Все о тюнинге авто

История борьбы с коррупцией в современной России. Справка. Приказ об утверждении антикоррупционной комиссии управления образования администрации юргинского муниципального района Комиссия по антикоррупционной деятельности

СРОЧНО. ТРАНСНЕФТЬ. В каких нормативных правовых документах говорится о том, что в организации должна быть создана комиссия по антикоррупции.

Ответ

Ответ на вопрос:

С 01.01.2013 организации (независимо от сферы деятельности) обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции ( Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Перечня каких-то конкретных документов, которые должны быть приняты в связи с этим работодателем, на данный момент не предусмотрено, как не предусмотрено каких-то конкретных действий. Представляется, что определение такого перечня находится в компетенции работодателя .

На законодательном уровне нет нормы, обязывающей работодателя создать комиссию по противодействию коррупции.

Посмотрите также Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений")

На практике организациями разрабатывается Антикоррупционное положение, которое может включать все меры по предупреждению коррупции.

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 ().

Так, в Положении следует отразить: термины и определения (подробно расписать, что входит в понятие «коррупция», что такое взятка, злоупотребление полномочиями и т.д.); нормативную базу по данному вопросу; пределы ответственности за незаконные действия; основные принципы противодействия коррупции в организации (личного примера руководителя, вовлеченности работников, ответственности и неотвратимости наказания и т.д.); обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе назначение ответственных работников за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв.

В трудовые договоры (и или должностные инструкции) с работниками после разработки положения и ознакомления последних с ним можно внести пункт о том, что сотрудники обязаны соблюдать положения данного локального нормативного акта. Также можно подробно отразить все рассмотренные выше моменты, но мы не считаем целесообразным этого делать, так как разработать единое положение, ознакомить с ним сотрудников будет менее трудозатратным процессом. Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры (должностные инструкции) с работниками.

Дополнительное соглашение может выглядеть следующим образом:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1

К трудовому договору № 475 от 15.05.02

г. Москва 27.08.14

Закрытое акционерное общество «Альфа» , именуемое в дальнейшем «Работодатель»,

В лице генерального директора А.В. Львова , действующего на основании Устава, с одной

Стороны и менеджер А.С. Кондратьев , именуемый в дальнейшем «Работник», с другой

Стороны договорились внести в трудовой договор № 475 от 15.05.02 следующие изменения.

1. Дополнить трудовой договор № 475 от 15.05.02 пунктом 4.3 следующего содержания:

«Работник обязуется соблюдать требования Антикоррупционного положения, утв. приказом от 25.08.2014 № 456.».

2. Все другие условия трудового договора475 от 15.05.02 считать неизменными и

Обязательными для исполнения сторонами.

3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному

Экземпляру для работника и работодателя, и вступает в силу с 27.08.14. Оба экземпляра имеют

Равную юридическую силу.

4. Подписи сторон:

Работодатель А.В. Львов

Работник А.С. Кондратьев

Экземпляр соглашения получил А.С. Кондратьев

Если все же решите создать комиссию, нужно будет тогда сделать соответствующее положение о ней. За основу модно взять следующую форму:

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по противодействию коррупции

______________________________________

(наименование юридического лица)

1. Общие положения

1.1. Комиссия ____________________________ (в дальнейшем - Организация)

(наименование юридического лица)

по противодействию коррупции, называемая далее - Комиссия, создается

в целях предварительного рассмотрения вопросов, связанных

с противодействием коррупции, подготовки по ним предложений для руководства

предложений, направленных на повышение эффективности противодействия

коррупции в Организации.

1.2. Комиссия является коллегиальным органом, подотчетным

(должность руководителя)

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией и настоящим Положением.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении.

Коррупция (от. лат. corruptio - подкуп) - социально-юридическое явление, которое проявляется в использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения либо приобретения иных возможностей или в групповых интересах. Коррупция трактуется и как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и других должностных лиц, как злоупотребление служебным положением в личных целях, как взяточничество, завышение расходов, нецелевое использование вверенных им средств, растрата общественных фондов и др., а также как служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство, блат.

Коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

Субъекты антикоррупционной политики - органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане.

Субъекты коррупционных правонарушений - физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.

Предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

Противодействие коррупции - скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

2.1. Основными направлениями деятельности Комиссии являются:

изучение причин и условий, способствующих появлению коррупции в Организации и подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования Организации (ее подразделений) в целях устранения почвы для коррупции;

прием и проверка поступающих в Комиссию заявлений и обращений, иных сведений об участии сотрудников Организации в коррупционной деятельности;

организация проведения мероприятий (лекции, семинары, анкетирование, тестирование, круглые столы, собеседования и др.), способствующих предупреждению коррупции;

сбор, анализ и подготовка информации для руководства Организации о фактах коррупции и выработка рекомендаций для их устранения;

подготовка предложений по совершенствованию регионального и федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции;

рассмотрение иных вопросов в соответствии с направлениями деятельности Комиссии.

3. Права и обязанности Комиссии

3.1. Комиссия в соответствии с направлениями деятельности имеет право:

3.1.1. Осуществлять предварительное рассмотрение заявлений, сообщений и иных документов, поступивших в Комиссию.

3.1.2. Запрашивать информацию, разъяснения по рассматриваемым вопросам от сотрудников Организации и в случае необходимости приглашать их на свои заседания.

3.1.3. Принимать решения по рассмотренным входящим в ее компетенцию вопросам и выходить с предложениями и рекомендациями к руководству Организации и руководителям любых структурных подразделений Организации.

3.1.4. Контролировать исполнение принимаемых руководителем решений по вопросам противодействия коррупции.

3.1.5. Решать вопросы организации деятельности Комиссии.

3.1.6. Создавать рабочие группы по вопросам, рассматриваемым Комиссией.

3.1.7. Взаимодействовать с органами по противодействию коррупции, созданными в Российской Федерации.

3.1.8. Привлекать к работе в Комиссии сотрудников Организации.

3.1.9. Координировать действия рабочих групп по противодействию коррупции структурных подразделений Организации, давать им указания, обязательные для выполнения.

3.1.10. Контролировать выполнение поручений Комиссии в части противодействия коррупции, а также анализировать их ход.

3.1.11. Осуществлять иные действия в соответствии с направлениями деятельности Комиссии.

4. Организация деятельности Комиссии

4.1. Решение о создании Комиссии, положение о Комиссии, ее количественном и персональном составе принимаются Руководителем Организации и утверждаются приказом.

4.2. В состав Комиссии входят:

Председатель Комиссии;

Заместитель председателя Комиссии;

Секретарь Комиссии;

Члены Комиссии.

4.2. Деятельность Комиссии организует председатель Комиссии, назначаемый приказом Руководителя, а в его отсутствие заместитель председателя Комиссии.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе данного Положения, коллективного, свободного и гласного обсуждения вопросов, входящих в ее компетенцию.

4.3. Председатель Комиссии:

организует работу Комиссии;

определяет порядок и организует предварительное рассмотрение материалов, документов, поступивших в Комиссию;

созывает заседания Комиссии;

формирует проект повестки и осуществляет руководство подготовкой заседания Комиссии;

определяет состав лиц, приглашаемых на заседания Комиссии;

ведет заседания Комиссии;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

4.4. Заместитель председателя Комиссии выполняет обязанности председателя комиссии в случае его отсутствия.

4.5. Секретарь Комиссии:

принимает и регистрирует заявления, сообщения, предложения и иные документы от сотрудников Организации;

готовит материалы для рассмотрения вопросов Комиссией;

направляет членам Комиссии материалы к очередному заседанию Комиссии;

ведет протоколы заседаний Комиссии;

ведет документацию Комиссии;

по поручению председателя Комиссии осуществляет деловую переписку с подразделениями Организации, а также с государственными и местными органами, общественными организациями и иными структурами;

готовит проект годового отчета Комиссии;

осуществляет иную работу по поручению председателя Комиссии.

4.6. Член Комиссии:

участвует в работе Комиссии;

вносит на рассмотрение Комиссии предложения, участвует в их подготовке, обсуждении и принятии по ним решений;

выполняет поручения Комиссии и председателя Комиссии;

выполняет возложенные на него Комиссией иные обязанности.

4.7. По решению ректора или председателя Комиссии могут быть образованы рабочие группы.

В состав рабочих групп в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, могут включаться представители структурных подразделений Организации, иные лица.

Цели деятельности рабочих групп определяются решениями председателя Комиссии об их создании.

5. Порядок работы Комиссии

5.1. Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы в соответствии с планом деятельности.

5.2. Основной формой работы Комиссии являются заседания Комиссии, которые проводятся регулярно, не реже одного раза в квартал. По решению председателя Комиссии либо заместителя председателя Комиссии могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

5.3. Проект повестки заседания Комиссии формируется на основании предложений членов Комиссии. Повестка заседания Комиссии утверждается на заседании Комиссии.

5.4. Материалы к заседанию Комиссии за два дня до дня заседания Комиссии направляются секретарем членам Комиссии.

5.5. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Комиссии.

Присутствие на заседаниях Комиссии членов Комиссии обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности присутствия члена Комиссии на заседании он обязан заблаговременно известить об этом председателя Комиссии, либо заместителя председателя Комиссии, либо Секретаря Комиссии.

Если заседание Комиссии не правомочно, то члены Комиссии вправе провести рабочее совещание по вопросам проекта повестки заседания Комиссии.

5.6. Решения Комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Члены Комиссии, имеющие особое мнение по рассматриваемому Комиссией вопросу, вправе представлять особое мнение, изложенное в письменной форме.

5.7. Каждое заседание Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывает председательствующий на заседании Комиссии и секретарь Комиссии.

5.8. К работе Комиссии с правом совещательного голоса могут быть привлечены специалисты, эксперты, представители организаций, другие лица.

6. Обеспечение деятельности Комиссии

6.1. Структурные подразделения Организации осуществляют правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии.

7. Заключительное положение

Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем Организации.

Дополнительно сообщаем, что для получения консультативной либо методологической помощи в реализации требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции целесообразно обращаться в Минтруд России, который является правопреемником Минздравсоцразвития России - ответственного исполнителя по указанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги:

Документооборот / Идеальный документ

Включаем в трудовые договоры пункт о противодействии коррупции

Все организации, независимо от форм собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции ( «О противодействии коррупции» (далее - )). А именно - назначать лиц, ответственных за профилактику коррупции, сотрудничать с правоохранительными органами, принимать кодекс этики и служебного поведения работников организации и др. ( ). Рассмотрим, как выполнить это требование законодательства.

Приказ о назначении лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений

Совет

Чтобы повысить эффективность работы по противодействию коррупции, определите структурное подразделение, которое будет координировать работу других отделов компании по этому направлению

Для чего нужен документ

Чтобы предупредить коррупцию, законодатель рекомендует организациям прежде всего определить должностных лиц или целые подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений ().

В каком виде составляется

Наименование работодателя, номер и дата составления, Ф.И.О. сотрудников, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, подписи и расшифровки руководителя организации (уполномоченного представителя) и работников.

Внимание!

Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, могут быть установлены в антикоррупционной политике организации, в трудовых договорах, должностных инструкциях, в положении о подразделении ()

Частая ошибка

Многие организации неправильно выстраивают иерархию подчинения, из-за чего ответственным за противодействие коррупции трудно выполнять свои обязанности. Руководитель подразделения, отвечающего за курирование Антикоррупционной политики, должен подчиняться напрямую генеральному директору

Антикоррупционная политика

Совет

В случае возникновения конфликта интересов с организацией вы можете уволить работника, но только при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом

Для чего нужен документ

Основные принципы, которых придерживается организация, перечень конкретных мероприятий, которые она планирует реализовать, чтобы предупредить коррупцию и другие злоупотребления, рекомендуется закрепить в едином документе. Его можно назвать, например, Антикоррупционная политика, как это предложено в Методических рекомендациях . На практике встречается и другое название - Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

В каком виде составляется

В произвольной письменной форме.

Что обязательно должно быть в документе

Наименование организации, наименование вида документа (Антикоррупционная политика), гриф утверждения (дата, номер документа и подпись руководителя организации), место составления, содержательная часть документа (принципы, процедуры и перечень конкретных антикоррупционных мероприятий), визы согласования и ознакомления.

Частая ошибка

Многие организации не разрабатывают собственную антикоррупционную политику, потому что не установлена ответственность за отсутствие этого документа. Однако он поможет избежать ответственности за другое нарушение - попытку кого-то из работников дать взятку от имени компании. В таких случаях ей грозит очень крупный штраф ()

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Совет

Вы можете не скреплять печатью трудовые договоры и дополнительные соглашения к нему. Законодательство этого не требует

Для чего нужен документ

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности сотрудника и работодателя, установленные трудовым законодательством, локальными нормативными актами, а также вытекающие из условий коллективного договора, соглашений (). Это значит, что для профилактики коррупции и других злоупотреблений в трудовые договоры с сотрудниками можно включить антикоррупционные положения. Внести изменения в уже подписанный трудовой договор можно, оформив дополнительное соглашение к нему ().

В каком виде составляется

В произвольной письменной форме в двух экземплярах: один для работника, другой для работодателя ().

Что обязательно должно быть в документе

Наименование документа, дата и место его составления, реквизиты трудового договора, в который стороны вносят изменения, текст поправок, которые будут внесены, дата вступления соглашения в силу, реквизиты сторон.

Внимание!

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним нужно хранить в течение 75 лет ( Перечня, утвержденного ). Началом срока хранения документов считается 1 января года, следующего за годом, в котором они были составлены

Частая ошибка

Зачастую многие работодатели устанавливают дополнительным соглашением различные штрафы для сотрудников за нарушение трудовых обязанностей. Этого делать нельзя. По общему правилу, наказания для работников могут быть только трех видов: замечание, выговор и увольнение ()

Декларация конфликта интересов

Совет

Разрабатывая декларацию о конфликте интересов и инструкцию по ее заполнению, предусмотрите порядок урегулирования выявленного конфликта, а также меры, которые могут быть предъявлены к работнику в случае нарушения

Для чего нужен документ

Для должностей, связанных с высоким коррупционным риском, можно установить обязанность заполнять ежегодно декларацию о конфликте интересов (). Это поможет своевременно выявить конфликт интересов в деятельности сотрудников.

Под конфликтом интересов понимают любую ситуацию, когда при совершении тех или иных действий в рамках должностных обязанностей сотрудника возникает конфликт между интересами компании и личной заинтересованностью работника, который может принять решение в своих личных интересах в ущерб интересам компании ().

В каком виде составляется

В произвольной письменной форме.

Что обязательно должно быть в документе

Наименование документа, дата его составления, Ф.И.О. и подпись работника, его должность, вопросы, позволяющие выявить конфликт интересов в деятельности сотрудника.

Внимание!

Заполненная декларация конфликта интересов носит строго конфиденциальный характер и предназначена исключительно для внутреннего пользования организации. Ее содержание нельзя раскрывать каким-либо третьим сторонам ( к Методическим рекомендациям)

Приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности

Совет

За совершение проступка вы можете и не наказывать сотрудника, приняв во внимание его отличную предыдущую работу, личные обстоятельства и др.

Для чего нужен документ

Работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (). Привлечение работника к дисциплинарной ответственности оформляется приказом ().

В каком виде составляется

В произвольной письменной форме (кроме случаев, когда применяется дисциплинарное взыскание в виде увольнения).

Что обязательно должно быть в документе

Наименование работодателя, номер и дата составления, Ф.И.О. и должность работника, привлекаемого к ответственности; вид дисциплинарного взыскания и основание его применения, подписи и расшифровки руководителя организации и работника.

Внимание!

Дисциплинарное взыскание должно быть соразмерно тяжести проступка, иначе суд может признать приказ о применении взыскания незаконным ( , )

Частая ошибка

Зачастую работодатели полагают, что сотрудник сам должен знать о том, что ему необходимо пояснить причины своего проступка. Это не так. Именно работодатель обязан довести до сведения работника, что руководитель ждет от него объяснительной записки по поводу допущенных нарушений ()

Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Минтрудом России 8 ноября 2013 г. (далее - ).
Такой пункт может быть закреплен в должностной инструкции.

2. Правовая база: Письмо ФНС России от 19 июня 2014 г. N БС-4-11/11799@

Вопрос: О представлении руководством государственной корпорации или государственной компании сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ОАО по вопросу порядка представления руководством компании сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сообщает следующее.

В поручении Президента Российской Федерации от 17.01.2012 N Пр-113 дано указание обеспечить представление руководителями государственных корпораций и государственных компаний, а также акционерных обществ, где государство имеет блокирующий пакет акций, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год и последующие годы.

Согласно части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 21.11.2011 N 329-ФЗ и от 03.12.2012 N 231-ФЗ) работник государственной корпорации или государственной компании обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Вопросы реализации положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний, упорядочены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841, согласно которому работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), обязан представлять в порядке, определяемом в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - указ N 309).

В соответствии с положениями указа N 309 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются:

а) в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

б) в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;

лицами, замещающими указанные должности;

в) в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций;

лицами, замещающими указанные должности.

Таким образом, руководство компании обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определяемом в соответствии с указом N 309.

Дополнительно сообщаем, что для получения консультативной либо методологической помощи в реализации требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции целесообразно обращаться в Минтруд России, который является правопреемником Минздравсоцразвития России - ответственного исполнителя по указанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

С.Л.БОНДАРЧУК

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Положение
о Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности, задачи и компетенцию Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами РАН, также настоящим Положением.

1.3. Комиссия является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по:

выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции на предприятие, снижению в нем коррупционных рисков;

созданию единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции;

антикоррупционной пропаганде и воспитанию.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - социально-юридическое явление, которое проявляется в использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения либо приобретения иных возможностей или в групповых интересах. Коррупция трактуется и как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и других должностных лиц, как злоупотребление служебным положением в личных целях, как взяточничество, завышение расходов, нецелевое использование вверенных им средств, растрата общественных фондов и др., а также как служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство, блат;

коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность;

субъекты антикоррупционной политики - органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане;

субъекты коррупционных правонарушений - физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды;

предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;

противодействие коррупции - скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

2. Задачи Комиссии

Основными задачами Комиссии являются:

2.1. координация деятельности РАН по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявление и пресечение фактов коррупции и её проявлений;

2.2. изучение причин и условий, способствующих появлению коррупции в РАН и подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования РАН и ее подразделений в целях устранения почвы для коррупции;

2.4. прием и проверка поступающих в Комиссию заявлений и обращений, иных сведений об участии работников РАН в коррупционной деятельности;

2.5. оказание консультативной помощи работникам РАН по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения;

2.7. рассмотрение иных вопросов в соответствии с направлениями деятельности Комиссии.

3. Порядок формирования и деятельность Комиссии

3.1. Решения о создании Комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о Комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

3.2. В состав Комиссии входят:

председатель Комиссии;

заместитель председателя Комиссии;

секретарь Комиссии;

члены Комиссии.

3.3. Деятельность Комиссии организует председатель Комиссии, назначаемый распоряжением РАН за подписью президента РАН.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе настоящего Положения, коллективного, свободного и гласного обсуждения вопросов, входящих в ее компетенцию.

3.4. Председатель Комиссии:

организует работу Комиссии;

определяет порядок и организует предварительное рассмотрение материалов, документов, поступающих в Комиссию;

созывает заседания Комиссии;

формирует проекты повестки и осуществляет руководство подготовкой заседаний Комиссии;

определяет состав лиц, приглашаемых на заседания Комиссии;

ведет заседания Комиссии;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

3.5. Заместитель председателя Комиссии выполняет обязанности председателя Комиссии в случае его отсутствия.

3.6. Секретарь Комиссии:

принимает и регистрирует заявления, сообщения, предложения и иные документы от работников РАН;

готовит материалы для рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии;

направляет членам Комиссии материалы к очередному заседанию Комиссии;

ведет протоколы заседаний Комиссии;

ведет документацию Комиссии;

по поручению председателя Комиссии осуществляет деловую переписку со структурными подразделениями РАН, а также с государственными и местными органами, общественными организациями и иными структурами;

готовит проект годового отчета Комиссии;

осуществляет иную работу по поручению председателя Комиссии.

3.7. Член Комиссии:

участвует в работе Комиссии;

вносит на рассмотрение Комиссии предложения, участвует в их подготовке, обсуждении и принятии по ним решений;

выполняет поручения Комиссии и председателя Комиссии;

выполняет возложенные на него Комиссией иные обязанности.

3.8. Присутствие на заседаниях Комиссии ее членов обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности члена Комиссии присутствовать на заседании, он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

3.9. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу.

3.10. По решению Комиссии или по предложению ее членов, по согласованию с председателем, на заседания Комиссии могут приглашаться руководители подразделений, работники РАН, которые могут быть заслушаны по вопросам антикоррупционной работы в подразделениях.

3.11. Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается Комиссией. Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

3.12. Решения Комиссии принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии и носят рекомендательный характер.

3.13. Каждое заседание Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывает председательствующий на заседании Комиссии.

3.14. К работе Комиссии с правом совещательного голоса могут быть привлечены специалисты, эксперты, представители организаций, другие лица.

4. Полномочия Комиссии

4.1. Комиссия координирует деятельность структурных подразделений РАН по реализации мер противодействия коррупции.

4.2. Комиссия:

вносит предложения по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции на рассмотрение руководству РАН, а также участвует в подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к ее компетенции;

участвует в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контролирует их реализацию;

рассматривает предложения о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции в РАН;

контролирует выполнение решений по вопросам противодействия коррупции, принимаемых руководством РАН;

осуществляет предварительное рассмотрение заявлений, сообщений и иных документов, поступивших в Комиссию;

запрашивает информацию, разъяснения по рассматриваемым вопросам от работников РАН и в случае необходимости приглашает их на свои заседания;

принимает решения по рассмотренным вопросам, входящим в ее компетенцию, и вносит предложениям и рекомендации руководству РАН и руководителям структурных подразделений РАН.

5. Обеспечение деятельности Комиссии

Структурные подразделения РАН осуществляют правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии.

6. Заключительное положение

Положение вступает в силу с момента его утверждения президентом РАН.

Обзор документа

Установлено, как работает Комиссия по антикоррупционной деятельности РАН.

Комиссия является совещательным органом. Она занимается выявлением и устранением причин и условий, порождающих коррупцию; вырабатывает оптимальные механизмы защиты от ее проникновения на предприятие. Комиссия занимается созданием единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции. На нее возложена антикоррупционная пропаганда.

Решения о создании комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

Решения комиссии принимаются на заседании открытым голосованием и носят рекомендательный характер. Каждое заседание оформляется протоколом.

Созданный недавно Совет и принципы его кадрового формирования дают основания полагать, что эта структура будет мало эффективна

НацБез.ру

При формировании государственной антикоррупционной политики необходимо понимать, что коррупция - системное явление и противостоять ей может только система, выстроенная государством совместно с гражданским обществом. Основным элементом антикоррупционной системы должен стать орган, который в первую очередь и сформулирует эту политику. По нашим замыслам на первом этапе таким органом мог бы стать Совет по антикоррупционной политике при Президенте РФ. Однако созданный недавно Совет и принципы его кадрового формирования дают основания полагать, что эта структура будет мало эффективна и тем более не сможет стать основой государственной антикоррупционной системы. Прежде всего, это опасение вызвано принципом формирования руководящих органов. Участие в Совете и Комиссиях высших должностных лиц, совмещённое с их основной государственной службой может повлечь за собой конфликт интересов, уменьшив тем самым эффективность их деятельности в антикоррупционном органе.

Аналитическая записка

Идея создания специализированного антикоррупционного органа основана на понимании борьбы с коррупцией как полноценной и имманентной современному государству функции. Речь идет не просто об одной из задач, стоящих перед государством, которую следует решить и «закрыть тему», а именно о формировании и институализации постоянного направления государственной деятельности, наподобие таких базовых функций, как оборона, безопасность, социальное обеспечение и др., т.е. о политике .

Когда речь идет о государственной функции, естественно встает вопрос о соответствующих публично-властных институтах, на которые может быть возложена ответственность за ее реализацию. Разумеется, ни одна из государственных функций не реализуется каким-то одним единственным государственным органом (как правило, органом исполнительной власти), тем более в системе, основанной на принципе разделения властей. Так, за функцию обороны страны отвечает не только Министерство обороны, но и, разумеется, Президент, Правительство, палаты Федерального Собрания. Однако только для Минобороны эта функция является основной. Поэтому, если нет государственного органа, специализирующегося на функции противодействия коррупции, можно сделать вывод, что она не выделена в качестве одной из базовых, родовых задач государства.

Создание специализированного антикоррупционного органа – это, конечно, не панацея. Равно как это не должно быть и обычным бюрократическим ответом на вызов времени: «есть проблема – создадим орган». Речь идет именно об институализации новой базовой функции государства . Причем функции, в которой доминирующей является не репрессивная ее часть, а координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на ликвидацию (уменьшение) условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях . Другими словами, идеология борьбы с коррупцией не может зиждиться только на выявлении и привлечении к ответственности коррупционеров. Тем более в условиях, когда государство еще не в состоянии полностью положиться на правоохранительные и судебные органы, не может гарантировать, что все работники этих органов всегда и исключительно ориентированы на закон. Это не означает, что на время требуется снизить активность по выявлению коррупционеров и привлечению их к ответственности. Наоборот, такая активность должна быть повышена. Но без организации системного противодействия мы не сможем решить задачу вырубки самих корней коррупции.

Количество стран, в которых учреждены специализированные органы по борьбе с коррупцией, невелико. Как правило, они рождаются там, где коррупция проникла в сами полицейские органы и спецслужбы. Поэтому практически все подобные органы учреждены именно в азиатских странах, осознавших степень угрозы коррупции (лишь один такой орган создан в Новом Южном Уэльсе – одном из штатов Австралии).

Председатель Независимой антикоррупционной комиссии Гонконга – наиболее мощного из антикоррупционных органов – так очертил основные условия, которые необходимы для создания и успешной работы органа по борьбе с коррупцией:

Уровень коррупции в стране должен достичь некоей критической точки , когда политическое руководство страны осознает необходимость в специальном органе по борьбе с коррупцией;

Орган должен быть независимым от структур исполнительной власти и подчиняться только высшему руководителю страны;

Правила кадрового отбора должны способствовать найму и удержанию наиболее достойных и безупречных;

Поскольку коррупционное проявление относится к числу наиболее сложно раскрываемых, новый орган должен обладать чрезвычайными полномочиями для проведения оперативных и следственных действий;

Поскольку возникает острая проблема контроля контролирующих, должна быть создана эффективная система общественного надзора над деятельностью специализированного органа;

Антикоррупционный орган может быть создан только в том случае, если государство в состоянии его соответствующим образом финансировать .

А теперь вкратце посмотрим, как устроены подобные органы в разных странах.

Гонконг

Независимая антикоррупционная комиссия была образована в 1973 году. Необходимость создания подобной комиссии сознавалась в Гонконге уже давно. Не хватало только внешнего повода. Он появился в виде так называемого «дела Годберга».

Питер Годберг служил в департаменте материально-хозяйственного обеспечения полиции. В 1973 году он исчез. Связано это было с эффективным действием ордонанса 1971 г. по предотвращению взяточничества. Он ужесточил ответственность за коррупционные преступления, а также перевел в разряд уголовно наказуемых ряд действий, которые ранее не считались коррупцией. Два года сотрудники антикоррупционного департамента полиции Гонконга выясняли причину несоответствия стиля его жизни получаемому жалованию. Оказалось, что состояние чиновника насчитывает, по крайней мере 4,3 миллиона гонконгских долларов в банках шести различных стран. Эта сумма в шесть раз превышала его совокупный доход за двадцать лет «безупречной службы». 4 июня 1973 г. П. Годбергу было выдано предписание объяснить происхождение своего капитала в семидневный срок. Через три дня после этого он исчез, и, используя свои связи и положение, проник в другое государство. Общество было шокировано. Губернатор Гонконга подготовил обстоятельный доклад, в котором описывались недостатки деятельности антикоррупционного департамента полиции. Выводы из доклада сделал сам губернатор – 17 октября 1973 г. был учрежден один из самых эффективных специализированных органов по борьбе с коррупцией – Независимая антикоррупционная комиссия.

Комиссия подчиняется только Губернатору Гонконга. Члены комиссии назначаются им на шесть лет без возможности переизбрания.

Сотрудники Комиссии имеют право :

Арестовывать подозреваемого в коррупции в случае наличия достаточных и обоснованных предположений в его виновности;

В особых случаях заключать под стражу без ордера на арест;

Получать любую информацию, которую сотрудник комиссии считает необходимой для оперативно-розыскной деятельности;

Замораживать банковские вклады подозреваемых, их транспортные документы.

Структура Комиссии полностью соответствует тем целям , которые сформулировал её первый руководитель:

1 Повышение риска вовлеченности в коррупционные преступления.

2 Реструктуризация бюрократии с целью уменьшения причин коррупции.

3 Изменение отношения населения к коррупции.

В соответствии с этими целями, Комиссия имеет три департамента:

a) Оперативно-розыскной деятельности;

b) Департамент предотвращения коррупции;

c) Департамент по связям с общественностью.

Департамент оперативно-розыскной деятельности занимается «отловом» коррупционеров. Для этого в его структуре организованы два отдела. Отдел общих целей занимается оперативно-розыскными мероприятиями в отношении коррупционеров на всех уровнях власти и во всех областях государственного управления. Отдел надзора за персоналиями занимается контролем финансового положения государственных служащих. В сферу внимания этого отдела попадают служащие, которые живут явно не по средствам. Как правило, сотрудники департамента широко используют допросы подозреваемых (а также их друзей, родственников и сослуживцев), средства прослушивания телефонных переговоров, скрытое наблюдение, а также информацию коммерческих банков о счетах госслужащих. Как и в «материковом» Китае, бремя доказывания невиновности (раскрытия источников доходов) лежит на подозреваемых чиновниках.

Департамент предотвращения коррупции занимается детальным анализом деятельности бюрократии Гонконга, систем, методов управления. Цель подобного анализа состоит в разработке предложений по упрощению процедур и внедрению новых методик управления, которые позволили бы снизить условия для коррупции. Департамент определяет области чрезмерных дискреционных полномочий чиновников, слабые места системы контроля, а также правовые нормы, накладывающие чрезмерные ограничения. Штат департамента состоит из 65 человек (юристов, системных аналитиков, инженеров, экономистов, бухгалтеров и экспертов по системам управления).

Департамент по связям с общественностью – единственный департамент, который имеет территориальные подразделения. С их помощью происходит сбор информации о настроениях в обществе, а также организуются пропагандистские кампании по повышению общественного интереса к проблеме коррупции. Поскольку работа отличается творческим характером, требует креативных качеств, принципиальным решением директора комиссии явилось ограничение возраста сотрудников департамента. В основном это молодые выпускники университетов.

департамент заказывает пьесы, фильмы, организует программы в области антикоррупционного просвещения. Кроме того, департамент организует «хождение в народ», в ходе которого его сотрудники посещают школы, больницы, религиозные организации, предприятия и рассказывают о деятельности Комиссии, о том, что такое коррупция.

Деятельность комиссии контролируется гражданскими совещательными комитетами . Они были образованы вместе с образованием самой Комиссии по настоянию ее первого руководителя, который обоснованно опасался возможности превращения данного органа в оторванную от общества, замкнутую и вследствие этого коррумпированную структуру.

Гражданские комитеты состоят из представителей государственных структур, бизнес-ассоциаций, социальных служб и интеллигенции. Было сформировано пять подобных комитетов: по антикоррупционной политике; по надзору над оперативно-розыскными мероприятиями; по предотвращению коррупции; по контролю над отношениями с обществом (представляет свои разработки для планирования медиа-кампаний по борьбе с коррупцией); по обращениям граждан (рассматривает жалобы, поступающие на сотрудников Комиссии).

С самого начала деятельности в Комиссию были назначены опытные сотрудники полиции Великобритании, а также ряд высокопоставленных чиновников полиции Гонконга с безупречной репутацией. Подобные кадровые решения вполне закономерны в стране, пораженной коррупцией сверху донизу. Перед приемом на работу каждый сотрудник подвергался тщательной проверке.

Сотрудники Комиссии не являются обычными служащими в смысле законодательства Гонконга о госслужбе. Членам Комиссии выплачивается высокое жалование (в среднем, на 10% превышающее жалование госслужащего аналогичной категории). Служебные отношения регулируются срочным контрактом, истекающим через 2,5 года после заключения. Продление контрактов обусловливается выполнением обязанностей, в них закрепленных (прежде всего – эффективной работой по искоренению коррупции).

Глава Комиссии наделен полномочиями увольнять её сотрудников без оглашения причин. Система внутреннего контроля регистрирует каждое изменение, происходящее с доходами сотрудников, прежде всего в банковской сфере. В случае необходимости в отношении каждого сотрудника может применяться процедура наблюдения.

Уже первые два года работы Комиссии показали её эффективность. В 1975 году, на второй год своей деятельности, Комиссия увеличила количество дел, доведенных до суда до 218 (в 1974 – 108). С 1974 по 1977 год Комиссия способствовала осуждению 260 полицейских. Качественным результатом деятельности явилось исчезновение коррупционной сети в полиции.

Однако в поле зрения сотрудников Комиссии попадали не только государственные служащие. В 1975 году за взяточничество был осужден известный в протекторате поставщик товаров для государственных нужд. А в марте 1976 бизнес-сообщество Гонконга было шокировано новостью о том, что известнейшая и одна из наиболее крупных корпораций страны оштрафована за подкуп сотрудников других корпораций.

Не терял времени и департамент по предотвращению коррупции. К концу 1981 года он провел порядка 500 исследований управленческих операций с последующей выработкой рекомендаций по упрощению и повышению эффективности работы государственного аппарата. В тренингах и семинарах, проводимых департаментом, успело поучаствовать 10 тыс. чиновников.

Одним из основных недостатков в деятельности Комиссии явился её огромный бюджет. С 1974 по 1982 год он вырос в семь раз. Сотрудники Комиссии не раз привлекались к ответственности за превышение должностных полномочий.

Но главным недостатком деятельности Комиссии стало доминирование борьбы против конкретных коррупционеров над борьбой против условий, порождающих коррупцию, которая оставалась на периферии внимания. Так, в ходе следственных мероприятий сотрудники Комиссии установили, что широкое распространение получило взяточничество в ходе выдачи водительских удостоверений. Бюрократические процедуры поощряли волокиту, а взятка платилась за ускорение операций. Хотя Комиссия и обладала правом пересмотра бюрократических процедур, способствующих коррупции, акцент был сделан на поимку конкретных коррупционеров.

Филиппины

С начала пятидесятых годов до настоящего времени на Филиппинах сменилось 13 антикоррупционных агентств, что вполне отражает нестабильность политической ситуации в этой стране. В феврале 1979 года президент Маркос сформировал специальный антикоррупционный суд и должность омбудсмана .

Система антикоррупционных мер в Филиппинах – яркий образчик того, как не надо организовывать антикоррупционную борьбу. Вследствие недостаточности кадровых ресурсов офис омбудсмана, на которого были возложены правоохранительные функции в области взяточничества, вскоре сам прослыл как рассадник волокиты. Кроме того, для следователей офиса омбудсмана были установлены квоты «поимки коррупционеров». Эта система подвигала следователей браться за легкие дела, в ущерб распутыванию сложных коррупционных клубков. В результате офис был завален жалобами, ожидающими проверки, а также делами о преступлениях, ждущих раскрытия.

Индия

Комитет по предотвращению коррупции Индийского Союза был образован в 1962 году. Его основными задачами стали оценка эффективности применяемых мер по борьбе с коррупцией и выработке новых методов антикоррупционной борьбы. В качестве одной из таких мер Комитет предложил создать Центральную комиссию по бдительности , основной функцией которой было проведение расследований по любой жалобе или ином свидетельстве «недолжного поведения» гражданского служащего. По сути, Комиссия является отдельным органом именно по борьбе с коррупцией. Для этого она наделена следующими полномочиями:

- расследовать любую ситуацию, когда чиновник подозревается в действиях по преследованию «недолжных целей»;

- запрашивать информацию от министерств, департаментов или государственных предприятий для расследования коррупционных преступлений;

- перепоручать расследование Центральному бюро по расследованиям.

Комиссия управляется директором, который назначается Президентом страны (а по сути – Премьер-министром) на 6 лет.

В 1963 году было образовано Центральное бюро расследований Индийского Союза. В ЦБР в качестве одного из шести его департаментов было включено Специальное подразделение полиции Дели, которое до образования бюро занималось расследованием коррупционных проявлений наряду с Центральной комиссией по бдительности. Кроме этих организаций антикоррупционные подразделения существуют и на уровне штатов. Они входят в состав полиции как отдельные департаменты.

Сингапур

Бюро по расследованию случаев коррупции было создано еще Британским колониальным правительством в октябре 1952 года. Акт о предотвращении коррупции, вступивший в силу 17 июня 1960г., дал вторую жизнь антикоррупционному Бюро.

Например, cт.15 наделяла служащих бюро полномочиями на совершение арестов и обыск арестованных лиц. Ст.17 уполномочивала Государственного прокурора давать разрешения директору Бюро и его главному заместителю проверять «любые банковские счета, долевые счета и расчетные счета», если кто-либо подозревается в совершении правонарушения в соответствии с Актом.

Согласно ст.18 Бюро вправе проверять банковские книжки государственных служащих, а согласно ст.19 – также их жен, детей и агента, если это необходимо. Бюро уполномочено производить аресты, обыски, проверять банковские счета и имущество подозреваемых в коррупционных преступлениях.

Кроме того, Бюро:

Расследует жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

Расследует случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

Проверяет деятельность и операции, проводимые государственными служащими, с целью минимизировать возможность совершения коррупционных действий.

Бюро по расследованию случаев коррупции в Сингапуре подчиняется премьер-министру, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью от всего чиновничества, включая политических чиновников в ранге министров.

Бюро состоит из 71 сотрудника (включая 49 следователей и 22 административных работника). Оно гораздо меньше по численности подобной институции в Гонконге. По сути, оно представляет собой подразделение администрации Премьер-министра Сингапура.

Бюро имеет три департамента: следственный, справочно-информационный и вспомогательный.

Следственный департамент (самый большой) несет ответственность за проведение операций Бюро. Члены этого подразделения подают дела о расследованиях директору Бюро, который обращается к государственному прокурору и рекомендует предпринять соответствующие действия на основании имеющихся доказательств. Однако если доказательств для рассмотрения дела в суде недостаточно, директор направляет дело к главе отдела, занимающегося дисциплинарными делами, после получения разрешения Государственного прокурора.

Справочно-информационный департамент ответствен за два блока функций. В первый входят: отбор кандидатов для назначения на государственные посты и их дальнейшее продвижение; проведение курсов по повышению квалификации.

Второй блок функций составляют: анализ и выявление тех слабых мест в государственных органах, которые являются причиной коррупции. Кроме того, справочно-информационный департамент исследует завершенные дела для установления modus operandi для коррупции среди государственных служащих и рекомендует необходимые превентивные меры.

Итак, в мире существуют два вида специализированных антикоррупционных ведомств:

а) обладающие исключительной компетенцией расследования коррупционных проявлений (Гонконг, Сингапур, Филиппины);

б) делящие свои функции с иными ведомствами (Индия).

Следует отметить, что дилемма: «преимущественно правоохранительный (спецслужба)» или «преимущественно аналитический» – традиционная «загадка Сфинкса» для любой страны, пошедшей по пути создания специализированного института по противодействию коррупции. В начале девяностых годов прошлого века во Франции разразилось два громких коррупционных скандала. В центре одного из них оказался Г. Эманнуэлли, казначей Социалистической партии Франции, бывший министр. Основным фигурантом второго стал А. Карино, мэр Гренобля. Эти случаи, а также высокий уровень общественной озабоченности коррупцией (во многом благодаря активной позиции СМИ) привели к тому, что в 1993 году комиссия Бошери рекомендовала учредить специализированное антикоррупционное ведомство со следующими задачами:

1) сбор информации;

2) проведение расследований;

3) формирование базы данных по типам коррупционных проявлений;

4) координация деятельности других правоохранительных органов;

5) судебный и финансовый аудит, если таковой затребован судом.

Однако в ходе обсуждения проекта в стенах Национального Собрания Франции он встретил дружное сопротивление правых, которые опасались нарушения прав и свобод человека (хотя оперативно-розыскных полномочий у антикоррупционного ведомства предполагалось гораздо меньше, чем у правоохранительных органов). В результате проект ожидала печальная участь. По требованию правых он был подвергнут предварительному конституционному контролю. Конституционный совет (своеобразный аналог нашего Конституционного Суда) признал нормы, наделяющие комиссию следственными полномочиями, противоречащими Конституции.

В результате было создано по сути аналитическое ведомство по борьбе с коррупцией. Лишение следственных полномочий подтолкнуло ряд французских исследователей назвать его «выродком» политических скандалов начала девяностых.

Концепция головного координирующего органа государственной власти по борьбе с коррупцией

Исходя из международного опыта, но учитывая специфику России, попробуем изложить свое видение специализированного антикоррупционного органа. Прежде всего, следует понять, какие задачи должны быть возложены на этот орган.

Не стоит стремиться с самого начала найти здесь оптимум. Мы не можем заранее сказать, насколько удачно встроится новый центр в существующую систему государственных институтов, насколько посильными окажутся для него возлагаемые функции, насколько эффективной будет их реализация, наконец, как встретит его появление наше общество, мало верящее в возможность решения проблемы посредством создания какой-то новой институции. Вот почему вряд ли правильно сразу создавать специализированный правоохранительный орган в сфере борьбы с коррупцией или спецслужбу, хотя многие именно так и воспринимают смысл антикоррупционного органа.

На это могут возразить описанным выше примером Франции, где отказ наделить антикоррупционный орган «полицейскими» полномочиями вызвал критику его недееспособности. Однако нам представляется, что сегодня в России, наоборот, создание еще одного правоохранительного органа или спецслужбы будет иметь негативный эффект. Попробуем объяснить.

Во-первых, нецелесообразно совмещать сугубо полицейские функции с иными, во всяком случае, на первых этапах существования такого органа. Об этом свидетельствует и описанный выше опыт функционирования специализированных антикоррупционных органов в ряде азиатских стран, где сугубо полицейские задачи явно доминируют над предупредительными и контрольными. Это тем более актуально для России. Сейчас важно переломить распространенное в стране мнение об эффективности «сильной руки» в борьбе с коррупцией. Необходимо готовить общество к тому, что коррупции можно противостоять только планомерной и системной деятельностью. Поэтому, хотя и придется пережить период неизбежной критики в создании «лишней бюрократической структуры», но по мере успехов антикоррупционного органа (при условии его политической поддержки) эта критика сменится общественным доверием.

Во-вторых, акцент на «полицейской» функции нового органа вызовет существенную оппозицию (ревность) среди существующих правоохранительных органов и спецслужб . Это тем более опасно, что и без того наша полицейская система нуждается в серьезном институциональном, функциональном и кадровом реформировании. Добавление в нее еще одного элемента лишь усугубит процессуальную и оперативную неразбериху.

В-третьих, в целях обеспечения максимально возможной независимости данного органа предполагается формировать его путем квотного принципа, т.е. назначать его членов путем делегирования от разных органов государственной власти (Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ и Правительства РФ). Такой подход напоминает порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При этом члены антикоррупционного органа должны назначаться без права их отзыва. Досрочное прекращение их полномочий будет возможно лишь при наступлении четко оговоренных в законе условий, что должно дополнительно гарантировать их независимость. Таким образом, антикоррупционный орган будет находиться в системе государственной власти, но вне определенной ее ветви (наподобие Центробанка РФ, ЦИК РФ или Прокуратуры РФ). Поэтому, кстати, предлагается назвать будущий орган словом, которое не применяется сегодня ни к одному из публично-властных институтов в России, – Совет по антикоррупционной политике при Президенте РФ). Если же придать будущему антикоррупционному органу статус правоохранительного, мы обязаны будем согласиться, что он должен находиться в системе исполнительной власти.

В-четвертых, статус правоохранительного органа предполагает право ведения этим органом предварительного следствия, обладание им собственной подследственностью. Но это значит, что антикоррупционный орган в качестве полицейской структуры будет поднадзорен прокуратуре . Целесообразнее, наоборот, поставить этот орган в определенном смысле над прокуратурой с тем, чтобы у него была возможность указывать на коррупционные проявления в ее деятельности.

Что касается собственно предупредительных и контрольных задач , они представляются следующими:

Разработка либо организация разработки направлений, форм и методов государственной антикоррупционной политики;

Контроль и организация общественного контроля за реализацией государственной антикоррупционной политики;

Координация государственных органов и организаций по проведению государственной антикоррупционной политики;

Поддержка общественных объединений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией; помощь в организации антикоррупционного фронта;

Разработка либо организация разработки проектов антикоррупционных программ федерального значения и примерных антикоррупционных программ;

Разработка либо организация разработки проектов законов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции, и представление их Президенту Российской Федерации для внесения в качестве законодательной инициативы;

Организация антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы вступивших в законную силу федеральных законов и правовых актов федеральных органов государственной власти;

Организация антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов и правовых актов федеральных органов государственной власти;

Проведение антикоррупционной экспертизы материалов конкретных уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, по которым принято судебное решение либо по которым прекращено производство соответствующим органом дознания или предварительного следствия и дача заключений о степени вероятности коррупционных проявлений в ходе рассмотрения этих дел;

Публичное вынесение оценки решений и действий лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы, с точки зрения этики государственной службы с целью выявления и пресечения коррупционных проявлений;

Контроль за динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы;

Организация мониторинга и проведение мониторинга коррупции в Российской Федерации;

Организация антикоррупционного просвещения граждан;

Сотрудничество с международными и иностранными правительственными и неправительственными организациями антикоррупционной направленности.

В то же время, несмотря на то, что наша концепция антикоррупционного органа не предусматривает наделение его правоохранительными (полицейскими) функциями, это не значит, что мы предлагаем создание заведомо слабой, «маскарадной» структуры.

В чем же залог ожидаемой эффективности антикоррупционного органа, его реального влияния?

Во-первых, в публичности самой его деятельности. Конечно, и сегодня СМИ публикуют всевозможные материалы, в которых приводятся факты коррупционных проявлений. Но пока наша политическая система устроена так, что эти сигналы воспринимаются зачастую как проявления «информационных войн», нападок одного «клана» на другой. Произошла даже некоторая девальвация такого рода материалов. Иное дело – когда государственный антикоррупционный орган после тщательного расследования (в форме публичных слушаний с обязательным присутствием должностных лиц и их обязанностью отвечать на вопросы) выносит свой вердикт. Разумеется, этот вердикт не будет иметь преюдициального характера, т.е. обязанности для правоохранительных органов и судов принять без проверки и доказательств факты, установленные данным решением. Но такого рода официальное мнение государственного органа уже не сможет быть проигнорировано иными государственными органами (в проекте закона установлены для этого и санкции юридической ответственности). Роль таких решений будет радикально повышаться по мере установления в стране реальной политической конкуренции, реальной политической ответственности, которые должны сменить нынешнюю непубличную конкуренцию аппаратных и околоаппаратных групп.

Антикоррупционный орган будет также выдавать предписания о ликвидации обнаруженных условий, способствующих коррупции в том или ином органе; делать представления о наложении на соответствующих должностных лиц дисциплинарных наказаний, вплоть до увольнения от должности; передавать материалы своих проверок правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, залог влиятельности состоит в определенной подконтрольности данному органу самих правоохранительных и судебных органов в смысле возможных коррупционных проявлений в них. В этих целях предлагается наделить антикоррупционный орган правом истребовать уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, материалы оперативно-розыскных мероприятий, проводить по ним экспертизу и требовать возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, подозреваемых в коррупционном проявлении в ходе дознания, предварительного следствия или судебного рассмотрения.

В-третьих, в относительной императивности для государственных органов учитывать результаты антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов или актов, вступивших в законную силу.

В-четвертых, в праве антикоррупционного органа наблюдать за проведением торгов, конкурсов, аукционов и проч., проводимым по государственным заказам, государственным закупкам, продаже государственного имущества.

В-пятых, антикоррупционный орган, по нашему мнению, должен стать центром, куда поступают и где анализируются специальные декларации государственных служащих и высших должностных лиц, свидетельствующие о динамике их имущественного положения, а также о соответствии реальных расходов и доходов.

Таким образом, антикоррупционный орган берет под свой контроль наиболее важные точки в деятельности государственного аппарата, где возможны коррупционные проявления, и при этом постоянно информирует общество о результатах своей деятельности. Такая парадигма сможет сделать этот орган гораздо более опасным для коррупционеров , чем даже правоохранительные органы, спецслужбы и суды, тем более сегодня, когда никто с уверенностью не может сказать, что внимание данных органов к тем или иным персонам есть объективное и полностью законное включение правового механизма пресечения коррупции, либо что прекращение уголовного дела, оправдательный приговор, решение по гражданскому делу полностью основаны на законе и объективны.

Мы назвали только основные факторы реальной влиятельности будущего антикоррупционного органа. В представляемом законопроекте их больше и к тому же там предложены соответствующие правовые рычаги, обеспечивающие реализм предлагаемых функций и полномочий.

Но почему мы рассчитываем, что новый государственный орган не примет «существующие правила игры», т.е. не станет еще одной бюрократической структурой , «торгующей», как и многие другие, своими властными полномочиями?

Во-первых, именно для этого предлагается принцип формирования данного органа разными ветвями власти, причем без права отзыва члена, назначенного соответствующими государственными органами.

Во-вторых, довольно небольшой срок полномочий (3 года) плюс частая ротация , причем многоступенчатая, т.е. обновление органа частями.

В-третьих, невозможность вновь занять должность члена антикоррупционного органа без трехлетнего перерыва .

В-четвертых, существенные материальные и социальные гарантии для членов антикоррупционного органа и сотрудников его аппарата.

Наконец, (и это, пожалуй, одно из главных отличительных свойств предлагаемого антикоррупционного органа) – не формальное, а реальное взаимодействие с институтами гражданского общества , специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о «дежурных» декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности антикоррупционному органу осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Фактически речь идет о некоем эксперименте по опробованию новой философии публично-властной деятельности . Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии от бесконтрольности самого антикоррупционного органа.

Разумеется, все это не может полностью исключить возможность появления в данном органе недобросовестных людей. Но такие гарантии (ряд других гарантий предусмотрен в законопроекте) все-таки минимизируют возможность его коррумпированности.

Последнее, что стоило бы сказать при описании концепции специализированного антикоррупционного органа, это пределы его юрисдикции . В прилагаемом законопроекте речь идет о том, что эти пределы ограничиваются федеральной государственной службой и федеральными государственными организациями. Не узко ли мы трактуем эти пределы?

Да, в идеале хотелось бы иметь орган, который бы имел право контролировать и региональный, а также муниципальный уровни власти. Но в таком случае неизбежно потребуется создание его территориальных подразделений. Вполне возможно, что через определенное время такая конструкция может появиться. Однако, взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу о преждевременности подобной модели.

Во-первых, создание нового органа потребует довольно немалых средств из федерального бюджета. Понятно, что создание системы территориальных органов увеличит эти затраты довольно существенно. И хотя мы не сомневаемся, что деятельность нового органа не только окупится, но и будет приносить ощутимую финансовую пользу (не говоря уже о политическом и социальном эффектах), тем не менее, этот процесс инерционен. А средства потребуются сразу. Вот почему реализм потребовал некоторого сужения пределов юрисдикции.

Во-вторых, при нынешнем состоянии взаимоотношений общества и власти, при нынешнем фактическом отсутствии цивилизованной политической конкуренции нельзя полностью положиться на то, что члены региональных отделений данного органа не подпадут под влияние «групп давления» в регионах (даже если применить к их дислокации окружной принцип). Конечно, такая опасность существует и на федеральном уровне. Но эту опасность снижает то обстоятельство, что предлагаемый орган, являясь небольшим по численности (12 членов) и будучи единственным в своем роде, будет находиться под пристальным гражданским контролем. Этого нельзя будет добиться при наличии его разветвленной территориальной системы.

В-третьих, сегодня важно с чего-то начать и просто опробовать совершенно новый инструмент противодействия коррупции. Пусть только на федеральном уровне. Кстати, это не означает, что речь идет только о центральных органах, ибо, как известно, федеральные структуры расположены во всех субъектах РФ.

В-четвертых, ничто не мешает региональным и муниципальным властям последовать примеру Федерации и создавать у себя подобные органы на тех же принципах (независимости, открытости, опоры на общественные институты).

В заключение мы должны отметить, что при обсуждении концепции головного антикоррупционного органа и соответствующего законопроекта некоторые участники авторского коллектива выразили сомнения в правомерности создания органа, не относящегося к какой-то одной ветви власти, и именуемого государственным органом . Альтернативное предложение сводилось к созданию такого органа при Президенте Российской Федерации (при сохранении квотного принципа его формирования).

Вполне вероятно, подобные сомнения возникнут, если будет принято политическое решение о создании такого органа. поэтому мы решили более внимательно рассмотреть вопрос о правомерности предложенной конструкции и пришли к выводу, что данная конструкция не нарушает базовых конституционных ограничений и не противоречит правовым принципам.

Во-первых, в нашей правовой системе существуют властные институты (как предусмотренные, так и прямо не предусмотренные Конституцией РФ), которые не отнесены ни к одной из ветвей власти – Центральный банк РФ, Прокуратура РФ, в определенной степени Уполномоченный по правам человека РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и др.

Во-вторых, Конституции РФ известен не только термин «орган государственной власти», но и «государственный орган» (ст.ст.33, 120, 125), хотя он и не применяется по отношению к какому-либо конкретному органу. Такое же родовое название («государственный орган») употребляет и Гражданский кодекс РФ.

В-третьих, еще более четкие аналогии мы находим в текущем законодательстве о конкретных государственных органах. Так, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.1) называет Прокуратуру РФ единой федеральной централизованной системой органов . Статья 2 ФЗ «О центральном банке российской федерации (банке России)» гласит, что последний осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наконец, ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации» (ст.21) называет Центральную избирательную комиссию РФ федеральным государственным органом , организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации. Закон об основных гарантиях также определяет порядок формирования ЦИК России на основе квотного принципа

Владимир Путин
(фото: пресс-служба Президента РФ)

Президент Владимир Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Согласно новому указу, в каждом субъекте Российской Федерации в течение трех месяцев рекомендовано образовать комиссию по противодействию коррупции, специальный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в федеральных государственных органах.

Так в каждом регионе будет создана специальная комиссия под председательством губернатора, силами которой будет определяться антикоррупционная политика региона и осуществляться противодействие коррупции. Комиссия будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с Управлением президента по вопросам противодействия коррупции. Комиссия будет являться основным органом, регулирующим конфликт интересов и обеспечивающим исполнение решений Совета при президенте по противодействию коррупции. Также на комиссию возложены функции по подготовке нормативных правовых актов и региональных антикоррупционных программ.

Орган субъекта Российской Федерации, направленный на противодействие коррупции, будет работать в каждом субъекте РФ. В обязанности органа будет входить противодействие коррупции в высших эшелонах региональной власти, в органах исполнительной власти и организациях, созданных для выполнения государственных задач.

В каждом федеральном органе власти может быть создано подразделение по профилактике коррупции. Такие подразделения появятся в том числе и в госкорпорациях, и в других компания, созданных государством. В перечень их полномочий будет входить профилактика коррупционных преступлений и обеспечение мер, направленных на противодействие коррупции, во всех структурных организациях, созданных данным органом.

В функционал создаваемого органа и антикоррупционных подразделений входит также обеспечение соблюдения законодательства о контроле за расходами. Отдельным пунктом выделена работе по защите прав лиц, заявляющих о коррупции. Также сотрудники подразделений должны будут обеспечивать своевременное обращение госслужащих в правоохранительные органы в случае склонения чиновников к совершению коррупционных преступлений.

Сотрудники подразделений будут следить за достоверностью сведений о доходах, подаваемых не только действующими чиновниками, но и кандидатами на госслужбу и уволенными с государственной службы лицами (экс-чиновнкии обязаны подавать декларации до конца года, в течение которого они покинули пост, а также соблюдать ряд мер по предупреждению конфликта интересов при последующем трудоустройстве).

Отдельно в типовых положениях о создании данных структур прописана необходимость взаимодействия с гражданским обществом и открытость деятельности. Так СМИ будут приглашаться на ежеквартальные заседания комиссии по противодействию коррупции, ежегодные отчеты комиссии будут опубликованы на сайте главы региона и в средствах массовой информации.

Также указом президента вносятся поправки в систему предоставления сведений о доходах: сведения об источниках получения средств, за счет которых чиновник приобрел недвижимость, публикуются, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года.

С помощью рекомендованных президентом мер в каждом субъекте федерации должна сложиться система, осуществляющая комплексное противодействие коррупции. Создание антикоррупционных подразделений позволит реализовать меры антикоррупционной политики не только на всех уровнях власти, но и в тех, организациях, которые создаются для выполнения государственных задач: унитарные предприятия, компании с госучастием. Именно через данные организации обычно реализуются коррупционные схемы. Антикоррупционная политика, направленная на системное противодействие коррупции, позволит не просто выявлять отдельные факты коррупции, но и ликвидировать условия, при которых возникают коррупционные связи и процветает коррупция.

Известные политики уже отметили системный подход в реализуемой государством антикоррупционной политике. Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подчеркнул важность принятых государством мер, направленных на противодействие коррупции.

Фактически данным указом установлены общероссийские стандарты организации деятельности в области противодействия коррупции, что, безусловно, является очередным шагом в развитии национального антикоррупционного законодательства , — прокомментировал