Все о тюнинге авто

Безопасность опасных объектов. Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов Что такое эксплуатация опо

Вопрос: На участке буровых работ при строительстве скважины работают одновременно несколько организаций, обычно это: Заказчик (Недропользователь), Генеральный подрядчик, Субподрядчики (на раздельные сервисы). В соответствии с п. 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. N 606), при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - эксплуатирующая организация).

В связи с чем, прошу Вас разъяснить, какая организация в данном случае признается организацией, эксплуатирующей участок буровых работ? Также прошу разъяснить, необходима ли нашей организации, как генеральному подрядчику, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при работе на участке буровых работ, относящемуся к III классу опасности?

Ответ Ростехнадзора

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса по вопросам в обращении от 25.08.2014 № 17/03-2014 сообщает.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты (далее-ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее - Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом .

Организации, оказывающие услуги на основании договора, который подразумевает предоставление персонала, имеющего соответствующую квалификацию для оказания договорных услуг, в том числе по бурению скважин, не могут зарегистрировать в своем составе опасный производственный объект. Такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в составе организации-владельца объекта.

На основании изложенного, договор, предметом которого является только оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, заключенный между собственником опасного производственного объекта и юридическим лицом, соблюдающим требования промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта, не будет являться «иным законным правом» по смыслу п. 15 Регламента.

При регистрации «Участка ведения буровых работ» в качестве «иного законного права» может учитываться договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы прав владения или пользования ОПО, а также безопасных условий выполнения работ, связанных с пользованием недрами необходимо регулировать в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устанавливается, «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее-Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. № 492.

Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с п.п. 1, 2 и 4 Положения, имеют на праве собственности, аренды или ином законном основании, устанавливающем юридическую ответственность эксплуатирующей организации, взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре.

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, делятся на 4 класса опасности ОПО :

I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - объекты высокой опасности;

III класс опасности - объекты средней опасности;

IV класс опасности - объекты низкой опасности.

Все ОПО (вне зависимости от класса опасности) подлежат обязательной . При эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности необходимо получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.


Классификация опасных производственных объектов

Параметры классификации ОПО приведены в 116-ФЗ (т аблицы №1 и №2 Приложения №2).

Для объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, класс опасности определяется исходя из количества таких опасных веществ, которые единовременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте (таблицы №1 и №2 Приложения №2 №116-ФЗ от 21.07.1997 г.) . Количество вещества, обращаемого на ОПО, берется из , раздела "Технологические решения". Этот раздел проекта эксплуатирующая организация также обязана предоставить при регистрации ОПО в реестре опасных производственных объектов.
В случае, если ОПО находятся на расстоянии менее 500 метров друг от друга (даже если у них разные эксплуатирующие организации), количество веществ одного вида суммируется.

Для иных объектов класс опасности устанавливается в соответствии с признаками, указанными ниже:


Вид ОПО Класс опасности Признаки опасности ОПО
Химически опасные объекты I - объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты спецхимии
Объекты добычи нефти и газа, включая бурение II - выброс продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции
III - выброс продукции с содержанием сернистого водорода 1-6% объема такой продукции
IV - выброс продукции с содержанием сернистого водорода менее 1%
Газораспределительные сети и сети газопотребления II

Транспортировка природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

III - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно (с 1 сентября 2016 года)

Объекты котлонадзора

ВАЖНО! В качестве ОПО регистрируются только те объекты, на которых применяется оборудование, подлежащее учету в Ростехнадзоре.

III

Для объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

IV - применение оборудования, работающего под давлением от 0,07 до 1,6 Мпа и температуре рабочей среды от 115 до 250 гр.С
Подъемные сооружения и механизмы III

для подвесных канатных дорог

IV иные стационарные подъемные сооружения
Металлургия II

используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 тонн (10 000 кг) и более

III используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 0,5 тонн (500 кг) до 10 тонн (10 000 кг)
Объекты угольной и горнорудном промышленности I

для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
- взрывы газа и (или) пыли;
- внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
- горные удары;
- прорывы воды в подземные горные выработки

II

Для объектов ведения подземных горных работ,не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
- для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 млн куб.м в год и более;
- для объектов переработки угля (горючих сланцев)

III

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тыс. до 1 млн. ку.м в год;
– для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев)

IV

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тыс. куб.м в год

Объекты хранения и переработки растительного сырья III

Для элеваторов,
- для объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства

На современном производстве, к сожалению, не обходится без аварий. Однако существуют специальные инструкции, соблюдение которых позволяет предотвратить катастрофы. Рассмотрим далее основные правила промышленной безопасности.

Общие сведения

В 1993 году Международной организацией труда были разработаны конвенция по предотвращению крупных аварий на промышленных предприятиях и рекомендации по их предупреждению. Обязательность ведения работы по недопущению катастроф в России регламентируется ФЗ №116 от 21 июля 1997 г. Его положения закрепляют основные нормы промышленной безопасности.

Классификация

По ст. 2 данного закона в качестве опасных производственных объектов признаются предприятия либо их цеха, площадки, участки, а также прочие помещения, где:

  1. Осуществляется получение, переработка, использование, создание, транспортировка, хранение и уничтожение вредных веществ в определенных объемах. В их число включены токсичные, взрывчатые, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся и прочие соединения.
  2. Используется оборудование, работа которого осуществляется под давлением больше 0,7 Мпа либо при температуре нагрева воды больше 115 градусов.
  3. Применяются установленные стационарно, а также фуникулеры, эскалаторы.
  4. Получают расплавы цветного и черного металлов и сплавы на их основе.
  5. Проводятся горные, обогатительные работы, а также деятельность в подземных условиях.

Следует сказать, что в учреждениях, которые не связаны с промышленностью, наиболее распространенными считаются такие производственные объекты, как грузоподъемные механизмы, оборудование, функционирующее под давлением, лифты и прочие опасные конструкции.

Нормативная база

Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает мероприятия по предотвращению аварий и инцидентов. Последнее понятие означает повреждение либо отказ технических агрегатов, отклонение от технологического процесса. Инцидентом считается и нарушение требований по безопасности. Правовое регулирование в данной области, как выше было сказано, осуществляется положениями ФЗ №116. Кроме него правила промышленной безопасности содержатся и в иных нормативных актах отрасли. В случае если в международном договоре РФ имеются иные положения, на практике применению подлежат вышестоящие мировые стандарты.

Действие предписаний закона распространяется на все организации, которые осуществляют деятельность в рассматриваемой области, вне зависимости от их формы собственности. Прочие нормативные акты, в которых упоминаются требования промышленной безопасности, это в первую очередь документы, которые утверждены для экономического, организационного, правового и иного обеспечения реализации положений закона.

Общие мероприятия

Промышленная безопасность и охрана труда предусматривают определенные обязанности для субъектов, задействованных в данной отрасли. К ним в первую очередь, относят организации осуществляющие эксплуатацию производственных площадей.

Эксплуатирующие организации

Предприятия, использующие производственные объекты, представляющие опасность, обязаны:

Предупреждающие меры

Промышленная безопасность и охрана труда включают в себя определенные мероприятия, осуществление которых позволяет предотвратить или снизить вероятность возникновения катастроф. К этим работам относят:

Ликвидация

Промышленная безопасность опасных объектов включает меры по устранению последствий катастроф. В частности, законом предписано:

  1. Приостанавливать деятельность на предприятии самостоятельно либо по распоряжению федерального исполнительного органа по контролю, его территориальных подразделений и должностных лиц при возникновении аварийных ситуаций, обнаружении новых обстоятельств, оказывающих влияние на уровень риска.
  2. Выполнять мероприятия по ликвидации и локализации последствий катастроф на объектах, оказывать содействие госорганам при расследовании причин ЧП.
  3. Участвовать в техническом выявлении факторов, вследствие которых возникла авария, принимать меры по их устранению и последующей профилактике ситуаций.
  4. Осуществлять своевременное информирование населения, органов территориального управления, и прочих уполномоченных в сфере промышленной безопасности организаций о катастрофе на предприятии.
  5. Принимать необходимые меры по обеспечению защиты здоровья и жизни специалистов при аварии.
  6. Предоставлять в федеральный исполнительный орган по контролю или в его территориальное подразделение сведения о числе инцидентов и аварий, о причинах их возникновения, а также о мерах, принятых по устранению последствий и предупреждению повторных ЧП.

Промышленная безопасность производственных объектов: обязанности сотрудников

Работники указанных предприятий должны:

  1. Соблюдать инструкции и предписания, предусмотренные в правовых актах и нормативной технической документации, в которых установлены стандарты по ведению работ, порядок действий при возникновении инцидента или аварии.
  2. Проходить аттестацию и подготовку в области производственной безопасности.
  3. Ставить в известность непосредственного начальника либо иных должностных лиц в установленном порядке об инциденте или аварии.
  4. Приостанавливать работу при возникновении ЧП.
  5. Принимать участие в выполнении мероприятий по устранению катастрофы на опасном промышленном объекте.

Руководители предприятий обязаны предпринимать все предусмотренные в законе меры по поддержанию соответствия штата сотрудников расписанию, утвержденному согласно инструкциям и рекомендациям.

Квалификационные требования

Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает своевременное проведение профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников. Квалификационные требования для специалистов устанавливаются положениями должностных инструкций, а также тарифно-квалификационными справочниками. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предполагает наличие у работников особых навыков и специальных знаний. В связи с этим устанавливаются определенные правила для отдельных категорий специалистов, задействованных в той или иной отрасли. Инструкции, в соответствии с которыми обеспечивается промышленная безопасность опасных промышленных объектов, утверждены положениями, принятыми Ростехнадзором.

В заключение

Промышленная безопасность опасных промышленных объектов включает в себя не только непосредственно меры по защите населения и сотрудников предприятия, локализации и ликвидации последствий катастроф, но и разработку и утверждение специальных программ, направленных на защиту имущества и здоровья людей. Специалисты должны обучаться действиям, которые необходимо совершать при возникновении ЧП. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предусматривает проведение подготовки совместно с аттестацией сотрудников.

Современное производство, к сожалению, не может пока полностью избежать крупных производственных аварий. Для борьбы с ними необходимо соблюдение ряда специальных обязательных правил. В 1993 году Международная организация труда разработала «Конвенцию по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 174) и «Рекомендации по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 181).
В нашей стране предупреждение крупных промышленных аварий называется «промышленной безопасностью», а обязательность ведения такой работы регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 2 этого закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенных количествах, среди них воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества и т.п.
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мега-паскаля или при температуре нагрева воды более 115°С ;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Заметим, что в образовательных учреждениях, не связанных с промышленным производством, наиболее распространены такие опасные производственные объекты как грузоподъемные механизмы, лифты, работающее под давлением оборудование.

Целью промышленной безопасности является предотвращение «аварий» и «инцидентов». Новое понятие инцидент означает отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований безопасности.

Российское законодательство в области промышленной безопасности

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Положения закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Иные нормативные правовые акты, упоминаемые в законе о промышленной безопасности – это, прежде всего, акты, изданные в целях правового, организационного, экономического и иного обеспечения реализации это закона.

Общие мероприятия промышленной безопасности

Законом № 116-ФЗ устанавливаются обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также соответствующие обязанности их работников, занятых на опасном производственном объекте.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, или его территориального органа;
  • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

  • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязан принимать все допустимые законом меры по поддержанию фактического соответствия штата работников штатному расписанию, утвержденному с учетом требований промышленной безопасности.

Квалификационные требования к работникам организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, устанавливаются должностными инструкциями и тарифно-квалификационными справочниками. Специальные требования к отдельным категориям работников определяются правилами безопасности или правилами безопасной эксплуатации для каждой отрасли надзора или специальными положениями Ростехнадзора. К работникам объектов повышенной опасности предъявляются повышенные требования в части отсутствия психических противопоказаний.

В каждой организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, должны разрабатываться и утверждаться руководителем организации планы локализации аварий и ликвидации последствий аварий. Работники организации обязаны обучаться действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Этот вид обучения может проходить одновременно с подготовкой и аттестацией по промышленной безопасности.

Организация и осуществление производственного контроля

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности – один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно-техническими документами;
д) координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;
е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и проверкой контрольных средств измерений;
ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

На службу производственного контроля, в частности, возлагаются:

  • обеспечение учета и анализа технических и организационных причин этих происшествий;
  • контроль за реализацией мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • проведение расследований, обеспечение учета и анализа причин инцидентов на опасных производственных объектах;
  • оценка эффективности осуществляемых в эксплуатирующей организации мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Служба производственного контроля комплектуется квалифицированными специалистами, как правило, по профилю опасных производственных объектов, эксплуатируемых в организации, – технологи, механики, электрики, метрологи и т.д.

В целях принятия согласованных решений по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на основании результатов производственного контроля в эксплуатирующих организациях с численностью работников, занятых на опасных производственных объектах, более 150 человек рекомендуется создавать комиссии производственного контроля (КПК).

Все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны быть предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых службой производственного контроля.

Проверки соблюдения требований промышленной безопасности надлежит планировать и осуществлять так, чтобы обеспечивался эффективный контроль за деятельностью всех структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объемы и периодичность проверок планируются с учетом важности проверяемой деятельности для обеспечения промышленной безопасности.

Каждая проверка должна начинаться с разработки плана ее проведения.

План проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности должен включать:

  • перечень видов и областей деятельности, подлежащих проверке;
  • указание лиц, ответственных за проведение проверки с учетом их квалификации и опыта;
  • указание причин проведения проверки (например, организационные изменения, выявленные случаи отступлений от требований промышленной безопасности, текущие проверки и надзор, имевшие место аварии и несчастные случаи и пр.);
  • описание процедуры представления выводов, заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключения и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета на рассмотрение руководству эксплуатирующей организации.
Руководство эксплуатирующей организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Такой анализ и оценка могут проводиться лицами из числа руководителей эксплуатирующей организации или компетентными независимыми специалистами (экспертами), назначенными решением руководства эксплуатирующей организации.

Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности

В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

Описание отступлений от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.

Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению, должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.

Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов

Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.

Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных зарегистрированных данных.

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. №606.

Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 (ПБ 10-371(157)-00).
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10?611-03).
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) и др.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.).

Сосуды, работающие под давлением, паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды, технологические трубопроводы эксплуатируются многими организациями и индивидуальными предпринимателями и являются объектами повышенной опасности, разрушение которых в процессе эксплуатации может привести к большим материальным потерям и другим тяжелым последствиям.
Вследствие этого при проектировании, изготовлении, реконструкции, монтаже, наладке, эксплуатации и ремонте таких объектов необходимо выполнять требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (ПБ 10-574-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» (ПБ 10-573-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (ПБ 03-585-03) и др.

Аварии на этих объектах вызывают, как правило, большие разрушения, приводят к несчастным случаям, в том числе с тяжелыми последствиями, причиняют большой материальный и моральный ущерб.

Основными причинами аварий систем, работающих под давлением, являются:

  • значительное превышение давления из-за неисправности предохранительных клапанов, нарушение технологического процесса или воспламенение паров масла в воздухосборниках, отсутствие (неисправность) редуцирующих устройств;
  • неисправность или отсутствие предохранительных устройств;
  • дефекты при изготовлении, монтаже и ремонте сосудов;
  • переполнение сосудов сжиженными газами;
  • износ (коррозия стенок сосудов);
  • обслуживание сосудов необученным персоналом, нарушения технологической и трудовой дисциплины, нарушения Правил и др.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима

Опасность террористических актов изменила подходы к обеспечению безопасности. Все больше внимания стали уделять предотвращение несанкционированного доступак тем или иным объектам. Достигается это введением жесткого контрольно-пропускного режима.
Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности. Любая система безопасности, предназначенная для защиты предприятий от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации, защищать от проникновения посторонних лиц.

Контрольно-пропускной режим, как часть системы безопасности, позволяет решить задачу обеспечения санкционированного прохода персонала, контингента и посетителей, ввоза (вывоза) материальных ценностей; предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения); своевременное выявление угроз и опасностей, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;

Контрольно-пропускной режим – это комплекс организационно-правовых ограничений и административно-ограничи­тель­ных правил, инженерно-техниче­ских решений и действий службы безопасности, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников, учащихся, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по предприятию, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Организация эффективного контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении физических лиц и их «багажа», пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен соответствовать требованиям действующего законодательства.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Обязанности и ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагаются на «начальника службы безопасности». Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных, вахтеров, охранников), работники которой должны знать установленные на данном предприятии правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на охраняемое предприятие сотрудников, учащихся и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях работников контрольно-пропускных пунктов.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника. Все они обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-про­пускного режима должно проводиться административное расследование.
Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить здания и помещения организации на общедоступные, закрытые (запертые) и ограниченного доступа. Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать: (1) условия движения персонала, контингента и посетителей, транспортных средств и материальных ценностей; (2) наличие и вид физической охраны; (3) виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде «Инструкции о пропускном режиме». Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на территорию организации (с территории организации) и может включать:

1. Общие положения, в которых указываются: нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция; определение контрольно-пропускного режима и цель его введения; должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускным режимом; санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима; требования к оборудованию различных помещений и КПП.
2. Порядок пропуска сотрудников, учащихся, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. Здесь же необходимо определить права и основные обязанности контролеров КПП.
3. Порядок допуска на территорию предприятия транспортных средств, вывоза/выноса документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются порядок допуска на территорию предприятия автотранспорта: (а) самого предприятия; (б) находящегося на правах личной собственности у сотрудников; (в) сторонних организаций, прибывших с грузом в в рабочее и нерабочее время. Кроме того, в этом разделе определяется порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей и правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории предприятия.
4.Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются: (1) виды пропусков, их количество и статус; описание пропусков; порядок оформления и выдачи пропусков; порядок замены и перерегистрации пропусков; мероприятия при утрате пропуска.
5. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

Инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

Целесообразно установить постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываются предприятием и по своему внешнему виду должны отличаться друг от друга. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются специально назначенным лицом. Материальные пропуска должна оформлять бухгалтерия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам, принятым на постоянную работу, а также (по обстоятельствам) работникам других организаций, постоянно обслуживающих предприятие. Постоянные пропуска должны иметь фотографию владельца. Постоянные пропуска могут храниться на руках у их владельцев. Целесообразно раз в полгода (раз в год) менять эти пропуска, тем самым не давая никому воспользоваться утерянным пропуском. Постоянные пропуска лиц, убывающих на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), должны быть сданы в службу охраны. Пропуска уволенных с работы (и выбывших с учебы) должны уничтожаться.

Временные пропуска выдаются лицам, находящимся на временной работе, например, практикантам. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам. Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию предприятия или его подразделения в течение определенного времени. Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя. Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя.
Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются бухгалтерией и руководством предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы всех действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям: (1) исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на предприятия людей и транспортных средств; (2) способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей; (3) способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта; обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов.

В контрольно-пропускном помещении устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят: (1) средства механизации или автоматизации системы контроля доступа; (2) физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки); основное и резервное освещение; (3) средства связи и тревожной сигнализации; (4) системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Наиболее простыми и надежными для использования на предприятии являются роторные турникеты, позволяющие обеспечить полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте – от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения.

Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП», выполненными белой краской. В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак «Движение в один ряд», а в 50 метрах от ворот – знак ограничения скорости до 5 км/час. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на предприятие должен быть ограничен с предъявлением постоянного пропуска.

Дежурные специальных служб предприятия (электрики, сантехники, истопники и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, утвержденным «начальником службы безопасности».

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на предприятие без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся: (1) работники прокуратуры; (2) работники милиции; (3) государственные инспекторы надзорных и контрольных органов; (4) работники санитарно-эпидемической службы, осуществляющие санитарный надзор.

В целях осуществления пропускного режима на предприятии и в его структурных подразделениях приказом по учреждению утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на предприятие (вынести с предприятия) запрещенные предметы, задерживаются. По каждому факту задержания дежурный по предприятию составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия автотранспортных средств производится при предъявлении водителем личного пропуска, транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории предприятия осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Вывоз с территории предприятия различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

В целом организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности предприятия и должны в нее органично вписываться.

Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов

Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) установлены ФЗ-116 от 21.07.97г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон направлен на предупреждение аварий на ОПО и быструю локализацию и ликвидацию последствий и обязателен для всех организаций, связанных с деятельностью ОПО в РФ, независимо от форм собственности.

Классификация опасных производственных объектов

Опасными производственными объектами являются предприятия, их цехи, участки, площадки и иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

  1. воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении меньше 200С (метан tвсп=-161°С, пропан tвсп=-42°С, бутан tвсп=-°,5°С);
  2. окисляющие вещества - кислород, озон, бром, серная и азотная кислоты и
  3. горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные взрываться и самостоятельно гореть без источника воспламенения (бензин, бензол, толуол и др.);
  4. взрывчатые вещества - азотнокислые натрий, калий, кальций, бертолетова соль и др.;
  5. токсичные вещества со среднесмертельной концентрацией LD50=15-200мг/кг при попадании в желудок, LD50=50-400мг/кг при попадании на кожу, LD50=0,5-2мг/л в воздухе;
  6. высокотоксичные вещества, у которых LD50 менее 15 мг/кг при попадании в желудок, LD50 менее 50 мг/кг при попадании на кожу, LD50 менее 0,5 мг/кг в воздухе.

Опасными считаются производственные объекты, на которых:

  1. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре воды более 115 °С;
  2. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  3. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;
  4. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Опасным производственным объектом может быть не только предприятие в целом, но и его цех, участок, площадка, т.е. часть предприятия.


Если на предприятии несколько цехов и лишь один обладает признаками опасности, то ОПО считается этот цех, а не все предприятие.



Согласно ФЗ-116 все ОПО должны регистрироваться в государственном реестре. При этом регистрация ОПО не отменяет существующую регистрацию технических устройств (сосудов, работающих под давлением, котлов, ГПМ и др.). К техническим устройствам, которые подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, разрешение на изготовление и применение которых дает Ростехнадзор, относятся:

  1. оборудование подъемно-транспортное (грузоподъемные краны, подъемники, лифты);
  2. котельное оборудование, трубопроводы пара и горячей воды; оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа; газовое оборудование котлов, технологических линий и агрегатов, газогорелочные устройства и др.; технические устройства, работающие на ОПО с взрывоопасными и токсичными средами, в том числе приборы, средства контроля, сигнализации и машинное оборудование; насосы, компрессоры, воздушные и газовые части к ним; трубопроводы для ОПО; электросварочное оборудование на ОПО; арматура для технических устройств на ОПО.

В организации разрабатывается и утверждается перечень технических устройств, подлежащих сертификации.


Сертификацию технических устройств проводят аккредитованные организации в области промышленной безопасности.

Обязанности организации по обеспечению промышленной безопасности

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  1. соблюдать требования нормативных актов и ФЗ-116;
  2. иметь лицензию на эксплуатацию ОПО; для получения лицензии на эксплуатацию ОПО заявитель должен предъявить в Ростехнадзор: акт приемки ОПО или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, декларацию промышленной безопасности ОПО в четырех экземплярах, до начала эксплуатации у заявителя должен быть договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
  3. иметь штат квалифицированных работников;
  4. обеспечивать обучение и аттестацию работников;
  5. обеспечивать функционирование приборов и систем контроля;
  6. проводить экспертизу промышленной безопасности, испытание сооружений и технических устройств;
  7. предотвращать попадание на территорию посторонних лиц;
  8. обеспечивать хранение опасных веществ;
  9. разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  10. выполнять предписания государственного надзора;
  11. приостанавливать деятельность ОПО при аварии;
  12. осуществлять локализацию и ликвидацию последствий аварий;
  13. участвовать в расследовании причин аварий, вести учет аварий и информировать органы государственного надзора об авариях и инцидентах;
  14. информировать работников об авариях и защищать их здоровье.

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов

Экспертиза промышленной безопасности ОПО проводится с целью установления достоверности информации, ее полноты и соответствия стандартам, правилам и нормам промышленной безопасности. Экспертизе подлежат:

  1. проектная документация;
  2. технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  3. здания и сооружения;
  4. декларация промышленной безопасности.

В соответствии с ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными постановлением Госгортехнадзора № 64 от 06.11.98г. экспертиза проводится аккредитованными организациями, входящими в перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы, утвержденный МЧС России и Ростехнадзором, и имеющими лицензию.


Для проведения экспертизы организация подает заявку и комплект документов: проектную документацию, декларацию промышленной безопасности, акты испытаний, сертификаты на технические устройства и другие документы по согласованию с экспертной организацией. Срок экспертизы - три месяца. После завершения экспертизы заказчику направляется проект заключения, претензии заказчика принимаются в течение двух недель. При отрицательном заключении заказчику предоставляются обоснованные выводы и предложения о доработке документации. Повторная экспертиза проводится в полном объеме.

Декларация промышленной безопасности

Декларация промышленной безопасности ОПО это документ, в котором представлены:

  1. результаты оценки риска аварий;
  2. меры по предупреждению аварий и готовности организации к эксплуатации ОПО;
  3. меры по локализации и ликвидации последствий аварии.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается на ОПО, где имеются:

  1. воспламеняющиеся газы в количестве до 200т;
  2. горючие жидкости на складах в количестве до 50000т;
  3. горючие жидкости в технологическом процессе до 200т;
  4. токсичные вещества в количестве до 200т;
  5. высокотоксичные вещества в количестве до 20т;
  6. окисляющие вещества в количестве до 200т;
  7. взрывчатые вещества в количестве до 50т;
  8. вещества, опасные для окружающей среды до 200т.

Если расстояние между ОПО менее 500 м, то определяется суммарное количество опасного вещества, находящееся на всех объектах.


Если применяется несколько видов веществ одной категории, то их суммарное количество определяется условием


где mi - количество применяемого вещества; Mi - пороговое количество веществ, указанных выше; n - виды веществ.


В декларацию включаются: сведения о расположении организации, численности персонала, анализ риска аварий, оценка последствий, характеристика систем контроля и сведения о мерах по предупреждению ЧС, сведения о системах оповещения персонала и населения о возникновении ЧС, мероприятия по защите персонала ОПО и порядок действия сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, сведения о необходимых ресурсах и резервах для ликвидации ЧС.


Декларация составляется в четырех экземплярах для МЧС, Ростехнадзора, органов местного самоуправления и для организации.