Все о тюнинге авто

Понятие аср. Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). Цели проведения АСР

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы- это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне чрез­вычайных ситуаций, локализации чрезвычайных си­туаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (рис. 22).

Рис. 22. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания


Организация аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ является одной из основных целей гражданской обороны. Они проводятся формированиями гражданской обо­роны для решения следующих задач:

    спасение людей и оказание помощи пострадавшим;

    локализация аварий и устранение повреждений, пре­пятствующих проведению спасательных работ; создание условий для последующего проведения восста­новительных работ.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы име­ют различное содержание, но проводятся, как правило, од­новременно. Для организации более эффективного управле­ния проведением работ учитываются особенности террито­рии объекта, характер планировки и застройки, расположе­ние защитных сооружений и технологических коммуника­ций, а также транспортных магистралей.

К аварийно-спасательным работам относят:

    предварительную разведку маршрутов движения специ­альных формирований и участков предстоящих работ;

    локализацию и тушение пожаров на путях движения специальных формирований и участках работ;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных за­щитных сооружений, спасение находящихся там людей;

    розыск пораженных и извлечение их из завалов, по­врежденных и горящих зданий, загазованных, задым­ленных и затопленных помещений;

    оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

    подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с по­врежденной вентиляцией;

    вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, обеззараживание их одеж­ды, территории, сооружений, техники, воды и продо­вольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные ра­боты. К ним относят:

Прокладку колонных путей и устройство проездов (про­ходов) в завалах и на зараженных участках;

    укрепление или. обрушение угрожающих обвалом кон­струкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ;

    локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.

При ведении аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взор­вавшихся боеприпасов в обычном снаряжении; ремонт и восстановление поврежденных защитных со­оружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

    обеззараживание очагов поражения;

    сбор материальных ценностей;

    обеспечение питанием нуждающегося в нем населения; утилизация зараженного продовольствия и прочие ра­боты, направленные на предотвращение возникновения эпидемий.

В ликвидации чрезвычайных ситуаций задействованы раз­личные силы, и средства:

    военизированные и невоенизированные противопожар­ные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-техни­ческие формирования федеральных органов исполни­тельной власти;

    формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной служ­бы России по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды;

формирования гражданской обороны территориального и объектового уровня, специально подготовленных сил и средств войск ГО, а также войск других воинских фор­мирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;

    восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;

    аварийно-спасательные службы и формирования Феде­ральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, привлекаются силы и средства Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других мини­стерств и ведомств.

МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и лик­видации ЧС. Отрабатывается программа по линии Центра по­иска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ, разви­вается и укрепляется поисково-спасательная служба, созда­ются специализированные подразделения этой службы в рес­публиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спа­сательных подразделений во многом зависит от того, насколь­ко быстро они смогут приступить к проведению работ и тех­нической оснащенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под аварийно-спасательными и другими неотлож­ными работами, проводимыми в зонах чрезвычайных ситуаций?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?

3. Назовите другие неотложные работы, которые проводятся в очаге поражения.

4. Перечислите силы и средства ликвидации чрезвычайных си­туаций.

Проведение АС и ДНР при ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач МЧС РФ.

Ликвидация ЧС – это проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ силами и средствами ликвидации ЧС, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Проведение АС и ДНР в зонах ЧС является одной из основных задач сил и средств МЧС РФ и представляет собой сложный комплекс мероприятий. Целью проведения АС и ДНР в зонах ЧС является спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим, локализация аварий, катастроф и создание условий для последующего проведения восстановительных работ.АС и ДНР включают в себя спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях спасения людей и включают в себя:

Ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

Локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

Розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных и задымленных помещений, поврежденных транспортных средств и т.п.;

Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находившихся в них людей;

Подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

Оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждениях;

Эвакуация людей из зон ЧС;

Санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, транспорта, территорий, сооружений, техники, продовольствия, воды.

Другие неотложные работы проводятся с целью создания условий для проведения спасательных работ, восстановительных работ и обеспечения работоспособности ОЭ и включают в себя:

Устройство проездов и проходов в завалах и на зараженных участках;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, отопительных и технологических сетях (сети КЭС);

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и безопасности людей при ведении работ;

Ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-

энергетических сетей (КЭС);

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений (проводится только в условиях военного времени).

Объем и условия проведения АС и ДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф.

Анализ проведения АС и ДНР при ликвидации последствий ЧС в различных зонах ЧС показывает, что все задачи выполняются поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки. Рассматриваются 3 этапа проведения АС и ДНР.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращение развития или уменьшение воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовка к проведению АС и ДНР. Основными мероприятиями этого этапа являются:

Оповещение населения, рабочих и служащих об опасности;

Использование средств защиты (индивидуальных и коллективных);

Соблюдение режимов поведения в зоне ЧС;

Эвакуация людей из районов, в которых существует опасность их поражения;

Применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

С получением данных о возникновении А, К, СБ распоряжением председателя КЧС вводятся в действие планы ГО ЧС на мирное время по ликвидации последствий А, К, СБ и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных планом. Свою деятельность КЧС осуществляет через отделы, управления и свои оперативные группы.

Силы ГО ЧС приводятся в готовность поочередно. В первую очередь приводятся в готовность разведывательные формирования, а также те силы, которые необходимы для выполнения задач по защите населения, локализации аварий и подготовке спасательных работ. К ним относятся формирования охраны общественного порядка, медицинской и противопожарной службы, транспорта, подразделения ведомственных спасательных служб. Контроль за приведением в готовность указанных сил осуществляют отделы, управления ГО ЧС.

Другие силы приводятся в готовность после оценки обстановки и принятия решения на проведение АС и ДНР. В первоочередном порядке организуется охрана общественного порядка. Для этого устанавливается оцепление района А или СБ, осуществляется регулирование движения транспорта. Особое внимание уделяется предотвращению паники, доводится информация населению об обстановке, даются указания и рекомендации о порядке поведения в зоне ЧС.

В целях получения данных для оценки обстановки организуются все виды разведки. Разведка устанавливает и предоставляет данные о месте аварии или СБ, их характере, масштабах поражений и разрушений и другие сведения о сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки по данным разведки председатель КЧС принимает решение о проведении АС и ДНР и реализует его через органы ГО ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АС и ДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. Руководство АС и ДНР осуществляет КЧС. Контроль за организацией и выполнением работ ведут органы ГО ЧС (отделы, управления) и создаваемые КЧС оперативные группы.

В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, где могут находиться люди, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АС и ДНР.

Проезд (проход) при незначительных местных завалах устраивается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1 м – прокладыванием проезда по завалу. Проезды устраиваются шириной 3-3,5м для одностороннего движения и 6-6,5 м для двустороннего. При одностороннем движении через каждые 150-200 м делают разъезды протяженностью 15-20 м. Для устройства проездов используются формирования механизации, имеющие бульдозеры и автокраны.

Одновременно с проведением работ по устройству проездов (проходов) ведется разведка участков работ, определяются приемы и способы спасения людей из завалов, защитных сооружений и локализация пожаров, приостановки и ограничения выбросов АХОВ. В это же время может осуществляться локализация и ликвидация аварий на технологических производственных линиях, коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни людей и препятствующих проведению АС и ДНР.

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и с командами пожаротушения выдвигаются к местам работ и приступают к спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха при необходимости и к проведению других работ. Газоспасательный отряд предприятия ведет работы в загазованных зданиях и сооружениях. В первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями) с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют поиск пораженных, извлекают их из-под завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую медицинскую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт.

Конструкции зданий и сооружений, угрожающие обвалом и препятствующие ведению спасательных работ, или укрепляют, или обрушают.

Пораженных, находящихся вблизи поверхности завала и под мелкими обломками, извлекают, разбирая завал сверху вручную, а находящихся в глубине завала (под завалом) – через галереи, устроенные в завале, используя пустоты и щели, образовавшиеся от крупных элементов разрушенных зданий, или разбирая завал сверху.

Извлекая пораженных из-под завалов или отдельных обломков, следует избегать сдвигов элементов завала (обломков) и нанесения пораженному дополнительных травм, освобождая в первую очередь голову и верхнюю часть туловища. После извлечения пораженного ему оказывают первую медицинскую помощь, а при наличии возможности эту помощь оказывают и до его извлечения из-под завала.

Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными входами и лестницами, спасательные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, проделываемые в смежные помещения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого трапам, а также через оконные проемы и балконы с помощью лестниц, автоподъемников и спасательных тросов.

При спасении людей из заваленных защитных сооружений прежде всего устанавливается связь с укрываемыми, выявляется их состояние, степень повреждения фильтровентиляционного оборудования, после чего определяется способ вскрытия. В сооружения, если это необходимо, в первую очередь подается воздух.

При угрозе затопления или загазования убежища немедленно отключаются поврежденные коммунально-энергетические сети.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших. При этом прежде всего помощь оказывается пораженным АХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с кровотечениями, проникающими ранениями живота и груди.

Вынос пораженных с участков работ к местам погрузки на транспорт осуществляется на носилках, легкопораженные следуют пешком.

Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

По истечении установленного времени производится смена формирований . Порядок смены определяет руководитель объекта экономики. В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования при необходимости передается личному составу, прибывшему на смену. Командир сменяемого формирования сообщает вновь прибывшему командиру обстановку и порядок поддержания связи с руководителем АС и ДНР.

После передачи объектов работ сменяемое формирование собирается в установленном месте, затем следует в район сбора. Из района сбора формирование, при необходимости, направляется на санитарную обработку или в район расположения. В районе расположения восстанавливается готовность формирования к дальнейшим действиям, заменяются и ремонтируются СИЗ, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются расходные средства материально-технического и медицинского обеспечения.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате А, К или СБ и по восстановлению функционирования объектов экономики. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья, энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжение продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного населения.

На этом этапе силы ГО ЧС выполняют свои специальные задачи:

Ведение разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

Проведение санитарной обработки, дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, техники, сооружений, территорий и т.п.

Все остальные вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, решаются другими организациями и структурами под руководством КЧС.

Работы по восстановлению функционирования отраслей и объектов экономики выполняются строительными, монтажными и другими специализированными предприятиями и организациями под руководством соответствующих министерств и ведомств.

Следует иметь в виду, что возникновение СБ, а в ряде случаев и аварий, может быть спрогнозировано заблаговременно. В таких случаях в соответствии с планами ГО ЧС проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения последствий СБ и А и по подготовке к проведению АС и ДНР.

В такого рода ситуациях организация и характер деятельности органов и сил ГО ЧС аналогичен их работе при внезапно возникающих А, К, и СБ с той лишь разницей, что достаточно большой объем работ может быть выполнен заранее до возникновения ЧС.

Условия проведения АС и ДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволяет предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АС и ДНР.

Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их исполнением.

Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, установить опасные места поврежденных зданий и сооружений.

Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке. В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуется только по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.

При проведении работ на загазованных участках запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Работы ведутся, как правило, в изолирующих дыхательных аппаратах, инструментом из цветных металлов или обмедненных.

Аварийные работы на электросетях проводятся после отключения поврежденных участков сети на распределительных щитах, в резиновых перчатках и сапогах, с соблюдением при этом мер электробезопасности.

При работах в зонах пожара и задымления личный состав обеспечивается противогазами и дополнительными патронами к ним, обеспечивающими защиту от окиси углерода, а также специальной одеждой и касками.

На местности, зараженной (загрязненной) радиоактивными веществами , необходимо соблюдать режим радиационной безопасности, не допуская облучения людей сверх установленных предельных доз облучения . Весь личный состав должен быть обеспечен индивидуальными дозиметрами для контроля облучения. При уровнях радиации 0,5 Р/ч и выше, когда местность считается зараженной РВ, работа должна проводиться в средствах защиты органов дыхания и кожи.

При ликвидации аварий на технологических линиях (сетях) и емкостях с опасными химическими веществами (ОХВ ), при обеззараживании ядовитых и агрессивных жидкостей к месту аварии необходимо подходить с наветренной стороны, в изолирующих дыхательных аппаратах и защитной одежде. В зависимости от температуры воздуха необходимо соблюдать допустимое время пребывания в защитной одежде.

К действиям в очаге биологического поражения допускаются только специально подготовленные формирования, обеспеченные необходимыми средствами защиты.

Виды ответственности за экологические нарушения.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - вид юридической ответственности, применяемой за экологические, гражданско-правовые правонарушения-деликты. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.

Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.

Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности человечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.

К числу преступлений данной группы относится экоцид. Состав данного преступления предусмотрен СТ.358УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Этапы аварийно-спасательных работ – это система работ, выполняемых, в первую очередь, в зоне чрезвычайных положений. Выделяют четыре этапа аварийно-спасательных работ, направленных на спасение людских жизней, локализацию аварии и предотвращение возникновения повторных её очагов.

Цели проведения АСР

Целью проведения неотложных работ служат:

1. Спасение выживших и оказание медицинской помощи пострадавшим.
2. Подавление очагов аварии и устранение препятствий, мешающих на всех этапах проведению аварийно-спасательных работ.
3. Защита и спасение культурных ценностей.
4. Создание благоприятной среды для проведения последующих восстановительных работ.

Виды АСР

Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматриваются такие виды работ:

1. Горноспасательные.
2. Поисково-спасательные.
3. Направленные на тушение пожаров.
4. Газоспасательные.
5. Противофонтанные.
6. Направленные на ликвидацию медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайного положения.
7. Другие.

Этапы проведения АСР

В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.

Поиск и обнаружение жертв
  • разведка и прокладка путей движения формирований и участков будущих работ;
  • розыск потерпевших и спасение их из заваленных, разрушенных зданий, помещений, а также пострадавших от затопления и задымления.
Предоставление спасателям доступа к жертвам и мероприятия по их освобождению из завалов
  • локализация и тушение пожаров на пути следования формирований и области работ;
  • прокладка проездов (проходов) в заваленных и на заражённых участках;
  • обеспечение подачи воздуха в заблокированные сооружения, у которых повреждена вентиляция;
  • взлом разрушенных сооружений и завалов, спасение оставшихся там людей.
Предоставление выжившим первой мед. помощи
  • предоставление скорой медицинской помощи пострадавшим;
  • транспортировка их в больничные учреждения.
Эвакуация выживших из опасных зон в пункты сбора или в больницы
  • эвакуация выжившего населения из опасной зоны в безопасные области;
  • санитарная обработка населения;
  • обработка и обеззараживание их одежды, воды и продовольствия, техники и сооружений;
  • обеспечение питанием нуждающихся

Наша компания имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ. И независимо от того, какие этапы аварийно спасательных работ проводят в конкретной ситуации, необходимо побеспокоиться о средствах защиты и безопасности, коими могут стать противогазы, купить которые вы сможете у нас.

Введение

В настоящее время очень часто нам приходится слышать о происходящих трагедиях на море. В большинстве случаев это происходит с судами, ведущими промысел рыбной ловли. И только в ходе своевременных аварийно-спасательных работ удается избежать больших жертв и страшных последствий. Соответственно, данная тема курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день. Для более детального рассмотрения проблемы дадим четкое понятие аварийно-спасательным работам.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть организацию аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;

Дать характеристику рыболовному сейнеру;

Создать "модель аварии" и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.

Предметом данной курсовой работы являются - аварийно-спасательные работы на рыболовном сейнере. Объектом является - отсек машинного отделения на рыболовном сейнере. В ходе написания курсовой работы нами были использованы учебная и научно-методическая литература, а также материалы с сайтов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Аварийно-спасательные работы

Понятие и сущность аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы -- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважинах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных работ, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

Руководитель объекта -- начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем -- первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

Приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;

Единоначалие руководства;

Оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;

Постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

  • Вопрос 6. Правовые основы безопасности жизнедеятельности человека. Культура безопасности жизнедеятельности.
  • 7. Права и обязанности граждан в сфере безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
  • 8. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе.
  • 9. Угрозы национальной безопасности рф
  • 10. Обеспечение национальной безопасности рф
  • 11. Силы и средства обеспечения безопасности рф
  • 12. Система национальных интересов России. Единство современных проблем безопасности личности, общества и государства.
  • 13. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения.
  • 14. Опасности и угрозы военной безопасности рф. Обеспечение военной безопасности.
  • 15.Характер современных войн и вооруженных конфликтов: определение, классификация, содержание.
  • 16. Современные средства вооруженной борьбы. Поражающие факторы современных видов оружия.
  • 17. Характеристика возможных воздействий современного оружия на человека.
  • 18. Современные средства вооруженной борьбы. Обычное оружие.
  • 19. Современные средства вооруженной борьбы. Оружие массового поражения. Ядерное оружие. Ядерный терроризм.
  • 20. Современные средства вооруженной борьбы. Оружие массового поражения. Химическое оружие. Химический терроризм.
  • 21. Современные средства вооруженной борьбы. Оружие массового поражения. Биологическое оружие. Биологический терроризм.
  • 22. Современные средства вооруженной борьбы. Оружие на новых физических принципах.
  • Вопрос 23. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.
  • Вопрос 24.Воинский учет и бронирование медицинских работников.
  • Вопрос 25. Специальные формирования здравоохранения
  • Вопрос 27. Поражающие факторы чс мирного и военного времени: последствия воздействия на человека и окружающую среду.
  • Вопрос 28. Классификация людских потерь при чс мирного и военного времени. Возможный характер поражений людей: основные понятия, терминология.
  • Основные виды поражения в чс.
  • Вопрос 29.Фазы(стадии) развития чрезвычайных ситуаций.
  • Вопрос 30. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чс мирного и военного времени: определение, содержание, порядок выполнения.
  • Вопрос 31. Организация розыска, выноса(вывоза), сбора пораженного населения в чс мирного и военного времени.
  • Вопрос 32. Медицинские и медико-санитарные последствия чс мирного и военного времени.
  • Вопрос 33. Чрезвычайная ситуация в медицинской организации.
  • Вопрос 34. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(рсчс). Задачи и основные принципы организации деятельности рсчс. Основные задачи рсчс:
  • Принципы построения и функционирования рсчс:
  • Вопрос 35. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(рсчс).Состав, назначение элементов рсчс, режимы функционирования. Основные органы управления системы рсчс
  • 2.2. Силы и средства системы рсчс
  • Режимы функционирования рсчс
  • Вопрос 36. Силы и средства рсчс наблюдения и контроля.
  • Состав сил и средств наблюдения и контроля
  • Вопрос 37. Силы и средства рсчс ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  • Вопрос 38. Структура сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс России.
  • Вопрос 39. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения.
  • Вопрос 40. Система гражданской обороны, основные направления ее деятельности.
  • Вопрос 41. Структура сил и средств гражданской обороны. Структуры Гражданской обороны
  • Силы Гражданской обороны
  • Вопрос 43. Организация эвакуации населения из зон чс мирного и военного времени.
  • Вопрос 44. Методы контроля и определения опасных и негативных факторов.
  • Вопрос 45. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • Типология защитных сооружений
  • Вопрос 46. Защитные сооружения.
  • Вопрос 47. Индивидуальные технические средств защиты человека.
  • Вопрос 48. Индивидуальные медицинские средства защиты человека.
  • Аптечка индивидуальная.
  • Индивидуальный противохимический пакет.
  • Пакет перевязочный медицинский.
  • Универсальная аптечка бытовая.
  • Вопрос 49.Санитарная и специальная обработка.
  • Вопрос 50. Психотравмирующие факторы чрезвычайной ситуации.
  • Вопрос 51. Особенности развития нервно-психических расстройств у человека в чрезвычайной ситуации.
  • Вопрос 52. Организационные основы оказания помощи при нарушениях психики пострадавшим, медицинскому персоналу и спасателям в чрезвычайных ситуациях.
  • Вопрос 53. Организация медико-психологического обеспечения спасателей.
  • Вопрос 54. Безопасность медицинского труда. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников.
  • Вопрос 55. Вредные и опасные производственные факторы в медицинской деятельности.
  • Вопрос 56. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.
  • Вопрос 57. Система охраны труда в медицинских организациях.
  • Вопрос 58.Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности труда врача.
  • Вопрос 59.Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала.
  • Вопрос 60. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.
  • Вопрос 61. Обеспечение безопасности труда в структурных подразделениях медицинских организаций. Профилактика внутрибольничных инфекций.
  • Вопрос 62.Безопасность медицинских услуг. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы. Формы проявления угроз безопасности пациентов.
  • Вопрос 63. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.
  • Вопрос 64. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций.
  • Вопрос 65. Эвакуация медицинских организаций и пациентов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  • Вопрос 30. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чс мирного и военного времени: определение, содержание, порядок выполнения.

    Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

    1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    2. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

    Розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

    Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

    Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

    Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики в пострадавшего населения в условиях ЧС.

    Другие неотложные работы включают:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

    Санитарная очистка территории в зоне ЧС;

    Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Наиболее приемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АС и ДНР.

    На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития и уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС. На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке производятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР. На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы) и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго-, и водоснабжения, линий связи, медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и предметами первой необходимости. А при радиационном загрязнении, химическом и бактериологическом заражении местности проводится дезактивация, дегазация и дезинфекция (если это не проводилось на 2-ом этапе).

    "