Все о тюнинге авто

Состав, порядок формирования и срок полномочий судей конституционного суда российской федерации. Порядок наделения полномочиями Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда РФ. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ Кто избирае

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Президент РФ не связан этими предложениями и вправе предложить Совету Федерации любую кандидатуру, отвечающую требованиям закона.

Мнения ученых

Формирование судейского корпуса органа конституционной юстиции имеет политическую окраску, влияющую на степень независимости суда. Особенно это заметно, когда право назначения судей монополизировано одним органом власти.

Законодательство в части формирования Конституционного Суда РФ претерпело существенную эволюцию: от полной монополии парламента в назначении всего состава Конституционного Суда РФ до скромного утверждения кандидатур (даже безальтернативных), предложенных Президентом РФ. Очевидна разная значимость полномочий на выдвижение кандидатуры и ее утверждение. Утвердить можно только того, кого выдвинули, поэтому вариант паритетного назначения судей различными ветвями власти в большей степени обеспечивает сбалансированность состава органа конституционной юстиции и соответствует принципу разделения властей .

К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, высокая квалификация в области права.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ Совет Федерации рассматривает в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Свое решение Совет

Федерации оформляет постановлением. После принятия решения Советом Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ Президент РФ не позднее одного месяца со дня открытия вакансии представляет кандидатуру на место выбывшего судьи. Данная кандидатура утверждается на заседании Совета Федерации большинством голосов.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, однако на Председателя Конституционного Суда РФ это правило не распространяется.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, назначаемых в таком же порядке, как и Председатель. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Председателя или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Это интересно

Согласно ранее действовавшей редакции ФКЗ о Конституционном Суде Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судью- секретаря избирали на три года сами судьи Конституционного Суда из своего состава, последовательно и на закрытом пленарном заседании. С изменением Закона процедура назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителей была уравнена с порядком получения своих постов председателями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их заместителями.

Порядок прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда и его заместителей ранее тоже был другим. Старая редакция ст. 23 закрепляла возможность инициации процедуры досрочного освобождения от должности Председателя или его заместителя не менее чем пятью судьями Конституционного Суда. Основания для такой инициативы - недобросовестное исполнение ими своих обязанностей либо злоупотребление своими правами. Окончательное решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимал Конституционный Суд большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ:

  • 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
  • 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях;
  • 3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;
  • 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата;
  • 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ;
  • 6) издает приказы и распоряжения.

На судей Конституционного Суда РФ распространяются права, обязанности, гарантии и запреты, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с учетом особенностей, определенных ФКЗ о Конституционном Суде.

  • См.: Нарутто С. В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения встатусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011. № 9. С. 12.

Председатель Конституционного суда РФ:

  • 1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  • 2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  • 3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  • 4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  • 5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения. 1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 23 2

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

  • 1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
  • 2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;
  • 3. Участвует в пленарном заседании;
  • 4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

  • 5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
  • 6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

  • 2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • 2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • 3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • 4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
  • 5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
  • 6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
  • 7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;
  • 8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1 § 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации 3

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации " Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Конституционный Суд РФ - орган правосудия .

Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом РФ специфично, так же как и его полномочия.

7) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами , предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка, конституционного судопроизводства и другими принципами.

Принцип независимости Конституционного Суда РФ и его судей

Задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган судья Конституционного Суда РФ, если его личность не могла быть известна в момент задержания , после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Его личный досмотр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении него в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

  1. в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  2. судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Конституционный Суд РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его гарантий, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Прекращаются полномочия судьи Конституционного Суда РФ ввиду:

  1. нарушения порядка его назначения на должность, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации";
  2. достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  4. утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  6. совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  7. продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  8. неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  9. признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  10. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  11. объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  12. смерти судьи;
  13. неспособности судьи по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

О прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ Конституционным Судом РФ выносится решение, которое направляется Президенту РФ , в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

В отставку судья уходит, если его полномочия прекращены ввиду:

а) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
б) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
в) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
г) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

Судья Конституционного Суда РФ, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста получает по его выбору пенсию или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

Пребывающий в отставке судья Конституционного Суда РФ обладает также иными правами, составляющими статус судьи, пребывающего в отставке, установленными законодательством Российской Федерации.

Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда РФ средства, которыми Конституционный Суд РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении , является федеральной собственностью . Конституционный Суд РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Законом запрещено какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Принцип гласности

Общее требование принципа гласности о проведении открытого судебного заседания действует и применительно к Конституционному Суду РФ . По общему правилу присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. Так что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ. Если же такого разрешения не получено или запрещено применение вышеуказанных средств, а гражданин не подчиняется законным распоряжениям председательствующего, последнего предупреждают о возможности удаления его из зала. При повторном нарушении порядка в заседании или неподчинении законному требованию председательствующего гражданин удаляется из зала судебного заседания. К тому же он может быть подвергнут штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Не является нарушением данного принципа и право Председателя Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность вещей в личном досмотре.

В ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" отмечено, что лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях заседания Конституционного Суда РФ могут не проходить открыто. Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо:

  • для сохранения охраняемой законом тайны ;
  • обеспечения безопасности граждан;
  • защиты общественной нравственности.

В закрытом заседании рассматривается также вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ. В закрытом совещании происходит и обсуждение (принятие) Конституционным Судом РФ любого итогового решения по делу (п. 6 § 13, § 58 Регламента Конституционного Суда РФ).

Но и в закрытых заседаниях дела рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства . Решения Конституционного Суда РФ провозглашаются публично.

Между тем обычно на закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Иногда решением председательствующего по согласованию с судьями допускается присутствие и иных лиц. Таковыми могут быть другие участники процесса и сотрудники Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающие нормальный ход заседания.

Принцип русского языка конституционного судопроизводства

В отличие от общих правил, составляющих принцип национального языка судопроизводства , в Конституционном Суде РФ судопроизводство всегда и при любых обстоятельствах ведется только на русском языке.

Но и здесь участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Численный состав Конституционного Суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ

  • гражданин Российской Федерации;
  • возраста не менее сорока лет;
  • обладающий безупречной репутацией;
  • имеющий высшее юридическое образование;
  • имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;
  • обладающий признанной высокой квалификацией в области права ;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации .

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Закреплен лишь предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет. Но и он не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Структура Суда, вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда РФ

  1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ;
  2. созывает плановые, а в случаях, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда РФ, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  3. вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  4. поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, адресованного в Конституционный Суд РФ (ч. 1 ст. 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  5. ставит вопрос о замене судьи-докладчика (п. 1 § 32 Регламента Конституционного Суда РФ);
  6. подписывает протокол заседания Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  7. представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями , по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  8. для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы (п. 3 § 3 Регламента Конституционного Суда РФ);
  9. представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда РФ проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  10. направляет судей в служебные командировки (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  11. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ, структуру (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), численность и штатное расписание аппарата (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);
  12. при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе выступает или представляет доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации (абз. 4 ч. 1 ст. 264.11 Бюджетного кодекса РФ);
  13. издает приказы и распоряжения (ст. 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права :
  14. с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность , а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре (ч. 2 ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации");
  15. принимать участие в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации);
  16. взаимодействовать с Правительством РФ , разрабатывающим проект федерального бюджета в части финансирования судов (ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации");
  17. на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
  18. при возникновении такой необходимости вносить Президенту РФ представление о предоставлении государственной охраны отдельным государственным служащим Конституционного Суда РФ (ст. 9 Федерального закона "О государственной охране");
  19. реализовывать иные предусмотренные законом полномочия.

Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей. Каждый из таковых вправе (обязан):

1) требовать созыва заседания Конституционного Суда РФ (п. 2 § 1 Регламента Конституционного Суда РФ);

2) в случае поступления в Конституционный Суд представления о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Конституционного Суда РФ или о привлечении его в качестве обвиняемого, либо о заключении его под стражу, либо о совершении в отношении Председателя Конституционного Суда РФ следственных и иных процессуальных действий, когда для их совершения в соответствии с законодательством требуется согласие Конституционного Суда РФ, в течение трех часов передать поступившие материалы судьям для предварительного изучения и установить дату заседания для рассмотрения вопроса по поступившему представлению (п. 1 § 12 Регламента Конституционного Суда РФ);

3) осуществлять по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, в том числе:

  • созывать рабочие совещания судей (п. 2 § 2 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • подписывать протокол заседания Конституционного Суда РФ;
  • определять руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ, которые должны обеспечивать достоверность информации о деятельности Конституционного Суда РФ, размещаемой на официальном интернет-портале Конституционного Суда РФ, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации (п. 3 § 70 Регламента Конституционного Суда РФ);
  • временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии их исполнять;
  • выполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ.

4) по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия.

Как Председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Порядок избрания на должность, процедура освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ

9) Отдел по связям со средствами массовой информации - проводит аккредитацию журналистов при Конституционном Суде РФ, помогает представителям СМИ получать нужную им информацию о деятельности Конституционного Суда РФ, создает пресс-релизы к каждому заседанию, осуществляет консультирование журналистов; готовит для судей дайджесты по материалам информационных агентств и подборки публикаций о работе Конституционного Суда РФ;

10) Отдел по приему граждан и работе с письмами - ведет прием посетителей, разъясняет порядок обращения в Конституционный Суд РФ, предоставляет справочную информацию о ходе рассмотрения обращений, осуществляет первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции, передает отвечающие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения подразделениям Секретариата Конституционного Суда РФ или, при явном несоответствии указанным требованиям, сообщает заявителям о несоответствии их обращений этим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации";

11) Отдел по обеспечению делопроизводства - регистрирует поступающие документы, следит за движением дел в Конституционном Суде РФ, ведет прием и отправку корреспонденции.

Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) проверена конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ.

Заключением, в свою очередь, именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства , называются определениями. При том что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает:

  • принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;
  • обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;
  • принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;
  • запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);
  • проведение открытого голосования;
  • подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;
  • подписание итогового решения всеми судьями , участвовавшими в голосовании;
  • право судьи на особое мнение;
  • провозглашение решения, вынесенного по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или решением Конституционного Суда РФ.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит. Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его официального опубликования. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , предприятий , учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

На высокую должность судьи Конституционного Суда назначаются которые имеют большой послужной список в области юриспруденции и незапятнанную репутацию. Помимо этого, кандидат должен обладать необходимыми личностными качествами и отвечать множеству требований.

Подробнее о Конституционном суде

Конституционный суд - осуществляющий Путем конституционного делопроизводства вышеупомянутый орган имеет все права и полномочия для самостоятельного и назависимого осуществления судебной власти.

Полный перечень полномочий и особенности деятельности, а также порядок образования данного судебного органа определяются Конституцией России, а также В составе КС находятся 19 человек. Их назначение происходит путем проведения голосования представителей верхней палаты Федерального Собрания, Совфеда (Совета Федерации) после рассмотрения выдвинутой кандидатуры президентом.

Срок полномочий

Строго регламентированных ограничений по сроку службы полномочия судьи не имеют. Однако существует После достижения гражданином, занимающим данную должность, 70-летнего возраста его полномочия прекращаются в связи с существующим законодательством, однако он продолжает выполнение должностных обязательств до принятия итогового соглашения по делу, слушание которого проходит в обязательном порядке с его непосредственным участием.

Прекращение действующих полномочий происходит в конце месяца, в котором судья достигает предельного возраста.

Существуют исключения. Гражданин продолжит выполнение предписанных должностных обязанностей в том случае, если после его выбытия количество людей, занимаемых должность судей КС, будет менее двух третей от общего количества людей в судейском сообществе и продолжит службу до тех пор, пока на должность не будет назначен новый кандидат.

Ранее пороговый возраст судей составлял 65 лет.

Особенности статуса

Каждый судья РФ имеет определенный правовой статус, что наделяет его перечнем прав, ответственностей и обязанностей, установленных действующим законодательством. Помимо этого, в понятие статуса судьи Конституционного суда РФ заключены гарантии независимости граждан, занимающих данных пост, при выполнении своих обязательств по осуществлению правосудия.

Все граждане, занимающую высокую должность судьи, наделены единым статусом. Главными различиями между ними являются вверенные полномочия и компетенции.

Документы, определяющие статус судьи

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на высокую должность, они становятся обладателями статуса, основы которого задокументированы в ряде документов:

  • в статьях 119-122 Конституции;
  • во второй главе ФКЗ;
  • в положении Закона России о судейском правовом статусе;
  • в Кодексе чести судей РФ.

Последний упомянутый документ устанавливает правила поведения гражданина, занимающего должность судьи, не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и во время неслужебной деятельности. Помимо этого, в Кодексе изложены нормы поведения для членов судейской семьи и для граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе (в отставке), но за которыми сохраняются звание и принадлежность к сообществу судей.

"Кодекс чести судей" - не источник права. Данный документ является сводом правил корпоративной судебной этики.

Полномочия

Заняв гражданин фактически становится секретарем Конституционного Суда России. Приступать к выполнению профессиональных обязанностей можно с момента принятия присяги.

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность, они обязаны приступить к выполнению следующих обязанностей:

  • осуществление непосредственного руководства работой аппарата КС;
  • обеспечение подготовки и проведение заседаний упомянутого судебного органа;
  • доведение до сведения определенных организаций и лиц решения, принятые на заседениях суда;
  • информирование КС об исполнении принятых решений;
  • организация информационного обеспечения всех членов судейского сообщеста данного судебного органа и др.

Гарантии независимости

После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.

Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.

Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Кем назначаются судьи Конституционного Суда РФ

Вся информация о порядке назначения судей Конституционного Суда РФ подробно прописана в ФКЗ о Конституционном Суде. Статья 9 содержит информацию не только о процедуре наделения полномочиями, но и о том, кем именно избирается кандидат.

Предложения касательно кандидатов на столь высокую должность могут быть внесены главе государства членами СовФеда, депутатами Государственной Думы. Помимо этого, предложения могут вносить высшие органы судебного вида и юридические ведомства федерального значения, юридические сообщества всероссийского масштаба, научные и учебные заведения юриидческой направленности.

С момента представления президента касательно возможного кандидата до момента назначения должно пройти не более 14 календарных дней. Вопрос о назначении в течение этого времени рассматривает Совет Федерации.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность строго в индивидуальном порядке. Для этого проводится тайное голосование членов СовФеда. Из всех кандидатов назначается гражданин, получивший большую часть голосов.

Если после выбытия одного из участников общее количество судей будет менее двух третей, президентом вносится представление о рассмотрении и последующем назначении другого кандидата на вакантную должность. Причем это делается в срок не позднее одного календарного месяца со дня появления свободного места.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.