Все о тюнинге авто

Главный государственный инспектор по пожарному надзору. Инспектор государственный по пожарному надзорудолжностная инструкция. Обжалование результатов проверки

Как обеспечить пожарную безопасность на объектах - в многоквартирных домах, общественных учреждениях, частном секторе? Как часто должны проходить проверки пожарной безопасности коммерческих организаций? Каковы результаты применения риск-ориентированного подхода? Что делать, если вы стали свидетелем нарушения правил пожарной безопасности? Об этом на "горячей линии" "Пожарная безопасность: обязанность государства, ответственность граждан" с читателями "Российской газеты" побеседовал Ринат Еникеев, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Ринат Шамилевич, выступая недавно в Госдуме, министр МЧС Владимир Пучков сказал, что разработаны планы по пожарной безопасности до 2030 года, которые будет утверждать президент. А что это даст в целом для страны? И как это коснется обычных граждан? Сколько денег на это потребуется?

Ринат Еникеев: Да, действительно нами в стенах министерства разработаны основы государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Это концептуальный документ стратегического планирования. Документ нацелен на предупреждение оперативных событий, связанных с пожарами. Нацелен на снижение количества погибающих людей при пожарах, и на снижение материального вреда, который мы имеем после пожаров. Он определяет основные векторы развития системы обеспечения пожарной безопасности, связанные с развитием пожарной техники новых технологий обязательно отечественного производства. Развитие системы профилактики пожарной безопасности. Развитие системы добровольчества в Российской Федерации. Развитие системы новых форм и методов в работе по предупреждению пожаров. Основные пути развития и основные результаты нацелены на снижение пожаров, погибших и иных последствий деструктивных событий от стихийных бедствий.

Рустам из Москвы. Когда все-таки решат проблемы с парковками во дворах жилых многоквартирных высотных домов? Не проехать пожарной машине к жилому дому из-за плотно заставленных автомобилями дворов. Я сам пожарный, мне порой хочется "выть на луну" оттого, что творится у нас во дворах. Где надзор, где контроль, где справедливость?

Ринат Еникеев: Тема острая, особенно для мегаполисов. Возьмем самый крупный город, где на душу населения приходится наибольшее количество машин. Это Владивосток. Там на каждом по 3-4 японских автомобиля. В Москве проживает более 12 миллионов человек. Поэтому проблема парковок, она понятна, но это сегодня комплекс мер по реализации и выполнению требований противопожарных нормативов лежит на органах государственной власти регионов. Должны предприниматься соответствующие меры. Парковки-перехваты стараются внедрить. Например, московские власти делают разметки в виде красок перед зданиями-сооружениями, и пишут: "Остановка запрещена. Место стоянки для пожарной техники". Много различных вариантов решения этих проблем. Еще раз повторю, это мера первичная. Органы местного самоуправления, региональные власти должны этим озадачиваться.

С другой стороны, приведу пример, что если человеку негде ставить машину, он как бы то ни было все равно поставит ее около своего дома. Мы пришли, оштрафовали, он на следующий день снова поставил или другой поставил. Это уже не случай, когда надо приходить точечно и применять меры обязательного принуждения, это уже стало явлением, которое нужно решать в комплексе. Градостроительными решениями, программами перспективного развития территорий. Поэтому прийти оштрафовать мы можем, но решение вопроса стоит гораздо глубже. Эти меры нужно применять совместно с чиновниками местными, развивать территории, места парковок предусматривать, делать их платными, бесплатными, дифференцировать.

Сергей Владимирович из города Москвы. Требуется ли дополнительная правовая защита деятельности органов пожарнадзора. В частности, привлечение к более строгой ответственности при увольнении лиц, которые нажимают без необходимости "тревожную кнопку" о пожаре или вызывают пожарную службу, к таким же действиям как о заведомо ложном сообщении об акте терроризма?

Ринат Еникеев: Спасибо за вопрос. У нас произошла череда заведомо ложных вызов специальных служб. Это отвлечение их от постоянной работы, это ослабление караулов, это затраты на те мероприятия, которые сопряжены с угрозой жизни людей. То есть отвлечение техники, сил и средств от тех целей и задач, ради достижения которых они создавались. Безусловно, это карается, за такие действия предусмотрены меры и административной, и уголовной ответственности. Что касается уголовной - это хулиганство, когда неоднократно человек действует таким образом. Что касается разовых случаев, есть меры административного воздействия, есть статья Кодекса об административных правонарушениях соответствующая. Практика тоже имеется. Вы сами знаете, что необходимы оперативно-розыскные мероприятия данных лиц, органы надзора этим правом не наделены, но при работе с органами внутренних дел, у нас есть случаи, когда мы выявляли таких лиц, доставляли в органы внутренних дел, составляли протокол и приводили человека в суд, который назначал меру административного воздействия.

Татьяна Ефимова, Москва. Неоднократно обнаруживала на своем балконе окурки, которые бросают жильцы верхних этажей. Писала объявления в подъезде. После этого все равно все повторялось. Что делать в такой ситуации, куда обращаться?

Ринат Еникеев: Во-первых, конечно же, в органы надзора обращаться, органы государственного надзора МЧС России. Это можно квалифицировать как нарушение требований пожарной безопасности. Самый лучший вариант - это видеофиксация такого нарушителя. Мы принимаем такие заявления, стараемся оперативно реагировать на все такие факты. То же самое касается и петард и пиротехнических изделий, которые взрывают рядом с балконами. Можно через сайт МЧС направить обращение. Но я бы посоветовал вам знать своего участкового. Вы знаете своего полицейского, также должны знать участкового и по линии пожарной безопасности, комплексной безопасности. То есть сотрудника МЧС России. У вас тоже такой есть. Быть с ним в контакте, позвонить ему в таком случае. Он обязан зарегистрировать ваш звонок в журнале учета сообщений о происшествиях и отработать его.

Вопрос, пришедший по электронной почте от Андрея. Службы пожнадзора категорически отказываются согласовывать проекты строительства по их завершению до начала строительно-монтажных работ (СМР). Почему? Вместе с тем, сразу после завершения строительства, они появляются для проверки и несмотря на полное соответствие проекту, всегда находятся причины для запрета эксплуатации только что построенного объекта. Предпринимательские риски и финансовые потери кратко возрастают при переделке после завершения СМР.

Ринат Еникеев: Действительно, надзорные органы МЧС России раньше до 2007 года участвовали в рассмотрении проектов и принятии в эксплуатацию завершенных строительством объектов и территорий, участвовали в согласовании отвода земель под строительство. После 2007 года все это аккумулировалось и у нас сегодня функции пожарного надзора и функции приемки объектов закреплены за органами строительного надзора. Они подчинены регионам России, как правило, кроме грандиозных каких-то объектов: газовых сооружений и нефтяных. Поэтому служба губернатора отвечает за это. Но мы рады всегда проконсультировать и оказать помощь.

Может ли анонимное обращение являться основанием для проведения внеплановой проверки?

Ринат Еникеев: Анонимное обращение не может являться основанием для проверки. Но на анонимное обращение, если оно связано со сведениями, составляющими уголовно-наказуемое деяние, например, заложена мина, обязательно реагируют и будут реагировать. А если это анонимное (сообщение): мой конкурент по продаже мороженого нарушает требования, у него сигнализация неисправна, посмотрите - сходите, я не называюсь, но я его не люблю- внеплановые проверки не проводятся, и прокурор, даже если к нему обратится надзорный орган, обязан отказать в проведении такой проверки.

Александр, Реутов, Московская область. Совсем недавно в Ростове-на-Дону произошел пожар в гостинице, здание горело как свечка, в новостях говорили о том, что для внешней отделки использовались горючие материалы. Скажите, участвуют ли инспекторы надзорной деятельности в приемке вновь построенных объектов? Кто контролирует, насколько пожаробезопасны материалы, которые применяются для строительства и отделки?

Ринат Еникеев: Александр, спасибо за вопрос. Злободневный вопрос. Кто виноват, к сожалению, прямо сейчас я вам не смогу сказать, нужно разбираться, по конкретно этому пожару разбираются надзорные органы совместно с представителями органов внутренних дел, расследуют причины, обстоятельства, приведшие к пожару. Отобраны образцы проб, профматериалы, направлены на экспертизу в испытательную пожарную лабораторию. Поэтому выводы конкретно по этому пожару делать рано. Что касается вашего вопроса, как надзорные органы МЧС России влияют на это. Когда вводится объект в эксплуатацию, а у нас ростовский объект вводился зимой этого года в эксплуатацию, мы, к сожалению, я опять повторюсь, не участвуем в приемке объекта в эксплуатацию с 2007 года. Компетенция пожарного надзора при приемке в эксплуатацию за органами строительного надзора. Законодатель наделил его этим правом, чтобы все было в одном окне. Чтобы строителю не надо было распыляться, ходить к пожарным, к санэпидемнадзору. Все виды надзоров сосредоточены у Госстройнадзора при приемке в эксплуатацию объектов. Как только приемка завершилась, всё, объект передан, вот здесь уже МЧС России его берет на учет. И может прийти (с проверкой) через четыре-пять лет в зависимости от рисков.

Добрый день, меня зовут Алексей. Я индивидуальный предприниматель. У меня такой вопрос. Где можно узнавать о плановых проверках? И как часто по новым правилам инспектор должен ходить с этими проверками?

Ринат Еникеев: Алексей, у вас надзорные каникулы, вас вообще никто не может проверять за исключением органов следствия и прокуратуры. И то, если на вашем объекте совершается преступление. Поэтому вы сегодня свободны. Единственное, вы должны направить уведомление о том, что вы обязуетесь выполнять все требования и нормативы, связанные и с пожарной безопасностью, с Роспотребнадзором, и т.д. Уведомление направить в органы МЧС и Роспотребнадзор. А так, в отношении вас действуют надзорные каникулы. Вас никто не вправе проверить. Только с санкции прокурора. Если к вам пришли с санкцией прокурора, тоже не волнуйтесь, покажите все. У нас сегодня требования прозрачны и понятны. Если есть какие-то вопросы, обратитесь к своему инспектору участковому. Он вам будет обязан разъяснить, проконсультировать.

Добрый день, меня зовут Руслан. Я из Химок. Скажите, пожалуйста, я слышал, что рискоориентированный подход предполагает уменьшение количества проверок в отношении предпринимателей. Не ставит ли это под угрозу пожарную безопасность организаций, а так же лично безопасность сотрудников?

Ринат Еникеев: Это не ставит под угрозу, по крайней мере, пока не поставило под угрозу. Наша рискоориентированная модель была разработана не просто в стенах министерства, над ней работали научно-исследовательские институты, наши университеты, академии. Были использованы научные методы в этой работе, поэтому сегодняшняя модель себя оправдывает. Естественно, необходимо ее движение вперед. Пересматривать какие-то пункты с учетом перестановки акцентов. Например, больницы, которые не горели, надо чуть-чуть поменьше (проверять), а торговые центры, допустим "РИО", такой типологии исполнения, на которых были пожары, может быть, их стоит и в другую группу (риска перенести). Но у нас и динамические показатели есть, если объект горел, он на следующий год автоматом переносится в более высокую категорию риска. Это все урегулировано нормами 806 Постановления Правительства Российской Федерации. Сегодняшняя модель позволяет нам обеспечивать безопасность людей на объектах и территориях. И мы справляемся с этим. И статистика этому свидетельствует.

От Федора Смольянинова из Тамбова вопрос. Весной по радио слышал, что жечь мусор рядом с частным домом можно на расстоянии не меньше, чем 50 метров. Это так? Если да, то каким документом определено? И как могут наказать, если расстояние будет меньше?

Ринат Еникеев: Если мы говорим о горении сухой травянистой растительности, уничтожении сухой травы, особенно по весне и по осени - около 15 тысяч правонарушителей только за этот летний сезон, не считая осенний. Это и главы округов местного самоуправления, это и юридические лица, организации. Среди них есть и фермерские хозяйства, к сожалению. Это и граждане. Наибольшее количество, конечно, граждан участвует в этом во всем. Мы их привлекаем, назначаем им штрафы, предупреждаем. Скажем так, справляемся с этим, потому что переходов пожаров в леса и переходов пожаров на объекты и территории в результате пала сухой травянистой растительности у нас сокращается.

Что касается 50 метров. Такой норматив есть. Здесь мы уже уходим из полей, чуть-чуть в сторону населенных пунктов. Норматив есть - 50 метров. Естественно, если 49, 48 и меньше, это уже имеет место состав правонарушения. И человек может подвергнуться мерам административного воздействия. Таких случаев тоже у нас много. Их порядка, может быть, 700-800, в черте города. Но, все-таки особый предмет у нас те территории, которые прилегают к населенным пунктам.

Лариса Соколова, Московская область, город Железнодорожный. Вопрос по огнетушителям. Недавно в телевизионной передаче проводили проверку огнетушителей, которые продаются в специализированных магазинах. Оказалось, что 70 % приобретенных и испытанных образцов порошковых огнетушителей нерабочие. И даже при небольшом пожаре огонь потушить будет невозможно. Знает ли об этой ситуации инспектор надзорной деятельности? Как узнать, исправлен ли огнетушитель, который я приобретаю для защиты своего дома?

Ринат Еникеев: Есть надзорные каникулы, а все торговцы огнетушителями, естественно, это малый бизнес. Но это не означает, что надзорные органы самоустранились от этой работы. Когда у нас есть информация или заявление физических и юридических лиц, но, повторяю, не конкурентов, мы готовим соответствующие материалы, обращаемся в органы прокуратуры за разрешением. Если они нам разрешают, мы выходим на этот объект, изымаем образцы, делаем экспертизу. В случае подтверждения того, что мы имеем дело с контрафактной продукцией, возбуждаем дело об административном правонарушении и применяем санкции вплоть до конфискации продукции. Как узнать, исправен ли огнетушитель. Обязательно на каждый огнетушитель должен быть паспорт. Если вы для квартиры берете, для загородного дома, для использования в быту, подойдет огнетушитель углекислотный. Им можно тушить электроустановки до тысячи вольт. И он не портит мебель. Но углекислота тряски не любит, а порошок более спокоен. Каждый выбирает сам сегодня. Сегодня водоэмульсионные есть огнетушители. Есть хладоновые, газовые различные. Эффективность у всех разная.

Вопрос Владимира Кравченко из Костромы. Посещая родственников в корпусе стационара отделения хирургии глаза 13 сентября 2017 года, почувствовал запах гари и нажал кнопку с надписью "нажать при пожаре". И никаких действий не произошло. Сирены не завыли, из колонок ничего не говорилось, хотя они висят по коридору. Сказал медсестрам, что есть запах гари и надо что-то предпринять, они сказали, что это пригорела еда в микроволновке. На вопрос, почему не сработала сигнализация, сказали, что она уже давно не работает. Как такое возможно в медицинском заведении с лежачими больными? Спускаясь вниз, на каждом этаже нажимал кнопку извещения о пожаре, но так ничего не произошло.

Ринат Еникеев: Больницы с учетом рискоориентированной модели - это объекты, которые представляют высокий риск, опасность, мы туда обязательно приходим раз в три года, проверяем их. Более того, и профилактические мероприятия ежегодно - по два раза. Мы смотрим, проверяем и работаем с дирекцией этих учреждений. Объекты с компактным проживанием инвалидов, больных, детей, престарелых и так далее - это особые объекты.

Работа всех противопожарных систем на сегодня на данных объектах обеспечена. Они у нас сегодня находятся в работоспособном состоянии. Я вполне допускаю то, что на тот момент, когда этот человек приходил, там система была в неработоспособном состоянии. Да, надо выходить по конкретному случаю, смотреть. Может быть, перерезали строители, как часто бывает, пришли сварщики из соседней организации, что-то рубанули, болгаркой срезали, система отключилась - всякое бывает. Но когда человек приводит в действие ручной извещатель, сигнализация не срабатывает, идет сигнал на пульт.

Он правильно сделал. Он должен был дать сигнал о пожаре, когда почувствовал запах гари. Он его дал. Я вполне допускаю, что сигнал пришел к этому товарищу, у которого в ручном режиме все: управление эвакуацией, нажать на тревогу и так далее. Он, вполне возможно, увидел датчик, который сработал, и позвонил, что у вас там, дежурной сестре. А там ему сказала: у меня все нормально. - Ты точно уверена? - Да, точно уверена. Может, пришел и сам посмотрел. Может быть, и не так. Может быть, она действительно не работала, может, какие-то еще признаки он увидел. Но то, что я услышал, это не означает, что сигнализация неисправна. Вполне возможна, что она исправна.

Свои вопросы вы всегда сможете задать на сайте МЧС в разделе "Общественная приемная" или в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности"

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (, утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

    Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

    За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

    Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

    Обжалование результатов проверки

    Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

    Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Профессия пожарного инспектора относится больше к мужской сфере деятельности. Это офицер МЧС, который следит за соблюдением закона ради предотвращения пожаров. Он проверяет здания, офисы, производственные помещения, магазины и другие объекты на соответствие требованиям пожарных норм и правил, выдает предписания с перечнем выявленных нарушений и конкретными сроками их устранения. Инспектор по пожарному надзору может привлекать нарушителя к административной ответственности, накладывать штрафы либо выносить предупреждение.

Места работы

Инспектора пожарной безопасности работают в городских и районных пожарных инспекциях Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России.

История профессии

Согласно архивным документам первые органы пожарного надзора появились в России в середине XV века. В начале XX века были созданы специальные комиссии при пожарных отделах, проводившие пожарно-технические обследования зданий промышленных предприятий, складов и других объектов. Тогда и появилась профессия пожарного инспектора.

Обязанности пожарного инспектора

Основные обязанности пожарного инспектора таковы:

  • разработка нормативных документов по пожарной безопасности;
  • проверка и обследование объектов на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • выдача предписаний по устранению нарушений пожарной безопасности;
  • наложение административных взысканий на нарушителей.

Иногда обязанности пожарного инспектора предполагают участие в расследовании случившихся пожаров.

Требования к пожарному инспектору

Основное требование к пожарному инспектору:

  • наличие высшего образования — юридического или технического;
  • отличное знание правил пожарной безопасности, действующих строительных нормативов;
  • готовность к ненормированному рабочему дню.

Образование

Чтобы стать пожарным инспектором нужно получить высшее образование, например, закончить Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Или пройти переподготовку по направлению «Пожарная безопасность» в специализированном учебном центре, если высшее образование у вас уже есть.

Зарплата пожарного инспектора

При всей сложности и ответственности профессии, получает пожарный инспектор не много. В зависимости от стажа работы его доход составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата пожарного инспектора может быть выше только в случае, если он трудится сверхурочно или занимает руководящую должность.

7. В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона изложены полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности. Подробнее об этом будет сказано при анализе положений ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Подробно данные вопросы регламентированы в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.

В соответствии с данным нормативным актом государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 9 этого Положения, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов РФ.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.

Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 17 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций. Ответственным за публикацию (доведение до сведения) пятилетних планов проведения мероприятий по надзору являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, ОГПН ЗАТО.

В пятилетний план мероприятий по надзору, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями. На мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного пожарного надзора: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на один месяц. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:

истечения срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;

получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

письменного обращения лица о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, пожароопасных производственных объектах осуществляются в первоочередном порядке, в остальных случаях - в течение месяца.

При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Контроль исполнения ранее выданного предписания по снятию с производства осуществляется не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного в предписании. При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

анализ документов;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются:

1) общая характеристика пожарной опасности объекта;

2) факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно:

правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.);

технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении. Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции. Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта. В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомления о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Срок проведения внепланового мероприятия по надзору с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом характера выявленных нарушений.

Все мероприятия по надзору, проводимые органом государственного пожарного надзора, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет возлагаются на орган государственного пожарного надзора, издавший распоряжение о проведении мероприятия по надзору. Проведенное мероприятий по надзору в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора акта проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору.

9. Согласно ч. 9 ст. 6

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Инспектор государственный по пожарному надзору" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню магистра (специалиста), бакалавра. Без требований к стажу работы. Последипломное образование в сфере гражданской защиты.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- законодательство в сфере пожарной безопасности;
- права предоставлены административным и уголовным законодательством;
- документы, регламентирующие деятельность органов государственного пожарного надзора;
- законодательную и нормативную базу в сфере лицензирования деятельности противопожарного назначения;
- государственные строительные нормы в части, касающейся требований безопасности и защиты объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений различного назначения;
- правила по охране труда;
- характеристики пожароопасных веществ, материалов, технологий производств, пожарного снаряжения и специального оборудования, которым оснащен пожарно-спасательные подразделения;
- технологию ликвидации пожаров в соответствии с их характеристиками и классификации;
- требования к установок пенного, порошкового и других способов тушения пожаров;
- средств противопожарного водоснабжения;
- основные методы работы на компьютере и соответствующие программные средства.

1.4. Инспектор государственный по пожарному надзору назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Инспектор государственный по пожарному надзору подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Инспектор государственный по пожарному надзору руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Инспектор государственный по пожарному надзору во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы на одном из направлений деятельности соответствующего органа государственного пожарного надзора.

2.2. Осуществляет контроль за соблюдением законодательно-нормативных требований в области пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений, других объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, а также за разработкой и изготовлением пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, наличием сертификатов соответствия по вопросам пожарной безопасности на продукцию и материалы, соблюдением лицензионных условий субъектами хозяйственной деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения, устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожара.

2.3. Участвует в разработке организационно-технических мероприятий по профилактике пожаров.

2.4. Применяет нормы законодательства в области административного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального права.

2.5. Приостанавливает или запрещает работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, некачественных систем и средств противопожарной защиты, работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети; проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ.

2.6. Принимает участие в приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, а также в отводе территорий под строительство, проведении испытаний новых образцов пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции.

2.7. Проводит экспертизу (проверку) проектной и иной документации, а также состояния пожарной безопасности объектов на соответствие нормативным актам по вопросам пожарной безопасности.

2.8. Дает разрешение на ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и другого назначения, внедрение новых технологий, передачи в производство образцов новых пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, на аренду любых помещений и начало работы вновь созданных предприятий.

2.9. Проводит в соответствии с законодательством проверки и дознания по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

2.10. Осуществляет контроль за подготовкой работников, учащихся и студентов по вопросам пожарной безопасности.

2.11. Координирует деятельность местных, добровольных и ведомственных пожарных подразделений, оказывает им необходимую методическую помощь.

2.12. Составляет отчетность в сроки и по формам согласно установленному порядку.

2.13. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.14. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.