Все о тюнинге авто

Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Какими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления в

Отдельные государственные полномочия наряду с вопросами местного значения формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ΦЗ содержится специальная гл. 4, посвященная наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на три составные части:

  • 1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
  • 2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;
  • 3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления преданных государственных полномочий.

Рассмотрим поэтапно процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральным законом, полномочиями субъектов РФ – региональным законом. Иной порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не допускается.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ΦЗ законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

  • – вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются отдельными государственными полномочиями;
  • – перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также перечень прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
  • – способ или методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий;
  • – перечень подлежащих передаче в муниципальное управление или в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;
  • – порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им государственных полномочий;
  • – порядок осуществления государственного контроля с указанием осуществляющих его органов;
  • – условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо на срок выполнения передаваемых полномочий.

При принятии решений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями целесообразно учитывать следующие факторы.

Во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не обязательным, а возможным. Прежде всего, следует решить вопрос о целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления или же исполнение этих полномочий существующими или специально создаваемыми территориальными органами государственного управления. Принимая решения, важно учитывать не только организационные и финансовые факторы, но также удобство для населения при получении услуг в том или ином варианте.

Во-вторых, даже в том случае, когда исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления более эффективно, чем их исполнение органами государственной власти, не во всех муниципальных образованиях имеется возможность реально осуществлять эти полномочия. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12 тыс. муниципальных образований, существенно отличающихся по численности населения, по социально-экономическому потенциалу, а также по природным условиям и географическому положению. В таких условиях объем предоставляемых муниципальных услуг, равно как и объем реализуемых отдельных государственных полномочий, должны соответствовать условиям конкретного муниципального образования, учитывать его возможности и потребности.

В-третьих, поскольку наделение полномочиями должно сопровождаться передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, то в бюджетах РФ и ее субъектов ежегодно должны предусматриваться средства, выделяемые органам местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий.

Позитивным дополнением является внесение в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения, согласно которому законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом оговаривается важное условие: в этих бюджетах в обязательном порядке должно быть предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Если федеральные законы и законы субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не соответствуют перечисленным требованиям и это несоответствие установлено в судебном порядке, органы местного самоуправления вправе отказаться от исполнения переданных государственных полномочий. Эго положение также является новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ.

Важно отметить, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются только органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное нс установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Иными словами, поселениям

отдельные государственные полномочия передаваться не могут.

Выделяют два способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача и делегирование.

Под передачей понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такого наделения, как правило, не оговаривается.

Делегирование отдельных государственных полномочий – это передача некоторых полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления на определенное время для решения тех или иных конкретных задач, расширяющих компетенцию последних.

2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке.

Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Ключевым вопросом исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления в настоящее время стал вопрос порядка их исполнения в условиях, когда:

  • – государственное полномочие передано в порядке, не соответствующем требованиям Конституции РФ и федерального законодательства:
  • – органы государственной власти не исполняют возложенных на них законом обязанностей по передаче необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, у органов государственной власти не имеется оснований для принуждения органов местного самоуправления к исполнению соответствующих государственных правовых актов в случае бездействия муниципальной власти по реализации этих полномочий в связи с отсутствием переданных финансовых и материальных ресурсов.

От передачи на муниципальный уровень соответствующие полномочия не утрачивают статус государственных, органы государственной власти продолжают нести ответственность за их реализацию. В связи с этим государственные органы вправе устанавливать определенные квалификационные требования к лицам, непосредственно осуществляющим государственные полномочия, определять формы и регулярность предоставления информации о ходе их исполнения.

  • 3. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом контролю со стороны государственных органов подлежат:
    • – расходование выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых средств и материальных ресурсов;
    • – использование переданной в оперативное управление государственной собственности;
    • – адекватность исполнения переданных полномочий (прежде всего, выяснение вопроса о превышении полномочий или, наоборот, неполном исполнении);
    • – качество и эффективность исполнения полномочий.

При этом могут быть использованы следующие формы контроля: периодическая отчетность, выборочные проверки, опрос населения, учет заявлений, предложений, жалоб населения по выполняемым органами местного самоуправления отдельным государственным полномочиям и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ΦЗ в случае выявления нарушений требований данного Закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать предписания по устранению этих нарушений. Эти предписания обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в суд.

Следует отметить, что в настоящее время в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ΦЗ предусмотрена санкция в отношении главы муниципального образования в случае необеспечения им исполнения переданных государственных полномочий. Согласно п. 2 ст. 74.1 глава муниципального образования может быть отправлен в отставку.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит еще одно положение, которое может быть применимо в качестве ответственности органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление переданных отдельных государственных полномочий. В п. 1 ст. 75 содержится норма, предусматривающая временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в том случае, если органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий было допущено нецелевое расходование выделенных на эти цели субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Факт нецелевого использования бюджетных средств должен быть установлен в судебном порядке.

Положительным изменением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ, свидетельствующим о выстраивании эффективного диалога между государственными и муниципальными органами, является закрепление права органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствующем законодательном порядке. Для этого представительный орган муниципального образования должен принять решение о реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий.

Особым предметом ведения органов местного самоуправления является осуществление отдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень является эффективной и целесообразной. В этом случае органы местного самоуправления выступают перед населением в качестве агентов государственной власти. Такая передача позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов, лучше учитывать местные условия и особенности для улучшения обслуживания населения и поставить исполнение ряда жизненно важных вопросов под общественный контроль.

Всякое полномочие органа публичной власти включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование и реальное предоставление тех или иных услуг.

Для вопросов местного значения все эти компоненты закреплены за органами местного самоуправления. Для вопросов государственного значения, передаваемых органам местного самоуправления, должны делегироваться только полномочия по предоставлению услуг. Уровень власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере, устанавливающий нормативы и стандарты предоставления услуг, а также различные социальные льготы, должен знать, с какими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, и нести ответственность за их финансовое обеспечение.

Законом № 131-ФЗ установлено, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Осуществление отдельных государственных полномочий возлагается, как правило, на органы местного самоуправления верхнего уровня.

Установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций - особых целевых денежных средств, перечисляемых местным бюджетам из соответствующих бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основах. На каждое передаваемое полномочие должна быть выделена отдельная субвенция.

Рис. 1.9.

Положения соответствующих федеральных и региональных законов вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средства. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Принятие данных законодательных норм повлекло за собой пересмотр большого количества отраслевых федеральных законов, возлагающих на органы местного самоуправления нефинансируемые государственные полномочия. Указано, что признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных федеральных нормативных актов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям Закона № 131-ФЗ, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Таким образом, органы местного самоуправления получают право в судебном порядке защищаться от наделения их полномочиями, не обеспеченными материальными и финансовыми ресурсами.

В то же время закон допускает участие органов местного самоуправления в осуществлении отдельных не переданных им государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами. Столь расплывчатая норма снижает уровень защищенности органов местного самоуправления от возложения на них нефинанси- руемых государственных полномочий.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое предметы ведения, полномочия, компетенция, вопросы местного значения?
  • 2. Как в Европейской хартии местного самоуправления излагаются принципы определения сферы компетенции местного самоуправления?
  • 3. В чем состоит принцип субсидиарности?
  • 4. По каким признакам можно различать вопросы местного и государственного значения?
  • 5. По какому принципу в Законе № 131-ФЗ разграничены предметы ведения между сельскими поселениями, городскими поселениями, муниципальными районами и городскими округами?
  • 6. Чем обусловлено внесенное Законом № 136-ФЗ изменение положений ст. 14 Закона № 131-ФЗ о разделении вопросов местного значения городского поселения и сельского поселения?
  • 7. Целесообразно ли и почему разделение вопросов местного значения сельского поселения на обязательные и возможные к перераспределению?
  • 8. Целесообразно ли разделение вопросов местного значения внутригородского района на обязательные и возможные к перераспределению? Почему?
  • 9. Какие практические примеры реализации субъектами Российской Федерации предоставленного им Законом № 131-ФЗ права перераспределять полномочия по отдельным вопросам местного значения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вы можете привести?
  • 10. Целесообразна ли и почему передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?
  • 11. Какой порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Законом № 131-ФЗ?

Участие органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий (в порядке статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ)

Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ необходимо различать «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» и «участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий».

Части 4 и 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ посвящены специфическому правовому институту, который достаточно условно включен в главу о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: это участие муниципальных образований в осуществлении государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 20 органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 данного Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные законы могут содержать положения, предусматривающие порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий .

Общим условием такого участия является указание на такую возможность федерального закона.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ). Например, согласно ст. 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из практики уставных судов. Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 г. № 17/1 приостановлено действие ряда муниципальных нормативных правовых актов на 2006 г. в связи с тем, что в бюджете муниципального образования «Город Екатеринбург» не предусмотрено средств на их реализацию, в том числе действие актов, на основании которых предоставлялась 50%-ная льгота по оплате приватизированного жилья и коммунальных услуг инвалидам I и II групп. Гражданин Л. обратился в Уставный суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области указанного решения. Признавая решение Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 г. № 17/1 соответствующим Уставу Свердловской области, в постановлении от 24 апреля 2006 г. Уставный суд отметил, что установленные федеральным законодательством меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами государства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ органы государственной власти вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении мер социальной защиты, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения (постановление от 23 апреля 2004 г. № 9-П, определение от 1 декабря 2005 г. № 462-0 и др.). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ, ст. 10, п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 92 Устава Свердловской области).

Уставный суд также отметил, что федеральный закон не относит вопросы социальной защиты инвалидов к вопросам местного значения, но и не исключает возможность предоставления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, причем финансирование данных мер не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (ст. 14-16,

ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ). Если бюджетом муниципального образования (в том числе в связи с его дефицитом) не предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, то действие нормативного акта, предусматривающего данные меры, может быть отменено или приостановлено (ст. 83 БК РФ) .

Необходимо обратить внимание, что ч. 4 и 5 ст. 20 Федерального закона № 131 -ФЗ довольно условно делят право осуществления государственных полномочий и право осуществления расходов за счет средств местных бюджетов на осуществление этих государственных полномочий. Суть этих положений в целом идентична: и осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, и участие в финансировании этих полномочий осуществляются добровольно при наличии возможности и не являются основанием для выделения субвенций и каких-либо иных средств. Более того, органы местного самоуправления могут осуществлять дополнительное финансирование не переданных им государственных полномочий только в случае прямого указания на это в федеральных законах. Данная норма направлена на предотвращение ситуации расходования средств местного бюджета в ущерб финансированию вопросов местного значения.

  • См.: Васильчук Ю. Кто распоряжается землей? // ЭЖ-Юрист. 2006. №11.
  • СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 900.
  • Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

УДК 342.4 М.А. Мокшина

НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Рассматриваются вопросы теории и практики наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Ключевые слова: наделение государственными полномочиями, федеральный закон, орган местного самоуправления, осуществление отдельных государственных полномочий.

В ходе реформы местного самоуправления четко определились три проблемы, которые замедляют становление реальной демократии на местном уровне. Первая проблема лежит в плоскости несовершенства федерального законодательства, и прежде всего межбюджетного регулирования. Вторая проблема - несоответствие кадрового потенциала органов местного самоуправления уровню задач, стоящих перед местным самоуправлением. Третья проблема - слабая финансовая база местного самоуправления1. Реализация муниципальной реформы выявила, кроме вышесказанных, и такие проблемы, как проблема собственности; проблема компетенции; проблема отсутствия целостной научно обоснованной государственной концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на основе надлежащего баланса децентрализации государственной власти, самостоятельности местного самоуправления и его взаимодействия с органами государственной власти; фактическое отстранение населения от процесса выбора конкретной модели организации и деятельности местного самоуправления; слабая основа государственного и общественного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.2

Особое значение в современный период приобретает проблема взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010 г.)3 внесено немало новых положений, определяющих взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления. Как отмечается в научной юридической литературе, главной идеей Федерального закона было встраивание органов местного самоуправления в систему государственной власти.

Одной из форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является наделение последних отдельными государственными полномочиями. Конституция РФ, Федеральный закон №131-ФЗ предусматривают возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями как федеральными, так и полномочиями субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч.2 ст. 132 Конституции РФ).

В Федеральном законе №131-ФЗ появилась специальная гл. 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в ней впервые закреплено определение понятия «отдельные государственные полномочия». Так, в ч. 1 ст. 19 Федерального закона определены отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, как полномочия органов местного самоуправления установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным этим законом к вопросам местного значения. Вместе с тем Федеральный закон №131-ФЗ не дал определения понятия «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Таковое, как отмечается в юридической литературе, может осуществляться в двух формах: 1) передачи

1 См.: Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Российская модель местного самоуправления: технологии эффективной реализации»: М., 2006.

2 См.: Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. №3. С. 5; Кеня И.А. Проблемы и пути оптизации в развитии правового регулирования вопросов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1. С.5.

3 Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

полномочий как способа регулирования полномочий органами местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления; 2) делегирования полномочий, то есть разового предоставления государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на определенный срок или бессрочно4.

Анализ практики показывает, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления вызвана рядом моментов: а) требованием принципа субсидиарности, закрепленного в Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления; б) передачей ряда государственных полномочий органам местного самоуправления, позволяющей сэкономить средства, которые должны быть затрачены на создание соответствующих территориальных структурных подразделений государственных органов; в) необходимостью улучшения качества обслуживания населения5.

Федеральный закон №131-ФЗ установил правило, согласно которому наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время в большинстве субъектов РФ такие законы приняты.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону № 131-ФЗ.

По сравнению с прежним Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6 действующий Федеральный закон устанавливает конкретные требования к федеральным законам, законам субъектов РФ, согласно которым органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями. Так, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, если федеральным законом или законом субъекта РФ будет предусмотрено наделение органов местного самоуправления городских, сельских поселений отдельными государственными полномочиями, то такое осуществление возможно.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, разнообразны. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что в перечень отдельных государственных полномочий включаются: ведение записи актов гражданского состояния; совершение нотариальных действий; ведение воинского учета; участие в организации гражданской обороны; регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведение земельного кадастра; архивное дело; использование лесов; осуществление мер социальной защиты и другие. Многие законы субъектов Российской Федерации не содержат перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Возникает вопрос: «Следует ли в законах субъектов определять перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления?» Единого мнения по данному вопросу в юридической литературе нет.

По нашему мнению, определение конкретного перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, представляется нецелесообразным, поскольку не каждое муниципальное образование может эффективно исполнять государственные полномочия (учитывая уровень его социально-экономического развития).

4 См.: Лукашов Л.А., Подсумкова А.А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению. Саратов, 1999. С. 10, 47, 48.

5 См.: Актуальные вопросы развития муниципальных образований / под ред. И.Н. Барцица, В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 77.

6 Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3509.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В последнее время наблюдается тенденция постоянного увеличения количества вопросов, передаваемых органам местного самоуправления. Кроме того, в законодательстве появляется все больше норм, которые предоставляют органам местного самоуправления возможность участвовать в решении вопросов государственного значения по своей инициативе и за счет средств местного бюджета (например, ст. 14.1, 15.1, 16.1, ч. 5 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ). А это приводит к таким ситуациям, что постепенно органы местного самоуправления вынуждены все больше внимания уделять исполнению государственных полномочий за счет собственных бюджетных средств. Таким образом, наблюдается отступление от цели административной и муниципальной реформы, которая основывалась на четком разграничении компетенции между всеми уровнями власти и закреплении материальных ресурсов и финансовых средств на их выполнение. Следует согласиться с мнением Е. Лялиной: «На законодательном уровне следует установить дополнительные гарантии прав органов местного самоуправления при передаче государственных полномочий, исключив практику введения дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения»7. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Но до сих пор, как показывает практика, наблюдаются многочисленные случаи несоблюдения законной процедуры. Как на федеральном, так и на региональном уровне органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями без надлежащего финансирования. А это приводит к тому, что органам местного самоуправления приходится использовать средства собственных доходов местных бюджетов, необходимых для реализации полномочий по вопросам местного значения. В связи с этим необходимо и на федеральном, и на региональном уровне решать эти вопросы с соблюдением установленной процедуры финансирования, усилить надзор за законностью передачи органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Федеральный закон №131-ФЗ (ч. 6 ст.19) устанавливает, что федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в которых предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок контроля органами государственной власти за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименование органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для исполне-

7 Лялина Е. Оценка перспектив реализации реформы местного самоуправления в Орловской области // Федерализм. 2009. № 1. С. 226, 227.

ния органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым исполнение указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с исполнением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с исполнением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями следует учитывать их мнение по данному вопросу. Главным условием передачи отдельных государственных полномочий должно быть установление реальных возможностей реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Статья 20 Федерального закона №131-ФЗ содержит положения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Но определения понятия «осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий» в указанном законе не дано. Следует согласиться с М.Ю. Дитятковским, который предлагает данное понятие рассматривать в широком и узком аспектах. В широком аспекте осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий включает в себя несколько последовательных стадий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, собственно осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, контроль за ним, прекращение указанного осуществления и ответственность за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий. В узком аспекте - это один из субинститутов института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями8.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ (ч.1 ст. 20) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов. А ст. 48 Федерального закона устанавливает, что муниципально-правовые акты

8 Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2. С. 29.

2011. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом субъекта РФ).

В ч. 2 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ заключена гарантия органов местного самоуправления: признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 этого закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы), если это участие предусмотрено федеральными законами. Данные законы могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе производить расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) на исполнение полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное ч. 5 ст. 19 Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, производится при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий содержатся в законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Например, в Законе УР от 29.12.2005 № 76-РЗ (ред. от 29.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в области здравоохранения» в ст. 10 определены условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Согласно данной норме:

1) исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления прекращается на основании закона Удмуртской Республики о прекращении осуществления отдельных государственных полномочий;

2) осуществление органами местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований отдельных государственных полномочий может быть прекращено в случаях:

а) неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий;

б) использования не по назначению переданных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых и (или) материальных средств;

в) нарушения при исполнении отдельных государственных полномочий законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Удмуртской Республики;

г) в случае вступления в силу федерального закона, исключающего отдельные государственные полномочия из числа полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики;

д) в случае нецелесообразности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Порядок и сроки возврата финансовых и материальных средств, переданных для выполнения отдельных государственных полномочий, а также дальнейшее исполнение отдельных государственных полномочий определяются законом Удмуртской Республики о прекращении осуществления отдельных государственных полномочий.

В Федеральном законе № 131-ФЗ достаточно четко прописан контроль за деятельностью органов и должностных лиц. Органы государственной власти контролируют не только исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, но также и использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. К уполномоченным государственным органам можно отнести законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти РФ, контрольный орган субъекта РФ, иные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Законы субъектов РФ определяют порядок осуществления органами государственной власти контроля за исполнением отдельных государственных полномочий. Например, в Законе УР от 29.12.2005 № 76-РЗ (ред. от 29.12.2010) в ст. 9 указано, что контроль осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики в формах:

1) координации деятельности органов местного самоуправления;

2) представления органами местного самоуправления отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий;

3) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления отдельных государственных полномочий, включая целевое использование переданных финансовых и материальных средств;

4) издания нормативных правовых актов и дачи органам местного самоуправления письменных предписаний по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Контроль производится путем проведения проверок, запросов необходимой информации и документов об исполнении отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ уполномоченные государственные органы субъекта РФ вправе направлять письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

В Федеральном законе содержатся конкретные формы контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Например, в ч. 5. ст. 37 установлено, что при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут, если он нарушает условия контракта в части, касающейся исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий, возможность реализации которых полностью обеспечена органами государственной власти материальными ресурсами и финансовыми средствами.

Меры ответственности органов местного самоуправления могут устанавливаться федеральным законом, законами субъектов РФ. В частности, согласно ст. 75 Федерального закона №131-Ф3 в ряде случаев отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно исполняться органами государственной власти. В п. 3 ч. 1 ст. 75 содержится положение о том, что отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случае, если при исполнении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленных соответствующим судом.

Как представляется, временное осуществление органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления нарушает один из основных принципов местного самоуправления - его самостоятельность.

Итак, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - это одна из форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, смягчающая жесткое организационное и компетенционное разведение государства и местного самоуправления9. Чтобы не было размывания конституционной модели местного самоуправления, усиления государственных начал в системе местного самоуправления, на федеральном уровне следует более детально регламентировать вопрос делегирования полномочий органам местного самоуправления (процедура передачи отдельных государственных полномочий, порядок прекращения исполнения полномочий, порядок возврата материальных ресурсов и др.).

Поступила в редакцию 20.12.10

Delegation of some state authority to local government institutions

The article covers the theory and practice issues of the delegation of some state authority to local government institutions.

Keywords: delegation of state authority, federal law, local government institution, the exercise of certain state authority.

Мокшина Маргарита Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

Mokshina M.A., candidate of law, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

9 См.: Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов власти и местного самоуправления: учебное пособие. М.: Юнити - Дана; Закон и право, 2008.

Муниципальное право: Шпаргалка Автор неизвестен

26. Порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями

Порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями закреплен законодательством.

1. Полномочия органов МСУ, установленные ФЗ и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным базовым ФЗ о МСУ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам МСУ.

2. Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется ФЗ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам МСУ, осуществляются органами МСУ муниципальных районов и органами МСУ городских округов, если иное не установлено ФЗ или законом субъекта РФ.

4. Органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

6. ФЗ, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями, должны содержать: 1) вид или наименование МО, органы МСУ которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов МСУ а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления передаваемых государственных полномочий; 5) порядок отчетности органов МСУ об осуществлении переданных им полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения ФЗ, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

30. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц Исходя из ст. 298 ТК РФ получается, что в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств,

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами 1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.2. Таможенные органы в соответствии с настоящим

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами 1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

2. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти По действующему законодательству любые муниципальные образования и возглавляющие их органы местного самоуправления в пределах своих законом предоставленных

Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

1. Злоупотребление полномочиями Объектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК, являются взаимоотношения управленческого характера в негосударственных организациях.Объективную сторону преступления составляет использование лицом, выполняющим управленческие

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Новый АПК существенно расширил полномочия арбитражных судов по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами Взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Из книги автора

Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями 1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся