Все о тюнинге авто

Земельный строй и земельные отношения. Правовое регулирование земельных отношений Земельные отношения отношения по использованию

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Землепользование – самая ранняя историческая форма обладания землёй для производственных целей без обособления права на неё кого-либо из пользователей. Землевладение как форма частной собственности стало складываться в результате развития производительных сил, изменения экономических отношений и с расслоением общества на тех, кто монопольно владел землёй, и тех, у кого её не было.

Земля является важнейшим, компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счёту могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что предметом земельного права являются две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Как и другие отрасли, Земельное право имеет свой особый (специфический) метод правового регулирования земельных отношений .

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землёй (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправия сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по её использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и её субъектов. При этом земельное законодательство выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. ст. 9и 72, большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Особое взаимодействие существует между гражданским и земельным правом. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми» .

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).


См. подробнее об этом: Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник. – М., 2002. С. 11-13; Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 6-9.

Под земельными отношениями как предметом правового регулирования понимается определенная совокупность общественных отношений, объектом которых оказываются блага, предоставляемые обществу землей.

Общественные отношения по поводу земли многообразны, и взаимосвязь этих отношений достаточно сложна. Это оказывается одной из причин того, почему не всегда просто выделить тот или иной круг отношений по поводу земли для специального правового регулирования. Однако выявление круга этих отношений, работа по определению их особенностей и градации важна именно для выбора и установления способа правового воздействия.

Большинство авторов при определении понятия земельных отношений как предмета правового регулирования согласны с тем, что это объективно сложившиеся в обществе отношения по поводу земли. Земельные отношения предстают в этом случае в виде единой обширной группы, объединенной одним материальным объектом, на который направлена человеческая деятельность.

Так, учебником "Земельное право" под редакцией В.В. Петрова земельные отношения определены как волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю*(1). Н.Г. Станкевич также понимает под земельными отношениями волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта хозяйственной и иной деятельности*(2). Данное понятие отражает три основных момента, позволяющие определить круг земельных отношений, которые могут быть предметом регулирования. Это - общественные отношения, это - отношения волевые, и, наконец, объектом этих отношений является земля.

Ю.Г. Жариков к земельным отношениям как предмету земельного права относит отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и использовании обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель*(3). Автор в данном случае акцентирует внимание на том, что земельными отношениями могут быть любые отношения, связанные с использованием земель, которое можно считать эффективным. С.А. Боголюбов в качестве предмета правового регулирования называет землепользование как вид общественных отношений, при этом обращает внимание на проблемы, возникающие в обществе в связи с реализацией этих отношений, как одну из основных предпосылок специального обращения к этим отношениям правом*(4).

Р.К. Гусев под земельными отношениями понимает волевые осознанные общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые характеризуются триединством цели - обеспечение наиболее рационального использования земель; охрана земель; обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц*(5).


В представленных определениях, как представляется, нет принципиальных расхождений. Авторы акцентируют внимание на разных аспектах этого круга отношений. Так, понятие, приведенное в учебнике под редакцией В.В. Петрова, а также учебнике Н.Г. Станкевич, можно считать наиболее общим и наиболее распространенным в учебной литературе. Ю.Г. Жариков приводит понятие земельных отношений, включая в него описание отдельных видов, отличающихся по сути и характеру. С.А. Боголюбов оценивает основную сущность всего круга отношений, который, по мнению автора, дает основания для выделения их в качестве особого вида. При этом "отношения землепользования" и "отношения по поводу земли" в качестве определения земельных отношений не следует рассматривать как абсолютно разные. Отношения землепользования - это не только деятельность по физическому воздействию на землю, хотя именно эта деятельность - стержень всех отношений по поводу земли. Такое представление о данном понятии дает основания для необоснованного сужения всего круга отношений. Отношения землепользования скорее следует рассматривать как всю совокупность отношений в обществе, направленных на воздействие на земельную территорию с целью ее изменения. Р.К. Гусев приводит такое основание объединения земельных отношений в единое понятие, как единство цели их правового регулирования.

Нормативные правовые акты постоянно обращаются к категории "земельные отношения" при определении участников, объекта или круга этих отношений. При этом в основе нормативного понимания земельных отношений находится норма ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение отношений по поводу земли, данное в ст. 3 ЗК, связало это понятие с земельным законодательством. Исходя из положений ЗК*(6), земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 2 ЗК установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, согласно той же статье ЗК, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Таким образом, согласно ЗК земельные отношения - это отношения по поводу использования и охраны земель. Регулирование этих отношений должно осуществляться Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ЗК, а также нормами земельного права, закрепленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Что следует понимать под нормами земельного права и есть ли отличия между нормами земельного права и нормами земельного законодательства, ЗК не поясняет. Но законодатель, устанавливая положение, согласно которому "нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 1 ст. 32 ЗК), стремился охватить как нормы, закрепленные нормативными правыми актами земельного законодательства, так и нормы, регулирующие земельные отношения, закрепленные в нормативных правовых актах иных отраслей российского законодательства. Это согласуется с общими представлениями о нормах законодательства и права. В этом направлении движется применение ст. 2 ЗК. Теоретические споры о наличии или отсутствии земельного права как отрасли на правоприменительную практику в данном случае не влияют*(7).

Четкому определению земельных отношений как особого вида отношений не способствует, к сожалению, отсутствие однозначного толкования категории "использование земель". Эта категория закреплена ЗК как основной критерий отграничения земельных отношений от иных. Так, при установлении требований использования земли в целях их охраны*(8) или если речь заходит об использовании земельных участков*(9), мы понимаем, что речь идет преимущественно о регулировании отношений, связанных с непосредственным воздействием на земельный участок. Но содержание ст. 3 ЗК в целом наводит на мысль о том, что использование земель как часть земельных отношений представляет собой нечто большее, чем только физическое воздействие на землю. В частности, п. 3 той же ст. 3 ЗК, указывает на то, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, иным природноресурсным законодательством. Это, а также нормы ЗК (ст. 22, 23, 24, 30 и др.), регулирующие отношения по приобретению и отчуждению земельных участков, указывают на то, что в круг земельных отношений законодательством включены и отношения по поводу перехода земель от одних лиц другим. Таким образом, под отношениями по использованию земель в смысле ст. 3 ЗК следует понимать в широком смысле деятельность, объектом которой является земля. Следует заметить, что и правовая практика в целом подтверждает эту точку зрения и относит к земельным отношениям общественные отношения в области пользования земельными участками, управления землей, охраны земель и оборота земель. В то же время с тем чтобы не было разночтений, целесообразно было бы при регулировании земельных отношений ЗК и другими нормативными актами, не применять термин "использование" в разных значениях.

Кроме определения субъектов (участников) и объектов земельных отношений (ст. 5, 6 ЗК), ЗК и иные нормативные акты уделяют внимание определению различных видов земельных отношений. Причем самая общая градация в целях определения круга отношений, регулируемых земельным законодательством, установлена той же ст. 3 ЗК.

Земельный кодекс РФ особо обратился к тем отношениям по поводу земли, которые возникают в связи с использованием тесно связанных с землей объектов. В ст. 3 ЗК указано, что к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются нормы соответствующего отраслевого законодательства*(10). Таким образом, ЗК подтверждает, что перечисленные отношения земельными отношениями не являются. К земельным отношениям не относит законодатель и отношения по поводу иной, кроме земельного участка, недвижимости.

Тем не менее, нельзя не обнаружить, насколько сложно и на практике, и при законодательном регулировании разграничить и соотнести между собой эти отношения (как и лежащие в их основе интересы). Многообразие отношений, объектами которых является не только земля, но и тесно связанные с ней иные предметы материального мира, оказывается причиной постоянных дискуссий о механизмах правового регулирования. Фактически российское законодательство, при определении механизма воздействия на земельные и смежные с ними отношения, признает различие в интересах, направленных на землю и на объект, на ней расположенный.

Заметим, что ранее ряд авторов считали, что в состав земельных отношений следует включать также отношения, объектами которых являются недра, леса, воды*(11), а также животный мир и атмосферный воздух, естественная (помимо лесов) растительность*(12). Действующее правовое регулирование земельных отношений отказывается от этого варианта.

В то же время лесное законодательство с принятием Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) в 2006 году сделало шаг к тому, чтобы вывести из состава лесных отношений отношения по поводу лесных участков. Лесные участки, согласно понятию, данному ЛК, несмотря на отличия в их образовании, объявлены разновидностью участков земельных. Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК) также исключил из состава самостоятельных объектов водные объекты, находящиеся в границах земельного участка. Не до конца решен вопрос регулирования использования земельного участка и расположенного под ним участка недр. Тем не менее можно сказать, что со времени принятия ЗК законодатель, внеся изменения в водное и лесное законодательство, содержание земельных отношений фактически расширил. Это, по сути, должно означать и расширение действия земельного законодательства. Хотя, как мы понимаем, общий принцип разграничения земельных, лесных, водных отношений, отношений по поводу использования недр в законодательстве остается в силе.

Отсутствуют пока что основания считать, что законодательство воспринимает в полной мере и идею, согласно которой отношения по поводу земельных участков следует рассматривать только как отношения по поводу недвижимости*(13). За этим логически должно следовать исключение отношений по поводу земельных участков из состава земельных отношений как предмета регулирования земельным законодательством. Дискуссии и развитие законодательного регулирования говорят о том, что многие вопросы этого круга еще не нашли однозначных ответов.

Так, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками законодатель выделил в особый вид отношений. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Заметим, что в этом случае определение этих отношений как особого вида вполне оправдано. Это отношения по поводу использования конкретных объектов земельных отношений - земельных участков.

ЗК именовал данный вид отношений имущественными, имея в виду признание земельного участка недвижимым имуществом. Но, как представляется, признанием очерченного круга отношений по поводу земельных участков имущественными законодатель не имел в виду отказать данному кругу отношений в статусе отношений и земельных (в противном случае объяснения содержания не только ст. 3 ЗК, но и заложенных в Кодексе принципов регулирования отношений данного круга оказываются противоречивыми). Но при этом законодательством определено, что эти отношения являются предметом регулирования как земельным, так и гражданским законодательством.

Можно сказать, что различие во мнениях заключается в том, могут ли отношения по поду владения, пользования и распоряжения земельными участками быть одновременно предметом регулирования земельным и гражданским законодательствомили же эти отношения надлежит считать предметом регулирования одной отраслью законодательства.

Возражения при этом вызывает возможность включения имущественных по своему характеру земельных отношений в состав предмета регулирования законодательством земельным, поскольку все имущественные отношения - предмет регулирования гражданского законодательства*(14).

Обращаясь к этой дискуссии, хотелось бы заметить, что она является частью общего спора о способах правового воздействия на отношения по поводу земли, которые длятся уже давно и имеют свою историю. Смеем заметить, что для правоведов, специализирующихся в области земельно-правового регулирования, ценность земельного законодательства и права как самостоятельной отрасли заключалась в возможности его использования в качестве инструмента комплексного правового воздействия на избранный круг отношений*(15). В этой связи частноправовой характер взятых в отдельности норм о владении, пользовании и распоряжении земельных участков не вызывает сомнений, как и публично-правовой характер норм о государственном земельном контроле или кадастровом учете земельных участков*(16). Однако для достижения цели правового регулирования земельных отношений существенным оказывается не только характер норм, но и их взаимосвязь и совместное воздействие на конкретные отношения.

Данный подход определяет назначение закрепления в праве специальных частноправовых и публично-правовых норм об использовании земли, а также основания и степень их взаимодействия. При этом целью установления определенных правовых механизмов регулирования земельных отношений оказывается (как уже неоднократно говорилось) обеспечение при использовании земли в обществе баланса публичных и частных интересов.

В целом земельные отношения в целях определения правовых средств воздействия на них следует рассматривать как совокупность связанных между собой устоявшихся видов общественного взаимодействия, направленных на удовлетворение определенных потребностей и интересов посредством использования земли.

В то же время выбор направлений правового регулирования использования земли не в последней степени зависит от того, считает ли общество какие-то из существующих земельных отношений приоритетными или ценность всех видов использования земли считается равной. В этом смысле в основе правового регулирования земельных отношений может оказаться как признание приоритета имущественных земельных отношений, так и признание приоритета взглядов на землю как природный объект. Как мы пониманием, способы правового воздействия на земельные отношения в том и другом случае не будут одинаковыми. История нашей страны и иных государств содержит разные варианты решений. Многое при этом может зависеть от особенностей развития государства, от воли действующей государственной власти, от представлений общества о земельных отношениях.

Прежде чем обратиться к вопросу о возможных способах деления земельных отношений на виды, напомним, что за земельными отношениями признаны и собственные критерии определения их состава. Так, уже ранее замечено, что круг отношений, считающихся земельными, во многом зависит от той роли, которую играет в обществе земля. Кроме того, известно, что, выстраивая отношения по поводу земли, следует считаться с целым рядом особенностей этого материального явления, в том числе с тем, что это ограниченный в пространстве нерукотворный природный объект; что этот объект составляет основу существования всего живого на земле. Эти и другие свойства земли не могут не оказывать воздействия на формирование общественных земельных отношений.

Как считаем, все земельные отношения можно условно подразделить на две большие группы, тесно связанные между собой - отношения по поводу присвоения земли и отношения по поводу использования ее полезных свойств. Основная ценность земли для общества заключается именно в эксплуатации полезных свойств земли или предоставляемых землей благ. Но использование этих благ, распространение на землю тех или иных общественных интересов возможно преимущественно путем присвоения определенной земельной территории.

Таким образом, можно сделать несколько выводов о том, как видит современное право земельные отношения и какие сущностные свойства этих отношений оно намерено поощрять и защищать.

Земельные отношения - это отношения, обеспечивающие деятельность по удовлетворению совокупности человеческих потребностей и интересов, если для их реализации необходима земля.

Земельные отношения выстраиваются при сочетании общественных интересов и законных интересов граждан.

Осознанной общественной ценностью земли является то, что она составляет основу жизнедеятельности людей вообще и народов, проживающих на конкретной территории, в частности.

Отношения по поводу земли должны выстраиваться при сознании того, что земля как материальный объект, на который направлена человеческая деятельность,

сочетает в себе сущностные экологические качества, которые выражаются в признании земли природным объектом, а также экономические качества, выраженные в признании земли природным ресурсом и недвижимостью.

План

Семинарского занятия по Земельному праву России

(для студентов дневного отделения ФДО ННГУ)

1. Предмет и система Земельного права

1.1. Роль Земли в системе общественных отношений

1.2. Понятие и предмет Земельного права

1.3. Соотношение Земельного права с другими отраслями российского права

2. Понятие и состав Земель в РФ

3. Понятие Земельного участка и порядок образования земельных участков

4. Право собственности на землю (понятие, формы, содержание)

5. Иные права на земельные участки (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

6. Сделки с земельными участками

7. Плата за землю

8. Земельный кадастр, земельный контроль, землеустройство, мониторинг земель

9. Юридическая ответственность за земельные правонарушения.

Роль Земли в системе общественных отношений

Выделяют следующие основные функции земли (по Р.К. Гусеву):

1. Политическую , т.е. земля определяет ограниченные преде­лы государственного территориального суверенитета РФ. Земля выступает в качестве пространственно - террито­риального базиса, т.е. как место размещения зданий,строений, сооружений и иных объектов.

2. Социальную - земля, как и другие природные ресурсы, выступает основой жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

3. Экологическую - земля является неотъемлемой составной частью экологических систем природы и природной среды в целом и играет огромную роль в поддержании баланса в природе (круговорот веществ и т.д.).

4. Экономико-производственную - земля выступает в качестве основного средства производства, производительной си­лы в сельском и лесном хозяйстве.

Изучение земельного права, безусловно, необходимо на­чинать с изучения особенностей его предмета, т.е. самих зе­мельных отношений. Специфика же земельных отношений как предмета правового регулирования во многом определя­ется особенностями объекта этих отношений - землей.

В.В. Петров 1 выделяет следующие особенности земли как объекта земельных отношений:

§ присущее земле свойство плодородия , которой обладает ее поверхностный слой - почва и которое в значительной степени определяет собой потребительную стоимость земли, т.е. ее полезность и способность выступать в каче­стве основного средства производства в сельском и лес­ном хозяйстве;

§ земля представляет собой «вечное средство производства» , поскольку ее естественная производительная способ­ность, в отличие от других средств производства (станки, оборудование и др., которые сначала морально, а потом и физически устаревают и выходят из хозяйственного оборота), сохраняется и даже увеличивается при рацио­нальном ее использовании;

§ для земли характерна пространственная ограниченность . Поверхность земли не может быть произвольно расшире­на, что означает необходимость и возможность использова­ния земли в тех пространственных пределах, которые опре­делены природой.

§ с пространственной ограниченностью земли тесно свя­зана такая особенность, как постоянство ее местонахожде­ния , что обусловливает необходимость эксплуатации зе­мельного участка там, где он расположен.

§ особенностью земли является и ее незаменимость , т.е. невоз­можность использовать вместо нее при современном уровне развития производительных сил какие-либо иные средства производства, например, в сельском хозяйстве. Конечно, вы­ращивать сельскохозяйственную продукцию можно и в ис­кусственном грунте с применением современных техноло­гий (гидропоника, искусственный микроклимат и т.п.), од­нако трудно представить ситуацию, когда в больших мас­штабах естественные почвенные ресурсы заменяются неко­ей синтетической почвой.

§ природная неоднородность, что обусловило разделение все­го Земельного фонда России на семь разных категорий по целевому назначению, о чем будет сказано ниже;

§ важной отличительной особенностью земли является и то, что она представляет собой неотделимую часть (компо­нент) природной среды, что накладывает отпечаток на ха­рактер регулирования земельных отношений (например, налагает на субъектов земельных отношений дополни­тельные обязанности, чтобы не нанести ущерба другим природным объектам и природной среде в целом при
эксплуатации земельных ресурсов).

По мнению Б.В. Ерофеева 1 , земля как объект правового регулирования играет троякую роль. В экологическом пони­мании земля - это природный объект, составная часть окру­жающей среды, тесно связанная с другими природными объ­ектами (лесами, водами и др.). С экономической точки зрения, земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельно­сти людей и является источником удовлетворения разнооб­разных потребностей человека. В социальном отношении земля является объектом собственности и может принадле­жать на праве собственности и на иных правах различным субъектам общественных отношений. Им же отмечено 2 , что земля представляет собой достаточно сложный хозяйственный объект, характеризующийся разнообразными свойствами и в силу этого охватываемый различными отраслями права.

О.И. Крассов указывает, что земельные отношения пред­ставляют собой отношения по поводу использования не только поверхности земельного участка, но и объектов недвижимости, находящихся на участке и под его поверхностью 1 . Он также счи­тает, что «чисто» земельных отношений практически не сущест­вует, за исключением отношений по поводу использования зем­ли для растениеводства, выращивания сельскохозяйственных культур, требующих ежегодной культивации.

Таким образом, можно определить предметом земельно­го права совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в сфере (возникающих по поводу) исполь­зования и охраны земель как природного ресурса и сред­ства производства и получивших название земельных отношений.

В соответствии со ст. 3 (ч. 1) действующего Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30 октября 2001 года, зе­мельное законодательство регулирует отношения по исполь­зованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (земельные отношения). В то же время, согласно ч. 3 этой же статьи Земельного кодекса, имуществен­ные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами.

К сожалению, в настоящее время в земельном законода­тельстве отсутствуют четкое юридическое определение понятия «земля», что затрудняет определение предмета земельного права. Значение данного термина раскрывается в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины и определения», согласно которому земля - это важнейшая часть окру­жающей природной среды, характеризующаяся про­странством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения пред­приятий и организаций всех отраслей народного хозяй­ства. Хотя приведенное определение и имеет определен­ное практическое значение - например, при разрешении земельных споров и в ряде других случаях, - но в силу узкоцелевого назначения ГОСТов оно не снимает по­требности в разработке понятия «земля» как объекта правовых отношений.

В то же время, Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре», а позднее -действующим Земельным кодексом РФ введено понятие «земельного участка», под которым понимается часть по­верхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в уста­новленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхно­стью земельного участка, если иное не предусмотрено за­конами о недрах, об использовании воздушного простран­ства и иными федеральными законами. Очень часто вместо понятия «земля» употребляют тер­мин «почва» которая представляет собой поверхностный плодородный слой земной коры, образующийся и разви­вающийся в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, горных пород, являющий­ся самостоятельным природным образованием, толщина которого колеблется от нескольких миллиметров до 2-3 метров.

Представляют собой взаимодействия между физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями и государственными органами, направленные на оптимальное владение, пользование, распоряжение и охрану земельных территорий, как необходимых элементов жизнедеятельности людей, проживающих в пределах одной страны. Понятие и виды земельных правоотношений регулируются Конституцией РФ ( , ), а также рядом федеральных законодательных актов, к числу которых можно отнести:

Надо сказать, что данные законы – основные, но не единственные нормативные правовые акты, регулирующие обширный круг земельных правоотношений.

Сторонами (субъектами) земельных отношений вправе выступать юридические и физические лица, органы муниципалитетов, государственные структуры. При этом, законом предусмотрены конкретные статусы сторон:

  • – это лицо, использующее земельную территорию на основании соглашений аренды, субаренды;
  • – лицо, использующее участок на основании пожизненного наследуемого владения;
  • – лицо, имеющее на пользование чужой земельной территорией;
  • – лицо, которое может пользоваться земельными территориями на основании прав по безвозмездному либо постоянному пользованию;
  • – лицо, являющееся законным собственником данной территории.

Все указанные лица (кроме обладателей сервитута) признаются правообладателями земельного участка .

Земельные отношения по характеру правового регулирования

Земельное право предусматривает две методики регулирования взаимоотношений: диспозитивную и императивную . Каждая из методик обладает общими и специфическими особенностями.

В основу императивной методики заложено закрепление обязанностей, запретов, подлежащих исполнению. Данный способ регулирования имеет большое значение для содержания земельных прав. Установленные законодательными документами обязанности для сторон земельных правоотношений исключают отклонения в их выполнении. В случаях невыполнения сторонами указанных обязанностей или появления признаков уклонения от их выполнения, последует наказание в рамках действующего закона.

Создание запретов – это начертание границ должных и возможных линий поведения для сторон земельных взаимоотношений. Данные действия позволяют:

  • пресечь возможность сторонам взаимоотношений реализовать свои цели и желания в ущерб государственным и общественным интересам;
  • предоставить сторонам способы выполнения возложенных обязанностей и достижения результатов, не противоречащих интересам государства и общества.

При диспозитивной методике сторонам взаимоотношений даётся свобода выбора способа реализации поставленных задач. Существует 3 типа диспозитивной методики урегулирования земельных взаимоотношений:

  1. Рекомендательный. Позволяет участнику самому выбрать альтернативную линию поведения при выполнении возложенных задач. Поэтому, например, рекомендации, которые даёт государство, лишь способствуют правильному выбору решения.
  2. Делегирующий. Предоставляет участнику свободу в очерченном кругу полномочий.
  3. Санкционирующий. Позволяет участнику самостоятельно принять решение о внедрении в жизнь своих полномочий и представить его на утверждение госструктурам. Лишь только после этого решение субъекта обретёт юридическую силу.

Земельные отношения по характеру выполняемой функции

Земельные взаимоотношения по характеру выполняемой функции делятся на две группы: правоохранительную и регулятивную . Каждая из групп наделена некоторыми нюансами.

Регулятивные взаимоотношения отражены в нормах земельного права. Они устанавливают особый порядок действий, которые выполняют стороны таких взаимоотношений.

Правоохранительные взаимоотношения имеют существенное отличие от регулятивных. Основным отличием является причина их возникновения. Такие взаимоотношения появляются в случаях, когда одна из сторон уклоняется от установленных норм законодательных документов в области охраны земли. Тогда и возникает необходимость оказать на субъект юридическое воздействие. Также отношения могут возникнуть в ситуации, когда лишь появилась угроза нарушения земельных законов. Поэтому с целью предупреждения совершения противоправных действий, органом, уполномоченным на осуществление контроля в данной сфере проводятся охранительные мероприятия.

Земельные отношения по целевому назначению

Виды земельных правоотношений по целям использования определяются исходя из принадлежности земель к определенным категориям. Существуют следующие группы земель:

Среди экономических (производственных) отношений особую роль играют земельные отношения. Земля испокон веков считается одним из основных источников обеспечения богатства, высокого социального положения и власти. На ней строятся жилые объекты, она лежит в основе производства продуктов питания и экономической деятельности. Земля является одним из главных источников создания возможностей трудоустройства в сельской местности и становится всё более дефицитным ресурсом на городских территориях.

Земля - ограниченный производственный ресурс, а также особый вид богатства (материальной ценности), обладающий, способностью накапливать и увеличивать свою ценность с течением времени при условии рационального пользования и осуществлении технологических инвестиций.

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав и структуру. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.

Земельные отношения являются важнейшей частью сферы общественных отношений, связанных с особым объектом, - землей. В реальной практике земельные отношения выступают в виде организационных, экономических, юридически закрепленных связей людей и организаций по поводу земельных ресурсов. Как особая часть общественных отношений, земельные отношения зависимы от социально-экономических форм государственного устройства, социально-экономического курса, который реализуется в обществе, и от общих целей, которые перед собой ставит и к которым направлено его развитие.

В разные периоды времени земельный вопрос вызвал острейшие споры. Во всех случаях стоял вопрос форм землевладения, отношения к общинному землепользованию. И во все времена земельные отношения представляли собой продукт земельной политики, которая в свою очередь - производная от общеэкономической политики государства, реализующих ее установок и программ.

Под земельными отношениями понимается система связей (в данном случае физических и юридических лиц) по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. Содержательной частью этих связей выступают земельные площади и продукт земледельческого труда в их натуральной и стоимостной формах.

Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли. Объект земельных отношений - земельный участок, как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения.

Механизм экономического регулирования земельных отношений представляет собой сориентированную комплексную внутренне увязанную систему рычагов и стимулов, воздействующих в нужном для страны направлении на интересы. Правовой основой механизма является Законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации.

Основными направлениями развития земельных отношений с точки зрения концентрации земли в эффективно работающих хозяйствах всех типов являются ее аренда, расширение рыночного оборота и ипотеки с постепенным вовлечением в этот оборот земель всех типов хозяйств. Но для этого необходимы: формирование реального рыночного механизма, четкое государственное регулирование земельных отношений, в том числе рынка земли; адекватное законодательное закрепление такого регулирования. Правовой вакуум в сфере земельных отношений требует ускоренного приятия Земельного кодекса. Именно в нем должны быть заложены основные принципы регулирования отношений собственности на землю, формирования цивилизованного, регулируемого государством земельного рынка.

Решая сегодня вопрос о собственности на землю, ее купле-продаже, надо исходить в первую очередь из основной цели земельной политики - обеспечения наиболее эффективного использования земли как главного экономического ресурса сельскохозяйственного производства. Не следует вместе с тем абсолютизировать и идеализировать частную собственность на землю. Неограниченная частная собственность на землю может препятствовать ее эффективному использованию, приводить к спекуляции и росту класса рантье. Основой социально-экономических преобразований в аграрном секторе должна стать многоукладная экономика со всем многообразием форм собственности, прежде всего, собственности на землю.

Аграрный сектор последние два столетия находится в постоянной череде реформ, однако ни одна из них не была доведена до конца и не решила столь важного для развития страны вопроса, потому что все аграрные реформы осуществлялись без глубоко продуманной концепции. .

Литература:

1. Лукьянчикова М.О. Земельная собственность как основа формирования земельных отношений в сельском хозяйстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - №2. – 2012. С. 34-39

2. Коробейников М. Реформирование земельных отношений в России // Вопросы экономики. - №3. – 2001. С.135-139.