Все о тюнинге авто

Регламент по созданию обособленного подразделения. Порядок регистрации обособленного подразделения организации. Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

Нередко в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений. Их создание обязывает руководство организации решить ряд организационных вопросов. Объем таких вопросов зависит от вида создаваемого обособленного подразделения.
Филиал или представительство

В гражданском законодательстве используется понятие «обособленные подразделения», которыми могут быть представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Поэтому создание таких обособленных подразделений возможно лишь при внесении изменений в учредительные документы.

Для внесения изменений в устав юридического лица в зависимости от важности вопроса необходимо решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа. Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Внесение же изменений в устав общества с ограниченной ответственностью входит в компетенцию общего собрания его участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно гражданскому законодательству изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Последняя норма установлена законодателем в обоих упомянутых законах (п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 закона № 208-ФЗ)

Сообщения об изменениях в уставе общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Напомним, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе; утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506).

Отметим, что среди обязательных сведений и документов, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации такого лица, законодатель упомянул и сведения о его филиалах и представительствах (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений в связи с созданием филиала или представительства, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями главы VI закона № 129-ФЗ.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 закона № 129-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что:
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;
  • сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;
  • соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения сведений о создаваемом юридическим лицом филиале используется лист Г формы № 13001, о представительстве - лист Д формы № Р13001 (образцы упомянутых форм приведены в приложении № 3 к постановлению № 439).

Порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также упомянутых листов Г и Д установлен в разделе IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ –3-09/16).

Как было сказано выше, изменения учредительных документов хозяйственных обществ, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. Поэтому вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002).

Если организация воспользуется формой такого уведомления, то вместе с ней при создании юридическим лицом филиала следует представлять лист А (форма № Р13002), при создании представительства - лист Б (форма № Р13002). Образцы этих форм приведены в приложении № 7 к постановлению № 439. Порядок заполнения уведомления установлен в разделе VII методических разъяснений, листы же А и Б заполняются в соответствии с порядком заполнения листов Д и Е Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведенным в части III методических разъяснений.

В случае создания юридическим лицом нескольких филиалов или представительств соответствующие листы заполняется на каждый филиал (представительство) отдельно.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 18 и 8 закона № 129-ФЗ).

Обособленное подразделение

В НК РФ законодатель также использует понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Определение понятию рабочего места НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ.

Согласно статье 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель». Законодатель их также не упомянул в НК ФР. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).

Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:

  • территориальной его обособленности;
  • наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
  • ведения деятельности через это подразделение.
Напомним, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленных подразделений;
  • по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Установлен срок для подачи заявления о постановке на учет организации по местонахождению обособленного подразделения в налоговом органе. При осуществлении деятельности на территории РФ через обособленное подразделение такое заявление должно быть подано в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ).

Кроме того, на организацию возложена обязанность письменного сообщения в налоговый орган по месту её нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Территориальная обособленность

Среди обязательных признаков подразделения, которое необходимо зарегистрировать в налоговом органе, является его территориальная обособленность. Понятие «территориальная обособленность» НК РФ не дает. Исходя из упомянутой нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, при расшифровке этого понятия логично было бы обратиться к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95. Исходя из этого, территориальная обособленность подразумевает, что местонахождение основной организации и местонахождение ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.

Минфин России в разъяснениях о территориальной обособленности не углубляется. По мнению чиновников территориально обособленным подразделением следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация. То есть адрес создаваемого обособленного подразделения должен отличаться от адреса, указанного в учредительных документах налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.04 № 03-03-01-04/1/55).

Создание такого подразделения в другом субъекте РФ или районе этого субъекта практически всегда приводит к возникновению обязанности по его регистрации. Также данная обязанность возникает и при образовании подразделения, которое находится в другом городе региона или в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Так, в письме Минфина России от 16.02.05 № 03-06-05-04/35 приведено, что организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Этот тезис повторен и в письмах Минфина от 11.04.05 № 03-06-06-03/18 и от 07.07.06 № 03-01-10/3-149.

Если же создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе. Так как на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Из вышеприведенного вытекает, что организация вправе и не подавать заявление по регистрации обособленного подразделения в налоговый орган, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества или транспортных средств.

Стационарное рабочее место

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. В частных ответах работниками налоговой службы неоднократно указывалось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним работником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Это суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла статьи 11 НК РФ вытекает возможность признание обособленным подразделением подразделения, обладающего хотя бы одним рабочим местом (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).

Этим и воспользовались работники налоговой службы. Так, в письме МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912 они констатировали следующее. В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. При этом авторы письма заручились другим постановлением того же ФАС Московского округа от 21.01.03 № КА-А41/9052-02. В этом постановлении не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

В постановлениях арбитражных судов неоднократно подчеркивается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30.07.04 № КА-А41/6389-04).

В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться:

  • договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность;
  • трудовой договор (контракт), заключенный с сотрудником подразделения;
  • приказ о назначении;
  • наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении и др. (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).
Споры по созданию

Таким образом, создав даже одно рабочее место на территории, подведомственной иной налоговой инспекции, организация в течение месяца должна подать Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1; утв. приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178. Этим же приказом утвержден и порядок её заполнения). Вместе с заявлением также представляются:

  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту его нахождения;
  • документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (при их наличии).
Упомянутые документы необходимо представить в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

О создании обособленного подразделения организация должна уведомить также и налоговый орган по месту своей регистрации. Для этого используется Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (форма № С-09-3; утв. приказом МНС России от 02.04.04 № САЭ-3-09/255). Такое сообщение должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, то налоговики вправе прибегнуть к штрафным санкциями, установленными статьей 116 НК РФ. При подаче требуемых документов по регистрации обособленного подразделения с опозданием не более 90 дней после окончания отведенного законодательством месяца, предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Если же организация представит эти документы на 91 день после положенного срока или позже, то штрафные санкции увеличиваются вдвое и достигают 10 000 руб.

Помимо этого за нарушение срока регистрации обособленного подразделения на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Ведение деятельности созданным обособленным подразделением без его регистрации может усугубить положение. Налоговики вправе квалифицировать такое деяние как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). А это в свою очередь, может повлечь наложение штрафных санкций в размере 10% от доходов, полученных обособленным подразделением до момента его регистрации. При этом сумма штрафа не может быть менее 20 000 руб. Если же подразделение вело деятельность более трех месяцев, то штрафные санкции возрастают до 20% доходов, полученных за это время. За такую деятельность увеличивается и размер административного штрафа. На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Как и по остальным приведенным выше нормам, связанным с образованием и регистрацией обособленного подразделения, упомянутое положение по сроку не столь и конкретно. Это приводит к неоднозначности в его понимании.

Налоговики в большинстве случаев считают, что этот срок начинает течь с момента принятия решение о создании обособленного подразделения.

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является оборудование стационарного рабочего места. Лишь у отдельных налогоплательщиков на момент принятия решения о создании обособленного подразделения существует такое рабочее место или места. У остальных же для их создания требуется определенное время.

Попытки налоговых органов при наложении штрафные санкции за нарушения срока постановки обособленного подразделения в инспекции ФНС России по месту его нахождения при исчислении месячного срока использовать момент принятия решения не всегда находят поддержку у арбитражных судов.

Аргументом для поддержки в этом вопросе позиции налогоплательщиков для судьи служит документы, подтверждающие осуществление подготовки рабочих мест обособленного подразделения. В качестве таких документов может выступать акт окончания работ по техническому оборудованию рабочего места (постановление ФАС Московского округа от 26.12.03 № КА-А40/10724-03).

Заключение договора на аренду помещения, по мнению судей, однозначно не означает создания стационарных рабочих мест в обособленном подразделении (постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).

Не свидетельствует о создание стационарного рабочего места и заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160).

В некоторых случаях с этим соглашаются и Минфин России. Так, при вступлении в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и (или) информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе (письмо Минфина России от 21.07.05 № 03-01-10/6-334).

В тоже время проведение определенной производственно-хозяйственной деятельности организацией в месте, отличном от указанном в её учредительных документах, судьями признается как деятельность, осуществляемая через обособленное подразделение (постановления ФАС Уральского округа от 09.01.03 № Ф09-2799/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 № Ф04/1209-235/А03-2004).

В некоторых случаях стационарные рабочие места создает не сама организация, а её партнер по бизнесу. Такое происходит, например, при выезде сотрудников в длительную командировку, при выполнении подрядных работ вне местонахождения организации. Сталкиваются с этим и охранные предприятия при выставлении свои постов на объектах, располагаемых на территории клиентов.

Работники налоговых органов считают, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что создаются стационарные рабочие места, которые находятся не там, где зарегистрирована организация, а на другой территории.

ФАС Уральского округа в упомянутом постановлении № Ф09-2799/02-АК также пришел к выводу о создании обособленного подразделения при осуществление организацией работ на объектах, ей не принадлежащих. Но для выполнения строительных работ организацией специально были приняты физические лица.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.02.02 № Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и как следствие возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.

Обособленное подразделение, исходя из его названия и из существа, является структурной единицей организации. Стационарные рабочие места обычно привязаны к какой-либо территории. В этой связи представляется, что создание рабочего места на этой территории возможно лишь в случае, если в отношении её организация имеет соответствующие права - либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, на наш взгляд, несколько не корректно считать образование обособленного подразделения при направлении организацией-исполнителем своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) заказчику на территории последнего. Например, ФАС Центрального округа в постановлениях от 10.05.01 № А14-7574-00/176/24 и от 18.02.02 № А14-6918-01/251/10 указал, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ у организации не возникает.

Отношения с фондами

Как известно при создании юридического лица регистрация организации в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений, содержащихся едином государственном реестре юридических лиц, представляемых налоговыми органами, осуществившими государственную регистрацию. При создании обособленного подразделения такого не происходит.

Организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:

  • в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»);
  • в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
На это им дается 30 дней. Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения. При этом по регистрации в ФСС России законодатель уточнил, что она должна осуществляться в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Регистрация в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по местонахождению каждого обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого приведена в приложении № 1 к Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570).

Совместно с заявлением представляются нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения;
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.
Регистрация организации-страхователя по местонахождению обособленных подразделений в филиале регионального отделения ФСС России осуществляется на основании заявлений, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением ФСС России от 23.03.04 № 27). Одновременно с заявлением представляются копии:
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением фонда по месту его нахождения.
В статье 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодатель не ввел обязанности по регистрации организаций-страхователей по местонахождению обособленных подразделений в территориальных отделениях ПФР.

Однако в Порядке регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 № 97п) такое упоминание существует.

Регистрация организаций в качестве страхователя по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по местонахождению обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по местонахождению обособленного подразделения

Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по местонахождению обособленного подразделения направляется Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения (приложение 3 к порядку) в двух экземплярах. Один из экземпляров организация должна в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР по местонахождению организации.

Обособленное подразделение - инструкция
Продолжаем серию полезных инструкций. Ненадолго отвлечемся непосредственно от регистрации юридических лиц в смежную область и поговорим об обособленном подразделении. Обособленное подразделение занимает особое положение в структуре организации, позволяя легко и быстро начать работу на удалении от головного офиса.

1. Как следует из ст. 11 Налогового кодекса РФ, "обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца."
Под рабочим местом, согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ, подразумевается
место, "где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя."
Разъяснения Минфина и арбитражная практика свидетельствуют о том, что "территориальное обособление" означает расположение ОП в отличной от головного офиса налоговой юрисдикции. Если компания стоит на учёте в ИФНС № 19, а рабочее место на территории ИФНС № 26, то необходимо ставить на учёт ОП в ИФНС № 26. В реальности бывает и так, что даже если рабочее место находится на той же улице (второй склад, например), что и головной офис, налоговая может потребовать постановки на учёт ОП. Спорить или нет с такими ИФНС - решать вам.

Как это можно понять из двух вышеприведенных норм, обособленным подразделением (далее - ОП) может быть и торговая точка, и медицинский офис, важно то, что мы говорим о постоянном рабочем месте (т.е. созданным на срок более 1 месяца) и не находящемся по адресу местонахождения юридического лица.
Достаточно краткое и пространное определение ОП всё-таки позволяет отличить его от филиала и представительства: у ОП просто нет таких широких функций (представительство и защита интересов, как это указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а потому не требуется вносить изменения в устав.

2. Итак, компания имеет некий офис (например - в другом АО Москвы), этот офис подразумевает постоянные рабочие места, поэтому самое время подать сообщение о постановке на учёт. Делать это необходимо в течение одного месяца с даты создания рабочего места, а датой создания рабочего места может быть и фактическое начало работы.
Ввиду того, что определить начало фактической работы ОП крайне сложно, общепринятой датой создания считается соответствующий приказ о создании ОП. В приказе, помимо создания, могут быть указаны ответственное лицо и руководитель ОП, но это уже сугубо внутренние дела компании, не интересующие налоговую.
Для постановки на учёт ОП необходимо подать специальное сообщение по форме - С-09-3-1 (бланк прикреплен к посту в конце статьи). Заполняется оно элементарно:

Указываем ИНН, КПП, ОГРН, наименование нашей организации. В графе "код налогового органа" указываем код ИФНС, в которой стоит на учёте организация, в эту же ИФНС и подаём наше сообщение.
В графе "количество обособленных подразделений" указываем нужное количество и соответствующее количество страниц на ОП - одним махом мы можем поставить на учёт даже десять ОП.
В нашем примере на учёт мы ставим только 1 ОП. В силу такой скромности, наше сообщение составлено всего на двух страницах, что указываем в нужном поле.
Под чертой ниже заполняем только левый блок. Здесь мы указываем лицо, которое подписывает сообщение, в нашем случае это руководитель, генеральный директор организации. Телефон и электронную почту для связи можно и указать (для приличия), но и в противном случае проблем не должно возникнуть.
Теперь переходим к странице, посвященной ОП. Как я уже говорил, этих страниц может быть несколько, если необходимо поставить на учёт больше одного ОП.

В верхней части заполняем (обычно форма сама заполняет эти поля) поля с ИНН и КПП, нумеруем страницу.
Поскольку ОП мы только создаем, то никаких цифр в поле "Сообщает" мы не ставим, равно как и не указываем КПП ОП - его у нас просто нет.
В большом поле ниже можно указать наименование ОП. Дело это сугубо личное, можно обойтись и вовсе без названия. Но если уж ОП несколько, лучше привести их к некоторому единообразию, чтобы как-то отличать и не путаться в названиях.
Затем переходим к заполнению адреса. Здесь мы должны указать адрес местонахождения ОП, чаще всего - это адрес помещения, на которое заключен договор аренды. Обратите внимание, что в ряде случаев не заполняются поля "Район" и "Город" - это справедливо для Москвы, Санкт-Петербурга, а теперь еще и Севастополя.
После адреса следует указать дату создания. Разумеется, лучше всего указывать текущую дату, если это позволяет бухгалтерия и отдел кадров, дабы не нарваться на штрафы. О них чуть позже.

Заполненное сообщение подписывается на первой странице заявителем, ставится печать, на второй и всех последующих страницах заявитель просто расписывается. Сшивать сообщение не нужно, достаточно скрепить степлером.
К сообщению рекомендуется приложить копию приказа на создание ОП. Если сообщение подаёт представитель, то к сообщению и копии приказа следует приложить доверенность на представителя. Также заранее рекомендуется сделать копию сообщения для отметки сотрудника ФНС о принятии документа.
Сообщение можно также подать дистанционно. Программа ФНС "Налогоплательщик ЮЛ" позволяет направить сообщение по электронному каналу - в программе формируется сообщение в формате XML, которое можно отправить в ИФНС, заверив ЭЦП, через тот же "Такском". Программа не самая простая в освоении, поэтому, если речь идёт о создании одного ОП, проще сделать это в бумажном варианте.

3. Через 5 рабочих дней ОП должно быть поставлено на учёт, о чём ИФНС, на территории которой зарегистрировано ОП, выдаст соответствующее уведомление. Время от времени случаются сбои в связи между двумя ИФНС, поэтому для пущей верности лучше отзвониться в обе ИФНС на 5-й день и узнать, как обстоит дело.
Нужно ли ставить ОП на учёт в ФСС и ПФР? Нет, если у ОП нет своего баланса, расчетного счета и самостоятельных выплат в пользу работников.

Что касается ответственности. Откровенно говоря, на практике не сталкивался с ответственностью за несвоевременное уведомление ФНС о создании ОП, но всё же она предусмотрена:
- п.1 ст. 116 Налогового кодекса РФ (штраф в 10 000 рублей);
- п.1 и п.2 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ (штраф в 5000 рублей за первое нарушение в течение года и 20 000 рублей за последующее в течение года);
- п.1 ст.15.3 КоАП РФ (штраф до 1000 рублей для руководителя организации).

Впрочем, учитывая простоту постановки ОП на учёт, было бы совсем уж некстати нарваться на такие редкие штрафы.
Удачи!

Бизнес, цель создания которого – максимальное получение прибыли, естественно, будет со временем расширяться. Это обязательное условие его роста и развития, а также метод увеличения дохода, который от него получат учредители ООО. Появление обособленных подразделений может стать нуждой компании как в начале ее функционирования, так и гораздо позже. При этом подразделение в обязательном порядке должно пройти акт государственной регистрации. Для того чтобы правильно и эффективно это сделать, необходимо рассмотреть порядок создания обособленного подразделения ООО 2019 года.

Не стоит путать с филиалом

В работе больших предприятий есть такое понятие, как филиал компании. Появление филиалов также сопровождает рост и развитие бизнеса, но имеет весомые отличия от обособленного подразделения за счет полномочий, которыми он наделен.

Второе название филиала — это представительство компании, по названию можно определить его главное назначение – представление юридического лица, а также его интересов отдельно от главного офиса. Филиал подчиняется главному офису, он является его частью, но тем не менее функционирует самостоятельно, а также имеет собственные управляющие органы и имущественные владения.

Регистрация филиала, как и обособленного подразделения, должна состояться на государственном уровне, так как деятельность каждого предпринимательского объекта контролируется государством. Пошаговая инструкция регистрации филиала ООО будет непросто, потому что кроме подачи информации по нему следует внести изменения в устав компании и провести его перерегистрацию, что значительно сложнее, нежели в случае с обособленным подразделением, которое такого подхода от учредителей фирмы не требует.

Становление на налоговый учет

Работа каждого ОП обязательно подлежит налоговому контролю, а для этого подразделение должно быть своевременно зарегистрировано в налоговой структуре по месту нахождения. Руководство ООО для этой цели может зарегистрировать подразделение в налоговом органе по месту работы юридического лица, сами же налоговики передают информацию по месту территориальной принадлежности обособленной структуры, что говорит о разном контроле юридического лица и его подразделений.

Стоит указать, что нарушение порядка постановки на учет подразделений фирмы обязательно повлечет за собой наложение штрафов. Оштрафовано будет само юридическое лицо, во-первых, за просрочку регистрации, во-вторых, за работу подразделения без регистрации, а также уполномоченное лицо, которое было обязано уведомить налоговиков об открытии подразделения, но этого не сделало. Вся сумма штрафов при этом минимально будет составлять 42 тыс. рублей.

Стоит отметить, что для этой цели руководству отводится строго оговоренный законодательством срок – один месяц от открытия обособленной структуры. Работающим в законном порядке считается такое подразделение, которое находится по отдельному адресу от самого юридического лица, а также имеет оборудованное место для работы хотя бы одного сотрудника. Именно дата оформления работника в обособленное подразделение будет считаться моментом его открытия.

Как провести регистрацию

Если вы задумались, как открыть обособленное подразделение ООО в 2019 году, то следует соблюсти одно условие – составить заявление о регистрации по определенной форме и в месячный срок передать его в налоговый орган.

Форма заявления С09-3-1 состоит из двух страниц, и заполнить их не составит труда ни для главного бухгалтера, ни для учредителя или ответственного лица. Так, первая страница предназначена для отображения информации по юридическому лицу, а также по заявителю, причины обращения, кода налоговой структуры, в которую передадут заявление и т.д.

На второй странице требуется отобразить данные по самому подразделению, кодами показать деятельность, которой оно будет заниматься, указать руководящее лицо в том случае, если руководитель предусмотрен учредителями и т.д.

Стоит отметить, что если открывается сразу несколько подразделений, то вторую страницу заполняют в таком количестве, сколько структур открывается, а подать заявление можно сразу по всем подразделениям, если открывать их одновременно или хотя бы в течение одного месяца.

Для того чтобы зарегистрировать заявление, уполномоченное лицо может лично обратиться в налоговый орган, отправить его по почте (при этом стоит использовать письмо заказного типа) или в электронном виде через интернет. Электронный вариант обязательно должен быть подтвержден электронной подписью заявителя, поэтому, если такой не имеется, лучше избрать личную подачу документа.

Итак, обособленным подразделением будет называться структура организации, которая, несмотря на свое отдельное нахождение, управляется основным юридическим лицом и создана для целей, им же преследуемых. Данное подразделение должно пройти акт государственной регистрации во избежание финансовых потерь организацией, поскольку штрафы за нарушение порядка регистрации имеют весьма внушительные размеры.

Порядок создания обособленного подразделения ООО 2018 – 2019 год - правила, которые регламентируют расширение деятельности юридического лица. Развитие бизнеса, открытие новых точек сбыта, необходимость перевести в другое место опасное или «грязное» производство - случаи, когда необходимо создать обособленное подразделение ООО.

Как создать обособленное подразделение ООО - виды подразделений

Законодательство предусматривает возможность создания трех видов обособленных подразделений:

  • филиал;
  • представительство;
  • обособленное подразделение, имеющее минимум одно рабочее место.

Определение обособленного подразделения дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Там перечислены его признаки:

  • эта часть организации территориально обособлена от нее;
  • имеет как минимум одно рабочее место;
  • рабочие места созданы на срок более одного месяца.

Под это определение подпадает любое здание, офис, учреждение для социального обслуживания работников при наличии вышеперечисленных признаков. Российское корпоративное право требует от юридических лиц официально оформить эти структурные компоненты организации.

Понятия филиала и представительства содержит ст. 55 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Под филиалом закон понимает такую часть юридического лица, которая находится вне его места нахождения и имеет право осуществлять все функции юридического лица. Представительство обладает меньшими правами, чем филиал, — оно может лишь представлять и защищать интересы юридического лица. Подробнее о видах и особенностях обособленных подразделений - в статье Обособленное подразделение юридического лица - 2018 - 2019 .

Как открыть обособленное подразделение ООО в 2018 - 2019 годах

Самый простой способ расширения своего бизнеса — создание обособленного подразделения ООО. В соответствии со ст. 11 НК РФ даже одно рабочее место, существующее вне юридического адреса организации, должно быть оформлено как обособленное подразделение. Ответственность за неисполнении обязанности по сообщению в налоговую инспекцию сведений о созданных обособленных подразделениях предусмотрена ст. 126 НК РФ (п. 23 Обзора судебной практики ВС РФ от 15.11.2017 № 4). Исключение из правила: работники, направленные в командировку, дистанционные работники. Привлечение к труду таких лиц не является поводом для создания обособленного подразделения.

Руководство юридического лица должно поставить на учет обособленное подразделение в течение месяца после факта его появления. Датой создания при этом можно считать день трудоустройства первого работника.

Рассмотрим подробно, как открыть обособленное подразделение ООО в 2018 - 2019 году. Для этого руководство юридического лица должно предпринять такие действия:

  • обустроить стационарное рабочее место вне стен ООО;
  • заполнить форму С-09-3-1;
  • передать заполненную форму в ИФНС по месту появления обособленного подразделения;
  • С 01.01.2017 необходимо сообщать в налоговый орган о наделении ОП полномочиями по производству выплат физ.лицам (п.п. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. В этом случае уплата страховых взносов и предоставление отчетности по выплатам, сделанным ОП, производится по месту его нахождения (п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ).

Последний пункт актуален не для всех обособленных подразделений. Вставать на учет в этих фондах обязаны лишь те обособленные подразделения, которые осуществляют выплаты физическим лицам.

Положение об обособленном подразделении ООО, не являющемся филиалом (образец документа)

Создавая обособленное подразделение, желательно составить положение об обособленном подразделении ООО. Если обязательность положения о филиале/представительстве оговорена в ч. 3 ст. 55 ГК РФ, то для прочих обособленных подразделений такое правило не предусмотрено.

В то же время в положении об обособленном подразделении, не являющемся филиалом или представительством, можно закрепить важные особенности — например, виды деятельности и специфику работы, порядок управления подразделением, методы контроля за его деятельностью и т. д.

Образец такого положения можно скачать по ссылке: Положение об обособленном подразделении — образец.

Создание и регистрация филиала ООО в другом городе: пошаговая инструкция -2018 - 2019

Расширяя географические границы бизнеса, руководство компании начинает задумываться о том, как открыть филиал ООО в другом городе. Регистрация филиала во многом похожа на создание самого общества с ограниченной ответственностью. Главная причина этого: филиал вправе осуществлять производственную и торговую деятельность наравне с головным предприятием. Поэтому при открытии филиала ООО он должен быть зарегистрирован в налоговых органах, Пенсионном фонде РФ и ФСС.

Для регистрации филиала ООО необходимо предпринять следующие шаги:

  • провести собрание участников ООО с целью принятия решения о создании филиала;
  • подготовить положение о новом филиале;
  • внести информацию о филиале в устав ООО;
  • утвердить на собрании участников общества новую редакцию устава и положение о создании филиала;
  • зарегистрировать в ФНС РФ изменения в уставе;
  • дождаться уведомления от ФНС РФ о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • поставить филиал на учет в налоговой инспекции;
  • назначить руководителя филиала;
  • получить письмо из Росстата о присвоении филиалу кодов статистики.

Для регистрации изменений в налоговой инспекции ст. 17 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ требует предоставить следующие документы:

  • заявление по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительную документацию ООО;
  • квитанция об уплате госпошлины. С 01.01.2019 при передаче документов для регистрации изменений в электронной форме уплата госпошлины не требуется (см. п. 32 ст. 333.35 НК РФ, введенный законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ).
  • изменения в учредительных документах (как их оформить - в статье Порядок внесения изменений в устав ООО);

В настоящее время постановка на учет во внебюджетных фондах и Росстате происходит автоматически, эти ведомства самостоятельно обмениваются информацией друг с другом.

После проведения всех процедур, описанных выше, руководство компании может открыть отдельный расчетный счет для филиала.

Открытие представительства ООО в другом городе

Еще один вариант создания обособленного подразделения — регистрация представительства ООО. Такой вариант актуален в том случае, если руководство организации не планирует вести в другом городе производственную или коммерческую деятельность.

Порядок создания представительства практически не отличается от порядка регистрации филиала. Для открытия представительства ООО в другом городе необходимо:

  • провести собрание участников общества для решения вопроса об открытии представительства;
  • составить положение о представительстве;
  • внести в устав организации сведения о представительстве;
  • провести собрание участников ООО с целью утвердить положение о представительстве и изменения в уставе компании;
  • зарегистрировать изменения в уставе в налоговой инспекции;
  • назначить директора представительства.

Регистрация в ПФР и ФСС также проходит автоматически, как и регистрация филиала ООО. Через представительство ООО не сможет осуществлять никакие фактические действия: производство продукции, продажу товаров, оказание услуг. Закон не предусматривает штрафные санкции за нарушение этого правила. Тем не менее руководству юридического лица следует помнить: главная функция обособленного подразделения — представление интересов ООО в другом городе.

Выбираем форму обособленного подразделения

Создание филиала или представительства — процедура, которая требует дополнительных материальных затрат на регистрацию в государственных органах, организацию самостоятельного бухгалтерского учета и содержание административного аппарата вновь созданной организации.

Кроме того, компании, создавшие обособленное подразделение в форме филиала или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения (подп. 1 п. 3 ст. 346.13 НК РФ). В этом плане создание обособленного подразделения, понятие которого дается в ст. 11 НК РФ, имеет такие преимущества:

  • простая постановка на учет;
  • отсутствие необходимости менять учредительные документы;
  • сохранение права организации на упрощенную систему налогообложения.

Создание обособленного подразделения в форме филиала или представительства актуально только в том случае, когда эта часть организации будет иметь большое количество сотрудников и сложную структуру.

Таким образом, создание обособленного подразделения осуществляется посредством организации рабочих мест за пределами территории организации. Сведения о подразделении в форме филиала или представительства вносятся в устав ООО, а также в ЕГРЮЛ. Сведения об ином обособленном подразделении добавляются только в ЕГРЮЛ. Регистрация филиала по месту его создания в регистрирующем и налоговом органах производится силами ООО, постановка на учет в фондах — путем межведомственного взаимодействия фондов и ФНС.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 83 РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. на основании ст. 116 НК РФ. За уклонение организации от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

За нарушение срока постановки на учет, в том числе сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Соответствующая форма заявления N 1-2-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

  • учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • положение об обособленном подразделении;
  • распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения (Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Форма сообщения N С-09-3 утверждена приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно на основании ст. 15.6 КоАП РФ руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 300 до 500 руб.

Следует учитывать, что при создании организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы организации (поскольку в силу п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица). Порядок государственной регистрации изменений (дополнений), вносимых в учредительные документы юридического лица установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ определяет, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 (утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом N 129-ФЗ установлен трехдневный срок для представления в регистрирующий орган информации об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе сведений о филиалах юридического лица). На случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица указанный срок не распространяется (п. 5. ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, смотрите также письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 "По вопросам государственной регистрации юридических лиц").

Порядок регистрации обособленного подразделения во внебюджетных фондах зависит от того, имеет ли обособленное подразделение отдельный баланс и собственный расчетный счет.

Регистрация в ФСС РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи-организации в случае создания обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны зарегистрироваться по месту нахождения такого подразделения в исполнительных органах страховщика по месту нахождения подразделения не позднее 30 дней со дня его создания.

Ответственность за нарушение указанного срока установлена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления, форма которого утверждена постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей". Этим же документом утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в исполнительных органах ФСС РФ (далее - Порядок).

Для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с заявлением юридическое лицо представляет в соответствии с п. 9 и п. 11 Порядка заверенные в установленном порядке копии:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстат), содержащего сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

При наличии на момент подачи заявления банковского счета, открытого обособленному подразделению, представляется также соответствующая справка из кредитной организации.

Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию (п. 7 Порядка).

Регистрация в ПФ РФ

В соответствии с п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п) регистрация в органах ПФР организаций в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Организация-страхователь должна обратиться для регистрации в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения своего обособленного подразделения. Унифицированной формы заявления для обращения за регистрацией организации-страховщика по месту нахождения обособленного подразделения не утверждено. Регистрация осуществляется органом ПФР на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в соответствии с п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, по месту нахождения обособленного подразделения по запросу этого органа не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений.

Ответственность за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР установлена ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При регистрации по месту нахождения обособленного подразделения страхователю направляется cоответствующее извещение в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения организации. Форма Извещения приведена в Приложении N 3 к Порядку регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п.

Регистрация в ФОМС РФ

В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" регистрация страхователей-организаций в территориальных фондах обязательного медицинского страхования по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Из данной нормы прямо не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления ими выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Однако с учетом положений п. 8 ст. 243 НК РФ, а также разъяснений, содержащихся в письмах Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 30-МЗ и Федерального ФОМС РФ от 16.05.2007 N 3354/20-2, можно говорить о том, что обязанность страхователей зарегистрироваться в территориальном органе ФОМС РФ по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в том случае, если такое подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц.

В соответствии с п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 570) для регистрации организации, имеющей обособленные подразделения, необходимо в тридцатидневный срок с даты создания обособленного подразделения представить в территориальный орган ФОМС РФ заявление по форме согласно Приложению N 1 к Правилам. Вместе с заявлением нужно представить нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Ольга Иванкова, Алексей Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ