Все о тюнинге авто

Виды мониторинга по охвату территории. Что такое мониторинг окружающей среды? Функции мониторинга окружающей среды. Кто осуществляет экологический мониторинг в России

Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Экологический мониторинг представляет собой сложную с организационной и технической точек зрения деятельность, которую осуществляют различные органы и их должностные лица. Собираемая и анализируемая ими информация чрезвычайно разнообразна по своему содержанию, формам фиксации, правовому статусу, порядку предоставления и распространения. Она используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, федеральных и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по их реализации.

Экологический мониторинг осуществляется специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. В России к созданию единой государственной системы экологического мониторинга приступили в 1993 г.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнения, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;
  • оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов, загрязняющих веществ.

Объектами экологического мониторинга являются:

  • окружающая среда в целом и отдельные ее элементы в частности;
  • негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;
  • виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий;
  • оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
  • чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства - аварии, инциденты, иные нештатные ситуации, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;
  • обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

К субъектам экологического мониторинга относятся:

  • органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • специализированные организации, уполномоченные на реализацию функций экологического мониторинга;
  • организации и лица, осуществляющие экономическую деятельность;
  • общественные объединения.

Предусмотрены различные виды экологического мониторинга, которые выделяют в зависимости:

от масштабов системы мониторинга:

  • глобальный;
  • национальный;
  • региональный;
  • локальный;

от уровня измененности человеком окружающей среды:

  • фоновый;
  • импактный;

от объекта мониторинга:

  • собственно экологический (воздуха, вод, почв, животного мира, опасных отходов);
  • радиационный;
  • социально-гигиенический.

В системе национального (российского) экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный, фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Кроме того, специальными структурами и, как правило, на основе отдельных правовых актов осуществляются социально-гигиенический мониторинг, мониторинг животного мира, атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель.

Специфическое место в этой системе занимает локальный экологический мониторинг. Дело в том, что, в отличие от иных видов мониторинга, он осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

К числу важнейших видов мониторинга, существующих в России, относится социально-гигиенический мониторинг. Это государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, муниципальных образований для формирования единого информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, за безопасностью пищевых продуктов.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  • создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
  • формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
  • поддержка проектов и программ информатизации;
  • создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
  • развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;
  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
  • категорию информации по уровню доступа к ней;
  • порядок правовой защиты информации.

Государственные информационные ресурсы РФ формируются в соответствии с такими сферами ведения, как:

  • федеральные информационные ресурсы;
  • информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
  • информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, а также затрагивающие права граждан;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» и в целях упорядочения системы предоставления информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, повышения эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды было принято постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» (в ред. постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 214).

К информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление следующих видов информации общего и специального назначения:

  • оперативно-прогностической;
  • аналитической;
  • режимно-справочной;
  • специализированной.
Оперативно-прогностическая информация
Информация о стихийных гидрометеорологических явлениях Фактические данные о стихийных гидрометеорологических явлениях
Информация об экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды Фактические данные о выявленных случаях экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды
Прогнозы на 1-3 суток о возникновении стихийных гидрометеорологических явлений Сведения о ливнях, сильных ветрах, наводнениях, тайфунах, снегопадах, засухе, пыльных бурях, сильном волнении на морях, сильных морозах и жаре
Прогнозы погоды на 1-3 суток по районам стихийных бедствий, аварий и катастроф Содержание прогнозов во время проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций в каждом случае согласовывается с органами МЧС России
Прогнозы распространения загрязняющих веществ, включая радиоактивные, а также их концентрации в атмосферном воздухе (воде) на основании данных о выбросах и сбросах в аварийных ситуациях Содержание прогнозов определяется поступившей информацией об аварийной ситуации и ее развитии
Прогноз погоды по территориям субъектов РФ на 1-3 суток Температура воздуха ночью и днем, погодные явления (атмосферные осадки, метели, туманы, заморозки, грозы, град, направление и скорость ветра, облачность)
Прогноз поля давления и геопотенциала по территории РФ на 5 суток Численные гидродинамические прогнозы атмосферной циркуляции у поверхности Земли (Ро) и на уровне 5 км (Н500) на 1-3 суток (региональные для европейского и азиатского регионов)
Прогноз ожидаемого состояния озимых зерновых культур к началу вегетации Площади с различным состоянием озимых зерновых культур к началу вегетации по экономическим районам и в целом по Российской Федерации
Прогноз запасов продуктивной влаги в почве к началу весенних полевых работ Районы, где ожидаются достаточные или недостаточные запасы продуктивной влаги в метровом слое почвы под озимыми зерновыми культурами и под зябью
Прогнозы урожайности и валового сбора основных сельскохозяйственных культур Ожидаемые по экономическим районам РФ урожайность и валовые сборы зерна озимой пшеницы и ржи, яровой пшеницы, ярового ячменя, кукурузы, гречихи, всех зерновых и зернобобовых культур, семян подсолнечника, корней сахарной свеклы, клубней картофеля
Прогноз максимальных уровней весеннего половодья Высота уровня (в см) на реках: Волга. Кама, Дон, Обь, Ангара, Енисей
Прогнозы дождевых паводков Высота уровня (в см) по реке Амур в июле-сентябре (составляется по мере развития паводка)
Прогноз притока воды в водохранилища Волжско-Камского, Ангаро-Енисейского каскадов и Цимлянское водохранилище на месяц и квартал Количество притока воды (в куб. км)
Прогноз состояния магнитосферы, ионосферы Земли на одни сутки Солнечная активность и радиационная обстановка на трассе полетов пилотируемых космических комплексов, состояние магнитного поля Земли, состояние ионосферы
Карты среднемесячного распределения полей общего содержания озона Осредненные за месяц значения общего содержания озона в отклонениях от климатической нормы
Оперативные карты распределения аномально низких значений общего содержания озона Ежедневные значения общего содержания озона в отклонениях от климатической нормы в периоды наблюдения низких значений общего содержания озона
Материалы наблюдения за общим содержанием озона и высотным распределением озона в Антарктиде в период развития весенней аномалии Ежедневные и осредненные за месяц значения общего содержания озона в отклонениях от климатической нормы в Антарктиде (станции Мирный и Молодежная)
Аналитическая и режимно-справочная информация
Материалы для включения в Государственный водный кадастр Данные о водных ресурсах, их качестве и использовании вод по субъектам РФ и крупным речным системам
Обзор агрометеорологических условий за декаду по территории РФ (с приложением карт количества осадков за декаду и месяц) Характеристика погодных условий, оценка влияния агрометеорологических условий на перезимовку, проведение полевых работ, рост, развитие и формирование урожая основных сельскохозяйственных культур
Метеорологический ежегодник Осредненные по месяцам основные метеорологические характеристики (температура воздуха, атмосферное давление, ветер, осадки и др.)
Агрометеорологический ежегодник Обобщенные за год данные агрометеорологических наблюдений
Обзор загрязнения окружающей природной среды в РФ и материалы для включения в Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации» Обобщенные по территории РФ данные о загрязнении окружающей природной среды
Обзор фонового состояния окружающей природной среды Обобщенные материалы фоновых наблюдений за состоянием окружающей природной среды
Ежегодник качества поверхностных вод Российской Федерации Обобщенные по территории РФ данные о загрязнении поверхностных вод
Ежегодник состояния экосистем поверхностных вод России (по гидробиологическим показателям) Обобщенные по территории РФ данные об основных гидробиологических показателях качества поверхностных вод суши
Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям Обобщенные данные о загрязнении морей, омывающих территорию России
Ежегодник состояния загрязнения пестицидами объектов природной среды РФ Обобщенные данные о загрязнении объектов природной среды пестицидами
Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории РФ Обобщенные по территории РФ данные о загрязнении атмосферного воздуха в городах
Ежегодник загрязнения почвы РФ токсикантами промышленного происхождения Обобщенные данные о загрязнении почв токсикантами промышленного происхождения вокруг городов и промышленных центров
Годовой обзор экологического состояния морей и отдельных районов Мирового океана Результаты исследований экосистем внутренних и омывающих морей, оценка экологической ситуации контролируемых районов морей
Ежегодник «Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств» Обобщенные по территории РФ и стран СНГ данные о радиоактивном загрязнении окружающей природной среды
Ежемесячная информация об аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды и радиационной обстановке Данные о выявленных случаях высокого загрязнения окружающей природной среды
Ежемесячная информация о стихийных явлениях погоды, гидрометеорологических условиях и их влиянии на деятельность основных отраслей экономики Данные о количестве, интенсивности и продолжительности стихийных гидрометеорологических явлений и экономическом ущербе по субъектам РФ
Ежеквартальные бюллетени о состоянии озонового слоя Характеристика состояния озонового слоя
Годовой обзор состояния озонового слоя Характеристика изменения озонового слоя

Информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги, которые компенсируются из средств федерального бюджета. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи. Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется пользователям (потребителям) в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

В целях повышения эффективности обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 17 октября 2000 г.

№ 150 утвержден Перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Он, в частности, предусматривает:

  • сбор, обработку, анализ и распространение информационной продукции, а также экстренной информации об опасных природных явлениях;
  • подготовку (издание) режимно-справочных данных и материалов:
    • метеорологических ежегодников;
    • агрометеорологических ежегодников;
    • данных наблюдений для межведомственного ежегодного издания «Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество»;
    • ежегодных данных о режиме и ресурсах поверхностных вод и многолетних данных о режиме и ресурсах поверхностных вод государственного водного кадастра (реки, каналы, озера, водохранилища, моря, морские устья рек, характеристика степени загрязнения поверхностных вод);
    • данных наблюдений за испарением с водной поверхности, на водно-балансовых и болотных станциях, над снежным покровом и осадками в горах;
    • ежегодных обзоров загрязнения окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод, морской среды, почв и радиационной обстановки), а также комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках;
    • ежегодные данные об опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлениях;
  • обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов суда, прокуратуры и милиции информацией общего назначения, а также экстренной информацией об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
  • гидрометеорологическое обеспечение (включая предоставление данных мониторинга загрязнения природной среды) по району возникновения чрезвычайной ситуации федерального и регионального уровней, проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
  • подготовка и издание научно-технической и научно-методической литературы;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
  • ведение государственного учета вод и государственного водного кадастра.

Источники экологической информации - это всевозможные документы (носители сведений), содержащие данные об экологической обстановке и ее изменениях.

Он и могут выражаться:

  • в заявлениях, жалобах, письмах граждан;
  • в непосредственных обращениях граждан;
  • в материалах, опубликованных средствами массовой информации;
  • в служебных документах, составляемых органами контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды (приказах, материалах ревизий, проверок и обследований, в протоколах, актах, предписаниях, постановлениях и ответах на них руководителей предприятий, допустивших экологические правонарушения, журналах и книгах учета, в данных автоматизированного учета);
  • в документах, составляемых природопользователями;
  • в непосредственном обнаружении экологически значимого события или явления.

В практике экологического управления функция учета состояния окружающей среды, изменений в ней, иных показателей реализуется с помощью мониторинга и других видов (форм) информационно-аналитической деятельности.

К их числу относятся:

  • ведение кадастров;
  • собственно учеты;
  • ведение реестров и иных регистрационных документов (в последнем случае информационное обеспечение подчинено иным целям - разрешительным и легализующим, поэтому они рассматриваются как административно-правовые средства);
  • составление отчетности природопользователей.

К учетам в первую очередь относятся учеты (отчеты), которые ведет Госкомстат России (Федеральная служба государственной статистики) и его территориальные подразделения, содержащие информацию об охране атмосферного воздуха, иных природоохранных мероприятиях, их финансировании. Значительна роль учетов, которые ведут такие ведомства, как МПР России, Минсельхоз России. МЧС России. Например, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г., Минсельхоз России ведет государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Цели данного учета - это получение полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель, выявление и предотвращение негативных результатов хозяйственной деятельности.

Этот вид учета представляет собой упорядоченную систему сбора и обработки информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении почвенных, агротехнических, фитосанитарных, эколого-токсилогических обследований. Учет показателей ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), а полученные данные подлежат включению в государственный земельный кадастр. Информация является открытой и общедоступной. Ответственность за полноту и достоверность данных, хранение учетных документов и объективность предоставляемой информации несет Минсельхоз России.

Кадастры - один из главных источников информации о природных ресурсах. Они представляют собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии ресурсов, экономической, экологической их оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры играют важную роль при планировании и информационном обеспечении использования и охраны окружающей среды.

В настоящее время в России существует несколько видов кадастров природных ресурсов:

  • кадастр объектов недвижимости, в который входит земельный кадастр;
  • водный;
  • животного мира;
  • лесов;
  • месторождений и проявлений полезных ископаемых;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • отходов.

Все они имеют статус государственных и отражают результаты учета состояния отдельных компонентов окружающей среды. Данные отдельных кадастров должны быть совместимы и сопоставимы между собой.

Земельный кадастр - это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного учета документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, районы, кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, сведения об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок за плату и бесплатно. Документы, составляющие земельный кадастр, по своему правовому статусу, содержанию и форме делятся на три группы.

К основным документам относятся:

  • единый государственный реестр земель;
  • кадастровые дела;
  • дежурные кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам относятся:

  • книги учета документов, выданных сведений;
  • каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам относятся:

  • документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований;
  • доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов;
  • статистические отчеты;
  • аналитические обзоры;
  • иные справочные и аналитические документы.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает в себя систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки (в том числе экологических), геоэкономическую оценку. Наряду с кадастром ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых, где отражаются степень их изученности, промышленного освоения и другие данные.

Водный кадастр - это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, использовании вод, категориях пользователей. Кроме того, для оценки наличия и степени использования водных ресурсов, определения потребностей в воде ведутся водохозяйственные балансы.

Лесной кадастр - это свод сведений о правовом режиме лесною фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке.

Кадастр животного мира представляет собой систематизированные сведения о географическом распространении, численности, видовом составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, а также о среде обитания объектов животного мира.

Кадастр особо охраняемых природных территорий - это свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий.

Кадастр отходов включает в себя сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения.

Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения обо всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Таким образом, кадастры являются важнейшей формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования. С их существованием неразрывно связаны иные - иногда обособленные, иногда образующие целостную систему учеты и регистрации - специальные реестры и регистры. Российское законодательство в большинстве случаев подробно регламентирует порядок их ведения.

Наконец, отчетность природопользователей как источник экологической информации получает все большее распространение. Во многих актах экологического законодательства среди обязанностей природопользователей (юридических и физических лиц) выделяется необходимость представления ими определенного круга данных в контролирующие и (или) управленческие структуры, определяются сроки, формы, периодичность отчетности. Кроме того, в ряде случаев предусмотрены санкции за непредставление соответствующих сведений либо за нарушения порядка и сроков отчетности.

В заключение следует упомянуть о ведомственной (отраслевой) отчетности, касающейся учета данных о проведенных контрольно-надзорных и иных мероприятиях, а также ведомственной отчетности в смежных с охраной окружающей среды областях (например, о состоянии здоровья населения России, о туризме). Наряду с данными мониторинга, кадастров, учетов, регистров в обобщенном виде экологическая информация, полученная из такого рода учетно-статистических документов, используется при подготовке ежегодных Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды РФ и субъектов Федерации, Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Особым источником экологической информации является Красная книга Российской Федерации.

Красная книга РФ - это официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах (подвидах, популяциях) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ее издание осуществляется не реже одного раза в 10 лет.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране. Они определены приказом Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 г. № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» (с изменениями от 5 ноября 1999 г., 9 сентября 2004 г.). Их изъятие из естественной природной среды допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ.

Цели и задачи экологического мониторинга. Классификация видов мониторинга

Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества.

Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

1) о состоянии окружающей среды;

2) о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);

3) о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

4) о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему мониторинга входят следующие основные процедуры:

1) выделение (определение) объекта наблюдения;

2) обследование выделенного объекта наблюдения;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

6) прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений;

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть направлен на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

3) наблюдение за состоянием природной седы и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4) оценка фактического состояния природной среды;

5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Система пассивного мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Активный мониторинг предполагает принятие экологически значимых решений и активных регулирующих мер, что тесно связано с экологическим контролем.

Глобальный мониторинг ОС

Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в шести­десятые годы была создана мировая сеть станций мониторинга фо­нового загрязнения атмосферы (БАПМоН). Ее цель состояла в полу­чении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих, их вариациях и долгопериодных изменениях, по ко­торым можно судить о влиянии человеческой деятельности на со­стояние атмосферы.

в семидесятые годы было принято решение о создании Глобальной системы мониторинга ок­ружающей среды (ГСМОС), предназначенной для наблюдения за фоновым состоянием биосферы в целом и в первую очередь за про­цессами ее загрязнения.

В 1974 г. в рамках программы ООН была разработана концепция глобального мониторинга окружающей среды. В этой программе упор делается на определение целей мониторинга.

В1986 г. ООН выпустил руководящий справочник по "Экологическому мониторингу" под ред. Кларна. Развёрнутая там программа "Глобальные системы мониторинга окружающей среды" имеет 7 направлений:

1) организация и расширение системы предупреждения об угрозе здоровью человека;

2) оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияние на климат;

3) оценка и распределение загрязнений в пищевых цепях;

4) оценка критических проблем землепользования;

5) оценка реакций экосистем на загрязнения окружающей среды;

6) оценка загрязнений океана;

7) система предупреждения стихийных бедствий.

Глобальный мониторинг предполагает разработку полномасштабных машинных имитационных моделей: океана, атмосферы, климата, литосферы, модели взаимодействия между перечисленными геосферами. На базе этих глобальных моделей возможно проигрывание различных сценариев развития социума, например: локальных ядерных конфликтов; локальных техногенных катастроф, связанных с авариями ядерных объектов; сценарий неблагоприятного развития промышленности и техносферы; сценарий неблагоприятного развития экономических отношений, который приводит к цепочке техногенных катастроф.

Эти модели имеют смысл только при поступлении полноценной измерительной информации от других частей мониторинга. Здесь существует несколько действующих систем космического мониторинга. Это система наблюдения Земли "EOS", действующая с 1995 г. Спутники выводятся на орбиту высотой 824 км.

Станции фонового мониторинга атмосферы (станции БАПМоН) ответственны за проведение наблюдений и своевременную отправку полученных первичных данных в курирующие их управ­ления по гидрометеорологии (УГМ) и Главную геофизическую об­серваторию (ГГО) им. А.И.Воейкова.

Станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ) - их местоположение по своим ландшафтным и климатическим ха­рактеристикам должно быть репрезентативным для данного регио­на. Оценка репрезентативности начинается с анализа климатиче­ских, топографических, почвенных, ботанических, геологических и других материалов.

СКФМ включает стационарный наблюдательный полигон и химическую лабораторию. Наблюдательный полигон составляют пробоотборные площадки, гидропосты и в ряде случаев наблюда­тельные скважины. Химическая лаборатория станции располагается на расстоя­нии не ближе 500 м от опорной площадки, в лаборатории проводят­ся обработка и анализ той части проб, которая не подлежит пере­сылке в региональную лабораторию.

Станции БАПМоН - фоновые станции подразделяются на три категории: базовые, региональные и континентальные.

Базовые станции следует располагать в наиболее чистых мес­тах, в горах, на изолированных островах. Основной задачей базовых станций является контроль за глобальным фоновым уровнем загряз­нения атмосферы, не испытывающем влияния никаких локальных источников.

Региональные станции должны находиться в сельской местно­сти, не менее чем в 40 км от крупных источников загрязнения. Их целью является обнаружение в районе станции долгопериодных ко­лебаний атмосферных составляющих, обусловленных изменениями в использовании земли и другими антропогенными воздействиями.

Континентальные станции охватывают более широкий спектр исследований по сравнению с региональными станциями. Они должны размещаться в отдаленных районах, чтобы в радиусе 100 км не было источников, которые могли бы повлиять на локальные уровни загрязнения.

Программы наблюдения на станциях

На станциях КФМ реализуется комплексное изучение содержания загрязняющих веществ в компонентах экосистем. В связи с этим программа на­блюдений на СКФМ включает систематические измерения содер­жания загрязняющих веществ одновременно во всех средах, дополненные гидрометеорологическими данными.

В атмосферном воздухе подлежат измерению среднесуточные концентрации: взвешенных веществ; озона; оксидов углерода и азота; диоксида серы; сульфатов; 3,4- бенз(а)пирена; ДДТ и других хлорорганических соединений; свинца, кадмия, ртути, мышьяка, показателя аэрозольной мутности атмосферы.

Метеорологические наблюдения включают наблюдения за: температурой и влажностью воздуха; скоростью и направлением ветра; атмосферным давлением; облачностью; солнечным сиянием; атмосферными явлениями (туман, метели, грозы, пыльные бури, и т.п.); атмосферными осадками; снежным покровом; температурой почвы; радиацией и радиационным балансом и т.д.

Космическое зондирование.

Космические снимки Земли получают с высоты более ста километров. По высоте можно выделить три группы наиболее часто используемых орбит:

а) 100-500 км (это орбиты пилотируемых кораблей, орбитальных станций, и разведспутников, имеющих наиболее характерные высоты 200-400 км); для детальной съемки

б) 500-2000 км (орбиты ресурсных и метеорологических спутников, ресурсные пониже (600-900 км), метеорологические - повыше (900-1400 км)); для менее детальной, но более оперативной и территориально более захватной съемки

в) 36000-40000 км (орбиты геостационарных спутников) для постоянного наблюдения.

Геометрическим разрешением снимка называется физическая площадь прямоугольного (чаще квадратного) участка местности, который на снимке отображается самой мельчайшей точкой (пикселом). Величина геометрического разрешения выражается в длине сторон этого прямоугольника (чаще квадрата).

Космические снимки позволяют оперативно (в течении 1-2 мес., с момента проведения съемки) создавать цифровые карты на большие участки территории, специальные картографические материалы. Такие проблемы, как выбор мест для проверок (“рекогносцировки”), могут быть решены с применением космической съемки.

Стоимость одного снимка, полученного с зарубежного космического аппарата редко бывает менее $2000.

Чем более комплексно предполагается использовать снимок, тем более выгодным становиться его приобретение.

Физические основы дистанционного зондирования .

Методы дистанционного зондирования Земли из космоса можно подразделить на два больших класса: пассивные и активные.

Методы пассивного дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса основаны на регистрации отраженного солнечного излучения, просуммированного с собственным излучением атмосферы, облаков и земного покрова и ослабленного в атмосфере.

В настоящее время надежно функционирующие на орбите космические многоспектральные системы с ИК каналами позволяют на основе априорной информации о тепловых свойствах почв, горных пород, руд, минералов и материалов успешно дешифрировать космоснимки, обнаруживать различные аномалии и строить температурные карты земной поверхности и океана, состояния растительного покрова и т.д.

Кроме того, ИК съемка успешно применяется для обнаружения и оконтуривания подземных пожаров, постоянного геотемпературного поля, подземных теплотрасс.

Весьма специфично и эффективно использование многозональной съемки для изучения водных объектов. Для них она дает дополнительные возможности, не реализуемые другими методами. Подводные объекты дешифрируются на глубинах от нескольких метров до десятков метров. Особое достоинство заключается в использовании серии зональных изображений как разноглубинных срезов толщи воды и поверхности дна в связи со способностью лучей разных спектральных диапазонов проникать на неодинаковую глубину - наибольшую (до 20м) для лучей голубого диапазона и наименьшую - для лучей ближней ИК области спектра. Эти свойства открывают возможности исследования распространения взвешенного материала в воде - естественного загрязнения водоемов твердым стоком рек и т.д. Это позволяет составлять карты подводных ландшафтов с их комплексной характеристикой для мелководных акваторий, но именно задачи освоения и мониторинга шельфа приобрели теперь первостепенное значение.

Многозональные космоснимки весьма информативны для определения снежного покрова. Свежевыпавший снег отражает около 95% солнечной радиации в области длин волн 0.3 - 0.9 мкм. В видимой области спектра снег - белое тело, а в ИК области (длина волны 10 мкм) - абсолютно черное тело с температурой ниже 0 град. С.

Активное ДЗЗ проводится в видимом диапазоне с помощью лидаров (532нм), но, в основном, в радиодиапазоне.

При зондировании из космоса используется сверхвысокочастотный (СВЧ) диапазон волн - от миллиметров до нескольких сантиметров. В этом диапазоне атмосфера Земли обладает высокой прозрачностью, поэтому радиометры и радиолокаторы позволяют практически всегда осуществлять зондирование земных покровов, причем, независимо от наличия облаков.

Проникающая способность радиоволн позволяет получить особую информацию о земных покровах, которую не удается извлечь из наблюдений в оптическом диапазоне. Так, в известной степени радиоволны позволяют "преодолеть" экранирующий эффект растительных покровов и получить информацию непосредственно о свойствах земных грунтов .

С другой стороны, с помощью радиоволн осуществляется глубинное зондирование грунта, снега, льда , что позволяет выносить более объективные суждения о физическом состоянии земных покровов.

Комплексное изучение природных ресурсов

Наибольший технико-экономический эффект от использования данных космического зондирования Земли может быть получен при комплексном изучении и картографировании природных ресурсов. Комплексное изучение и картографирование на основе космической информации подразумевает получение новых сведений о природных ресурсах по основным их видам и территориальным сочетаниям путем интерпретации материалов космической съемки и их совместного анализа с данными традиционных исследований.

Сканерные съемки Земли и прием цифровых космоизображений с современных спутников, а также широкое развитие геоинформационных систем позволяет составлять цифровые электронные тематические карты . Это качественно новая ступень в картографии, открывающая широкие возможности для комплексного анализа и применения различными потребителями.
Поиск полезных ископаемых .

Применение космических методов позволяет более оперативно и эффективно вести региональные геолого-съемочные работы. При этом затраты на геологическую съемку 1 км2 территории снижаются на 15-20%.

Внедрение космических исследований в комплекс нефтегазопоисковых работ, обеспечивает информацией о разрывной и складчатой тектонике и глубинной структуре земной коры. Аэрокосмические методы играют важную роль и при доразведке месторождений и при их эксплуатации.

Экологические исследования

Функционирующие в настоящее время космические системы природоведческого, метеорологического и океанологического назначения могут эффективно использоваться в интересах экологических исследований глобального, регионального и локального характера.

Например, с борта орбитальных станций зафиксирована динамика усыхания Аральского моря.

Такие снимки позволяют следить за распространением пятна нефти и организовать эффективные работы по ликвидации последствий аварий.

По космоснимкам не только обнаруживаются лесные пожары, но и осуществляется прогноз опасности их возникновения, оценка ущерба от лесных пожаров.

Нормирование качества воздуха

Качество атмосферного воздуха - совокупность свойств атмосферы, определяющая степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом.

Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной, так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов.

ПДК рз - концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Совершенно недопустимо сравнивать уровни загрязнения селитебной зоны с установленными ПДК рз, а также говорить о ПДК в воздухе вообще, не уточняя, о каком нормативе идет речь.

ПДК мр - концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест , не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека. В результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно-защитной зоны предприятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не должна превышать ПДК мр.

ПДК сс - это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест , которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДК сс является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества в воздушной среде.

Нормированные характеристики загрязнения атмосферы ино­гда называютИНДЕКСОМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ (ИЗА). В практической работе используют большое количество различных ИЗА. Некоторые из них основаны на косвенных показателях загрязнения атмосферы, например, на видимости атмосферы, на ко­эффициенте прозрачности.

Различные ИЗА, которые можно разделить на 2 основные группы:

1. Единичные индексы загрязнения атмосферы одной приме­сью.

2. Комплексные показатели загрязнения атмосферы несколь­кими веществами.

К единичным индексам относятся:

* Коэффициент для выражения концентрации примеси в еди­ницах ПДК (а), т.е. значение максимальной или средней концентра­ции, приведенное к ПДК: а = Ci / ПДК

К комплексным индексам относятся:

* Комплексный индекс загрязнения атмосферы города (КИЗА) -это количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы, создаваемого n веществами, присутствующими в атмосфере города: In = SIi

где Ii - единичный индекс загрязнения атмосферы i-ым веществом.

Нормирование качества воды

В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.559-96 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования; при этом показатели качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКВ) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) - это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

Оценка качества воды и сравнение современного состояния водного объекта с установленными в прошлые годы характеристиками проводятся на основании индекса загрязнения воды по гидрохимическим показателям (ИЗВ). Этот индекс представляет собой формальную характеристику и рассчитывается усреднением как минимум пяти индивидуальных показателей качества воды. Обязательны для учета следующие показатели: концентрация растворенного кислорода, водородный показатель рН и биологическое потребление кислорода БПК5.

Кроме того, для определения ИЗВ используют величину растворенного в воде кислорода и БПК20 (общесанитарный ЛПВ), бактериологический показатель – число лактозоположительных кишечных палочек (ЛПКП) в 1 л воды, запах и привкус. Индекс загрязнения воды определяется в соответствии с гигиенической классификацией водных объектов по степени загрязнения.

Нормирование качества почвы

В СССР был установлен лишь один норматив, определяющий допустимый уровень загрязнения почвы вредными химическими веществами - ПДК для пахотного слоя почвы (ПДКп) - это концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.

Оценка уровня химического загрязнения почв населенных пунктов проводится по показателям, разработанным при сопряженных геохимических и гигиенических исследованиях окружающей среды городов. Такими показателями являются коэффициент концентрации химического элемента Кс и суммарный показатель загрязнения Zc.

Коэффициент концентрации определяется как отношение реального содержания элемента в почве С к фоновому С ф: К с =С/С ф.

Поскольку часто почвы загрязнены сразу несколькими элементами, то для них рассчитывают суммарный показатель загрязнения , отражающий эффект воздействия группы элементов:

n - число учитываемых элементов.

Оценка опасности загрязнения почв комплексом элементов по показателю Zc проводится по оценочной шкале, градации которой разработаны на основе изучения состояния здоровья населения, проживающего на территориях с различным уровнем загрязнения почв.

17. Организация экоаналитического контроля .

В основе мониторинга лежит система определения концентраций загрязняющих веществ в объектах окружающей среды - система эколого-аналитического контроля (ЭАК).

ЭАК - это система мероприятий по выявлению и оценке источников и уровня загрязненности природных объектов вредными веществами в результате сбросов либо выбросов этих веществ в окружающую среду природопользователями, также вследствие естественного образования и накопления в объектах окружающей среды, в том числе за счет химической и биохимической трансформации природных и техногенных веществ в соединения с вредными свойствами.

Можно выделить три основные функции ЭАК:

· получение первичной информации о содержании вредных веществ в окружающей среде и принятие на основе этой информации решений по предотвращению дальнейшего поступления этих веществ в воду, воздух, почву, донные отложения, растительный покров или о необходимости очистки этих объектов от уже накопленных загрязнителей;

· получение вторичной информации об эффективности мероприятий, осуществленных на основе первичной информации;

· формирование исходных данных для принятия решений экономического, правового, социального и экологического характера по отношению к природопользователям, районам и регионам со сложной экологической обстановкой, включая оценку недвижимости при ее приватизации или продаже.

Организация и обеспечение ЭАК требуют решения комплекса взаимосвязанных проблем, которые образуют приведенную ниже единую систему: Нормативно-техническое обеспечение и правовая регламентация - Контролируемые объекты и компоненты - Методическое обеспечение - Аппаратурное обеспечение - Метрологическое обеспечение - Обеспечение качества химической информации - Кадровое обеспечение

Нормативно-техническое обеспечение и правовая регламентация системы ЭАК

С точки зрения природоохранительного законодательства, регламентация отдельных стадий ЭАК (пробоотбор, консервация и транспортировка проб, пробоподготовка, обработка и выдача результатов анализа, их введение в память ЭВМ, а также нормирование номенклатуры подлежащих определению вредных веществ и уровни их предельно допустимых концентраций (ПДК)) является юридической базой для обоснования требований к методикам анализа, аналитическим приборам и другим средствам измерения, которые следует применять для ЭАК.

В нормативно-техническое обеспечение включают также документы, регламентирующие алгоритмы проведения анализа. Необходима разработка единых НТД, регламентирующих требования к организации и проведению ЭАК с учетом его специфики для каждой из связанных с ним структур.

Методическое обеспечение системы ЭАК

Разработано огромное количество методик анализа объектов природной окружающей среды, но только часть из них может быть применена в системе ЭАК, поскольку по своим показателям эффективности, включающим аналитические и метрологические характеристики, они не отвечают требованиям ЭАК. К тому же большая группа методик реализуется на уникальном аналитическом оборудовании, которое в России имеется в единичных экземплярах (например хромато-масс-спектрометры высокого разрешения). Документы, регламентирующие методики анализа объектов окружающей среды, должны иметь определенный нормативно-технический и правовой статус: такие методики должны быть аттестованы и введены в действие. Пока подавляющее большинство методик, применяемых для ЭАК, не аттестовано. Проведение ЭАК по неаттестованным методикам сразу же ставит под сомнение достоверность результатов анализов. По таким результатам не могут быть приняты ни санкции, ни управленческие решения.

Аппаратурное обеспечение системы ЭАК

Для приборов ЭАК принципиальным является вопрос обоснования требований к условиям их эксплуатации. Все приборы ЭАК – выпускаемые или разрабатываемые - можно разделить на две группы: приборы общего назначения и специализированные приборы.

В первую группу входят приборы, применение которых не жестко связано со спецификой контролируемого объекта или определяемого показателя, т.е. возможно их использование для большого числа методик анализа. Вторая группа включает приборы, предназначенные для определения конкретного компонента в конкретном объекте контроля.

Приборы обеих групп могут применяться в ЭАК при наличии обязательного методического обеспечения.

Обеспечение качества химической информации

При ЭАК получаемая информация служит фундаментом для принятия принципиальных решений и предписывания правил. Качество аналитической информации определяется степенью ее достоверности. Работы по обеспечению качества результатов химического анализа в области ЭАК носят узковедомственный характер и не распространяются на всю систему ЭАК, поскольку контроль качества данных природопользователей вообще не проводится. Таким образом, необходимо создание общей системы обеспечения качества аналитических работ, что должно быть регламентировано соответствующим НТД.

Контролируемые объекты и компоненты в экоаналитическом контроле

В сферу эколого-аналитического контроля входят следующие контролируемые объекты:

· воды - пресные, поверхностные, морские, подземные, атмосферные осадки, талые, сточные;

· воздух - атмосферный, природных заповедников (фон), городов и промышленных зон, рабочей зоны;

· почвы (в аспекте загрязнения);

· донные отложения (в том же аспекте);

· растения, пища и корма, животные ткани (в том же аспекте).

Требования к средствам измерения

Различными нормативными документами в области обеспечения единства измерений предъявляется достаточно жесткие требования к средствам измерений (СИ), применяемым при экоаналитических работах.

1. Прежде всего, СИ должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений.

2. Нормативными документами установлен нижний предел обнаружения загрязняющего вещества в объектах окружающей природной среды - обычно он составляет от 0,1 ПДК (для почвы) до 0,8 ПДК (для атмосферного воздуха). При выборе СИ этот факт также необходимо учитывать.

3. Особое внимание следует уделить соблюдению в процессе измерений установленных нормативными документами норм погрешности измерений. Для СИ универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т. д.) большое значение имеет обеспеченность СИ аттестованными методиками выполнения измерений (далее - МВИ).

4. Для удобства хранения и обработки результатов измерений прибор должен быть оснащен выходом, позволяющим осуществлять его интерфейс с компьютером.

5. низкая стоимость эксплуатации прибора.

6. Приборы, предназначенные для массовых анализов, не должны требовать очень высокой квалификации исполнителя.

7. Для импортных приборов существенным является требование наличия технической документации на русском языке, а также русскоязычного программного обеспечения для СИ.

8. Ремонт прибора не должен быть очень дорогим.

9. Отдельные требования предъявляются к СИ, имеющим в своем составе источники ионизирующих излучений. Такие СИ подлежат обязательной регистрации в органах МВД и Минздрава России, а эксплуатация таких СИ без получения соответствующей лицензии Госатомнадзора России запрещена.

Классификация экоаналитических средств

В настоящее время существует несколько классификаций средств измерений.

Так, средства экоаналитических измерений можно разделить на три группы:

· автоматические и неавтоматические,

· мобильные и стационарные (носимые, переносные, перевозимые),

· анализаторы и сигнализаторы,

универсальные СИ - измеряющие содержание практически любых веществ различных классов (например, спекторофотометр), групповые - анализирующие ряд сходных по свойствам веществ одного класса или группы (анализатор выхлопных газов автотраснспорта) и целевые - специфичные к конкретным веществам (например, анализатор СО, анализатор паров Hg);

по анализируемой среде: газоанализаторы, аква - анализаторы, анализаторы сыпучих тел.

по способу регистрации результатов: аналоговые и цифровые.

Одной из наиболее широко применяемых является классификацияпо методу измерений .

При совмещении всех вышеуказанных оснований и при дальнейшей детализации средств измерений по особенностям анализируемых сред формируется широко применяемая в настоящее время на практике «прагматическая» классификация СИ , которая используется, в том числе при введении российского Государственного реестра СИ. Деление средств измерений на группы и подгруппы в ней осуществляется по контролируемой среде, по ее особенностям, а далее по методам, классам и видам определяемых веществ.

19. Общегосударственная система наблюдения и контроля атмосферного воздуха ОГСНКа – составная часть Общегосударственной системы наблюдений и контроля (ОГСНК) за состоянием природной среды.

Основные задачи ОГСНКа те же, что и у всей системы ОГСНК.

ОГСНКа состоит из двух уровней мониторинга:

1) импактный мониторинг;

2) региональный мониторинг, включая фоновый.

В России существует сеть станций, которая ведет наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в атмосфере. Эти станции расположены в 253 городах. Число стацио­нарных постов определяется в зависимости от численности населе­ния в городе, площади населенного пункта, рельефа местности и степени индустриализации. В зависимости от численности населе­ния устанавливается: 1 пост - до 50 тыс. жителей; 2 поста - 50-100 тыс. жителей; 2-3 по­ста - 100-200 тыс. жителей; 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей; 5-10 постов - более 500 тыс. жителей; 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн жителей.

В основу системы наблюдений положены: регулярность, единство программы наблюдений, репрезентативность положения стационарного поста. Обработка данных производится в ГГО им. А.И.Воейкова в Санкт-Петербурге. Обычно на каждом посту измеряется до 8 загрязняющих веществ, но, учитывая, что каждый про­мышленный центр имеет свою экологическую специфику и набор 3В, возможно измерение до 80 компонентов.

Прерогатива контроля источников загрязнения (выбросов, труб и т.п.) принадлежит отделам охраны окружающей среды самих предприятий в контакте с санитарно-гигиеническими службами. Ос­тальные три уровня контроля выполняются службами, институтами и учреждениями Роскомгидромета.

Организация наблюдений за загрязнением атмосферы

Наблюдения за уровнем загряз­нения атмосферы осуществляют на постах. Постом наблюдения яв­ляется выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими при­борами.

Устанавливаются посты наблюдений 3 категорий: стационарные (непрерыв­ная регистрация или регулярный отбор проб), маршрутные (для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно или нецелесообразно установить ста­ционарный пост), передвижные (подфакельные - под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов).

Помимо наблюдений в городах ведутся наблюдения за преде­лами урбанизированных территорий, в том числе и в заповедниках, которые позволяют оценить фоновое загрязнение, возникающее в результате переноса поллютантов атмосферными потоками, а по отдельным станциям - естественное фоновое содержание веществ в атмосфере.

Одновременно с отбором проб воздуха определяют направление и скорость ветра, температуру воздуха, состояние погоды и подстилающей поверхности.

Перечень веществ для измерения устанавливается на основе сведений о составе и характере выбросов от источников за­грязнения и метеорологических условиях рассеивания примесей.

После выбора основных примесей, подлежащих контролю, определяется очередность организации контроля за специфически­ми примесями, выбрасываемыми разными источниками.

На опорных стационарных постах организуются наблюдения за содержанием основных 3В: пыли, диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, а также за специфическими вещества­ми, которые характерны для промышленных выбросов предприятий данного города.

20. Средства контроля воздушных и других газообразных сред. Отбор проб воздуха.

Средства контроля подразделяют на: системы (комплексы), приборы , другие технические средства контроля загрязнения (ТСКЗ) воздушного бассейна с группировкой их по особенностям анализируемой воздушной среды

По степени автоматизации: на автоматические автоматизаторы и газосигнализаторы, и неавтоматические приборы и другие средства контроля.

При лабораторном экоаналитическом контроле ЗВ в воздухе в основном применяется технология с разделенными процедурами отбора и измерения показателей проб. При этом в числе универсальных приборов лабораторного анализа, на которых реализуется не менее 130 методик выполнения измерений загрязняющих атмосферу веществ, находятся следующие типы средств:

· фотометры и спектрофотометры 50 % (>60 методик),

· хроматографы 20 % (30),

· атомно-абсорбционные спектрометры 10 % (15),

· потенциометрические приборы 4 % (5),

· флуориметры и титраторы по 2.5 % (по 3),

· кулонометры и весовые приборы по 1,5 % (по 2),

Подходы к классификации экологического мониторинга

Различных подходов к классификации экологического мониторинга существует немало. Они подразделяются обычно в зависимости от характера решаемых в процессе исследования задач, либо по уровням организации объекта мониторинга, по исследуемым средам жизни и т.д. Эта классификация включает в себя весь блок разновидностей экологического мониторинга, различные подходы к наблюдению за динамикой как абиотической, так и биотической составляющих биосферы и ответной реакцией природных экосистем на эти изменения.

Таким образом, экологический мониторинг предполагает как геофизический, так и биологический компоненты, что определяет широчайший спектр методов и способов исследований, используемых при его осуществлении. Экологический мониторинг в целом включает весьма широкий набор методов и методологических подходов, среди которых обычно выделяют геофизические, химические, биологические аспекты.

Замечание 1

Система экологического мониторинга может быть реализована на нескольких несводимых один к другому уровнях, для каждого из них существуют специально разработанные программы. Среди этих уровней обычно называют импактный, региональный и фоновый мониторинг.

Первый из них направлен в основном на контроль воздействия на среду конкретных объектов, второй – ни исследование состояния экосистем определенного региона (по масштабам территории он может подразделяться дополнительно), а третий – на сравнение нарушенных территорий с эталонными.

Виды мониторинга

    Импактный мониторинг предполагает изучение сильных воздействий на окружающую среду в локальном масштабе. Программа данного уровня мониторинга может включать, например, исследование при помощи специальных методик сбросов или выбросов конкретного предприятия. Конечной задачей в данном случае является не столько установление структуры и объемов выбрасываемых веществ, сколько оценка их вредного воздействия на природную среду. В зависимости от особенностей окружающих экосистем, одни и те же количественные показатели загрязнения могут быть практически безвредными, или приводить к катастрофическим результатам. В связи с особенностями миграции загрязнителей в экосистемах, а также склонностью некоторых из них к кумуляции, импактный мониторинг должен быть достаточно продолжительным.

    Региональный мониторинг обычно подразумевает исследование миграции и трансформации в экосистемах загрязняющих веществ, изучение совместного воздействия различных экологических, как природного, так и антропогенного характера, факторов, характерных для исследуемой территории. Предметом данного уровня мониторинга служит состояние окружающей среды в пределах более или менее обширного региона.

    Фоновый мониторинг осуществляется на базе природных эталонов – биосферных заповедников, где отсутствует хозяйственная деятельность человека. Его цель состоит в фиксации фонового состояния окружающей среды, очень важном для сравнительных оценок антропогенного воздействия на преобразованных территориях.

    Мониторинг состояния особо охраняемых природных территорий характеризуется собственной спецификой. Его основные задачи определяются в первую очередь уникальностью объектов и их функцией.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга – оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности:

– наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

– оценку фактического состояния среды;

– прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Следует различать понятия «экологический мониторинг» и «экологический контроль». Система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. В отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер, следует употреблять понятие «экологический контроль».

Экологический контроль – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль. В природоохранительном законодательстве Российской Федерации государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля.

Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный. Глобальный мониторинг слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал). Локальный мониторинг мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).

В некоторых случаях используют объединенную классификацию, выделяя три уровня мониторинга: импактный (изучение сильных воздействий локальном масштабе), региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона) и фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

На уровне локального (санитарно-гигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей:

1. Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:

– в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор, углеводороды;

– в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бензпирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;

– в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бензпирен, азот, фосфор;

– в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор.

2. Уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.

3. Динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов.

Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и удобрений и др.).

На уровне регионального (геосистемного, природно-хозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.

На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Основными целями этой программы являются:

– организация расширенной системы предупрежденияобугрозе здоровью человека;

– оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;

– оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;

– оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;

– оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;

– оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;

– создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, то есть мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты). Биологический мониторинг – это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга – биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Биоиндикация обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называются биоиндикаторами.

Экологический мониторинг окружающей среды является современной формой реализации процессов экологической деятельности с помощью средств информатизации, что обеспечивает регулярную оценку и прогнозирование Сипана среды жизнедеятельности общества и условий функционирования экосистем для принятия управленческих решений по экологической безопасности, сохранения природной среды и рационального природопользования. Экологический мониторинг - это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Еще в конце 60-х годов многие страны осознали, что необходимо скоординировать усилия по сбору, хранению и переработке данных о состоянии окружающей среды. В 1972 году в Стокгольме прошла конференция по охране окружающей среды под эгидой ООН, где впервые возникла необходимость договориться об определении понятия "мониторинг". Решено было под мониторингом окружающей среды понимать комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Термин появился в дополнение к термину «контроль состояния окружающей среды". В настоящее время под мониторингом понимают совокупность наблюдений за определенными компонентами биосферы, специальным образом организованными в пространстве и во времени, а также адекватный комплекс методов экологического прогнозирования.

Основные задачи экологического мониторинга: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз ее состояния, определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявление факторов и источников воздействия. В конечном целью мониторинга окружающей среды является оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Экологический мониторинг возник на стыке экологии, экономики, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно-гигиенический) Геоэкологический (природно-хозяйственный) производственно-экологический; биосферный (глобальный) геофизический; климатический; биологический; здоровья населения и др.

В зависимости от назначения по специальным программам осуществляются общий, кризисный и фоновый экологический мониторинги окружающей среды (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Виды и уровни системы экологического мониторинга

Источник: составлено по данным Министерства экологии и природных ресурсов Украины: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: menr.gov.ua/monitoring

Общий экомониторинг окружающей среды - это оптимальные по количеству и размещением места, параметры и периодичность наблюдений за окружающей средой, которые позволяют на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей среды поддерживать принятие соответствующих решений на всех уровнях ведомственной и общегосударственной экологической деятельности.

Кризисное экомониторинг окружающей среды - это интенсивные наблюдения за природными объектами, источниками техногенного воздействия, расположенными в районах экологической напряженности, в зонах аварий и опасных природных явлений с вредными экологическими последствиями, с мстою обеспечения своевременного реагирования на кризисные и чрезвычайные экологические ситуации и принятия решений по их ликвидации, создания нормальных условий для жизнедеятельности населения и хозяйства.

Фоновый экомониторинг окружающей среды - это многолетние комплексные исследования специально определенных объектов природоохранных зон с целью оценки и прогнозирования изменения состояния экосистем, удаленных от объектов промышленной и хозяйственной деятельности, или получения информации для определения середкьос- татистичного (фонового) уровня загрязнения окружающей среды в антропогенных условиях.

В Украине мониторинг природной среды осуществляется многими ведомствами, в рамках деятельности которых реализуются соответствующие задачи, уровне и составляющие подсистемы мониторинга. Так, например, в системе мониторинга, осуществляется в Украине, различают три уровня экологического мониторинга окружающей природной среды: глобальный, региональный и локальный.

Цель, методические подходы и практика мониторинга на различных уровнях отличаются. Наиболее четко критерии качества окружающей природной среды определены на локальном уровне. Цель регулирования здесь - обеспечение такой стратегии, не выводит концентрации определенных приоритетных антропогенных загрязняющих веществ допустимого диапазон, является своего рода стандартом. Он представляет собой величины предельно допустимых концентраций (ПДК), которые закреплены законодательно. Соответствие качества окружающей природной среды шш стандартам контролируется соответствующими органами надзора. Задачей мониторинга на локальном уровне является определение параметров моделей "поле выбросов - поле концентраций". Объектом воздействия на локальном уровне является человек.

На региональном уровне подход к мониторингу основан на том, что загрязняющие вещества, попав в круговорот веществ в биосфере, изменяют состояние абиотической составляющей и, как следствие, вызывают изменения в биоте. Любой хозяйственный мероприятие, проводимое в масштабе региона, сказывается на региональном фоне - изменяет состояние равновесия абиотической и биологического компонента. Так, например, состояние растительного покрова, в первую очередь лесов, существенно влияет на климатические условия региона.

Цели глобального мониторинга определяются в процессе международного сотрудничества в рамках различных международных организаций, соглашений (конвенций) и деклараций. Глобальный экологический мониторинг включает семь направлений:

1. Организация и расширение системы предупреждения об угрозе здоровью человека.

2. Оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияние на климат.

3. Оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых звеньях.

4. Оценка критических проблем, которые возникают в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования.

5. Оценка реакций наземных экосистем на воздействие окружающей среды.

6. Оценка загрязнения океана и влияние загрязнения на морские организмы.

7. Создание усовершенствованной системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

Государственная система экологического мониторинга проводит осуществления следующих видов работ: режимные наблюдения, оперативные работы, специальные работы. Режимные работы проводятся систематически за ежегодными программами, на специально организованных пунктах наблюдений. Необходимость выполнения оперативных работ зависит от случаев аварийного загрязнения природной среды или стихийных бедствий; эти работы выполняются при чрезвычайных ситуациях.

Создание и функционирование Государственной системы экологического мониторинга окружающей среды должно способствовать осуществлению государственной экологической политики, которая предусматривает:

Экологически рациональное использование природного и социально-экономического потенциала государства, сохранения благоприятной среды жизнедеятельности общества;

Социально-экологическое и экономически рациональное решение проблем, возникающих в результате загрязнения окружающей среды, опасных природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

Развитие международного сотрудничества по сохранению биоразнообразия природы, охраны озонового слоя атмосферы, предотвращения антропогенной изменении климата, защиты лесов и лесовосстановления, трансграничного загрязнения окружающей среды, восстановления естественного состояния Днепра, Дуная, Черного и Азовского морей.

Государственная система экомониторинга окружающей среды должна стать интегрированной информационной системой, которая будет осуществлять сбор, хранение и обработка экологической информации для ведомственной и комплексной оценки и прогноза состояния природных сред, биоты и условий жизнедеятельности, выработки обоснованных рекомендаций для принятия эффективных социальных, экономических и экологических решений на всех уровнях государственной исполнительной власти, совершенствование соответствующих законодательных актов, а также выполнение обязательств Украины по международным экологических соглашений, программ, проектов и мероприятий.

Функционирования Государственной системы экомониторинга окружающей среды реализуется по принципам:

Систематичности наблюдений за состоянием окружающей природной среды и техногенными объектами, влияющие на него, или считаются экологически нестабильными;

Своевременности получения и обработки данных наблюдений на ведомственных и обобщающих (локальном, региональном и государственном) уровне;

Комплексности использования екоинформации, поступающей в систему от ведомственных служб экомониторинга и других поставщиков;

Объективности первичной, аналитической и прогнозной екоинформации и согласованности нормативного, организационного и методического обеспечения экологического мониторинга окружающей среды, проводимого соответствующими службами министерств и ведомств Украины, других центральных органов исполнительной власти;

Совместимости технического, информационного и программного обеспечения ее составных частей; оперативности доведения екоинформации в органы исполнительной власти, других заинтересованных органов, предприятий, организаций и учреждений;

Доступности экологической информации населению Украины и мировому сообществу.

Государственная системы экомониторинга окружающей среды должна обеспечить достижение следующих основных целей:

1) повышение уровня адекватности действительному экологическому состоянию окружающей среды его информационной модели;

2) повышение оперативности получения и достоверности первичных данных за счет использования совершенных методик на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления;

3) повышение уровня и качества информационного обслуживания потребителей екоинформации на всех уровнях функционирования системы на основе сетевого доступа к распределенным ведомственных и интегрированных банков данных;

4) комплексного обработки и использования информации для принятия соответствующих решений.

Итак, мониторинг воплощает в жизнь систему наблюдений, которые позволяют выделить изменения состояния биосферы под влиянием деятельности человека. Основные блоки этой системы - наблюдение, оценка и прогноз состояния: природной среды; антропогенных изменений состояния абиотической составляющей биосферы (в частности изменения уровней загрязнения природных сред), обратной реакции экосистем на эти изменения и антропогенных сдвигов связанных с влиянием загрязнений, сельскохозяйственным использованием земель, вырубкой леса, развитием транспорта, урбанизацией и др. Современный этап развития общества предусматривает внедрение во все сферы жизнедеятельности новейших информационных технологий, использование значительных объемов информации и, соответственно, наличие новых и широких знаний. Необходима разработка информационной стратегии, включая выработку наиболее эффективных методов ее отбора, обработки и распространения, что требует обновления и развития самой системы мониторинга.