Все о тюнинге авто

Добровольная пожарная охрана. Добровольные пожарные дружины и команды предприятий. Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»: проблемы правоприменения Законодательные проблемы в организации добровольной пожарной охраны

Страницы в журнале: 42-47

А.С. ЕВДОКИМОВ,

соискатель кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ evdokimovac 109@yandex .ru

Исследуются проблемные аспекты Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»; анализируются основные положения закона, его пробелы и недостатки, особое внимание уделяется вопросам правоприменения. По результатам проведенного анализа вносятся предложения по изменению закона.

Ключевые слова: федеральный закон, добровольная пожарная охрана, пожарная безопасность, общественное объединение, доброволец, органы местного самоуправления.

Federal law “About voluntary fire protection”: law application problems

Evdokimov A.

Explores the problematic aspects of the Federal law of 06.05.2011 № 100-FZ “About voluntary fire protection”, analyzes the main provisions of the law, its gaps and weaknesses, special attention is paid to problems of enforcement. By results of the analysis offers the changes of the law.

Keywords: federal law, voluntary fire protection, fire safety, public association, volunteer, municipal government.

Президентом РФ 6 мая 2011 г. подписан Федеральный закон № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее - Закон), который определяет порядок создания и деятельности в России подразделений добровольной пожарной охраны.

Закон является достаточно новационным в системе российского законодательства. Помимо того что основной его целью выступает обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути эволюции волонтерства в вопросах безопасности давно идут европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.

Для законодательства в области пожарной безопасности Закон является своеобразной новеллой, так как отходит от традиционного регулирования властных правоотношений со смещением акцентов в сторону институтов гражданского общества. Законом предполагается широкое вовлечение общественности в организацию деятельности добровольной пожарной охраны при активном участии представителей публичной власти всех уровней.

Значимость Закона состоит в том, что он призван решить жизненно важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. К сожалению, проблема тушения пожаров, особенно в отдаленных от райцентров сельских поселениях, до которых пожарные расчеты будут добираться более установленных 20 минут, остается очень актуальной.

Решить вопрос оперативного прибытия подразделений пожарной охраны к местам пожаров только за счет бесконечного увеличения расходов бюджетов различных уровней вряд ли представляется возможным. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией, как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны, построить в каждом селе пожарную часть.

Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы выступает развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в не прикрытых подразделениями Государственной противопожарной службы населенных пунктах.

Актуальность Закона сегодня не вызывает сомнений. Вместе с тем он содержит ряд положений, нуждающихся в корректировке. За 1,5 года его реализации отдельные недостатки Закона стали вполне очевидными.

Предметом регулирования Закона «являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны» (ст. 1).

Необходимо отметить, что законодатель впервые придал добровольчеству вполне понятный правовой статус. Законом определено, что «добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (ст. 2).

Первый существенный недостаток Закона заключается именно в механизме образования этих общественных объединений.

Часть 2 ст. 8 гласит: «В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины)».

Данная формулировка императивно закрепляет механизм создания учреждения только в одной из предлагаемых форм: либо команда, либо дружина, - что при создании и государственной регистрации общественного объединения вызовет необходимость выбора между ними. Вместе с тем для административно-территориальных единиц, особенно таких, как муниципальный район, необходимо совмещение двух данных организационных форм, ведь в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, могут быть созданы как команды, так и дружины. Следуя логике рассматриваемой нормы, необходимо будет создание двух юридических лиц - общественных учреждений: добровольной пожарной команды района и добровольной пожарной дружины района. Создание двух юридических лиц с одинаковыми задачами выглядит несколько некорректно и вызывает определенные сомнения в своей целесообразности.

В связи с изложенным предлагаем следующую редакцию ч. 2 ст. 8 Закона: «В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются территориальные подразделения добровольной пожарной охраны (добровольные пожарные команды и (или) добровольные пожарные дружины), ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях».

Приведенная формулировка позволит создать общественное учреждение с названием «Добровольная пожарная охрана муниципального образования (области, города и др.)», которое включает в себя как команды, так и дружины.

Положения ст. 8 Закона, касающиеся организации объектовой добровольной пожарной охраны, по сути, предусматривают создание юридического лица внутри уже существующей организации, в свою очередь также являющейся юридическим лицом. Эти положения вызывают тотальное непонимание руководителей организаций при реализации Закона на практике. При этом последние выражают полную поддержку вопросам развития добровольной пожарной охраны на объектах, признавая эту работу чрезвычайно важной и актуальной. Сомнению подвергается только форма данной работы.

На наш взгляд, положения ст. 8 Закона, касающиеся механизма создания объектовой добровольной пожарной охраны, должны быть кардинальным образом переработаны. В новой редакции рассматриваемых норм необходимо предусмотреть отдельный механизм создания объектовой добровольной пожарной охраны, самым логичным из которых будет являться организация объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на основании приказа руководителя объекта с разработкой положения о подразделении без создания отдельного юридического лица.

В целом такая организационно-правовая форма выйдет за пределы предмета правового регулирования Закона и потребует корректировки не только ст. 8 Закона, но и базовых его норм, регламентирующих положения о том, что добровольная пожарная охрана создается только в форме общественных объединений. Но, на наш взгляд, такие изменения внесут зерно рационализма в процесс правотворчества и качественно повлияют на развитие объектовой добровольной пожарной охраны.

Основным системным недостатком Закона является то, что ни на один из уровней власти не возложена прямая обязанность по организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны, оказанию ей финансовой и материально-технической поддержки. Кроме того, положения Закона вообще не предусматривают возможности создания подразделений добровольной пожарной охраны самими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Как уже говорилось выше, Закон прежде всего направлен на решение проблемы тушения пожаров в отдаленных от райцентров муниципальных образованиях. И именно на разработку данной задачи должны быть нацелены основные его положения.

Органами публичной власти, уполномоченными на решение вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности в отдаленных населенных пунктах, являются органы местного самоуправления поселений, которые в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) наделены полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Практика реализации Закона о пожарной безопасности в России, нормы международного права подтверждают позицию, что деятельность по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны возможно организовать с наибольшей эффективностью именно на уровне органов местного самоуправления поселений, являющихся наиболее приближенными к населению.

На сегодняшний день в Законе отсутствует такой механизм. Предусматривается только право оказания поддержки органами местного самоуправления добровольной пожарной охране без непосредственного участия в ее деятельности.

На наш взгляд, Закон требует детальной переработки в части, касающейся наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию, организации деятельности общественных учреждений пожарной охраны на территории муниципального образования.

В связи с этим потребуется корректировка ст. 19 Закона о пожарной безопасности, предусматривающей в качестве полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности «создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах». Предлагаем следующую формулировку данного положения: «организация деятельности добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования». Применение данной нормы позволит органам местного самоуправления самостоятельно создавать, организовывать деятельность, реорганизовывать общественные объединения и подразделения добровольной пожарной охраны, что позволит максимально эффективно решать вопрос тушения пожаров на территории муниципальных образований.

Механизм внесения предлагаемых изменений достаточно сложен, так как выходит за рамки законодательства в области пожарной безопасности. Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривается создание общественных объединений только юридическими лицами - общественными объединениями, коими органы местного самоуправления не являются. На наш взгляд, положения данного закона также требуют пересмотра. Налицо необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по самостоятельному созданию общественных объединений, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности муниципального образования. Данные изменения смогут положительно повлиять на развитие волонтерства не только в области пожарной безопасности, но и в других сферах деятельности, таких как охрана общественного порядка, поиск пропавших людей, спасение людей на водных объектах и др.

Безусловным проблемным аспектом Закона является вопрос финансирования данной деятельности. При передаче органам местного самоуправления прав по организации деятельности добровольной пожарной охраны этот вопрос также будет решен.

Наделение местных органов власти вышеназванными полномочиями потребует проработки отдельного механизма финансирования, но это будут гораздо меньшие затраты, чем расходы на содержание профессиональной пожарной охраны. Без проработки механизма финансового обеспечения предлагаемые изменения не будут иметь смысла.

Решение вопроса с финансированием позволит урегулировать такие проблемные на сегодняшний день аспекты Закона, как страхование, медицинское освидетельствование добровольцев, оплата командировочных расходов для обучения, вопросы материально-технического обеспечения подразделений добровольной пожарной охраны.

В качестве примера можно привести Гессенский закон о противопожарной защите, общей помощи и чрезвычайных ситуациях 2009 года (Германия), где четко определено, что в каждом округе (муниципальном образовании) должны (а не могут) создаваться районные пожарные службы, четко прописаны механизмы финансирования, материально-технического обеспечения добровольной пожарной охраны, а также детально регламентировано разграничение полномочий между общественными объединениями (коммунами), органами местного самоуправления, органами власти (земли).

На сегодняшний день Германия является одной из стран с самой развитой системой добровольной пожарной охраны: достаточно только сказать, что в городах с численностью населения до 50 тыс. человек профессиональная пожарная охрана отсутствует вообще, такие города успешно защищают добровольцы.

Еще одной существенной и, на наш взгляд, системной проблемой Закона является отсутствие какого-нибудь реально действующего механизма (работающей системы) по вовлечению граждан в добровольческую деятельность. В Законе не разработан мотивационный инструмент, который может заинтересовать гражданина и повлиять на его самостоятельное решение по вступлению в ряды добровольцев.

Речь идет об определенных льготах, которые будет получать человек, став добровольцем. Безусловно, здесь можно развить дискуссию о соотношении корысти и морали, но, на наш взгляд, активная гражданская позиция, выражающаяся в общественно полезной деятельности гражданина, должна поощряться государством.

К примеру, в СССР действовала очень простая и эффективная система: каждому добровольцу предоставлялось пять дополнительных оплачиваемых дней к отпуску, что служило неплохим мотивирующим фактором для вступления граждан в ряды добровольных пожарных. Вступив в добровольцы, граждане добросовестно исполняли свои обязанности, благодаря чему система добровольчества в области пожарной безопасности успешно работала до 90-х годов ХХ века.

Сегодня же Законом определено, что отпуск предоставляется добровольцу без сохранения заработной платы. Это не дает никаких преимуществ гражданину и не может выступать решающим критерием при принятии решения о вступлении в ряды добровольной пожарной охраны.

Предлагаем внести изменения в Закон, изложив ч. 7 ст. 18 в следующей редакции: «Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью от трех до десяти календарных дней».

Также нерешенной остается проблема денежной компенсации добровольцам, которые привлекаются к тушению пожаров в рабочее время с отрывом от основной работы. Частью 1 ст. 18 Закона определено, что освобождение от работы лица, являющегося добровольцем, осуществляется без сохранения за ним заработной платы, что не создает благоприятного климата для общения добровольца со своим работодателем, выступая, напротив, демотивационным фактором, а также вызывает ряд проблемных вопросов, включая сложный механизм компенсации добровольцу денежных средств общественным объединением пожарной охраны.

Предлагаем изложить ч. 1 ст. 18 Закона в следующей редакции: «Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы с сохранением заработной платы (для работающих граждан), а также с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного».

Внесение предложенных изменений потребует разработки механизма компенсационных выплат, которые будут производиться работодателям добровольцев. Наиболее целесообразным представляется определить правила и порядок этих выплат на федеральном уровне за счет федерального бюджета, что позволит централизованно и системно решить данную проблему.

Новеллы помогут сформировать предпосылки для активного самостоятельного вступления граждан в ряды добровольных пожарных, что существенным образом повлияет на формирование их активной гражданской позиции и качественно повысит уровень правосознания.

Серьезным недостатком Закона также является отсутствие в нем правовых норм, регулирующих деятельность добровольных дружин юных пожарных. Вместе с тем дружины юных пожарных являются одной из самых распространенных форм вовлечения в добровольчество учащихся в возрасте от 10 до 18 лет, деятельность которых невозможно переоценить.

Работа с детьми и молодежью является немаловажным, а может быть, даже определяющим фактором в области развития добровольчества, так как культуру безопасного поведения необходимо прививать с детского возраста.

В целях правовой регламентации деятельности добровольных дружин юных пожарных предлагаем дополнить ст. 2 Закона ч. 7 следующего содержания: «7) добровольные дружины юных пожарных - добровольные объединения детей в возрасте от 10 до 18 лет, созданные в образовательных учреждениях, общественных объединениях пожарной охраны, с целью изучения основ обеспечения пожарной безопасности, воспитания культуры безопасного поведения и активной гражданской позиции, развития спортивных и творческих навыков, обеспечения занятости детей и молодежи».

В связи с предложенным дополнением необходимо будет разработать отдельные нормы Закона, устанавливающие порядок создания, реорганизации, ликвидации добровольных дружин юных пожарных, определяющие основные направления деятельности, ответственных лиц за организацию данной работы.

В заключение необходимо отметить, что описанные недостатки Закона нисколько не умаляют его значения в системе обеспечения пожарной безопасности: создана правовая основа формирования и деятельности добровольной пожарной охраны, урегулированы основные вопросы, связанные с участием в деятельности общественных объединений пожарной охраны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем законодательство не является застывшей конструкцией, практика правоприменения свидетельствует о необходимости внесения определенных коррективов. Предложенные изменения Закона являются сегодня жизненной необходимостью для не прикрытых подразделениями пожарной охраны муниципальных образований. Корректировка Закона позволит развить добровольную пожарную охрану населенных пунктов, предприятий и организаций на более качественном уровне, станет правовой базой для деятельности добровольных дружин юных пожарных, даст возможность привлечь в ряды пожарных добровольцев дополнительные силы, а также послужит развитию волонтерства и в других сферах общественно полезной деятельности.

Библиография

1 Временные показатели прибытия на пожар установлены ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Техниче-

ский регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

2 В истории пожарной охраны России есть два временных периода, в течение которых показала свою «сверхэффективность» развитая система добровольной пожарной охраны (начало XI Х века - 1917 год, 1960-1990 гг.). Дважды эта си-

стема была разрушена (в 1917 году и в 90-е годы ХХ века). Периоды отсутствия добровольной пожарной охраны наглядно продемонстрировали неэффективность системы обеспечения пожарной безопасности без такого компонента, как добровольная пожарная охрана.

3 Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы. В России эта цифра составляет более 90%.

Библиография

1 Временные показатели прибытия на пожар установлены ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

2 В истории пожарной охраны России есть два временных периода, в течение которых показала свою «сверхэффективность» развитая система добровольной пожарной охраны (начало XI Х века - 1917 год, 1960-1990 гг.). Дважды эта система была разрушена (в 1917 году и в 90-е годы ХХ века). Периоды отсутствия добровольной пожарной охраны наглядно продемонстрировали неэффективность системы обеспечения пожарной безопасности без такого компонента, как добровольная пожарная охрана.

3 Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы. В России эта цифра составляет более 90%.

4 Европейская хартия местного самоуправления 1985 года // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466; Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Там же. № 15. Ст. 1695.

5 URL: http://www.64.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=12655

Современный мир развивается семимильными шагами. Меняется инфраструктура регионов, городов и районов нашей с Вами столицы. Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В 1897 году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины», а в 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций.

На сегодняшний день актуальность закона состоит в том, что он призван решить жизненно-важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в этих неприкрытых подразделениями государственной противопожарной службы населенных пунктах.

В мае 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который определил новое правовое поле для создания подразделений добровольной пожарной охраны.

Закон является достаточно инновационным в системе российского законодательства. Помимо того, что основной его целью является обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути развития волонтерства в вопросах безопасности давно уже идут все развитые европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд. Команда осуществляет деятельность с использованием мобильных средств пожаротушения, дружина - без мобильных средств. Добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. "В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1.Осуществление профилактики пожаров;

2. Спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3. Участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Сегодня это надо восстанавливать. Нас тысячи, помощь каждому Важна и нужна! Вступай в ряды Пожарных добровольцев!

Светлана Овсянникова

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100 - ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица , организационно-правовые формы которых приведены в ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

Добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

Подразделение добровольной пожарной охраны – территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.

К самостоятельной работе по тушению пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.

Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляется непосредственно в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение .

Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания. При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.

В Удмуртской Республике проводится работа по реализации Федерального закона от 06 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», направленная на создание и организацию деятельности добровольцев для участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

30 июня 2011 года принят закон Удмуртской Республики «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике» № 30-РЗ.

02.04.2012 года в Правительстве Удмуртской Республики принято Постановление № 137 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов» 9в редакции постановления Правительства УР от 28.05.2012 № 228), которым утверждено распределение субсидий в размере 35 млн. рублей.

16.04.2012 года принято Постановление Правительства Удмуртской Республики №155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным учреждениям пожарной охраны», в соответствии с которым предусмотрено выделение денежных средств общественным объединениям пожарной охраны на поддержку добровольцев, в том числе страхование жизни, компенсацию за использование автомобильного транспорта, другие социальные выплаты для участников тушения пожаров в размере 5 млн. рублей из бюджета республики.

14.05.2012 года принято Постановление Правительства Удмуртской Республики №203 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны».

Принято Постановление Правительства Удмуртской Республике от 11.02.2013 г. № 57 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов», которым в том числе предусмотрена финансовая поддержка развития добровольной пожарной охраны.

Между Правительством Удмуртской Республики и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество заключено соглашение о сотрудничестве (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29.03.2010. № 247-р), основной задачей которого является осуществление мер по привлечению граждан по предупреждению и тушению пожаров, в том числе в составе создаваемых добровольных и общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований.

Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:

а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;

б) медицинскую справку установленной формы (образца), подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.

Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Главное управление МЧС России приглашает всех людей с активной жизненной позицией вступить в ряды добровольной пожарной охраны. Как вступить в ряды добровольной пожарной охраны?

По вопросу вступления в ряды добровольных пожарных жителям Удмуртской Республики необходимо:

Обратиться в федеральное или республиканское подразделение пожарной охраны по месту жительства в городе или районе, где Вам сообщат о наличии на данной территории общественной организации добровольной пожарной охраны и контактную информацию.

Для того чтобы стать добровольным пожарным, кандидату необходимо выполнить следующие действия:

1. Обратиться в пожарную часть с заявлением на имя:

Председателя общественного учреждения «Добровольная пожарная охрана», если гражданин намерен вступить в добровольную пожарную дружину по охране населенного пункта;

Председателя объектового учреждения, если добровольный пожарный является работником данной организации и привлекается к охране этого объекта.

2. Написать заявление о согласии на обработку персональных данных на имя начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по установленной форме.

3. Предоставить ксерокопии паспорта (страницы 2, 3, 5), медицинской справки, подтверждающей способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного и диплома/свидетельства об имеющемся пожарном образовании (при наличии такового).

Добровольными пожарными смогут стать граждане, достигшие 18 лет. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.
При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности добровольных пожарных обязательно обучат по программе профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО на безвозмездной основе.

Таким образом, приняты нормативно-правовые акты (далее – НПА) Удмуртской Республики, а именно:

Закон Удмуртской Республики от 30.06.2011 № 30-РЗ «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике»;

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14.05.2012 № 203 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны»;

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 02.05.2012 № 186 «О денежной компенсации добровольным пожарным за использование личного транспорта для исполнения обязанностей добровольного пожарного» (в ред. постановления Правительства УР от 14.04.2014 № 134);

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.04.2012 № 155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным объединениям пожарной охраны» (в ред. постановления Правительства УР от 14.04.2014 № 134);

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2014 № 65 «Об утверждении Порядка выплаты единовременных пособий в случае гибели добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, получения добровольными пожарными увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а также о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 апреля 2012 года № 155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным объединениям пожарной охраны» (в ред. постановления Правительства УР от 09.02.2015 № 32).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации
от 06.05.2011 №100-ФЗ «О Добровольной пожарной охране» и ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2011 №30-РЗ «О добровольной пожарной охране
в Удмуртской Республике», на территории Удмуртской Республики предусмотрены следующие меры поддержки общественным объединениям пожарной охраны:

Финансовая, имущественная, информационная и консультационная;

Размещение в средствах массовой информации на безвозмездной основе информации общественных объединений пожарной охраны, направленной на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Таким образом, в 2015 году Удмуртской Республикой (Закон Удмуртской Республики от 26.12.2014 №87 «О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») запланированы расходы на реализацию Закона Удмуртской Республики от 30.06.2011 №30-РЗ «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике» в размере 3514,5 тыс. руб., из них:

На личное страхование добровольных пожарных;

На единовременное пособие в случае гибели добровольного пожарного;

На единовременное пособие в случае получения добровольным пожарным увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

На денежную компенсацию за использование личного автотранспорта
для исполнения обязанностей добровольного пожарного.

Также, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 121 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах» выделено 24453,0 тыс. руб., из них:

На социальное и экономическое стимулирование участия граждан
и организаций в добровольной пожарной охране – 2551,0 тыс. руб.;

На финансовое материально-техническое обеспечение пожарной безопасности муниципальных образований (ремонт техники ДПО, коммунальные услуги по содержанию зданий и сооружений) – 4382,0 тыс. руб.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13.03.2015 №13 для участия в профилактике и тушении пожаров из Государственного учреждения Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» общественным учреждениям «ДПК «Юг», «ДПК «Север» и «ДПО УР» передано различное движимое имущество в количестве 5822 единицы на общую сумму 807,8 тыс. рублей.

В Удмуртской Республике осуществляют деятельность 1 общественная организация (УРО «ВДПО») и 150 общественных учреждений пожарной охраны, которые внесены в реестр общественных объединений пожарной охраны.

4 общественных учреждения пожарной охраны зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Общая численность добровольных пожарных 8649 чел., из 8649 внесенных в реестр.

Обучение добровольных пожарных проводится на базе учебного пункта ФГКУ «1 отряд ФПС по УР», Учебного центра ГУ УР «ГПС УР» и Учебного пункта УРО «ВДПО», а также на базе пожарных частей сотрудниками, прошедшими обучение в Учебном центре ФПС по Республике Татарстан и получившими сертификаты на право ведения образовательной деятельности добровольных пожарных. Обучение осуществляется по специально подготовленным программам. На 01.12.2015 прошли первоначальную подготовку 8649 человек.

Добровольные пожарные республики осуществляют совместное дежурство в 276 подразделениях пожарной охраны, из них в 122 подразделениях ДПО численностью добровольных пожарных 1367 человек.

Прикрытие территории республики составляет 100%, в том числе подразделениями ДПО – 31,1% (613). Прикрытие населения составляет 100%, подразделениями ДПО – 8,5% (128995).

С начала года подразделения добровольной пожарной охраны самостоятельно ликвидировали 24 пожара. Принимали участие в качестве дополнительных сил
в тушении 321 пожаров, что составляет 26,27% от общего количества пожаров.

Совместно с подразделениями федеральной и республиканской противопожарной службы спасено 28 человек.

На вооружении подразделений добровольных пожарных команд находится 154 единицы пожарной техники, 87 единиц приспособленной техники и 3 единицы АРС-14.

Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике и общественными объединениями пожарной охраны подписаны соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности по развитию добровольной пожарной охраны на территории Удмуртской Республики.

Традиционными стали проведение ежегодных смотров-конкурсов на звание «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны Удмуртской Республики».

Комментируемого Закона добровольной пожарной охраной является форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Следует обратить внимание, что речь идет не об участии в тушении пожаров, а именно в принятии первичных мер пожарной безопасности. Как уже говорилось при комментировании положений ст. 12.1 Закона, в соответствии с подп. 38 и 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" соответственно деятельность по тушению пожаров и производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений являются лицензируемыми видами деятельности (последний - до вступления в силу технического регламента).

Таким образом, юридические лица и другие организации, не имея лицензии, не могут заниматься тушением пожаров. Формирования добровольной пожарной охраны могут следить, например, чтобы соблюдались правила пожарной безопасности в полях и лесах при разведении огня, чтобы в доступных местах имелся пожарный инвентарь и т.п. Однако целенаправленно заниматься тушением пожаров такие формирования не могут. Это, однако, не препятствует проявлениям инициативы отдельными членами формирований, но она должна реализовываться уже вне рамок организации.

Кроме изложенного, необходимо рассмотреть положения ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 13. В ч. 1 указано, что добровольная пожарная охрана - это форма участия. Из ч. 2 следует, что добровольный пожарный участвует в деятельности подразделения пожарной охраны. Из этого следует, что добровольная пожарная охрана - это не организация, не подразделение, а вид деятельности, реализуемый путем внештатного сотрудничества граждан со штатными подразделениями пожарной охраны.

2. Согласно ч. 2 ст. 13 комментируемого Закона добровольный пожарный - это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Рассмотрим критерии отнесения лица к числу добровольных пожарных.

Первый критерий связан с тем, что в определении упоминается термин "гражданин". В связи с этим возникает вопрос, идет ли речь только о гражданах РФ, или добровольными пожарными могут быть и граждане иностранных государств, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Очевидно, что законодатель имеет в виду людей вообще, а не только граждан РФ, поскольку статус добровольного пожарного никаких преимуществ не дает - ни доступа к документам и материалам, ни материального дохода, ни льгот и преференций. Не будем забывать, что в преамбуле к комментируемому Закону указано, что под гражданами в законе понимаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Второй критерий - это непосредственное участие в деятельности по предотвращению и тушению пожаров. Непосредственность предполагает личное осуществление каких-либо действий. Отсюда следствие: добровольным пожарным не может быть "кабинетный" работник, осуществляющий свою деятельность в организации, занимающейся вопросами пожарной безопасности и тушения пожаров.

Третий критерий - добровольность участия в указанной деятельности. Добровольный пожарный не может быть связан каким-либо обязательством применительно к данному виду деятельности - ни договором об оказании услуг, ни трудовым договором.

Четвертый критерий - участие в деятельности подразделений пожарной охраны. Таким образом, добровольный пожарный осуществляет свою деятельность не сам по себе, а во взаимодействии с имеющимися подразделениями пожарной охраны, дополняя их. В этой связи, поскольку такие подразделения должны иметь лицензии на право заниматься деятельностью, связанной с тушением пожаров, оказывающие им содействие добровольные пожарные также могут привлекаться к этим мероприятиям. Наиболее эффективно данная система может работать в сельской местности: личный состав подразделений пожарной охраны, небольшой в количественном отношении, главный упор делает на тушении пожаров с применением специальной техники, пожарных автомобилей, лестниц и т.д. В силу небольшого количественного состава, у него отсутствует практическая возможность полноценно заниматься профилактикой пожаров. Добровольные пожарные, наоборот, не "привязаны" к пожарному депо, у них нет рабочего времени применительно к пожарной охране, поэтому они могут на общественных началах следить за соблюдением правил пожарной безопасности, самостоятельно принимать какие-то меры, направленные на их предотвращение (тушить тлеющие костры вне приусадебных участков, разъяснять правила пожарной безопасности и т.д.). Конечно, у них отсутствуют полномочия должностных лиц, но им вполне по силам при выявлении тех или иных нарушений сообщать о них инспекторам Государственного пожарного надзора.

3. Согласно ч. 3 ст. 13 комментируемого Закона участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд. Указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Не следует путать социально значимые работы и общественные работы. Статус последних установлен Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 г. Согласно п. 2 Положения под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Таким образом мы видим, что у социально значимых работ и у общественных работ разные цели: если первые направлены на оказание помощи органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, то вторые призваны помочь гражданам, оказавшимся без работы.

Государственной Думой

Советом Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2717) и подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643), приказываю.