъявляются те же требования, что к судьям других судов общей юрисдикции. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

    Мировые судьи

    Районный суд

    Суды субъектов РФ

    Верховный Суд РФ

    Военные суды

Мировые судьи

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

    иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

    дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

    дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

    дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Районный суд

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

    рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

    рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

    рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

    рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

    о продлении срока содержания под стражей;

    помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    производстве личного обыска;

    производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

    наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    временном отстранении обвиняемого от должности;

    контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Состав суда. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. №1. систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: «Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные ссуды и специализированные суды». Как видно, система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеральному устройству, административно-территориальному и военно-административному делению России. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции, в теории предложено использовать термин «судебное звено». Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно и тоже место в судебной системе, иными словами, они являются судами одного и того же звена судебной системы. Федеративное устройство и административно-территориальное деление России имеет три звена: Федерация, субъект и район. Соответственно мы имеем три судебных звена системы федеральных судов общей юрисдикции: районный (городской) суд, суд субъекта РФ и Верховный суд РФ. В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.Суды первой инстанции рассматривают и разрешают граждански, уголовные дела по существу. Суды апелляционной инстанции (районные суды) пересматривают решения мировых судей на основе нового судебного разбирательства с вынесением нового решения по существу. Суды кассационной инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой инстанции, вступивших в законную силу.

Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание «иных дел», что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции. В приведенной статье Конституции РФ сформулирована другая важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов. Это положение давно вызывает споры среди специалистов, многие из которых усматривают в надзоре скрытое нарушение независимости судов. Однако для таких подозрений нет достаточных оснований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя естественный для любого такого органа пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

Средним звеном судов общей юрисдикции являются суды, функционирующие на уровне территорий субъектов Федерации. Наименование этих судов соответствует правовому статусу субъекта - Верховные суды республик, краевые, областные, окружные, городские (только в Москве и Санкт-Петербурге). Суды субъектов РФ - краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Место этих судов в судебной системе общей юрисдикции определено федеративным устройством Российской Федерации Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М.: «Былина», 2002. с.36.. Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам они уполномочены осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь, суды субъектов федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.

Военные суды входят в судебную систему российской Федерации, являются федеральными судами, осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981 г., федерального закона 1994 г. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Районный суд - федеральный суд общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе или городе Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. с. 154.. Один суд может быть создан на район и город. Районный суд может быть создан на территории, не совпадающей с пределами административного района. К районным судам по правовому положению приравнивается городские, межмуниципальные, окружные суды. Народные суды (районные, городские, межмуниципальные) являются низовым звеном судебной системы судов.

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст.118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особо тщательно приходится примерять «чужие одежды» судам общей юрисдикции как наиболее преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

С распадом СССР Россия стала самостоятельным независимым государством, которая могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем всенародного референдума, закрепила состояние Российской Федерации из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (глава VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти - защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из шести звеньев:

  • - Верховный Суд РФ;
  • - Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;
  • - районные суды;
  • - военные суды;
  • - специализированные федеральные суды;
  • - мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в силу 14 января 1998 года.

Полномочия мировых судей определены Законом РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура ныне действующего Верховного Суда: пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, кассационная палата.

Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному в свою очередь на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Пленум Верховного суда действует в составе председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько судей, а всего Президиум действует в составе 13 судей.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей.

Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 1

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.2 В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных.

Описывая судебную систему РФ, мы исследуем ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени судебной иерархической лестницы.

Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел. Они выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам. Пересмотр дел в надзорном порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд наиболее опытных судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке - вступившие в законную силу.

Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам можно определить, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой судья, либо выносит новый.

В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 1 указанного закона говорит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ и устанавливается федеральным законом (ст.4).

Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом федерации, но не менее, чем на 5 лет.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи будут рассматривать также все дела об административных правонарушениях.

Дела, которые предстоит рассматривать мировым судьям, несложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Для населения же и для каждого конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, будут ощущаться как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы: гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

Уже названные категории дел свидетельствуют о том, какую важную роль в жизни общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя обретению или сохранению состояния социальной стабильности праведным решением (и поэтому судья - мировой).

Делопроизводство мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для любого гражданина.

Предполагается, что аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь как служащий государственной категории «В» должен иметь средне-специальное образование. 1

Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов.

Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

Военные суды под таким названием стали действовать с 21 апреля 1992 года после упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему РФ. Новый закон «О военных судах Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен Советом Федерации.

Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий на правах Военного суда округа военный суд Ракетных войск стратегического назначения.

Военные суды рассматривают:

  • - уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;
  • - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
  • - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Решения Военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. Если в 1993 году с такими жалобами в военные суды обратилось около 3 тысяч военнослужащих, то в 1998 году - свыше 42 тысяч. В военные суды обращаются все категории военнослужащих.

Изложенная тема с указанием различных особенностей отдельных судов предоставляет возможность дать определение судебной системы в Российской федерации: Авторы, исследующие проблемы судебной власти и судебной системы, дают разные определения последней.

Судебная система - это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти.

На взгляд автора, судебную систему Российской Федерации следует определять, учитывая, что независимая судебная власть, которую представляют суды, это одна из самых основных, даже ни с чем не сравнимых ценностей, необходимых каждому и всему нашему обществу в целом. Ценность еще не осознаваемая большинством населения из-за отсутствия разъяснения значения права, значимости полноценной независимой судебной власти.

Россия практически весь период своего исторического развития, рождаясь в неописуемых и до конца не описанных муках, выстрадала право иметь судебную власть. И вот в главе 7 Конституции России было обозначено и закреплено ее рождение.

Россия сейчас больше, чем другие страны, нуждается в постижении сути и смысла доктрины разделения властей и независимости суда. Крупная российская конституционная инициатива, возможно, является первой в истории нашей страны.

Независимая судебная власть должна иметь и органы реализующие ее функции, также независимые друг от друга внутри своей системы и это важно подчеркнуть. Не будет суд и судьи независимыми, если они будут оглядываться на то, как оценят их деятельность вышестоящие суды. Процессуальная связь между судами по конкретным делам - это обязательная, предусмотренная законом процедурность, обеспечивающая в конечном счете получение решения, характерной особенностью которого будет истинность, т.е. установление несомненного, непререкаемого положения, закрепленного в акте судебной власти. Да, разделение властей предполагает независимость и самостоятельность каждой ветви государственной власти друг от друга. Но судебная власть не сможет быть уравновешивающим началом, если она не будет действовать уверенно на основе внутреннего разумения, на основе высоконравственного профессионализма, скрепленного Законом. И каждый судья, каждый судебный орган должен вершить суд так, чтобы было ясно: он является законодателем по конкретному делу. Ведь решение суда - это закон по конкретному делу, спору, ситуации. Как показывает практика, более 95 % судебных актов (решений, приговоров, судебных приказов, постановлений) не обжалуются сторонами и участниками процесса. Это означает, что на каждом конкретном участке перед лицом населения судебная власть в подавляющем большинстве выносит непререкаемые решения. Мировой судья - являющийся первым звеном в судебной иерархии, тем более должен иметь, проявлять и демонстрировать свою независимость, что утверждает авторитет судебной власти. Подавляющее число населения России должно находить правду, и познать полноту справедливости не на верхней иерархической ступени судов, а внизу - на самой первой ее ступени.

Всякий суд, предусмотренный Конституцией РФ и действующий на основе Конституции, конституционных федеральных и федеральных законов, является государственным органом судебной власти и существляет ее от имени государства. Судебная власть проявляется также в обязательности исполнения судебных актов.

Судебная власть занимается правоприменительной деятельностью не только в форме правосудия. Реализуя предусмотренную Конституцией РФ функцию судебного контроля, судебная власть обладает реальной возможностью не применять юридические акты, которые носят не правовой характер и из правового явления (формы выражения права) превращаются в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.

С учетом изложенного, предлагается следующее определение судебной системы в Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации - это совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, применяющих одни и те же материальные законы и подчиняющиеся инстанционному согласованному законодательству.

Одна из ветвей судебной власти, в компетенцию которой входит рассмотрение всех уголовных дел, а также гражданских дел и дел об административных правонарушениях за исключением дел, подсудных арбитражным судам, (ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ») именуется судами общей юрисдикции.

Все суды общей юрисдикции представляют собой систему судов. Согласно части 1 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (все перечисленные в данном пункте суды закон объединяет общим наименованием – районные суды);

4) военные суды;

5) специализированные суды.

В соответствии с частью 3 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Поскольку (в дальнейшем это будет показано) основными звеньями системы судов общей юрисдикции выступают нижестоящие звенья, полагаем, что в методических целях, называя суды, следует начинать перечисление с мирового судьи. Таким образом, к судам общей юрисдикции относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов федерации, военные суды и Верховный Суд РФ.

Военные суды – это также суды общей юрисдикции. Иногда военные суды противопоставляются судам общей юрисдикции, что неправильно по существу. Позволительно условно говорить лишь о гражданских и военных судах общей юрисдикции.

Можно дать следующее определение системе судов общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции – это возглавляемая Верховным Судом РФ совокупность судов (федеральных и местных), связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Схематично система судов общей юрисдикции может быть представлена следующим образом:

В основу построения и функционирования системы судов общей юрисдикции положены три основополагающих принципа .

1. Единство системы судов общей юрисдикции.

Признаками единства системы общих судов являются: а) объединение всех судов высшим судебным органом – Верховным Судом РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ (ст. 126) и ФКЗ «О судебной системе РФ» (ч. 1. ст. 19); б) наличие одинаковых по своей правовой сущности связей между ее выше- и нижестоящими звеньями как по линии гражданских, так и по линии военных судов. Решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу, обжалуются в вышестоящий суд в апелляционном порядке. Это характерно для взаимоотношений всех звеньев.

Проверка законности и обоснованности вступивших в силу решений также производится по единым правилам. Указания областного суда, отменившего решение районного суда, в той же мере обязательно для последнего, что и указание Верховного Суда РФ для областного или окружного военного суда для гарнизонного; в) отсутствие организационно изолированных друг от друга судов, управомоченных рассматривать только уголовные, гражданские дела или дела об административных правонарушениях. В настоящее время в многосоставных судах практикуется специализация судей. Однако юридически каждый судья вправе рассматривать любую категорию дел; г) осуществление контроля за деятельностью мировых судей федеральными судами. Несмотря на организационную специфику формирования института мировых судей (это – суды субъектов федерации), процессуальный порядок пересмотра принятых ими решений не отличается от порядка пересмотра судебных решений, принимаемых другими судами. Мировые судьи «встроены» в общую государственную судебную систему, являются ее частью. В этом смысле у нас нет отдельных систем федеральных судов и судов субъектов федерации, система судов общей юрисдикции единая.

Единство судебной системы обеспечивает единство судебной практики при рассмотрении соответствующих категорий дел.

2. Соответствие административно-территориальному делению страны при учете ее федеративного устройства.

Органы судебной власти созданы в каждом субъекте федерации и практически в каждом административном районе (ст.ст. 24, 32 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»). Это обеспечивает максимальный доступ населения к правосудию, поскольку суды приближены к месту проживания граждан. То обстоятельство, что в последнее время происходит укрупнение судебных районов (один суд создается на территории двух административных районов, имеющих общую границу, т.е. фактически создаются межрайонные суды), принципиально ситуацию не меняет. Укрупнение необходимо для оптимального использования штатов судей. В каждом судебном районе работает как минимум один мировой судья, в крупных районах имеется несколько судебных участков мировых судей. В республиках реализованы те же самые подходы к организации судебной власти, что и в других регионах. Решения верховных судов республик подлежат пересмотру в Верховном Суде РФ по тем же правилам, что и решения судов иных субъектов федерации. Поэтому построение органов судебной власти реализовано, скорее, как в унитарном, чем федеративном государстве. В этом особенность. Федеративное устройство проявляется в наименовании высших судебных органов республик, отчасти в наличии в субъектах федерации мировых судей и в некоторых других принципиально не влияющих на ситуацию признаках.

Федеральные суды составляют основную часть судебных органов. Подавляющее большинство уголовных и более половины гражданских дел подсудны только федеральным судам. Решения и приговоры мировых судей подлежат пересмотру федеральными судами. Мировые судьи являются судами субъектов федерации, однако вопросы их компетенции и принципиальные положения порядка формирования определяются федеральным законодательством.

Обоснованным исключением из рассматриваемого принципа является организация военных судов. Дислокация Вооруженных Сил не всегда совпадает с административно-территориальным делением страны. Воинские подразделения в силу международных соглашений могут находиться за пределами территории государства. Военные суды в связи с этим организованы в соответствии со структурой Вооруженных Сил.

Принципы единства системы судов общей юрисдикции и соответствия ее построения административно-территориальному делению страны при учете федеративного устройства делают судебную систему достаточно сильным гарантом целостности российского государства.

3. Нижестоящие звенья (районные суды и мировые судьи) – основные звенья системы судов общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Верховный Суд РФ, а ниже, к расширяющемуся основанию, расположены суды каждого из субъектов федерации, районные суды и, далее, мировые судьи. Чем ниже уровень суда, тем больше их количество. Это обстоятельство организационно способствует доступу населения к правосудию. В этих же целях, а также для обеспечения защиты интересов граждан последовательно в каждом из судов, входящих в систему, законодатель практически все (за небольшим исключением) уголовные и гражданские дела относит к подсудности районных и мировых судов. Таким образом, «вход» в систему судов общей юрисдикции осуществляется через основание пирамиды. Основную массу дел рассматривают районные суды (примерно 50-55%) и мировые судьи (примерно 40-45%). Участники судопроизводства имеют право обжаловать принятое решение в установленном порядке сначала в суд, непосредственно стоящий над судом, принявшим решение, затем, в следующее звено, и, наконец, в Верховный Суд РФ. Наличие иерархически выстроенной системы судов (вышестоящий суд контролирует качество осуществления правосудия нижестоящим судом) обеспечивает доступ к правосудию и своевременное устранение судебных ошибок. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью всех нижестоящих судебных звеньев, определяет судебную политику по относящимся к компетенции судов общей юрисдикции делам.