Все о тюнинге авто

Понятие местного самоуправления признаки содержание принципы. Признаки местного самоуправления. самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и о

Понятие местное самоуправление в юридической литературе не отличается единообразием. Например, Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесенных к их ведению законом или актом местного самоуправления, а М.И. Пискотин дает более краткое определение местного самоуправления, ограничиваясь тем, что и местное самоуправление - это самоуправление граждан, населения государств, городов, поселков.

В ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…» ) дается определение понятия местного самоуправления, которое понимается как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией России, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданами.

Местное самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом, важнейший структурный элемент устройства власти, это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Согласно ст. 3 Конституции Р.Ф. народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление - это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов. Весьма существенным является тот факт, что органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Отсюда следует, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления власти.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением. В конституции России не содержится перечень вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Это закреплено в главе 3 Закона «Об общих принципах…».

Одним из главных признаков местного самоуправления в России является ответственность представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, в первую очередь перед населением. Основанием ее наступления является утрата доверия населения. Порядок и условия ответственности перед населением определяется уставами муниципальных образований.

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью нашла свое закрепление в Конституции России. Эта черта местного самоуправления предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, что включает сюда управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения. Самостоятельность местного самоуправления характеризует и наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией России наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления. Конституционное право управления муниципальной собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий . Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач.

Еще одной положительной стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов. Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

Специфической чертой местного самоуправления в России является вопрос о ее природе. Для современной системы местного самоуправления характерны признаки, свидетельствующие как о ее государственной, так и о ее общественной природе. К признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к государственным органам, относятся: население местного сообщества проживает на территории государства, население муниципального образования является гражданами государства; статус местного сообщества устанавливается, гарантируется, защищается Конституцией России, Федеральными законами и законами субъектов Федерации; местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики; полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственный) характер и т.д.

К признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного самоуправления, можно отнести: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, определение структуры органов муниципального образования; органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата; наличие муниципальной собственности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное самоуправление как специфическая форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-государственную природу.

Приведенные черты являются основными и позволяют говорить о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

Понятие и признаки местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки, характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.



3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

27.Природа местного самоуправления: "общественный" подход, "государственный" подход

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?



В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ…..…………………………………………….5

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления…………………….….5

1.2. Принципы местного самоуправления………………………………..…9

1.3.Функции местного самоуправления………………………………….....12

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………….....15

2.1 Экономика и бюджетно-финансовое состояние муниципальных образований……………………………………………………………………..…….15

2.2 Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………….20

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ...............................................................................25

3.1. Областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Костромской области.........................................................24

3.2. Исполнительные органы власти Костромской области.........................28

3.3. Направления оптимизации деятельности органов местного самоуправления Костромской области.................................................................................37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...……...…45

ВВЕДЕНИЕ

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В соответствии со статьей 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти 1 .

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия между двумя формами публичной власти – государственной и муниципальной.

На сегодняшний день интерес к представительным органам местного самоуправления не случаен: они играют большую роль в организации жизни муниципальных образований.

Основной закон регулирующий деятельность местного самоуправления это Федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ.

Степень научной разработанности темы . Несмотря на актуальность рассматриваемых проблем, их научная разработка до последнего времени носила, в своей основе, предельно общий характер и не выходила за рамки исследования самостоятельности местного самоуправления как одной из форм осуществления народовластия в Российской Федерации. Среди современных исследователей большое внимание проблемам представительных муниципальных органов уделяли С. А. Авакьян в работе «Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России», А. Н. Кокотов и А. С. Соломакин в труде «Муниципальное право России», О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев работе «Муниципальное право Российской Федерации»

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы; Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение особенностей и проблем развития местного самоуправления на современном этапе.

Основные задачи курсовой работы:

Изучить понятия местного самоуправления и его признаков;

Определить основные принципы местного самоуправления;

Рассмотрение основных функций органов местного самоуправления;

Рассмотреть особенности деятельности местного самоуправления в Костромской области.

Объект исследования органы местного самоуправления.

Предмет исследования система взаимоотношений между органами местного самоуправления и местным хозяйственным комплексом.

Методы и приемы исследования : монографический, аналитический.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение и библиографический список.

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой конституционного строя страны;

б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формой народовластия 1 .

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции РФ, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления.

Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит: население городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления».

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления 1 .

Право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление  это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации  признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» 2 .

Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный «Об общих принципах местного самоуправления» запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление  это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная  это две формы власти народа.

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;деятельности органов местного самоуправления Реферат >> Государство и право

На тему «Понятие и содержание деятельности органов местного самоуправления» Выполнил: студент группы БД4-5 Астахов... к общественным объединениям. Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного...

  • Правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления .......................

    Реферат >> Государство и право

    Работы это невозможно. I.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти...

  • Понятие и система методов деятельности органов местного самоуправления . Особенности орг

    Реферат >> Государство и право

    В организации и деятельности органов местного самоуправления . Система органов местного самоуправления . Источники муниципального права РФ. Предметы ведения местного самоуправления . Экономическая основа местного самоуправления . Правовой...

  • Ознакомительная практика в органах местного самоуправления

    Отчет по практике >> Менеджмент

    Статус органов местного самоуправления , порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления ...

  • Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

    1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

    2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

    3) это специфический уровень публичной власти;

    4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

    5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

    6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

    Данное определение позволяет выделить основные признаки , характеризующие местное самоуправление.

    1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

    2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.



    3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

    Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

    Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

    В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?

    В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

    Например, для нее характерны следующие признаки:

    1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

    2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

    3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

    4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

    Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

    Однако существуют и другие признаки, например:

    1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

    2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

    3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

    4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

    5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

    6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

    Данные признаки характерны для общественной формы организации.

    Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

    Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

    Принципы местного самоуправления

    Принципы: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления.



    Принципы: принцип субсидиарности; принцип соответствия финансовых ресурсов задачам, полномочиям МС; принцип (возможность) судебной защиты; принцип минимального административного вмешательства гос. уровня в МС; принцип финансовой гарантии; принцип подзаконности МС.

    Городское самоуправление в дореволюционной России

    Александр II Согласно Городовое положение от 16 июня 1870г.: избирательное право предоставлялось каждому городскому жителю, независимо от сословия, к которому он принадлежал. Были установлены главные требования.

    Все лица, имеющие право на участие в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающегося с каждого из них сбора в доход города.

    Управление городом осуществлялось городской думой и городской управой. Явный приоритет имела представительная власть. Губернатор осуществлял надзор только за законностью действий местных органов власти.

    Городовое положение 1892г. Александре III урезало избирательное право для граждан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз. Усилилась исполнительная власть в городе. Управление было поставлено в более независимое положение от думы. Городские чиновники зависели уже не от думы, а от государственной администрации. Городской голова и члены управы считались состоящими на государственной службе. Губернатор получил право делать им предписания и указания, снимать с должности. Дума же этого права была лишена.

    Местная администрация

    Местнаяадминистрация может иметь достаточно сложную организацию, в которой требуется установить место каждой ее составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.



    Местные администрации в принципе не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом.

    Администрация - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица.

    В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов.

    Под структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования ― отделы, комиссии, комитеты, управления и т. п.

    Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

    Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

    При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    12. Глава муниципального образования

    Глава муниципального образования подписывает и отвечает за обнародование принятых представительным органом нормативных правовых актов независимо от того, возглавляет ли он представительный орган или местную администрацию. Если гл.мун.образования совмещает должность гл.админимтр., то он обладает правом вета, представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.

    Глава муниципального образования можетвозглавлятьлибопредставительныйорганмуниципальногообразования,либоместнуюадминистрацию .

    Именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании -представительный или местную администрацию(как назначает в конкретном случае).

    Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений…

    В поселениях с численностью менее 1 000 человек и сельских поселениях допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

    Англосаксонская модель МС

    1.Местные представительные органы автономны по отношению к центральной власти и власти вышестоящих уровней.

    2.Отсутствует прямое подчинение нижестоящих исполнительных органов местного самоуправления вышестоящим.

    3.На местах нет представителей центрального правительства.

    4.Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенно (через суд), а также посредством финансовых рычагов (субсидии, дотации и т. д.)

    5.Формирование представительных органов власти осуществляется населением посредством всеобщих прямых выборов.

    Как правило, функционируют два уровня в Англии - графство и округ, а там, где есть приходы и общины, - даже три уровня местного самоуправления.

    Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа. Там, где три уровня местного управления,: советами графств, советами округов и приходскими (общинными) советами либо собраниями приходов (общин). Разграничением полномочий занимается парламент. Между уровнями нет соподчиненности.

    Каждый совет округа состоит из председателя (мэра в городах) и советников. Председатель (мэр) избирается большинством голосов на собрании совета, которое ежегодно проходит в марте-апреле из числа советников.

    Обычный срок службы его один год, но он может переизбираться любое число раз.

    Каждый муниципалитет выбирает совет представителей. Выборы в муниципальный совет проходят либо раз в четыре года, либо ежегодно переизбирается одна треть.

    Каждый член совета представляет свое территориальное образование, входящее в состав муниципалитета. Выборы обычно проходят по партийным спискам, и большинство членов совета являются представителями одной из трех основных партий страны.

    Представители партийного большинства в совете выдвигают кандидатов на пост председателя и членов кабинета. Они разрабатывают и принимают на работу государственных служащих во главе с управляющим делами. В штат муниципалитета также входят ответственные секретари, каждый их которых отвечает за ту или иную службу. Назначение на эти должности производится президиумом совета в присутствии представителей всех политических партий входящих в совет.

    Из местных налогов финансируется 24 % расходов, остальная часть - при помощи системы государственных субсидий.

    Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа: общее и особенное

    Принципиален вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Эффективным может быть признано разграничение, закрепляющее за каждым уровнем те предметы ведения, которые он может решать наилучшим образом. Принцип субсидиарности.

    Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К ним принято относить такие вопросы:

    1.которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти;

    2.последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т. е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.

    Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.

    Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных услуг населению, в свою очередь, можно разбить на две группы. Для одной закон употребляет термины «организация», «содержание», «обеспечение». Для другой группы вопросов термины «создание условий» и «участие».

    В Федеральном законе 1995 года (ст. 6) для всех муниципальных образований был установлен единый перечень вопросов местного значения из 30 пунктов.

    ФЗ 2003 года:

    1. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

    2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения.

    3. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает оно само, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район.

    4. Исключительно на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание.

    Местный бюджет

    Местный бюджет- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ. К ним относятся:-финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;-финансовые ресурсы немуниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемые ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.

    Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

    Самостоятельность формирования местных бюджетов означает, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами. К полномочиям контрольного органа муниципального образования относится контроль использования выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

    При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.

    Доходы местного бюджета

    Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.Также дотации выступают в качестве собственных налогов.

    Собранные на территории муниципального образования:Местные налоги и сборы. Законодательно закрепленные доли федеральных и региональных налогов. Имущественные доходы. Средства самообложения граждан. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий. Часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями. Штрафы, зачисляемые в местные бюджеты.Другие источники.

    Полученные из бюджетов других уровней: Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов. Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов МО. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий.Иная финансовая помощь

    Доходы муниципального образования подразделяются на налоговые и неналоговые. К налоговым доходам относятся местные налоги плюс доходы от федеральных и региональных налогов.Неналоговые доходы:Доходы от платных услуг казенных учреждений. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Доходы от продажи, использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (имущественные доходы). Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.Трансферты.

    Расходы местного бюджета

    Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включае­мые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Расходная часть местных бюджетов включает:расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;поддержка поселений (муниципального района);отрицательные трансферты.

    В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов.

    Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы.Органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов ме­стных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

    Муниципальные минимальные социальные стандарты - это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования.

    Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательствмуниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

    В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах.

    Средства бюджета развития (капитальные расходы) расходуются на капитальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия.

    Понятие и отличительные признаки местного самоуправления

    ЕХ Под мест­ным самоуправлением понимается право и реальная способность орга­нов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями.

    ФЗ1995 г.: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность дея­тельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из инте­ресов населения, его исторических и иных местных традиций».

    Отличие формулировок российских законов от Европейской Хар­тии местного самоуправления. Именно реальная способность, прежде всего, экономическая и финансовая, является главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998г. названной Хартии требует учета всех ее отправных положений.

    Европейской Хартией местного самоуправления установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Конституцией РФ (ст. 3).

    Л. Велихов (признаки): 1.различие в характере власти. 2.разграничение сфер компетенции.3.самостоятельные источники средств. 4.территориально-ограниченный выборный принцип.

    Из лекций: Наличие территории с административными границами; Наличие местного сообщества; Наличие самостоятельного бюджета; Наличие муниципального имущества; Наличие выборного органа; Наличие Устава; Публичность; Подзаконность.

    Все эти положения в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.