Все о тюнинге авто

Приемная семья. Семьи Трое детей в семье: какие положены льготы в России

В России власти оказывают помощь семьям, в которых воспитываются малыши. Семьи получают привилегии за счет бюджетных средств. Часть льгот финансируется из общероссийской казны. Они одинаковы для всех граждан страны. А некоторые преференции предоставляет регион. Деньги на них также выделяются субъектом федерации. Вид и размер местных преференций зависит от региона проживания семейства.

Виды поддержки семей

Деньги из казны выплачиваются на основании норм законодательства. В документе указывается категория получателя. Это группа, имеющая одинаковые отличительные признаки. Например, беременные женщины, мамы детей до трех лет и другие.

Для семей с малышами в законах предусмотрены такие виды помощи:

  • налоговые вычеты;

    субсидии;

    социальное сопровождение;

    предоставление жилья по договору социального найма.

Внимание: перечисленные преференции не полагаются всем мамам с малышами. Условия получения каждой отдельно описаны в законах.

Что полагается всем мамам по общероссийскому законодательству?

Молодая мама может рассчитывать на такую безвозмездную помощь от государства:

    пособие по беременности и родам (выплачивается работающим, уволенным по сокращению, студенткам, военнослужащим);

    единовременная выплата при появлении новорожденного (полагается всем);

    соцпособие при усыновлении.

Для семей с проблемами разного толка предусмотрены услуги социальных работников. Таковыми могут воспользоваться, к примеру, мамочки детей-инвалидов или малоимущие. Для получения помощи соцработника нужно заключить договор со службой.

Налоговые льготы семействам с детьми

На рабочем месте мама и папа имеют право на налоговые вычеты (послабления). Привилегия описана в Налоговом кодексе. Она представляет собой уменьшение суммы заработка, с которого исчисляется налог. Это называется снижением базы налогообложения. Нормы такие:

    за первого малыша не берут сборов с 1 400,0 руб. (из зарплаты вычитают указанную сумму, а с остального в бюджет отчисляю 13%);

    за второго уменьшают еще на 1 400,0 руб.;

    за третьего на 3 000,0 руб.;

    за ребенка с инвалидностью на 12 000,0 руб.

Подсказка: получить вычет можно по месту работы. Для этого нужно принести в бухгалтерию свидетельства о рождении малышей.

Кроме того, родителям возвращают часть денег, потраченных на образование или лечение ребенка. Такая льгота оформляется в местном отделении налоговой инспекции. Подавать заявление могут оба родителя. Деньги вернут после проверки документов либо на карту заявителя, либо через работодателя.

Основные условия для получения господдержки

Претендовать на пособия и иные преференции могут только граждане Российской Федерации. Кроме того, закон требует, чтобы мамы и папы проживали в стране не менее полугода. Существуют дополнительные ограничения. Например, неработающая мама не может претендовать на декретные.

Внимание: социальные выплаты не полагаются иностранцам и беженцам. Без российского паспорта их не оформят.

Помощь многодетным семействам

В законах выделено несколько видов льготников. Для них предусмотрены привилегии в местных нормативных актах.

Так, власти в регионах устанавливают, какая семья признается многодетной (в общероссийских законах такого определения нет). Как правило, таковой признается ячейка общества, в которой воспитывается больше трех несовершеннолетних.

Это отдельная льготная группа. Для нее предусмотрены такие виды соцпомощи:

    ежемесячные пособия;

    выплата раз в год на подготовку учеников к школе;

    снижение счета на оплату садика;

    субсидии на оплату коммунальных услуг;

    бесплатное обеспечение лекарствами для малышей до шести лет;

    льготные условия оформления ипотеки;

    обеспечение бесплатными путевками для летнего оздоровления.

Подсказка: большинство пособий оформляется в органах соцзащиты. Работники обязаны разъяснить мамам и папам виды и условия получения привилегий.

Многодетные мамы имеют еще ряд преимуществ. Им пенсия полагается на пять лет раньше, чем другим женщинам. Власти награждают мам почетным знаком. А за него в регионах выплачиваются некоторые суммы денег. Размер и регулярность выплат зависит от субъекта федерации.

Социальная поддержка малообеспеченных семей

Малообеспеченной семья признается, если доход на одного человека не превышает показателя прожиточного минимума (ПМ). Таковой устанавливается на региональном и общероссийском уровне ежеквартально по окончании отчетного периода.

Меры помощи малообеспеченным с детьми предусматриваются нормативными актами субъектов федерации. К ним относятся:

    ежемесячные выплаты;

    натуральные виды поддержки продовольствием, вещами и услугами;

    субсидии на коммунальные платежи;

    дотации на оплату общественного транспорта;

Внимание: школьникам из малоимущих семейств предоставляются бесплатные путевки для летнего оздоровления. Как правило, на площадках дневного пребывания. Иногда – в загородных учреждениях.

Поддержка матерей-одиночек

Одинокие родители также пользуются заботой властей. Меры оказания им помощи определяет регион проживания. К таковым относятся:

    ежемесячные пособия;

    выплаты в критических обстоятельствах;

    натуральная поддержка продуктами или вещами.

Внимание: в Трудовом кодексе есть нормы, запрещающие привлекать одиноких мам при некоторых условиях к работе в праздники и выходные. Кроме того, им полагается очередной отпуск в удобное время (зависит от количества деток).

Материнский капитал

Каждой маме при появлении второго новорожденного выдается сертификат на 453 026 руб.

Деньги не выдаются на руки. Их можно только вложить в направления, прописанные в законе. А именно:

    приобретение квартиры;

    расширение имеющегося жилья (реконструкцию);

    погашение ипотеки;

    оплату образования детей;

    реабилитацию малолетнего инвалида;

    пенсионные накопления.

Большинство регионов РФ также выплачивают маткапитал. Правила везде разные. Практически везде региональный сертификат полагается маме за третьего малыша. Сумма зависит от субъекта. В некоторых сертификат разрешается только вкладывать, в других – капитал выплачивается на карту.

Заключение

Государство помогает родителям создавать хорошие условия для воспитания и развития подрастающего поколения. Делается это в рамках реализации социальной политики.

Виды и размеры государственной поддержки определяются законами: общероссийскими или местными. Для получения привилегий мамочке следует самой обратиться в государственные структуры или к работодателю. Автоматически выплаты не производятся.

Социальная поддержка семей с детьми регулируется законами России. Главный Закон, на основании которого производятся начисления и выплаты, считается Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Органы социальной защиты контролируют помощь и предоставляют информацию гражданам по выплатам и видам социальной помощи. Социальная поддержка семей может оказываться в специальных благотворительных центрах и фондах, которые существуют практически в каждом городе. Такие благотворительные фонды оказывают помощь в виде временного жилья, услуг юридического или медицинского характера. Также в таких центрах работают психологи, которые помогут в сложной ситуации семьи.

Что включено в поддержку?

Законодательная база страны направляет свое обслуживание и работу на предоставление денежной поддержки, льгот родителям на работе и выплат материнского капитала.

Пособие назначается по следующим категориям категориям:

  • по беременности;
  • при рождении сына или дочки;
  • многодетным семьям;
  • малообеспеченным семьям;
  • студенческим парам с детьми;
  • детям-инвалидам;
  • одиноким родителям.

Предоставление льгот на детей происходит согласно Налогового кодекса России. К заработной плате работника применяется налоговый вычет по основному месту работы. Налоговые льготы предоставляются абсолютно всем родителям. Применение налогового вычета происходит в конце налогового периода, то есть за год. Если у вас 1 малыш – 1400р., на 2 малыша – 1400р. На третьего и каждого последующего 3000р. Если малыш инвалид 1 и 2 группы, студент дневной формы обучения или интерн, то сумма составляет 3000р. Чтобы предоставили такой вычет на рабочем месте, бухгалтеру необходимо предоставить документы: заявление на применение льготы, свидетельство о рождении, документ, подтверждающий определенный статус, если малыш инвалид, то свидетельство об инвалидности, справка из декана,та подтверждающая обучение в вузе.

Вернуться к оглавлению

При каких условиях это осуществляется?

Чтобы получать пособие от государства, необходимо быть гражданами России (проживающие в России или работающие или исполняющие военную службу по контракту, беженцы, живущие в стране, другие иностранные граждане, проживающие в России.
Пособие не положено, если родители лишены прав, а дети находятся в детских домах или домах интернатах.

Вернуться к оглавлению

Какие разновидности поддержки существуют?

Рассмотрим более подробно ее виды:

При беременности и родах в России выплачивается в соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» женщине обязаны произвести выплаты:

  • оплата больничного листа фондом социальной защиты для неработающей женщины;
  • оплата больничного листа за счет фонда социального страхования в 100% размере среднемесячной заработной платы за 140 дней для работающей женщины, 70 дней до родов и 70 дней после родов;
  • если беременная женщина встала на учет в женскую консультацию на раннем сроке, то есть до 12 недель беременности по состоянию здоровья, то ей назначается пособие в сумме 544 рубля для поддержания беременности.

При рождении детей.

  • единовременная выплата для пары, у которой родился малыш (помощь от государства, предоставляемая в виде одноразового денежного пособия в сумме около 14 497 рублей, единовременная помощь жене военного по призыву составляет 22956 рублей);
  • пособие выплачиваемое ежемесячно до достижения 1,5 лет (сумма выплат рассчитывается в размере 40% от средней заработной платы из расчета выборки двух лет; если рожденный первый малыш, то минимальная сумма ежемесячной выплаты будет 2719 р, если за второго, то сумма выплат не должна быть меньше 5437 р.; если заработная плата мамы до ухода в декрет была больших размеров, то предельная сумма детского пособия может составлять около 17000 рублей.;если мама ребенка не работала, пособие до 1,5 лет выплачиваются сразу после рождения, и минимальные суммы выплат устанавливаются в размере 2719 р за рождение первого и 5437 р за второго и остальных последующих детей; пособие детям, у которых отец проходит службу по призыву, составляет 9840 р.

Если семья решила взять детей из детского дома, назначается пособие:

  • при возрастной категории малыша до 3-х месяцев пособие по беременности и родам – 100%;
  • одноразовая поддержка – 14497 рублей (до 3 месяцев),
  • усыновление детей инвалидов, братьев и сестер, то сумма составляет около 110 775 р.

Материнский капитал на 01.01.2015 г. сумма составляет около 453 000 р. Эти средства являются безналичными деньгами, и пользоваться ими можно только для приобретения жилья, образования детям или пенсии для мамы.

Пара, в которой трое или больше детей считается многодетной и подтверждается статусом. Статус присваивается местными органами защиты. В России сегодня такой статус имеют около 300000 семей.

Многодетные пользуются такими льготами: поддержка в выделении земли, в приобретении жилья, пособие на детей, одноразовое награждение родителей, предоставление льгот на рабочих местах, на третьего малыша производятся ежемесячные выплаты до трех лет, компенсация стажа многодетной маме.

Поддержка малообеспеченных производится из расчета бюджета и количества членов этой ячейки общества. Если на каждого ее члена приходится денежных средств меньше прожиточного минимума, то такую группу стоит считать малообеспеченной. Программы поддержки таких семей в России предоставляют помощь в виде денежного пособия, льгот и субсидий, для детей выделяются путевки в санатории и лагеря.

Размер суммы пособия определяет социальная защита, сумма рассчитывается исходя из нехватки средств до прожиточного минимума, и выплачивается только на сына или дочку, один раз в месяц.

Поддержка студенческой пары. Ячейка, где двое родителей студенты, имеющие детей, считается студенческой, помощь от государства такой семье необходимо оформить в органах защиты населения помощь. Такой семье назначат ежемесячное социальное пособие в сумме 2783р. Чтобы получать такое пособие родители на каждое 1 сентября учебного года должны будут предоставлять справку в социальную защиту о том, что являются студентами.

Поддержка детей-инвалидов. Социальное обслуживание в России направленно на поддержание пар, имеющих детей-инвалидов. Дети-инвалиды в России нуждаются в материальной поддержке и медицинском обеспечении, психологической помощи. Инвалидом считается мальчик или девочка с ограниченными возможностями или имеющий заболевание, которое несет ограничения в полноценной жизнедеятельности. Инвалидом мальчик или девочка может родиться или непреднамеренно приобрести инвалидность.

Пары, в которых дети-инвалиды, пользуются дополнительном перечнем услуг и льгот:

  • детям предоставляется оздоровление в санаториях и лагерях;
  • детям выплачивается ежемесячное пособие;
  • проводятся мероприятия, связанные с оздоровление малыша, выписываются бесплатные лекарственные средства, проводятся бесплатно операции;
  • предоставляется помощь обучении;
  • помощь в трудоустройстве.

Поддержка по обеспечению нормальной жизни инвалидов проводится на уровне страны, далее рассматривается в своих регионах.

Для инвалидов создаются фонды помощи, куда собираются благотворительные средства на лечение и реабилитационные процедуры.Социальная помощь одиноким родителям. Статус одинокого родителя присваивается одному из родителей если второй умер, лишен родительских прав, отказался от своего сына или дочки еще до его рождения. Помощь, выделяемая государством, предоставляется в виде ежемесячных выплат, трудовых льгот, дополнительного отпуска на работе. Сумма пособия в среднем по России составляет 2000 рублей.

Социальное обеспечение семей с детьми производится сотрудниками региональных фондов социальной защиты, согласно законодательной базы государства. Выплачиваемые пособия и предоставляемая помощь в виде льгот, субсидий, другой помощи направляется в семьи, которые нуждаются в помощи. Государство старается полноценно обеспечить все семьи страны необходимыми средствами для хороших условий проживания.


Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет — 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 № 215-ПП «О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, предусмотрено оказание адресной социальной помощи (денежной, вещевой, продуктовой, товаров длительного пользования).

Все виды адресной помощи оказываются в заявительном порядке, периодичность зависит от конкретной жизненной ситуации, а решение принимается комиссией, после всестороннего изучения представленных документов, подтверждающих ухудшение условий жизнедеятельности и результатов обследования жилищно-бытовых и социальных условий проживания заявителя, оригиналов документов о понесенных расходах.

1.Материальная (денежная) помощь оказывается отделами социальной защиты населения города Москвы семьям с несовершеннолетними детьми в ввиду трудной жизненной ситуации, возникшей в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, затопление в единственном жилом помещении, кража, смерть близкого родственника) либо непредвиденными затратами(приобретение товаров длительного пользования, первой необходимости и продуктов питания, жизненно необходимых дорогостоящих лекарственных препаратов по рецептам (рекомендациям, назначениям) врачей, оплата дорогостоящих медицинских услуг по жизненно важным показаниям).

Материальная помощь является дополнительной формой адресной социальной поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и не предполагает компенсирующие выплаты по возмещению понесенных затрат в полном объеме и на постоянной основе.

Подать заявление на оказание единовременной материальной помощи можно в любой Центр государственных услуг «Мои документы» города Москвы.

2.Предоставление детских товаров (вещевой помощи) с 1 марта 2016 года осуществляется через использование электронных социальных сертификатов (постановление Правительства Москвы от 16.02.2016 № 40-ПП).

С помощью данного сертификата семьи с детьми имеют возможность приобретать любую продукцию, предназначенную для детей, за исключением продовольственных товаров.

Приобрести детские вещи с использованием социального сертификата можно в следующих магазинах: «Детский мир», «Детки», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», «Леонардо», «ELC».

Право на получение адресной социальной помощи в виде детских товаров имеет один из родителей либо единственный родитель, являющийся держателем социальной карты.

Оказание адресной социальной помощи с использованием электронного социального сертификата носит заявительный характер.

Для получения данного вида помощи заявителю необходимо обращаться в центр социальной помощи семье и детям, центр поддержки семьи и детства или территориальный центр социального обслуживания по месту жительства в городе Москве с соответствующим заявлением.

3.Предоставление продовольственной помощи осуществляется как с использованием электронного социального сертификата (на основе социальной карты, позволяющей обеспечиваться продуктами в продовольственных магазинах), так и в натуральном виде (для семей с детьми, не имеющих социальной карты).

Право на получение продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата имеет один из родителей либо единственный родитель, являющийся держателем социальной карты.

Оказание данного вида адресной социальной помощи носит заявительный характер.

Для получения продовольственной помощи заявителю необходимо обращаться в центр социальной помощи семье и детям, центр поддержки семьи и детства или территориальный центр социального обслуживания по месту жительства в городе Москве с соответствующим заявлением.

4.Предоставление товаров длительного пользования с использованием электронного социального сертификата предполагает приобретение бытовой техники на основе социальной карты.

В проекте в настоящее время участвуют 2 коммерческих организации:«Медиамаркт» и «Технопром».

В магазинах указанных торговых сетей семьи могут приобрести телевизоры, холодильники, стиральные машины и иные необходимые предметы бытовой техники.

Установлена номинальная стоимость товаров по 1 электронному социальному сертификату: телевизор – 14000 баллов, холодильник - 19000 баллов, стиральная машина – 18000 баллов, ноутбук – 18000 баллов, газовая плита – 10500 баллов, электрическая плита – 10500 баллов, пылесос – 4000 баллов, микроволновая печь – 4000 баллов, электрический чайник 1400 баллов.

Право на получение данного вида помощи имеет один из родителей либо единственный родитель, являющийся держателем социальной карты.

Оказание адресной социальной помощи с использованием электронного социального сертификата в виде товаров длительного пользования носит заявительный характер.

Для оказания данной помощи заявителю необходимо обращаться в центр социальной помощи семье и детям, центр поддержки семьи и детства или территориальный центр социального обслуживания по месту жительства в городе Москве с соответствующим заявлением.

Как было отмечено, социальная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется двумя путями: в рамках обязательного социального страхования в связи с материнством и посредством государственного социального обеспечения. При этом пособия одного вида могут выплачиваться соответственно как за счет средств ФСС, так и за счет средств различных бюджетов в зависимости от того, подлежит ли лицо обязательному социальному страхованию.

В рамках государственного социального обеспечения назначаются следующие виды пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Некоторые из перечисленных пособий выплачиваются также в рамках обязательного социального страхования за счет средств ФСС. Выплата названных пособий производится за счет следующих источников (табл. 11.1).

Источники выплаты пособий на детей

Вид пособия

Обязательное

социальное

страхование

Государственное социальное обеспечение

Федеральный

Бюджет субъекта РФ

Субвенции

федерального

Пособие по беременности и родам

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ежемесячное пособие на ребенка

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Право на пособия в рамках государственного социального обеспечения имеют:

  • - граждане Российской Федерации, проживающие на территории РФ;
  • - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;
  • - постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы.

Пособия не назначаются:

  • - гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  • - гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • - гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Право на пособие по беременности и родам. В рамках государственного социального обеспечения право на это пособие имеют:

Пособие по беременности и родам выплачивается перечисленным категориям женщин за такой же период, как и застрахованным женщинам, но размер его зависит от категории, к которой женщина относится.

Женщины-военнослужащие и лица, приравненные к ним, получают пособие в размере денежного довольствия.

Женщинам, обучающимся с отрывом от производства в учреждениях профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии, установленной образовательной организацией, но не ниже размера стипендии, определенного федеральным законодательством.

Уволенные женщины получают пособие в фиксированном размере (в 2016 г. - 581,73 руб. в месяц).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Перечисленные выше категории женщин имеют также право на данный вид пособия дополнительно к пособию по беременности и родам в том случае, если они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Это пособие тоже имеет фиксированный размер (в 2016 г. - 581,73 руб.).

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на это пособие в рамках государственного социального обеспечения имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, не подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством.

В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается с 1 февраля 2016 г. в размере 15 512,65 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Данное пособие по своему характеру схоже с пособием при рождении ребенка, поскольку оба вида пособий предназначены для материальной поддержки семьи, в которой появился ребенок или несколько детей. Однако социальное предназначение этого пособия заключается преимущественно в поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем его особенности будут рассмотрены в параграфе 11.3.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет). Круг получателей этого пособия достаточно широк. Прежде всего в него входят те категории женщин, которые в рамках государственного социального обеспечения имели право на пособие но беременности и родам, а также лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, в том числе уволенные в период отпуска по уходу за ребенком. Право на пособие имеют также отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах. Отцы, проходящие военную службу по контракту, такого права не имеют.

Судебная практика

В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского иола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Аналогичное положение закреплено и. 5 сг. 32 Положения о порядке прохождения военной службы . При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности.

Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного ст. 38 (ч. 2) Конституции РФ права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.

Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных ст. 19 (ч. 2 и 3) Конституции РФ принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин .

Пособие выплачивается либо в процентном отношении к доходу лица, либо в фиксированном минимальном размере в зависимости от того, к какой категории относятся получатели пособия.

Право на пособие в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), но не менее минимального фиксированного размера, имеют:

  • - матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • - матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска но уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.

Право на пособие в минимальном фиксированном размере (2908,62 руб. по уходу за первым ребенком и 5817,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми в 2016 г.) имеют следующие лица:

  • - матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
  • - матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях);
  • - другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, приобретают право на пособие по уходу за ребенком только при обстоятельствах, влекущих невозможность ухода за ребенком со стороны родителей: мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их нрав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия но уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на это пособие имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Выплата этого пособия не зависит от наличия права на иные виды государственных пособий.

Из числа получателей этого пособия исключены жены курсантов военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования. Это исключение сделано, очевидно, потому, что размер материального обеспечения курсантов сопоставим с размером пособия, который с 1 февраля 2016 г. составляет 24 565,89 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Круг получателей этого пособия шире, чем у единовременного пособия. Право на это пособие имеют:

  • - мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • - опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), но состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, право на пособие предоставляется только одному из указанных лиц.

Как и в предыдущем случае, данное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий. Также по аналогичным причинам право на пособие не предоставлено матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, поскольку размер пособия с 1 февраля 2016 г. составляет 10 528,24 руб.

Продолжительность выплаты пособия ограничена несколькими юридическими фактами: датой рождения ребенка, датами начала и окончания отцом ребенка военной службы по призыву, датой достижения ребенком возраста трех лет.

Матери ребенка пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы но призыву.

Иным лицам, имеющим право на получение этого пособия, пособие выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка. Это пособие впервые было введено в нашей стране для некоторых категорий граждан в 1944 г. Порядок его финансирования, правила назначения и выплаты неоднократно менялись .

В настоящее время ежемесячные пособия на ребенка выплачиваются из средств бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают нормативные правовые акты, определяющие размеры пособия, порядок его назначения и выплаты .

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 г. ежемесячное пособие на ребенка получали 5,303 млн человек; пособие выплачивалось на 8,161 млн детей в возрасте до 16 лет, что составляет 28,8% от общего числа детей в возрасте до 16 лет.

В общей сложности право на меры социальной поддержки за счет средств субъекта РФ имеют 3 656 617 детей в возрасте до 18 лет .

Перечень ежемесячных пособий, устанавливаемый субъектами РФ, различается в каждом конкретном субъекте. Однако в основе таких перечней лежит принцип адресности, предполагающий назначение пособий в зависимости от степени нуждаемости семьи в материальной поддержке.

Степень нуждаемости семьи определяется по целому ряду критериев.

Общим критерием назначения пособий на ребенка, используемым в законодательстве субъектов РФ, является уровень доходов семьи в расчете на каждого члена семьи. Среднедушевой доход семьи соотносится с величиной прожиточного минимума в субъекте Федерации, на основании чего семья признается малообеспеченной (малоимущей), что дает ей право на получение пособий на ребенка. В зависимости от финансовых возможностей субъектов РФ критичный уровень доходов семьи может определяться как одна или полуторакратная величина прожиточного минимума в субъекте РФ.

Последующая дифференциация размеров пособий на ребенка в субъектах РФ осуществляется в зависимости от иных социально значимых критериев: возраста ребенка, состояния здоровья ребенка и родителей, количества родителей и детей в семье, относимости родителей ребенка к категории лиц, требующих социальной поддержки (инвалиды, студенты, военнослужащие и т.п.).

Ежемесячные пособия на ребенка имеют, как правило, целевое предназначение: на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и продуктов детского питания; специальных молочных продуктов.

Ежемесячное пособие на ребенка в ряде субъектов РФ предоставляется в безналичной форме путем перечисления соответствующей суммы на пластиковую карту родителя (законного представителя) и должно быть использовано до окончания срока действия пластиковой карты. Реализация товаров и услуг детского ассортимента с использованием пластиковых карт осуществляется организациями, прошедшими специальный отбор.

Иные меры социальной поддержки семей с детьми, предусмотренные федеральным законодательством

Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях. В качестве одной из мер социальной поддержки семей с детьми выступает компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях за счет бюджетных средств. Данную меру предусматривает ст. 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Сеть дошкольных образовательных организаций складывалась в нашей стране десятилетиями и формировалась как из государственных, так и из ведомственных детских садов. В настоящее время система детских дошкольных образовательных организаций состоит из государственных, муниципальных и частных детских садов.

Пребывание детей в детских дошкольных образовательных организациях подразумевает, с точки зрения закона, не только реализацию образовательных программ дошкольного образования, но и осуществление присмотра и ухода за детьми. Несмотря на то что в значительной части затраты государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций покрываются за счет средств соответствующих бюджетов, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации вправе установить плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (так называемую родительскую плату), и ее размер. При этом государственным и муниципальным образовательным организациям запрещено включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества.

Закон также обязывает в каждом субъекте РФ устанавливать предельный размер родительской платы для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за некоторыми категориями детей, обучающихся в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях (детьми-инвалидами, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией).

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация родительской платы.

Размер компенсации установлен в процентном отношении к среднему размеру родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, и зависит от количества детей в семье. Размер компенсации не может быть менее 20% размера такой платы на первого ребенка, 50% - на второго ребенка, 70% - на третьего ребенка и последующих детей. Конкретный размер компенсации, а также средний размер родительской платы устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты также устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Финансовое обеспечение этой меры социальной поддержки осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

В субъектах Федерации вопросы компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ , которые в ряде случаев (при наличии соответствующих финансовых возможностей) могут усиливать меры социальной поддержки но сравнению с федеральным законодательством.

Так, может быть расширен перечень детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается (дети, у которых оба или единственный родитель (законный представитель) являются инвалидами I или II группы; дети, у которых один из родителей (законных представителей) является военнослужащим срочной службы, и т.п.).

Компенсация части родительской платы за счет средств бюджета субъекта РФ также может предоставляется в повышенных размерах расширенному кругу получателей (на каждого ребенка из неполной семьи, из семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы, и т.п.).

Материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 г. в Российской Федерации введены дополнительные меры государственной поддержки семей , имеющих детей , призванные обеспечить улучшение жилищных условий семей с детьми, создать условия для получения детьми образования, а также повысить уровень пенсионного обеспечения матерей, воспитывающих двух и более детей. Эти меры реализуются за счет так называемого материнского, или семейного, капитала - специальных средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР .

Правом на материнский капитал обладают следующие лица:

женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 г.;

мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;

  • - отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей;
  • - несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права родителей (усыновителей).

Право на материнский капитал оформляется путем выдачи специального именного документа - государственного сертификата. Сертификат выдается в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 345н).

Статистические данные

По данным ПФР, но состоянию на 31 декабря 2014 г. в России выдано 5 645 997 сертификатов на получение материнского капитала .

Право женщины на семейный капитал может быть прекращено в случае ее смерти, лишения родительских прав и при некоторых других обстоятельствах. В этом случае право на материнский капитал возникает у отца или усыновителя ребенка. Если отец или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, получивший право на материнский капитал, умер, лишен родительских прав или иным образом утратил право на этот капитал, то такое право возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Размер материнского (семейного) капитала в 2016 г. составляет 453 026 руб.

Лица, получившие государственный сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям строго по следующим указанным в законе направлениям:

  • 1) улучшение жилищных условий;
  • 2) получение образования ребенком (детьми);
  • 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г.;
  • 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распоряжение средствами материнского капитала возможно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Исключение составляют случаи необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты. В этих случаях распоряжение материнским капиталом возможно в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Распоряжение осуществляется путем подачи в территориальный орган ПФР заявления, в котором должны быть указаны направления использования этого капитала.

Иные меры социальной поддержки семей с детьми, предусмотренные законодательством субъектов РФ

Законодательство субъектов РФ предусматривает не только ежемесячные пособия на ребенка, но и иные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, для покрытия части расходов, связанных с воспитанием, образованием, питанием детей, уходом за ними и т.п.

Правом на социальную поддержку в субъекте РФ обладают граждане Российской Федерации, имеющие место жительства или пребывания на территории субъекта РФ. При этом гражданам, имеющим место пребывания в одном субъекте РФ, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта РФ, в котором они зарегистрированы по месту жительства.

Иные лица также могут получать определенные меры социальной поддержки в случаях, прямо предусмотренных законодательством субъекта Федерации.

Социальная поддержка семей, имеющих детей, на уровне субъектов РФ характеризуется, как правило, адресностью и целевым характером, что обусловлено ограниченностью бюджетных средств субъекта РФ.

Адресность мер социальной поддержки заключается в том, что эти меры направлены не только и не столько на поддержку всех получателей, сколько на определенные категории, особо нуждающиеся в такой поддержке. К ним, например, относятся малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи военнослужащих и т.п.

Целевой характер мер социальной поддержки проявляется в указании цели выплаты и в том, что перечисление денежных средств в ряде случаев осуществляется на специальную банковскую карту, предназначенную для покупок товаров детского ассортимента в определенных торговых организациях.

Меры социальной поддержки на уровне субъектов могут характеризоваться большим разнообразием, поскольку адресность и целевой характер этих мер позволяют проводить их более глубокую дифференциацию.

Некоторые из этих мер носят общий характер и направлены на поддержание и сохранение здоровья матери и ребенка, компенсацию расходов семьи, связанных с рождением ребенка.

К этой группе можно отнести:

  • меры социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей;
  • компенсационные выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка, на ребенка определенного возраста, на детей с отклонениями в здоровье;
  • выплаты женщинам, вставшим на медицинский учет по поводу беременности в учреждении здравоохранения в ранние сроки.

Также можно выделить меры, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку многодетных семей:

  • материнский (семейный) капитал в субъекте РФ, стимулирующий появление в семье третьего ребенка;
  • ежемесячные выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей;
  • различные компенсационные выплаты многодетным семьям (матерям), дифференцированные в ряде случаев в зависимости от количества детей;
  • разнообразные льготы многодетным семьям (первоочередной прием в дошкольные образовательные организации детей из многодетных семей; первоочередное включение многодетных семей в целевые программы улучшения жилищных условий; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в ведении субъекта РФ, и т.п.).

Кроме многодетных семей, меры социальной поддержки установлены для некоторых иных семей, имеющих невысокий уровень дохода (студенческие семьи, семьи работников бюджетной сферы, семьи военнослужащих, неполные семьи и т.п.).

Также можно выделить меры социальной поддержки детей при получении образования, в сфере отдыха и оздоровления (компенсация расходов на питание; социальные стипендии; льготный проезд на транспорте; оплата части или полной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи и др.). См., например: Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодексСанкт-Петербурга»; Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодексЯрославской области»; Закон Белгородской области от 28.12.2004 № 165 «Социальныйкодекс Белгородской области»; Закон города Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячномпособии на ребенка»; Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и др.

  • См.: Федеральная служба государственной статистики: [офиц. сайт|. URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (датаобращения: 31.03.2016).
  • См., например: постановление Правительства Москвы от 27.07.2010 № 590-ПП«О Порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержаниеребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующихосновную общеобразовательную программу дошкольного образования»; постановлениеПравительства Санкт-Петербурга от 31.12.2014 № 1313 «О родительской плате за присмотри уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, о реализации пунктов 6 и 7 статьи 18 ЗаконаСанкт-Петербурга “Социальный кодекс Санкт-Петербурга”» и др.
  • «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и др.