Все о тюнинге авто

Уполномоченный по правам ребенка чем занимается. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации: деятельность и обязанности детского омбудсмена. Юридическая студия Ксении Пак

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации . Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Полномочия федерального уполномоченного

Указ Президента № 1518 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка” дает следующие возможности федеральному представителю:

  • делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти , организации и официальным лицам Российской Федерации;
  • свободно посещать органы власти, организации, ;
  • самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти , а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  • уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  • в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения , получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах .

Задачи региональных омбудсменов

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  1. Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод граждан .
  2. Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.
  3. Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка .
  4. Мониторинг текущей ситуации с соблюдением ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  5. Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.

Полномочия региональных омбудсменов

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами - в зависимости от организационно-правового статуса.

Деятельность омбудсмена

Кроме детских омбудсменов, права представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  • комиссия по делам несовершеннолетних - защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  • органы опеки и попечительства - следят за благополучием в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений , граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку , в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка ;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав , закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения - несовершеннолетних лиц. При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность интересов детей.

Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Защита прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка - это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.

Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.

Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.
С сайта advokat-malov.ru

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  • Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
  • Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
  • Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
  • Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
  • Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
  • Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
  • Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).

«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка - человеческого существа в возрасте до 18 лет, - на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября - день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, - ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

  • право на жизнь и здоровое развитие;
  • право на имя;
  • право на гражданство;
  • право знать своих родителей;
  • право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
  • права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения - как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).

Государства - участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

  • ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  • ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
  • каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).
С сайта minjust.ru

В этой статье вы узнали, что такое защита прав ребенка. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов

Гражданин России, даже если он несовершеннолетний, обладает общими правами, перечисленными в законодательстве. И хотя из-за возраста он не все из них может осуществлять, но его базовые права должны защищаться так же, как и у взрослого. К тому же в законодательстве предусмотрены и некоторые особые права именно для детей. Как общие права ребёнка, так и особые защищают родители или опекуны, а также государственные органы: служба опеки, прокуратура, суд и другие.

Но есть и ещё одно важное звено: уполномоченный по правам ребёнка – такая должность существует в РФ как на федеральном, так и на местном уровне. Он имеет целый ряд возможностей, чтобы влиять на положение детей как в общем, на уровне законодательства, так и помогать в отдельных случаях.

На базовом уровне права ребёнка, как и других граждан РФ, обеспечиваются Конституцией, а также Семейным кодексом, нормативными актами субъектов РФ, и другими документами. Помимо этого, их защищают международные декларации и конвенции – такие как Конвенция ООН о правах ребёнка и другие.

Об уполномоченном по правам ребёнка подробнее сказано в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где ему посвящена статья 16.1, в которой указывается, что уполномоченный при президенте РФ призван защищать интересы несовершеннолетних, а его полномочия очерчиваются президентскими указами. Кроме того, в регионах могут также учреждаться аналогичные должности.

Дополнительная информация

Должность омбудсмена по правам детей нужна потому, что уполномоченный по правам человека в силу законодательства менее эффективен в этом вопросе: важную часть его деятельности занимает рассмотрение жалоб, а дети не могут подать и оформить их в соответствии с требованиями.

В октябре 2018 года Президентом на рассмотрение Государственной думы был внесён новый законопроект, посвящённый правовому статусу уполномоченных по правам детей и заполняющий этот пробел в законодательстве. Вероятно, следует ждать, что после доработок он будет принят, и за этим может последовать дальнейшее, более чёткое установление прав и обязанностей детских омбудсменов и в регионах тоже.

Структура и порядок назначения

К сожалению, чёткой структуры уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ нет: есть уполномоченный при Президенте, а также отдельные уполномоченные в регионах, но не в каждом. Назначаются и работают они в соответствии с местным законодательством, там, где оно это предусматривает.

Сам институт вторичен по отношению к уполномоченному по правам человека, из-за чего в некоторых регионах назначение отдельного омбудсмена для детей и считается необязательным. Законодательство в этом отношении не даёт чётких указаний, отмечая лишь возможность существования такой должности на местном уровне, но не её обязательность. В последнее время наметилось определённое оживление в этой сфере, и, возможно, вскоре последует расширение федерального законодательства, поскольку в настоящий момент эта сфера практически целиком отдана на откуп регионам.

На федеральном уровне

Уполномоченный при Президенте назначается главным лицом страны, после чего наделяется неприкосновенностью. До тех пор, пока федеральный омбудсмен не потеряет свою должность, его нельзя будет отправить под арест или даже обыскивать. Он призван оказывать влияние на законодательство в сфере прав несовершеннолетних, а также помогать и в отдельных ситуациях.

В регионах

В некоторых субъектах также имеются собственные омбудсмены, имеющие приблизительно схожий объём полномочий, но действующих лишь на местном уровне. Назначаются они по местному законодательству, им же определяется порядок назначения и объём полномочий.

Вследствие этого от региона к региону то и другое может в значительной мере различаться. Так, омбудсмены могут быть:

  • Частью системы исполнительной власти, если их назначение происходит по указу губернатора или главы республики.
  • Назначаться законодательным органом субъекта Федерации, и тогда они работают более независимо от исполнительной власти.
  • Быть депутатами местных законодательных органов, назначенными в соответствии с законами региона в качестве уполномоченных – а значит, они будут сочетать возможности депутатов и омбудсменов.
  • Быть заместителями уполномоченного по правам человека в регионе либо состоять в его штабе и отчитываться перед ним.
  • Работать на общественных началах – то есть вообще не быть частью структуры власти. Такого рода омбудсмены могут заниматься даже не регионом, а отдельным городом.

Во всех этих случаях, как видно, специфика работы омбудсмена по правам несовершеннолетних будет различаться, иногда значительно. Будучи депутатом, он имеет возможность свободно вносить законы в Законодательное собрание региона, а, работая на общественных началах, он в некоторых случаях может иметь очень ограниченные возможности. Различается, соответственно, и степень автономности от местной власти, и объём полномочий, предусмотренный местными законами.

Основные задачи

На федеральном уровне в задачи детского омбудсмена входит:

  • Контролировать соблюдение закона по отношению к несовершеннолетним.
  • Выявлять нарушения по отношению к малолетним детям и обращать на это внимание государственных органов, чтобы выявленные нарушения были скорейшим образом устранены.
  • Чтобы снизить число этих нарушений, уполномоченный должен также вести юридическую деятельность, обобщая уже имеющуюся в стране юридическую практику и предлагая новые нормы, которые впоследствии могут быть применены в законодательстве – для этого он может привлекать специалистов-юристов с выплатой им гонорара.

Обратите внимание!

Подать жалобу омбудсмену вправе даже лица, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся в следственном изоляторе, проходящие лечение в психиатрической больнице.

На региональном уровне основные задачи, стоящие перед уполномоченным, обычно примерно совпадают с федеральным, и ключевая разница будет состоять в том, что региональный омбудсмен выполняет их лишь в одном субъекте. Однако, зачастую есть и региональная специфика, ведь задачи и полномочия устанавливаются местными законами. Разберём те и другие на примере уполномоченного по Новосибирской области. Его задачи таковы:

  • Защищать права несовершеннолетних.
  • Содействовать их скорейшему восстановлению при нарушениях.
  • Прилагать все усилия для улучшения местного законодательства в этом направлении.
  • Проводить правовое просвещение в сфере – это важно, чтобы граждане понимали, какими именно правами наделён ребёнок, и не нарушали их либо могли отстаивать при нарушениях.
  • Принимать участие в сотрудничестве между регионами, содействующем защите прав и интересов детей.
  • Информировать граждан о том, каково положение в сфере защиты прав ребёнка в регионе, о собственной деятельности и её результатах.

Полномочия

Чтобы выполнять задачи, которые перед ними ставятся, омбудсмены наделяются рядом полномочий. Федеральный уполномоченный имеет право:

  • Беспрепятственно наносить визиты во все государственные и муниципальные органы, так или иначе, связанные с его сферой деятельности.
  • Инициировать проверки либо же проводить их собственными силами, чтобы установить, нет ли каких-либо нарушений прав детей.
  • Вносить предложения с тем, чтобы усовершенствовать любую процедуру, касающуюся прав ребёнка.
  • Аналогично он может делать предложения и относительно совершенствования законодательства.
  • При необходимости запрашивать документы и иные сведения в федеральных и местных органах власти, а также организациях, у должностных лиц.
  • Чтобы эффективнее работать над внесением в законодательство поправок, омбудсмен имеет право привлекать специалистов, создавая из них экспертные группы либо советы. Привлекаться к работе могут и негосударственные организации.
  • Если ему удалось выявить нарушение, то он должен обратиться в прокуратуру или суд, чтобы лица, допустившие его, были наказаны, а само нарушение пресечено.

Даже если в регионе или стране действует режим чрезвычайного положения, омбудсмен всё равно сохраняет все свои полномочия.

Осуществление деятельности

В рамках очерченных полномочий омбудсмены и должны выполнять поставленные перед ними цели, на что и направляется их рабочая деятельность. В её ходе проводится:

  • Рассмотрение обращений – это очень важная часть работы уполномоченного, он должен разбирать различные жалобы от граждан и организаций, и предпринимать по ним проверки, а также перенаправлять в другие ведомства для устранения проблем.
  • Проведение проверок и профилактических мер – непосредственная реализация полномочий, которыми он наделён. Для этого он имеет право не только посещать различные учреждения, но также и подробно знакомиться с их работой, получать объяснения от сотрудников.
  • Работа с законодательством – опять-таки, конкретная реализация имеющихся в его распоряжении полномочий.
  • Ведение личного приёма граждан как в собственном кабинете, так и с выездом в другие населённые пункты.
  • Иная деятельность по защите прав несовершеннолетних.

Помимо перечисленного, омбудсмены должны готовить различные доклады, посвящённые затрагиваемым в ходе их деятельности вопросам, а также её итогам. Например, в обязанности уже упоминавшегося нами представителя в Новосибирской области входят ежегодные доклады местному Законодательному собранию, губернатору, а также специальные доклады уполномоченному по правам человека по отдельным вопросам.

Следует принимать во внимание – хотя омбудсмен и имеет полное право на обращение в суд или внесение в государственные органы законодательных инициатив, но не может подменять собой специализированные организации, такие как суды, органы опеки, законодательные и так далее. Его роль в первую очередь состоит именно в том, чтобы своевременно поднимать проблемы, чтобы те затем были устранены уже другими лицами, выполняющими соответствующую роль в государственном аппарате.

В целом институт уполномоченного характеризуется несколько размытым статусом и полем деятельности, иногда эта должность может политизироваться. А из-за отсутствия чётко прописанных законодательных рычагов нередко омбудсменам в работе приходится опираться на авторитет должностных лиц, указами которых они назначены, – в первую очередь это губернаторы и главы республик. Это негативный фактор, поскольку так они ставятся в зависимость от исполнительной власти, чего быть не должно для более успешного осуществления функций, но не в условиях, когда оно невозможно без помощи исполнительной власти.

Порядок обращения

Можно записаться на личный приём к омбудсмену, обратиться, когда он сам приезжает в ваш город, либо самый простой вариант – подать обращение через официальный сайт –

Не стоит думать, что обращения через интернет будут проигнорированы: все они в обязательном порядке рассматриваются, и на них даётся ответ. Параллельно жалобе омбудсмену, можно также обращаться и в другие инстанции, одновременно можно подавать обращения к уполномоченному в регионе и федеральному.

Но не все жалобы омбудсмен может рассматривать: даже федеральный не вправе рассматривать протесты против решений одной из палат парламента либо законодательных органов субъектов РФ.

Стоит выделить, что к уполномоченному дети могут обращаться лично, для этого не требуется, чтобы совершеннолетние лица выступали посредниками, как при обращениях к различным чиновникам, и это также в значительной мере определяет особенность данной должности. А то, что она востребована, подтверждается большим числом обращений.

Срок давности составляет год с нарушения, или же с момента, когда заявитель узнал о нём – пожаловаться нужно до его истечения, иначе вопрос рассматриваться не будет.

После того как жалоба получена, омбудсмен может:

  • принять её;
  • отказать в приёме с объяснением причин;
  • разъяснить, каким образом заявитель может отстоять свои права;
  • передать жалобу той инстанции, к компетенции которой относится её рассмотрение.

О том, какое решение принято, заявителя нужно поставить в известность в течение десяти дней.

Несмотря на все разбиравшиеся в статье проблемы, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации – важный элемент в защите прав несовершеннолетних. От таких контролирующих органов, как прокуратура, он отличается тем, что сосредоточен на одном вопросе, к тому же самим детям можно обращаться к нему за помощью. Также охватываемый им круг вопросов шире, чем у органов опеки и попечительства. В результате не возникает сомнений в нужности этого института, но пока что законодательная база для его функционирования не до конца сформирована.

Вам это будет интересно

Наша компания «РОСТЮРИСТ» располагает опытными специалистами в области семейного права, за плечами которых – множество дел по вопросам защиты детей. Когда родители слишком заняты выяснением отношений и разводом, больше всех при этом страдают дети.

Мы оказываем комплексную правовую помощь, в ходе которой:

  • защитим имущественные интересы ребенка при бракоразводном судебном процессе;
  • сопроводим дела по усыновлению ребенка и лишению родительских прав;
  • соберем доказательную базу для признания отцовства;
  • позаботимся об интересах ребенка при заключении договоров, предметом которых является недвижимое имущество;
  • предоставим консультацию по гражданскому или уголовному судопроизводству, в которых фигурирует ребенок;
  • поможем в решении семейных споров в случае, если один из родителей проживает в другой стране;
  • обеспечим несовершеннолетнему правильное с правовой точки зрения вступление в наследство.

Департамент-комитет по защите прав детей

Любой человек наделен от рождения неотчуждаемыми правами, защита которых обеспечивается государством. Ребенок является самостоятельной личностью, которая имеет право на семью и отношения с родственниками. К сожалению, обеспечить такую возможность становится намного труднее при разводе родителей ребенка, которые желают ограничить его от общения со вторым супругом. Функция защиты прав детей заключается в том, чтобы им были обеспечены комфортные условия для взаимодействия со всеми близкими ему людьми.

Центр защиты прав и интересов детей

Кроме права на семью, каждый ребенок обладает правом на:

  1. имя, фамилию и отчество;
  2. обладание законным имуществом, которое принадлежит ему;
  3. получение медицинской помощи и образования;
  4. выражение собственного мнения;
  5. свободный выбор родителя, с которым он хочет проживать после расторжения брака.

Если хотя бы в одном из прав ребенок был ущемлен, то это является поводом для восстановления такого права в судебном порядке. Ввиду наличия многих спорных моментов лучше прибегнуть к помощи профессионального юриста.

Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Связаться с нами можно по контактным номерам или путем заполнения онлайн-заявки.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей

1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.

Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы

1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.

2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.

4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:

1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Электронный текст документа