Все о тюнинге авто

Добровольный пожарный отряд. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны. Финансовая поддержка ДПО

Что такое добровольная пожарная дружина

Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) существовали еще в СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе и других сельхозпредприятиях. Целями дружин были профилактика пожаров и помощь в их тушении профессиональным пожарным. Но после распада страны их юридический статус был неопределенным. Кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло, и фактически система ДПД была разрушена. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало 447 пожарных команд.

И хотя с 1994 года действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), долгое время статус добровольцев был неопределенным. Неясно было, кто их финансирует, какие имеют гарантии и компенсации.

Тем не менее благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России и Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений система ДПД постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Он определил статус ДПД, их взаимоотношения с государственной противопожарной службой.

Итак, добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой. В настоящее время подготовлены изменения в закон «О добровольной пожарной охране», согласно которым пожарной командой будет называться подразделение, имеющее на вооружении автомобильные средства пожаротушения. А дружина получит право иметь мотопомпу.

Территориальное подразделение занимается защитой от пожаров в основном населенных пунктов, расположенных на определенной территории. Инициаторами ее создания выступают, как правило, общественные объединения и граждане во взаимодействии с местными органами власти. Это может быть, например, Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объектовая ДПД работает исключительно в организациях и предприятиях.

В задачи ДПД входит:

Профилактика пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В каких организациях можно и нужно создавать ДПД?

Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. Закон не обязывает работодателя иметь ДПД. Все зависит от его желания. Однако, исходя из практики, можно сказать, что смысл в ДПД есть там, где существуют пожароопасные производства, имеются склады с материальными ценностями, либо штат сотрудников более 50 человек.

Да, государственная противопожарная служба обязана приехать и потушить пожар, возникший на любом объекте. С момента вызова до момента прибытия пожарного расчета в условиях города должно пройти не более 10 минут, а в сельской местности - 20 минут (Пункт 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Однако в реальности, когда быстрому проезду к месту пожара мешает сложная дорожная обстановка или неправильно припаркованные на подъездах к объекту автомобили, время может значительно вырасти. Если работодатель понимает, что реально к нему пожарные приедут через 40 минут, то, конечно, он должен позаботиться о защите своего имущества от огня. Обученные добровольные пожарные смогут к моменту появления профессионалов погасить огонь или не дать ему распространиться далеко.

По статистике МЧС России за 2013 год в стране произошло 3440 пожаров на производствах и в складских помещениях организаций, 4565- на складах и в торговых помещениях, 3025 - в административно-общественных зданиях. Ущерб от пожаров на этих объектах составил 5 728 398 000 рублей.

К примеру, рынки в Москве и области горят ежемесячно. Пока пожарный расчет государственной противопожарной службы доберется к месту пожара, как правило, успевает сгореть 5-10 контейнеров, а иногда и больше.

Чтобы предотвратить крупные материальные потери, владельцам рынков достаточно создать ДПД, обучить их, закупить и поставить у гидрантов оборудованные противопожарным инструментом и огнетушителями стационарные пожарные посты.

То же самое касается производства, детского лагеря отдыха, дома отдыха и т. д. Даже для небольшой организации актуальным является вопрос обученности работников способам тушения пожара.

Какой статус имеют добровольные пожарные

Добровольная пожарная дружина формируется из граждан, достигших возраста 18 лет, годных по состоянию здоровья исполнять следующие обязанности:

Профилактика пожаров;
- тушение пожаров;
- проведение аварийно-спасательных работ (Статья 10 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В законе не указано, какие требования предъявляются к здоровью пожарных. Их определяет МЧС России. Но в ближайшее время право устанавливать требования к здоровью перейдет к Минздраву России.

В настоящее время вводится понятие пожарных-добровольцев, которые занимаются исключительно профилактикой пожаров. Такой доброволец может быть и хромым. Только в этом случае в структуре ДПД он будет заниматься исключительно вопросами профилактики.

Полноценным дружинником доброволец становится, когда его вносят в реестр добровольных пожарных. Порядок его ведения определен приказом МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416.

Добровольный пожарный имеет право на:

Защиту жизни и здоровья в связи с занятостью в ДПД;
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей;
- участие самостоятельно или в составе ДПД на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и т. д.

Добровольцы, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Порядок и правила обеспечения установлены приказами МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170 и приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.

Добровольный пожарный обязан:

Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме;
- во время несения службы (дежурства) прибывать к месту пожара или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу по графику;
- соблюдать порядок несения службы, дисциплину и правила охраны труда;
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя ДПД.

Законом предусмотрена возможность личного страхования добровольцев. Но она зависит исключительно от желания работодателя.

Кроме того, им могут выплачиваться компенсации, которые должны быть установлены гражданско-правовым договором. Работодатель может на свое усмотрение установить формы материального стимулирования таких работников.

Если добровольный пожарный погибнет во время тушения пожара, его семье может быть выплачена денежная компенсация, размер которой устанавливают местные власти или власти субъекта федерации.

Как создать добровольную пожарную дружину

Инициатором создания добровольной пожарной дружины в организации могут выступить члены трудового коллектива (Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Так сказано в законе. Однако сложно представить предприятие, на котором работники выступят с таким предложением. Поэтому неформально инициатива исходит от работодателя. Ведь в конечном итоге выгодоприобретателем является он.

С формальной же стороны учредителями выступают работники. В законе прямо не указано, сколько человек должны быть учредителями ДПД. Однако, исходя из того, что ДПД - это общественное объединение в форме учреждения, их должно быть не менее трех (Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Инициативная группа со стороны работников направляет в адрес работодателя письмо в произвольной форме. Выглядеть оно может так:

Получив письменное согласие работодателя, инициаторы создания ДПД собираются на учредительное собрание. На нем избирают председателя и секретаря собрания, утверждают повестку, принимают решение об учреждении ДПД, утверждают Положение о ДПД, выбирают руководителя ДПД. Решение собрания оформляют протоколом.

Члены инициативной группы пишут на имя руководителя ДПД заявления о принятии их в добровольные пожарные и заявление о согласии на обработку персональных данных. Руководитель ДПД направляет в управление МЧС по субъекту федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны. При этом государственная регистрация не требуется, так как для объектовой ДПД это не обязательно.

Кроме того, руководитель ДПД направляет в управление МЧС по региону сведения о каждом добровольном пожарном, которые вносятся в реестр добровольных пожарных.

Работодатель может издать отдельный приказ о согласии на создание ДПД в организации, с указанием помещений, которые могут быть использованы под хранение инвентаря дружины и для проведения занятий.

Вступление в добровольную пожарную дружину других работников оформляется заявлением. Сведения о новых участниках ДПД также должны быть переданы в реестр добровольных пожарных. Заявление может выглядеть так:

Перед тем как быть принятым в состав ДПД, дружинник должен пройти медицинскую комиссию и обучение. Ее проходят в организациях, которые имеют лицензию Минобразования России. В Московской области обучить добровольцев может Московское областное отделение ВДПО. У него есть свой учебный комбинат.

Имейте в виду, МЧС России учить добровольцев не вправе.

Длительность учебного курса составляет 12 часов, а стоимость обученния одного добровольца составляет 1000 рублей. Вопросы оплаты учебы и медкомиссии для добровольцев необходимо прописать в положении о ДПД.

Кроме указанных расходов предстоит потратиться также на специальную боевую одежду пожарного, специальные средства пожаротушения (багры, топоры и т. п.). Если работодатель имеет крупное пожароопасное производство, то стоит задуматься о приобретении стационарного противопожарного поста. Его выпускают в виде крупного контейнера, в котором хранятся пожарные рукава, огнетушители, багры, спецодежда, пожарная мотопомпа и т. д. Комплектация зависит от особенностей защищаемого объекта. Стоимость в максимальной комплектации доходит до 500 000 рублей. Поэтому материальное обеспечение и финансирование ДПД обычно берет на себя работодатель.

Пост выставляют возле пожарного гидранта либо рядом с пожароопасным участком.

Поэтому финансирование дружины обычно берет на себя работодатель. Об этом также нужно указать в положении.

Будет ли выгода работодателю от добровольной пожарной дружины

Давая согласие на создание добровольной пожарной дружины, каждый работодатель думает, какую он от этого получит выгоду. На первый взгляд предстоят одни расходы.

Однако плюсы очевидны.

Первое. Добровольная пожарная дружина занимается профилактикой пожаров. Это значит, что у работодателя не будет болеть голова о том, заряжены у него огнетушители, свободны ли эвакуационные выходы, работает ли у него внутренний противопожарный водопровод и в каком состоянии находятся противопожарные рукава и т. д. Все эти вопросы будет проверять инспектор госпожнадзора, когда явится к работодателю. И если у работодателя с противопожарными мероприятия все в порядке, он избежит крупных штрафов.

Например, на торговых рынках за нарушение пожарной безопасности руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 25 000 до 50 000 рублей, а организация - на сумму от 250 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ). В других местах нарушение пожарной безопасности может привести к штрафу для организации до 1 000 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Второе. Профилактика пожаров заключается не только в том, чтобы следить за противопожарными средствами. Добровольцы вправе требовать от других работников выполнения противопожарных требований. В их обязанности входит устранение (если это возможно своими силами) выявленных нарушений. Кроме того, они обязаны докладывать руководителю ДПД и организации о выявленных проблемах в пожарной безопасности.

Третье. Если возникнет пожар, добровольные пожарные смогу быстро его ликвидировать. Не секрет, что не каждый работник может быстро воспользоваться при необходимости огнетушителем, который стоит рядом с его рабочим местом, не говоря уже о том, что вряд ли найдет место, где расположен кран противопожарного водопровода. А обученный участник ДПД и огнетушитель использует по назначению, и пожарный рукав раскатает как надо.

Кроме того, добровольцы помогут организовать быструю и грамотную эвакуацию работников, что является немаловажным фактором при спасении на пожаре.

Четвертое. Поскольку добровольную пожарную дружину можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям, он вправе получить льготы по налогам за оказание материальной поддержки ДПД (Пункт 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли обучать добровольных пожарных?

Хотим создать в организации добровольную пожарную дружину. А нужно ли членам ДПД учиться премудростям тушения пожара?

Ольга БУСИНОВА, инспектор отдела кадров (Красноярск)

Да, добровольные пожарные должны пройти обучение в организации, имеющей лицензию на обучение по специальной программе.

Какую мотопомпу купить?

В процессе создания добровольной пожарной дружины столкнулись с проблемой выбора мотопомпы. Настоящая пожарная очень дорогая. Можно ли купить мотопомпу, предназначенную для полива?

Александр КУПРИЯНОВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Нет, нужно приобрести мотопомпу, которая имеет сертификат для ее использования как противопожарного технического средства. Конечно, цена сельскохозяйственной мотопомпы значительно ниже пожарной, однако и напор воды в ней существенно ниже требуемого. Поэтому, если придется ее использовать в реальном тушении пожара, этот факт может сыграть недобрую службу.

Кто может помочь с правильным расчетом противопожарных средств?

Задумались над созданием добровольной народной дружины в нашей организации. Но не знаем, какая нужна спецодежда пожарным, какие им нужны спецсредства и т. д. К кому можно обратиться?

Семен МАРЬЯНОВ, специалист по охране труда (Иркутск)

За помощью вы можете обратиться в региональное управление МЧС России или в территориальное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой.

2 Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. В то же время закон не обязывает работодателя иметь ДПД.

3 Больше всех в создании ДПД заинтересован работодатель. В современных условиях он сам отвечает за свою противопожарную безопасность.

4 Учредителями объектовой ДПД могут выступать не менее трех человек, которые должны являться работниками организации, где создается дружина.

5 Действующая в организации пожарная дружина может обезопасить работодателя не только от большого ущерба в случае пожара, но и от больших штрафов со стороны государственной пожарной инспекции.

Владимир ЕРМИЛОВ, председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (Балашиха)

Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В 1897 году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины».

К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ – 952, городских добровольных пожарных дружин – 1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин – 960, других пожарных организаций - 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тыс. человек.

В XIX в. пожарные команды России, в соответствии с их устройством, способом содержания и другими особенностями, подразделялись на: «постоянные» - команды, готовые сразу выехать к месту пожара, и на «вольные» (добровольные) - те, члены которой собирались только в случае пожара, имея у себя лишь противопожарный инвентарь, в виде так называемого пожарного обоза.


Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования . Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Команды могут подразделяться на разряды:

    первой - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении); второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства; третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

России существует Всероссийское добровольное пожарное общество, под эгидой которого создано свыше 300 противопожарных формирований.

В начале 2009 года МЧС России выступило с предложением о подготовке закона «О добровольной пожарной охране». Разработанный министерством законопроект устанавливает отношения между обществом и государством, а также гражданами России в вопросе организации добровольных общественных объединений по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на территории России. О льготах для добровольных пожарных, финансировании добровольной пожарной дружины и многих других вопросах рассказывает директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС.

В Южном Федеральном округе на данный момент создано 1954 общественных учреждений общей численностью 19075 человек.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов . Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Будущее добровольной пожарной охраны

Создание добровольной пожарной охраны в России завершится в годах Уже сегодня в России насчитывается более 148 тысяч добровольных пожарных, на оснащении которых находится свыше 13 тысяч единиц техники В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. "В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни. Сегодня это надо восстанавливать"

[править] В Германии

Марка с добровольными немецкими пожарными

Профессиональные пожарные службы есть только в крупных городах ФРГ. В деревнях и небольших населенных пунктах существует добровольная пожарная охрана, которая также занимается тушением лесных пожаров. Добровольные пожарные получают поддержку от государства. Их снабжают техникой и пожарно-техническим вооружением. Работа добровольных пожарных не оплачивается.

[править] Проблемы пожарного добровольчества в России

Статистика неприкрытых пожарной охраной сельских населенных пунктов (число которых по разным оценкам колеблется от 30 до 40 тысяч), а самое главное ощутимая доля пожаров и числа погибших людей в таких поселениях, подчеркивают особую значимость и актуальность для страны вопросов развития добровольной пожарной охраны, широкого вовлечения в деятельность по борьбе с пожарами общественности и населения, что немаловажно и в настоящей экономической ситуации для страны.[источник не указан 401 день ]

Решить проблему только путем создания государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ нереально. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. Да и с точки зрения экономической целесообразности, при нехватке трудовых ресурсов в Российской глубинке со стареющим населением, это выглядело бы еще и абсурдно . Остается один верный и отработанный веками, как в дореволюционной России, так и в странах Запада путь - это пожарное добровольчество. [источник не указан 401 день ]

1. Опыт создания ДПО в зарубежных странах Что же такое пожарное волонтерство за рубежом? Показателен ниже приведенный зарубежный опыт.

Швеция Добровольная пожарная охрана составляет более 80% численности пожарной охраны страны

США Численность добровольной пожарной охраны в 5 раз превышает профессиональную пожарную охрану

Бельгия Почти вся пожарная охрана состоит из добровольных пожарных

Австрия ДПО создают, обеспечивают и финансируют муниципалитеты. Численность ДПО на порядок выше профессионалов.

Франция ДПО составляет 90% численности пожарных организаций

Германия 70% пожарных сил страны составляют добровольцы

Ирландия Только столица имеет профессиональную пожарную охрану, остальная территория прикрыта смешанными формированиями – добровольцев и профессионалов. [источник не указан 401 день ]

Добровольная пожарная охрана за рубежом весьма многолика и неоднородна, имеет различные исторические корни, национальные особенности и традиции. Вместе с тем, во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофессионалов) в борьбе с пожарами. В отличие от расхожего мнения, что добровольно - это значит бесплатно, в большинстве европейских стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или частичной оплаты труда) руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики). Деятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повременной оплатой труда за работы по тушению пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Следует отметить, что практически во всех странах Европы очень широко применяется моральное стимулирование добровольных пожарных в виде наград, знаков отличия, общественной благодарности. Важной особенностью ДПО европейских стран является то, что она входит в общественные объединения (союзы, ассоциации и т. п.), а профессия пожарного добровольца является престижной и уважаемой. [источник не указан 401 день ]

2. Проблемы пожарного добровольчества России В настоящее время привлечение граждан в качестве пожарных волонтеров действующим российским законодательством не только не стимулируется, но и в ряде случаев делает это весьма проблематичным и неподъемным с точки зрения финансового обеспечения.[источник не указан 401 день ]

Основным законодательным актом в сфере пожарного добровольчества является 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором содержится статья 13 «Добровольная пожарная охрана». Справочно: СТАТЬЯ 13. Добровольная пожарная охраны Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В законе лишь сказано, что ДПО - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а добровольный пожарный – это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Закон абсолютно не отвечает на вопрос кто и как создает ДПО, кто финансирует ее деятельность, какова социальная защита и гарантии пожарным добровольцам. Более того, в абзаце третьем статьи 13 ФЗ-69 сказано, что участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ. А согласно ст.17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Справочно: СТАТЬЯ 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Это при том, что при пожаре пожарный доброволец отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующей специальных знаний и навыков работы. Кроме того, привлечение граждан к выполнению социально значимых работ может быть только на безвозмездной основе, не чаще одного раза в квартал и в свободное от основной работы и учебы время. Статус добровольного пожарного, его социальная и страховая защита не определены, деятельность по предотвращению и тушению пожаров не отнесена к общественно полезной и благотворительной деятельности и не имеет правового механизма. Ключевым вопросом является отсутствие стимулов для граждан и реальной поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны со стороны государства, хотя в Российском законодательстве есть упоминание о государственной поддержке деятельности общественных объединений. [источник не указан 401 день ] Так, согласно ст.17 ФЗ-82 «Об общественных объединениях» государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ, участия в реализации программ и в виде государственных грантов и т. д. Справочно: СТАТЬЯ 17. Государство и общественные объединения Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

Но в реальной действительности этого нет, а запись о государственной поддержке в законе – это всего лишь декларация. Никакие налоговые льготы и преимущества для добровольной пожарной охраны законодательством не предусмотрены, отчисления на решение общественно полезных и социально значимых задач в сфере пожарной безопасности осуществляются, исключительно за счет чистой прибыли.[источник не указан 401 день ] Есть еще очень существенная неувязка в действующем законодательстве. В положениях Федерального закона от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится неравенство полномочий органов местного самоуправления в части реализации первичных мер пожарной безопасности. Почему-то органы местного самоуправления муниципального района указанными полномочиями не наделены, хотя основные финансовые и административные ресурсы находятся в их ведении, что приводит к абсурдной ситуации, при которой муниципалитеты поселений вынуждены, чтобы соблюсти закон передавать решение задачи в области пожарной безопасности в компетенцию администрации района. Кстати, это противоречит требованиям закона «О пожарной безопасности», согласно которого финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности является расходным обязательством всех без исключения муниципальных образований. Эти и ряд других проблем законодательного плана являются значимым тормозом развития добровольчества и благотворительности в стране. Государство не в состоянии защитить сельских жителей от пожаров в силу объективных причин, и одновременно не создает предпосылки для того, чтобы само население и общественность решили бы эту проблему.[источник не указан 401 день ]

[править] Примечания

N 69-ФЗ О пожарной безопасности Статья 13. Добровольная пожарная охрана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ История пожарной охраны Карелии http://www. *****/lawDisc/el. php? EID=49656 Интервью с директором Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС. Приказ МВД РФ от 2 апреля 2001 г. N 390 "О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" N 69-ФЗ О пожарной безопасности Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности Добровольная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана города Лобня Силы и средства Главного управления МЧС России по Иркутской области Добровольной пожарной дружине - государственная поддержка//Российская газета 2 сентября 2009 г Как борются с лесными пожарами в Германии

Из истории пожарной охраны

За многовековую историю борьбы с огнем были испробованы, наверное, все законодательные меры воздействия на людей с целью предотвращения пожаров.

I и английский король Эдуард VI грозили нарушителям тогдашних правил пожарной безопасности смертной казнью. Нещадно били их кнутами на Руси по повелениям Бориса Годунова и Петра I. Папа римский Иоанн XXIII в одной из энциклик пригрозил виновникам пожаров отлучением от церкви. И какие только кары не призывали на головы людей, виновных в пожарах.

Современные законодатели, уйдя от крайних мер, тем не менее оставили в силе уголовное наказание за нарушение правил пожарной безопасности. И все равно, за редким исключением (всего 12%), все пожары так или иначе вспыхивают по вине людей.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Становление русской государственности дало немало примеров решительных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. И когда пожары стали тормозом экономического развития, центральные власти были вынуждены принять определенные меры защиты от них.

Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении московского пожара в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. Если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в "Поучении" Владимира Мономаха, то это был первый нормативный акт противопожарной защиты на Руси. В нем отразилось понимание того, что главной причиной большинства пожаров в те времена, как, впрочем, и несколько столетий спустя, была полная беспечность по отношению к огню. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу. Спасая от пожаров Кремль, один из царей велит снести все деревянные постройки на 100 сажен вокруг стены, другой запрещает строить деревянные дома в Кремле и Китайгороде, третий приказывает опечатывать все печи в летнее время.

Четко выраженная направленность этик актов нашла свое отражение в творениях архитекторов и строителей того времени. Федор Конь продумывает остроумную систему водоснабжения Кремля, Барма и Постник возводят храм Василия Блаженного с таким расчетом, чтобы находящиеся в нем люди могли быстро покинуть его в случае опасности. Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями смутное время на Руси не прекращается борьба с пожарным бедствием. Требовательно и жестко звучат слова в указе Бориса Годунова: "А поелику кто по лености или небрежению огненной беде затвора не составит и пожар учинит, то быть тому примерно и всенародно наказану..."

И тем не менее, пожары на русской земле не унимаются. Горят Новгород и Псков, Москва и Смоленск, Рязань и Тверь... В 1212 году в Новгороде огонь превращает в пепелище 4300 дворов (а их всего-то было чуть больше 5000), гибнут сотни людей. Пожар 1354 года за два часа практически уничтожает всю Москву, включая кремль и посады, а огненная буря 1574 года уносит в столице несколько тысяч жизней. Уничтожаются богатства, гибнет на корню хлеб, разносит ветер пепел сгоревших сел, бредут по дорогам погорельцы, вымаливая скудное подаяние...

Люди, поначалу неумело и бессистемно, берутся за организацию пожарного дела. XVI век. В Москве создается пожарно-сторожевая охрана. Недостаток знаний, опыта и техники в определенной мере возмещался рвением и широкими правами, предоставленными этой службе. Число пожаров, правда, не уменьшилось, однако их тушение стало более организованным и эффективным. Тем более что внимание к этому делу со стороны верховной власти не ослабевало. Известен специальный указ Ивана Грозного, посвященный мерам противопожарной защиты. Он гласит, что жители московских домов обязаны держать на крышах и во дворах бочки с водой. Этот указ, изданный после одного из крупнейших пожаров 1574 года, был едва ли не первым нормативным актом об использовании местных средств пожаротушения.

В середине века обязанности пожарной службы возлагаются на стрелецкое войско, созданное к этому времени. Надо отметить, что подобный шаг использования армии для тушения пожаров был предпринят впервые в мире. Такая мера была достаточно прогрессивной и эффективной, ибо стрелецкие части стояли на довольно высоком организационном уровне. После ликвидации стрелецкого войска эстафета противопожарной защиты была передана регулярным армейским частям, которые снабжались противопожарным инвентарем и были обязаны участвовать в тушении всех пожаров. Серьезный толчок развитию профилактических мер по предотвращению пожаров дал Петр I.

ПЕТР I Алексеевич (), царствовал с 1682 г.

Еще в детстве потрясенный зрелищам пожаров во время стрелецких бунтов, почти ребенком бежавший из подожженного флигеля Сергиевской лавры, Петр на всю жизнь сохранил в памяти страх перед огненной стихией. А поэтому, затеяв возведение нового стольного города Санкт Петербурга, он, прежде всего, запретил строить в нем деревянные дома. И до конца своих дней не уставал следить за пожарной безопасностью, издавая указы и постановления, подавая личный пример активного участия в борьбе с огнем. "Его царское величество бывает обычно на пожаре первым..." отмечают современники, подчеркивая значение, которое придавалось быстрой ликвидации пожаров в городе и продуманной системе противопожарных мероприятий. Именно в эти годы была создана одна из первых профессиональных пожарных команд при Адмиралтействе, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.

И по сию пору остается актуальным один из петровских указов: "...и беречь от огня богатства государства Российского...".
Все методичнее стягивались вокруг пожаров силы и знания человеческого общества. Организуются профессиональные пожарные команды в крупных городах, появляются первые ручные насосы, получившие название заливных труб, специальное оборудование, снаряжение пожарных. Все более четкие формы принимает организация пожарного дела. В 1832 году выходят "Строительный устав" и "Пожарный устав два первых нормативных документа, пытавшихся решить проблему борьбы с огнем профилактическими мерами. В этих уставах были требования противопожарных разрывов, определенные условия возведения зданий, правила кладки и содержания печей и ряд требований режимного характера.

К концу XIX века после многих организационных перестроек сложилась ее типовая структура, состоявшая из нескольких групп: водоснабжения, трубного, лестничного, топорного и охранительного; установилась должностная и профессиональная специализация пожарных, в числе которых были топорники, факельщики, лазалыцики и т. д. Пожарная охрана города возглавлялась брандмайором. Пожарные команды были постоянными, входившими в систему министерства внутренних дел, и вольными, содержавшимися за счет городских властей. Начало вольным пожарным командам было положено в 1843 году, когда первая такая команда была создана в городе Осташкове Тверской губернии.

Общие затраты на содержание пожарных команд составляли в государственном бюджете мизерную сумму 4 миллиона рублей в год. Несмотря на тяжелейшие условия службы, неустроенность быта, грубость и самодурство брандмайоров, российские пожарные отличались хорошей выучкой, смекалкой, ловкостью и нередко являли образцы истинного мужества при тушении пожаров и опасении людей. Именно в той вековой давности зародились первые традиции пожарной службы беззаветная храбрость в сочетании с мастерством, артельность и взаимовыручка, жертвенность во имя спасения чужой жизни и удивительная для той поры преданность делу.

Организационное становление пожарной охраны наряду с тяжелой пожарной обстановкой требовали постоянного повышения боеспособности пожарных команд и их технического оснащения. Талант русских механиков самоучек, проявившийся не в одной отрасли науки и техники, нашел приложение и в создании технических средств для борьбы с пожарами. Разработкой пожарных насосов занимались Андрей Нартов и Михаил Степанов, Федор Блинов и Петр Зарубин, механические лестницы оригинальных конструкций создали Петр Дальгрен и Кирилл Соболев, разнообразные и столь необходимые инструменты, приспособления и принадлежности изготавливали своими руками мастеровые пожарные в разных уголках страны. Вышедшее еще в 1818 году "Практическое наставление брандмейстерам" содержало в приложении множество чертежей огнеспасательных инструментов и принадлежностей к оным", в числе которых были конструкции с очень смелым и остроумным для того времени решением. Рост и развитие отечественной промышленности значительно расширили возможности технического обеспечения пожарных частей.

Уже в 1863 году в Москве открылся завод противопожарного оборудования, основанный предприимчивым Густавом Листам. Здесь было освоено серийное производство пожарных насосов, бочек на жомных повозках, складных лестниц, различного инвентаря и оборудования. Завод быстро развивался, в его цехах получили жизнь многие новинки техники, пришедшие на службу пожарной охране; собраны первые паровые пожарные насосы из деталей иностранного производства, разработана конструкция и освоен выпуск отечественных паровых насосов, изготовлен первый пожарный автомобиль для московской пожарной команды. Отделения этого завода, открывшиеся в конце века в Петербурге и Баку, довольно активно снабжали пожарные части техникой, выполняли заказы добровольных пожарных команд. В 1878 году другой крупный завод противопожарного оборудования открылся в Петербурге. Это предприятие имело отделения в Москве, Киеве, Харькове, Риге и серийно производило ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, специальное снаряжение для пожарных. Общая техническая отсталость дореволюционной России не могла не оказаться на уровне пожарной техники, которая в своей массе была хуже пожарно-технического вооружения многих европейских стран. Вместе с тем в пожарной охране использовались некоторые оригинальные конструкции, превосходившие по своим качествам зарубежные образцы.

Россия стала родиной пенного тушения, но до самой революции ввозила пенообразователи. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, а на большинстве применяемых гидрантов стояли иностранные марки. В России был разработан и испытан ручной пенный огнетушитель , а массовый выпуск их был организован в европейских странах.

Большой интерес вызывают материалы, известного московского журналиста, прославленного в столице и за ее пределами.
С большим мастерством описывал Гиляровский выезд пожарных:
"Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске с медной трубой. Выскакивает брандмейстер... И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам на улицу поглядеть на каланчу..."
28 мая 1882 года в Орехово-Зуеве случился пожар на фабрике Морозова. Когда Гиляровский приехал на место, владельцы фабрики постарались скрыть число человеческих жертв. Тогда он переоделся в бедняцкую одежду и под видом человека, ищущего работу, восстановил картину происшествия из разговоров с очевидцами. Статья наделала много шума. Фабриканты Морозовы обратились к генерал-губернатору Москвы с жалобой на газету. Но, по результатам расследования, хозяев обязали выплатить пособия семьям погибших. Гиляровский сам принимал участие в тушении пожаров. На картине московского художника " на пожаре" изображен писатель, выносящий из огня девушку. Юношей Гиляровский десять лет скитался по России. В один из осенних дней 1872 года девятнадцати лет поступил на службу в пожарную команду города Ярославля. В силу своего характера в первый же день отличился на пожаре – спас брандмейстера. Этот эпизод он описывает в автобиографической повести "Мои скитания". "...Крыша вся в дыму, из окон второго этажа полыхает огонь. Приставляем две лестницы. Брандмейстер, сверкая каско й, вихрем взлетает на крышу, за ним я с топором и ствольщик с рукавом. По другой лестнице взлетают топорники и гремят ломами, раскрывая крышу… Листы железа громыхают внизу. Воды все еще не подают. Огонь охватывает весь угол, где снимают крышу, рвется и несется на нас, отрезая дорогу к лестнице. Ствольщик, вижу сквозь дым, спустился с пустым рукавом на несколько ступеней лестницы, защищаясь от хлынувшего на него огня... Я отрезан от лестницы и от брандмейстера, который стоит на решетке и кричит топорникам: Спускайтесь вниз! Но сам не успевает пробраться к лестнице и, вижу, проваливается. Я вижу его каску наравне с полураскрытой крышей... Невдалеке от него вырывается пламя... Он отчаянно кричит... Еще громче кричит в ужасе публика внизу... Старик держится за железную решетку, которой обнесена крыша... Он висит над пылающим чердаком... Я с другой стороны крыши, по желобу, по ту сторону решетки ползу к нему, крича вниз народу: Лестницу сюда! Подползаю. Успеваю вовремя перевалиться через решетку и вытащить его, совсем задыхающегося... Кладу рядом с решеткой... Ветер подул в другую сторону, и старик от чистого воздуха сразу опамятовался. Лестница подставлена. Помогаю ему спуститься..." Служба Гиляровского в пожарной части была недолгой. Пожарные в ту пору работали с 5- 6 утра и длился рабочий день 1516 часов. Единого распорядка дня не было. После подъема пожарные становились на молитву. Затем полтора два часа чистили и кормили лошадей, убирали помещение, заметали двор и улицу перед пожарным депо. После завтрака в 7 часов начинались строевые занятия и различные хозяйственные работы. Кроме этого пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне и в других местах. Днем и ночью пожарные находились, на службе. Отлучаться без разрешения с территории части они не имели права. Только раз в неделю могли поочередно уйти на 23 часа в баню. Те, кто "не провинился", раз в месяц получали увольнительную.

Первые общественные пожарные дружины появились в России в середине девятнадцатого века. Они создавались в небольших населенных пунктах для защиты имущества и домов от огня.
Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество.

Идея создания общероссийского центра добровольной пожарной охраны возникла во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 г. в г. Санкт-Петербурге, где одновременно с выставкой проходил первый съезд русских деятелей пожарной охраны.

15 июня 1892 г. съезд русских деятелей пожарной охраны единодушно признал жизненно важным создание Пожарного общества, одобрив проект Устава Общества - этот день следует считать днем рождения Российского пожарного общества.

В 1893 г. было создано Соединенное Российское пожарное общество, сформирован и приступил к практической работе Совет Общества, председателем которого стал граф
В 1898 г. Российское пожарное общество стало Императорским, а почетным председателем стал Великий князь Владимир Александрович, а после его смерти (1909 г.), это дело на себя приняла его супруга Великая княгиня Мария Павловна, которая активно участвовала в работе Общества. Вторым председателем Общества был князь

Деятельность Общества носила многогранный характер. В его задачи входило: принятие предупредительных мер, пресечение пожарных бедствий, помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, издание специальной литературы, организация и проведение пожарных выставок.

Основным деятельности совета Общества и добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов Общества, страховых компаний, деньги от лотерей, продажи пожарной техники.

Российское пожарное общество являлось фактически единственным в России центром по решению всех проблем, связанных с пожарами. Усилиями совета Общества удалось объединить многих деятелей пожарной охраны для решения насущных вопросов пожарной безопасности. Велика была заслуга Общества в расширении противопожарной пропаганды.

С 1894 г. в Санкт-Петербурге стал выходить ежемесячный журнал "Пожарное дело", учрежденный советом Общества. Общество не только выпускало периодические издания, но и занималось созданием и распространением пожарно-технической литературы на местах.

26 апреля 1899 г. Главный совет Общества учредил Всероссийское общество взаимопомощи пожарных деятелей - "Общество Голубого Креста". Задачей данного страхового общества являлось оказание помощи пожарным в случае получения ими инвалидности и прочего ущерба при выполнении профессионального долга, а также членам семей пожарных в случае потери кормильца.

Для награждения работников пожарной охраны, отличившихся при тушении пожаров, а также лиц, внесших значительный вклад в развитие пожарной науки или оказавших весомое материальное содействие деятельности Общества, в 1901 г. были учреждены золотой, серебряный и бронзовый наградные знаки императорского Российского пожарного общества.

Одной из успешных форм привлечения общественного внимания к вопросам пожарной безопасности были съезды пожарных, которые регулярно проходили в разных городах России. Во время их работы, как правило, устраивались выставки пожарной техники.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

В 1954 году было решено возродить организацию добровольных пожарных дружин (ДПД).
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
В отличие от профессиональных пожарных, основной задачей добровольных пожарных подразделений было участие в профилактике пожаров и помощь в начальной стадии тушении пожаров.

ДПД создавались на промышленных предприятиях, стройках, базах, складах, совхозах и других объектах. Состав пожарных дружин формировался на добровольных началах из рабочих, инженерно-технических работников и служащих без отрыва их от производства.

Дружинники следили за исправным состоянием и содержанием в боевой готовности первичных средств огнетушения, пожарной связи и сигнализации, разъясняли работникам необходимость соблюдения противопожарного режима, контролировали выполнение противопожарных правил на предприятии. В случае возникновения пожара дружинники до прибытия военизированных пожарных подразделений предпринимали меры по ликвидации возгорания первичными средствами пожаротушения. Силами пожарных-добровольцев ликвидировалось до 15 процентов пожаров.
ВДПО является продолжателем традиций и деятельности российских пожарных добровольцев, которые были заложены созданным в 1892 году Императорским Российским пожарным обществом.

К началу 60-х годов прошлого века в большинстве автономных республик, краев и областей Российской Федерации функционировали добровольные пожарные общества, располагающие производственной базой и опирающиеся на многочисленный общественный актив.

14 июля 1960 года Совет Министров РСФСР принимает постановление об организации ВДПО, а в ноябре этого же года состоялась Учредительная конференция Всероссийского добровольного пожарного общества, которая приняла устав общества.

Таким образом, история добровольчества своими корнями уходит ещё в дореволюционную Россию. А совсем недавно эта история получила своё дальнейшее продолжение. 6 мая 2011 года Государственная Дума приняла Федеральный закон № 000 «О добровольной пожарной охране», а 21 мая он был подписан Президентом России. 06 июня 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "О добровольной пожарной охране".

Этот закон разъясняет особенности добровольной пожарной охраны, определяет полномочия субъектов РФ и муниципалитетов. В частности, речь идёт о том, что добровольная пожарная охрана создаётся в форме общественных учреждений, и учредителем может являться только общественная организация пожарной охраны. Основной единицей добровольной пожарной охраны, осуществляющей тушение пожаров, будет выступать добровольная пожарная команда (дружина). При этом федеральный закон оговаривает существование штатных единиц – непосредственные руководители подразделения, бухгалтеры, водители. Все остальные будут являться добровольными пожарными.

Добровольным пожарным может стать человек, достигший совершеннолетия, 18 лет, являющийся членом или участником общественного объединения пожарной охраны, отвечающий необходимым требованиям по состоянию здоровья для участия в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Если все данные условия соблюдены, то доброволец в обязательном порядке регистрируется в специальном реестре добровольных пожарных. ФЗ № 000 «О добровольной пожарной охране» ставит определённые задачи перед всеми субъектами Российской Федерации, перед муниципалитетами. Нагрузка по финансированию и содержанию добровольных пожарных команд (дружин) ложится именно на них.

Глава МЧС Шойгу подчеркнул: «Перед нами стоит задача подготовки пожарных-добровольцев. Добровольные пожарные не должны отличаться по уровню подготовки от профессиональных подразделений».
Сегодня международный опыт показывает, что без добровольцев, без участия общества в обеспечении пожарной безопасности трудно решать этот вопрос.

В настоящей статье рассматриваются предоставляемые действующим законодательством возможности по финансированию пожарных формирований на территории муниципалитетов с учетом складываю-щейся на местах правовой базы.
Елена Денисовна МИХАЙЛОВА , научный руководитель НП «Центр инноваций муниципальных образований»

Право или обязанность?

В мае 1882 года «Тверские губернские ведомости» опубликовали следующее сообщение: «20 апреля Бежецкая Городская Дума... единогласно постановила дальнейшие действия по устройству в Бежецке вольного пожарного общества прекратить и вопрос об учреждении означенного вольного общества отклонить, о чем и просить председателя уведомить Его Превосходительство г. Начальника губернии». Причиной такого решения послужило то, что «не оказывается надлежащего числа членов в вольное пожарное общество, именно 100 человек». Изменилась ли ситуация с созданием «вольных пожарных обществ» почти два века спустя?

Как известно, Федеральный закон № 131-ФЗ определяет два типа полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере — вытекающие из обязанностей и вытекающие из прав. К обязанностям законодатель отнес обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 10 ч. 1 ст. 16). За муниципальными районами подобные полномочия не закреплены.

Что такое «первичные меры пожарной безопасности», обеспечение которых относится к обязанностям поселений и городских округов, определяет ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». К этим мерам относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности сформулирован в ст. 19 Закона № 69-ФЗ, которая относит к ним в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Следовательно, если исходить из общих принципов организации местного самоуправления и отраслевого закона, создание условий для организации ДПО (добровольной пожарной охраны) необходимо отнести к решению вопроса местного значения, то есть к обязанностям органов местного самоуправления.

ДПО в соответствии с законом о пожарной безопасности является одним из пяти видов пожарной охраны, к которым относятся также государственная противопожарная служба, ведомственная, частная и муниципальная пожарные охраны (ст. 4 Закона № 69-ФЗ). Однако согласно тому же закону создание муниципальной пожарной охраны не включено в первичные меры пожарной безопасности и, следовательно, не относится к вопросам местного значения.

Такой подход полностью соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ, который создание муниципальной пожарной охраны прямо определяет как право поселений и городских округов. Права же, как известно, реализуются за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статус добровольной пожарной охраны

Поскольку планировать бюджетные расходы на создание условий для добровольной пожарной охраны это обязанность местного самоуправления, обратим внимание на ее определение и принципы создания. Деятельность ДПО регулируется специальным Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Важным является то, что этот закон определяет ДПО как социально ориентированное общественное объединение, созданное по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В связи с особым статусом ДПО возникает вопрос: могут ли на нее распространяться положения ст. 14 и 16 Закона № 131-ФЗ об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст. 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»? Эти нормы предусматривают, как известно, четыре вида поддержки подобных организаций, включая финансовую поддержку и предоставление налоговых льгот не только самим этим организациям, но и юридическим лицам, оказывающим им материальную помощь.

Однако Закон № 7-ФЗ ставит условие получения от органов власти такой поддержки, а именно осуществление этими организациями в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности. Добровольная пожарная охрана к ним не относится. Вместе с тем ст. 31.3 Закона № 7-ФЗ дает право расширить установленный этим законом перечень видов деятельности только за счет видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Дополнить перечень можно федеральными законами, законами субъектов Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Возникает вопрос: можно ли причислить к указанным видам деятельности добровольную пожарную охрану, которая по большому счету призвана решать не социальные проблемы, а вопросы безопасности? Однако отсутствие самого определения «социальные проблемы» допускает его расширительное толкование с включением решения любых проблем конкретного населенного пункта. Помимо прочего добровольность формирования охраны можно расценивать и как элемент развития гражданского общества.

В связи с этим в ряде регионов и муниципалитетов принимаются нормативные правовые акты, расширяющие перечень видов деятельности социально ориентированных организаций за счет, например, деятельности в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ (Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011 г. № 1562-ЗРК «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия», Закон Краснодарского края от 7 июня 2011 г. № 2264-КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае»).

Органами местного самоуправления Хорольского муниципального района и Артемовского городского округа (Приморский край) к таким видам деятельности отнесено содействие самоорганизации граждан, в том числе добровольным пожарным дружинам (решение Думы Хорольского муниципального района от 21 ноября 2011 г. № 263 «Об утверждении Положения об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в Хорольском муниципальном районе», решение Думы Артемовского городского округа от 30 сентября 2010 г. № 412 «О Положении об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в Артемовском городском округе»).

Финансовая поддержка ДПО

Формами финансовой поддержки ДПО, как правило, являются субсидии, предоставляемые из бюджета после получения от организаций определенного набора документов, включающих доказательство осуществления необходимых видов деятельности и заключения договора. Помимо указанных норм законов № 131-ФЗ и 7-ФЗ, позволяющих (при широком толковании) оказывать финансовую поддержку ДПО как социально ориентированной организации, прямое указание на такую возможность содержится в ст. 11 Закона № 100-ФЗ. Согласно ей финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), а также средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного само-управления. Что подразумевается под средствами поддержки, не уточняется. Соответственно не исключается и прямое субсидирование ДПО как социально ориентированной организации (в случае принятия соответствующих местных нормативных правовых актов, как было указано выше).

Практика показывает, что чаще всего в качестве средств поддержки ДПО региональные законы предус-матривают субсидии и налоговые льготы (например, Закон Республики Хакасия от 8 ноября 2011 г. № 94-ЗРХ «О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия»). В Рязанской области кроме субсидий предоставляются льготы по уплате налога на имущество организаций и уплате транспортного налога (Закон Рязанской области от 5 августа 2011 г. № 65-ОЗ «О некоторых вопросах обеспечения деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории Рязанской области»).

Но более распространена имущественная поддержка ДПО в виде предоставления в безвозмездное пользование публичной собственности, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества, выделение бюджетных средств на приобретение имущества, снаряжения, комплектов спецодежды для участия в тушении пожаров. Практикуется и передача в аренду на долгосрочной основе государственного имущества по льготным арендным ставкам. Так, в Рязанской области расчетная ставка аренды за квадратный метр в год в этом случае определяется с учетом значения коэффициента социально-экономической значимости, устанавливаемого областным законом.

Персональная поддержка

Помимо поддержки организаций ДПО органы власти могут в разных формах финансировать самих добровольных пожарных, в том числе:

  • осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных (ч. 3 ст. 16 Закона № 100-ФЗ);
  • личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного (ст. 17 того же закона);
  • выплачивать компенсации по договору на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 18);
  • устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели (ст. 19).

Анализ региональных и местных нормативных правовых актов показывает, что личное страхование добровольных пожарных фактически не реализуется, его редкое упоминание носит скорее декларативный характер. Чаще всего используется выплата из бюджетов единовременных пособий родственникам в случае гибели пожарных. Например, в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда по Закону Республики Мордовия или 550 тыс. руб. по Закону Республики Хакасия, в Магаданской области этот размер определяет правительство области. При участии в тушении пожаров в случае получения увечья по Закону Республики Хакасия выплачивается пособие в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда, также ежегодно выплачивается денежная компенсация на санаторно-курортное лечение в размере 600 руб. на каждого члена семьи добровольного пожарного. В Рязанской области для добровольных пожарных предусмотрена ежемесячная компенсация в размере 20 % от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством, при условии, что сведения о добровольном пожарном содержатся в сводном реестре добровольных пожарных не менее трех лет.

Следует отметить, что местные акты по этому вопросу носят менее конкретный и более декларативный характер (что и понятно, учитывая скромные возможности большинства местных бюджетов). Например, постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 12 октяб-ря 2011 г. № 1894 «Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране на территории г. о. Жигулевск» к полномочиям администрации городского округа Жигулевск отнесены участие в финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны; осуществление в пределах компетенции мер по правовой и социальной защите, финансовому стимулированию граждан, участвующих в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны; формирование и утверждение муниципальных целевых программ по развитию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны.

В ряде случаев местные акты предусматривают конкретные суммы материальной поддержки. Например, решением Собрания депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района (Тульская область) от 20 октября 2011 г. № 46-277 добровольным пожарным установлена мера поддержки в форме гарантированного вознаграждения за день борьбы с пожарами в размере 250 руб., которое выплачивается за счет средств резервного фонда администрации.

Иногда используется такая форма поддержки, как обеспечение возможности публиковать (размещать) на безвозмездной основе информацию о своей деятельности в средствах массовой информации муниципального образования (решение Думы Заводоуковского городского округа (Тюменская область) от 25 октября 2011 г. № 113 «Об утверждении Положения о мерах поддержки добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны в Заводоуковском городском округе»).

Очевидно, что даже в сумме все перечисленные меры поддержки вряд ли способны серьезно простимулировать жителей населенных пунктов к вступлению в ДПО. Тем более что в отношении формы этих организаций закон однозначен - они создаются либо как общественные организации, либо как общественные (а не государственные или муниципальные) учреждения, основными формами финансового обеспечения которых являются собственные средства, взносы и пожертвования, средства учредителя (учредителей). Учитывая организационно-правовую форму ДПО, органы власти не вправе выступать их учредителями.

Заключение

Таким образом, результат попыток местных и региональных властей обеспечить создание условий для деятельности добровольных пожарных дружин может быть таким же, как в Бежецке Тверской губернии конца позапрошлого века: не окажется надлежащего числа желающих рисковать своей жизнью ради мизерного пособия. Казалось бы, именно по этой причине во многих случаях более целесообразно решить вопрос о муниципальной пожарной охране. Но, как указывает закон, она создается лишь за счет собственных доходных источников муниципалитета, не включающих межбюджетные трансферты. Между тем именно за счет этих трансфертов и живет громадное количество маленьких городских и сельских поселений и именно они в силу удаленности от центра своих регионов чаще всего нуждаются в собственных пожарных дружинах, но не имеют финансовой возможности их создать.

Как было указано выше, право создания муниципальной охраны в муниципальном районе законом не предусмотрено (хотя, учитывая ситуацию, наверное, это было бы целесообразно). При этом, как известно, от поселений районам могут по соглашениям передаваться только полномочия по решению вопросов местного значения (а не полномочия по реализации прав), причем вместе с межбюджетными трансфертами на их исполнение. То есть в рамках этих норм закона решить вопрос о создании муниципальной охраны в районе законным образом невозможно.

Для решения этого вопроса остается фактически один законный вариант - передача государственных полномочий. Государственное полномочие по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы закреплено за органами государственной власти субъекта РФ подп. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Закон не исключает возможности передать это полномочие (разумеется, с финансированием) муниципальным районам и городским округам.

Все изложенное также говорит о необходимости совершенствования федерального законодательства.

7. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны.

К подразделениям добровольной пожарной охраны относятся добровольные пожарные дружины (ДПД) и команды (ДПК). В отличии от ДПД - ДПК используют в своей деятельности мобильные средства пожаротушения. ДПД и ДПК создаются на предприятиях, организациях, учреждениях - объектовые ; в городских и сельских поселениях - территориальные . Организационно - правовая форма ДПД и ДПК - общественное учреждение, при этом территориальные ДПД и ДПК подлежат обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции в качестве юридического лица. Допускается организация территориальных ДПК (ДПД) в виде обособленных структурных подразделений общественных организаций «Добровольная пожарная охрана ---- района Новосибирской области». В данном случае юр. лицо - общественная организация создает ДПК или ДПД Решением Совета общественной организации.

7.1. Алгоритм создания объектовой ДПД и ДПК

1). Инициативная группа работников предприятия получает разрешение у собственника имущества (директора) предприятия на создание ДПД или ДПК объекта.

2). Проводится общее собрание (не менее 3-х работников предприятия) на котором принимаются следующие Решения:

Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

Об утверждении повестки дня собрания.

О создании общественного учреждения «Добровольная пожарная дружина (команда) предприятия»;

О принятии Положения о добровольной пожарной дружине (команде).

Об избрании командира (начальника) добровольной пожарной дружины (команды).

Подтверждается его согласие на организацию ДПД или ДПК.

Утверждается Положение о ДПД или ДПК, в котором могут предусматриваться меры стимулирования деятельности добровольных пожарных (дополнительные дни к отпуску, денежное премирование и т.п.).

Утверждается состав ДПД(ДПК) из числа работников предприятия, изъявивших добровольное желание участвовать в деятельности ДПД (ДПК).

Выделяется и закрепляется пожарно-техническое вооружение, имущество, помещения имеющееся на объекте для организации деятельности ДПК (ДПД).

Утверждается табель обязанностей боевого расчета ДПД (ДПК).

Для ДПК определяется порядок сбора и выезда добровольных пожарных на пожары, в том числе за пределы предприятия.

4). Всем добровольным пожарным объектовых ДПД (ДПК) необходимо вступить в общественную организацию «Добровольная пожарная охрана --- района Новосибирской области», по территориальному принципу. А так же встать на учет в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области подав соответствующие заявления. Одновременно командир ДПК (ДПД) или руководитель объекта где она создана информирует общественную организацию о ее создании для включении ДПК (ДПД) в соответствующие реестры для учета подразделений добровольной пожарной охраны.

5).После выполнения п.1-4 добровольные пожарные объектовых подразделений ДПО получают право на прохождение первоначальной подготовки по соответствующим программам подготовки на безвозмездной основе, организуемой Учебным центром ФПС Новосибирской области. Далее установленным порядком проходят первоначальную подготовку. Добровольные пожарные не имеющие первоначальной подготовки к исполнению обязанностей в составе ДПК (ДПД) не допускаются. Последующая подготовка пожарных добровольцев осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны.

6). Объектовые добровольные пожарные команды, по согласованию с руководителем объекта, необходимо включать в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, соответствующего гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

7.2. Алгоритм создания территориальных ДПД и ДПК

Территориальные добровольные пожарные команды (ДПК) создаются в городских и сельских поселениях, территориальные добровольные пожарные дружины (ДПД) непосредственно в сельских населенных пунктах.

Вариант №1

в виде самостоятельного юридического лица

Данный вариант наиболее сложен в своей реализации т.к. требует юридической регистрации для каждой создаваемой территориальной ДПК или ДПД и предусматривает штатные должности начальника ДПК (ДПД), бухгалтера, водителей (мотористов), что при условии отсутствия постоянных источников финансирования штатных должностей делает его реализацию затруднительной.

Инициативной группой граждан населенного пункта, сельского или городского поселения (не менее 3-х человек) проводится общее собрание, на котором принимают следующие Решения:

1) Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

2) Об утверждении повестки дня собрания.

3) О создании социально-ориентированного общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) … населенного пункта или муниципального образования».

4) Об утверждении Устава учреждения.

5) Об избрании начальника учреждения.

6) Об избрании контрольно-ревизионного органа учреждения (Ревизора).

8) Об адресе исполнительного органа общественного учреждения.

Решения, принятые на собрании оформляются Протоколом общего собрания, который подписывается Председателем собрания и Секретарем собрания. Далее проводится регистрация общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) …» в органах юстиции как юр. лицо по аналогии с регистрацией общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

Вариант №2

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде обособленного структурного подразделения

общественной организации ДПО муниципального района

1) Начальником местного гарнизона пожарной охраны, Председателем Совета общественной организации ДПО муниципального района, представителями органов местного самоуправления, представителем подразделения ГПС Новосибирской области проводится сход граждан (жителей) муниципального образования или населенного пункта на которым проводится разъяснительная работа по вопросам организации деятельности добровольной пожарной охраны и имеющейся потребности их привлечения к этой деятельности, доводятся социальные и правовые гарантии добровольных пожарных. На сходе граждан принимается решение о создании добровольной пожарной команды (дружины) населенного пункта или муниципального образования в виде обособленного структурного подразделения общественной организации "Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области".

2) Все граждане, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины) подают соответствующее заявление и вступают в общественную организацию ДПО своего муниципального района.

3) Решением Совета общественной организации ДПО муниципального района организуется добровольная пожарная команда (дружина) муниципального образования или населенного пункта в виде ее обособленного структурного подразделения, утверждается Положение о ДПК (ДПД), численный состав.

4) Между общественной организацией и администрацией муниципального образования заключается Соглашение о сотрудничестве, согласно которого муниципальное образование берет на себя обязательства по размещению и содержанию пожарной техники, оказывает меры поддержки добровольных пожарных, а общественная организация организует деятельность по предупреждению и участию в тушении пожаров силами ДПД (ДПК) на территории муниципального образования, организует обучение добровольных пожарных, представляет их законные интересы в рамках действующего законодательства.

Пожароопасность возрастает ежедневно, поскольку и в быту, и на промышленных предприятиях используется большое количество легковоспламеняющихся соединений и материалов, в том числе природный газ, нефть и продукты ее переработки. Высокий риск создают энергоемкие и сложные технологии, изношенные строения, коммуникации, сооружения, оборудование. Для многих предприятий в этой связи разрабатываются специальные требования обеспечения пожаробезопасности.

Причины возгораний

Пожары на предприятиях, как правило, обуславливаются нарушениями, допущенными в процессе проектирования и строительства. Немаловажное значение имеет несоблюдение простых мер безопасности самим персоналом, неосторожное обращение с опасными веществами и огнем. Зачастую нарушаются и электрооборудования. Недостаточный уровень подготовки сотрудников предприятий и населения, неспособность оперативно осуществить эвакуацию, предотвратить распространение пламени, локализовать его очаги приводит к большому числу несчастных случаев и вызывает значительный имущественный вред.

Добровольная пожарная охрана

Это специально сформированное социально-ориентированное объединение. Оно создается по инициативе организаций и граждан. Его деятельность регулирует 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Объединения формируются для участия в профилактике или ликвидации возгораний, а также выполнении аварийно-спасательных мероприятий.

Структура

100-ФЗ "О добровольной пожарной охране " предусматривает возможность комплектования специальных подразделений. Ими выступают команды и дружины. Последние представляют собой объектовое либо территориальное подразделение. Дружины непосредственно участвуют в тушении возгораний. Они не имеют мобильных средств на вооружении. Команды также непосредственно участвуют в тушении. Однако у этих подразделений есть мобильные средства на вооружении.

Задачи

ФЗ "О добровольной пожарной охране " содержит перечень функций, которые выполняют подразделения. Они осуществляют:

  1. Профилактику возгораний.
  2. Спасение граждан и материальных ценностей, оказание помощи потерпевшим.
  3. Участие в тушении.
  4. Аварийно-спасательные мероприятия.

Права работников

Их также устанавливает Федеральный Закон 100 "О добровольной пожарной охране ". Работники, которые имеют должности, установленные по штатному расписанию, члены команд или дружин имеют право на:

  1. Гарантии защиты здоровья, жизни в ходе исполнения своих задач.
  2. Компенсацию ущерба, причиненного при выполнении обязанностей. Возмещение вреда осуществляется в соответствии с правилами, установленными в законодательстве.
  3. Участие в составе дружины/команды или самостоятельно в тушении или профилактике возгораний, выполнении аварийно-спасательных мероприятий, оказании пострадавшим помощи.
  4. Информирование об обнаруженных нарушениях предписаний, правил в сфере пожарной безопасности местных структур власти либо подразделений Госпожслужбы.
  5. Внесение в территориальные органы самоуправления и уполномоченные учреждения предложений, направленных на повышение уровня защиты от возгораний в границах сельских и городских поселений, на межселенных участках и в организациях.
  6. Выполнение необходимых действий, связанных с обеспечением безопасности граждан и спасению материальных ценностей, при непосредственном тушении возгораний и проведении аварийных работ, в соответствии с законодательством.

Сотрудники подразделений обеспечиваются необходимыми средствами для индивидуальной защиты. Им выдается пожарное снаряжение для использования при непосредственном тушении возгораний. Предоставляются средства в порядке, определенном федеральным исполнительным институтом власти, имеющим полномочия по решению задач в сфере безопасности.

Обязанности

Федеральный Закон "О добровольной пожарной охране " предъявляет ряд требований к сотрудникам объединений, членам дружин и команд. Они должны быть закреплены в уставе или положении о деятельности подразделений. Добровольная пожарная охрана формируется из граждан, обладающих необходимыми знаниями в объеме, который предусматривается по программе первоначальной и дальнейшей профессиональной подготовки. Работники несут службу (дежурство) по графику. Согласно ему, граждане прибывают на место вызова при получении соответствующего сообщения (о возгорании или чрезвычайной ситуации). Добровольная пожарная охрана должна участвовать в тушении и оказании помощи потерпевшим. При возникновении необходимости нести дежурство в рабочее или учебное время, график согласуется с руководителем образовательной организации или предприятия, на котором трудится член дружины или команды, и утверждается начальником подразделения. Сотрудники, из которых формируется , обязаны следовать порядку, установленному уставом. Они должны выполнять правила ОТ, соблюдать дисциплину. Работники обязаны содержать пожарное снаряжение, инструмент, СИЗ и оборудование в исправном состоянии. Члены дружин и команд должны исполнять правомерные распоряжения начальников и руководителя тушения возгорания.

Обеспечение

Добровольная пожарная охрана финансируется и получает материально-техническое оснащение за счет своих средств, пожертвований, взносов, вкладов учредителей. Органы госвласти и территориального управления могут оказывать дополнительную поддержку объединению. Финансирование и может также осуществляться за счет иных средств, не запрещенных законодательством.

Личный состав

Он включает в себя сотрудников добровольной охраны, которые состоят на должностях, установленных штатным расписанием. В качестве члена дружины/команды может выступать физлицо, достигшее 18-ти лет, способное по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. Пригодность к осуществлению деятельности, связанной с тушением возгораний или выполнением аварийно-спасательных мероприятий. Для личного состава учредители могут предусматривать специальную форму и знаки отличия.

Подготовка

Добровольные пожарные и работники подразделений, не имеющие специального профобразования, должны в обязательном порядке пройти обучение. Инструктаж осуществляется по программам первоначальной и последующей профподготовки. Они разрабатываются и утверждаются исполнительными структурами власти, уполномоченными на решение задач в сфере пожарной безопасности. Первоначальная и дальнейшие подготовки работников производятся в подразделениях по правилам, установленным руководителем. При их утверждении должны учитываться особенности охраняемых сооружений и прочих объектов, специфика сельских, городских поселений, межселенных участков. Подготовка может осуществляться на базе учебных пунктов (центров) Госпожслужбы и иных организаций, которые имеют соответствующую лицензию на обучение. Физлица, которые входят в состав местного общественного управления, или граждане, которые участвуют в объединениях, созданных для решения разных проблем социального характера по месту учебы/работы, также проходят инструктажи. Их подготовка осуществляется в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных.