Все о тюнинге авто

Рекомендации по развитию интеллектуального потенциала региона. Уктура интеллектуального потенциала региона, исследованы методические подходы к его оценке, предложены механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона. Материалы и методы исследовани

1

Научная проблема, рассмотренная в статье, заключается в исследовании теоретических, методологических и научно-прикладных аспектов формирования интеллектуально-кадрового потенциала региона, что создает научные предпосылки для разработки концептуальных и программно-плановых документов, обеспечивающих перспективное социально-экономическое развитие инновационных предприятий и территорий в целом. В статье авторы анализируют проблемы инновационного развития на мезоуровне; выделяют основные структурные элементы, взаимосвязи и механизмы формирования интеллектуально-кадрового потенциала региона. Концептуальная модель интеллектуально-кадрового потенциала базируется на человеческом капитале инновационной экономики региона. Инвестиции в человеческий капитал обеспечат улучшение экономических способностей людей, что ведет к росту отдачи и дохода. Интеллектуальный потенциал проявляется через совокупность способностей, знаний, навыков и умений специалистов различных категорий, которые используются или могут быть использованы в процессе решения соответствующих задач.

интеллектуально-кадровый потенциал

инновационное развитие

человеческий капитал

1. Егорова М. В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект / М. В. Егорова, В. В. Авилова // Инновации. – 2007. – №6. – С. 66-69.

2. Капелюшников Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: (Критический анализ). – М.: Наука, 1981. – 287 с.

3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978. – 275 с.

4. Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. – М.: Наука, 2001. – 239(1) с.

5. Петрухина Е. В. Формирование интеллектуального потенциала общества как основы инновационного развития // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 5. – С. 146-159.

6. Самородова Е. М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования: монография. – СПб.: Инфо-да, 2008. – 127 с.

7. Сибирская Е. В., Петрухина Е. В., Строева О. А. Формирование региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www..

8. Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

9. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Ключи к мировому рынку. Инновационное предпринимательство на Урале. – М.: Экономика, 2001.

10. Хохлов Ю. Е. Экономика, основанная на знании: социально–экономические тенденции и политические цели / Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапошник [электронный ресурс]. – URL: http: //emag.iis.ru/arc.

11. Schulz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. – N.Y., 1971.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние и представляют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня - основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Подсчеты экспертов ОЭСР показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями . Новая экономика требует новых подходов, в связи с чем можно утверждать, что движущей силой является на просто информация и знания как таковые, а инновационные знания.

Традиционно одним из важнейших системообразующих элементов инновационного потенциала экономической системы любого хозяйственного уровня является ее интеллектуально-кадровый потенциал . От состояния интеллектуально-кадрового потенциала, прежде всего, зависят масштабы и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и сама потенциальная возможность появления инноваций. Тем не менее до сих пор отсутствует единый подход к классификации и способам оценки как инновационного потенциала в целом, так и важнейшего его элемента - интеллектуально-кадрового потенциала.

Под инновационным потенциалом понимается готовность и способность того или иного предприятия, региона и иных хозяйствующих субъектов осуществлять или воспроизводить (воспринимать) нововведение . При этом способность к нововведениям принято рассматривать как наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала (ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности), а готовность - как достаточность развития этих ресурсов . То есть инновационный потенциал - это упорядоченная совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка, и совокупность возможностей использования их производительной силы, а также мера способности и готовности экономического субъекта к осуществлению инновационной деятельности. Инновационный потенциал предопределяет возможность дальнейшего развития инновационных процессов, создания новых продуктов, а также диффузии инноваций в другие области практической деятельности.

В структуре инновационного потенциала А. И. Татаркин и А. Ф. Суховей выделяют следующие основные элементы: научные школы, традиции, накопленные научные знания как теоретическую базу для создания нововведений; интеллектуальную собственность как совокупность юридически защищенных результатов интеллектуального труда (изобретений, ноу-хау, патентов, авторских свидетельств по отраслям знаний и др.); кадровые ресурсы; материально-технические ресурсы; технологические ресурсы; финансовые ресурсы и др.

Исходя из проведенного исследования, в качестве базовых показателей для количественной оценки инновационного потенциала региона предлагаются следующие:

Интеллектуально-кадровый потенциал (определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью, в общей численности персонала);

Научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

Удельный вес используемых новых методов;

Удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем количестве;

Наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

Удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

Определяющим элементом инновационного потенциала является кадровая составляющая. В ней, в свою очередь, главной характеристикой выступает интеллектуальный потенциал, который понимается как совокупность способностей и приобретенных знаний специалистов, их умений и навыков, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. Научная результативность разработчиков в большой степени связана с состоянием материально-технической базы и размерами финансирования научных исследований. Особую роль в оценке инновационного потенциала играет интеллектуальная собственность, принадлежащая физическим и юридическим лицам региона. Отмечается важность, реальная значимость и состояние научных школ в регионе, для которых основными идентификационными признаками выступают: наличие механизма передачи знаний о методах исследований; общий методологический подход в исследовании определенной научной проблематики; вклад и оказание значительного влияния на развитие науки; обеспечение преемственности в исследованиях.

Научный потенциал региона служит отправной точкой в осуществлении начальных стадий инновационного процесса, являясь одной из наиболее важных составляющих инновационного потенциала. Научный потенциал региона в целом характеризует наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности, их уровень развития и достаточность для осуществления эффективных научных исследований и разработок. Он может определяться показателями состояния научной сферы региона, в которых отражены количество и разнообразие научных организаций, их материально-техническая, финансовая и информационная база, кадровый состав (остепененность, публикационная активность), объемы выполняемых НИОКР, научные заделы и т.д.

Таким образом, целесообразно в качестве основного элемента инновационного потенциала региона рассматривать именно интеллектуально-кадровый потенциал. Интеллектуально-кадровый потенциал региона рассматривается нами с двух позиций. С одной стороны, в контексте обеспечения научно-технической деятельности - наличия и уровня подготовки научно-исследовательских кадров, а с другой - с позиции обеспечения человеческой основы для использования и распространения нововведений (например, наличия инновационных менеджеров, конструкторских специалистов и др.).

Интеллектуальный потенциал проявляется через совокупность способностей, знаний, навыков и умений специалистов различных категорий, которые используются или могут быть использованы в процессе решения соответствующих задач.

Оценка интеллектуально-кадрового потенциала региона призвана показать образовательный уровень населения в целом и по отдельным возрастным и половым группам; наличие, состав и специализацию профессиональных групп работников; уровень оплаты труда работников различных категорий и специальностей; характер и эффективность использования высокопрофессиональных групп работников; отраслевые особенности занятости населения, а также потребности региона в высококвалифицированных кадрах.

Тамбовцев В. Л. отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства - интеллект - неотделим от субъекта - автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» . Можно сказать, что человек является собственником интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя - человека. Интеллектуальный капитал становится важным фактором инноваций и экономического развития, хотя и не отражается в балансе предприятия и не поддается учету традиционными методами.

В настоящее время центральным творческим элементом экономической системы является человек с присущими ему особыми производительными личностными характеристиками и выраженным экономическим интересом. Данная совокупность факторов называется человеческий капитал. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие - на его сущностной характеристике как форме личного фактора производства. Практически во всех определениях человеческого капитала после 60-х гг. ХХ века соблюдается принцип расширительной трактовки: речь идет не только о реализуемых знаниях, навыках и способностях, но и о потенциальных (в том числе и возможностях их приобретения); не только о внешнем стимулировании, но и о внутренней мотивации работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Таким образом, человеческий капитал представляет собой накопленный запас здоровья, знаний, способностей, опыта, культуры, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, общества. Основными составляющими человеческого капитала целесообразно выделить: капитал здоровья; трудовой капитал; интеллектуальный, культурно-нравственный и организационно-предпринимательский капитал.

Для выяснения роли интеллектуально-кадрового потенциала в управлении инновационным развитием региона следует учитывать особенности формирования человеческого капитала:

1. Человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности. Обособляться и отчуждаться могут лишь продукты интеллектуального и физического труда, а не способности к их созданию.

2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как опре-деленный запас или потенциал, требующий сохранения или воспроизводства.

3. Формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18-25 лет и требует значительных затрат - 100-150 тыс. долл. США .

4. Инвестиции (вложения) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы (предприятия), государство, но их эффект зависит от личной активности и способностей к саморазвитию.

5. Использование человеческого капитала, степень его отдачи (эффекта) во многом зависят от свободного волеизъявления человека, его индивидуальных предпочтений и ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры, в том числе экономической и инновационной культуры.

6. В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и инновационности.

Человеческий капитал характеризуется целым набором количественных и качественных параметров. При этом цель государства, предприятия, индивида - данные характеристики повышать и улучшать, поскольку в перспективе это способствует увеличению доходов носителей человеческого капитала, фирм, а значит, и национального дохода. Для формирования, улучшения качественных и количественных характеристик человеческого капитала необходимы материальные затраты - инвестиции, то есть вложения, обеспечивающие улучшение экономических способностей людей, что ведет к росту отдачи и дохода. Инвестиции могут быть направлены на развитие различных активов человеческого капитала: вложены в образование, в здравоохранение, в сферу рекреации, в обеспечение мобильности рабочей силы, в будущий человеческий капитал - в «производство» и воспитание детей.

Поскольку капитальные блага могут производительно использоваться в течение длительного периода времени, возможно и необходимо измерение не только величины текущих вложений в человеческий капитал (экономический учет подобных затрат важен при решении вопросов об оптимальном распределении ресурсов в масштабе всей экономики), но также и объема аккумулированного человеческого капитала, то есть фондов образования, здоровья, мобильности.

Учет затрат, идущих на формирование человеческого капитала в масштабах национальной или региональной экономики, обусловливает возможность оценить его валовые запасы и позволяет рассчитать норму накопления как соотношение между инвестициями в человеческий капитал и национальным (региональным) доходом: , где НН - норма накопления; ИЧК - издержки накопления человеческого капитала; НД - национальный доход .

Основополагающим компонентом накопления человеческого капитала является образовательно-квалификационный потенциал. Его параметры определяют результаты и возможности развития других форм интеллектуально-кадрового потенциала регионов. При определении величины человеческого капитала (образовательно-квалификационного потенциала) используются как натуральные показатели (простейший способ - измерение в человеко-годах обучения), так и денежные, позволяющие косвенно оценить масштабы накопления человеческого капитала стоимостными мерками издержек его производства.

Стоимостная оценка накопления человеческого капитала по части знаний, навыков, опыта и т.д. выражается в фонде образования или в удельных издержках на образование. Фонд образования равен стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населения к тому или иному моменту времени. В определенных пределах этот показатель способен дать не только количественную, но и качественную характеристику образовательного потенциала. Это связано со способностью удельных издержек адекватно отражать рост качества образования с течением времени и различия в сложности обучения. Соотношение затрат на год начального, среднего и высшего образования в США составляет 1: 1,6: 3,1 (темпы роста расходов по мере повышения ступени обучения снижаются) . Таким образом, стоимостной фонд образования можно рассматривать как результат многократных вложений общественных средств на цели формирования интеллектуально-кадрового потенциала.

Возможен и другой подход: размер образовательного фонда рассчитывается на основе кумулятивных издержек образования с поправками на величины износа человеческого капитала. Этот метод широко использовался для оценки запасов человеческого капитала США Т. Шульцем, Дж. Кендриком, предпринявшими попытку сопоставить рыночные оценки фонда образования с оценками запасов физического капитала. Использование методов корреляционного анализа способствовало отысканию интересных технико-экономических взаимосвязей между качественными характеристиками рабочей силы и характеристиками материальных средств производства. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют сформулировать общий вывод: темп роста фонда образования значительно опережает темп роста физического капитала . При этом соотношение накопленного физического и человеческого капитала имело тенденцию увеличения в пользу последнего.

Информация об абсолютной величине образовательного фонда является основой построения целого ряда показателей, которые аналогичны таким показателям эффективности, как фондо-, материало- или наукоемкость, исчисляемых как отношение всего национального (регионального) продукта к затратам того или иного вида ресурса или же некоторой их совокупности. Таким образом может быть выведен показатель интеллектуалоемкости, который подобен показателю фондоемкости. Он рассчитывается как отношение фонда образования к ВНП и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую денежную единицу произведенной продукции: , где ОФО - денежная оценка фонда образования; ВНП - денежная оценка валового национального продукта.

Данные аналитические методики могут быть применены к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал, формирующий интеллектуально-кадровый потенциал инновационного развития региона. Все вышесказанное позволяет заключить, что понятие интеллектуально-кадрового потенциала региона, базирующееся на теории человеческого капитала, представляется сложной, многомерной и неоднозначной категорией, которая является существенным компонентом в оценке и осуществлении инновационных процессов как на региональном, так и на всех других уровнях.

Рецензенты:

Шманёв Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орёл.

Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.

Библиографическая ссылка

Петрухина Е.В., Губарева Л.И. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8363 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интеллектуальный потенциал

Упоминания об интеллектуальном потенциале России в литературе последнего времени встречаются все чаще. Видимо, это не случайно. Сложившаяся в стране проблемная ситуация, связанная с определением стратегии ее выхода из кризиса, естественным образом подводит к мысли о том, что в числе факторов развития интеллектуальный потенциал страны занимает далеко не последнее место.

Невозможно дать однозначного определения понятию «интеллектуального потенциала», ибо в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются различные виды интеллектуальной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с другими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т.д. В итоге, все проявления интеллектуального потенциала естественно сопрягаются друг с другом.

Культурное наследие имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны. Это один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России.

Велика роль культурного наследия в образовательной и просветительской сфере. В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающих поколений, чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов. Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. В современную эпоху именно бережное отношение к наследию и традициям позволит сохранить уникальность многонациональной культуры России.

В связи с этим в качестве важнейшей стратегической задачи по сохранению наследия, приобретают вопросы формирования историко-культурного каркаса страны, государственной поддержки разнообразных проявлений народной традиционной культуры, в том числе, народных художественных промыслов.

Потенциал историко-культурного наследия России огромен. Он предполагает духовно-нравственное, патриотическое воспитание россиян, развитие просветительской деятельности, краеведения, туризма.

Россия является крупнейшей мировой культурной державой. Неоспорима уникальность по количеству исторических культурных памятников. Их в России более 80 тысяч. Двадцать три объекта культурного наследия включены в список ЮНЕСКО. В России насчитывается более полутора тысяч государственных и муниципальных музеев, но есть еще множество ведомственных, школьных и частных. Более 140 уникальных музеев-заповедников и музеев-усадеб не только хранят память о событиях, людях, традициях исторических мест, но и сохраняют облик исторических ландшафтов.

Нельзя не сказать об огромном богатстве и разнообразии нематериального культурного наследия: о фольклоре, о народных и художественных промыслах, бытовых традициях наших народов.

Следует отметить, что к настоящему времени в России выставлена вертикаль государственного управления охраны культурного наследия. Есть базовый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Историческое наследие России известно и почитаемо во всем мире. Однако в XXI веке оно подвергается недопустимым рискам и опасностям. Каждый год теряется около десяти тысяч памятников культуры - природно-архитектурных, художественных, памятников «охраняемых» и даже из числа музейных экспонатов. А ведь это духовное достояние России, культурное наследие, без которого не может жить ни один народ. Поэтому надо решать срочно и кардинально вопрос об увеличении финансирования культуры .

Что касается образования, здесь в очередной раз необходимо отметить наличие в России глубочайшей региональной дифференциации. Образовательный потенциал регионов различаются в разы (значение итогового показателя в Москве 90.20, в то время как в республике Ингушетии - 35.61). Учитывая взаимосвязь уровня образования и социально-экономического развития регионов, можно сказать, что регионы-аутсайдеры изначально обречены на отставание в развитии.

Очевидно, наличие в регионах вузов способствует повышению количества молодежи, получающей высшее образование, так как уровень удовлетворения запроса граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания. Прежде всего, это связано с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый житель региона способен обеспечить своему ребенку получение высшего образования, особенно если это связано с переездами в другие населенные пункты (очевидно, что чем дальше от дома, тем сложнее). Ежегодно сокращается количество бюджетных мест в вузах, увеличивается стоимость обучения. Кроме того, имеет место отсутствие (недостаток) мест в общежитиях даже в крупнейших вузах страны, стипендии, вынуждающие студента либо оставаться на обеспечении у родителей, либо устраиваться на работу. Все это явно не способствует повышению качества образования в России. Именно поэтому показатель образовательного обеспечения региона очень важен как одна из составляющих не только образованности страны, но и ее качественного образования.

Получается замкнутый круг. Отсутствие в регионах развитых систем образования вынуждает молодежь уезжать учиться в другие регионы. Получив образование, специалист редко возвращается назад, так как стремится устроиться на престижную работу и улучшить условия своей жизни. В результате происходит внутристрановая миграция, когда из менее экономически развитых регионов население (в основном его молодая часть) перемещается в более развитые. Это, в конечном счете, и приводит к таким колоссальным разрывам в социально-экономическом развитии регионов России. Наиболее ярким примером подобного явления служит Москва, жизнь в которой грозит стать невыносимой из-за стремительного роста численности населения, в том числе и за счет приезжих из регионов .

Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Но наука менее инертна, чем система образования и за годы реформ она претерпела весьма существенные изменения. Более чем вдвое сократилась численность научного персонала, причем, отечественная наука теряла и квалифицированных специалистов (“утечка мозгов”). Произошло, старение научных кадров, ибо ослаб приток молодежи, в результате чего по многим направлениям остро встала проблема преемственности научных поколений. Перестало обновляться научное оборудование, что негативно влияло на исследовательскую активность. А ведь наука, в особенности фундаментальная - основа основ и современного образования и технологии, т.е. интеллектуального потенциала в целом. Значительно снизился престиж науки и научного труда, который в советские времена был достаточно высок. Не в последнюю очередь все эти негативные последствия связаны с многолетним мизерным государственным финансированием науки и, соответственно, с низкой оплатой научного труда. В финансовом отношении наука оказалась зажатой в тиски и с другой стороны. Чудовищная приватизация и упадок производства лишили его стимулов к обновлению технологии. Потребность в использовании научно-технических разработок свелась к минимуму. Сокращение бюджетных ассигнований дополнялось отсутствием заказов, а, следовательно, и финансирования со стороны и государства и производства. От этого особенно пострадала отраслевая наука, занимавшаяся технологическими разработками. Большой урон понесла и наука ВПК.

Ныне в России более 4000 организаций выполняют научные исследования и разработки. Конечно, научно-технический потенциал страны значительно ослаб. По мнению Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое. Но в условиях кризиса правительство РФ склоняется к форсированному сокращению государственного сектора науки в целях облегчения обязательств бюджета. Однако следует иметь в виду, что наука, как элемент высокой культуры, легко разрушается, но очень трудно и не быстро создается. Учитывая, что ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (а это - более 95% всех бюджетных ассигнований на науку) составляют всего 55,4 млрд. руб. или 1,71% расходов бюджета РФ, сколько-нибудь заметной экономической выгоды эта мера не даст, но существенно подорвет перспективы развития страны на долгие годы .

В федеральной собственности в настоящее время находится более 2 тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки (включая отраслевые институты в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий, организации ОПК и др.), в том числе организаций собственно государственного сектора науки - 1341, из них 851 - академических .

При решении вопроса о том, сколько институтов следует оставить на государственном балансе, необходимо иметь в виду, что, во-первых, научный потенциал страны и так уже сильно ослаблен. Даже если предположить, что сокращение государственного сектора науки все-таки необходимо, в любом случае это сокращение не должно обгонять процесса формирования институциональных условий, позволяющих провести реорганизацию с минимальными потерями.

Одним из острейших вопросов институциональной перестройки научной сферы является сохранение и реорганизация отраслевой науки, которая в РФ традиционно выполняет основную часть прикладных исследований.

Российский научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Еще десять лет назад примерно 70% всех научных исследований выполнялось в научных центрах, вузах и лабораториях, расположенных в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и на Урале.

Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.

Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.

Еще одна неотъемлемая составляющая интеллектуального потенциала - технологическое применение науки, создание инновационного продукта, развитие научно-технической и инновационной деятельности. Ее оценка уже проводилась в соответствующей главе данной работы.

Итак, можно полагать, что интеллектуальный потенциал России остается достаточно развитым. Он частично деградировал, но еще не полностью утерял способности обеспечить современный уровень образования, а по некоторым направлениям также научный и технологический прогресс. Однако и этот потенциал по ряду причин задействован не полностью.

Интеллектуальный потенциал управления регионом – это сумма знаний и навыков работников органов управления, а также управленческие и административные возможности органов управления регионом в целом.

Интеллектуальный потенциал образует, прежде всего, компетенция персонала управления. Компетенция сотрудников администрации и других органов управления это их образование, квалификация, знания, опыт, умения и навыки, способность действовать в разнообразных ситуациях, творческие способности, моральные ценности и отношение к работе. Компетенция сотрудников администрации – это такая составляющая интеллектуального потенциала, которая принадлежит конкретным работникам. Это то, что может быть утрачено с уходом конкретных людей из администрации и других органов управления регионом.

В интеллектуальном потенциале можно выделить внутреннюю и внешнюю его структуру. Внутренняя структура интеллектуального потенциала управления регионом–это концепции и стратегические планы развития региона, управленческие ноу-хау, компьютерные и административные системы управления, базы данных и системы мониторинга, оргструктура и культура органов управления регионом. Это такие элементы интеллектуального потенциала, которые остаются в администрации независимо от того, поменялся ли состав персонала управления или нет.

Внешняя структура интеллектуального потенциала управления регионом– это отношения органов управления с местным сообществом, с потенциальными и реальными инвесторами, с предпринимателями, с правительством, с другими регионами, а также международные связи и имидж региона. Эти элементы интеллектуального потенциала определяются внешними связями органов управления региона и характеризуют эффективность этих связей.

Соотношение между составляющими интеллектуального потенциала управления регионом представлено на рисунке, где показано, что границы между основными составляющими интеллектуального потенциала носят достаточно условный характер. Некоторые элементы интеллектуального потенциала можно отнести с равной степени к различным его составляющим.


Соотношение составляющих интеллектуального потенциала

Так, например, культура органов управления относится в равной мере и к компетенции сотрудников администрации, и к внутренней структуре интеллектуального потенциала. Имидж региона, в значительной мере создаваемый и поддерживаемый органами управления этого региона, можно отнести не только к внешней, но и к внутренней структуре.


Такая важная составляющая интеллектуального потенциала управления регионом, как стратегия его развития, в равной степени может быть отнесена как к внутренней, так и внешней структуре, а также к компетенции сотрудников администрации. Действительно, стратегия – это такой элемент интеллектуального потенциала управления регионом, который остается в рамках администрации независимо от того, поменялись ее сотрудники или нет. В то же время без соответствующего проникновения в сознание каждого сотрудника администрации соответствующих навыков стратегия останется нереализуемым документом. Поэтому ее можно отнести и к компетенции персонала управления. Одновременно стратегия будет нежизнеспособна, если она не будет широко обнародована и если она не будет известна жителям региона, потенциальным и реальным инвесторам, если ею не заинтересуются правительственные учреждения и институты. Поэтому она в определенной мере может быть отнесена и к внешней структуре интеллектуального потенциала.


В то же время в составе интеллектуального потенциала есть элементы, однозначно относимые к той или иной составляющей интеллектуального потенциала. Например, уровень образования сотрудников – это элемент компетенции персонала управления; компьютерная система, используемая в управлении, – это элемент внутренней структуры, а налаженные международные связи однозначно относятся к элементу внешней структуры.


Интеллектуальный потенциал в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их оценок была равна общей оценке всего интеллектуального потенциала организации. Взаимодействие разных составляющих интеллектуального потенциала носит сугубо нелинейный характер. Например, не всегда чисто человеческая компонента достаточна для формирования мощного интеллектуального потенциала. Для этого необходимо высокую компетентность работников дополнить элементами потенциала в виде соответствующей оргструктуры, информационных технологий, управленческих процедур и т.д. В то же время для освоения новых информационных технологий, для внедрения управленческих процедур необходимо осуществлять обучение сотрудников.


Недостаточно обучить работников и соединить их вместе в рамках администрации региона. Необходимо также создать соответствующие базы данных, административные и компьютерные системы, оснастить организацию техническими средствами, наладить эффективный обмен информацией, предпринять шаги по налаживанию широких внешних связей. Только в этом случае можно говорить о высоком интеллектуальном потенциале управления регионом. В противном случае высокая квалификация сотрудников не сможет быть использована.


В интеллектуальном потенциале управления регионом имеются некоторые критические элементы, которые полностью могут свести к нулю все другие составляющие. Одним из таких элементов являются моральные качества сотрудников администрации и их устойчивость к коррупции. Если сотрудники администрации в значительной степени подвержены коррупции, то все остальные составляющие потенциала уже не имеют значения и интеллектуальный потенциал управления регионом в целом можно в этом случае оценивать как близкий к нулю.


Все три составляющих интеллектуального потенциала управления (компетенция сотрудников, внутренняя и внешняя структура интеллектуального потенциала управления регионом) взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект. В этом случае происходит перекрестное влияние одних видов интеллектуального потенциала на другие. Так, внешняя структура может укреплять престиж региона, способствовать привлечению инвестиций в регион. Внутренняя структура снижает излишнюю зависимость администрации от человеческого фактора. Компетенция работников администрации способствует разработке новых идей в региональном управлении и новых проектов.


Основные направления формирования и развития интеллектуального потенциала управления регионом сводятся к позитивным изменениям основных его составляющих – компетенции персонала органов управления регионом, внутренней и внешней структур.


Компетенция сотрудников в основном может быть увеличена в процессе и в результате их подготовки и переподготовки. Именно поэтому система непрерывного обучения сотрудников администрации, их стажировки, формирование обучающейся администрации, формирование управленческих команд и кадрового ядра администрации, внедрение современных технологий индивидуального и группового обучения выступают в качестве средств повышения интеллектуального потенциала регионального управления.


Цель обучения – обеспечить организацию достаточным количеством людей с навыками, знаниями и способностями, необходимыми для достижения ее целей. Обучение работников региональных и муниципальных органов управления особенно актуально в трех случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда работник получает повышение по службе или ему поручают другую работу. В-третьих, когда в результате проверки или аттестации выясняется, что человеку не хватает знаний и навыков для выполнения его работы.


Успех всей системы подготовки кадров сильно зависит от того, как относится руководство к обучению своих сотрудников, как оно формирует цели такого обучения, насколько руководство заботится о самом процессе обучения. Особенно важно, как происходит процесс закрепления полученных знаний и навыков на рабочем месте. Нередки случаи, когда процесс обучения и практика деятельности организации не согласуются друг с другом и в результате происходит отрыв полученных знаний и навыков от реальной практики. Очень важно, чтобы процесс обучения работника стал своеобразным стимулом для его работы, способствуя продвижению по службе, профессиональному росту, успеху, испытанию собственных сил.


Региональная администрация сегодня сама должна стать обучающейся организацией, в рамках которой идет постоянный процесс повышения квалификации ее сотрудников. Постоянное обучение сотрудников администрации способствует созданию ценностей, привносит новое в работу региональной администрации и каждого ее сотрудника. По форме обучение не всегда должно быть традиционным и систематическим. Оно происходит и непосредственно в процессе работы, и в процессе изучения работы сходных организаций, и в общении с коллегами и, конечно же, в рамках семинаров и специальных курсов.


Повышение квалификации происходит также и в процессе запланированной ротации. Перемещая специалиста из отдела в отдел, можно ознакомить его со всеми сторонами деятельности организации, что в результате существенно повысит его понимание целей, функций, технологий работы и узких мест организации. В процессе подобного перемещения специалист уясняет необходимость координации и взаимосвязь между целями отдельных подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы, особенно руководителя.


Современный российский чиновник, как правило, сконцентрирован в первую очередь на задании и на своем непосредственном руководителе; главная его цель – удовлетворить начальника. Новое время диктует новые требования к работнику. Он должен в первую очередь удовлетворить потребителя своих услуг. Для работников муниципальных и региональных органов управления – это жители региона или города. Требуются работники, ответственные за потребителя, которые видят свою миссию в решении проблем жителей города и региона. В связи с этим во всех органах власти на местах необходимо:


  • качественно изменить кадровый потенциал, осуществить подготовку, повышение квалификации кадров, повысив их адаптацию к новым условиям и требованиям;
  • сформировать руководящий состав как команду личностей, создать условия для появления нестандартных идей, для участия каждого в выработке и реализации управленческих решений.

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты анализа и оценки интеллектуального потенциала региона

    Классификационный состав интеллектуального потенциала региона 9

    Модель комплексной оценки интеллектуального потенциала региона 35

Глава 2. Механизм управления интеллектуальным потенциалом региона

    Концептуальный подход к управлению интеллектуальным потенциалом 65 региона

    Организационно-экономическая модель управления интеллектуальным потенциалом региона 83

Глава 3. Высшая школа в системе управления интеллектуальным потенциалом региона

3.1. Высшая школа как базовый институт управления интеллектуальным
потенциалом региона. 98

3.2. Формирование компетентностного специалиста-профессионала как фактор
увеличения интеллектуального потенциала региона 120

Заключение 138

Библиографический список 145

Приложения 163

Введение к работе

В условиях быстрых изменений и ускорения глобализационных процессов главным фактором, ресурсом и источником роста современной экономики выступают знания. Обмен, распространение и использование знаний становятся приоритетным направлением инновационного развития экономики.

На фоне высоких темпов инновационного развития все более актуализируется проблема формирования и эффективного использования интеллектуального потенциала субъектов экономики, определяемого общим уровнем развития образования, науки и культуры.

Особую значимость данная проблема приобретает при разработке программ социально-экономического развития регионов, которые все более и более становятся субъектами конкурентных отношений. Решающее значение имеют признание интеллектуального потенциала региона не только как фактора экономического роста, но и как фактора роста благосостояния населения региона.

В связи с этим возрастает необходимость в обосновании и разработке современных концептуальных подходов и практических рекомендаций по управлению интеллектуальным потенциалом региона и созданию условий для его наиболее эффективной и полной реализации. В целом актуальной представляется разработка работоспособных механизмов управления интеллектуальным потенциалом региона, функционирующих на основе оценок его эффективности, и обеспечивающих поступательное и устойчивое развитие региона с учетом реалий экономического развития.

Проблема формирования интеллектуального потенциала региона

привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.

Приоритетные социально-экономические проблемы развития регионов

освещены в трудах отечественных ученых: А.Г. Гранберга, А.И.

Татаркина, О.А. Козловой, Ю.К. Перского, А.В. Гребенкина, Ю.Г. Лавриковой, С.Г. Важенина, А.Н. Пыткина и др.

Отдельные аспекты природы знаний и управление ими, управление интеллектуальным потенциалом отражаются в трудах Р. Акоффа, Э. Брукинг, К. Вига, П. Друкера, Б.-А. Лундвалла, М. Мэлоуна, М. Поланьи, К. Смита, Т. Стюарта, Л. Эдвинссона, А.Л. Гапоненко, Н.В. Казаковой, А.Н. Козырева, Б.Б. Леонтьева, Т.Ю. Лифановой, Ж.А. Мингалевой, С.А. Митрофанова.

Превращение инноваций в главный фактор конкурентоспособности, углубление их системного характера привели к изменению качества общественного развития. Наиболее известными теоретическими концепциями в этой области являются концепции постиндустриального и информационного общества (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, М. Кастельс, Ф. Махлуп, М. Портер и др.), а также идеи и подходы, связанные с решением проблем экономики, основанной на знаниях (П. Друкер, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Смит, Д. Форэй и др.).

Приобретающие особую актуальность проблемы и методологические аспекты управления интеллектуальным потенциалом региона и высших учебных заведений система оценки и* мониторинга качества образования рассматриваются в трудах А.А. Аветисова, В.А. Беликова, Т.Б. Бреховой, И.Г. Голубевой, В.А. Качалова, Е.Б. Куртона, О.П. Овчинниковой, В.Г. Садкова, О.А. Силаевой, А.И. Субетто, И.И. Шувалова и др.

Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы
регионального и межрегионального анализа состояния интеллектуального
потенциала; отсутствует обобщенная картина состояния

интеллектуального потенциала высшей школы и тенденций его развития в условиях перехода к инновационной экономике. Малоизученными являются также подходы к формирования, интеллектуального потенциала высших учебных заведений региона. Вышесказанное определило выбор темы, предмета, объекта и структурного построения диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка
теоретических и методических положений по формированию
организационно-экономического механизма управления

интеллектуальным потенциалом региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Определить предметное содержание понятия «интеллектуальный потенциал региона» в контексте управления им.

    Разработать модель, алгоритм и методику комплексной оценки интеллектуального потенциала региона.

    Определить особенности и структуру организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом региона.

    Обосновать необходимость построения модели управления интеллектуальным потенциалом вуза как инновационной составляющей управления интеллектуальным потенциалом региона. На основе модели интеллектуального потенциала высших учебных заведений разработать модель компетентностного специалиста-профессионала как фактора формирования и наращивания интеллектуального потенциала региона.

Объектом исследования является процесс формирования и развития интеллектуального потенциала региона.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления интеллектуальным потенциалом региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных исследователей по актуальным проблемам региональной экономики, стратегического и инновационного менеджмента, управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуальным потенциалом экономических субъектов в формирующейся экономике знаний.

В ходе исследования использовались общенаучные принципы и методы познания: системный анализ и синтез, сравнение, дедукция, моделирование, прогнозирование.

Научные положения, сформулированные в диссертации, соответствуют требованиям Паспорта специальностей ВАК и принадлежат области исследований научной специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (раздел 5 «Региональная экономика»):

п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов, условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем»;

п. 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование; анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления».

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы и территориальных органов государственной статистики РФ, постановления Правительства РФ,; Министерства образования и науки РФ, доклады и аналитические материалы высших учебных заведений.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Введено в оборот понятие «интеллектуальный потенциал
региона», как системной совокупности образовательного, научного,
инновационного и культурного потенциалов, отражающей влияние
широкого спектра исторически обусловленных признаков региона
(экономических, организационных, политических, этических, этнических,
языковых) на формирование его интеллектуального потенциала.

2. Предложен концептуальный подход к комплексной оценке
интеллектуального потенциала региона, который в отличие от имеющихся
толкований, позволяет получить дифференцированные характеристики
влияния каждой его составляющей (частных потенциалов) на показатели

социально-экономического развития. На этой основе в диссертации

разработана классификация регионов по уровню интеллектуального
потенциала (благополучные, потенциально благополучные,

неблагополучные регионы), что создает необходимые предпосылки" для
разработки механизма управления^ интеллектуальным потенциалом
региона, формирование которого? исходно обеспечивается

интеллектуальным потенциалом высших-учебных заведений региона.

3: Разработана^ организационно-экономическая і модель управления интеллектуальным, потенциалом региона как системной совокупности частных потенциалов; отражающая 5 систему многоуровневых взаимосвязей в процессе: его формирования- и реализации. Особенность и одновременно достоинство данной модели состоит в том, что в ней представлен «совокупный»- субъект управления- в единстве федеральных и; региональных органов власти, академических и отраслевых НИИ; университетов і предприятий^ региона;, функционирование и, развитие которого направлено на-достижение баланса интересов; необходимого для эффективного решения, насущных, проблем региона? в; условиях нарастающих темпов?инноваци6нного?развития«экономики

4. В работе выявлена зависимость между интеллектуальным потенциалом; высших, учебных.заведений, и интеллектуальным; : потенциалом региона,.которая:рассматривается как, основа.для выработки научно-обоснованных решений- «совокупным» субъектомг управления = по формированию интеллектуального потенциала: высших, учебных заведений. На- основе разработанной в диссертации- модели? управления интеллектуальным потенциалом вуза; являющейся! неотъемлемой^ частые модели управления интеллектуальным потенциалом» региона;.предложена модель формирования компетентностного (конкурентоспособного) специалиста-профессионала, как фактора непрерывного роста интеллектуального потенциала региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширительном- представлении понятийно-терминологического аппарата, используемого для: обоснования» необходимости управления

-."."" 7

интеллектуальным потенциалом региона, а также для развития теоретико-методических положений о характере и механизмах взаимодействия научного сообщества и органов власти при решении проблемы формирования и использования интеллектуального потенциала в развитии регионов.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных выводов и рекомендации региональными органами власти при управлении интеллектуальным потенциалом региона.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

4-я международная научно-практическая конференция «Глобальный научный потенциал» (Тамбов, 2008);

Международная научно-методическая конференция «Университет в системе непрерывного образования» (Пермь, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференции «Формирование компетентного специалиста в высшей школе как основа модульно-рейтингового подхода к профессиональной подготовке» (Казань, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная экономика и промышленная экономика региона» (Санкт-Петербург, 2008);

Научно-практическая конференция «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» (Санкт-Петербург, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики», (Пермь, 2009).

Транскрипт

1 УДК Е.В. Молина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем рынка и экономикоэкологических исследований НАН Украины Интеллектуальный потенциал региона Представлен анализ сущности понятия «интеллектуальный потенциал», приведена структура интеллектуального потенциала региона, исследованы методические подходы к его оценке, предложены механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона. Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальный потенциал, регион, воспроизводство, образование, оценка, индикаторы, методика. В 1962 г. американский ученый Ф. Махлуп впервые ввел категорию «индустрия знаний», отнеся к ней сферу образования, научных исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. А уже к концу XX в. произошел окончательный переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, или «экономике, основанной на знаниях» (knowledge-based economy). Это стало признанием того, что научные знания и специализированные уникальные навыки работников стали главным источником и ключевым условием развития материального и нематериального производства, специфическим и основным ресурсом новой экономики. Человеческий интеллект и порождаемые им знания превратились в реальную производительную силу, стали основой конкурентных преимуществ, интеллектуальной и национальной безопасности стран и регионов. В научной литературе прочное место начинают занимать такие понятия, как интеллектуализация экономической деятельности, интеллектоемкость экономики и т. д. На практике ставятся задачи формирования, сохранения, эффективного использования и наращивания интеллектуального потенциала социально-экономических систем как основы развития, оценки уровня их интеллектуализации и способности адаптации к новым экономическим отношениям, выявления условий, обеспечивающих эти процессы или выступающих их тормозом, обостряется потребность формирования механизмов повышения интеллектуального потенциала социально-экономических систем. Всемирный банк проводит регулярные исследования и формирование рейтингов интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтингов использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge Economy Index). Однако подобные работы проводятся, как правило, на макро- и микроуровнях. При этом с ростом самостоятельности регионов и усилением их роли в формировании человеческого капитала, конкурентоспобности и устойчивого развития страны все более актуальными становятся вопросы содержания интеллектуального потенциала локальных территориальных образований, его структуры и функций, приоритетных направлений формирования и закономерностей развития. Поиск ответов на поставленные вопросы и является целью настоящей статьи. Переход к новой экономике отмечен появлением огромного количества научных трудов зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию интеллектуальных характеристик социально-экономических систем всех Е.В. Молина,

2 280 ISSN Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму (4) уровней (предприятий и организаций, территориальных образований регионов, городов, стран), в которых получили развитие такие экономические категории, как интеллектуальный потенциал, интеллектуальный ресурс, интеллектуальный капитал и т. д. Трактовка понятия интеллектуальный потенциал отличается широким разнообразием. В самом общем виде интеллектуальный потенциал (человека, общества) рассматривается как совокупность интеллектуальных качеств (интеллектуальных ресурсов), которая может быть использована системой для решения стоящих перед ней задач по самосохранению и развитию. По мнению российских ученых, интеллектуальный потенциал это: характеристика интеллектуальной сферы страны или региона и источник новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере; мера эффективности инновационной экономики, выражающаяся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития ; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере . С.И. Вовканич, представитель львовской научной школы, трактует данное понятие как возможность накапливать, создавать и использовать новые знания, проекты, идеи, модели и другую семантическую информацию (научнотехническую, экономическую, правовую и т. д.), которая может стать интеллектуальной собственностью Украины, способствовать её прогрессивной и международной интеграции как полноправного партнера . По мнению В. Петренко, интеллектуальный потенциал это прогнозируемая интегральная способность личности или группы лиц (персонала организации, предприятия, населения территориальной громады, региона, страны, нации, человечества) к созданию новых духовных и материальных ценностей . Как видим, понятие «интеллектуальный потенциал» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В последнем случае его часто отождествляют либо с интеллектуальным потенциалом человека и условиями его воспроизводства, либо с интеллектуальным капиталом в получившей распространение трактовке Г.-С. Брукинга и, прежде всего, с его структурной составляющей (интеллектуальная собственность, организационные и рыночные активы). На фоне многообразия существующих толкований представляет практический интерес определение интеллектуального потенциала региона как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, исторически обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными и т. д. факторами развития региона . Данный подход позволяет выделить сферы и субъектов жизнедеятельности региона (рис. 1), которые непосредственно участвуют в воспроизводстве его интеллектуального потенциала и конкретизировать основные направления управления данным процессом. Очевидно, что к их числу необходимо отнести повышение эффективности и качества образовательного процесса, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития региона, трансформацию интеллектуального потенциала в инновационное развитие, организацию взаимодействия и партнерских отношений всех причастных субъектов.

3 Интеллектуальный потенциал региона Образовательный потенциал региона Научный (научнотехнический) потенциал региона Инновационный потенциал региона Культурный потенциал региона Рис. 1. Структура интеллектуального потенциала региона В основе интеллектуального потенциала региона находится интеллектуальный потенциал его населения. Формирование и развитие у населения ключевых компетенций как новая доктрина в содержании образования определяется интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений региона. Институт образования играет судьбоносную роль в развитии современного общества. Благодаря образованию человек получает не только специализированные (научные) знания, но и повседневные (будничные), что способствует социализации личности. Как следует из анализа опыта работы наиболее успешных западных университетов, вузы должны стать современными научно-образовательными центрами предпринимательского типа, открытыми внешнему сообществу, способными осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов на основе интеграции образовательной деятельности с фундаментальными и прикладными исследованиями. Они должны удовлетворять потребности как социума, так и образовательные потребности каждого человека на актуальном для него уровне (парадигма «образование в течение всей жизни»). Для отечественных вузов характерным является отсутствие связи системы образования с хозяйственным комплексом региона, дублирование большого перечня специальностей, на которые на рынке отсутствует спрос, снижение спроса на естественное и техническое образование, поддерживаемые вялотекущей реструктуризацией занятости . Переобучение и повышение квалификации кадров не является приоритетной задачей для абсолютного большинства руководителей предприятий. По новым профессиям в Одесской области в 2008 г. было обучено 5,4% работников промышленности, 3,7% транспорта и связи. Потенциал образования в обеспечении инновационной деятельности реализуется весьма незначительно. Зарегистрированные патенты используются преимущественно непосредственно в вузах, и лишь небольшая их доля передается другим организациям в виде лицензионных договоров. При этом международный опыт свидетельствует, что целенаправленная политика в сфере образования является более эффективной, чем политика на рынке труда. Уменьшение носителей интеллектуального потенциала непосредственно уменьшает интеллектуально-ресурсный потенциал социально-экономической системы и результативность её функционирования. Поэтому уровень использования интеллектуального потенциала (интеллектопользования) необходимо считать важной характеристикой социально-экономической системы, а обеспечение его надлежащего уровня одной из главных задач органов управления. Первые оценки интеллектуального потенциала территориальных образований получили воплощение в расчетах накопленных населением лет образования, которые производились по методикам оценки человеческого капитала. Однако они являются малоинформативными и малопригодными для решения проблемы интеллектуализации экономики. В соответствии с методикой формирования общества знаний (К-общества), разработанной Департаментом экономического и социального развития ООН (UNDESA) , оценка интеллектуализации производится на основе измерения основных параметров формирования интеллектуального потенциала (средний срок обучения в школе, доля молодежи в населении, развитие информа- 281

4 ционных средств) с одновременной оценкой факторов, способствующих и тормозящих данный процесс. В числе первых: расходы на НИОКР, образование, охрану здоровья в структуре бюджета, затраты на оборону, количество учеников на одного учителя, свобода общества от коррупции. К факторам торможения отнесены: детская смертность, неравномерность распределения доходов, субсидии для защиты отдельных территорий, выбросы CO 2 на одного человека. Данная методика отличается от многих других тем, что включает оценку парамет ров качества жизни как необходимого условия развития интеллектуального потенциала. К настоящему моменту получили распространение авторские методики формирования интегрального индекса интеллектуального потенциала региона, опирающиеся на приведенную ниже или подобную систему частных индексов: индекс подготовки высшей школы (численность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. человек населения); индекс уровня образования (состав занятого населения регионов по уровню образования); индекс подготовки научных кадров (численность аспирантов в расчете на 10 тыс. занятых); индекс масштабов занятости научными исследованиями (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике); индекс интенсивности научных исследований (доля внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП). Сформированный на их основе интегральный индекс позволяет выделить среди регионов благополучные, потенциально благополучные и неблагополучные и разработать конкретный перечень мероприятий по развитию их интеллектуального потенциала. Конструктивным представляется подход, когда оценка интеллектуального потенциала производится в разрезе приоритетных видов деятельности, заложенных в стратегию социально-экономического развития региона. Это может быть аграрный сектор региона, транспорт, машиностроение и т. д. Более информативным является подход, когда показатели интеллектуализации экономики обособляются в 3 группы: входные показатели, показатели процесса интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) и показатели результата (табл. 1). Таблица 1 Группировка исходных показателей интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) Показатели потенциала ИЭД 1. Численность исследователей на занятых 2. Число персональных компьютеров на 1000 человек населения 3. Численность пользователей Интернета на 1000 человек населения 4. Численность студентов на 1000 человек населения 5. Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте лет (%) Показатели процесса ИЭД, % 6. Расходы на R&D (Research & Development, НИОКР) в ВРП 7. Расходы на образование в ВРП Показатели результата ИЭД 8. Экспорт технологий 9. Число патентных заявок на изобретения 10. Доля образования, здравоохранения, социальных услуг в ВРП (%) 282

5 Считается, что эффективное управление формированием и развитием интеллектуального потенциала возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, и, в первую очередь, сферы образования и науки . В России, например, одним из наиболее крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов стало создание сети федеральных университетов, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок . В работе таких университетов используются Форсайт-технологии система методов экспертной оценки стратегических направлений социальноэкономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. В данном случае эффективность формирования и использования интеллектуального потенциала региона повышается за счет: снижения неопределенности относительно направлений инновационного развития, подготовки специалистов по востребованным специальностям; организации более активных форм сотрудничества предприятий и университета, способных оказать позитивное влияние на качество интеллектуального потенциала; развития инновационных производств и формирования новых привлекательных рабочих мест, удержания высококвалифицированных работников и привлечения их из других регионов и т. д. . Краткий обзор процессов интеллектуализации экономики регионов убеждает, что в условиях современной действительности формирование и эффективное использование интеллектуального потенциала региона, создание институциональных условий для его расширенного воспроизводства должно стать приоритетным направлением региональной политики. Осуществляя целенаправленную политику по реструктуризации социально-экономического потенциала в направлении роста интеллектуального потенциала, регионы повышают свои адаптационные характеристики к требованиям новой экономики. Ключевая роль образовательного потенциала в структуре интеллектуального потенциала региона ставит задачу формирования в регионе института образования как многоосновного института, ориентированного на интеллектуализацию всех слоев населения. При этом эффективное воспроизводство интеллектуального потенциала региона обеспечивается решением двух групп задач: формирование общества знаний и инновационной модели экономики и повышение уровня и качества жизни населения, социализации экономики. Разработке программ и стратегий должна предшествовать разработка концепции развития интеллектуального потенциала региона как интеллектуальной модели основы для разработки управленческих и политических технологий. Как следует из мирового опыта, в качестве эффективного инструмента управления социально-экономическим развитием, позволяющим вовлекать интеллектуальный потенциал региона в решение стратегически важных задач, а также принимать согласованные решения и осуществлять согласованные действия, выступает Форсайт-технология. Список использованной литературы 1. Киршин И.А. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона / И.А. Киршин, Е.В. Вашурина, М.Н. Овчинников // 2. Программа развития Уральского федерального университета, 2009 // 283

6 3. Вовканич С. Українська национальна ідея та її інтелектуальне забеспечення / С. Вовканич // Український культурологічний центр // http//intellect. org.ua/index.php?lang=u&material_id= Петренко В.П. Управління процесами інтелектокористування в соціально-економічних системах / В.П. Петренко // Наукова монографія. Івано-Франківськ: Нова Зоря, с. 5. Максименко И.И. Управление интеллектуальным потенциалом региона: автореф. дис.... канд. экон. наук: / И.И. Максименко. Пермь, Моліна О.В. Соціально-економічний розвиток регіонів Українського Причорномор я: теорія, методологія, практика: монографія / О.В. Моліна / за редакцією академіка НАН України Б.В. Буркинського. Одеса: Інститут проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, с. 7. Моліна О.В. Підвищення конкурентоспроможності регіону на основі удосконалення відтворення його освітнього потенціалу / О.В. Моліна // Вісник соціально-економ. дослідж. / ОДЕУ. О., Вип. 40. С Understanding Knowledge Societies. New York: Department of Economic and Social Affairs of United Nations , p. 9. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. М., 2009 // Рудской, А.И. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации / А.И. Рудской, А.И. Боровков, С.В. Романов// Материалы XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007 «Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах», 2007 // FEA_news_962.html Подано аналіз сутності поняття «інтелектуальний потенціал», наведено структуру інтелектуального потенціалу регіону, досліджено методичні підходи до його оцінки, запропоновано механізми управління інтелектуальним потенціалом регіону. Ключові слова: економіка знань, інтелектуальний потенціал, регіон, відтворення, освіта, оцінка, індикатори, методика The analysis of the intension of the term «intellectual potential», the structure of the intellectual potential of a region are provided, the methodical approaches to its estimation are investigated, the mechanisms of management of a region s intellectual potential are proposed. Key words: knowledge-driven economy, intellectual potential, region, reproduction, education, estimation, indicators, methods. Надійшло до редакції


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНА: МЕСТО И РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ Киршин Игорь Александрович, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента Казанского государственного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Н.Ф. Чеботарев, доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Финансовый университет при Правительстве

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Остроухов В.М. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского Аннотация: Рассматриваются

Кузнецова Н.В., г. Казань, Академия управления «ТИСБИ» Оценка инновационного потенциала Республики Татарстан Оценка инновационного потенциала Республики Татарстан проведена в разрезе анализа основных показателей

УДК 330.1 Кучеренко Н.А. студент направление «Государственное и муниципальное управление» Поволжский государственный университет сервиса Россия, г. Тольятти ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Н. П. Советова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Обоснование инновационной стратегии развития экономики страны и ее регионов предполагает изначально необходимость оценки

УДК 332.1:331.101.262(470.4) Алякина Людмила Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ

Качество дополнительного образования взрослых Обучение Наука Инновации Материалы Республиканской научно-практической конференции МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический

УДК 005.336.4 Лапаев С.П., Есенбаева А.А. Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ СОСТАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В статье рассмотрены понятие

Оценка инновационного а высших учебных заведений * Evaluation of the innovation potential of higher education institutions Ашмарина Светлана Игоревна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой прикладного менеджмента

Алимбаев А.А.*, Исмаилова Р.А. ** * Научно-исследовательский институт регионального развития, Республика Казахстан, г. Караганда ** Казахский университет экономики, Республика Казахстан, г. Астана НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УДК 316.32.000.141 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Гордиенко О.И., доцент УО «Полоцкий государственный университет» г. Новополоцк, Республика

УДК 330.322.2 РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И НАУКИ Шарова О.О. Уфимский государственный нефтяной технический университет e-mail: [email protected] В статье рассматриваются

ОБ ИНФРАСТРУКТУРНОМ ПОДХОДЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Камиева Алмагуль Акболатовна канд. пед. наук, доцент, первый проректор Казахстанского университета

Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона И.А.Киршин доцент, доктор экон. наук, заведующий кафедрой менеджмента, Казанский (Приволжский) федеральный

Инновационная политика как основа модернизации национальной экономики Сиднева Ж.К., к.э.н., доцент, Национальный университет пищевых технологий, г. Киев В настоящее время сформировалось глубокое понимание

УДК 332.1 О КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРАХ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНА Мезенцева Е.В. к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.тихорецке,

1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ М. М. Ковалев, А. А. Шашко Целью нашего исследования были разработка инструментария для определения индекса инновационного потенциала

27 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИЯ, ИННОВАЦИИ, ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. Суша К началу нового столетия в Республике Беларусь сформировалась развитая система высшего образования, достаточно сложная, состоящая из

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Концепции федеральной целевой программы ««Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» В 2010

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2007 г. N 43-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА В соответствии с подпунктом 1 пункта 1

Балынский Игорь Александрович магистрант Ушаков Владислав Валериевич канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» г. Керчь, Республика Крым ТРУДОВЫЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВ АНИЯ И НАУКИ РОССИЙС КОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Ы С Ш А Я Ш К О Л А Э К О Н О М И К И И У П Р А В Л Е Н И Я К а ф е д р а э к о н о м и ч е с к о й

А. В. Гаранина ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Целью исследования были разработка инструментария для определения индекса инновационного потенциала регионов Беларуси и

ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 2010 г. П Р О Г Р А М М А развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 330.34 Кауфман Н.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Сургутский государственный университет Россия, г. Сургут Ширинкина Е.В., кандидат экономических наук, доцент

УДК 332(470.2) О. С. Петрова, Д. П. Малышев ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В статье проводится оценка инновационного потенциала субъектов Северо-Западного

А.Г. ВОРВУЛЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В статье делается попытка оценить состояние и перспективы развития кадрового потенциала главной инновационной составляющей национальной экономики

Программа стратегического развития Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г.казань)» на 2013 2020 годы I. Общие положения Программа

SWorld 1-12 October 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2013 SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR PRACTICAL APPLICATION. MODERN

УДК 331.101.6:331.107.266 Инвестиционная стратегия и политика финансовых и нефинансовых организаций О.М. Орленко преподаватель Одесский национальный экономический университет Украина г.одесса ИНВЕСТИЦИИ

ВОЗМОЖНОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ Т.Н. Середа Полоцкий государственный университет Особенности стратегического управления регионом определяются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИ УДК 338.242.2; 332.055.2 Л. Н. Чайникова Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион Предложена концептуальная модель системы управления

УДК 338:001.895(571.53) И.Ю. Новикова ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В статье раскрыты основные подходы к содержанию понятия инновационный

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА» В современных

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «Менеджмент» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «Инновационный менеджмент» «Управление инновационной системой организации» Предметом

Ускорение с обновлением оценка условий инновационного развития регионов Аннотация Рассматриваются вопросы инновационного развития регионов в условиях современной экономики. Отражена значимость инновационного

УДК 330 Ю. В. МАРКИНА 1, Ю. В. ШАРИКОВА 2, 2017 1,2 Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Россия E-mail 1,2: [email protected] ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНЫХ

Приложение к типовой методике оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденной

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г. И.Н. Молчанов ИННОВАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Выступление на совещании органов исполнительной власти по вопросу развития инновационных систем нефтегазодобывающих и промышленных регионов 18 сентября 2013 года, Западно Сибирский Инновационный центра

Концептуальные основы научной деятельности Выборгского филиала РАНХиГС Нормативной базой основ научной деятельности Выборгского филиала РАНХиГС являются: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Основные методологические подходы к оценке результативности развития сферы науки и инноваций на основе единой системы прогнозных расчетов Целью исследования, выполняемого в рамках данной НИР является повышение

УДК 658.009.12 Т.П. Гончаренко, Украинская академия банковского дела Национального банка Украины ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ

Л. А. Климова, асп.; рук. Н. С. Желток, к. э. н., доцент (Белорусско-Российский университет, г. Могилев) ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В условиях переходной экономики резко обостряются экономические

Доклад: НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРСАЙТ РФ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Виктория Желтова (Мовилы), эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад» III Российский Венчурный

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Развитие науки и технологий 2013 2020 годы Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ Соловей О.В. Филиал Уральского государственного университета путей сообщения, г. Златоуст Многоуровневая система подготовки кадров

Проект Предложения по возможным направлениям деятельности Межведомственного координационного совета РАН «Социальные показатели и индикаторы развития российского общества» Страна несет большие потери из-за

І международная научно-практическая конференция «Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики», 4-6 ноября 2009 г., г. Хмельницкий, Украина Direction of governmental

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Степанова Н.А. ФГНУ Институт региональной экономики Севера В статье анализируется

Бартова Елена Валентиновна соискатель сектора региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected] производственный потенциал промышленного

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

134 Вопросы экономики и права. 2011. 7 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ СТРАНЫ 2011 И.М. Подмолодина доктор экономических наук, профессор 2011 Е.Ю. Куницын Воронежская государственная технологическая

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Развитие науки и технологий годы Министерство образования и науки Российской Федерации формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора

Определение форм взаимодействия вузов и предприятийработодателей И. П. Тавлуй Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Общество, которое ориентируется на позитивные изменения,

Трибуна молодого ученого Павел Жук, аспирант Панъевропейского университета, Братислава, Словакия (Email: [email protected]) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Вашко И.М., Академия управления при Президенте Республики Беларусь СТРУКТУРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Структура национальной экономики представляет

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Кузнецова Елена Сергеевна г. Мурманск, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» Инновационное технологическое

Методика оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Федерального архивного агентства, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические

226 Финансы, денежное обращение и кредит Финансирование инновационного процесса в малом бизнесе 2011 А.А. Майоров Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected] Статья раскрывает

УДК 631.158:331.101.262:005 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА Прока Нина Ивановна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация предпринимательской

А головы все равно нужны цели и задачи прогнозирования подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей промышленности на современном этапе Характерной особенностью мировой экономики на