Все о тюнинге авто

Конституционный суд российской федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности На какой срок назначается судья конституционного суда

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Президент РФ не связан этими предложениями и вправе предложить Совету Федерации любую кандидатуру, отвечающую требованиям закона.

Мнения ученых

Формирование судейского корпуса органа конституционной юстиции имеет политическую окраску, влияющую на степень независимости суда. Особенно это заметно, когда право назначения судей монополизировано одним органом власти.

Законодательство в части формирования Конституционного Суда РФ претерпело существенную эволюцию: от полной монополии парламента в назначении всего состава Конституционного Суда РФ до скромного утверждения кандидатур (даже безальтернативных), предложенных Президентом РФ. Очевидна разная значимость полномочий на выдвижение кандидатуры и ее утверждение. Утвердить можно только того, кого выдвинули, поэтому вариант паритетного назначения судей различными ветвями власти в большей степени обеспечивает сбалансированность состава органа конституционной юстиции и соответствует принципу разделения властей .

К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, высокая квалификация в области права.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ Совет Федерации рассматривает в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Свое решение Совет

Федерации оформляет постановлением. После принятия решения Советом Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ Президент РФ не позднее одного месяца со дня открытия вакансии представляет кандидатуру на место выбывшего судьи. Данная кандидатура утверждается на заседании Совета Федерации большинством голосов.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, однако на Председателя Конституционного Суда РФ это правило не распространяется.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, назначаемых в таком же порядке, как и Председатель. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Полномочия Председателя или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Это интересно

Согласно ранее действовавшей редакции ФКЗ о Конституционном Суде Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судью- секретаря избирали на три года сами судьи Конституционного Суда из своего состава, последовательно и на закрытом пленарном заседании. С изменением Закона процедура назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителей была уравнена с порядком получения своих постов председателями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их заместителями.

Порядок прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда и его заместителей ранее тоже был другим. Старая редакция ст. 23 закрепляла возможность инициации процедуры досрочного освобождения от должности Председателя или его заместителя не менее чем пятью судьями Конституционного Суда. Основания для такой инициативы - недобросовестное исполнение ими своих обязанностей либо злоупотребление своими правами. Окончательное решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимал Конституционный Суд большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ:

  • 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
  • 2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях;
  • 3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;
  • 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата;
  • 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ;
  • 6) издает приказы и распоряжения.

На судей Конституционного Суда РФ распространяются права, обязанности, гарантии и запреты, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с учетом особенностей, определенных ФКЗ о Конституционном Суде.

  • См.: Нарутто С. В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения встатусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011. № 9. С. 12.

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, слушание по которому проведено с его участием.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят шесть лет.

Согласно ст. 12 ФКЗ, Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Таким образом, Конституция РФ не содержит положений, которые бы закрепляли определенные сроки полномочий судьи КС РФ. Если рассматривать государственные должности, которые названы в Конституции, то сроки полномочий непосредственно закреплены лишь для Президента РФ - шесть лет (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ также закрепляет, что Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96). Тем самым в отношении депутатов Государственной Думы Конституция ориентирует на пятилетний срок их полномочий.

В отношении других государственных должностей (Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка) сроки полномочий определяются федеральными конституционными и федеральными законами. Это касается и судей КС РФ. Статья 12 ФКЗ называется «Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации», но в соответствии с действующей ее редакцией полномочия судьи определенным сроком не ограничены. В этой части названная статья повторяет прошлую норму ч. 1 ст. 14 Закона о Конституционном Суде РСФСР.

Но отсутствие определенного срока не означает, что полномочия судьи бессрочны, не ограничены временными рамками. Сроки полномочий судьи в указанной норме привязаны к двум юридически значимым обстоятельствам - принесение присяги и достижение предельного возраста. В соответствии со ст. 177 Регламента Совета Федерации после оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом РФ для назначения на должность судьи КС РФ, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи КС РФ. Из этой нормы видно, что принесение присяги избранного судьи КС РФ может следовать не сразу за оглашением результатов голосования, как это, например, предусмотрено для Генерального прокурора (ст. 184 Регламента Совета Федерации). Но исходя из практики решения данных вопросов принесение присяги судьей КС РФ производится все же сразу после оглашения положительных итогов голосования. Возможность назначения другого времени приведения к присяге, очевидно, предусмотрена для случаев, когда такое голосование проводилось по каким-то объективным причинам в отсутствие кандидата на должность судьи КС РФ.

Что касается момента прекращения полномочий судьи КС РФ, то указанная статья связывает его с достижением судьей 70-летнего возраста.

Закон РФ «О статусе судей». Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.


5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.".

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.