Все о тюнинге авто

Современные формы и методы работы педагога по формированию ЗОЖ. Формы воспитательной работы в классе по формированию здорового образа жизни «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Генрих Гейне. Формы работы детьми по формированию зож

«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровье сберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Широкое применение в школах получили так называемые Уроки здоровья.

Главная их цель - формирование культуры здоровья. Во многих школах они представляют собой целостную систему, охватывающую все возрастные группы школьников. Могут осуществляться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

Интересным представляется опыт работы по реализации уроков здоровья одной из школ Всеволожского района Ленинградской области. В 1-4 классах занятия проводятся в группах по 12-15 человек (класс делится пополам), в рамках учебного расписания по всем темам программы, которые представлены в каждом классе соизмеримо возрасту обучающегося. В 5-9 классах изучение ведется модульно по отдельные темы, а также интегрировано с предметами образовательной области «Естествознание» в 5 -11 классах, через проектную деятельность в 1-11 классах. Учителями школы разработан интегрированный курс «Здоровье» для 5 - 11 классах, интеграция с предметами: география, химия, биология, ОБЖ, что отражено в учебном плане школы. Общие принципы и подходы курса используются в других дисциплинах: русский язык, литература, английский язык, математика, чтение, информационные технологии, труд и другие. Направления интеграции содержания программ по здоровье сбережению:

· вертикальная или связь между знаниями в одном предмете (анатомия, биология, химия, ОБЖ), от простого к сложному,

· горизонтальная интеграция - связь между разными предметами (сама программа «Педагогика » с перечисленными предметами, а также вопросы сохранения в предметах биологии и ОБЖ, химии и биологии, географии и ОБЖ) через взаимную поддержку, многосторонность представлений, интегрирования умений, комплексного решения проблемных задач.

Уроки здоровья способствуют активному вовлечению учащихся в решение проблемы формирования ЗОЖ, помогают им убедиться в необходимости сохранения собственного здоровья, сформировать соответствующую мотивацию, развивать умение анализировать собственное отношение, привычки, поведение, стимулировать критическое мышление и ответственное принятие решений, при этом использовать весь широкий спектр учебных приемов. Педагог помогает учащимся овладеть следующими навыками: позитивного общения, принятия решения, решения проблем, межличностных контактов, умения постоять за себя, сопротивлению негативному групповому давлению сверстников, управления стрессом и состоянием тревоги, совладения с эмоциями. При реализации программы учитель ориентируется не на передачу собственных знаний, а на формирование соответствующей системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни. Предпочтение отдается выработке стратегии здоровье сберегающего поведения. Формируется у школьников система представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов (В. В. Колбанов, 1999). Особенность этого управления - наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

А. А. Дмитриев (1990) указывает на то, что одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут являться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями, выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. В этих весьма общих категориях образа жизни школьника, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей спорта, науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок из «группы риска» не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья. Внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.

Юркова Елена Вячеславовна, Главный библиотекарь отдела обслуживания ГБУК РО «Рязанская областная детская библиотека»

Игровые формы работы в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни

Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом - нравственное, социальное. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорили в Древней Спарте.
В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4-психоневрологических отклонений, в 3- патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.
Программа «Быть здоровым - это стильно!» работает в нашей библиотеке уже 5 лет. И за это время уже можно говорить о том, насколько она востребована. Приятно отметить, что школы нашего города активно привлекают библиотеку с мероприятиями программы к проведению декад и месячников здоровья. Востребованность мероприятий обусловлена еще и тем, что большинство из них основаны на применении игровых форм библиотечной работы.

Задачи программы:

Сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;
. Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
. Расширить и разнообразить взаимодействие библиотеки, школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Дело библиотеки - заниматься именно информированием об имеющейся в её арсеналах профилактической литературой, а не пытаться подменить медиков, психологов, наркологов. Древняя восточная мудрость гласит: «Болеющий и страдающий пусть берет в руки книгу - в мире нет лекарств ее сильнее».
Увы, приходиться признать, что, несмотря на усилия, которые предпринимают медики, юристы, педагоги число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. И здесь миссия библиотекаря, как носителя информации, обладающего разными инструментами подачи этой информации, становится, как показывает опыт, очень востребованной.
Сделать так, чтобы школьники, забыв про свой подростковый нигилизм, из сторонних слушателей, пришедших на мероприятие по воле педагога, превратились в активных участников происходящего - вот, пожалуй, одна из основных задач, которую я ставлю перед собой готовясь к мероприятию. Поэтому в мероприятиях сочетаются разные формы библиотечной работы - игры, дискуссии, творческие задания, элементы диспута, викторины сочетаются с беседой, элементами лекции, и все это подкрепляется аудиовизуальным рядом.
В своем выступлении я постараюсь остановиться на некоторых мероприятиях.

Информационный час «Эксперимент длиною в жизнь: спорт в жизни Ивана Петровича Павлова».

Это мероприятие появилось по запросу Гимназии №2 нашего города. В этом учебном заведении учился наш земляк - физиолог, Нобелевский лауреат И.П. Павлов. И сейчас оно носит его имя. Всем хорошо известно, что Иван Петрович был заядлым городошником, но не всем известно, что он увлекался гимнастикой, ездой на велосипеде, ходьбой, плаванием, занимался закаливанием, много сделал для развития, так называемого массового занятия с физкультурой. Надо видеть глаза младших школьников, когда они слушают рассказ о этой стороне жизни великого физиолога. Во время подготовки мероприятия мне очень помогли публикации спортивного журналиста и публициста, автора предмета «Спортивное краеведение», который преподается в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина на факультете физической культуры и спорта Игоря Иосифовича Бурачевского.

Беседа с элементами игры по гигиене полости рта «Путешествие в галактику Зубной щетки»

В ходе этого занятия ребята узнают: какие бывают зубы, как относятся к профилактике полости рта люди в разные времена и в разных странах, проверяют и пополняют свои знания по гигиене, и конечно же, учитывая психологические особенности младших школьников, все это сопровождается творческими и игровыми заданиями. Надо отметить, что перед началом занятия класс делится на 2-3 команды.

Познавательная игра крестики - нолики по ЗОЖ «Здоров будешь - все добудешь»

Игра «Здоров будешь - все добудешь!» рассчитана на учащихся 5-7 классов, построены по принципу популярной игры «Крестики-нолики».
Цели и задачи:
- Приобщение к нормам здорового образа жизни
- Содействие развитию творческих, коммуникативных способностей детей.
- Развитие кругозора
- Получение навыков работы в группе.
- Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Правила игры: Играющие делятся на две команды «Х» и «О». Как и в обычных «Крестиках и ноликах», рисуется поле 3х3. Задача каждой команды - быстрее соперников выстроить либо диагональ, либо вертикаль, либо горизонталь из своих символов. Каждый сектор поля имеет свое название («Миф или правда», «Эрудит», «Совет мудрейших» и др.) Право первого хода имеет команда «Х». Отвечают на вопросы сектора обе команды, но право первого ответа принадлежит той команде, капитан которой первым поднял руку. Если команда выиграла в раунде, она ставит в игровое поле в данный сектор свой значок. Открывает очередной сектор команда, проигравшая в раунде.
Перед началом игры в каждом игровом поле школьникам дается краткая вводная информация. И после ответа на вопрос библиотекарь дополняет ответ учащихся, таким образом закрепляются знания школьников.
Сектор Миф или правда
- Здоровым человеком считается тот, кто жизнерадостен, активен, любознателен, устойчив к неблагоприятным факторам внешней среды, вынослив и силен, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Причин же, по которым происходит отклонение в здоровье человека много. Это и неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, мало подвижный образ жизни, вредные привычки и многое другое. Зачастую бывает так, что многие предположения, принимаемые как аксиома, на самом деле не имеют под собой никакой конкретной основы.
В этом секторе вам предстоит развенчать мифы, связанный с вредными привычками и дать им точное толкование.
1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
(МИФ, ибо никотин вызывает сильное привыкание.
Он вливает на деятельность мозга, приводит к смене настроений.)
2. Табак - наркотик.
(ИСТИНА. Никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание.)
3. Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа. (МИФ, ибо алкоголь - это депрессант. Он угнетает деятельность головного мозга.)

Интеллектуально - познавательная игра по ЗОЖ «Вспомним и не повторим»

Правила игры:
1. В игре принимают участие пять команд. Побеждает та, которая первой соберет пять звезд, или, если пять звезд не собрал никто, тот, у кого больше звезд. Жетоны старки можно обменивать на звезды
2. В начале соревнования команда называет любой номер на игровом поле, например, В-5, дальше игра складывается сама собой. Ведущего переворачивает квадрат с названным номером. На обратной стороне квадрата изображен знак:
Звезда - вопрос повышенной сложности. При правильном ответе игрок получает жетон -ЗВЕЗДУ.
Круг - вопрос, ответив на который команда получает 3 жетона - ЗОЖика. За 10 жетонов - ЗОЖиков можно купить одну звезду.
Крест - вопрос-блиц. Отвечают на него все команды. Правильно ответившие - получают 1 жетон- ЗОЖик.
Есть на игровом поле знаки - ловушки:
Стрелка - открывает рядом стоящий квадрат по направлению стрелки.
Молния- команда теряет все жетоны-ЗОЖики.
Черная дыра - команда пропускает ход. От «черной дыры» можно откупиться, пожертвовав звезду или 5 ЗОЖиков.
Вопросы на получение звезды (10)
1. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, синильная кислота, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите смесь. (Табачный дым.)
2. Почему все органы курильщика находятся на «голодном кислородном пайке»? (Угарный газ, содержащийся в табачном дыме, связывает гемоглобин крови, образующийся при этом карбоксигемоглобин не способен переносить кислород.)
Вопросы на получение трех жетонов - ЗОЖиков (15)
1. Развитию каких заболеваний дыхательной системы способствует курение?
(бронхита; рака трахеи; рака легких.)
15. Назовите Родину табака: (Южная Америка)
Вопросы на получение одного жетона - ЗОЖика (7)
1. Через какое время после затяжки никотин появляется в тканях мозга?
- 10 минут;
- 7 секунд;
- 1,5 часа.
2. Какая вредная привычка и почему вызывает у человека заболевание облитерирующий эндартериит, при котором поражается сосудистая система ног, иногда до полного закрытия сосудов и гангрены?
- курение;
- излишнее употребление пива;
- наркомания.

Интеллектуальная игра о вредных привычках для старших школьников «ЗОЖ-дартс»

В игре принимают участие несколько команд, каждой из которых даются жетоны определенного цвета. На табло - круге - дартс по цветовым тематическим секторам под номерами располагаются карточки с вопросами. Игроки по очереди вытаскивают номер вопроса. Если ответ дан верно, то на место карточки- вопроса на табло помещается цветовой жетон команды, давшей правильный ответ.
Игровой круг-дартс выглядит так:
. Исторический сектор
Как расправлялись с курильщиками и в Англии во времена правления Елизаветы Первой?
Курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
. Литературный сектор
В далекие времена, считалось, что табак целебен, его считали стимулирующим и успокаивающим средством. С помощью курения пытались лечить зубную и головную боль, некоторые кожные заболевания. В одном известном литературном произведение зарубежного писателя описывается, как главный герой пытался лечиться от лихорадки с помощью табака. «… и вдруг я вспомнил, что жители Бразилии от всех почти болезней лечатся табаком; между тем в одном из моих сундуков лежало несколько пачек: одна большая пачка готового табаку, а остальные листового. <…> Я не знал, как применяется табак против болезней, не знал даже, помогает ли он от лихорадки; поэтому я произвел несколько опытов в надежде, что так или иначе действие его должно проявиться. <...> Мое лечение табаком, вероятно, никогда еще до сих пор не применялось против лихорадки; испытав на себе, я не решусь никому рекомендовать его. Правда оно остановило лихорадку, но вместе с тем страшно ослабило меня, и в течение некоторого времени я страдал судорогами во всем теле и нервною дрожью» Назовите имя литературного героя, автора и название книги? Робинзон Крузо из книги Д.Дефо

Интеллектуальный сектор
Приносит ли никотин хоть какую-то пользу? Да, его используют как инсектицид - вещество, убивающее вредных насекомых

Практический сектор (вопросы-блиц)
Вред, вызванный никотином, затрагивает не только самих курильщиков. Ученые США установили, что налоги с табачной промышленности составляют 8 миллиардов долларов, а потери из-за уменьшения трудоспособности, болезней и преждевременной смерти составляют….
- 7 миллиардов долларов
- 10 миллиардов долларов
- 19 миллиардов долларов

Теоретический сектор
Говорят, одна капля никотина убивает лошадь. Какова смертельная доза никотина для человека? 2-3 капли или 50-100-мг. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает лишь потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.

Мультимедийные беседы с элементами деловой игры «Пивной фронт», «Остановись и подумай!», «Бег по кругу»

Эти мероприятия вызывают живой интерес старшеклассников. И этому способствует вовлечение их в диалог, дискуссию в ходе мероприятия.
Многие из мероприятий по здоровому образу жизни востребованы в подпрограмме «Взаимодействие школьников и судей в деле профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» регионального проекта «Знакомьтесь, судебная система России». Особая категория школьников из так называемой «группы риска», т.е. склонных к совершению правонарушений - адресная аудитория этого подпроекта. Подростковый нигилизм, пробелы семейного воспитания делает эту группу подростков сложной для общения. Поэтому мы постарались найти такие методы в подготовленных нами мероприятиях, чтобы заинтересовать ребят, дать им возможность самим оценить ситуацию, в которой они находятся и сделать соответствующие выводы. Подготовленные интерактивные беседы с элементами деловой игры «Токсикомания», «Пивной фронт», «Поговорим о наркомании» и др. позволяют ребятам не только получить информацию, но и самим стать участникам и дискуссии. Сразу же после встречи в библиотеке, «по горячим следам», школьники идут на экскурсию в анатомический музей Рязанского государственного медицинского университете им. академика И.П. Павлова. Такой алгоритм действий, как показал в дальнейшем анализ работы, имеет положительное значение.

«Формы работы по формированию здорового образа жизни воспитанников».

Подготовила: Журавлёва Валентина Борисовна воспитатель МБДОУд/с№2 г.Шатура Московской области.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки к продуктам питания и т.д. лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Очень важным в этой связи является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Занятия планирую и провожу систематически в соответствии с программой А.А.Вахрушева Е.Е. Кочемасовой «Здравствуй,мир»,Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.

Прежде всего, важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с младшего дошкольного возраста. В своей работе я использовала различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорила: «Моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитировали движения, так же использовала различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры читала народные потешки, песенки. Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное - для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так при изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки. В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья В программу таких мероприятий я включаю задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»

Проводя «Уроки здоровья»на темы:«3ачем тебе глаза, уши и т.д.?» я предлагала детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.

В педагогическом процессе я использовала дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

В результате, дети самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.

После того, как я убеждалась в умении ребёнка называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, я переходила к следующему этапу.

Я помогала детям найти ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь шла о частях тела - руках, ногах, мы беседовали об их строении и функционировании, Задавала вопросы: « А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?»Проводили такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях»,

Следующим этапом в моей работе является овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

После того как дети на практике, в жизни, убеждались в важности органов чувств и частей тела, я приступала к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводила с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить, по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный

звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского, А Барто, В Маяковского и других поэтов.

Цель бесед - вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка- дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников,а чтобы сделать родителей своими союзниками, я провожу беседы консультации,где родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, сеанс точечного массажа, «путешествие в страну целебных звуков» и др.). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы работы с детьми по воспитанию здорового образа жизни.

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

игры-тренинги;

игры-забавы;

подвижные игры;

психогимнастика;

пальчиковая и дыхательная гимнастика;

Физкультминутки.

Литература.

Л.В.Гаврючина.Здоровьесберегающие технологии а ДОУ.

Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.

Кувшинова И. А. Здоровьесбережение в условиях педагогического эксперимента: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 56с.

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников

2.2 Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный , Брехман И.И. , Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана , Л.С. Выготского , Г.К. Зайцева , П.Ф. Лесгафта , Н.И. Пирогова , В.А. Сухомлинского [ 31 ], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33 ], К.Д. Ушинского и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе , гигиену обучения и воспитания школьников , факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе , школьную валеологическую работу .

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования : выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования : знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» .

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма». В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде .

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей .

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека .

В.П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода . Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

По нашему мнению, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которыйопределяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения .

Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничноевзаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора .

Ирина Романова
Формы и методы работы воспитания у детей понятий и ценности здорового образа жизни

Здоровье ребенка – главная проблема, которая беспокоит как родителей, так и воспитателей . Важно еще в детстве сформировать правильное отношение к своему здоровью , привить навыки здорового образа жизни . В дошкольный период идет становление личности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни . Взрослые должны помочь ребенку научиться осознанно относится к своему здоровью и жизни , усвоить знания о здоровье и приобрести навыки его оберегать, поддерживать и сохранять. В содержании работы по знакомству с окружающим миром значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера, где дети знакомятся с элементарными научными знаниями о строении организма, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения.

Задачи формирования здорового образа жизни решаются во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал необходимо преподносить с помощью наглядных и практических методов , для этого широко используется такие методы как наблюдение , обследование, самообследование, эксперимент и собственная продуктивная деятельность детей .

Важно уточнить знания детей о названиях и месторасположение разных органов чувств и частей тела. Такая работа начинается уже в младшем возрасте. Можно использовать игры, такие как «Спрячем носик» (или глазки, ушки и т. д., «Умывалочка» (моем ручки, ушки, нос) . При этом дети имитируют движения умывания различных частей тела. Важно использовать иллюстрации, пальчиковые игры, читать народные потешки, исполнять песни. В этот период важно сосредоточить внимание детей на органах чувств и частях тела, закреплять знания о них.

Старшие дошкольники активнее приобщаются к нормам здорового образа жизни . Представления детей о здоровье , организме и его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма, различных заболеваниях, пагубных действиях вредных привычек обогащаются в увлекательной наглядно – практической форме изучения . В этом возрасте объем изучаемого материала значительно увеличивается, а темы детских исследований становятся более широкими. «Как мы дышим» , «Как наши органы помогают друг другу» , «Наши друзья- витамины» , «Мой компьютер- мой друг» , «Чтоб зимою не болеть -нужно закаляться»

Исследовательская деятельность включает метод самообследования . Так при изучении внешнего вида дети проводят опыты по изучению строения кожи, растягивают её, рассматривают ее под лупой. изучают пальцевые рисунки. В процессе дети понимали важность гигиенических процедур для своего организма. В процесс таких занятий входят задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной и умственной деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение , смекалку. Например : как действовать если нет воды для мытья рук, как профильтровать воду.

Уроки здоровья воспитывают не только толерантность и сопереживание к людям с ограниченными возможностями здоровья , но и заставляют бережно относиться к своему собственному здоровью . Предложить детям закрыть глаза и пройти (с поддержкой, чтобы ощутить, что чувствует слепой человек- очень действенный метод для того , чтобы дети не переутомлялись сидя возле компьютера.

Использование дидактических игр типа «Что звучит?» «Какой инструмент (или предмет) звучит», «Чей голосок?» , «Узнай по запаху» , приводят детей к выводу , что каждый орган чувств жизненно необходимы человеку , помогают узнать больше об окружающем мире и его потеря создает большие проблемы для человека и окружающих его людей. Когда дети смогли свободно показать свои органы чувств и части тела, объяснять их значение для человека, необходимо понять , как устроены эти органы, как они функционируют и какими особенностями обладают. Очень нравится и запоминается детям опыт, когда предлагается некоторое время двигаться не сгибая рук и ног.

Овладение опытом бережного отношения к своим органам чувств и частей тела-следующая важная ступень в работе . Беседы – «Как уберечь своих помощников?» , «Есть ли у нашего организма враги?» . Помощь в работе оказывают стихи К . Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и других писателей. Дети сами находят «врагов» организма : грязь, разницу температур, шум, неправильное освещение. Целью этих бесед является вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить способам заботливого отношения к себе. Чтобы сохранить здоровье необходимо научиться управлять своим организмом.

В этой работе важно сделать родителей своими союзниками, ведь большое значение у детей имеет семейное воспитание . Важную роль играет проведение бесед, консультаций, где родители получают не только теоретические советы, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, оздоравливающий массаж , приемы самомассажа, точечный массаж при простудах, гимнастика для глаз, произнесение целебных звуковзакаливание организма, дыхательная гимнастика). Важно убедить родителей побольше бывать с ребенком на свежем воздухе. контролировать его пребывание возле компьютера, телевизора, побольше времени уделять физическому воспитанию ребенка . Такой союз родителей и воспитателя способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников . Опыт работы в дошкольном учреждении позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы , появления и развития у детей интереса к здоровому образу жизни , повышения уровня знаний по культуре здоровья , навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы с детьми по воспитанию здорового образа жизни :

Беседы и рассказы воспитателя

Чтение и заучивание стихотворений

Моделирование различных ситуаций

Рассматривание книг, сюжетных и предметных картинок.

-Проведение игр : Сюжетно- ролевых

Дидактических

Тренинговых

Подвижных,

Физминутки

Самомассаж

Пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Психогимнастика.