Все о тюнинге авто

Понятие социальной нормы. Виды социальных норм и их особенности. Социальные нормы Система социальных норм

Все нормы права можно поделить на две группы:

1) отправные (исходные, первичные, учредительные) - опре­деляют исходные начала, основы правового регулирования обще­ственных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закре­пляют правовые категории и понятия;

2) нормы - правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

Рассмотрим их подробнее.

Виды отправных норм права:

а) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляю­щие принципы права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде РФ, где закрепляются принципы независимо­сти судей, подчинения их только закону;

б) нормы-определения (дефиниции) - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут как содер­жаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы- определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 дека­бря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;

в) нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность как государствен­ных органов, так и всего государства. Примером такой нормы мож­но считать ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым;

г) нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержатся статьи - показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;

д) нормы-начала - конституционные положения, закрепляю­щие основы экономического, политического и государственного устройства;

е) нормы-констатации. Они содержат определенные сведения о нормативно-правовом акте. К таковым можно отнести ч. 1 ст. 1 УК РФ, в которой говорится о предмете Кодекса. В некоторых слу­чаях в статьях содержатся декларативные, программные, социаль­но-политические, нравственные положения, призванные обосно­вать необходимость соответствующего нормативного правового акта.

Классификация норм - правил поведения может быть различ­ной.

По назначению выделяют:

Нормы материального права, регулирующие экономические, политические, социальные, идеологические и иные мате­риальные отношения. С их помощью регулируются взаимо­отношения граждан между собой и с государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных ор­ганов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального права относятся, например, нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админи­стративного права;

Процессуальные нормы права не регулируют материальных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. В целом процессуальные нормы носят процедурный характер и слу­жат формой реализации норм материального права. Про­цессуальные нормы содержатся в основном в таких отра­слях права, как гражданское процессуальное право, арби­тражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Имеются они и в других отраслях права.

В зависимости от методов правового реіулирования нормы права делятся:

На императивные (содержащие властные предписания);

Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Диспо­зитивные нормы предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению;

Поощрительные (стимулирующие социально полезное пове­дение);

В зависимости от характера содержащихся в нормах права пред­писаний (т.е. по характеру регулирования правил поведения) раз­личают:

а) управомочивающие нормы права. Они предоставляют воз­можность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъек­тов. При изложении данных норм обычно употребляются выра­жения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. Упра­вомочивающие нормы, например, пронизывают вторую главу Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина;

б) обязывающие нормы права. Они обязывают субъекта права совершить определенные действия. В случае отказа лица совер­шить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. При их изложении могут употребляться глаголы «дол­жен», «обязан» и т.п.;

в) запрещающие нормы права. Они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. При их изложении обычно используются гла­голы «воспрещается», «запрещается», «не допускается». К запре­щающим нормам относятся нормы уголовного права, значитель­ная часть норм административного права.

Содержатся такие нормы и в других отраслях права. Так, в кон­ституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, националь­ной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права под­разделяются на нормы: конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных от­раслей права.

В зависимости от сферы действия:

Общефедеральные (действуют на территории всего государ­ства);

Региональные (действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере);

Нормы права местного самоуправления",

Локальные (действуют на территории конкретного предпри­ятия, учреждения, организации).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется дей­ствие норм права, они подразделяются:

На общие (охватывают всех лиц, проживающих на данной территории);

Специальные (регулятивное воздействие распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, напри­мер на ветеранов, военнослужащих).

В зависимости от функций нормы права бывают:

Регулятивные - направлены на урегулирование правомер­ного поведения (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нор­мы конституции, закрепляющие права и обязанности гра­ждан, президента, правительства);

Охранительные - направлены на защиту нарушенных субъек­тивных прав. Охранительные нормы предусматривают отри­цательную реакцию государства на неправомерное поведение.

норма право юридический лицо

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);

Культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);

Политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);

Организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);

Нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);

Нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);

Правила общежития (Ю. С. Ращупкин);

Нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, - по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Есть и иные критерии классификации социальных норм:

по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на ихразвитие, но и преобразование.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

- исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, зада-чи, пределы, направления.

К ним относятся:

Декларативные нормы - провозглашающие принципы,

Дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.;

- общие нормы содержатся в общей части любой от-расли права и регулируют видовые общественные отно-шения;

- специальные нормы присущи отраслям права и ре-гулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.

Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.


В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права.

2. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения или по форме предписания

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают право-вые нормы: обязанность, право, или запрет.

По этому основанию выделяются:

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголов-ного и административного законодательства.

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе право-вых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституци-онного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других от-раслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен-ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, под-разделяются на ситуационные и альтернативные.

Ситуационные допус-кают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторож-ное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель-ными работами на срок до 2-х лет.

5. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.

Поэто-му лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предостав-ляющие участникам общественных отношений права и возлагаю-щие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регла-ментируют меры юридической ответственности и другие прину-дительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирова-ние поведения людей осуществляется как бы косвенно.

6. По специализации норм права

Между юридическими нормами существует своего рода разделение труда. Они специализируются на выполнении какой-то одной, "своей" юридической функции. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм, специали-зированные нормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.

Де-финитивными нормами называются нормы, которые со-держат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений.

Оператив-ные - направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, ко-торые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями.

7. По времени действия

· Постоянные - нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

· Временные - нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

8. По юридической силе нормативно-правовых актов

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде-ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

9. По характеру правовой нормы

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классифика-ций норм права является их подразделение в зависимости от характера ре-гулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессу-ального права.

Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Материальные нормы права:

~ регулируют экономические, политиче-ские, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

~ опре-деляют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

~ регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

~ опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

~ определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

~ устанавливают не только статус, суборди-нацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулиру-ют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных от-ношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор-мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас-лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессу-альное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

10. По степени определенности или способу изложения

♦ прямого изложения - в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

♦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, дей-ствие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголов-ную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;

♦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного за-кона, в которой дается описание соответствующего вида преступле-ния, или к другому нормативному акту).

11. По субъектам правотворчества

1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подав-ляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

12. По кругу лиц и территории действия

» По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные иисключительные .

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов - несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

» В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъ-ектов федерации, местных органов власти).

13. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения

· Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регули-руемом поведении, характерны для публичного права;

Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов пра-ва. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволе-ния.

· Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых от-ношений;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим опреде-лять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают пра-вила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

- Факультативные нормы - позволяют при определенных усло-виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ-степенный (запасной).

14. По месту действия

» нормы международного права;

» общенационального (внут-ригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

15. По сфере общественных отношений

♦ публичного права;

♦ част-ного права.

16. По способу реагирования со стороны государства

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Тако-вые находят даже в уголовном праве.

Карательные - нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы невозможно.

17. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов.

Данные нормы:

Закрепляют основы общественно-политического строя;

Закрепляют права исвободы граждан;

Закрепляют основы политической системы;

Закрепляют основы правовой системы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил пове-дения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возло-жения на них обязанностей.

Данные нормы могут быть:

♦ управомочивающие - предоставляют субъектам право-отношения право на совершение положительных действий;

♦ обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

♦ запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст-вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-опреде-лений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

18. По иным основаниям

В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще один вид правовых норм — «каучуковые» нормы, т. е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т. п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конк-ретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и рас-ширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм

12. Понятие и виды форм и источников права.

Применительно к юридическим явлениям понятие "источник права" имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (общественные отношения, которые нуждаются в правовом урегулировании);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (форма внешнего выражения, закрепления норм права).

Форма права - это способ внешнего закрепления и выражения правовых норм (юридических правил поведения).

Понятие «форма права» и «источник права» в формально-юр. смысле тождественны.

Виды формы права

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

На ранних этапах развития государства правовой обычай являлся важнейшим источником права. Государство санкционирует (путем общей отсылки к обычаю в тексте НПА; путем восприятия обычаев правоприменительной практикой) только те обычаи, которые характеризуются единообразием, многократностью применения и соответствуют гос. политике. Совокупность правовых обычаев, существующих в государстве, образуют обычное право.

2. Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это - правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

3. Нормативно-правовой акт - это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-герм. правовой семьи.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве). Его следует отличать от индивидуального договора, который источником права не является.

5. Религиозные тексты (каноническое право) - на определенных этапах развития общества и государства религиозные тексты признавались в качестве источников права. Религиозные тексты являются важнейшими источниками права в государствах, входящих в семью религиозного права.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран - священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

В советских государствах они источниками права не являлись.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это правовые позиции, разъяснения, даваемые крупными учеными юристами в своих трудах, на основе которых выносятся решения по конкретным юр. делам. В формально-юр. смысле источником права не является, но играет большую роль в правотворчестве и правоприменительной деятельности, разрабатывая практические рекомендации, направленные на ее совершенствование.

7. Правосознание - правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносится решение по конкретному делу. Как правило источником права не является, но играет большую роль в правоприменительной деятельности.

13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или на всенародном референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) закон - это нормативно-правовой акт;

2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом);

3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

4) законы принимаются в особом законодательном порядке.

5) закон обладает высшей юридической силой:

a. все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону;

b. законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган;

6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.

Виды законов:

1) по юридической силе:

Конституция (основной закон),

Конституционные (ФКЗ),

Обыкновенные (ФЗ);

2) по субъектам законотворчества:

Принятые народом на референдуме

Принятые законодательным органом

3) по принципу федерализма

Федеральные,

Законы субъектов Федерации.

Отличия ФКЗ и ФЗ:

1. по предмету правового регулирования

ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Все остальные - ФЗ.

2. По порядку принятия

3. По праву-вето президента РФ

Оно не распространяется на ФКЗ

4. По юр. силе - ФКЗ обладают большей юр. силой чем ФЗ.

Подзаконные нормативно-правовые акты - принятые на основе и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой чем закон.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1) акты палат Федерального Собрания

2) указы Президента РФ

3) постановления Правительства РФ

4) акты высших должностных лиц субъектов РФ (указы, постановления)

5) акты гос. органов субъектов РФ (постановления Зак.Собрания или правительства)

6) местные - это нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) локальные (внутриорганизационные) - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций.

14. Действие нормативных правовых актов во времени.

Любой нормативно-правовой акт действует во времени, пространстве и по кругу лиц. Установление пределов действия нормативно-правового акта необходимо для правильной реализации норм права.

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты вступают в действие

1. В порядке, установленном этим актом (или спец. актом о введении в действие данного акта)

· с момента принятия (подписания) (в отношении подзаконных НПА, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина),

· с даты, указанной в нем,

· поэтапно,

· иногда - с момента получения адресатом (подзаконные ведомственные акты).

· С наступлением обстоятельств, предусмотренных актом.

2. По общему правилу - по истечении нормативно-установленного срока послетдня первого официального опубликования полного текста (если в НПА не установлен порядок вступления в силу)

§ ФКЗ, ФЗ и акты палат Фед. Собрания - вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования (Российская газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета)

§ акты Президента и Правительства - через 7 дней (Российская газета, Собрание законодательства РФ)

§ акты федеральных ОИВ - 10 дней с официального опубликования (Бюллетень НПА).

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие:

1 - по истечении срока, на который он был принят;

2 - в результате отмены (прямой или косвенной);

Являются сложными и многогранными. Без надлежащего регулирования они быстро выйдут из-под контроля. Задача государства создать такие условия, в которых каждый мог бы беспрепятственно реализовывать свои права. Структура правовых отношений устроена непросто. В основе ее лежат правовые нормы, которые приняты для различных целей.

Что такое норма определенное правило, содержащееся в предписании компетентного органа. За невыполнение ее могут наступить санкции со стороны государства.

Виды юридических норм различны. Существует несколько оснований классификации.

Виды правовых норм

Их различают по В данном случае они могут исходить от самого государства либо же от гражданского общества. В первом случае их создают представители власти, во втором - обычные люди (например, жители сельского поселения на сходе или жители всей России на референдуме).

Виды правовых норм могут быть разграничены и на основании социального назначения, а также по той роли, которая им отведена в конкретной правовой системе. В данном случае они могут быть:

Регулятивными;

Учредительными;

Обеспечительными;

Дефинитивными;

Оперативными;

Коллизионными;

Охранительными.

Учредительные правовые нормы представляют собой исходные начала всего правового регулирования любых общественных отношений, пределов действия государства, правового положения людей. Они закрепляют основы социального, а также экономического устройства страны, выступают гарантом свобод и прав людей. Они закреплены в Конституции, законах и кодексах.

Охранительные виды правовых норм связаны с мерами государственного принуждения. Имеются в виду те, которые наступают вследствие нарушения каких-то запретов. Они не только устанавливают определенный порядок но и условия, а также порядок освобождения от него.

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые выступают своеобразным гарантом того, что в процессе правового регулирования будут учтены все субъективные обязанности и права. Их социальная ценность будет действительно велика только в том случае, если они используются правильно.

В входят предложения программного характера, которые определяют задачи и цели правового регулирования каких-либо отдельных видов общественных отношений. Они содержат нормативные объявления.

При помощи устраняются противоречия, которые периодически возникают между правовыми предписаниями. Все правовые нормы находятся в подчинении вышестоящим. Ничто не может противоречить нормам Конституции.

Оперативные связаны с датой вступления новых НПА в законную силу.

Существуют и другие виды правовых норм. Различают таковые, относящиеся к конституционному, уголовному, трудовому или иному праву. Все это нормы отраслей права. В свою очередь они могут делиться на процессуальные и материальные. Последние содержат определенные правила поведения, процессуальные - основа проведения процедуры применения данных правил.

Правовые нормы могут быть диспозитивными, рекомендательными или императивными. В данном случае деление основывается на методах правового регулирования. Характер императивных норм - сугубо властный, отклонения являются недопустимыми. Диспозитивные виды правовых норм автономны - они предоставляют определенный выбор. Рекомендательные же устанавливают правила желательного поведения.

Напоследок отметим, что нормы могут быть:

Общего действия:

Ограниченного действия;

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

— общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, и отдельной личностью.

Это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в , подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

— правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.