Все о тюнинге авто

Роль правовой культуры в формировании гражданского общества и правового государства. Место и роль правосознания и правовой культуры в формировании правового государства Как правовое государство связано с правовой культурой

В современной государственной политической и правовой идеологии в России в качестве приоритетного направления избрана концепция правового государства, опирающаяся на систему базисных ценностей, сформировавшуюся в цивилизованных западных странах. Эта система предполагает индивидуальную свободу и личную ответственность, демократический характер отношений граждан и власти, понимание справедливости и равенства прежде всего как равенства возможностей, используемых гражданами преимущественно для повышения собственного благосостояния, и, соответственно, священный характер неприкосновенности частной собственности.

Такая система ценностей формировалась в западных странах на протяжении нескольких столетий и обусловлена историческими особенностями их политического устройства, религии и всей социальной и культурной организации общества.

Россия в этом отношении традиционно отличалась от этих стран практически во всех аспектах. Безусловно, влияние западной культуры, начавшееся еще с конца XVII-го века и достигнувшее в последнее десятилетие своего апогея, наложило свой отпечаток и на российскую самобытность, но не смогло ее полностью ассимилировать в силу инертности и преемственности общественного сознания. Даже после коренного перелома конца 20-го века российское общественное сознание обладает достаточно устойчивыми самобытными духовными стереотипами, определяющими понимание мира, способы жизнедеятельности, связь личности и общества, личности и государства. Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственно несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерное для западноевропейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т.д. Социологические опросы, проведенные на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют о том, что большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан от произвола должностных лиц, а лишь место, где человека лишают свободы. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. //Волгоград: Изд-во ВолГУ. - 2000. - С. 29

Рассмотрим основные такие культурно-исторические и политико-правовые особенности российского самосознания, которые должны учитываться в процессе разработки правовой идеологии и формирования правового государства.

На наш взгляд, крупный пласт политических и правовых стереотипов в российском правосознании связан со структурой государственной власти и ролью личности главы государства.

Во-первых, глава государства в России традиционно не воспринимается как гражданин, как субъект права: на протяжении многовековой истории иерархия государственной власти строилась на безусловном и абсолютном подчинении всех индивидов какому-либо одному лицу (царю, императору, "вождю"). Это лицо олицетворяло всю правовую систему и могло "стоять" только над ней.

Если основа римского права состоит в совершенстве законодательства, естественного права - в признании прав и свобод граждан, то специфика российского правообустройства традиционно строилась на авторитете личности, олицетворяющей сильную и справедливую власть. Высказывается также мнение, что этот феномен связан с глубокой религиозной подоплекой российского правосознания, поскольку она имеет в основе также авторитет всесильного и справедливого Творца. Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законотворчество // Российская юстиция. 2001. - №2. - С. 30 Как известно, царь (император) в дореволюционной России выступал не столько как орган, институт власти, но как помазанник Божий.

В российской правовой действительности такая персонализация государственной власти характерна и до настоящего времени. Как следствие она ведет к централизации власти. История показывает, что самую высокую популярность имели именно те главы государства, которые представляли сильную централизованную власть. Децентрализация власти традиционно рассматривается как слабость государства, даже если такие процессы происходят под лозунгом демократии и либеральности.

Другим следствием этого феномена является структурное изменение государственной власти, отказ от принципа разделения властей. Конечно, на современном этапе этот принцип официально не отвергается, поскольку он заложен в Конституции РФ (ст.10). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993г.) (с поправками от 30. 12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. Однако на практике он не реализуется в полной мере. Особенностью российской правовой системы - как в царское время и в советскую эпоху, так и в настоящее время - является так называемое "указное право".

Этим термином подчеркивается то, что нормотворческая деятельность главы государства формирует правовую действительность без являющихся требованием государства правового характера особенностей, присущих нормотворческой деятельности законодательной власти, зачастую вступает с ней в противоречия и приводит к юридическим коллизиям. Фундаментально и интересно эта проблема была исследована Лукьяновой Е.А. Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. №10. Ею было высказано несколько интересных мыслей, в частности то, что именно феномен указного права привел к вечной российской проблеме расширительного понимания закона и двойной трактовке термина "законодательство", что, как она действительно справедливо заметила, вносит серьезную путаницу в иерархию нормативных актов и приводит к проблемам в правоприменительной практике. Кроме того, по ее мнению, именно с целью обеспечения Президента РФ традиционно широкими правотворческими полномочиями главы государства и были допущены разработчиками Конституции РФ 1993 г. умолчания (пробелы) о "необходимости контрассигнации указов, об их недействительности без утверждения парламентом, о процедуре разрешения коллизий между законом и указом", что фактически обеспечило "условия для полного произвола указного права в России".

Лукьянова Е.А. также подчеркивает, что усиление указного права в последнее время свидетельствует о том, "насколько глубоки в нашем правосознании исторические корни и живучи национальные стереотипы поведения".

Другая связанная с вышеуказанной проблема российского правосознания заключается в том, что законодательство, позитивное право признается чем-то преходящим, теоретическим, а основная роль отводится воли тех или иных должностных лиц. Как следствие, чрезвычайно широко распространено соблюдение различных подзаконных актов, ведомственных инструкций, даже если они противоречат законам, так называемое телефонное право. Это характерно и для современной России, и для советского периода

Очевидно, впрочем, что истоки этой проблемы уходят в прошлое еще глубже. Возможно, что особенность российского правосознания заключается также в существенно отличающемся от западного понятии о равенстве граждан: россияне могут признавать неравенство справедливым.

Так, И.А. Ильин как проповедник монархического государства и монархического правосознания утверждал одним из принципов государства принцип неравенства. В его концепции люди не равны от природы и в духе и уравнять их никогда не удастся, поэтому провозглашаемое республиканцами равенство является предрассудком, а для России оно вообще неприемлемо, так как "монархическое правосознание склоняется к признанию того, что люди и перед лицом Божиим, и от природы разнокачественны, разноценны и потому естественно должны быть не равны в своих правах". Иванников И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России // Правоведение. 1996. №2.

Еще одной важнейшей особенностью российского правосознания является специфика соотношения индивида и общества. Для российского общества характерна соборность, тогда в западной концепции господствуют идеалы индивидуализма.

Эта тема получила свое наибольшее развитие в работах российских ученых 19-го - начала 20-го века, однако можно утверждать, что такая тенденция правосознания сохранилась и в советское время: соборные черты общественной жизни были во многом воссозданы в жизни производственных и социальных коллективов советской эпохи.

В непосредственной связи с идеей соборности находятся и стереотипы российского правосознания в отношении проблемы частной собственности. Если в западной концепции частная собственность и ее неприкосновенность являются краеугольным камнем миропорядка, то в России в этом отношении существует значительная дифференциация. Традиционно лишь незначительные слои населения заботились этим вопросом, а у остальных было негативное или индифферентное отношение. Такое положение по известным причинам сохранилось и в советское время. В этом отношении очень интересно мнение немецкого публициста К. Эггерта, изложенное в начале 90-х годов: "видите ли, восточные немцы просто не способны работать так, как того требует рыночная экономика… У них отсутствует уважение к собственности, будь то пиджак или фабрика. А без этого качества нормальную экономику не создать". Жигарев Е., Жеребенков В. Последствия социализма как причина кризиса духовности и нравственности в обществе // Право и жизнь. 2003. №2.

Одной из основных ошибок реформаторов первой волны 90-х годов была недооценка именно этих особенностей российского правосознания: не было учтено, что российская правовая культура традиционно является системоцентристской, базирующиеся на солидарности, ответственности, обязанностях по отношению к обществу, группе, коллективу, а право собственности традиционно не играет той роли, которая ему присуща в западной системе. Как пишет В.В. Сорокин, "персоноцентристский тип правовой культуры возможен в обществе, обладающем высокой степенью стабильности и высоким уровнем общей культуры, а также при более или менее справедливой системе распределения материальных благ".

Искусственное же его насаждение в России в кратчайшие сроки и без корректировки правосознания, без соответствующего механизма социальной поддержки и адаптации привело к глубокому экономическому и социальному расслоению российского общества. Так, категория населения, которая, как было указано, негативно или индифферентно оценивала роль частной собственности, по большому счету, ее и лишилась. Все это в совокупности с прочими факторами привело к определенным сдвигам в системе ценностных ориентаций граждан, появлению негативных явлений правового характера, происходящих от самих граждан, таких как социальная напряженность, невысокая правовая активность и правовой нигилизм.

Впрочем, по мнению многих специалистов, определенный правовой нигилизм также является характерной особенностью российского правосознания. Еще Б.А. Кистяковский писал: "широкими кругами нашего общества право до сих пор не признавалось и не признается самостоятельной силой, регулирующей, направляющей, созидающей различные формы личной и общественной жизни, каковой оно является по своему подлинному существу". Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. №10. - С. 27

Возможно, наиболее отчетливо общественное правосознание характеризуют пословицы и поговорки, широко распространенные в народе. Так, отношение россиян к праву показывают выдержавшие многовековую историю пословицы "от сумы да от тюрьмы не зарекайся", "закон - что дышло" и так далее. В последнее время появилась и получила широкое распространение и новая поговорка: "сколько у государства не воруй - своего не вернешь". Такое отношение обусловлено, во-первых, неспособностью правоохранительных органов государства преодолеть многочисленные нарушения законности, в т. ч. посягательства на собственность граждан, а во-вторых, тем фактом, что многие из таких нарушений были в той или иной степени инициированы и самими государственными органами (речь идет об особенностях приватизации, обесценении сбережений граждан и т.п.). В таких условиях повышение правовой культуры и правовой активности граждан и общества, формирование приверженности правовым формам отстаивания своих интересов во многом зависит от способности политической и правовых систем добиваться результатов, которые соответствуют социально оправданным ожиданиям членов общества.

Безусловно, приведенные здесь культурно-исторические и политико-правовые стереотипы российского сознания не претендуют на полноту, является дискуссионным и вопрос об их объективном существовании. Они являются, по большому счету, мнением, гипотезами, явившимися результатом исследований и наблюдений, проведенных отдельными учеными-правоведами и культуроведами, политологами. Но лишь постольку, поскольку такое мнение существует, правовая мысль уже должна с ним считаться, поскольку оно тоже в определенной степени формирует общественное правосознание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

    реферат , добавлен 07.06.2003

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Правовое государство согласно Теории государства и права. Историческое отношение к законам в России. Насколько вправе называться правовым государством государство, в котором мы живем. Силовая составляющая правовой России. Круговая порука в системе власти.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2011

    Важным признаком и обязательным условием правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц. Правовая культура как феномен общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2008

    Концепция правового государства И. Канта, государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье. Предпосылки создания и функционирования правового государства, его признаки. Характеристика принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2009

    Общая характеристика, понятие, структура, виды и функции правосознания, соотношение права и правосознания. Понятие правовой культуры и правового нигилизма. Место и роль правового воспитания населения в правой культуре, проблемы, стоящие перед обществом.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

    Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

    Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

    Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

    Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

    Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

    Специфика правовой культуры

    Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

    Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

    Правовая культура и правосознание

    Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

    Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

    Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

    Формирование правовой культуры

    В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

    • идеологический (правовые идеи);
    • нормативный (правовые нормы);
    • поведенческий (правовые поступки);
    • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

    С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

    Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

    Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

    Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

    К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

    Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

    Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

    Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

    Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

    Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

    Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Бурмистров, Виктор Александрович. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Харьков. юрид. ин-т.- Харьков, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/85-0

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования . В период глубоких структурных преобразований в экономике, политическом и национально-государственном устройстве советского общества, формирования социалистического правового государства в тэорэтичзоком и практическом отношении огромное значение приобретают вопросы существенного повышения роли права, реализации его норм, незыблемости законности, укрепления гарантий прав и свобод личности, всех иных субзекгов правоотношений. Перестройка вскрыла неспособность административно-командной оиотемн к восприятию новых прогрессивных форм развития, подлинно демократических и гуманных начал организации жизни общества. Отдавая приоритет общечеловеческим интересам и ценностям, обновляющие советское общество радикальные реформы открывают совершенно новыэ исторические перспективы общественного и национально-государственного устройства народов СССР, в котором человеку отводится определяющая меото как высшей ценности цивилизации.

    В системе разрабатываемых мэр по правовому обеспечению намеченных реформ в советском общества кроме подготовки новых законодательных актов, важное значение принадлежит и рэшэнию актуальных проблем по формированию высокого уровня социалистической правовой культуры, охватывающей вое важнейшие сферы общественной и государственной жизнедеятельности - ооциально-эконош-ческую, законодатзльную, исполнительно-распорядительную, правозащитную, реализацию норм права, ~ а также общество в целом, его ассоциации, отдельных гравдан.

    2 Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для коего мира. И., 1987. С.25.

    Актуальность исследования указанной темы обуславливается также и тем, что ранзо научная разработка теоретических вопросов правовой культуры осуществлялась главным образом под углом обеспечения функционирования адмшжотративно-комаадной системы управления, технократических подходов к решению задач экономического и социального развития общеотва, что, как известно, привело к тотальному отчуждению чзловэка от собственности, государственной власти и управления, законодательства, нравственно-духовных ценностей, национальной и мировой культуры. Много новых задач в советской правовой культурологии в настоящее время выдвигается процессами перехода общества к рыночной экономике, практическим созданием социалистического правового государства. В их числе проблемы формирования новой правовой культуры граждан и доляшоотных лиц, деятельности государственных органов и организаций, объединений гравдан и т.д. Несмотря на возрастание количзотва публикаций по вопросам правовой культуры, тем нв менее в советской юридической науке еще не преобладают идеи и принципы нового политико-правового мышления, пока оущэотвует немало положений, продолжающих, как и ранее, служить сохранению господства админиотративно-командной системы. В то же время, появившиеся первые исследования правовой культуры поовящены наиболее общим теорзтико-методологичеокнм аопектам ее развития в оветэ нового мышления и складывающихся в советском обществе новых социально-экономических и политических реалий 1 . Что же ка-

    I См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. -Саратов: Изд-во Саратовского унив-та. 1969; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущнооть, противоречия, прогреоо. - Свердловск: Изд-во Уральского унив-та,

    оается изучают роли правовой культуры в становлении Советского правового государства, то данная проблема пока что освещается е научно-публицистических работах юристов, философов, социологов и яурналиотов. Мввду тэм практика формирования законодательных, исполнительных и судебных органов Советского государства вез большз трзбует основательных исследований роли правовой культуры в указанном процессе, И как справедливо отмечается в одной из пооледних работ по данной тема, "... важнейшей гарантией построения правового государства является надлежащая правовая культура /разрядка моя - В.Б./ общества. Б9э нээ нет почвы, на которой бы проросли семена. А значит, и дерзво на вырастет. Трагедия нашей страны - в отсутствии настоящей правовой культуры" 1 .

    Кроме того, актуальность изучения данной темы в значительной степени вызвана весьма интенсивной политизацией общества, растущим интересом граждан к самым различным вопрооам советского права, законодательства, что само по себе требует радикального изменения прежних подходов к правовому обучению и правовоспитательной работе. В этой связи выявлены оущэотвенннз про-бзлы в правовой культуре граядан и должностных лиц, явно недостает еэ в организации и деятельности практически во всех государственных органах и общзотвенно-политичеоких ассоциациях трудящихся. Следствием этих и многих других упущений в социальном статуса правовой культуры стало широкое распространение в советском обществе правового нигилизма, проявление неуважительного отношения к законам государства, заметный рост прэступнооти. В обществе, среди граждан пока еще отсутотвузт и то понимание

    I Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации /Отпэтст.рэд. В.С.Нерсесянц.-М.: Юрид.лит.,19В9, о.ИЗ.

    ценности права и законности в жизни, которое характеризует про- грэсо человеческой цивилизации,

    Цвль диссертационного исследования состоит в изучении многофакторной и особой роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, разработке обоснованных предложений по практическому осуществлении основательной правовой реформы в советском обцротвв, по созданию эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания граждан и должностных лиц, преодолению правового нигилизма и устранению непосредственных причин правонарушений и т.д. Важной задачей исследования является также теоретике-прикладная разработка вопросов нерасторжимой сеязи и взаимообусловленности всех ценностей правовой культуры с нравственно-духовными нормами, идеалами и воззрениями социалистического общества, наций и народностей, отдельной личности; рассмотрение правовой культури как системного, комплексного образования, в том числе ее структуры, понятия и функционирования в политико-правовой системе и нравственно-духовной жизни советского общэства.

    Вместе с тем, поскольку на процесс формирования правового государства одновременно воздействуют не только позитивные объективные и субъективные факторы общественного развития, но и определенные сдерживающие механизмы и явно нзгативішз явления, в задачу исследования включен анализ вопросов, традиционно относящихся к другим проблемам общетеоретического правоведения. В частности, речь идет об антиподах правовой культу- " ры, или, как считает автор, предметом изучения выступает антикультура как нечто целостное, системное в общественном устройстве, имеющего сбои специфические причины, источники и формы проявления в государственной и общественной ятзне-деятелБности и оказывающего весьма большое влияние на такие от-

    рицатзльные качества, какими являются правовой ниги-

    лизм, правовое бззкультурье, преступность, безнравственность и т.п.

    Методологическую основу исолздования составили идзи а принципи диалектике-материалистического мировоззрения, конкрзтизи-рующие их положения философской мысли, политологии, юридичеокой науки. Анализ поставлзнньа в диссертации вопросов осуществлялся в свете нового политико-правового мышления, ориентацией на гуманитарную миссии обществоведения и приоритет общечеловеческих ценностей. В исследовании применяются различные общенаучные и иные методы социального познания - системным подход, социологический, структурно-функциональный, исторический и логический, сравнительный.

    Теоретической основой диссертации являются теоретические исследования и разработки советских ученых-юристов Е.В. Аграновской, С.С. Алзксзана, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.А. Бура, A.M. Васильева, Н.В. Витрука, А.Ф. Гранина, В.Ы. Горшензва, В.Е. Гуляева, В.Д. Зорькина, В.А. Зорьченко, Н.М. Кзйззрова, Д.А. Каримова, Н.И. Козюбры, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, А.В. Оболонского, В.В. Оксамитного, М.Ф. Орзи-ха, А.С. Пиголкина, Н.А. Придаорова, П.М. Рабиновича, Ф.М. Ру-динского, Р.К. Руоинова, Б.П. Сальникова, А.П. Свмитко," Э.Ю.Соловьева, Л.К. Суворова, В.А. Туманова, М.В. Цвика, В.А. Чефра-нова, В.Д. Шишкина, Л.С. Явича и др. Кроме того, в диссертации широко использована публицистическая и художественная литература, имеющая непосредственное отношение к проблема советской правовой культуры.

    Информационной базой диссертации послуетіла. действующая система советского законодательства и практика его применения. Кроме того, при рассмотрении отдельных аспектов правовой куль-

    туры и ее роли в формировании правового государства в диссертации использованы такке и проекты законов СССР, принятые Верховным Советом Союза ССР в первом чтении; Указы Президента СССР, другие политические и правовые акты советских государственных органов, международно-правовые документы. Б качестве информационной и эмпирической базы в диссертации попользованы данные социологических исследований общественного мнения граждан, проживающих на территории Крымокой облаоти.

    Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые в юридичеокой наука предпринимается попытка комплексного рассмотрения правовой культуры в контексте ев роли в формировании социалистического правового государства.

    По-новому, с учетом перестроечных процессов в советском правоведении ооващаптоя вопросы понимания правовой культуры как специфического способа общения и сотрудничества субьвктов политической и правовой жизни общвст ва, выраженного в различных формах правомерного поведения /поступков, деяте лености/ и мышления /сознания/, основанного на свободном выборе гарантированных законами правовых средств достижения намеченных целей.

    Сформулированы новые положения о структуре правовой культуры, включающей вое правовые ценности общества, созданные им в течение длительной эволюции, сохраняющихся и развивающихся л современный исторический период и выступающих важным условием становления социалистического правового государства.

    Новым в диссертации является исследование противостоящих правовой культуре факторов, в совокупности образующих а н т и -г. ультуру в общественном и государственном устройства и оказывающих разрушающее воздейстлие на правопорядок, реот.і законности, дисциплину.

    В светз нового политико-правового мшшэнкя в диссертации впервые рассматриваются вопрооц органичэской овязц и взаимодай-отвия правовой культуры и законотворчества, с качоством законов СССР; высокого профессионализма лиц, деятзльность которых связана с реализацией права, а также непосредственно составляет содержание работы по обеспечению законности, прав и свобод лич-нооти, тінх субъектов общественных огяошэний. В диссертации по-новому изложены и нэкоторыз другиз аапекты рассматриваемой темы -гарантии осуществления в правовом государстве правового статуса личности, прав человека и т.д.

    На защиту выносятся следующие, тлеющие теоретическое и прикладное значение для раскрытия действительной роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, положения, выводы и практические рекомендации:

    обоснование возможности рзапьного формирования социалистического правового государства лишь в условиях существования надлежащей, высокого уровня правовой культуры граждан, должностных лиц, деятельности государственных органов, общественно-политических организаций, предприятий, учреждений;

    необходимость коренной реорганизации системы юридического всеобуча и правовоспитательной работы, существенного обновления их методологии и методики, содержания, методов и форм, материальной и технической оснащенности с целью создания благоприятных условий для формирования в советском обществе правовой культуры, которая адекватно выражала бы ценности праиа, его социальное предназначение, споообствовала бы глубокому и правильному осознании субъектами правовой действительности;

    рассмотрение роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства в контексте настоятельной потребности качественного улучшения профессионализма должност-

    ных лиц и иных работников советских правоохранительных органов, несущих главное бремя и прямые обязанности по обеспечению конституционного режима законности, безопасности личности и государства;

    понятие и анализ антикультуры как социально-правового антипода нравственности, духовности и правовой культуры общества; за основных компонентов и свойственных им признаков, истоков и условий воспроизводства, в особенности их функционирование в период кризисных ситуаций в жизни общества, его пврэхода к новым социально-экономическим и национально-государственным структурам;

    принципиальные по значению положения о системе гарантий осуществления правового статуса личности, о соотношении прав и обязанностей, свободы и ответственности, фундаментальной роли в правовом статусе прав человека; новых конституционных и иных гарантиях, обеопечивающих социально-правовую защищенность граждан в процессе перехода к рыночной экономике и радикального обновления национально-государственного устройства СССР.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы на различных стадиях законотворчэского и праворзализующэго процесса в государстве; для подготовки рекомендаций по укреплению законности и правопорядка в обществе; в развитии болзе эффективных методов и форм организации юридического всеобуча в стране, существенного улучшения правовоспитательной работы и повышения уровня правовой культуры советских граждан и должностных лиц; в преподавании курсов "Теории государства и права" и "Истории политических и правовых учений".

    Апробация результатов исследования . Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории государства и права Харьков-

    ского юридического института им. Ф.З. Дзержинского. Основные теоретические положения и выводы опубликованы в семи работах; докладывались на научно-практической конференции "Диалектика развития межнациональных отношений в СССР в современных условиях" /Сімферополь, 1990 г./; отражены в аналитических документах ло проблемам гармонизации межнациональных отношений в Крыму /Симферополь, 1990 г./, в методических материалах по организации правового возобуча в Крымской области /Симферополь, 1990 г./. Результаты диссертационного исследования использовались при освещении различных вопросов права, законности и правопорядка в периодической печати /Известия Советов народных депутатов СССР, 1990 г., 20 июля; в областных газетах "Крымская правда", "Советский Крым" /с 1986 г. по 1990 г./ и др./; в процессе подготовки политических и правовых документов, связанных о восстановлением исторической справедливости и прав депортированных народов Крыма, а также повышением государственно-правового статуса Крыма в период обновления национально-государственного устройства Союза ССР.

    Структура работы . Диссертация состоит из введения, трэх глав, включающих семь параграфов, заключзния и списка использованной литературы.

    Правосознание и его роль в жизни общества несомненно огромны. Правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента. Ведь чем выше уровень правосознания, тем крепче законность и правопорядок.

    Сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ. Правосознание является частью, видом сознания. Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

    Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.

    В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению -самооценка.

    В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое, или правовая установка. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, правовая ориентация - это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.



    Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

    Правовую культуру может определить как качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающие достигнутый уровень развития с сфере правового регулирования социальных отношений.

    Правовая культура шире правосознания. Она включает в себя не только психологические его элементы, но и юридически значимое поведение, все ценности, накопленные обществом в области права. К последним следует отнести: уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство и демократизм правотворческого процесса; качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов; уровень работы правоохранительной системы; состояние правовой науки и юридического образования; обеспечение прав и свобод личности, состояние законности и правопорядка.

    Совокупность всех этих показателей присуще всему гражданскому обществу и государству в целом. Указанные выше признаки некоторые авторы включают в понятие «правовая культура в широком смысле». «Правовую культуру в узком смысле» они характеризуют как культуру отдельной личности, которая означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. И это не случайно. Дело в том, что правовую культуру, как и правосознание, можно подразделить на три вида: по субъектам - на индивидуальную, групповую и общественную; по уровню - на обыденную, профессиональную и доктринальную.

    Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

    Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
    Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

    Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

    Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условии его положительной направленности). Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права -управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной воле народа и (или) элиты, выраженной в законе и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно-предписывающим, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, так как закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвиденья в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правосознания и его высшего проявления - мышления.

    Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания.

    Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Законодательство требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием. В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так осуществляется перевод явлений сознания в собственно право и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с правом, иногда заменяет и всегда отражает его «всю правовую действительность».

    Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма) как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.

    Таким образом, правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента.

    Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию или правонарушающего являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

    Вывод об определяющей роли ценностных отношений к правовой действительности в настоящее время, по существу, является общепризнанным. Для юристов-профессионалов, для государственных и муниципальных служащих одинаково значимыми являются правовые знания или правовая подготовка, устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации, т. е. ценностное отношение и умение применять право.

    Устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации в наибольшей мере чем правовые знания, подвержено деформации (нежелательным изменениям). Ценностно-нормативная сфера личности выступает в качестве интегративной характеристики субъективного (духовного) мира личности.

    Деформация (перерождение) правосознания, ее виды: 1. Правосознание испытывает влияние правовой сферы. 2. Нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания. 3. В твердом теле деформация проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно контролировать по изменению социальной ценности права.

    Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и оценочную.

    Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

    Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

    Оценочна функция состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

    Правовая культура во многом обусловлена правовым воспитанием личности.

    Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.

    Основными задачами правового воспитания являются: формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании их значения; формирование уважительного отношения к законам и правилам общежития; воспитание чувства глубокой убежденности в социальной справедливости законов; воспитание потребности в самостоятельном усвоении содержания правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах; сознательное превращение соблюдения норм права в привычку строгого соблюдения законов и нетерпимости к правонарушителям; выработка активной осознанной потребности бороться за фактическое воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.

    ГЛАВА 2.:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ