Все о тюнинге авто

Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога. Компоненты профессиональной компетентности Правовая компетентность участников образовательной деятельности

1

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере образования. Отмечены идеи компетентностного подхода, разработанные Л.О. Филатовой. Анализированы понятия «компетенция» и «компетентность». Указывается на необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога правовой компоненты. Акцентируется внимание на понятии правовой компетенции, а также описывается процесс её формирования. Актуализируется необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Правовая компетенция рассматривается в виде компоненты профессиональной подготовки специалиста, которая в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом. Анализируются требования к подготовке педагога профессионального обучения, установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года. Отмечено, что представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога. Сделан вывод о том, что формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

компетентностный подход

компетенция

компетентность

правовая компетентность

профессиональное обучение

1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6070.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)" // Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39534.

3. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. - № 2. – 2012. - C. 24-28

4. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Общероссийский научный и научно-практический юридический журнал. – 2012. - № 10 (53).

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 11-12. – С. 100-102.

6. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

7. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Введение. В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория, как «компетентность», а также обосновываются использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании.

Сегодня компетентностный подход в образовании противопоставляется знаниевому и деятельностному подходам к определению целей, результатов и соответственно стандартов высшего профессионального образования. В. Байденко, говоря о переходе от квалификационного к компетентностному подходу, в числе факторов, детерминирующих эту тенденцию, называет новые требования к выпускникам.

Компетентностный подход в образовании. Основные идеи компетентностного подхода были сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

  • компетентность объединяет в себе знаниевую и деятельностную составляющую образования;
  • понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
  • оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;
  • компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
  • в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
  • компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
  • компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
  • понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;
  • компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;
  • компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения .

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения .

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской) .

Понятие правовой компетенции. В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности и правовой компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В., правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом .

Правовая компетентность педагога представляет собой интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей . Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой компетентности специалистов других отраслей общественного производства, поскольку она:

  • предполагает знание правовых норм и опыт их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
  • обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования образовательных отношений;
  • служит средством развития правовой культуры учащихся;
  • включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
  • является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной деятельности;
  • позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ .

Требования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата заключаются в том, что у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Требования к подготовке педагога профессионального обучения установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года . Он предусматривает профессиональные компетенции, относящиеся к:

  1. учебно-профессиональной деятельности :
  • способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
  • способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2)
  • способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в СПО (ПК-3);
  • способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
  • способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
  • готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
  • готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
  • готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);
  • готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
  • готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
  1. научно-исследовательской деятельности :
  • способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
  • готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);
  • готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
  • готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);
  1. образовательно-проектировочной деятельности :
  • способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
  • способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);
  • способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);
  • способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
  • готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);
  • готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);
  • готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);
  • готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);
  • готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);
  • организационно-технологическая деятельность:
  • способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
  • способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
  • готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
  • готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);
  • готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);
  • готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
  • готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Формирование правовых компетенций. Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Следовательно, в процессе подготовки педагога профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» необходимо, наряду с перечисленными в ФГОСе профессиональными компетенциями, формировать дополнительные правовые компетенции. Представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога .

Формирование правовой компетентности происходит в процессе освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, умений, навыков правового характера - знаний о праве, правовых ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать, использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, в профессиональной деятельности, а также в практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны перерасти в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые нормы, проявлять правовую активность .

Предусмотренные рабочим учебным планом по профилю подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» юридические дисциплины позволят выделить блок дополнительных правовых компетенций. Правовые компетенции можно разделить на три группы: общеправовые, процессуально-правовые, отвечающие за совершение правовых действий и профессионально-правовые компетенции, позволяющие осуществлять разработку правовых актов.

Заключение. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность преподавателя определяется уровнем его правосознания и правовой активности. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

Формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

Библиографическая ссылка

Колдина М.И., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18404 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЕВ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье проанализированы критерии правовой компетентности. Рассмотрено соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». Проведено сравнение двух образовательных парадигм. Одна ориентирована на знания, другая касается личности. Выявлены факторы, влияющие на уровень правовой компетентности.

Смена парадигм образования от традиционной к личностно ориентированной и перевод российского образования на государственные стандарты требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, не только глубоко знающего свою профессию, но и обладающего правовой компетентностью.

Архаичными являются парадигмы, принципы организации высшего образования, когда студент рассматривается лишь как объект воздействия, как сосуд, который нужно наполнить определенным объемом знаний и навыков .

Попытки отказаться от «знаниевой» ориентации образования предпринимались и раньше. В 1920-е годы получило распространение стремление к отмене традиционного предметного преподавания. Но от планов отмены предметного обучения уже к началу 1930-х годов пришлось отказаться из-за протестов работодателей, не получавших достаточно подготовленного кадрового пополнения .

Парадигма научного познания - одна из кардинальных категорий общей методологии науки. Под парадигмой понимается модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Другие определения конкретизируют это общее представление: «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач»; «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» .

Чтобы понять, что представляет собой та или иная парадигма образования, необходимо провести логический анализ образовательных теорий.

Тематическое ядро - объяснительный конструкт парадигмы, консолидирующий совокупность взаимосвязей структурных компонентов образовательной теории. В качестве такого конструкта выступает ценностносмысловая направленность образовательной деятельности.

Ценности - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их желаний, но также идеи и побуждения, принятые как нормы и идеалы .

Ценности образования - это определенные компоненты, результаты, виды деятельности, определяющие избирательную активность субъектов образовательного процесса.

Непосредственным источником смыс-лообразования являются потребности и мотивы. Личностный смысл (англ. personal sense, personal meaning) - это осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Личностный смысл определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностями .

Сравнительный анализ двух парадигм представлен в таблице 1.

Одним из основных представителей когнитивно-ориентированной парадигмы является М.М. Поташник. Он является автором статей в журнале «Народное образование» («Горе от «ума», «Хотели как лучше, а получилось... хуже, чем всегда» и т. д.).

К сторонникам второй парадигмы относятся В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская. Среди трудов следует отметить статьи Е.В. Бондаревской «Антикризис-

ная направленность современного воспитания», И.С. Якиманской «Психологические проблемы развития личности ученика в трудах H.A. Менчинской». В.В. Сериков является соавтором статьи «Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания», также соавтором является В.В. Анисимова.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования указывают на необходимость подготовки профессионала, обладающего правовой компетентностью. Например, государственный стандарт для специальности «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» предусматривает, что инженер должен знать законы, постановления, распоряжения, приказы, касающиеся выполняемой работы, и так далее.

Концепция модернизации российского образования определила, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, реализующих повседневные интересы индивидов, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства .

Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума .

Правовое государство отличается от иных типов государств следующими основными признаками: верховенством закона (всеобщая равная ответственность перед законом без всяких исключений); разделением властей (на законодательную, исполнительную и судебную); сильной, независимой судебной властью, выполняющей функцию гаранта законности и правопорядка.

В настоящее время в мире образования идет процесс формирования личности нового типа - «правосознательного гражданина», для которого характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры.

Правовое сознание - это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, теорий, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.

Для определения понятия «правовая компетентность» необходимо определить сущность понятия «компетентность».

В толковом словаре русского языка термин «компетентность» определяется как:

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

В педагогике под компетентностью понимается уровень образованности специалиста, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.

Психология толкует понятие «компетентность» как психосоциальное качество, означа-

Таблица І. Когнитивно-ориентированная и личностно ориентированная парадигмы образования

Структурный компонент Когнитивно-ориентированная парадигма Личностно ориентированная парадигма

Цель Формирование знаний, умений и навыков Создание условий для полноценного развития личных функций всех субъектов образовательного процесса

Главная ценность Социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями Развитие личности, ее автономности, самостоятельности, индивидуальности, самореализации, ответственности и т.д.

Смыслообразующие факторы Информационное обеспечение личности Содействие (обеспечение) реализации потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении, самоактуализации.

ющее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

Правовая компетентность представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.

В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Во многом это определяется тем, что английские слова «competence» и «competency» в большинстве словарей определяются как синонимы и переводятся в двойном значении - «компетенция» и «компетентность».

Также нет единого понимания термина «ключевые компетенции». Это словосочетание все шире используется как новый подход к конструированию образовательных стандартов. В одних работах термин «ключевые» выступает как синоним слову «общие», и тогда возможно противопоставление «ключевых компетенций» «профессиональным компетенциям». А в других исследованиях понятие «ключевые» синонимично понятию «базовые», и тогда возможно использовать словосочетание «ключевые профессиональные компетенции», что невозможно в первом случае .

Компетенция (от лат. TOmpetentia) является многосмысловым понятием и включает в себя:

Круг ведения какого-либо лица;

Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, о которых может здраво судить и эффективно работать в их области;

Единство знаний, навыков, профессионального опыта, способностей действовать;

Адекватность и достаточность, состояние или качество быть функционально адекватным или имеющим достаточные знания, умения, суждения, навыки;

Совокупность полномочий, прав и обязанностей служащего предприятия или госу-

дарственного органа; в этом значении принято говорить о судебной, законодательной, федеральной и других компетенциях.

Высокий уровень правовой компетентности предполагает:

Понимание объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним (мотивационный критерий);

Высокий объем социально-правовых знаний, стремление к их постоянному пополнению и совершенствованию (когнитивный критерий);

Самовоспитание, участие во внеаудиторной деятельности (деятельностно-рефлексивный критерий).

Правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида.

Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Модернизация высшего образования приобрела особое государственное значение. В связи с этим основным направлением преобразований становится освоение действующего законодательства, правовых институтов, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина и практика их реализации. Необходимость рассмотрения правовой компетентности в российском образовании диктуется Федеральной концепцией обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения вытекает из многих международных договоров. В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать преподавание знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях. Права человека проистекают из естественного права, являются исходными и присущи всем людям от рождения независимо от того, явля-

ются они гражданами государства, в котором живут, или нет .

ООН призвала все государства, международные организации, профессиональные объединения, национальные органы и неправительственные организации, образовательные учреждения, все секторы гражданского общества к объединению усилий для распространения всеобщей культуры прав человека с помощью информации, развития образования, организации учебных курсов.

Поэтому большое значение имеет правовая информатизация как средство повышения правовой культуры. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационноправовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Составной частью образования является самообразование. Новейшие информационные технологии трансформируют способы реализации образования и самообразования, обеспечивая доступность информации, облегчая ее поиск, предоставляя инструментальные средства работы с ней. Благодаря комплексному использованию этих средств создаются условия для творчества, оптимизируются возможности и расширяются границы образовательной и самообразовательной деятельности .

Компететностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в правовых нормах и административных структурах, в потребительских оценках; при выборе профессии; при необходимости разрешать проблемы выбора способов разрешения конфликтов. По мнению Б.Д. Эльконина, надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Здесь термин «научить» в строгом смысле не вполне приемлем.

Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся .

При осуществлении данного подхода в состав содержания образования войдут знания, способы деятельности, опыт ценностного отношения к миру .

В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Компетентностный подход в организации правового образования отражается в решении первоочередной государственной проблемы создания системы правового и гражданского общества через общедоступное и качественное образование. В этой связи проблема повышения уровня и качества правовой подготовки специалистов с высшим образованием приобретает особую актуальность. Конечный результат формирования компетентного специалиста в области права определяется уровнем развития правовой культуры личности и, в конечном итоге, самого общества. Таким образом, преодоление разрыва между знанием норм и их игнорированием в современных условиях составляет важнейшую задачу российского общества, реализуемую через образовательный процесс.

В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных и иных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.

Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:

В форме правового инфантилизма;

В форме правового нигилизма;

В форме правового перерождения.

Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформиро-ванности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным законом страны.

Правовой нигилизм - сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.

Основными направлениями преодоления правового нигилизма являются: формирование правового государства и гражданского общества; непрерывное совершенствование законодательства; укрепление деятельности правоприменительных органов; правовое воспитание; повышение уровня правовой культуры .

Перерождение - крайняя степень искаженного дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

В процессе правовой социализации человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, то есть осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания они может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав.

Основу формирования правовой компетентности специалиста составляет понимание ее сущности как качественной характеристики личности будущего специалиста, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент включает:

1) овладение знаниями и умениями только под действием требований преподавателя (низкий уровень готовности студента);

2) ситуативный интерес к овладению проблемой (остаточный уровень готовности студента);

3) стремление к пополнению знаний, нахождению новых способов действий (высокий уровень готовности студента).

Будущее правового образования ученые видят в создании такой интеллектуальной среды, которая дает широкие возможности для развития критического мышления и осмысления ценностного характера прав человека. Конституция РФ декларирует понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью . Согласно статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью» .

Когнитивный компонент показывает уровень формирования знаний о праве и правовых явлениях и умение будущего специалиста своевременно и оперативно находить, перерабатывать и анализировать информацию.

Коммуникативный (от лат. соттитсо -связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный компонент (от позднелат. геАехю - обращение назад) проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.

Социально-правовая компетентность преподавателя в вузе должна соответствовать следующим критериям: мотивационному, когнитивному и деятельностно-рефлексивному.

Мотивационный критерий предполагает стремление воспринимать реальность в социально-правовом контексте, а также осознание ценности права. Когнитивный критерий -сформированность правовых знаний и умение работать с социально-правовой информацией. Третий критерий - умение выделять социально-правовой контекст педагогической задачи, а также оценивать и анализировать социаль-

но-правовые явления с точки зрения допустимости, личной и общественной значимости.

Задача преподавателя в вузе - дать основы правовых знаний, умений и навыков. Соответственно задача студента - усвоить основы правовых знаний. Эффективное взаимодействие между студентом и преподавателем является гарантией выполнения данной задачи.

По нашему мнению, для профессионального роста личности большое значение имеет как профессиональная, так и правовая компетентность. На уровень правовой ком-

петентности влияют следующие факторы: реализация представлений о ценности права на практике, реальный уровень защищенности личности, возможность устроиться на работу по специальности и другие факторы. Среди этих факторов одно из главных мест занимает повышение уровня правовой компетентности в процессе правовой социализации личности. Одним из средств повышения уровня являются успешный диалог между студентом и преподавателем и обучение навыкам и умениям, которые могут пригодиться на практике.

Список использованной литературы:

1. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социологические исследования. - 2006. - №8.- С. 101.

2. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 21-22.

3. Парадигма науки и тенденции развития образования / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 23.

4. Конструктивная педагогическая аксиология / В. И. Горовая // Педагогика. - 2007. - №4.- С. 16.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

6. Мухаев Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 272 с.

7. «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика». Роль образования в формировании гражданского общества // Педагогика. - 2007. - №3. - С.50.

8. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 63.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. - 816 с.

10. Образование как ресурс информационного общества / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2005. - №7. - С. 113.

11. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. - №10. - С. 11.

13. Правовое сознание и правовая культура / А. И. Бобылев // Право и государство. - 2005. - №3. - С. 6.

14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

15. Конституция Российской Федерации: - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004. - 48 с.

Современное общество выдвигает принципиально иную систему ценностей, основу которой составляет позиция, которую можно назвать общей компетентностью, одной из составляющих которой является правовая компетентность. Ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция и самореализация личности. Одна из них правовая компетентность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное общество выдвигает принципиально иную систему ценностей, основу которой составляет позиция, которую можно назвать общей компетентностью, одной из составляющих которой является правовая компетентность. Ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция и самореализация личности. Одна из них правовая компетентность.

1. Правовая компетентность учителя является его интегральной профессионально-личностной характеристикой, включающей систему гуманистических ценностных ориентации в экономическом, политическом и социальном направлениях общественной жизни, глубокие теоретические знания, практические умения, коммуникативные способности и личностные качества, направленные на создание стимулирующих условий для правового воспитания учеников.

2. Правовая компетентность представляет собой единство правовых знаний, отражающих правовую действительность, отношение личности к правовым явлениям и на основе этого её правовое поведение; она проявляется через положительную, сообразную с законами общества, установку по отношению к себе и другим, окружающему миру, приносящую успех и удовлетворение от достигнутых результатов.

3. Условиями формирования правовой компетентности учителя являются приоритетные ценности, мотивационные установки, коммуникативная культура преподавателя, уровень воспитанности правовой культуры учеников, психологический климат в коллективе.

4. Влияние гражданственных качеств личности преподавателя на формирование правовой компетентности учителя является фактором их обоюдного саморазвития в процессе учебно-воспитательного взаимодействия.

Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в обществе. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции структуры и содержания правового образования в школе одним из приоритетов объявлено формирование правовых компетенций.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе правовая компетентность учителя предполагает:
знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования в школе;
умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента – когнитивный, деятельностный и мотивационный.

Когнитивный – это знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых понятий и терминов. Для формирование этой компетентности нужно актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и её включение в содержание учебных предметов.

Мотивационный – это проявление отношения к закону, праву в целом, правовым поступкам учеников. Для воспитания этого направления правовой компетентности нужно инициирование социально-правовой деятельности школьников.

1

Правовая компетентность педагога является составной частью его профессиональной компетентности. В связи с этим предлагается анализ понятия правовой компетентности педагога, осуществлена попытка определения правовой компетентности педагога на основе представленных в научной литературе исследований. Авторами проанализированы проблемы, существующие на практике при формировании правовой компетентности педагога, предложены основные векторы развития современного педагогического образования по правовой подготовке будущих педагогов. В целях обеспечения качественной правовой подготовки будущих учителей в педагогических вузах должна быть разработана программа правового образования, включающая правовое обучение и воспитание. При этом доказано, что правовой теоретической подготовки недостаточно, так как требуется всестороннее вовлечение будущего педагога в процесс правового образования, который взаимосвязан с правовым пространством, созданным в педагогическом университете, а затем и в школе.

профессиональная компетентность

правовая компетентность педагога

правовое образование.

1. Лазарова Н.Ч. Развитие профессиональной правовой компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010. – № 3. – С. 40-44.

2. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск, 2011. – Т. II. – С. 94-96.

3. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://www.?id=12444 (дата обращения: 04.10.2017).

4. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://?id=6768 (дата обращения: 04.10.2017).

5. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23 с.

6. Юн-хай С.А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 255-262.

7. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. – 2006. - Т. 9. – № 4. – С. 590-593.

8. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 155-163.

9. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 279 с.

10. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 13 (115). – С. 131-134.

11. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. – Калининград, 2005. – 21 с.

12. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 52-56.

Одним из элементов в структуре профессиональной компетентности педагога выступает правовая компетентность, которая является важным инструментом в процессе реализации государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры, а также формирования у граждан чувства уважения к закону. Важность роли учителя также заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во многом зависит именно от педагога, так как он создает особое правовое пространство развития личности учащегося. «Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционируют в правовом контексте, в этой связи специалисты любого профиля подготовки должны адекватно ориентироваться в системе правовых знаний с целью наиболее оптимального их применения» .

Большинство исследований правовой компетентности представляют собой не столько определение ее содержания и методик формирования, сколько изучение теоретических подходов к формированию как самой компетентности, так и отдельных ее составляющих. В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и правосознания будущих педагогов, которые, безусловно, являются составляющими правовой компетентности, но не исчерпывает ее. Т.В. Хасия отмечает, что «практически отсутствуют современные научные исследования по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе, по построению процесса правового обучения педагогов на основе принципов непрерывности и преемственности, а также по специфике правового сопровождения педагогов в период профессионального становления» .

Означенные противоречия позволили нам выявить пробелы в определении понятия и содержания правовой компетентности педагога и возможностей ее формирования на стадии обучения в педагогическом вузе.

Различные подходы к вопросу определения правовых компетенций содержатся в педагогических исследованиях таких авторов, как А.С. Аникина, А.В. Коротун, С.А. Куприянова, О.Ю. Назарова, Н.H. Сапрыкина, С.А. Рудых, Н.М. Шибанова. «Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций» .

Все более расширяется спектр исследований формирования и развития правовых компетенций будущего педагога (Т.С. Волох, Е.Е. Герасимович, М.П. Козловцев, А.А. Шайдуров). «Их актуальность обусловлена реалиями работы выпускников педагогических вузов в стремительно меняющихся проблемных ситуациях многообразия педагогических отношений и постоянного реформирования образовательного законодательства» . В ряде исследований обосновано «понятие нормативно-правовой компетентности студентов и работающих педагогов; установлено содержание ведущих трудовых функций нормативно-правовой компетентности на базовом и специальном уровнях; разработана модель формирования нормативно-правовой компетентности педагога» .

С точки зрения современного нормативно-правового регулирования правовая компетентность есть готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. Исходя из данного определения, правовая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами. Отсюда следует, что педагог, обладающий правовой компетентностью, должен быть готов к выполнению следующих функций: «осуществление нормативно-правового обеспечения проектирования и реализации образовательного процесса; разработка на основе типовых нормативно-правовых документов совокупности локальных актов образовательных организаций; анализ устава и других правовых, финансово-хозяйственных актов образовательных организаций в части соблюдения прав граждан на получение образования; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом; осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса; разработка должностных инструкций работников образовательных организаций; определение характеристик квалификационных категорий педагогических работников» .

Однако готовность и способность педагога работать с нормативными документами является не единственной составляющей его правовой компетентности. Большинство ученых сходятся во мнении, что правовая компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и модели правомерного поведения обучающимся .

По мнению авторов С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева, правовая компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, она выражается в наличии у педагога не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни» . Д.В. Московцев также указывает на интегральную характеристику правовой компетентности, которая включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную, информационную и психологическую составляющие . А.В. Коротун рассматривает правовую компетенцию как свойство личности педагога, «основанное на признании правовых ценностей, отражающее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности» .

Проведенный анализ позволил нам выработать рабочее определение понятия «правовая компетентность педагога», которая является интегративным свойством личности учителя, включающим в себя когнитивный и поведенческий компоненты, а также ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Важнейшим элементом при становлении будущего педагога является формирование правовой компетентности педагога, этот процесс должен быть постоянным и «включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, он способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни» .

Так, по мнению Г.А. Фирсова, в современных условиях главная задача высшего образования, прежде всего, состоит в формировании у студентов педагогических вузов правовой культуры для того, чтобы «они были достойными гражданами страны… получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания» . Все это позволит будущим педагогам научиться разбираться в действующем законодательстве и применять его в своей профессиональной деятельности не только на основе имеющихся знаний, но и глубокой уверенности в ценности права и законов, уважения к ним.

Мы солидарны с исследователями, разрабатывающими модели поэтапного формирования правовой компетентности педагога , ведь только постепенное, систематическое правовое обучение и воспитание в течение всего процесса обучения в педагогическом вузе будет способствовать становлению необходимого уровня правовой компетентности у будущего педагога. Однако теоретические исследования не находят воплощения в рамках реализации современного педагогического образования. Дело в том, что ранее действовавшие ГОС ВПО содержали предметный правовой блок, способствующий формированию правовых знаний и умений у будущих педагогов, это были такие дисциплины, как «Правоведение» и «Нормативно-правовое обеспечение образования» . Действующие ФГОС ВО предполагают, что курсы и модули правовой направленности должны быть включены в учебные планы педагогических вузов, которые разрабатываются ими самостоятельно и должны формировать такую компетентность, как «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ПК-4)».

Мы проанализировали образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» около 20 российских педагогических вузов и установили, что в большинстве из них (80%) имеются правовые дисциплины. В основном это курс «Правоведение» (название варьируется: «Основы права», «Право») (НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева, УралГПУ, ОмГПУ, ДГПУ и др.).

Следует иметь в виду, что «…значительная часть правовых знаний, формируемых в рамках дисциплины «Правоведение», носит общеправовой характер. Беглое знакомство с системой российского права, его отраслями приводит к пассивному восприятию законодательства страны, не способствует формированию потребности в самообразовании в этой области» . Поэтому определенная часть вузов, наряду с «Правоведением», вводит такие дисциплины, которые углубляют правовые знания и компетенции студентов, необходимые им для будущей педагогической деятельности: «Образовательное право», «Право в сфере образования» (МПГУ, АлтГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.). В некоторых вузах представлены дисциплины, интегрирующие педагогику и право и подчеркивающие значимость правовой компоненты педагогического образования: «Основы правовой культуры учителя» (Московский городской педагогический университет), «Правовая компетентность учителя» (Сургутский государственный педагогический университет), «Нормативно-методическое сопровождение деятельности учителя» (Волгоградский государственный педагогический университет).

При всей значимости наличия правовых курсов в образовательных программах вузов необходимо подчеркнуть, что этого недостаточно, т.к. невозможно сформировать у студента правовую компетентность силами одной дисциплины. На это указывают следующие причины: во всех педагогических вузах, где мы обнаружили правовые курсы, они изучаются в течение только одного семестра, на них выделено небольшое количество часов, в качестве формы контроля выступает недифференцированный «зачет». В связи этим можно сделать вывод, что правовые дисциплины сформируют когнитивный компонент, но не успеют заложить ценностных правовых установок. Следовательно, говорить о формировании целостной правовой компетентности у педагога в таких условиях нельзя.

Не имея целью настоящего исследования разработку методик и моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся обозначением основных векторов развития современного педагогического образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного элемента их профессиональной компетентности.

Для того чтобы современное педагогическое образование было в состоянии осуществлять качественную правовую подготовку будущих педагогов, в педагогических вузах должны быть разработаны программы правового воспитания студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств студента. Тогда уже имеющийся в вузах предметный правовой блок будет отвечать за формирование когнитивного компонента, а система правового воспитания будет способствовать становлению личностных правовых установок, ценностей, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.

Кроме того, для реализации правового обучения и воспитания необходимо создание в высшем учебном заведении педагогических условий, выраженных в формировании правового пространства вуза. Такая образовательная среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой направленности: создание реально действующих выборных органов студенческого и научно-педагогического самоуправления, молодёжных центров законодательных инициатив, гражданско-правовых и патриотических региональных молодёжных движений, студенческих общественных юридических служб; цикл мероприятий правового информирования: конференции, олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты, юридические консультации участникам образовательных отношений. В рамках правового пространства вуза каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими, сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию, защитить свои права в рамках образовательной организации.

В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и воспитанию у выпускника педагогического вуза будет сформирована правовая компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать ситуация, когда молодой специалист попадает в школу, в которой также сформировано правовое пространство, включающее в себя уже перечисленные нами элементы правового поля вуза, а также более расширенный перечень мероприятий, включенных в школьную программу правового воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей, занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Несомненно, на этапе обучения в педагогическом вузе возможно сформировать правовую компетентность, однако средств правового теоретического обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с правовым пространством, созданным в педагогическом вузе и затем в школе. Только при реализации озвученного комплексного подхода к формированию правовых компетенций возможно полноценное включение педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования, понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого педагогического высшего учебного заведения и подразумевает построение правового пространства внутри вуза, в деятельность которого будут включены все студенты - будущие педагоги.

Библиографическая ссылка

Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://?id=27117 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»