Все о тюнинге авто

Нормативные акты президента и правительства российской федерации. Постановления правительства российской федерации и федеральные ведомственные акты Акты председатель правительства российской федерации

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ".

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • · постановлений;
  • · распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • 1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • 2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

В системе источников современного российского права наряду с законами и указами Президента РФ значительное место занимают постановления Правительства РФ. Вместе с другой формой юридических актов, исходящих от Правительства под названием «распоряжения», постановления издаются на «основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации» (ст. 115 Конституции РФ). Эти акты формируют правовую основу нормотворческой деятельности Правительства РФ, которая дополняется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря

1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и с Регламентом Правительства Российской Федерации постановления данного исполнительно-распорядительного органа содержат нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и на неопределенный круг лиц. В силу этого они постоянно пополняют нормативно-правовой массив Российской Федерации и неизменно выступают в качестве источников российского права.

В противоположность им распоряжения Правительства, не обладая качествами нормативности и общеобязательности и будучи изданными по конкретному случаю, в отношении конкретных органов или лиц и рассчитанными на однократность применения, выступают как индивидуальные акты и согласно установившемуся представлению о праве и его атрибутах не являются источниками права. По своему характеру и содержанию они выступают как акты оперативного управления и, соответственно, как акты правоприменения

Юридическая сила постановлений Правительства, их место и роль среди других источников российского права обусловливаются местом и ролью данного органа в государственном механизме России.

В формально-юридическом, а отчасти и в фактическом плане, несмотря на доминирование в системе разделения властей России президентской, исполнительно-распорядительной по своему характеру, власти, правительство тем не менее выступает как относительно самостоятельный, выполняющий в основном функции оперативного управления институт.

Правительство РФ как орган повседневного и в значительной степени централизованного управления страной обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями , реализуя которые, оно принимает соответствующие акты. В обобщенном виде наиболее важные из этих полномочий закреплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Правительства РФ представлены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства РФ определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.

Конституционно закрепленные полномочия Правительства РФ заключаются: а) в разработке и представлении Государственной Думе федерального бюджета и обеспечении его исполнения; б) представлении нижней палаты парламента России отчета об исполнении федерального бюджета; в) обеспечении проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) осуществлении управления федеральной собственностью; д) обеспечении проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; е) осуществлении мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России; ж) осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме того, в Конституции предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 ст. 114).

Большинство полномочий, возложенных на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи (делегирования) им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти - министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.

Делегирование полномочий Правительства носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции РФ и другим законодательным актам. Делегирование полномочий означает также передачу права на издание актов, имеющих правовой характер.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным Собранием, в палатах которого оно имеет свое представительство; Президентом РФ, указы которого являются обязательными для него; судебными органами, в частности Конституционным Судом, в котором имеется представитель Правительства.

Деятельность Правительства осуществляется в самых разных формах : в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений Правительства на различные законопроекты, в особенности на те, которые имеют финансовый характер; обсуждения и принятия решений по различным вопросам;

непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально на заседаниях Правительства. Это, в частности, вопросы, касающиеся федерального бюджета; создания и упразднения свободных экономических зон; программ приватизации федеральной государственной собственности; заключения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации; и многие другие.

По всем рассматриваемым вопросам Правительство принимает соответствующие юридические акты в виде постановлений и распоряжений.

Исходя из конституционного положения, согласно которому «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. 110 Конституции РФ), можно было бы сделать вывод о том, что данный государственный орган занимает центральное место и играет ведущую роль в единой системе исполнительной власти в России, образуемой, как это закрепляется в Конституции, «в пределах ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Соответственно, можно было бы предположить, что постановления Правительства с учетом данных конституционных положений занимают в иерархической системе подзаконных актов высшее место и играют ведущую роль .

С формально-юридической точки зрения такая постановка вопроса, несомненно, является вполне корректной и не может вызвать каких бы то ни было возражений. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так.

Дело в том, что в системе исполнительной власти, равно как и во всей системе разделения властей, доминирует президентская структура и, соответственно, президентская исполнительно-распорядительная власть . И хотя некоторые авторы не во всем разделяют данное мнение и не считают, что институт Президента безоговорочно можно отнести к исполнительным органам, а его указы - к подзаконным актам , тем не менее реальная жизнь, практика свидетельствует об обратном.

Анализ практической, в том числе правотворческой, деятельности института президентства, а также природы и характера его функций позволяет сделать вывод относительно того, что президентская власть в том виде, как это предусматривается Конституцией РФ, обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду прежде всего такие признаки, которые связаны преимущественно с правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Наряду с этим принимаются во внимание факты прямого подчинения Президенту РФ так называемых силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел РФ.

Обладая общеродовыми признаками исполнительной власти, президентская власть в практическом плане выступает как ее центральное звено, и именно в таком качестве она соотносится со всеми остальными ветвями государственной власти.

Помимо всего прочего, это означает, что в системе подзаконных актов, исходящих от органов исполнительной власти, ведущую роль играют не постановления Правительства, являющегося официальным, конституционно закрепленным носителем исполнительной власти, а указы Президента.

Именно они занимают высшую ступень в системе подзаконных актов, издаваемых исполнительно-распорядительными органами, и именно они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам.

Что же касается постановлений Правительства, то в иерархии подзаконных актов они по своим юридической силе и значению занимают лишь следующую, вторую сверху ступень после указов Президента.

Во-первых, это означает то, что постановления Правительства издаются не только «на основе и во исполнение» Конституций РФ и федеральных законов, но и на основе и во исполнение указов Президента.

Данное положение закрепляется как в Конституции РФ, так и в текущем законодательстве. Например, в Семейном кодексе РФ говорится, что «Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации... на основании и во исполнение» не только настоящего Кодекса и других законов, но и указов Президента РФ (п. 3 ст. 3).

Во-вторых, это означает, что постановления Правительства, издаваемые «на основе и во исполнение» указов Президента, Конституции и законов Российской Федерации, не должны противоречить данным нормативным правовым актам.

Такое положение вытекает не только из логики толкования конституционного предписания - издавать постановления Правительства «на основании и во исполнение» Конституции, конституционных законов и указов, но и из прямых предписаний ряда обычных законов. В качестве примера можно сослаться на Трудовой кодекс РФ, в котором указывается на то, что «постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации» (ст. 5).

При рассмотрении юридической природы постановлений Правительства и характера их отношений с законами и указами Президента некоторые авторы акцентируют особое внимание на необходимости проведения более четкого различия между принятием постановления Правительства «на основании» Конституции, законов и указов Президента, с одной стороны, и принятием их «во исполнение» данных нормативных правовых актов - с другой. Первое трактуется как недопущение противоречий между постановлениями Правительства, Конституцией, законами и указами Президента, а второе - как издание постановлений Правительства во исполнение предписаний, которые содержатся в текущих законах и указах .

Нет никакого сомнения в необходимости и определенной важности проведения различий между постановлениями Правительства, принятыми «во исполнение» и «на основании» Конституции РФ, обычных законов и указов Президента.

Но еще более необходимым и важным представляется проведение различий между предметами регулирования рассматриваемых нормативных правовых актов, более четкое определение, какие вопросы и отношения могут быть решены и урегулированы только с помощью законов и указов, а какие лишь посредством постановлений Правительства.

Ведь конституционная самостоятельность и активная роль Правительства, как справедливо отмечается в специальной литературе, выражается прежде всего в том, что «основную часть актов оно издает как орган общей компетенции не в виде исполнения указаний законодателя или главы государства, а в пределах своих конституционных полномочий» .

И в-третьих, нахождение постановлений Правительства в иерархии нормативных правовых актов на более низком уровне по сравнению с законами и указами означает, что в случае возникновения коллизии между постановлением Правительства и одним из этих актов приоритет неизменно будет на стороне последнего - закона или указа .

Это предусмотрено, с одной стороны, Конституцией РФ, согласно которой «постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ч. 3 ст. 115), с другой - Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23).

Следует отметить, что полномочия Президента по отмене постановлений и распоряжений Правительства, несмотря на их законодательное закрепление, а точнее, целесообразность этих полномочий, некоторыми авторами подвергается сомнению. Причина этого заключается в том, что, по мнению авторов, данные полномочия, как правило, оцениваются исходя из слишком широкой трактовки статуса Президента как гаранта Конституции . Более целесообразным и юридически оправданным с точки зрения конституционного статуса Правительства было бы, считают ученые, чтобы в тех случаях, когда речь идет о конституционности нормативных актов Правительства, такая отмена «осуществлялась на основе решений Конституционного Суда РФ» .

Говоря о подзаконном характере постановлений Правительства и месте их в иерархии актов, исходящих от исполнительно-распорядительных органов, на более низкой ступени по сравнению с указами Президента, следует тем не менее обратить внимание на то, что постановления Правительства - это акты весьма значимого, относительно самостоятельного конституционного органа страны, роль которого нельзя преуменьшать.

При этом следует иметь в виду, как справедливо констатируется в юридической литературе, что постановления Правительства РФ, равно как и его распоряжения «выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования административно-правовых отношений, формирования и развития всего массива ведомственных актов в сфере жизни граждан» .

Будучи одним из важнейших подзаконных нормативных правовых актов, постановления Правительства обладают такими идентифицирующими их признаками и чертами, как: а) непосредственная связь содержащихся в них норм с нормами указов, а нередко и законов; б) наличие в них видового характера норм по сравнению с родовым характером норм законов, а отчасти и указов; в) конкретизация и развитие этих норм наряду с нормами, обусловленными относительно самостоятельным конституционно-правовым статусом Правительства; г) отражение в постановлениях межотраслевого, многопрофильного характера деятельности Правительства; д) общеобязательный характер ряда постановлений Правительства не только для субъектов административно-правовых отношений, но и для других граждан и юридических лиц .

Кроме названных признаков, в научной литературе указывается и на такие характерные для правительственных актов особенности, как «высшая мера нормативности в системе исполнительной власти»; действие данных общеобязательных актов на всей территории РФ; «парное существование актов-постановлений, утверждающих Положения и иные общенормативные документы» и др.

При этом сущностные и содержательные признаки постановлений Правительства дополняются и сугубо формальными технико-юридическими признаками, касающимися, в частности, более упрощенного по сравнению с законами порядка принятия, опубликования и введения в действие постановлений Правительства.

Данный порядок устанавливается и поддерживается с помощью таких юридически значимых актов, как Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. № 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, Регламент Правительства Российской Федерации.

Постановления Правительства подписываются только Председателем Правительства и публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете», которые являются официальными изданиями Правительства. Постановления и распоряжения Правительства официально обнародуются также в «Собрании законодательства Российской Федерации» (разд. IV), которое издается в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В случаях срочной необходимости обнародование актов Правительства может осуществляться с помощью радио, телевидения и других средств массовой информации.

Публикация актов Правительства согласно действующему законодательству должна состояться в срок, не превышающий 10 дней со дня их подписания. Период времени между принятием акта Правительства и его подписанием не должен превышать пяти дней.

По общему правилу постановления и распоряжения Правительства вступают в силу в зависимости от характера акта и его содержания сразу же после их принятия, подписания или официального обнародования . Исключение составляют акты, которые содержат сведения конфиденциального характера или же сведения, составляющие государственную тайну. Порядок вступления в силу этих актов, как и порядок их опубликования, устанавливается особо действующим законодательством.

Согласно законодательству акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их опубликования. Такого рода акты подлежат обязательной регистрации.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ ежеквартально представляет Президенту РФ все сведения о принятых им за этот период нормативных актах.

Наряду с постановлениями Правительства важное значение среди источников современного российского права имеют федеральные ведомственные акты.

Общее название «ведомственные акты», введенное в научный оборот специалистами в области административного и некоторых других отраслей права, подразумевает такие акты, как приказы министров, инструкции, положения, разъяснения о порядке применения того или иного положения в сфере деятельности различных министерств, инструктивные письма, направляемые подчиненным органам, например Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, и другие им подобные акты.

Такие акты издаются на основе Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», предусматривающего издание такого рода актов, а также на основе положений о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

Федеральные органы, уполномоченные на издание нормативных ведомственных актов, формируются на основе и во исполнение п. 1 ст. 112 Конституции РФ, предусматривающей, что «Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура данных исполнительно-распорядительных органов и их перечень утверждаются Президентом.

Общими чертами этих органов, в значительной степени обусловливающими общность издаваемых ими актов, являются: а) принадлежность их к центральным органам исполнительной власти и деятельность в пределах своей компетенции в масштабе территории РФ; б) работа большинства данных органов под непосредственным руководством Правительства РФ; в) деятельность различных министерств и ведомств в рамках не только соответствующих законов, но и положений, которые утверждаются Президентом или по его поручению Правительством; г) относительная самостоятельность министерств и ведомств во взаимоотношениях с соответствующими органами различных ветвей власти, Правительством, однопрофильными нижестоящими органами и др.

Издаваемые этими органами ведомственные акты непременно имеют лишь подзаконный характер; издаются в соответствии не только с законами, но и с указами Президента и актами Правительства; могут быть отменены или приостановлены в своем действии Правительством.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав, свобод или обязанностей человека и гражданина, имеют межведомственный характер или определяют правовой статус общественных объединений, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию .

Данный порядок введения в действие такого рода ведомственных актов закрепляется не только в обычных законодательных актах, но и конституционно. Статья 15 (п. 3) Конституции РФ в связи с этим устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Подробнее об этом см.: Общая теория государства и права: академ. курс: в 3 т. /отв. ред. М. Н. Марченко. 2-е изд. М., 2001. Т. 2. С. 244.

  • См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий. М., 1999. С. 289, 290.
  • Введение

    Актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования заключается в том, что Правительство РФ играет важную роль в жизни общества и государства, решает задачи Российской Федерации, а нормативные акты Правительства играют важную роль в развитии страны.

    Исполнительная власть – это самостоятельная и независимая власть, представляющая собой весь спектр полномочий по управлению делами государства, полномочий подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочий по реализации различных мер административного контроля, законодательных полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

    Акты Правительства РФ имеют важное значение в жизни общества и государства, поскольку регулируют все сферы общественной жизни и, тем или иным образом, касаются каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

    Изучение юридической силы актов Правительства РФ необходимо для понимания сущности и правой значимости каждого из актов Правительства РФ. Таким образом, изучение данной темы является актуальной проблемой современного общества.

    Цель исследования. Рассмотреть акты Правительства РФ, их виды и юридическую силу.

    Задачи работы:

    рассмотреть теоретические основы актов Правительства Российской Федерации;

    рассмотреть процедуру нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации;

    рассмотреть юридическую силу актов Правительства Российской Федерации.

    Предмет исследования. Нормативные акты.

    Объект исследования. Акты Правительства РФ, их виды и юридическая сила.

    Методологическая основа . В основу нашего исследования был положен системный подход . В его основе лежит рассмотрение актов Правительства Российской Федерации как целостного множества элементов с совокупностью отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы; а также комплексный и количественный подход, в процессе применения которых должны учитываться различные аспекты управления.

    В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, методы системного, структурного и факторного анализа, а также качественный анализ нормативных документов.

    Теоретические основы научной разработанности проблемы. Акты Правительства Российской Федерации изучали в своих работах такие авторы как: Д.С. Ашаев, Н.А. Игнатюк, И.А. Ионов и др. .

    В статье В.П. Уманской исследуются теоретические положения и действующее законодательство в сфере правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Детально рассматриваются современное положение системы и структуры органов исполнительной власти, их функции, порядок разработки и принятия нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти .

    Обзор нормативно-источниковой базы. В ходе исследования мы использовали федеральные нормативно-правовые акты , справочные и аналитические материалы, интернет-ресурсы.

    Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

    1. Теоретические основы актов Правительства Российской Федерации

    Функции Правительства Российской Федерации реализуются путем издания его актов – постановлений и распоряжений, издающихся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ ответственно за исполнение данных нормативных актов. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на территории Российской Федерации .

    Акты Правительства РФ, которые имеют нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты различным текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

    Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой :

    Конституцией РФ;

    федеральными законами;

    нормативными указами Президента РФ.

    Проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ могут быть внесены в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов Федерации. Предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства, которые поступают в Правительство, адресованы для предварительного рассмотрения федеральным и региональным органам исполнительной власти.

    Проекты актов Правительства РФ вносятся также в Правительство с пояснительной запиской, которая содержит объяснения и прогнозы предполагаемых социально-экономических и других последствий их применения. Проекты актов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. Проекты нормативных актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации .

    При внесении в Правительство РФ предложений, которые требуют принятия закона или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением прилагаются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

    Постановления и распоряжения Правительства в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ.

    Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением актов или отдельных их положений, которые включают сведения, содержащие государственную тайну.

    Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках:

    Российская газета;

    Собрание законодательства Российской Федерации;

    тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»;

    иные печатные издания.

    Публикация осуществляется в течение 10 дней после дня подписания акта.

    Также содержание актов Правительства может быть доведено до людей по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи и так далее.

    Постановления Правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Другие постановления Правительства вступают в силу в день их подписания, если в самих постановлениях Правительства не предусмотрен другой порядок их вступления в силу.

    Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

    Правительство Российской федерации должно каждые три месяца обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности людей, устанавливают правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе сведения о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

    Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

    Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

    Существуют некоторые проблемы, связанные с реализацией актов Правительства РФ на практике. К примеру, в некоторых сферах их избыточное количество (хозяйственная сфера), а в некоторых – недостаточно (сфера безопасности и охраны порядка). Для решения данной проблемы необходимо: привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

    Таким образом, акты Правительства РФ – это постановления и распоряжения, издающиеся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Основными их признаками является особый порядок принятия, опубликования и вступления в законную силу. Акты Правительства РФ являются неотъемлемой частью российского законодательства и требуют постоянного изучения.

    2. Виды актов Правительства Российской Федерации

    Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов:

      • постановления;

        распоряжения.

    Особенность актов Правительства состоит в том, что постановления и распоряжения могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.

    Особенность Постановлений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются коллегиально, являются нормативными и общеобязательными для исполнения в стране, в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию .

    Особенность распоряжений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресованы, чаще всего, узкому или ограниченному числу исполнителей.

    Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на :

      • правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента;

        правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

    Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями:

      1. они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества;

        они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений;

        они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

    Помимо постановлений и распоряжений Правительства РФ, существуют иные нормативные акты исполнительной власти.

    1. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Их особенность заключается в том, что министерства и ведомства вправе издавать приказы и инструкции, которые содержат нормы права, в случаях и пределах, установленных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Именно по этой причине издание любого ведомственного акта должно основываться на специальном указании вышестоящих органов .

    Правовые акты этой группы довольно многочисленны и разнообразны. В данную группу входят приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.п. Все эти акты издаются с целью осуществления задач государственного управления в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений и должностных лиц.

    Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и другие законные интересы граждан, а также различные межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее, чем 10 дней с момента регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются .

    Регистрация в Министерстве юстиции РФ нужна для проверки законности принятия нормативного акта: Министерство юстиции проверяет, не ограничивает ли данный акт права и свободы человека, не возлагает ли дополнительные обязанности, не предусмотренные в законодательстве Российской Федерации. На данные акты нельзя ссылаться суду при проведении дел. Данное правило – это результат борьбы юристов многих поколений за демократичность принятия и использования ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых выступают, в первую очередь, граждане. Согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, которые утверждены Правительством РФ 23 июля 1993 г., центральным органам федеральной исполнительной власти передана обязанность оповещать о принятых ведомственных правовых актах соответствующие органы государственного управления страны, предприятий, организаций, учреждений .

    Такие акты вступают в силу по истечению 10 дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» или в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

    2. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Данные акты еще называются локальными нормативными актами. Органы исполнительной власти субъектов Федерации решают задачи, встающие перед ними, и в пределах своих полномочий принимают управленческие решения. Правовые акты, которые издаются на территории субъекта Федерации, действуют только на территории данного субъекта. Законы и распоряжения на территории субъектов Федерации доводятся до сведения исполнителей в течение семи дней с момента их принятия, но не позднее времени вступления их в силу .

    Локальными правовыми актами являются также юридические документы, которые содержат нормы права, принятые органами управления на предприятии, в организации, фирме и др. Краевые, областные администрации регионов могут принимать постановления, распоряжения и приказы. Глава администрации в пределах своих полномочий может издавать постановления и распоряжения.

    Подзаконные акты Российской Федерации служат наряду с законами источником законности, это означает, что граждане и юридические лица, при выполнении норм права, которые содержатся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка страны. На издаваемые правовые решения опираются граждане, должностные лица и организации. Подзаконные акты имеют свою иерархию. В частности, постановление федерального Правительства обладает большей юридической силой, чем похожее постановление министерства, правительства области, главы городской администрации .

    Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций с различными формами собственности. Для законного оформления, юридической институционализации такие предприятия издают различные правовые акты: приказы, которые издает руководитель организации, уставы и положения, на которые опирается их деятельность. Данные правовые акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и, как правило, для того чтобы они приобрели юридическую силу, необходимо зарегистрировать их в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав закрытого акционерного общества начинает обладать юридической силой только после регистрации в государственных органах власти.

    Таким образом, акты Правительства РФ включают постановления и распоряжения. Их особенность состоит в том, что они могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ. Существуют и иные акты исполнительной власти, которые обладают различной юридической силой. Основной проблемой здесь является большое количество актов исполнительной власти, зачастую дублирующих друг друга и отсутствие должного контроля за деятельностью органов исполнительной властью субъектов РФ. Для ее решения необходимо создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты.

    3. Процедуры нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации

    Осуществление правового регулирования является основной составляющая деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовые акты управления выступают как основание для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в различных сферах жизни общества и государства; правовые акты управления носят обязательный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Административные процедуры, которые связаны с их принятием, регистрацией и публикацией, гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, обеспечивают согласование интересов личности и государства.

    Органы исполнительной власти издают правовые акты управления и принимают участие в разработке и согласовании проектов федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

    Административные процедуры, которые связаны с принятием нормативных правовых актов, регулируют не только внутриорганизационную деятельность органов власти, но и отношения среди самих этих органов. При этом некоторые органы исполнительной власти могут наделяться отдельными полномочиями, непосредственно влияющими на процесс согласования и принятия актов Правительства РФ .

    Разработка проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства РФ, членами Правительства, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ. Чаще всего постановления и распоряжения Правительства РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, которые действуют по поручению Правительства или по собственной инициативе.

    В подготовке проектов актов Правительства РФ могут участвовать заинтересованные граждане, их объединения, саморегулируемые организации, ассоциации и союзы юридических лиц.

    Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов регламентируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

    Существуют характерные для всех нормативных актов элементы .

    1. Наличие регламентированной процедуры издания или принятия постановления или распоряжения.

    2. Для каждого органа власти существуют конкретные виды правовых актов, которые они вправе издавать, для правительства – постановления и распоряжения.

    3. Особый порядок подготовки проекта правового акта управления. На данной стадии определяется время подготовки проекта акта постановления или распоряжения и осуществляется разработка проекта акта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами в случае согласования).

    Подготовка акта производится органом, к компетенции которого относится его издание или по его поручению другими органами или лицами. Инициаторами проектов административных актов могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые совершенствуют определенную область своей управленческой деятельности. Проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако, для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, которые поступили от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры.

    4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая сможет обеспечивать целенаправленное развитие правового регулирования, а также его обсуждение. Большое значение уделяется непосредственно управленческим вопросам принятия акта управления, то есть анализу каждой ситуации при возникновении определенного вопроса. Для того чтобы иметь необходимые данные для принятия решения, часто приходится запрашивать мнение других организаций, специалистов-экспертов, общественных объединений, граждан. Иногда прорабатываются сразу несколько вариантов будущего постановления или распоряжения для того, чтобы всесторонне отразить интересы управления, иных субъектов общественной жизнедеятельности, общества в целом, каждого гражданина.

    5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

    6. Подготовка предложений об изменении, дополнении, признании утратившими силу ранее изданных нормативных актов или их части в связи с изданием нового административного акта.

    7. Издание нормативного акта управления. Издание актов управления – та стадия, где у подготовленного проекта появляется юридическая сила, а проект приобретает статус официального документа. В коллегиальных органах управления фактом принятия правового акта выступает голосование по проекту и принятие членами всего коллегиального органа решения большинством голосов; в единоначальных органах фактом принятия правового акта считается его подписание начальником соответствующего органа управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официального опубликования запрещено вносить любые изменения либо дополнения. Внесение изменений возможно только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый правовой акт должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

    8. Доведение утвержденного нормативного акта до сведения лиц, исполняющих его – один из основных этапов принятия нормативного акта. Процесс ознакомления с правовым актом проходит следующие этапы:

    устное ознакомление;

    ознакомление «под расписку»;

    направление по почте ведомствам и должностным лицам, которые будут использовать в своей деятельности данный акт;

    ознакомление граждан с информацией, содержащейся в правовом акте через СМИ;

    печать специальных сборников, содержащих данную информацию, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях.

    9. Направление утвержденного нормативного акта в Министерство юстиции РФ для его последующей государственной регистрации.

    10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу имеет особо важное значение, потому что оно:

    1) приводит к важным правовым последствиям, так как выступает в качестве важнейшей предпосылки приобретения нормативным актом юридической силы;

    2) воплощает в себе процессуальные задачи, так как факт опубликования является моментом вступления его в силу;

    3) объясняет правильное применение нормативных актов органами управления, организациями, должностными лицами и обществом;

    4) осуществляет важную информационную функцию, поскольку только после момента опубликования субъекты права имеют возможность ознакомиться с правовыми актами;

    5) обеспечивает легальность, доступность и открытость информации, содержащейся в нормативном акте.

    Таким образом, процедура опубликования правовых актов устанавливается в иных нормативных правовых актах, т.е. данный порядок четко регламентируется законодательством как в законах федерального и регионального уровней, так и в подзаконных нормативных правовых актах.

    Заключение

    Правительство Российской Федерации является особой структурой государства – органом государственной власти, призванным представлять потребности, интересы и цели людей, отражать их в своих нормативно-правовых актах и содержании организационной деятельности, а также оптимально и законно управлять общественными делами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

    Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой: Конституцией РФ; федеральными законами; нормативными указами Президента РФ.

    Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках: Российская газета; Собрание законодательства Российской Федерации; тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»; иные печатные издания.

    Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов: постановления; распоряжения.

    Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на: правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента; правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

    Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями: они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества; они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений; они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

    Принятие актов Правительство осуществляется в следующем порядке:

    1) подготовка проекта акта Правительства РФ;

    2) согласование проекта акта Правительства РФ;

    3) внесение проекта акта в Правительство РФ;

    4) принятие акта Правительством РФ;

    Основными функциями Правительства Российской Федерации являются организация соблюдения федеральных законов на всей территории Российской Федерации, систематический контроль за их исполнением иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

    В ходе исследования, нами были выявлены некоторые проблемы. К ним относятся: в некоторых сферах существует избыточное количество актов, а в некоторых их недостаточно; акты исполнительной власти часто дублируют друг друга. Для решения данных проблем необходимо: создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты; привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

    Список источников и литературы

      О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: федер. закон от 23 мая 1996 г. № 763 // Российская газета. – 1996. – 5 июня.

      Авакьян, С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь [Текст] / С.А. Авакьян. – М.: Наука, 2014. – 353 с.

      Ашаев, Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации [Текст] / Д.С. Ашаев // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. – 2013. – № 4. – С. 45-49.

      Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Баглай. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

      Игнатюк, Н.А. Акты Правительства Российской Федерации [Текст] / Н.А. Игнатюк // Правительство Российской Федерации. – 2015. – № 3. – С. 101-107.

      Ионов, И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти [Текст] / И.А. Ионов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4. – С. 34-40.

      Кудрявцев, С.В. Комментарий Конституции РФ [Текст] / С.В. Кудрявцев. – М.: Наука, 2014. – 281 с.

      Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / О.Е. Кутафин. – М.: ИНФРА, 2013. – С. 382 с.

      Мархгейм, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Мархгейм. – СПб.: Питер, 2013. – 347 с.

      Ноздрачев, А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ [Текст] / А.Ф. Ноздрачев. – М.: БИК, 2014. 291 с.

      Окуньков, Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) [Текст] / Л.А. Окуньков // Журн. рос. права. – 2012. – № 9. – С. 32-41.

      Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти [Текст] / В.С. Пронин // Журн. рос. права. – 2013. – № 2. – С. 11-17.

      Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти: правовые акты [Текст] / В.С. Пронин. – М.: ОМЕГА-М, 2014. – 291 с.

      Салищева, Н.Г. Правительство Российской Федерации [Текст] / Н.Г. Салищева // Человек и закон. – 2011. – № 7. – С. 87-93.

      Уманская, В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика [Текст] / В.П. Уманская // Исполнительная власть. – 2013. – № 4. – С. 90-94.

      Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст] / В.Е. Чиркин. – СПб.: Питер, 2013. – 355 с.

    Ашаев Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4; Игнатюк Н.А. Акты Правительства Российской Федерации // Правительство Российской Федерации. 2015. № 3; Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

    Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика // Исполнительная власть. 2013. № 4.

    Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа;

    Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа.

    Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения , обеспечивает их исполнение.

    Акты, имеющие нормативный характер , издаются в форме постановлений . Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера , издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

    Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

    Порядок принятия

    1)проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской , содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

    В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем. Проект акта визируется лицом, вносящим проект.

    В случае если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.

    2)Проекты актов Правительства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до внесения их в Правительство . Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

    3) Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию :

    - с федеральными министрами (их заместителями) - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти;

    - с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями) , руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов;

    - при необходимости - с другими государственными органами и иными организациями.

    4)При наличии разногласий по проекту акта Правительства вносящий проект член Правительства или другой руководитель должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия. Замечания по неурегулированным разногласиям, представляемые в Правительство, не могут быть подписаны заместителями соответствующих руководителей.

    5) Проекты постановлений Правительства после их согласования до внесения в Правительство направляются на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации , которое дает оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники.

    6) Проекты нормативных актов , оказывающих влияние на доходы или расходы Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации. В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

    7) Проекты нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации . Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в заключении дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.

    Заключения подписываются соответствующими федеральными министрами или их заместителями и представляются, как правило, в 7-дневный срок с даты поступления проектов актов. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов актов не может превышать 30 дней.

    Проекты актов вносятся в Правительство при наличии согласований , предусмотренных пунктом 57 Регламента, или разногласий, оформленных в соответствии с пунктом 59 Регламента, а в случаях, предусмотренных пунктом 60 Регламента, - также соответствующих заключений.

    Проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, подлежат возврату в следующем порядке.

    8) Проекты актов по вопросам, требующим незамедлительного решения , а также проекты, внесенные во исполнение поручения Правительства, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, не позднее чем в 5-дневный срок с даты поступления возвращаются по решению соответственно Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства с указанием причин возврата.

    Другие проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, не позднее чем в 5-дневный срок возвращаются Аппаратом Правительства с указанием причин возврата.

    По истечении 5-дневного срока с даты поступления проекты актов могут быть возвращены только по решению Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства.

    9) Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок . Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, Руководителя Аппарата Правительства.

    Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения , подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания .

    Экспертное заключение Аппарата Правительства на проект акта должно содержать оценку соблюдения требований настоящего Регламента при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

    Проекты актов с экспертными заключениями в соответствии с распределением обязанностей рассматриваются Заместителем Председателя Правительства и представляются Руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

    По результатам рассмотрения проектов актов Председателем Правительства или Заместителем Председателя Правительства проекты могут быть возвращены внесшим их руководителям федеральных органов исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью их принятия.

    Проекты актов, внесенные с разногласиями , докладываются Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства с предложениями о порядке дальнейшей работы с ними.

    Неурегулированные разногласия по проекту акта рассматриваются Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства с участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих разногласия. Рассмотрение разногласий может проводиться на заседании соответствующего правительственного координационного или совещательного органа.

    10) Окончательное решение по урегулированию разногласий принимает Председатель Правительства . По решению Председателя Правительства неурегулированные разногласия могут быть рассмотрены на заседании Правительства.

    По вопросам, решение по которым принимается исключительно на заседании Правительства, окончательное решение по урегулированию разногласий принимается на заседании Правительства.

    Проекты актов Правительства, которые принимаются в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Президента Российской Федерации, принятие которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента Российской Федерации, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

    Проекты актов Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

    Руководитель Аппарата Правительства (лицо, исполняющее его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск. При выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску акта, Руководитель Аппарата Правительства докладывает о них Председателю Правительства и действует в соответствии с принятым Председателем Правительства решением.

    Вступление в силу

    Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

    Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания , если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

    Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

    Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

    Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

    Опубликование

    Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия , а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

    • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
    • Конституционное право как отрасль права
      • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
      • Предмет и метод конституционного права России
      • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
      • Система конституционного права
        • Конституционно-правовые институты
        • Конституционно-правовая норма
      • Система источников конституционного права
      • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
      • Особенность международных договоров как источников конституционного права
      • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
      • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
    • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
      • Понятие и предмет науки конституционного права
      • Источники и методы науки конституционного права
      • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Конституция и этапы ее развития
      • Конституционализм и этапы его развития
      • Понятие и функции Конституции
      • Форма и структура Конституции
      • Юридические свойства Конституции
      • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
    • Основы конституционного строя
    • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
      • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
      • Экономические основы конституционного строя
    • Конституционные основы гражданского общества
      • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
      • Гражданское общество и государство
      • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
      • Статус средств массовой информации
      • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
    • Права и свободы человека и гражданина
    • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Гражданство: понятие, сущность, принципы
      • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
      • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
    • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
      • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
      • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
    • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
      • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
      • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
      • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
    • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
      • Становление института Уполномоченного по правам человека
      • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
      • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
      • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
      • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
      • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
    • Федеративное устройство
    • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
      • Государственное устройство: понятие и формы
      • Особенности Федерации в России
      • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательное право в Российской Федерации
      • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
      • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
      • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
    • Избирательный процесс
      • Понятие и основные стадии избирательного права
      • Организация и порядок проведения выборов
      • Голосование: классификация видов и итоги
    • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
    • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
      • Общие положения
      • Государственные органы и их система: понятия, признаки
      • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
    • Президент Российской Федерации
      • Сущность президентской власти
      • Полномочия Президента РФ
      • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
    • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
      • Парламент в государственном механизме
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
      • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
      • Процедурные правила рассмотрения вопросов
      • Законодательная процедура парламента РФ
    • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
      • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
      • Полномочия парламентариев
      • Гарантии депутатской деятельности
    • Правительство Российской Федерации
      • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
      • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
      • Полномочия Правительства РФ
      • Акты Правительства РФ
    • Судебная власть в Российской Федерации
    • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
      • Понятие «национальная безопасность»
      • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
      • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
    • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
      • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
      • Права и обязанности
      • Проблемы совершенствования местного самоуправления
    • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
      • Система безопасности в Российской Федерации
      • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
      • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
      • Следственный комитет РФ
      • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

    Акты Правительства РФ

    Свои полномочия Правительство РФ реализует посредством соответствующих актов, которые принимаются и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительственные акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Существует две формы актов Правительства РФ. (1) постановления, носящие нормативный характер; (2) распоряжения - по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

    Согласно Положению о подготовке правительственных постановлений и распоряжений проекты указанных актов могут быть внесены в Правительство РФ его членами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Предложения, поступающие от граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства, направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

    К проектам актов, которые вносятся в Правительство РФ, прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Такие проекты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов, носящих нормативный характер, должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ; если в Правительство РФ вносятся предложения, требующие принятия федерального закона или решения Президента РФ, то одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

    Президент РФ определяет порядок вступления в силу правительственных актов, которые подлежат обязательному официальному опубликованию (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер) не позднее 15 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием считается публикация их текстов в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». При необходимости безотлагательного широкого обнародования указанных актов они доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации немедленно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а остальные - со дня подписания, если само постановление не предусматривает иной порядок вступления в силу.

    Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента, могут отменяться главой государства.

    В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует достаточно сложная система исполнительной власти. Однако нельзя забывать о том, что она прежде всего является подсистемой государственной власти, ее ветвью в едином организационно-правовом механизме государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенную структуру, включающую в себя уровни (строение по иерархической вертикали), звенья (одноуровневые образования однородных органов), виды и формы.

    Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти, ибо от этого, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

    Важнейшая роль Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции страны, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществлении систематического контроля за их реализацией федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в принятии мер по устранению нарушений федерального законодательства. Иными словами, Правительство РФ в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

    На Правительство России возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, своевременная выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия Правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.