Перераспределение земельных участков. Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Земельный кодекс предоставление земельного участка
ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 39.14. ЗК РФ |
Арендатор хочет признать отказ арендодателя в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов незаконным
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.
5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 , подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:
1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;
2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;
3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;
4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев , если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 законом
Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:
- органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
- органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
- органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
- органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).
Порядок предоставления земельного участка
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
В собственность
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Торги
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Без торгов
Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:
- участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
- другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.
Бесплатно
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
В аренду
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Аукцион
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
Без торгов
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Сроки предоставления
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.
Основания для отказа
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Перечень документов
Для участия в аукционе заявитель подает:
- заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
- ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
- документ о внесении задатка.
Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.
Перечень электронных документов включает:
- схему расположения объекта;
- извещение о проведении аукциона в электронном виде;
- заявление о предварительном согласовании выделения земли;
- заявление об установлении сервитута;
- заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
- проект межевания в виде электронного документа;
- заявление о проведении аукциона;
- заявление о подтверждении схемы.
Основания для образования участка
Образование участков из земель , принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:
- проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
- документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
- схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).
Проект межевания территории
Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:
- из участка, выделенного на комплексное основание местности;
- из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
- в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
- в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
- для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.
Проектная документация о местоположении и границах
Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.
При подготовке схемы учитываются:
- утвержденная документация территориальной планировки;
- правила строительства и землепользования;
- проекты планировки местности;
- положения об особо охраняемых природных объектах;
- наличие местности с особыми условиями использования земли;
- земли общего пользования;
- красные линии;
- границы участков;
- расположение построек и объектов незавершенного строительства.
Схема содержит:
- условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
- площадь участка;
- координаты точек границы участка;
- границы формируемого участка;
- информация об утверждении.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.
Подготовка проводится на основании следующих документов:
- утвержденный документ территориального планирования;
- проект противопожарной защиты;
- проект планировки территории.
Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.
Утвержденная схема расположения
Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):
- решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
- решение об образовании участка.
Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.
Основания возникновения прав на земельный участок
Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:
- решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
- договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
- договор аренды при передаче земли в аренду;
- договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.
Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование
Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:
- лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
- малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.
Предварительное согласование предоставления участка
Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.
Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:
- документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
- схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов
Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.
Преимущества нового порядка
С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.
Плюсы нововведений:
- устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
- вводятся сроки принятия решений;
- вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
- исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
- исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.
Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.
Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.
В этом извещении содержатся:
- сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
- сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
- адрес, способ подачи заявки;
- срок приема заявок;
- адрес месторасположения участка;
- кадастровый номер, площадь земли;
- площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
- адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.
Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.
В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.
Статья 39.27 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
2. В случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ
2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.
3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.
7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
Информация об изменениях:
Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ
8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Часто у собственников земельных участков возникает необходимость уточнения границ и площади своего земельного участка в связи с изломанностью линий границ, вклиниванием смежных земельных участков, «прирезкой» части земельного участка, неудобным подходом или подъездом и др.
В таких случаях оптимальным решением является перераспределение земельных участков, речь о котором и пойдет в данной статье.
Обязательных требований к такому соглашению законодательством не установлено, однако, исходя из общих положений гражданского законодательства, в тексте указанного соглашения должны содержаться следующие сведения:
- данные о сторонах-участниках сделки (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица и сведения о лице, действующего от имени юридического лица, и документе, подтверждающем его полномочия);
- сведения о документах-основаниях использования сторонами перераспределяемых земельных участков;
- данные об участках, которые подлежат изменению путем перераспределения (кадастровый номер, площадь, адрес).
Кроме того, данный документ может содержать любые иные условия по усмотрению сторон.
Необходимо также помнить, что к указанному документу предъявляются такие же требования, как и к любым иным гражданско-правовым сделкам (например, должны отсутствовать неоговоренные сторонами ограничения (обременения) в отношении перераспределяемых участков; если перераспределяемый земельный участок является , то сделка должна быть заключена с согласия супруга и т.п.)
Соглашение о перераспределении земельных участков после его подписания всеми сторонами передается который будет производить на основании внесенных в него сведений подготовку , в котором будут зафиксированы производимые изменения.
Кроме того, указанный документ будет являться документом-основанием при осуществлении государственной регистрации произошедших изменений в Росреестре.
3. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству
Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:
- при наличии законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями. Целью таких мероприятий является приведение границ земли в соответствие с утвержденным ;
- для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков, находящихся в частной собственности, с целью приведения границ таких земельных участков в соответствие с проектом межевания территории. Однако в данном случае площадь земельных участков не может увеличиваться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, могут быть расширены до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- для размещения федерального, регионального или местного значения, в том числе в целях .
Перераспределение осуществляется в соответствии с:
- утвержденным
- утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии такого проекта (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Данный вид перераспределения также осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться с заявлением о перераспределении в муниципальную администрацию по месту нахождения земельного участка.
Подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в данном заявлении, а также документов, которые необходимо приложить к такому заявлению, содержится в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ
Такие документы могут предоставляться любым удобным для заявителя способом: лично или же с помощью интернет-ресурсов.
Результатом подачи заявления и дополнительной документации должно стать соглашение сторон о проведении перераспределения, решение о заключении которого выносит уполномоченный орган в срок не более чем 30 со дня поступления заявления
В случае заключения соглашения о перераспределении указанный документ в обязательном порядке должен содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Однако в определенных случаях органы власти могут принять решение об отказе в заключении соглашения. Основания для отказа в заключении соглашения установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ .
Отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
4. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные участки, могут участвовать в процедуре перераспределения.
Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются ст. 39.27 ЗК РФ .
Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в следующих случаях:
- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением ;
- земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (п. п. 4, 5 ст. 39.27 ЗК РФ).
В соглашении прописываются такие обязательные моменты, как:
- участники правоотношений;
- данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
- обоснование прав сторон на перераспределяемые земельные участки;
- полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
- распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков;
- информация о правах, возникающих на образуемые земельные участки (п. 6 ст. 39.27 ЗК РФ).
Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а решение о перераспределении не может быть принято в случае, если (п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ):
- отсутствует письменное согласие лица, которому принадлежат участки на одном виде права;
- предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
- границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации;
- имеются законные основания для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела, установленные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ ;
- предусматривается перераспределение земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.