Разделение властей. Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали
Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.
На практике совершенно очевидно разделение государств на:
Централизованные, где местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.);
Децентрализованные - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.);
Полуцентрализованные - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).
Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательной, исполнительной и судебной.
1. Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.
В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган- парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в 8 из 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности. Причем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты - равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.
В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание- парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна . В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других - эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства - монарх, глава исполнительной власти - премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства - президент.
Особенностью исполнительной власти является то , что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
3. Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан . В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции - Конституционный совет, в Греции- Верховный специальный суд и т.д.). Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Помимо конституционных судов практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдением законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т.д.).
По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127)».
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).
В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.) » определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления. В соответствии с данным законом практически на всей территории страны организованы органы местного самоуправления (муниципальные органы), основная задача которых (п. 1, ст. 2) - решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиции.
Правовая подготовка
Билет № 1
В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?
1) явно несовершеннолетних;
2) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
3) молодых женщин;
4) лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;
5) иностранцев и лиц без гражданства.
3. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции по предъявлении:
1) предписания;
3) предписания и служебного удостоверения.
4. Задержанные лица подвергаются осмотру:
1)Перед водворением в специально отведенные помещения;
2) После окончания срока задержания;
3) Перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания.
5. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:
1) право на юридическую помощь, на услуги переводчика;
2)право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;
3) право на отказ от дачи объяснения;
4)все выше перечисленное.
6. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:
3) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?
1) если водитель совершил дорожно-транспортное происшествие и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;
2) если управляющее лицо грубо нарушило правила дорожного движения, создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;
3) если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
4) если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.
8. Согласно статье 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел это:
1) гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава;
2) государственный гражданский служащий, назначенный на должность в органах внутренних дел, пользующийся правами и выполняющий обязанности сотрудника органов внутренних дел;
3) гражданин, которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции, юстиции или внутренней службы.
Какие виды ответственности применяются к сотрудникам органов внутренних дел?
1)уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), дисциплинарная, материальная;
2) исключительно дисциплинарная, поскольку законом в отношении сотрудника органов внутренних дел установлен особый правовой статус;
3) уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством) и дисциплинарная.
10. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
11. Перечислите виды судебного производства:
2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;
12. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:
13. Органы местного самоуправления:
2) не входят в систему органов государственной власти.
14. Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
3) высшим должностным лицом;
15. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;
16. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
17. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2)Государственная Дума;
18. Президент Российской Федерации отрешается от должности:
4)Советом Федерации.
19. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:
2) два;
20. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
Правовая подготовка
Билет № 2
1. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:
1) в случаях, установленных федеральным законом;
2) на основании постановления прокурора;
3) для пресечения административного правонарушения.
2. Перечислите виды судебного производства:
1) конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное;
2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;
3) конституционное, гражданское, административное, уголовное, надзорное.
3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, за исключением случаев совершения ими преступлений и административных правонарушений;
2) выполнять служебные обязанности исходя из уровня профессиональной подготовки;
3) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.
4. Органы местного самоуправления:
1) являются низовым уровнем в вертикали органов государственной власти;
2) не входят в систему органов государственной власти.
5. Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
2) главой государства и высшим должностным лицом;
3) высшим должностным лицом;
4) высшим должностным лицом и Председателем Правительства Российской Федерации
6. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;
3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.
7. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
8. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2) Государственная Дума;
3) Президент Российской Федерации.
9. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;
2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;
3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;
4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.
10. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:
2) два;
11. Президент Российской Федерации отрешается от должности:
1) Верховным Судом Российской Федерации;
2) Государственной Думой Российской Федерации;
3) Федеральным Собранием Российской Федерации;
4) Советом Федерации.
12. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено:
1) не позднее одного года с момента, когда начальник узнал о нарушении сотрудником служебной дисциплины;
2) в период службы сотрудника в органах внутренних дел;
3) не позднее 10 дней со дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка;
4) не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
13. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:
1) правительством Российской Федерации;
2) Президентом Российской Федерации;
3) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
14. Контракт о службе в органах внутренних дел – это:
1) соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
2) соглашение между Российской Федерацией и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
3) договор общества с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел.
15. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция на место происшествия обязана прибывать:
1) по возможности в короткий срок, в случае отсутствия обстоятельств непреодолимой силы;
2) не позднее 15 минут после полученного сообщения о происшествии;
3) незамедлительно.
16. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана:
1) участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
3) выявлять условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
5) все перечисленное.
17. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:
1) по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего;
2) по решению главы администрации;
3) по решению прокурора.
18. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:
1) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника;
2) не допускается перемещение сотрудников из мест постоянной дислокации;
3) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений только с согласия сотрудника.
Каким нормативным правовым актом установлены принципы деятельности, права и обязанности полиции, особенности правового положения сотрудника полиции, порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 941 «Об особенностях службы в полиции»;
4) все вышеуказанные варианты верны.
20. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:
1) хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей;
3) данный вопрос законом не регламентируется.
Правовая подготовка
Билет № 3
1. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
2. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:
1) Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2) Правительством Российской Федерации.
3) Президентом Российской Федерации.
3. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;
2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;
3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.
4. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:
1) для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений.
2) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
3) Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
5. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2) Государственная Дума;
3) Президент Российской Федерации.
6. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;
2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;
3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;
4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.
7. Полиция является:
1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;
2) составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.
8. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:
1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
4) все вышеперечисленное.
а) Ж.-Ж. Руссо;
а) Ж.-Ж. Руссо;
б) Ш.-Л. Монтескье.
53. Членство в политической партии может быть:
а) индивидуальным;
б) коллективным;
в) индивидуальным и коллективным.
54. В собственности политической партии может находиться:
а) любое имущество;
б) только - то имущество, которое необходимо для обеспечения ее деятельности;
в) имущество, необходимое для ее деятельности, предусмотренное федеральным законом и уставом политической партии.
55. Символика политической партии:
а) не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;
б) может совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.
56. Численность политической партии должна составлять не менее:
а) 10 000 членов;
б) 50 000 членов;
в) 45 000 членов.
г) 500 членов
57. Политические партии могут принимать пожертвования:
а) от физических лиц;
б) юридических лиц;
в) иностранных государств и иностранных юридических
58. Государство поддерживает политические партии:
59. Организатором публичного мероприятия могут быть:
а) один или несколько граждан;
б) политические партии и общественные объединения;
в) органы местного самоуправления.
60. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в компетентный орган в срок:
а) не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия;
б) не ранее 15 и не позднее 7 дней до дня проведения публичного мероприятия.
61. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается:
а) в территориальный орган внутренних дел РФ;
б) органы местного самоуправления;
в) орган исполнительной власти субъекта РФ.
62. К местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие:
а) к резиденциям Президента РФ;
б) помещениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
в) зданиям, занимаемым судами;
г) зданиям, занимаемым прокуратурой, органами внутренних дел;
д) территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
63. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности:
а) допускается;
б) не допускается.
64. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность:
а) на всей территории РФ;
б) территории только тех субъектов, где у них есть региональные отделения.
а) финансирует политические партии;
б) не финансирует политические партии;
в) финансирует политические партии по итогам их участия в выборах.
66. Общественный фонд:
а) основан на членстве;
б) не имеет членства.
67. Организационно-правовые формы общественных объединений:
а) общественные организации;
б) общественные движения;
в) сходы граждан;
г) органы общественной самодеятельности.
68. Общественное учреждение:
а) ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения;
б) имеет целью совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.
69. Идеологический и политический плюрализм – это:
а) тождественные понятия;
б) не тождественные понятия.
70. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются:
а) правила закона РФ;
б) правила международного договора.
71. Государственная власть в РФ согласно ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения:
а) на законодательную, исполнительную, президентскую и судебную;
б) законодательную, исполнительную и судебную.
72. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности:
а) народов, проживающих на соответствующей территории;
б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.
73. Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме РФ:
б) не верно.
74. Референдум может проводиться в любое время без ограничений:
б) не верно.
75. Решения, принятые на референдуме:
а) должны быть утверждены Федеральным Собранием РФ;
б) в утверждении не нуждаются.
76. Местное самоуправление – это:
а) разновидность государственной власти;
б) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране;
в) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
77. Правовое государство – это:
а) государство, в котором есть право;
б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством).
78. Политическое многообразие – это:
а) наличие многих политических идей, течений;
б) многообразие и равенство политических партий.
а) состоит из автономных образований и административно-территориальных единиц;
б) делится на административно-территориальные единицы.
80. Федерация – это:
б) союз государств.
81. Конфедерация – это:
а) союзное государство, состоящее из двух и более государств;
б) союз государств.
82. Выберите признаки конфедерации:
а) обладает суверенитетом;
б) имеет гражданство;
в) не имеет единой территории;
г) не имеет единых вооруженных сил.
Вертикальное разделение власти
Комментарии
Судебная власть в США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций. Суды, как нам уже известно, учреждаются Конгрессом, на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.
Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного Суда.
Такова структура горизонтального разделения власти в США (см. схему 7.6.1).
Вертикальное распределение властных полномочий. Государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны (см. схему 7.6.2).
Говоря о разделении властей, в первую очередь подразумевают деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, так называемое «горизонтальное» разделение властей. Это деление является основным, но не безусловным.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.
Разделение властей по вертикали - это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также разделение властей в самих субъектах федерацииЛазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Проспект. 2010. С. 77..
Это положение закреплено в 11 статье Конституции Российской Федерации, которая непосредственно примыкает к 10 статье, частично конкретизируя ее положения о горизонтальном делении властей и определяя основы вертикального разделения властей в Российской Федерации.
Она гласит, что:
« 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание России - парламент Российской Федерации. Ему посвящена 5 глава Конституции Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В соответствии со статьей 95 Конституции России, в Федеральное Собрание входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума, в свою очередь, состоит из 450 депутатов.
Совет Федерации и Государственная Дума имеют разную компетенции.
К ведению Совета Федерации Конституция относит:
· изменения границ между Субъектами Российской Федерации;
· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;
· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального Прокурора Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты и освобождение последних от должностиКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Государственная Дума, в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
· дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
· решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
· заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации;
· назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
· объявляет амнистию;
· выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Главной функцией Государственной Думы является принятие федеральных законов и передача их на рассмотрение Совету Федерации.
Установление различной для палат компетенции служит своеобразной системой сдержек и противовесов внутри Федерального Собрания. Это необходимо для того, чтобы большинство, в лице Государственной Думы, не смогло сосредоточить всю законодательную власть в своих руках. В этом ее сдерживает Совет Федерации.
На уровне субъектов Федерации законодательные функции исполняют представительные органы государственной власти такие, как Дума Чукотского автономного округа, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и другие.
Исполнительную власть в России на федеральном уровне осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации:
· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об этом и о результатах своей деятельности;
· обеспечивает проведение единой политике в финансовой сфере, сфере культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения, а также в сфере безопасности и внешней политики;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностьюКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
На уровне субъектов Федерации также существуют органы исполнительной власти. Они представлены Высшим должностным лицом субъекта Федерации, Правительством субъекта Федерации и территориальными органами исполнительной власти.
· Высшее должностное лицо субъекта Федерации (Мэр, Губернатор, Президент, Глава администрации) выполняет следующие функции:
· формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;
· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации;
· участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
· формирует другие органы государственной власти в пределах своих полномочий (министерства, комитеты);
· осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;
Правительство субъекта Российской Федерации осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.
Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти) Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и возглавляемому им Правительству субъекта Российской Федерации, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органахЗиновьев А.В. Конституционное право России. Учебник/ Юридический центр Пресс. 2010 г..
Судебная власть в России представлена федеральными судами, конституционными (уставными судами) и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.
К Федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судовКозлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов ФедерацииТам же, С.530..
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции России Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативно - правовых актов. Схожей деятельностью в субъектах Федерации занимаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, решающие дела о соответствии законов или иных нормативно - правовых актов субъекта Федерации его конституции или уставу.
Суды общей юрисдикции ведают гражданскими, уголовными, административными и иными делами в пределах своей компетенции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Федерации являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных вопросов, относящихся к юрисдикции системы федеральных арбитражных судов.
Непосредственными носителями судебной власти в Российской Федерации выступают судьи.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Важнейшим условием для осуществления судьями правосудия является их независимость. Согласно Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть, делясь на три ветви, которые, в свою очередь, делятся на два уровня, представляет собой сложную и многообразную систему государственных органов, каждый из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими государственными органами, одновременно, сдерживая и ограничивая друг друга.