Все о тюнинге авто

Возрастное ограничение вождения автомобиля. За рулём - пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя? Есть ли ограничения по возрасту для водителей служебного транспорта

Минимальным возрастом, разрешенным для сдачи экзамена на вождение и получения водительских прав, является 16 лет. Из-за постоянного изменения норм российского законодательства у будущих водителей регулярно возникает потребность получения актуальной информации по данному вопросу. Так со скольких лет можно сдавать на водительские права? Со скольких лет можно водить автомобиль? Какой минимальный возраст установлен для получения водительского удостоверения в зависимости от вида транспортного средства? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательная база

Сдача государственного экзамена на управление транспортным средством, возрастные ограничения на обучение и вождение автомобиля, а также сопутствующие вопросы регулируются такими нормативно-правовыми актами и документами:

  • Гражданский кодекс (первая часть);
  • Налоговый кодекс (вторая часть);
  • Федеральный закон № 196-ФЗ, устанавливающий аспекты безопасности дорожного движения;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ о порядке предоставления государственных услуг;
  • Указ № 711, объявляющий содержание дополнительных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • Постановление Правительства РФ № 1090 о ПДД;
  • Приказы Министерства Внутренних Дел России № 365, 206, в которых говорится о процедуре введения в законное действие водительского удостоверения, в том числе международного.

Водителям любых транспортных средств, для которых нужно наличие прав, в лицензированной для обучения автошколе преподают сначала общую программу, включающую штудирование общепринятых правил дорожного движения и практику оказания медицинской помощи на дороге, а затем проводят практические занятия по вождению, рассчитанные на установленное количество часов.

Возраст получения водительских прав

Возраст выдачи прав зависит от того транспортного средства, которым собирается управлять физическое лицо. Также для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия. В нижеследующей таблице представлены возрастные нормативы, в зависимости от категории транспортного средства, имеющегося стажа.

Таблица - Возраст получения водительских прав и обучения вождению

Категория транспортного средства
Возраст претендента
Пояснения
А1 (облегченный мотоцикл, объем двигателя - 125 куб. см)
16
-
М (мопеды, а также легкие квадрициклы)
16
-
А (мотоциклы, в том числе трех- и четырехколесные, с коляской, имеющие массу до 400 кг)
18
-
В (легковые авто с массой не более 3500 кг, с количеством мест не более 8)
18
-
ВЕ (легковые авто с прицепом)
19
На сдачу данной категории допускаются только водители, имеющие годовой стаж в категории В
В1 (трициклы и квадрициклы)
18
Квадроциклы сюда не относятся
С (грузовики средние и тяжелые с массой, более 3500 кг)
18
-
СЕ (грузовики из предыдущей категории с прицепом)
19
Дополнительным условием является наличие одного года опыта в категории С
С1 (грузовики с массой от 3500 кг до 7500 кг)
18
-
С1Е (транспортные средства категории С1 с прицепом)
19
После получения годового стажа по категории С1
D и D1 (автобусы, не включая сочлененные автобусы с «гармошкой»)
21
Те лица, которые проходят военную службу, могут уже в 19 лет сдавать на получение прав категории D, подкатегории D1, при этом управлять разрешается лишь теми транспортными средствами, которые принадлежат Вооруженным силам Российской Федерации или тем господразделениям, в которых проходит служба
DE (прицепы к автобусам)
19
Только после сдачи на водительские права по категории D и прошествию одного года опыта вождения
D1E (прицеп для небольшого автобуса)
19
Плюс одногодичный опыт с кат. D1
Е (устранена из водительских категорий)
-
-
Tm, Tb (трамвай и троллейбус)
21
-

Согласно статье 26 Федерального закона № 196-ФЗ 10.12.1995 (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»

Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства, минимальный возраст получения водительского удостоверения и права управления составляет 16, 18, 19 лет, 21 год. Обучение правилам вождения в автошколе возможно и до достижения указанного в таблице возраста для определенной категории, но на момент сдачи экзамена на получение водительских прав нужный возраст уже должен наступить. В любом случае будущий водитель может начинать обучение заранее, однако, получение им официального документа может происходить не ранее строго установленного возраста.

Здравствуйте.

Для того, чтобы осуществлять перевозки людей, в том числе детей, водителю необходимо наличие водительского удостоверения категории "Д". При наличии данного водительского удостоверения водитель может быть принят на работу для управления транспортным средством, число пассажирских мест в котором составляет девять мест и более.

Однако, водительское удостоверение по категории «Д» может получить только человек, достигший двадцатилетнего возраста. Предельного возраста для получения водительских удостоверений не существует. К тому же ограничение приема на работу по критерию возраста не законно, и данная норма регулируется статьей 64 Трудового Кодекса Российской Федерации.

К управлению автобусами, на которых осуществляются перевозки детей до шестнадцати лет, могут быть приняты водители, имеющие соответствующее водительское удостоверение и стаж непрерывный работы водителем автобуса в течение трех последних лет.

Наличие у водителя права на управление транспортного средства напрямую зависит от состояния его здоровья. Ухудшение состояния здоровья водителя, приводящее к тому, что он не в состоянии безопасно управлять транспортным средством, является основанием для прекращения у него права на управление транспортным средством. (Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Статья 23 данного закона гласит, что «медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств». Цель медицинского освидетельствования водителей транспортных средств заключается в выявлении у них противопоказаний или ограничений к управлению транспортным средством.

Абсолютными ограничениями для управления транспортными средствами является наличие у водителей таких заболеваний как алкогольная и наркотическая зависимость, токсикомания, а также некоторые заболевания, например, эпилепсия, пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития.

Также противопоказанием к управлению транспортными средствами являются некоторые заболевания органов зрения и слуха, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, заболеваний глаз и органов слуха, некоторые заболевания сердца и сосудов, и так далее.

При наличии других отклонений в здоровье водителей при прохождении очередного медицинского освидетельствования, решением медицинской комиссии водителю выносится решение о годности или негодности водителя к управлению транспортным средством по категории. Данные медицинского освидетельствования заносятся в медицинскую справку, утвержденной единой формы.

Периодичность медицинского освидетельствования водителей утверждена в Приложении 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 года №555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Для стажированных профессиональных перевозчиков, то есть имеющих непрерывный стаж более трех лет периодичность составляет один раз в год.

Помимо этого, ежедневно перед выходом на линию водители обязаны пройти предрейсовый контроль, по результатам которого медицинский работник, проводивший

предрейсовый контроль может принять решение о не допуске водителя к работе в данный календарный день.
http://prokuror.kaluga.ru/prok/inoe/Trebovaniya_zakona_k_sostoyaniyu_zdorovya_voditely/


Дополнительно

Ольга Барыкова, Анна Курская, РИА Новости.

Комитет Госдумы по транспорту предложил на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Одни эксперты инициативу приветствуют, другие критикуют, отмечая, что число аварий с участием пожилых людей крайне низкое. Однако все сходятся во мнении, что ограничивать нужно не срок действия удостоверения, а срок действия медицинской справки. Причем каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

"Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение", - заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. "Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, - отметил он в беседе с РИА Новости. - Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту".

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. "Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь", - пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, "можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным", - говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди", - соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

"Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска", - пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. "Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность", - предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому - отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

"Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально", - говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, "когда поднимается вся история болезни". Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. "Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся", - резюмировал он.

В группе риска - молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. "Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, - сказал он в беседе с РИА Новости. - Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет - вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного".

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. "Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями", - говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. "Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь", - отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

При этом каждый пятый среди водителей, не допущенных к вождению по состоянию здоровья, — старше 60 лет. — Введение запрета для всех людей определенного возраста не совсем верно. В нашей практике есть случаи, когда возрастные водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым, — пояснила «АиФ» врач-терапевт (заведующая отделением по освидетельствованию водителей) 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска Ольга КАЛЕЧИЦ. — Такие случаи немногочисленны, но они есть. Согласно статистике водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медицинской справки не означает, что водитель не сядет за руль.

Получение водительских прав после 60 лет

По данным Министерства здравоохранения, для водителей не устанавливаются максимальные возрастные рамки. Сдать на права и приобрести удостоверение может любое желающее лицо, без медицинских противопоказаний.

Но для женщин старше 50 лет и для мужчин старше 55 лет устанавливается правило, в соответствии с которым они должны проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года. Для более молодых водителей такая процедура обязательна 1 раз в 3 года.


Важно

Медицинские Противопоказанием для вождения являются отклонения в зрении, а также заболевания нервной системы. По зрению Для управления транспортным средством необходимо, чтобы в справке были указаны соответствующие показатели зрения.


Допустимо иметь несущественные заболевания глаз, которые не скажутся на безопасности вождения.

За рулём пенсионер. каким должен быть предельный возраст водителя?

Как сообщили «АиФ» в «Минсктрансе», на 31 июля 2017 года в организации из 4896 водителей эксплуатационного парка 236 человек были старше 60 лет (4,8%), из них 170 мужчин и 66 женщин. Возраст кандидата при приеме на работу водителем общественного транспорта роли не играет.

Внимание

Основные критерии — стаж работы водителем и наличие медсправок о состоянии здоровья, подтверждающих право управлять транспортными средством. «Шашки», «нервяки» и «торопыги». Что такое «опасное вождение» Подробнее Следите за здоровьем — Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко обсуждается в мире, — говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей ИЛЬНИЦКИЙ.

Какие есть ограничения для получения водительских прав

Для приобретения права водить автомобиль недостаточно успешно сдать квалификационные требования в ГИБДД. Для допуска к самим экзаменам сначала придется пройти медицинскую комиссию, результаты которой покажут, разрешено ли будущему автомобилисту ездить за рулем.
Для того чтобы не терять время, настоятельно рекомендуется заранее ознакомится с ограничениями и возможными затруднениями на предстоящем осмотре. Как прописано в законодательстве Проходить медицинскую комиссию обязаны все кандидаты в водители, это указано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».
В зависимости от категории, на которую претендует автомобилист, предусматриваются конкретные сроки прохождения комиссии, так например, водители общественного транспорта обязаны проходить осмотр перед каждой поездкой в маршрут. Лица, желающие приобрести права впервые, обязаны пройти медкомиссию.

Есть ли ограничения по возрасту для водителей служебного транспорта

Статья из газеты: «Аргументы и факты» в Беларуси № 40 03/10/2017 Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Если человек здоров, он в любом возрасте не намного теряет в скорости реакции.

© / Фото из открытых источников Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Насколько это актуальные опасения? Разбирался «АиФ». В 80 лет — на обследование Как рассказали «АиФ» в пресс-службе УГАИ МВД, Госавтоинспекция не ведет статистики по ДТП, совершенным с участием людей старше 60 лет. Но, к сожалению, сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пожилых водителей все чаще мелькают в новостных лентах.

Предельно допустимый возраст управления автомобилем

Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права.
Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже. Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж.

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

  • невролога. По направлению от этого специалиста каждый водитель может быть отправлен на прохождении электроэнцефалографии;
  • оториноларинголога.

Чтобы без каких-либо проблем и осложнений пройти комиссию на водительские права после 60 лет для женщин и мужчин в медицинское учреждение необходимо предоставить:

  • действующий результат ЭКГ (электрокардиограммы);
  • если у кандидата в водители имеются какие-либо хронические заболевания, то так же потребуется выписка из медицинской карты, которая ведется по месту наблюдения за здоровьем пациента;
  • при наличии отклонений по зрению обследование производится с очками (контактными линзами).

В результате прохождения медицинского осмотра выдается справка, форма которой закреплена в приложении 2 Приказа Министерства здравоохранения №344 н.

Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию

  • отсутствие одной нижней конечности и одной верхней конечности;
  • отсутствие пальцев или фаланг пальцев.

Болезни, при которых запрещается вождение мотоциклов и квадроциклов:

  • острота зрения на хорошо видящем глазу менее 0,6 и на плохо видящем глазу менее 0,2;
  • одно око отсутствует либо ослепло, а другое обладает остротой зрения менее 0,8 и перенесло операционное вмешательство;
  • прогрессирующее поражение глаза, характеризующееся изменением зрения;
  • хроническая диплопия вследствие прогрессирующего косоглазия;
  • отсутствие одной руки или ноги, кисти либо стопы, а также заболевание, усложняющее передвижение органа;
  • отсутствие пальцев либо фаланг;
  • одна нога короче другой более чем на 6 см.

Многие потенциальные водители лишаются права управлять транспортным средством по причине наличия заболеваний.

До какого возраста можно получать водительское удостоверение

На самом обследовании проверяются следующие характеристики:

  • острота зрения;
  • степень цветоощущения;
  • поле зрения каждого глаза.

Если у кандидата в водители низкая острота зрения, то ему разрешают ездить только при ношении линз или очков. Для определения остроты используется плакат с буквами. Иногда вместо букв могут быть обозначены прерванные строчки либо разомкнутые кольца. Если человек ответил правильно на все вопросы по таблице, то считается что его зрение в норме.

Для категории «В» допустима острота зрения 0,6 для хорошо видящего глаза и острота 0,2 для плохо видящего глаза. Для категории «С» требования ужесточаются: острота хорошо видящего должна быть как минимум 0,8, а для плохо видящего - 0,4.

За рулём — пенсионер. каким должен быть предельный возраст водителя?

Это может быть как воздействие каких-либо препаратов, так и последствия какого-либо заболевания;

  • шизофрения и иные расстройства, которые приводят к возникновению бреда;
  • аффективные расстройства, то есть депрессия, частные смены настроения, различные психические порывы и так далее;
  • расстройства, связанные со стрессовыми ситуациями (невротические или соматоформные);
  • любые расстройства личности (трансвестизм, фетишизм и так далее);
  • расстройства психики, наступившие вследствие достижения зрелого возраста;
  • умственная отсталость. Под данный медицинский термин попадают люди различных категорий.


    Например, которые не могут произвести элементарное сложение в пределах 10.

Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Насколько это актуальные опасения? Разбирался «АиФ».

В 80 лет - на обследование

Как рассказали «АиФ» в пресс-службе УГАИ МВД, Госавтоинспекция не ведет статистики по ДТП, совершенным с участием людей старше 60 лет. Но, к сожалению, сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пожилых водителей все чаще мелькают в новостных лентах. Причем речь идет о людях, которые садятся за руль в преклонном возрасте. Вспоминается трагедия, произошедшая в апреле в Минске. 92-летний шофер на автомобиле «Хонда» сбил пенсионерку. Спасти минчанку не удалось.

К слову, даже 80-летний человек может попробовать пройти водительскую медкомиссию. Если человек здоров физически и психически, то годы вождению не помеха.

По данным 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска, число водителей пенсионного возраста (старше 60 лет), проходящих медицинское освидетельствование, составляет не более 12%.

Так, в 2016 году из 110 000 человек, прошедших водительскую медкомиссию, 12 000 (11%) были старше 60 лет. При этом водителей старше 70 лет значительно меньше - не более 2%.

Число водителей, признанных не годными к управлению транспортом по медицинским показаниям, - всего 0,2% обратившихся. При этом каждый пятый среди водителей, не допущенных к вождению по состоянию здоровья, - старше 60 лет.

Введение запрета для всех людей определенного возраста не совсем верно. В нашей практике есть случаи, когда возрастные водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым, - пояснила «АиФ» врач-терапевт (заведующая отделением по освидетельствованию водителей) 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска Ольга КАЛЕЧИЦ . - Такие случаи немногочисленны, но они есть. Согласно статистике водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медицинской справки не означает, что водитель не сядет за руль. Мы считаем необходимым на законодательном уровне внести в перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ, медицинскую справку на право управления транспортным средством.

Работать на «заслуженном»

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и назначались женщинам с 55 лет, мужчинам - с 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но «оплата» старости не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность, иногда и «за баранкой».

Ответственность - мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел. Александр Круглов

Как правило, пожилые водители работают в службах такси, общественном транспорте.

Как сообщили «АиФ» в «Минсктрансе», на 31 июля 2017 года в организации из 4896 водителей эксплуатационного парка 236 человек были старше 60 лет (4,8%), из них 170 мужчин и 66 женщин.

Возраст кандидата при приеме на работу водителем общественного транспорта роли не играет. Основные критерии - стаж работы водителем и наличие медсправок о состоянии здоровья, подтверждающих право управлять транспортными средством.

Следите за здоровьем

Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко обсуждается в мире, - говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей ИЛЬНИЦКИЙ . - Однако все исследователи сходятся на том, что, если человек здоров, он в любом возрасте не намного теряет в скорости реакции: здоровые пожилые люди способны оперативно реагировать и обеспечивать безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает снижение памяти, способности концентрировать внимание и реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Коварство когнитивных расстройств - возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании анализа не только физического здоровья, но и когнитивных нарушений.

Специалист рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств в «третьем» возрасте только получает права, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.

В любом случае, независимо от возраста, перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель - это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Просто обычная цифра в паспорте.