И иного специального назначения. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики Земли которые используются или предназначены для обеспечения
Согласно статье 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли представляют собой земельные участки, которые используются для несельскохозяйственных целей. Объединение указанных земель в рамках одной категории обусловлено тем, что они используются для специальных нужд.
Одним из критериев отнесения земельных участков к этой категории земель является общая цель, для которой используются эти земли, - строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, как правило, имеющих производственное назначение. Другим критерием, на основании которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.
Земли рассматриваемой категории подразделяются на следующие виды:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли для обеспечения обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для указанных специальных задач прежде всего должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, а при отсутствии таковых - сельскохозяйственные угодья худшего качества (ст. 79 ЗК РФ).
В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения. В соответствии со статьей 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в «Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности - это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:
- для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
- предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Для промышленных предприятий характерно наличие больших производственных цехов, высокая численностью персонала, крупногабаритные сборочно-ковейерные линии и т. д. Объекты производственного назначения не могут быть многоэтажными по причине размещения в них тяжелых машин и оборудования. Техника безопасности, нормативы застройки, соображения экологической безопасности не позволяют возводить промышленные здания на ограниченной территории с целью минимизации затрат за счет сокращения площадей.
Обширная производственная инфраструктура занимает значительные по площади земельные участки, непосредственно связанные с производственной деятельностью предприятия. На одного занятого в сфере материального производства работника приходится 200-300 квадратных метров земли. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации проблемы, возникшие из-за несоответствия положений вновь принятого земельного законодательства положениям ранее действовавшего земельного законодательства.
Одна из таких проблем - разграничение земель промышленности и земель поселений. До принятия ЗК РФ статус земель промышленных предприятий в пределах черты поселения оставался не совсем ясным. Статья 75 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года относила к землям застройки земельные участки, застроенные и подлежащие застройке промышленными и иными (жилыми, культурно-бытовыми и т. п.) строениями и сооружениями. В то же время наряду с другими землями специального назначения земли промышленности образовывали отдельный вид земель поселений (ст. 79 ЗК РСФСР).
Следует отметить, что положения Земельного кодекса РСФСР от 1970 года не включали в состав земель специального назначения в пределах черты поселений земли промышленности, не связанной с разработкой недр. Такие земли относились к землям застройки в составе земель городов (ст. 90 ЗК РСФСР от 1970 года). В силу существования социальных и экономических факторов на территории России множество предприятий промышленных отраслей производства или оказались построенными на окраинах городов, либо за период их деятельности городские поселения приблизились вплотную и даже окружили промышленные предприятия. Таким образом, территории ряда предприятий вошли в ранее установленные границы городской черты, и, следовательно, подпадают под предусмотренное статьей 83 ЗК РФ определение категории земель поселений как земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить производственные зоны, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ понимаются земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Положения статьи 88 ЗК РФ внесли существенно конкретизировали признаки, по которым предприятие следует оценивать как промышленное и, следовательно, признавать земельный участок, занятый этим предприятием, землями промышленности.
Однако в статье 87 ЗК РФ все же делается акцент на то, что землями промышленности признаются земли, расположенные за чертой поселений. В то же время указанные в статье 7 ЗК РФ категории земель являются самостоятельными и независящими друг от друга и взаимного расположения. На основании этих положений некоторыми авторами делается вывод о том, что земли промышленности, не входя в городскую черту, могут быть окруженными или примыкающими к землям поселений.
Далее следует вывод о том, что, если предприятие отвечает признакам промышленного предприятия, то такое предприятие с его земельным участком, где бы оно ни располагалось относительно земель поселений, может быть признано землями промышленности, и территория этого земельного участка должна быть исключена из территории земель поселений.
В качестве признаков промышленного предприятия называются следующие признаки:
- предприятие относится к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической, металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
- предприятие обладает санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особыми условиями труда.
Следовательно, если земельный участок, соответствующий указанным требованиям, вошел в городскую черту и ему присвоена категория земель поселений, то собственник вправе обратиться в соответствующий органы власти, определяемые положениями статьи 8 З ЗК РФ, с требованием изменить категорию земельного участка и привести его категорию в соответствие с существующим законодательством. Отказ в переводе земельного участка можно оспаривать в судебном порядке. Однако с указанной позицией нельзя согласиться.
Основные различия в правовом режиме характеризуемых земель вытекают из определений земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения. В статье 87 ЗК РФ четко указано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений в качестве производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон военных и иных подобных объектов. При этом согласно положениям пункта 7 статьи 85 ЗК РФ производственные зоны включают в себя земельные участки, предназначенные для размещения следующих объектов: промышленных, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование; объектов инженерной и транспортной инфраструктур; санитарно-защитных зон. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в пределах зон военных и иных подобных объектов служат территориальным базисом для размещения военных и иных режимных объектов (п. 8 ст. 85 ЗК РФ). В общем правовой режим земельных участков промышленного и иного специального назначения в составе земель поселений подчиняется правовому режиму земель поселений в целом. Отсюда особые требования земельного и градостроительного законодательства к размерам земельных участков для специальных целей, размещению на них построек, благоустройству территории и т. п. с соблюдением градостроительной документации и правил землепользования и застройки. Таким образом, целевое назначение земельных участков не может являться единственным критерием разграничения земель промышленности и земель поселений. Думается, что в этом случае основным критерием выступает местоположение земельного участка относительно городской черты.
В тех случаях, когда целевое использование промышленного объекта или объекта специального назначения, попавшего в городскую черту, не соответствует разрешенному использованию земель поселений в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом, указанные объекты должны не выделяться в самостоятельную территорию, окруженную городской чертой, как предлагается некоторыми специалистами, а выводиться за территорию поселения ввиду приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В случаях когда целевое использование объекта промышленности или иного специального назначения на территории поселения возможно, то его использование должно подчиняться общим правилам, предусмотренным для земель поселений, с учетом территориального зонирования, и, следовательно, такой земельный участок должен быть признан относящимся к землям поселений. Таким образом, в случае если земель участок, на котором расположен промышленный объект, попадает в черту города, то это является основанием для изменения категории земельного участка.
Источник - Инвест-Недвижимость
Развитие производительных сил требует все большего количества земель для развития промышленного производства, энергетики, транспорта, связи, других отраслей экономики и иного специального назначения, которые представляют собой особую правовую категорию земель в составе земельного фонда РФ.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения) признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов указанных направлений деятельности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на следующие основные виды:
- – земли промышленности;
- – земли энергетики;
- – земли транспорта;
- – земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- – земли для обеспечения космической деятельности;
- – земли обороны и безопасности;
- – земли иного специального назначения.
Исчерпывающего перечня указанных земель нет. Земли
промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.
- 1. Земли промышленности и иного специального назначения располагаются за границами населенных пунктов и могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (ст. 24 ЗК РФ).
- 2. В связи с тем, что земли промышленности и иного специального назначения располагаются, в частности, среди земель сельскохозяйственного назначения, необходимо соблюдение такого режима использования этих земель, который исключает негативное воздействие на сельскохозяйственное производство.
Для размещения объектов промышленности и иного специального назначения должны предоставляться в первую очередь несельскохозяйственные земли, а также земли, непригодные для сельского хозяйства, а при отсутствии таковых – угодья худшего качества. Предоставление земель для указанных целей за счет сельскохозяйственных угодий может производиться лишь в случае особой необходимости и при условии, что в данной местности нет других земель, которые могут быть использованы для указанных целей.
- 3. В связи с тем, что строительство объектов специального назначения осуществляется достаточно длительное время, отвод земельных участков осуществляется, как правило, по частям, с учетом очередности строительства и фактического освоения земель.
- 4. Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
- 5. Особенность правового режима земель промышленности и иного специального назначения состоит в множественности органов ведомственного управления ими.
- 6. Субъектами права пользования землями промышленности и иного специального назначения являются государственные предприятия (организации), а также граждане и юридические лица.
- 7. Характерным для земель промышленности и иного специального назначения является установление во многих случаях зон с особыми условиями землепользования и землевладения, а также и права собственности. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
- 8. Земельные участки из состава земель промышленности и иного специального назначения, которые включены в состав зон с особыми условиями использования земель, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, по в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:
- – в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;
- – в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ, – органами исполнительной власти субъектов РФ;
- – в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.
Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Перевод указанных земель или земельных участков в составе этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя, в другую категорию земель допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Здесь необходимо отметить, что в соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки из состава земель промышленности и иного специального назначения, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
- – объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО;
- – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- – объектами организаций ФСБ России;
- – объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- – объектами учреждений и органов ФСИН;
- – воинскими захоронениями;
- – инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Кроме этого, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
- – предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не указанные выше);
- – в границах ЗАТО (не указанные выше);
- – предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- – предоставленные для нужд связи;
- – занятые объектами космической инфраструктуры;
- – расположенные иод объектами гидротехнических сооружений;
- – предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- – загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем охранные зоны изъятых из оборота или ограниченных в обороте указанных земельных участков могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для определенного целевого использования с учетом установленного режима.
Земли промышленности и иного специального назначения характеризуются следующими правовыми особенностями.
- 1. С экономической точки зрения земли промышленности и иного специального назначения, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, используются не в качестве производительной силы (средства производства), а как пространственный базис, место для расположения средств той для иной деятельности специального характера.
- 2. В территориальном отношении земли промышленности и иного специального назначения, в отличие от земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, нс образуют, как правило, единого, масштабного по размерам земельного массива. Эти земли либо вкраплены небольшими участками в земли сельскохозяйственного назначения или земли других категорий, либо проходят через указанные земли узкими полосами (земли железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта и пр.).
- 3. Особенности государственного управления землями промышленности и иного специального назначения заключаются в том, что здесь деятельность органов управления общей компетенции тесно переплетается с деятельностью ведомственных органов управления этими землями. В частности, земли транспорта находятся в ведении соответствующих органов Министерства транспорта РФ: земли железнодорожного транспорта – в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), дорожные земли – в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), земли морского и речного транспорта – в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), земли воздушного транспорта – в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), земли, предназначенные для размещения Вооруженных сил РФ – в ведении Минобороны России, земли для обустройства Государственной границы РФ – в ведении ФСБ России и т.д.
- 4. Субъектами права пользования землями промышленности и иного специального назначения чаще всего выступают государственные учреждения, предприятия и организации, а также предприниматели, которые осуществляют хозяйственное использование земель. Указанные учреждения, предприятия, организации и предприниматели получают эти земли на праве первичного землепользования.
Возможны случаи нахождения указанных земель в пользовании отдельных общественных организаций. В строго установленных законом случаях граждане могут получать во вторичное пользование земельные участки из состава этих земель.
5. Государственные учреждения, предприятия, организации, предприниматели и граждане являются не только субъектами права пользования указанными землями, но в то же время обладают правомочиями внутрихозяйственного управления ими.
На правовой режим земель промышленности и иного специального назначения влияют следующие обстоятельства:
- – объект, под который предоставлен земельный участок из состава земель промышленности и иного специального назначения;
- – правовой статус субъектов, использующих данный земельный участок;
- – особенности земель, на которые распространяется режим земель промышленности и иного специального назначения;
- – обстановка, которая сложилась в данной местности. Так, при введении в данной местности чрезвычайной экологической ситуации осуществляется прекращение или приостановление деятельности данных объектов, если они отрицательно или неблагоприятно влияют на окружающую среду, па здоровье человека и на его генетический фонд; при придании данной местности статуса зоны экологического бедствия допускается лишь деятельность тех несельскохозяйственных объектов, которая связана с обслуживанием проживающего на данной территории населения (железнодорожный, автомобильный транспорт, предприятия пищевой промышленности), деятельность же остальных приостанавливается и т.п.
– строго целевое использование данных земельных участков. Например, земли энергетики нельзя использовать для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к соответствующему целевому использованию этих земель.
Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право аренды гражданами и юридическими лицами свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования; право аренды или безвозмездного срочного пользования юридическими лицами и гражданами отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
- – рациональное использование земель промышленности и иного специального назначения,
выражающееся в том, что:
- а) при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под возводимый объект, которая достигается путем введения соответствующих научно обоснованных нормативов (норм отвода);
- б) при организации территории должно обеспечиваться рациональное размещение элементов соответствующего объекта. При этом рациональная организация территории предприятий является обязательным условием охраны труда;
- в) каждый субъект земельных правоотношений, которому предоставлены земли промышленности и иного специального назначения, обязан осуществлять ее благоустройство, охранные мероприятия, поддерживать их в состоянии, отвечающим целевому назначению (например, в охранных зонах воздушных линий электропередач своевременно проводить на просеках вырубку и кронирование деревьев (лесной растительности), которые могут их повредить);
- – охрана земель сельскохозяйственного назначения. Каждый объект, возводимый на землях промышленности и иного специального назначения, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства, поскольку значительная часть этих земель расположена в сельской местности. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов (ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:
- а) пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводиться в первую очередь в сельскохозяйственное использование, а для специального несельскохозяйственного использования должны отводиться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;
- б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного вида землепользования могут передаваться в определенных случаях гражданам и сельскохозяйственным организациям и предприятиям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохозяйственных целей при наличии возможностей, которые возникают в ходе хозяйственной эксплуатации земель;
- – охрана окружающей среды. Предприятия любой формы собственности, производственного профиля и характера деятельности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной и эффективной работы очистных сооружений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов (ст. 34–53 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
- – охрана самих объектов, для которых отведены земли промышленного и иного специального несельскохозяйственного назначения,
от нарушений со стороны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным режимом, которые:
- а) остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;
- б) наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение уставной производственно-хозяйственной деятельности объектов, находящихся на землях промышленного и иного специального назначения;
- в) служат своего рода "буфером", предотвращающим отрицательное воздействие как от соседних землепользователей на земли промышленного и иного специального назначения, так и наоборот. Например, полосы отвода автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельскохозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог, зараженный вредными веществами от выхлопных газов, вреден и опасен для потребляющего его скота).
Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользований, действует на каждом из этих видов землепользования в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.
Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и обороны, входя в земли одной категории, из-за неоднозначности специфики своего назначения имеют отдельные характеристики и свойства.
Землями этой категории ст. 65 определяются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель указанной категории устанавливается законом. От других категорий земель они отличаются своим основным целевым назначением, которое отображается в наименовании видов этих земель.
Несельскохозяйственное использование земель данной категории – это один из главных признаков, которые характеризуют их правовой режим.
· промышленности;
· транспорта;
· энергетики;
· обороны
· др. назначения.
Критерием такого разделения является характер специальных задач, для осуществления которых и предоставляются соответствующие земельные участки. Правовой режим каждого из названных видов земель регулируются отдельными статьями ЗК (ст. ст. 66-77). Они используются не как средство производства в с/х или лесном хозяйстве, а главным образом как пространственная база, месторасположение средств того или иного видов деятельности не с/х характера.
К землям промышленности(ст. 66) относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.
Вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения ухудшения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные участки и другие природные объекты, в соответствии со ст. 112 ЗК, создаются охранные зоны (санитарно-защитные зоны) .
Кроме того, вокруг промышленных объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышения уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объектов от территории жилой застройки создаются санитарно-защитные зоны (ст. 114 ЗК). Эти зоны имеют особый правовой режим, в соответствии с законом.
К землям транспорта (ст. 67) относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.
Действующее законодательство (Закон «О транспорте») закрепляет возможность установления охранных зон с особенными условиями использования земель с целью обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных предприятиям транспорта.
К землям ж/д транспорта (ст. 68) принадлежат земли полос отвода ж/д под ж/д полотном и его обустройством, станциями со всеми сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, колейного, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водо-обеспечения, канализации; под защитными и закрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и сооружениями и др. сооружениями, необходимыми для обеспечения работы ж/д. Правовой режим регулирует Закон Украины «О ж/д транспорте».
Для обеспечения в пределах полос отвода нормальной эксплуатации ж/д колей, ЛЭП и связи, других приспособлений и объектов общего пользования, а также в местах, где есть опасность сдвига, обвалов, размывов, селей, снегозаносов и др. опасных влияний, устанавливаются охранные зоны.
Земли морского транспорта (ст. 69) – земли под:
А) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, устройствами, объектами обще портового и комплексного обслуживания флота;
Б) гидротехническими сооружениями и способами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами и т.п.
Земли речного транспорта (ст. 70) –это земли под:
А) портами, спец. причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, которое обслуживает речной транспорт;
Б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
В) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-техническими зданиями;
Г) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
Д) зданиями, береговыми навигационными знаками и др. сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями и т.п.
К землям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71) относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, СТО, АЗС, АТП и заводами, и т.п.
К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенных в границах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, которые находятся за границами полос отвода, если на них расположены сооружения, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог, а именно:
· параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения и т.п.
· площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
· здания (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
· защитные насаждения.
Правовой режим земель определяется Законом «Об автомобильном транспорте».
К землям авиационного транспорта (ст. 72) относятся земли под:
А) аэропортами, аэродромами, отдельными сооружениями (объектами управления воздушного движения, и т.п.), служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, которые обеспечивают работу авиационного транспорта;
Б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы со всеми обслуживающими сооружениями и зданиями;
В) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами и др. площадками для эксплуатации воздушных судов;
Г) служебными объектами, которые обеспечивают работу авиационного транспорта.
Воздушный кодекс регулирует вопросы использования земель, предоставленных для этого вида транспорта.
К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки (ст. 73), предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения (транспортировка углеводов, химических продуктов, воды и др. веществ), а также под наземные сооружения подземных трубопроводов. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны .
Общественные отношения в области функционирования трубопроводного транспорта регулируются законами «О транспорте», «О трубопроводном транспорте» и др. актами законодательства Украины.
К землям городского электротранспорта относятся земли (ст. 74):
Под отделенными трамвайными путями и их оборудованием, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллейбусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.
Общественные отношения в области функционирования этого вида транспорта регулируются Законом «О транспорте», др. нормативными актами..
К землям связи относятся земельные участки (ст. 75):
Земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи, которые проходят за населенными пунктами, а также вокруг излучающих сооружений теле радиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны .
Общественные отношения в области связи регулируются Законом «О связи» и др. нормативными актами.
Земли энергетической системы определяются земли (ст. 76), предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к потребителю. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны .
Общественные отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием электроэнергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, регулируются Законом Украины «Об электроэнергетике».
Землями обороны определяются земли (ст. 77), предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных учреждений. Предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством. Вокруг воинских и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и др. зоны с особым режимом использования.
3. Порядок изменения целевого назначения земельных участков
Изменение целевого назначения земельных участков, согласно ст. 20 пункту 2 ЗК Украины, проводится на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или предоставлении в пользование, об изъятии (выкупе ) земель и утверждении проектов землеустройства или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Особый порядок изменения целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности юридических или физических лиц, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 502 «Об утверждении порядка изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц».
Изменение целевого назначения земельного участка проводиться после подачи собственником заявления или ходатайства в сельский, поселковый или городской совет, если участок расположен в пределах населенного пункта, или в районную госадминистрацию, если участок расположен за пределами населенного пункта.
Соответствующий сове т или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и, в случае согласия на изменение целевого назначения земельного участка, дает разрешение на подготовку проекта его отвода. При этом выполняется:
- составление проекта отвода земельного участка, если изменению подлежит его часть ;
- пересогласование проекта отвода, если изменяется целевое назначение всего участка.
Районная госадминистрация дает согласие на изменение целевого назначения земельного участка, расположенного за пределами населенного пункта, если:
Такое изменение связано с использованием в дальнейшем данного участка для сельского хозяйства, ведения лесного и водного хозяйства;
Для строительства школ, больниц, предприятий торговли или других объектов, предназначенных для обслуживания населения.
Если цель изменения иная, районная госадминистрация готовит свои выводы и подает их в Совет министров АРК или областную администрацию . Эти органы после рассмотрения принимают решение о возможности изменении целевого назначения участка.
Если речь идет об изменении целевого назначения участков пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов 1 группы площадью свыше 1 га или участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, или особо ценных земель, то решение принимается Кабинет Министров Украины, по представлениям Совета министров АРК или областных госадминистраций.
Отказ изменять целевое назначение должен быть обоснован законодательным актом министерства градостроительства или решением органа землеустройства.
ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Настоящей главой определены основы правового режима земель, выполняющих одну из наиболее важных функций как в экономике России, так и в обеспечении фундаментальных научных исследований и безопасности. Несмотря на разные виды использования, все эти земли включены земельным законодательством в одну категорию 1 .
Специфика использования земель данной категории связана с тем, что они являются прежде всего основной территорией для размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Это накладывает особый отпечаток на правовое регулирование использования данных земель.
В состав земель промышленности входят также и земли, используемые для целей недропользования.
Общие положения о владении, пользовании и распоряжении землями промышленности и иного специального назначения изложены в главе 16 Земельного кодекса РФ.
Земельным кодексом РФ определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категорией, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например, для нужд обороны не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.
Понятие земель Состав и понятие земель промышленности данной категории и иного специального назначения определен
ст. 87 Земельного кодекса РФ.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями
1 ЗК РФ. Ст. 7.
иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений.
То, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне черты поселений, означает, что на такие земли внутри поселения распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель поселений как отдельной категории.
Состав земель Земли промышленности и иного назначения
промышленности используются или предназначены:
и иного для обеспечения деятельности организаций;
назначения эксплуатации объектов промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.
К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооружениями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервированные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Конечно, нормы об обороте земельных участков, как недвижимых вещей, дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но возможность заранее «зарезервировать» земельный участок для запланированного расширения предприятия или размещения оборонных объектов упрощает задачу.
В целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов Земельным кодексом РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не
изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка, входящего в границу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим лицам.
К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов.
Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, все виды деятельности, требующие определенного пространственного базиса, перечислить в нормативном документе невозможно, и в этом нет необходимости. Однако данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.
Право Как установлено Земельным кодексом, права
собственности на земельные участки промышленности
и иные права и иного специального назначения у участни-
ка земли ков земельных отношений возникают по ос-
промышленности
нованиям, предусмотренным ЗК РФ, феде-
и иного
ральными законами и законами субъектов
назначения Российской Федерации.
Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности.
Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной категории земель допускает возможность предоставления земель всем собственникам.
Так, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются исключительной федеральной собственностью".
Кроме того, ст. 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что основанием вне-
1 Право федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности на земли промышленности и иного назначения возникает в порядке разграничения государственной собственности на землю. До этого момента земли находятся в «неразграниченной» государственной собственности. - Прим. авт.
сения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.
В собственности субъекта РФ, согласно ст. 4 и 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», могут находиться земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации.
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки промышленности и иного назначения, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.
Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, распределяется следующим образом.
В отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности, порядок использования, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Основным препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ 1 . Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991 - 1994 гг. В настоящее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
1 ЗК РФ. Ст. 27.
Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.
В целом в собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким землям, прежде всего из земель обороны, относятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организаций Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные участки, не указанные в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;