Все о тюнинге авто

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны Разглашение сведений составляющих государственную тайну

Государственная тайна – свод особо важной для государства информации, составляющую особую ценность для нее.

Такое деяние, как разглашение государственной тайны (гостайны) относится к преступлениям против государства. За разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность по ст. 283 УК РФ .

Какие сведения относятся к гостайне, а что не является секретно важной информацией? Какое максимальное наказание грозит человеку в 2020 году за обнародование сведений, относящихся к гостайне?

Что такое государственная тайна?

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» к государственное тайне относятся сведения в различных областях: военной, экономической, разведывательной, в случае распространения которых может быть подорвана безопасность России.

То есть это важные сведения, представляющие интересы государства, в основных сферах деятельности страны.

Не относятся к государственной тайне сведения о следующих событиях:

Отнесение вышеперечисленных сведений к государственной тайне означало бы прямое нарушение жизненно важных интересов личности и общества. Именно поэтому законодатель и запрещает засекречивание таких сведений.

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

В ст. 283 УК РФ четко прописано, в каких случаях человеку грозит уголовная ответственность .

Так, если доверенное лицо разгласило сведения и они стали достоянием других лиц, однако признаков таких преступлений, как шпионаж или государственная измена, не было отмечено, тогда виновному может грозить такое наказание:

  • заключение виновного под стражу сроком 4-6 месяцев;
  • изоляция осужденного в колонии-поселении, в колонии строгого режима или в тюрьме сроком до 4 лет.

При этом лицо, обвиняемое в совершении преступления по ч. 1 ст. 283 УК РФ, помимо основного наказания также может лишиться права осуществлять свою прежнюю деятельность на определенный срок (ограничение на выполнение служебных обязанностей накладывается сроком не больше 3 лет).

Если человек, имеющий доступ к государственной тайне, обнародовал какие-то сведения, и это привело к тяжким последствиям*, тогда его может ждать такое наказание, как изоляция в исправительном учреждении сроком 3-7 лет.

К тому же суд может постановить временно лишить осужденного права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

*Под тяжкими последствиями понимаются такие действия, которые привели к крупным затратам, аресту работника спецслужбы, срыву заключения государственных договоров и т. п.

Защита государственной тайны

Все сведения, относящиеся к государственной тайне, защищают федеральные органы исполнительной власти, межведомственные комиссии по защите государственной тайны, учреждения, предприятия, действие которых направлено на защиту подобных сведений.

Уголовная ответственность по данной статье наступает тогда, когда данные, которые составляют государственную тайну, становятся известными другим людям, которые не должны ничего были знать о таких сведениях.

Преступление по ст. 283 УК является оконченным, когда сведения, являющиеся гостайной, стали публичными, в результате чего появилась опасность их применения во вред интересам государства.

Субъективной стороной противоправного деяния может быть как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Субъектом преступления по ст. 283 является лицо, которое располагает сведениями или работник, которого ознакомили с данными гостайны при выполнении им своих обязанностей.

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену . Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Для выяснения обстоятельств, при которых произошло разглашение государственной тайны, следственные органы и суд пытаются найти ответы на такие важные вопросы:

  • Разглашение гостайны было намеренным или случайным?
  • Вступало ли обвиняемое лицо в сговор с другими лицами?
  • Вмешивались ли в преступление другие лица?
  • Какими мотивами руководствовался обвиняемый человек, разгласивший секретные сведения?

Когда человеку предоставляют доступ к сведениям государственной тайны или знакомят его с отдельными положениями, в тот момент определяется его ответственность. Она закрепляется в письменном виде.

Как это происходит? Зачастую это делается во время трудоустройства человека . Ему дается документ – соглашение о неразглашении сведений, относящихся к гостайне.

Положения из этого соглашения подробно разъясняются человеку. Изучив эти сведения, он ставит свою подпись. Этим он уведомляет начальника о том, что понимается свою ответственность и не имеет на этот счет никаких возражений.

Если у человека, подавшего иск в суд на другого человека за разглашение гостайны, не будет на руках доказательств того, что ответчик знал о своей ответственности, тогда судья не сможет удовлетворить его просьбу и наказать ответчика.

В качестве доказательства о том, что человек был проинформирован об ответственности, можно предъявить в суд подписку о неразглашении, ранее написанную подозреваемым.

Ответы на вопросы

Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.

Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.

Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.

Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.

Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, субъектом, которому они были доверены либо стали известны в связи с его службой, учебой, работой или по другим обстоятельствам, установленным в нормативных актах, влечет Оно применяется в случае, если указанная информация стала достоянием третьих лиц. При этом в составе деяния должны отсутствовать признаки преступлений, определенных ст. 275, 276

Наказание за разглашение государственной тайны

Ст. 283 УК РФ за данное преступление устанавливает:

  1. Арест на 4-6 мес.
  2. Тюремное заключение до 4 лет.

Дополнительно к лишению свободы может вменяться запрет на осуществление деятельности или пребывание на должности, определенных судом, до 3 лет.

Квалифицирующий состав

Ответственность за разглашение государственной тайны может быть ужесточена в случае, если деяние повлекло по неосторожности тяжелые последствия. В этом случае виновному грозит тюремное заключение на 3-7 лет. При этом дополнительно суд вправе вменить запрет на пребывание на определенных постах либо занятие конкретной деятельностью на протяжении 3 лет.

Формы деяния

Разглашение государственной тайны может осуществляться различными способами. следующие формы:


Разглашение государственной тайны может осуществляться при утере документов, содержащих секретные данные, а также при нарушении способа их использования.

Комментарий

Разглашение государственной тайны является общественно опасным деянием. Угроза заключается в том, что секретная информация уходит из владения и может впоследствии использоваться для посягательств на внутреннюю и внешнюю безопасность, а также иные важнейшие интересы страны. В качестве объекта выступает, соответственно, сохранность таких данных. Предметом преступления является информация, составляющая гостайну.

Объективная часть

С этой стороны преступление выражено в непосредственном разглашении информации, считающейся гостайной. Под ним следует понимать такое незаконное обнародование информации, при котором она стала достоянием посторонних субъектов. Ими считаются лица, которые ввиду своих обязанностей или характера работы не имеют доступа к таким данным.

Специфика преступления

Объективно разглашение УК РФ расценивает как разные действия, в результате совершения которых секретная информация становится доступной для посторонних субъектов. Это может происходить при:

  • Публичном выступлении.
  • Частной, доверительной беседе.
  • Переписке.
  • Демонстрации изделий, чертежей, схем.
  • Показе документации.
  • Утере неучтенных блокнотов и тетрадей с выписками из секретных бумаг и так далее.

Вместе с этим разглашение государственной тайны может осуществляться и бездействием. Речь, в частности, ведется о бесконтрольном оставлении виновным на своем рабочем месте таблиц, документации, изделий, схем в условиях, когда к ним могут иметь беспрепятственный доступ посторонние субъекты. В случае если по причинам, которые не зависят от воли виновного, посторонними лицами не было воспринято умышленное разглашение государственной тайны, УК квалифицирует как покушение на преступление. Такая ситуация имеет место, например, вследствие незнания другим субъектом национального языка, сильного его опьянения, глухоты и так далее. Деяние считается завершенным с момента восприятия посторонним лицом разглашаемых сведений. При этом достаточно, чтобы субъект понимал общий смысл информации без детального восприятия.

Нормативная база

Порядок, в соответствии с которым обеспечивается сохранность сведений, которые относятся к гостайне, регламентируются ФЗ №5485-1, правилами отнесения данных к разным степеням секретности, а также перечнем информации, считающейся охраняемой законом. Кроме этого, действует система подзаконных актов в форме положений, инструкций, памяток и пр. В этой связи в ходе расследования фактов необходимо точно установить характер информации, преданной огласке. Кроме этого, следует определить конкретное предписание, которое не было соблюдено. Степень секретности данных устанавливается с помощью их сверки с нормативными актами, действующими в стране. При необходимости может проводиться экспертиза.

Субъективная часть

Эта сторона преступления предполагает наличие умысла и неосторожной вины. В юридических изданиях существует несколько мнений по этому поводу. В частности, одни авторы считают, что разглашение информации, признанной гостайной, может осуществляться исключительно при умышленной вине. По мнению экспертов, такое мнение обуславливается смысловой и редакционной неточностью понимания ст. 24, ч. 2 кодекса. Этот момент требует законодательной коррекции либо разъяснения ВС.

Умысел

Если он прямой, субъект, понимая общественную опасность поведения, связанного с разглашением гостайны, предполагает, что информация будет воспринята посторонними субъектами, и желает этого. К примеру, такая форма вины присутствует, если преступление совершено в ходе доверительного разговора с родственником или иными близкими людьми. Если субъект действует с косвенным умыслом, то он понимает угрожающий для общества характер своего поведения, предвидит, что информация, которая составляет гостайну, может стать достоянием других, посторонних граждан. При этом виновный допускает, что секретные данные будут восприняты ими, поскольку относится к этому факту с безразличием. Таким образом, оценивается беседа сослуживцев на закрытую тематику в общественном транспорте с громкостью, которая допускает возможность того, что информация будет услышана посторонними, громкое прочтение документов либо обсуждение секретных вопросов в помещениях с недостаточно хорошей звукоизоляцией, оставление в кабинете, в который могут войти другие люди, графиков, схем, таблиц и пр.

Неосторожность

Разглашение гостайны может произойти ввиду или легкомыслия. Как правило, то выражается в письменном виде, когда снимаются копии с документации, содержащей секретные сведения, переписываются данные в неучтенные блокноты, тетради, на отдельные листы, которые впоследствии могут потеряться. При этом и при умышленном, и при неосторожном разглашении могут наступить достаточно серьезные последствия.

Мотивы

Как показывает практика, граждане идут на разглашение гостайны ради бахвальства. Целью деяния выступает стремление показать посторонним лицам свою компетентность и осведомленность, подчеркнуть значимость своего участия в процессе решения практических вопросов. В основе мотивов могут лежать и другие побудительные стимулы. Например, субъект, разглашающий гостайну, стремится помочь другу, выполняющему научную работу или готовящемуся к выступлению с лекцией.

Часть вторая

В ней определен квалифицирующий состав деяния. Им признается то же преступление, что указано 1 ст. 283, но повлекшее тяжкие последствия ввиду неосторожности. Ими признаются:

  • Переход информации в распоряжение иностранных разведывательных служб.
  • Срыв значимых мероприятий.
  • Приостановление перспективных научно-технических исследований и так далее.

В данном случае вина может быть только неосторожной. Об этом указано и в самой рассматриваемой норме.

Отличие от госизмены

Предание огласке секретной информации совершается исключительно с косвенным или прямым умыслом. В последнем случае резонно возникает вопрос, чем разглашение отличается от выражающейся в шпионаже? В первую очередь, необходимо отметить специфику содержания умысла и характер самого деяния. Совершая госизмену, субъект понимает, что передает секретные данные представителю зарубежного государства. При этом он осознанно хочет это сделать с целью осуществления враждебной деятельности для нанесения вреда России. При разглашении секретной информации виновный понимает, что предоставляет ее посторонним, не представителям другой страны.

Чем грозит разглашение государственной тайны?

Признанный гений военного искусства Александр Васильевич Суворов говорил: «Удивить - значит победить!».

Это высказывание великого полководца, в условиях современного развития общества, расширения информационного пространства, становиться как никогда актуальным.

Но задумывались ли вы, а что означает слово «удивить» применительно к вооруженным силам?

Военная история и наука утверждают, что это, прежде всего, означает скрыть от потенциального противника свои замыслы, планы, стратегию и тактику, имеющиеся в распоряжении силы и средства, новые образцы вооружения и военной техники, возможности которых неизвестны неприятелю. Именно в этой плоскости находятся истоки понимания обеспечения надежной сохранности военной тайны.

Российские законодатели, осознавая важность защиты Государственной тайны, приняли необходимые меры по ее охране. Именно с этой целью 21 июля 1993 года введен в действие Федеральный закон № 5Ч85-1 «О государственной тайне».

Позже, соответствующая норма введена в уголовное Законодательство, и в настоящее время три статьи особеннойЧасти уголовного кодекса России призваны обезопасить Государственную тайну от преступных посягательств.

На основе федеральных законов министерствами и ведомствами разработаны свои подзаконные акты (приказы, инструкции), регламентирующие обращение с секретными документальными материалами, изделиями и информацией,

соблюдение которых и обеспечивает надлежащую защиту Гостайны.

Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так! Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

Так, за период с 2010 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2010 года - 11, 2011 года - 91, 2012 года - 90, в 1 полугодии 2013 года - 90). Обьявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них - в 1 квартале 2013 года) . За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий - офицер осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге.

Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы.

Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить!

Источник: Управление ФСБ России по ЦВО

Источник: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razglashenie_gosudarstvennoj_tajny

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Уголовное право (особенная часть)»

На тему: «Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны»

Введение

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности.

Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло.

В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности.

Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны.

Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства.

Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира.

Развитие системы государственной тайны в любой стране, в том числе и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов.

По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны.

«Лексическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет»1.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых и государственная тайна.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»2. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации (РФ).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, – определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90, существенно конкретизировавший Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и состоящий из ста тринадцать позиций.

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, применяются соответствующие процедуры – отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 Закона). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии со следующими принципами: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования статьи 7 Закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанный сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,

образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Итак, государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, так как является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.

1. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

2. Предметом преступления является государственная тайна.

3. Объективно данное преступление выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам, а именно: доверительный разговор, публичное выступление, переписка, показ документов, демонстрация чертежей, схем, изделий, ознакомление посторонних лиц со сведениями, изложенными в неучтенных тетрадях и блокнотах с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, умышленное оставление виновным документов, изделий, таблиц, схем и т.д. в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Данное преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

4. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, сознает, что оглашаемые сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими).

Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми (например, ведение разговоров по закрытой тематике в общественном транспорте, которое допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами).

Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда субъект сознает, что нарушает правила, установленные для охраны государственной тайны, но считает, что принятых им мер достаточно.

Например, сотрудник учреждения, работающий с документами, содержащими государственную тайну, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, считая, что в запертый на ключ кабинет никто не войдет. Однако другой сотрудник этого учреждения, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий дубликат ключей от кабинета, заходит в него и фотографирует лежащие на столе документы.

В данном случае имеет место разглашение государственной тайны по неосторожности.

Неосторожность в форме небрежности будет в тех случаях, когда лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя по обстоятельствам должно было и могло предвидеть такие последствия.

Так, два сотрудника секретного учреждения разговаривают по внутреннему телефону и обсуждают сведения, составляющие государственную тайну. К телефонной линии подключилось постороннее лицо, которому стали известны сведения, составляющие государственную тайну.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему лицу осведомленность и «значимость» в решении практических вопросов.

5. Субъект данного преступления - специальный, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

6. Тяжкими последствиями при разглашении государственной тайны в соответствии с ч. 2 данной статьи признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований, передислокация режимного объекта и т.п.

7. От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения нанести ущерб внешней безопасности России.